Научная статья на тему 'Новые тенденции в преступности Японии и России'

Новые тенденции в преступности Японии и России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
624
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / ИЗУЧЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов Николай Александрович

Несмотря на то, что правоотношения в Интернет не в полной мере урегулированы законодательно, значительное число государств мира, с учетом высокой общественной значимости компьютерной информации, установило уголовную ответственность за ряд составов посягательства на нее. Операторы связи, провайдеры и пользователи услугами Интернет, как показывают опросы, весьма поверхностно зная об этом, сами порой нарушают уголовно-правовые запреты. Для стабилизации криминогенной обстановки в новой для традиционного уголовного права области правового регулирования полезно изучить и по возможности заимствовать успешный зарубежный опыт. И здесь весьма интересным является, несомненно, опыт Японии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TRENDS IN JAPAN AND RUSSIA CRIME

In spite of the fact that legal relationship in the Internet aren't fully settled legislatively, the considerable number of the states of the world, taking into account the high public importance of computer information, established criminal liability for infringement of it. Communications operators, providers and users services the Internet as show polls, very superficially knowing about it, sometimes break a criminal and legal ban. For stabilization of a criminogenic situation for traditional criminal law regulation it is useful to study and whenever possible to borrow foreign experience. And here very interesting is, undoubtedly, experience of Japan.

Текст научной работы на тему «Новые тенденции в преступности Японии и России»

7. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ, МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

7.1. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРЕСТУПНОСТИ ЯПОНИИ И РОССИИ

Морозов Николай Александрович, к.ю.н., профессор Место работы: Дальневосточный федеральный

университет

nmorozov@mail.ru

Аннотация: Несмотря на то, что правоотношения в Интернет не в полной мере урегулированы законодательно, значительное число государств мира, с учетом высокой общественной значимости компьютерной информации, установило уголовную ответственность за ряд составов посягательства на нее. Операторы связи, провайдеры и пользователи услугами Интернет, как показывают опросы, весьма поверхностно зная об этом, сами порой нарушают уголовно-правовые запреты. Для стабилизации криминогенной обстановки в новой для традиционного уголовного права области правового регулирования полезно изучить и по возможности заимствовать успешный зарубежный опыт. И здесь весьма интересным является, несомненно, опыт Японии.

Ключевые слова: компьютерная преступность,

Интернет, изучение зарубежного опыта.

NEW TRENDS IN JAPAN AND RUSSIA CRIME

Morozov Nikolai Aleksandrovich, Ph.d., Professor Place of employment: The far Eastern Federal University

nmorozov@mail.ru

Annotation: In spite of the fact that legal relationship in the Internet aren't fully settled legislatively, the considerable number of the states of the world, taking into account the high public importance of computer information, established criminal liability for infringement of it. Communications operators, providers and users services the Internet as show polls, very superficially knowing about it, sometimes break a criminal and legal ban. For stabilization of a criminogenic situation for traditional criminal law regulation it is useful to study and whenever possible to borrow foreign experience. And here very interesting is, undoubtedly, experience of Japan.

Keywords: computer crime, Internet, studying of foreign experience.

Проблема обеспечения безопасности компьютерных информации и технологий является сегодня одной из самых острых. Субъекты предпринимательской деятельности, государственные органы и граждане несут неисчислимые потери из-за различных компьютерных атак и взломов. Глобальная компьютерная сеть Internet из академического ресурса давно превратилась в коммерческую среду, живущую по своим законам. В странах, где компьютеризация общественной жизни находится на высоком уровне, существует самостоятельный вид преступлений - так называемый компьютерный, высокотехнологичный («computer crimes» или «high - tech crimes»).

Несмотря на то, что Интернет, как правило, используется в законных целях, все чаще во всемирной сети всплывают мошеннические схемы. Так, с начала 21 века только в России ежегодно

регистрируется более 10 тыс. новых преступлений в сфере компьютерных технологий.

Изучение японского опыта борьбы с преступностью для сегодняшней криминогенной ситуации в России совершенно необходимо.

Во-первых, у Японии есть опыт пережитого бума преступности в сложной социально-экономической, внутриполитической и национально-психологической обстановке, сложившейся в первый послевоенный период.

