Новые тенденции в развитии китайско-российского энергетического сотрудничества в контексте эволюции международного энергетического ландшафта
Ван Ян
аспирант, Институт русского языка, Хэйлунцзянский университет, [email protected]
Геополитическая напряженность 2014-2021 годов и её эскалация в начале 2022 г., изменив международный энергетический ландшафт, скорректировала текущие и сформировала новые тенденции российско-китайского энергетического сотрудничества. К их числу относятся ускорение достижения проектной мощности газопровода «Сила Сибири», обсуждение проекта «Силы Сибири — 2»; развития двух действующих совместных и нового проектов в Арктике; реализация совместной Дорожной карты по науке и высоким технологиям; диверсификация поставок добывающего оборудования и транспорта. Новые тенденции обусловлены все более совпадающими стратегическими экономическими и геополитическими интересами сторон. Это курс на инновационное развитие, исключения политического диктата в экономике, обеспечение суверенитета в условиях многополярного мира.
Эволюция международного энергетического ландшафта активно воздействует на тенденции в развитии китайско-российского энергетического сотрудничества. В новых условиях, помимо усиления инновационного потенциала и доли высокотехнологичной продукции, стороны стремятся ослабить внешний контроль в своей экономике.
Ключевые слова: Китай, Россия, энергоносители, нефть, газ, инновации, санкции, сотрудничество, дорожная карта.
В XXI в. Российская Федерация, продолжая политику СССР в энергетической сфере, делала акцент на отношения с Европейским Союзом и отдельными государствами Европы. В соответствии со ст. 65 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС от 24 июня 1994 г. они строились на базе принципов рыночной экономики и Европейской энергетической хартии. В 2000 г. был запущен механизм Энергодиалога «Россия-ЕС». В 2009 и 2011 гг. были подписаны меморандумы о механизмах безопасности эксплуатации энергетических объектов, а в марте 2013 г. - «Дорожная карта сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 г.», где ставились задачи формирования общеевропейского энергетического пространства, взаимодействия в электроэнергетике, газовой, нефтяной и др. сферах.
Весной 2014 г. Энергодиалог по инициативе ЕС был законсервирован (кроме газа) [14], а весной 2022 г. -фактически прекратился. Если ранее российские эксперты разрешали вопрос о том, сотрудничество это или конкуренция [8], то теперь не осталось ни того, ни другого.
Россия строго соблюдала условия Партнерства в целом, отдельных соглашений, а также контрактов на поставки в Европу энергоносителей. Инициатива их прекращения исходила от ЕС и не имела под собой контрактных (экономических) причин. Таким образом, Россия более не может считать ЕС надежным экономическим партнером. Такую надежность, и приверженность ценностям рыночной экономики, взаимовыгодного сотрудничества, невмешательства во внутренние дела и отказа от рычагов политического давления, демонстрирует Китайская Народная Республика (КНР).
Эскалация геополитической напряженности после февраля 2022 г. породила напряженность на международном энергетическом рынке, привела к активной эволюции энергетического ландшафта, усилению давления США на традиционный для России европейский рынок сбыта энергоносителей, что заставило Россию диверсифицировать энергетическую стратегию, углубляя сотрудничество в этой сфере со странами Юго-Восточной Азии.
Геополитический кризис 2014-2022 гг. в значительной степени совпал с «этапом бурного развития китайско-российского нефтегазового сотрудничества». Китайские эксперты объясняют его «серьезным ухудшением состояния российской экономики», а также «острой нуждой [России] в китайских инвестициях». Интенсификации сотрудничества способствуют рост экономики Китая, её потребность в экологически чистом топливе и географическое соседство с Россией, которое позволяет исключить транзитные услуги третьих стран [2].
В 2022 г. Россия заняла второе место (86,25 млн. т./ 1,72 млн. бар. в сутки; + 8% к 2021 г.) по экспорту нефти в Китай после Саудовской Аравии (87,49 млн. т./1,7 млн. б/с), также Китай импортировал 55,48 млн. т из Ирака, 42,77 млн. т. из ОАЭ, 39,37 млн. т. из Омана и 35,68 млн
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м «
fO
es о es
es
о ш m
X
3
<
m о x
X
т. из Малайзии, которая также отправляет в Китай иранскую и венесуэльскую нефть. За 11 месяцев 2022 г. Россия получила за поставки трубопроводного газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» $3,5 млрд. (+ 177%). В то же время, в 2022 г. ввиду жестких антиковидных ограничений Китай сократил импорт энергоресурсов. На фоне ажиотажного спроса на СПГ в Европе, китайские покупатели стремились и достигали благоприятных для себя цен на газ. Это особенно проявилось после полного заполнения Европой своих ПХГ, когда китайские трейдеры воспользовались снижением цен [9].
