Научная статья на тему 'Новые тенденции в Российской инвестиционно-финансовой сфере и их возможные последствия'

Новые тенденции в Российской инвестиционно-финансовой сфере и их возможные последствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / ЦЕНЫ НА НЕФТЬ / OIL PRICES / ВЫВОЗ КАПИТАЛА / CAPITAL OUTFLOW / ОФИЦИАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ / OFFICIAL RESERVES / СУВЕРЕННЫЕ ФОНДЫ / SOVEREIGN FUNDS / ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / FIXED ASSET INVESTMENTS / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / NEW ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев Кирилл Нионилович

Начало 2018 года характеризуется формированием благоприятного политического и финансового фона для осуществления давно назревших перемен в отечественной экономической политике. В этом контексте автор приводит некоторые свежие статистические данные, анализирует нововведения в российской финансовой сфере и оценивает их возможные последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New trends in Russian investment and finance and their possible consequences

The beginning of 2018 promises good political and financial background for the long-awaitedchanges in Russian economic policy. In this context, the author discusses some recent statistical data, analysesthe new developments in financial sphere and projects their possible consequences.

Текст научной работы на тему «Новые тенденции в Российской инвестиционно-финансовой сфере и их возможные последствия»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №1

УДК 341.1, 327.7 Кирилл ГУСЕВ1

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ

ПОСЛЕДСТВИЯ

Аннотация. Начало 2018 года характеризуется формированием благоприятного политического и финансового фона для осуществления давно назревших перемен в отечественной экономической политике. В этом контексте автор приводит некоторые свежие статистические данные, анализирует нововведения в российской финансовой сфере и оценивает их возможные последствия.

Ключевые слова: Россия, цены на нефть, вывоз капитала, официальные резервы, суверенные фонды, инвестиции в основной капитал, новая экономическая политика.

Частный вывоз капитала

Чистый отток капитала из РФ в 2017 году по данным Банка России составил 31,3 млрд долл. В 2016 году этот же показатель был равен 19,8 млрд долл. То есть за год он вырос почти в 1,6 раза. В ЦБ РФ основным источником этого роста назвали погашение банковским сектором накопленных внешних обязательств, которые в условиях кризиса достигли существенных размеров.

Комментируя данный тренд еще в декабре 2017 года, министр экономического развития РФ Максим Орешкин предположил, что отток капитала в 2018 году при более высоких ценах на нефть может превысить опубликованный ранее прогноз Министерства экономического развития (7 млрд долл.). «Из-за более высоких цен на нефть больший приток валюты идет, больше Минфин накапливает - были бы ниже цены на нефть, был бы ниже отток», - отметил Орешкин . Тогда же министр сообщил, что в прогнозе ведомства цены на нефть в 2018 году будут выше 50 долл. за баррель.

Предположения министра не замедлили сбыться. Уже в январе-феврале 2018 года, по предварительным данным ЦБ, чистый вывоз капитала из РФ составил 9,8 млрд долл.4 Это в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период 2017 года. При этом в ЦБ особо отметили, что главной составляющей повышенного оттока капитала из России теперь является не погашение долгов банков, а рост иностранных активов отечественных компаний. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина по этому поводу ранее говорила, что отток капитала «нельзя отождествлять с незаконным вывозом или «бегством» капитала. Любая страна с положительным сальдо текущего счета платежного баланса в открытой экономике вывозит капитал либо через рост государственных валютных резервов, либо через частный сектор. Поэтому отток капитала - это необязательно плохо»5. Формально подкрепляет слова Э. Набиуллиной

© Гусев Кирилл Нионилович - к.э.н., ведущий научный сотрудник Центра денежно-кредитных и валютно-финансовых проблем Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая 11-3. E-mail: banks-europe@mail.ru

2 http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10224496

3 https://ria.ru/economy/20171213/1510796527.html

4 http ://www .banki.ru/news/lenta/?id=10327453

5 https://ria.ru/economy/20171215/1511057949.html

и тот факт, что статья платежного баланса «сомнительные операции», которая призвана учитывать операции, «имеющие признаки фиктивности», в 2017 году составила всего 0,8 млрд долл. Для сравнения, в 2013 году она достигала 26,5 млрд долл.

