Научная статья на тему 'Новые тенденции в системе повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья'

Новые тенденции в системе повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИЗМЕНЕНИЕ МАРШРУТА / ИНКЛЮЗИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РАННИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мёдова Наталия Анатольевна

В представленной статье автор комментирует разработанную специалистами Института коррекционной педагогики Концепцию развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) до 2030 года. Анализируются новые направления подготовки специалистов, определяются сильные стороны и проблемы разработки модулей, программного материала и содержания курсов повышения квалификации. Интересным представляется последовательное развитие системы формирования инклюзивной компетенции у современных педагогов и расширение направлений в рамках её компонентов. Автором подчёркивается необходимость расширения тематики и содержания курсов повышения квалификации в связи с изменением контингента обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и уточнением концептуальных положений развития образования детей указанной выше категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мёдова Наталия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые тенденции в системе повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Мёдова Н.А.

Мёдова Наталия Анатольевна - кандидат педагогических

наук, доцент, кафедра дефектологии, факультет психолого-педагогического и специального образования, Томский государственный педагогический университет,

г. Томск

Аннотация: в представленной статье автор комментирует разработанную специалистами Института коррекционной педагогики Концепцию развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) до 2030 года. Анализируются новые направления подготовки специалистов, определяются сильные стороны и проблемы разработки модулей, программного материала и содержания курсов повышения квалификации. Интересным представляется последовательное развитие системы формирования инклюзивной компетенции у современных педагогов и расширение направлений в рамках её компонентов. Автором подчёркивается необходимость

расширения тематики и содержания курсов повышения квалификации в связи с изменением контингента обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и уточнением концептуальных положений развития образования детей указанной выше категории. Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дифференциации содержания программ дошкольного образования, изменение маршрута, инклюзивная компетенция, ранний возраст.

Подготовка педагогов в условиях инклюзивного и специального образования требует постоянного самообучения и саморазвития. Это обусловлено тем, что учитель оказывается в новом психологическом и педагогическом пространстве. Это пространство требует целенаправленно и последовательно развивать навыки гибкого реагирования на особые потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и использовать альтернативные формы коммуникации с ними. Система повышения квалификации в данном направлении обеспечивает наличие новых профессиональных компетенций, в том числе умение диагностировать уровень развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его потенциальные возможности и образовательные пределы, определять систему оценки знаний, планировать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей, вести психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Отечественные специалисты С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова, В.И. Лопатина, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, О.С. Кузьмина выделили три основных блока профессиональных качеств необходимых в работе с детьми указанной выше категории: мотивационно-ценностные качества, операционно-деятельностные качества, рефлексивно-оценочные способности [1].

И.Н. Хафизуллина (2006) определила структуру инклюзивной компетентности учителя входят ключевые

содержательные (мотивационная, когнитивная,

рефлексивная). Мотивационный компонент инклюзивной компетентности учителя включает мотивационную компетенцию, характеризующуюся глубокой личностной заинтересованностью, положительной направленностью на осуществление педагогической деятельности в условиях включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. Когнитивный компонент инклюзивной компетентности учителя включает когнитивную компетенцию, которая определяется, как способность педагогически мыслить на основе системы знаний и опыта познавательной деятельности, необходимых для осуществления инклюзивного образования. Рефлексивный компонент инклюзивной компетентности учителя включает рефлексивную компетенцию, проявляющуюся в способности к рефлексии деятельности в условиях подготовки и осуществления инклюзивного образования [2].

Педагоги с сформированной инклюзивной компетентностью способны адекватно воспринимать нестандартные ситуации, связанные с поведенческими и психологическими особенностями лиц с ограниченными возможностями здоровья и эффективно на них реагировать [1].

С сентября 2016 года вступил в действие новый Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с особыми возможностями здоровья, регулирующий вопросы инклюзивного образования таких детей. Стремление к инклюзии, включению учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс массовой школы в итоге привело к интегративному объединению общей и специальной образовательных систем.

Так появилось интегрированное обучение, образовательная модель, объединяющая здоровых и особых детей и способствующая реализации прав ребёнка и на образование, и на социализацию. В связи с этим, начиная с 2014-2015 учебного года педагогические работники прошли специальную подготовку, переподготовку, по изучению

опыта, теоретических и практических вопросов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью разработки собственных подходов к решению образовательных задач и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ [3].

В условиях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства с учётом результатов реализации мероприятий в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, 2018-2027годы объявлены в России Десятилетием детства. В связи с этим, перед высшими учебными заведениями встают задачи включения новых направлений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Перспективы развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья определены Концепцией развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. под редакцией Н.Н. Малофеева [4].