Таким образом, во второй половине 2022 г. китайско-российское торговое энергетическое сотрудничество было существенно интенсифицировано, рассматривались новые пути и перспективы его развития.
Динамика такого сотрудничества имеет экономическую и политическую подоплеку. Российская Федерация (РФ) и Китайская Народная Республика (КНР) последовательно выступают за развитие взаимовыгодного международного сотрудничества на базе честной конкуренции, исключая рычаги политического давления на экономику, как и экономического давления на политику.
Китайские эксперты признают надежность России как поставщика природных ресурсов, указывая на зависимость её экономики от доходов в нефтегазовой сфере и отказ Европы от партнерства [12]. При этом констатируется взаимная выгода российско-китайского сотрудничества в экономическом и геополитическом контексте, которое имея «стратегическое значение и ведет к ослаблению Запада и укреплению Востока, что способствует оптимальному балансу сил на мировой арене» [7].
Примером такого сотрудничества является совместные добывающие проекты в Арктике, к которой Китай, как один из основных потребителей ресурсов, в последнее десятилетие проявляет активный интерес [1; 19], входящий в стратегию «мирного возвышения», принятую на XVIII съезде Коммунистической партии Китая (КПК) [17]. В 2018 г. Китай формирует свою арктическую политику, а годом ранее Ледяной Шелковый Путь вошёл в число морских частей «Пояса и Пути». В том же году этот курс был обоснован на XIX съезде КПК.
Китай заинтересован в сотрудничестве с Россией, имеющей в Арктике максимальную береговую линию, запасы природных ресурсов в арктических территориях, а также контроль СМП [3], однако сегодня оно находится в начальной стадии.
Сегодня китайский капитал участвует в двух северных проектах на Ямале «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2», имеющих государственную поддержку в виде налоговых льгот и подтверждённую долгосрочную рыночную позицию. Китайские инвесторы из CNPC и Фонда Шелкового Пути контролируют 29,9% проекта НОВАТЭКа «Ямал СПГ» по добыче, сжижению и транспортировке природного газа, где на базе запасов (926 млрд куб. м.) Южно-Тамбейского месторождения построено современное производство по сжижению природного газа мощностью до 16,5 млн. т. в год, а также создана транспортная инфраструктура: морской порт и аэропорт Сабетта [15].
Основное оборудование сжижения газа на $1,623 млрд. по заказу Yamgaz SNC изготовила китайская компания Offshore Oil Engineering Co. (COOEC). В рамках этого заказа в Циндао были сооружены 36 модулей [11]. Первую продукцию завод дал 9 ноября 2017 г.
Реализация проекта позитивно оценивается российскими аналитиками, в силу развития новых и, как пред-
полагалось до начала 2022 г., перспективных рынков реализации СПГ, развитие транспортной и иной инфраструктуры на Крайнем Севере, а также доходы в бюджет. В свою очередь, Китай получил надежного и стабильного поставщика СПГ [13], а также, будучи инвестором проекта, получает значительную прибыль [5].
На европейском рынке для проекта также пока складывается благоприятна ситуация. Так, в 2022 г. «Ямал СПГ» несмотря на экстремальную ситуацию на рынке нарастил поставки в ЕС на 13,5%, до 14,65 млн. т [6].
По прогнозу Международного экономического агентства (МЭА) объемы поставок нефти и газа из России на мировой рынок, скорее всего не вернутся к уровням 2021 г. Переориентация поставок на рынки Азии может встретить ограничения возможностей и потребностей Китая в наращивании импорта.
МЭА исходит из прогноза 2%-го замедления спроса на газ в Китае в 2021-2030 годами, в сравнении с 12% ростом с 2010 г., что объясняется активизацией возобновляемых источников энергии, а также долгосрочными контрактами на СПГ [18].
По данным Минэнерго России поставки газа по газопроводу «Сила Сибири» в Китай предполагаются в объеме 22 млрд. куб. м. с перспективой выхода на уровень в 38 млрд. куб. м. в 2027 г. Для сравнения, экспорт трубопроводного газа в Европу в 2021 г. достигал 140 млрд. куб. м.