Рост покупки иностранной валюты Минфином

На фоне улучшения конъюнктуры на мировых рынках сырья отечественные финансовые власти приняли решение серьезно увеличить покупки иностранной валюты. В этой же связи в 2018 году изменен порядок определения объема дополнительных нефтегазовых доходов бюджета. С февраля текущего года в расчет объема покупки иностранной валюты включается отклонение фактически полученных нефтегазовых доходов прошлого месяца от их оценки. Новая формула бюджетного правила означает, что Минфин будет больше покупать валюты, чем при старом правиле. «Мы теперь в рамках бюджетного правила действительно до 70% всех нефтегазовых доходов изымаем себе в резервы, до последнего момента эта цифра была меньше, порядка 30-40%»1, - заявил министр финансов РФ А. Силуанов. Всего в 2018 году Минфин РФ планирует направить на покупку валюты на внутреннем рынке порядка 2 трлн рублей при средней цене на нефть 54-55 долл. за баррель. А если эта цена будет на уровне 60 долл. за баррель, сумма может вырасти до 2,8 трлн рублей. В подтверждение указанных планов в январе 2018 года объем закупок валюты Минфином уже превысил 250 млрд рублей.

Реформа суверенных фондов

Одновременно происходит реформа системы российских суверенных фондов. 1 февраля 2018 года Резервный фонд РФ официально прекратил свое существование, слившись с Фондом национального благосостояния2.

Россия вернулась к единому суверенному хранилищу, чья история началась в феврале 2004 года с создания Стабилизационного фонда, в который перечислялись дополнительные доходы от цен на нефть для защиты бюджета от неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

Позднее, в 2008 году, фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). Резервный фонд по-прежнему должен был защищать бюджет от колебаний цен на нефть, а ФНБ - обеспечивать софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан. Одновременно было решено направлять в фонды не нефтяные доходы, а в целом нефтегазовые. Резервный фонд стал формироваться за счет поступлений от НДПИ на нефть, газ, а также экспортных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты. Этот фонд мог использоваться не только на финансирование расходов бюджета, но и на досрочное погашение внешнего долга.

В 2013 году Минфин пытался создать специализированное агентство по управлению средствами фондов и государственным долгом, чтобы повысить доходность вложений суверенных

1 http://www.interfax.ru/business/594985

2 https://news.mail.ru/economics/32413940/

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №°1

фондов и увеличить объем средств, инвестируемых внутри страны. Однако в Госдуме этот законопроект не нашел поддержки.

Идея воссоединить фонды возникла в 2017 году, когда впервые за все время существования ФНБ его средства были направлены на покрытие дефицита бюджета Пенсионного Фонда РФ. Цель объединенного фонда - это цели двух его предшественников: сбалансированность страховой пенсионной системы, финансирование дефицита бюджета РФ и софинансирова-ние добровольных пенсионных накоплений.

Объединенный фонд, как и прежде, будет формироваться из дополнительных нефтегазовых доходов (при цене на нефть свыше 40 долл. за баррель). Использовать ФНБ предлагается исходя из остатка его средств на конец очередного финансового года. Если их общий объем превышает 5% ВВП, использование предлагается ограничить объемом недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем году. Если остаток меньше 5% ВВП, использование средств фонда предлагается ограничить 1% ВВП для того, чтобы сохранить минимальный допустимый объем средств в фонде. До достижения объема фонда отметки в 7% ВВП его нельзя инвестировать в иные финансовые активы, за исключением начатых до 1 января 2018 года самоокупаемых инфраструктурных проектов.

Новое - хорошо забытое старое

Итак, цены на нефть выросли, экспортная выручка увеличилась, выплаты по иностранным долгам сократились вследствие снижения объема последних в предыдущие годы. Налицо признаки выхода из кризиса, которые уже начали объяснимо приводить к формированию «избытка» финансовых ресурсов у наших экспортеров. Но почему они снова, как и до кризиса, предпочитают хранить дополнительные доходы за рубежом?

Ведь годы санкций, по словам отечественных экономических властей, должны были создать условия для стимулирования производственной деятельности внутри страны. По всей видимости, эффективный механизм трансформации появляющихся накоплений в инвестиции, о необходимости которого эксперты говорят уже много лет, так и не был создан. Санкции и дефицит доступных свободных средств в последние годы лишь частично объясняют это.