Во-вторых, японцы и россияне во многом похожи. Японский менталитет, как ни странно, зачастую очень перекликается с русскими национальными традициями.

Неоспорим и тот факт, что российская преступность все чаще проникает в Японию, что влечет за собой необходимость защиты японского бизнеса от российского преступного мира.

И наконец, российская социально-экономическая, политическая стабильность и предсказуемость крайне важна для Японии как основа взаимовыгодного сотрудничества.

Проводимые исследования и их результаты публиковались, но не претворились в работу по анализу российско-японских отношений в сфере компьютерной преступности.

В Японии общество и государственные органы давно осознали характер угрозы, исходящей от компьютерных преступлений. Именно поэтому была создана и отработана эффективная система борьбы, сочетающая законодательные и организационноправовые меры. Анализ японского законодательства, а также практика его применения позволит извлечь пользу российским законодателям и

правоприменителям.

Одним из первых законодательных актов Японии, регулирующих правонарушения в сфере информационных технологий, следует назвать Уголовный кодекс и Закон «О несанкционированном проникновении в компьютерные сети», принятый 3 февраля 2000 г. В отличие от Великобритании и США японское законодательство и его система ближе к российскому. Существенное отличие заключается лишь в том, что нормы уголовного права находятся не только в Уголовном кодексе Японии. По ряду вопросов, в том числе и по вопросам компьютерной преступности, приняты специальные законы.

Так, например, в Законе «О несанкционированном проникновении в компьютерные сети» указаны следующие правонарушения:

- незаконное (несанкционированное) проникновение в компьютерные системы и информационные сети с целью кражи, порчи информации;

использование информации с целью извлечения дохода;

- причинение ущерба законным владельцам сетей, систем и информационных баз данных.

В Уголовном кодексе Японии закреплено несколько составов преступлений, предметом которых выступают записи на электромагнитном носителе:

- внесение неверных записей в официальный документ (действия по совершению незаконных

записей на электромагнитном носителе, являющемся оригиналом официального документа). В Японии в рамках Е-Government (Электронного правительства) достаточно быстро развилась система электронного документооборота, и многие документы, в том числе и официальные, существуют только в электронном виде;

- распространение сфальсифицированного

официального документа;

- уничтожение государственных и частных документов.

В отдельный состав выделены:

- вывод из строя ЭВМ;

- уничтожение или модификация информации на электромагнитных носителях, совершенные в целях воспрепятствования ведения предпринимательской деятельности;

- компьютерное мошенничество (будет рассмотрено далее).

В главе XXXVII УК Японии есть ст. 246.2 «Компьютерное мошенничество». Она устанавливает, что «любое лицо, изготавливающее фальшивые электромагнитные записи, свидетельствующие о приобретении, изменении или потере имущественных прав, путем внесения в компьютер, используемый в деловых операциях иным лицом, ложных сведений или команд либо пускающее фальшивые электромагнитные записи в обращение в ходе деловых операций другого лица и получающее от этого незаконный доход либо способствующее получению незаконного дохода третьим лицом, наказывается лишением свободы с обязательным привлечением к труду на срок до 5 лет».

В России подобные действия квалифицируются по совокупности ст. ст. 272 и 159 УК.

В США, например, мошенничество, совершаемое с использованием компьютерной техники, вынесено как совершенно отдельный признак преступления. Об этом говорит Закон «О мошенничестве и злоупотреблениях, связанных с компьютерами» 1986 г., а впоследствии состав «мошенничества с использованием компьютера» вошел в Свод законов США. В параграфе 1030 (а)(4) Свода законов США

мошенничество с использованием компьютера

определяется как доступ, осуществляемый с

мошенническими намерениями, и использование компьютера с целью получения чего бы то ни было ценного посредством мошенничества, включая незаконное использование машинного времени стоимостью более 5 тыс. долларов США в течение года, т.е. без оплаты использования компьютерных сетей и серверов. Такое преступление карается

штрафом и/или лишением свободы на срок до десяти лет.