На пленарном заседании XX Юбилейного международного форума «Газ России 2022: Поворот на Восток» посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй отметил «новую перспективу китайско-российского газового сотрудничества», включая его активизацию «во всех аспектах и по всей производственной цепочке», а также «скорейшего достижения проектной мощности газовой перевозки восточной линии газопровода «Сила Сибири» и реализации проекта газопровода Россия-Монголия-Китай [10].
Позиция Китая состоит также в понимании действий России по защите законных прав и интересов на международном энергетическом рынке, решительном осуждении диверсий против газопровода «Северный поток 2». В этом смысле посол заявил о том, что «Китай не позволит внешним силам вмешиваться в энергетическое сотрудничество между Китаем и Россией» [10].
Учитывая высокий уровень политического и экономического взаимодействия сторон, их заинтересованность в сотрудничестве, единственным сдерживающим фактором остаются риски косвенных санкций США, политика которых в этой сфере абсолютно неприемлема для России и Китая.
2020-2021 годы были официально объявлены лидерами Китая и России «годами научно-инновационного сотрудничества», что, по оценкам китайских экспертов «придает мощный импульс подъему уровня и повышению качества китайско-российских экономических отношений», являясь «одним из самых перспективных направлений ближайшего будущего» [4]. Стороны содействуют друг другу в удержании лидирующих позиций в высоких технологиях, прогрессу китайско-российского стратегического партнерства; участвуют в глобальном управлении научно-техническими инновациями, совместно содействуя их глобализации.
В 2022 г. в соответствии с Глобальным инновационным индексом Всемирной организации интеллектуальной собственности, Китай находился на 11 месте, тогда как Россия - на 47 месте в мире (7-м месте (из 36) в
группе государств с уровнем ВВП на душу населения выше среднего, а также 30-м месте в Европе) [16].
Для обеспечения роста инновационного результата Китаю необходимо усилить первоначальный инновационный потенциал, повысить долю выпуска высокотехнологичной продукции, а также сократить объемы контроля иностранных корпораций над базовыми промышленными технологиями. XIX съезд КПК поставил задачу к 2035 г. занять место среди передовых инновационных стран, а к 2050 г. построить научно-инновационную державу, что означает достижение научно-технической самостоятельности, в том числе путем самосовершенствования как стратегической опоры развития. Этот курс включает задачи расширения международного научно-технического обмена и сотрудничества.
В целом к числу основных направлений российско-китайского энергетического сотрудничества на среднесрочную перспективу относятся:
- наращивание до проектной мощности поставок газа по газопроводу «Сила Сибири»;
- обсуждение проекта строительства газопровода «Сила Сибири — 2» пропускной способностью до 50 млрд. куб. м. в год;
- развитие совместных проектов в Арктике «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ — 2»,
- работа в рамках совместной Дорожной карты по совместной работе над научными и высокотехнологичными проектами до 2025 г., включая исследования в сфере новых источников энергии;
- обсуждение участия Китая в строительстве новой арктической станции «Снежинка»;
- расширение поставок оборудования для объектов энергетики, таких как атомные плавучие энергоблоки, в том числе - в арктическом исполнении на базе российских реакторных установок «РИТМ-200»;
- расширение участия в уже функционирующих проектах, так их как участие Sinopec в работе Амурского газохимического комплекса и др.
Литература
1. Ван Ц. Российско-китайские отношения в Арктике: проблемы и перспективы// Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 239 (1). С. 92-97; Lanteigne, M. China's emerging Arctic strategies: economics and institutions. - Reykjavik: University of Iceland. 2014. P. 42.
2. Вень Цин. Анализ энергетического сотрудничества между ЕС и Россией в XXI веке : дис. канд. ист. наук. Хэ Нань, 2017. 80 с
3. Гао Тяньмин Сотрудничество России и Китая в Арктике в формате опорных зон// Вестник университета. 2018. №4. С. 43-50.
4. Гао Цзисянь, Цзян Цзин Научно-техническое и инновационное сотрудничество между Китаем и Россией в новую эпоху: переформирование модели и выбор подхода с точки зрения китайских экспертов// Проблемы прогнозирования, 2022, № 6. С.109-116.
5. Глумова Ж. Е. Сотрудничество России и Китая в нефтегазовой сфере на примере совместного газового проекта «Сила Сибири» и заполярного проекта «Ямал-СПГ» (по материалам китайских СМИ)// Российско-китайские исследования. 2019. Вып. 3. №2. С. 35-41.