Наши власти не только открыто признают, что сохранение относительно высоких цен на нефть, скорее всего, приведет к дальнейшему росту частных вложений в зарубежные активы, но и сами стремятся наращивать резервы в иностранной валюте. По прогнозу Минфина, при сохранении нынешней внешней конъюнктуры в 2018 году Фонд национального благосостояния может быть пополнен до 3% ВВП. Целевого уровня в 7% ВВП фонд достигнет в лучшем случае в 2019 году. И только после этого его средства вновь будут инвестироваться в инфраструктурные проекты.

Тем самым, государство посылает бизнесу четкий сигнал, что оно само в ближайшие два года планирует пополнять свой страховой фонд, благо мировая конъюнктура позволяет. Вероятнее всего, бизнес последует этому примеру.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №1

Правительство выполняет поручения Президента

Вместе с тем в марте 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение Минэкономики РФ представить до 7 мая 2018 года проект плана по ускорению темпов роста инвестиций в капитал и повышении их доли до 25% ВВП1. «Проект доклада президенту РФ по данному вопросу поручено представить до 26 июня 2018 года», - говорится в документе на сайте правительства . В этот же срок ведомство с участием ТПП РФ должно представить предложения о направлениях и механизмах нормативного обеспечения улучшения условий предпринимательской деятельности.

Кроме того, Д. Медведев поручил Минэкономики и Минфину до 26 июня внести изменения в российское законодательство для «совершенствования порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости». Эти изменения призваны не допускать применение при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая превышала бы величину его рыночной стоимости. Министерствам также поручено обеспечить внесение в законодательство изменений, «предусматривающих уточнение параметров расчета налога на имущество физических лиц».

Все эти меры продиктованы поручениями, которые в марте 2018 года президент России Владимир Путин дал по итогам послания Федеральному собранию ЦБ и Правительству РФ с целью разработки плана ускорения темпов роста инвестиций в основной капитал3.

***

Анализ описанных выше нововведений указывает на формирование парадоксальной ситуации. С одной стороны, государство хочет использовать рост цен на нефть для пополнения заметно израсходованного запаса финансовых средств на случай очередного кризиса. С другой, планирует разработать меры, которые позволили бы резко увеличить инвестиции в основной капитал.

На какой же из указанных маяков ориентироваться бизнесу? Высшее руководство страны требует кардинальных нововведений, которые привели бы к росту капиталовложений в отечественную экономику, а на практике сохраняется модель управления финансовыми ресурсами, в рамках которой наша страна никак не может перерасти свой многолетний статус экспортера сырья и капитала.

И это при том, что в начале 2018 г. МВФ объявил о более высоком прогнозе роста мировой экономики, указав Россию среди стран, которые будут способствовать этому. Аналогично настроены и эксперты Bank of America Merrill Lynch, в отчете которых РФ называется второй по инвестиционной привлекательности развивающейся страной мира.

1 https://www.kommersant.ru/doc/3 578913

2 http://government.ru/orders/selection/404/31762/

3 https://www.kommersant.ru/doc/3572329

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №1

На основе этих прогнозов Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) уже объявил1, что планирует вместе с партнерами вложить несколько миллиардов долларов в российскую экономику в 2018 г. «Мы планируем инвестиции в технологии, которые составят до 25% проин-вестированных средств РФПИ. Мы уже проинвестировали более триллиона рублей в российскую экономику вместе с нашими партнерами, поэтому речь идет об очень значимых средствах, - заявил глава РФПИ Кирилл Дмитриев в интервью телеканалу «Россия 24». Наше партнерство с ведущими суверенными фондами позволит нам инвестировать миллиарды долларов совместно в экономику России в 2018 г.».

Очевидно, формируется благоприятный фон для решения проблем отечественной экономической политики, которые назрели уже очень давно и не раз приводили к весьма неблагоприятным последствиям. В этих условиях простая констатация необходимости защиты от перемен мировой конъюнктуры и «естественности» вывоза капитала частными компаниями не может считаться достаточной для объяснения показателей текущей статистики. Нужны конкретные подтверждения того, что государство делает все от него зависящее для того, чтобы «избыточные» финансовые ресурсы находили эффективное производственное применение внутри страны.