В ст. 63 российского УК предусмотрено только обстоятельство, отягчающее наказание, - совершение преступления с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение.

В УК Японии в отдельные составы выделены также фальсификация и распространение

сфальсифицированного официального документа и наказываются лишением свободы на срок до 5 лет с обязательным привлечением к труду либо штрафом до 500 тыс. йен (около 5 тыс.долларов США). Отдельно оговаривается внесение изменений и распространение документа на электромагнитном носителе. В России электронный документооборот не столь масштабен, поэтому подобные преступления не

выделяются в отдельные составы на законодательном уровне.

В российском УК понятие электронного документа не используется. Хотя предметом ряда преступлений гл. 32 УК против порядка управления могут быть электронные документы. Назревает необходимость предусмотреть в УК РФ в качестве предмета преступления и электронный документ, понятие которого дано в ст. 3 ФЗ от 10 января 2002 г. «Об электронно-цифровой подписи».

В УК Японии содержится даже отдельный состав -незаконное создание записи на электромагнитном носителе (ст. 259). Обязательный элемент состава -«причинение имущественного ущерба».

Квалифицирующий признак - совершение аналогичного действия в отношении записи на электромагнитном носителе, которая должна быть изготовлена государственным учреждением или государственным служащим.

Таким образом, в зарубежном законодательстве немало составов компьютерных преступлений, которых нет в российском уголовном праве. Однако нет необходимости слепо копировать зарубежный опыт. Лишь некоторые составы, предусмотренные в зарубежном законодательстве, такие, например, как компьютерное мошенничество, при определенной корректировке могу быть включены в российский УК.

Число компьютерных преступлений увеличивается с ростом технического прогресса, компьютерных пользователей и популярности Интернета.

Так наиболее негативная динамика наблюдалась уже в период начального развития интернета в 90-е годы: в 1993 г. в Японии было зарегистрировано 32 компьютерных преступления, в 1997 - 262, а в 1998 г.

- 415. В УК Японии были введены составы компьютерных преступлений еще в 1987 г., а в 1990 г. в японской научной литературе отмечалось, что количество компьютерных преступлений несомненно вырастет, и благодаря распространению компьютерной техники преступления будут видоизменяться, что повлечет за собой увеличение количества дел, в которых информация об использовании компьютера станет доказательством преступления. В связи с этим в марте 2001 г. Правительство Японии одобрило комплексную программу развития и внедрения перспективных информационных и телекоммуникационных технологий под названием «Электронная Япония» -Е-Japan (сокращение от Electronic Japan), которая была рассчитана на период 2001-2005 гг. В ее основе -быстрое внедрение высоких технологий, обеспечивающих создание инфраструктуры сетей передачи данных, дальнейшее развертывание использования Интернета, развитие электронной торговли через Интернет (e-commerce). Все

вышеперечисленные меры были направлены на стимулирование роста японской экономики.

В рамках этой программы в Японии была разработана программа «Электронного

правительства» - E-Govemment - комплексная информационно-компьютерная система электронного документооборота, в основу которой легли новейшие информационно-телекоммуникационные технологии. Данная программа была успешно реализована, охватив все уровни и все ветви государственной власти, тем самым обеспечив единую информационную среду для функционирования

государственных органов, общественных институтов, а так же финансовой и экономической системы страны.

Основная функция «Электронного Правительства» заключалась в системе электронно-цифровых подписей, процедурах идентификации и подтверждения личности субъектов, обмена информацией и порядок осуществления электронной сертификации.

В связи с тем, что программа «Электронного Правительства» и «электронной торговли» должна осуществлять весь оборот финансовых средств государственного и местных бюджетов эти системы нуждаются в серьезных мерах защиты от

компьютерных преступлений. Меры, направленные на это и закрепленные в Уголовном кодексе Японии, рассмотрим ниже.

Обращение к законодательству о компьютерных преступлениях в Японии жизненно необходимо, т.к. Япония занимает первое месте в мире по

использованию в повседневной жизни компьютерных технологий, а также по динамике и интенсивности развития hi-tech; второе - по числу персональных компьютеров, уступая только США.