6. Доля СПГ в поставках газа из России выросла до 25% при снижении экспорта «по трубе»// Forbes. 2023. 16 января https://www.forbes.ru/biznes/483770-dola-spg-
v-postavkah-gaza-iz-rossii-vyrosla-do-25-pri-snizenii-eksporta-po-trube
7. Емельянова С. Состояние и перспективы энергетического сотрудничества России и стран БРИКС// Российский совет по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/blogs/semelianova/sostoyanie-i-per-spektivy-energeticheskogo-sotrudnichestva-rossii-i-str/
8. Кинякин А.А., Напара А.С., Копыл М.В., Перфи-лова М. И., Костина А А. Энергетический диалог России и ЕС: сотрудничество или конкуренция?// Наука Красноярья. 2018. Вып. 7. № 2. С. 167-198.
9. Китай в ноябре обновил максимум импорта СПГ за 2022 год// Интерфакс. 2023. 18 января https://www.interfax.ru/world/881180
10. Китай готов наращивать газовое сотрудничество с РФ, в том числе по СПГ// РИА «Новости». 2022. 15 декабря https://ria.ru/20221215/kitay-1838899931.html
11. Китай отправил для проекта Ямал СПГ очередные три технологических модуля для производства СПГ// Нефтегаз. 2016. 28 июля. https://neftegaz.ru/news/0borudovanie/218180-kitay-otpravil-dlya-proekta-yamal-spg-ocherednye-3-tekhnologicheskikh-modulya-dlya-proizvodstva-spg/
12. Ли Ин Международное сотрудничество КНР и РФ в энергетической сфере// Общество: политика, экономика, право. 2021. №2 (91). С. 30-37.
13. Танкеры для завода «Ямал СПГ» освободили от санкций США// РБК. 2019. 22 октября https://www. rbc.ru/business/22/10/2019/5daef5429a7947c 10e15d4de
14. Энергодиалог Россия-ЕС// Минэнерго России https://minenergo.gov.ru/node/14646
15. Ямал СПГ. Официальный сайт http://yamallng.ru/
16. Global Innovation Index 2022/ https://www.globalinnovationindex.org/Home
17. Su P. China's developing Arctic policies: myths and misconceptions / P. Su, M. Lanteigne // Journal of China and International Relations. 2015. Vol. 1. № 3. P. 2.
18. World Energy Outlook 2022 https://iea.blob.core.windows.net/assets/47be1252-05d6-4dda-bd64-4926806dd7f3/WorldEnergyOutlook2022.pdf
19. Lanteigne, M. China's emerging Arctic strategies: economics and institutions. - Reykjavik: University of Iceland. 2014. 159 p.
20. Паничкин И.В. Перспективы сотрудничества арктических государств в вопросах международно-правового регулирования нефтегазовой деятельности в Арктике // Евразийский юридический журнал. - 2022. - № 8 (171). - С. 41-44.
21. Фу С., Малашенков Б.М. Проект "Ледовый Шелковый путь", его преимущества и возможности // Дискуссия. - 2022. - № 4 (113). - С. 32-40.
22. Чэнь Ц. Антарктика в китайской доктрине // Евразийский юридический журнал. - 2022. - № 4 (167). - С. 42-43.
New trends in the development of Sino-Russian energy cooperation in
the context of evolution international energy landscape Wang Yang
Heilongjiang University
JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_
The geopolitical tensions of 2014-2021 and its escalation at the beginning of 2022, having changed the international energy landscape, corrected the current and formed new trends in Russian-Chinese energy cooperation. These include accelerating the achievement of the design capacity of the Power of Siberia gas pipeline, discussing the Power of Siberia-2 project; development of two existing joint and new projects in the Arctic;
X X О го А С.
X
го m
о
2 О M
со
implementation of the joint Roadmap for Science and High Technologies; diversification of supplies of mining equipment and transport. The new tendencies are due to the more and more coinciding strategic economic and geopolitical interests of the parties. This is a course towards innovative development, exclusion of political dictate in the economy, ensuring sovereignty in a multipolar world. The evolution of the international energy landscape is actively influencing trends in the development of Sino-Russian energy cooperation. Under the new conditions, in addition to strengthening the innovative potential and the share of high-tech products, the parties are striving to weaken external control in their economy. Keywords: China, Russia, energy carriers, oil, gas, innovations, sanctions,
cooperation, roadmap. References
1. Wang Ts. Russian-Chinese relations in the Arctic: problems and
prospects// Scientific and technical bulletin of SPbGPU. Humanities and social sciences. 2016. No. 239 (1). pp. 92-97; Lanteigne, M. China's emerging Arctic strategies: economics and institutions. - Reykjavik: University of Iceland. 2014. P. 42.