Список литературы

ЦБ: чистый отток капитала из России в 2017 году составил 31,3 млрд долларов. 17.01.2018. Banki.Ru. URL: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10224496

Орешкин не ожидает серьезного изменения реального курса рубля в 2018 году. 13.12.2017. РИА Новости. URL: https://ria.ru/economy/20171213/1510796527.html

ЦБ: чистый отток капитала из России в январе-феврале достиг 9,8 млрд долларов. 13.03.2018. Banki.ru. URL: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10327453

Набиуллина призвала не отождествлять отток капитала из РФ с его "бегством". 15.12.2017. РИА Новости. URL: https://ria.ru/economy/20171215/1511057949.html

Минфин закупит рекордный месячный объем валюты. 11.01.2018. Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/business/594985

Резервный фонд прекратил свое существование. 1.02.2018. Mail.ru. URL: https://news.mail.ru/economics/32413940/

Медведев поручил Минэкономики представить план по ускорению роста инвестиций до 25% ВВП. 20.03.2018. Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3578913

Об обеспечении выполнения поручений Президента России по реализации Послания Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 года. 20.03.2018. Правительство РФ. URL: http://government.ru/orders/selection/404/31762/

Путин утвердил список поручений по итогам послания Федеральному собранию. 16.03.2018. Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3572329

Глава РФПИ объявил план инвестиций в РФ в 2018 году. 23.01.2018. Investfuture.ru. URL: https://investfuture.ru/news/id/glava-rfpi-obyavil-plan-investiciy-v-rf-v-2018-godu

References

TsB: chistyi ottok kapitala iz Rossii v 2017 godu sostavil 31,3 mlrd dollarov. 17.01.2018. Banki.Ru.

1 https://investfuture.ru/news/id/glava-rfpi-obyavil-plan-investiciy-v-rf-v-2018-godu

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №1

URL: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10224496

Oreshkin ne ozhidaet serieznogo izmeneniya realnogo kursa rublya v 2018 godu. 13.12.2017. RIA Novosti. URL: https://ria.ru/economy/20171213/1510796527.html

TsB: chistyi ottok kapitala iz Rossii v yanvare-fevrale dostig 9,8 mlrd dollarov. 13.03.2018. Banki.ru. URL: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10327453

Nabiullina prizvala ne otozhdestvlyat ottok kapitala iz RF s ego "begstvom". 15.12.2017. RIA Novosti. URL: https://ria.ru/economy/20171215/1511057949.html

Minfin zakupit rekordniy mesyachniy obyem valuty. 11.01.2018. Interfax. URL: http://www.interfax.ru/business/594985

Rezervniy fond prekratil svoe sushestvovaniye. 1.02.2018. Mail.ru. URL: https://news.mail.ru/economics/32413940/ Medvedev poruchil Minekonomiki predstavit plan po uskoreniyu rosta investitsiy do 25% VVP. 20.03.2018. Kommersant. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3578913

Ob obespechenii vypolneniya porucheniy Presidenta Rossii po realizatsii Poslaniya Presidenta Federalnomu Sobraniu 1 marta 2018 goda. 20.03.2018. Russian Government. URL: http://government.ru/orders/selection/404/31762/ Putin utverdil spisok porucheniy po itogam Poslaniya Federalnomu Sobraniu. 16.03.2018. Kommersant. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3572329

Glava RFPI obyavil plan investitsiy v RF v 2018 godu. 23.01.2018. Investfuture.ru. URL: https://investfuture.ru/news/id/glava-rfpi-obyavil-plan-investiciy-v-rf-v-2018-godu

New trends in Russian investment and finance and their possible consequences

Author. Kirill Nionilovich Gusev, leading scientific associate of IE RAS Center of monetary and financial problems. Address: 125009, Russia, Moscow, Mokhovaya St. 11-3. E-mail: banks-europe@mail.ru

Abstract. The beginning of 2018 promises good political and financial background for the long-awaited changes in Russian economic policy. In this context, the author discusses some recent statistical data, analyses the new developments in financial sphere and projects their possible consequences.

Keywords: Russia, oil prices, capital outflow, official reserves, sovereign funds, fixed asset investments, new economic policy.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.