Таким образом, основываясь на изменениях в законодательстве и концептуальных основах можно определить тенденции, определяющие направления подготовки педагогов на ближайшее десятилетние.

Во-первых исключительное значение придается подготовке специалистов по оказанию ранней помощи, так как на современном этапе они будут иметь дело с новой группой детей: с измененным функциональным статусом вследствие развития высокотехнологичной медицины, применения новейших медико-биологических и цифровых технологий (имплантированные глухие, незрячие, с двигательными нарушениями, с нарушениями артикуляционного аппарата). Данная позиция является новой и для начинающих и для опытных специалистов. Интересным можно рассматривать направление мониторинга динамики психического развития ребенка раннего возраста и развития взаимодействия семьи со своим ребенком.

Во-вторых, следует включать в программы повышения квалификации модуль обеспечивающий понимание необходимости принципиального изменение траектории дальнейшего развития детей с ограниченными возможностями здоровья, вследствие применения новейших медико-биологических и цифровых технологий, переход на новый - более сложный образовательный маршрут.

В связи с этим, учитывая необходимость дифференциации содержания программ дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья не только по нозологическим группам, но и по вариантам психического развития встаёт задача разработки программ повышения квалификации (семинаров) целью которых является обучение специалистов мониторингу особых образовательных потребностей детей указанной выше категории, на основании которого и определяется специфика программного материала дошкольника с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболее сложным и важным аспектом в рамках подготовки педагогов к обучению, сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья является признание ценностью достижение максимально возможной эмоциональной стабильности дошкольника с ОВЗ как обязательного условия его продуктивного социально-эмоционального и когнитивного развития.

В-третьих в курсы повышения квалификации для педагогов начальной школы согласно концепции необходимо включать разработанные модули по адаптации содержания обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которое должно быть ориентировано на формирование базовых знаний, умений и навыков, значимых для дальнейшего обучения и максимально возможной их социализации. Также в связи с возможным изменением (уточнением) ФГОС НОО в отношении новой и растущей группы детей с измененным функциональным статусом вследствие применения медико-биологических цифровых технологий имплантации.

В-четвёртых, специалистов уровня основного образования в рамках курсов повышения квалификации следует ориентировать на выявление индивидуальных способностей и избирательных одаренностей ребенка с ОВЗ. Это необходимо, прежде всего, для определения их личной профессиональной перспективы. При разработке и последующем внедрении проектов Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) для детей с ОВЗ следует учитывать вышеуказанные факты.

Концепция представляет развитие жизненной компетенции, социальной состоятельности ребенка с ОВЗ как одну из основных задач его образования на всех уровнях, без решения которой просто невозможно его полноценное развитие и интеграция в социум. Концепция делает ясной перспективу и задачи современных научных исследований в области специальной психологии и коррекционной педагогики для будущего поступательного развития отечественной образовательной системы [4].

В целом, современная образовательная платформа для подготовки специалистов к работе с детьми с ОВЗ представляется единой сетевой системой включающую в себя подготовку специалистов по профилям высшего учебного заведения, а также переподготовки, повышения квалификации и проведения семинаров в рамках представленных выше направлений.

В содержание программ курсов повышения квалификации, в связи с усложнением контингента детей с ограниченными возможностями здоровья и детализацией направлений деятельности специалистов сопровождения, рекомендуется включать достижения отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики, основанной на идеях Л.С. Выготского, а также научные представления о содержании, этапах, вариантах практической профессиональной деятельности современного

дефектолога в развивающейся образовательной системе применительно к усложняющемуся составу группы детей с ОВЗ, начиная с младенческого возраста.

Таким образом, в результате изменений ориентиров в реабилитации, абилитации и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, закреплённых законодательно и концептуально научно обоснованные ориентиры в развитии системы подготовки кадров -специальных психологов и педагогов, специалистов инклюзивного образования, социальных работников, дефектологов, педагогов, педагогов дополнительного образования необходимых для развивающейся системы современного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

1. Новицкая Л. Подготовка педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья 20 сентября 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/podgotovka-uchiteley-k-rabote-s-detmi-s-ovz-/746/ (дата обращения: 11.07.2019).

2. Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Хафизуллина Ильмира Наильевна. Астрахань, 2008. 213 с.

3. Новый ФГОС для детей с ОВЗ: квалификационные требования к педагогическим работникам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vgaps.ru/news/131/ (дата обращения: 11.07.2019).

4. Малофеев Н.Н. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / Н.Н. Малофеев. М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.