2. Wen Qing. Analysis of energy cooperation between the EU and Russia in
the XXI century : dissertation of the Candidate of Historical Sciences. He Nan, 2017. 80 s
3. Gao Tianming Cooperation between Russia and China in the Arctic in the
format of reference zones// Bulletin of the University. 2018. No. 4. pp. 4350.
4. Gao Jixian, Jiang Jing Scientific, technical and innovative cooperation
between China and Russia in a new era: reshaping the model and choosing an approach from the point of view of Chinese experts// Problems of Forecasting, 2022, No. 6. pp.109-116.
5. Glumova Zh. E. Cooperation between Russia and China in the oil and gas
sector on the example of the joint gas project "Power of Siberia" and the polar project "Yamal-LNG" (based on Chinese media)// Russian-Chinese studies. 2019. Issue 3. No. 2. pp. 35-41.
6. The share of LNG in gas supplies from Russia increased to 25% with a
decrease in exports "through the pipe"// Forbes. 2023. January 16
https://www.forbes.ru/biznes/483770-dola-spg-v-postavkah-gaza-iz-
rossii-vyrosla-do-25-pri-snizenii-eksporta-po-trube
7. Emelyanova S. The state and prospects of energy cooperation between
Russia and the BRICS countries// Russian Council for International Affairs. URL: https://russiancouncil.ru/blogs/semelianova/sostoyanie-i-per-spektivy-energeticheskogo-sotrudnichestva-rossii-i-str/
8. Kinyakin A.A., Napara A.S., Kopyl M.V., Perfilova M. I., Kostina A. A.
Energy dialogue between Russia and the EU: cooperation or competition?// Science of Krasnoyarsk. 2018. Issue 7. No. 2. pp. 167198.
9. China in November updated the maximum of LNG imports for 2022//
Interfax. 2023. January 18 https://www.interfax.ru/world/881180 10. China is ready to increase gas cooperation with the Russian Federation, including on LNG // RIA Novosti. 2022. December 15 https://ria.ru/20221215/kitay-1838899931.html
11. China has sent the next three technological modules for LNG production for the Yamal LNG project// Neftegaz. 2016. July 28. https://neftegaz.ru/news/0borudovanie/218180-kitay-otpravil-dlya-proekta-yamal-spg-ocherednye-3-tekhnologicheskikh-modulya-dlya-proizvodstva-spg/
12. Li Ying International cooperation between China and Russia in the energy sector// Society: politics, economics, law. 2021. No.2 (91). pp. 30-37.
13. Tankers for the Yamal LNG plant were released from US sanctions// RBC.
2019. October 22
https://www.rbc.ru/business/22/10/2019/5daef5429a7947c10e15d4de
14. Energy dialog Russia-EU// Ministry of Energy of Russia https://minenergo.gov.ru/node/14646
15. Yamal LNG. Official website http://yamallng.ru/
16. Global Innovation Index 2022/ https://www.globalinnovationindex.org/Home
17. Su P. China's developing Arctic policies: myths and misconceptions / P. Su, M. Lanteigne // Journal of China and International Relations. 2015. Vol. 1. № 3. P. 2.
18. World Energy Outlook 2022 https://iea.blob.core.windows.net/assets/47be1252-05d6-4dda-bd64-4926806dd7f3/WorldEnergyOutlook2022.pdf
19. Lanteigne, M. China's emerging Arctic strategies: economics and institutions. - Reykjavik: University of Iceland. 2014. 159 p.
20. Panichkin I.V. Prospects of cooperation of the Arctic states in the issues of international legal regulation of oil and gas activities in the Arctic // Eurasian Legal Journal. - 2022. - № 8 (171). - pp. 41-44.
21. Fu S., Malashenkov B.M. The Ice Silk Road project, its advantages and opportunities // Discussion. - 2022. - № 4 (113). - pp. 32-40.
22. Chen Ts. Antarctica in the Chinese Doctrine // Eurasian Legal Journal. -2022. - № 4 (167). - pp. 42-43. Literature
fO CN
o
CN CN
O HI
m
X
3
<
m o x
X