Высокотехнологичное общество остро нуждается законодательной защите от компьютерной

преступности. Именно поэтому выявление подобных составов преступлений, не характерных для других стран, - основная цель анализа законодательства Японии.

Нельзя не отметить незамедлительную реакцию Японии на террористические акты и угрозу их совершения. Так, сентябрьские события 2001 года в США повлекли серьезные изменения в законодательстве Страны восходящего солнца. В Японии были приняты дополнительные меры по защите национальной информационной

инфраструктуры, в связи с чем активизировалась деятельность государственных органов Японии по совершенствованию организационно-технической системы защиты от несанкционированного доступа к сетевым информационным ресурсам. В российском же законодательстве подобной реакции на указанные события не последовало. Так, 205 ст. УК, устанавливающая наказание за терроризм, была изменена лишь федеральным законом от 8.12.2003 г. № 162-ФЗ (в исключении такого признака объективной стороны, как неоднократность). Отсутствие какой-либо реакции российского законодателя на подобные события является негативной чертой развития законодательства России.

Принятие дополнительных мер было вызвано также тем, что в течение 2001 года в Японии были совершены серии акций, направленных на нарушение режима и порядка работы компьютерных систем государственных организаций и коммерческих фирм. Данные действия не привели к существенному ущербу для информационной безопасности страны, но заставили обратить повышенное внимание органов государственной власти на указанную проблему. Подобные акции выявляют уязвимость национальной системы защиты сетевых ресурсов и ее неготовность к широкому внедрению служб электронной коммерции и средств поддержки административной деятельности государственных организаций в рамках внедряемой в Японии системы «Электронного правительства», что незамедлительно принимается к сведению в рамках государственной программы.

В результате, реализация правительственной программы была разбита на несколько этапов.

1 этап. Проведение тщательного анализа системы безопасности правительственных компьютерных сетей и усиление уровня их защиты с использованием стандартных программных, аппаратных и криптографических средств.

2 этап. Проведение углубленного анализа внутренних и внешних угроз информационной безопасности государственных организаций с целью выработки общих подходов защиты информации на национальном уровне и конкретных планов действий отдельно для каждого из ведомств.

3 этап. Разработка новых высокоэффективных

технологий выявления несанкционированного доступа к информационным ресурсам, а также анализ их последствий (создание комплексной организационной системы противодействия компьютерным

преступлениям на общенациональном уровне) -внедрение во всей стране единой системы поддержки административной деятельности и организацию электронного документооборота; определение

основных направлений деятельности в сфере защиты и регулирования информационных отношений:

1. Создание новых высокоэффективных технологий

обеспечения информационной безопасности

(выявление методик оценки уровня информационных рисков и эффективности используемой стратегии безопасности на национальном уровне и для отдельных учреждений; создание системы долговременного хранения данных с высокой степенью защищенности);

2. Совершенствование средств защиты информации в системах с удаленным доступом по открытым коммуникационным каналам общего назначения;

3. Разработка эффективной технологии построения автоматизировано-информационных систем с высоким уровнем конфиденциальной информации при сохранении возможности легального использования в многопользовательском режиме. Именно при таком режиме труднее всего обеспечить безопасность данных. Наряду с предыдущими разработками необходимо было создать технологии поддержания устойчивого и бесперебойного функционирования разветвленных сетей в условиях возможно воздействия дестабилизирующих факторов, например, при попытках нарушения работы системы, различных кибератаках и т.д.;

4. Разработки средств оперативного выявления

наиболее уязвимых мест информационной инфраструктуры и интеллектуального анализа потенциальных внутренних и внешних угроз

информационной безопасности. Парадоксально то,

что данные разработки в соответствии со ст. 6 Конвенции о киберпреступности могут быть признаны компьютерным преступлением. Во избежание подобных выводов необходимо испытания такого рода разрешить и защитить, как не имеющие своей целью совершить преступления;

5. Создание специальной комиссии при

Правительстве (в ее составе не только государственные служащие, но и представители

частных компаний - телекоммуникационных, банковских и энергетических, задачей которых была выработка эффективных мер, стимулирующих частные компании к самостоятельному совершенствованию имеющихся систем защиты

информации) для осуществления новой стратегии информационной безопасности.

Работа подобных комиссий по разработке концепции информационной безопасности, куда могут входить представители и эксперты частных компаний, очень эффективна. Рациональное зерно есть и в разработке системы налоговых льгот для тех предприятий, которые будут вкладывать средства в разработку систем защиты информации. Очевидно, что в результате потерь частных компаний от компьютерных преступлений, страдает и государство. Это выражается в недополученных налогах, парализации банковской деятельности и др.

Таким образом, заимствование японского опыта в России представляется не только возможным, но и крайне желательным.

Законодательство об уголовной ответственности за компьютерные преступления в различных странах мира существенно отличается друг от друга. Результаты исследования «Преступление в киберпространстве и наказание», проведенного в 2001 г. транснациональной консалтинговой компанией МсСоппе11 International и охватившего 52 страны мира, показали, что не во всех государствах законодательство адаптировано к возрастающим потребностям усиления уголовно-правовой охраны правоотношений в сфере компьютерных технологий. Для осуществления борьбы с такого рода преступлениями необходимо тесное взаимодействие и сотрудничество на всех уровнях государственной власти и частного сектора экономики.

Согласно современным российским исследователям, меры по установлению уголовной ответственности за совершение преступлений рассматриваемого вида, впервые были приняты в Соединенных Штатах Америки, где компьютерная преступность появилась несколько раньше, чем в других государствах. Еще в 1977 г. в США был разработан законопроект о защите федеральных компьютерных систем,

предусматривавший уголовную ответственность за использование в компьютерной системе заведомо ложных данных, нарушение обработки информации, а также хищение информации, услуг, денежных средств и ценных бумаг. В 1984 г. был принят Закон о мошенничестве и злоупотреблении с использованием компьютеров, впоследствии неоднократно

дополняющийся. В Уголовном кодексе Японии также четко просматриваются нормы ответственности за совершение преступлений в сфере компьютерных технологий:

1. Гл. XVII «Преступления в виде фальсификации

документов», ст. 157 (неверные записи в удостоверенном официальном документе); ст. 158 (распространение сфальсифицированного

официального документа); ст. 161-2 (незаконное создание записи на электромагнитном носителе). Условия наказания: каторжные работы на срок не более 5-10 лет либо штраф в размере не более 500 тыс. - 1 млн. йен (около 5-10 тыс.долларов США).

2. Глава XXXV «Преступления против деловой репутации и бизнеса», ст. 234-2 (воспрепятствование бизнесу путем вывода из строя компьютеров и т.д.). Условия наказания: лишение свободы с обязательным привлечением к труду на срок не более пяти лет или штраф в размере не более 1 млн. йен (около 10 тыс.долларов США).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Глава XXXVII «Преступления в виде

мошенничества и вымогательства», ст. 246-2 (компьютерное мошенничество): незаконное

получение дохода путем использования ложных сведений, команд, фальшивых электромагнитных записей в ходе деловых операций другого лица. Условия наказания: лишение свободы с обязательным привлечением к труду на срок не более 10 лет.

4. Глава XL «Преступления в виде уничтожения и

укрывательства», ст. 258 (уничтожение государственных документов и т.д.). Условия наказания: лишение свободы с обязательным

привлечением к труду на срок не менее трех месяцев и не более семи лет; ст. 259 (уничтожение частных документов и т.д.). Условия наказания: лишение свободы с обязательным привлечением к труду на срок не более пяти лет.

В Уголовном кодексе Российской Федерации имеется Глава 28 «Преступления в сфере компьютерной информации», объединяющая ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации», ст. 273 «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ» и ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети».

В уголовно-правовой науке до последнего времени не уделялось серьезного внимания исследуемой проблематике. Именно поэтому важно не само по себе исследование зарубежного законодательства, но и понимание практики его применения. Изучение накопленного в других странах законодательного и научного опыта позволяет совершенствовать Уголовный кодекс РФ, который должен обеспечивать безопасность общества, государства и гражданина в сфере информационных отношений. На сегодняшний день необходимо совершенствовать

законодательство, а также организационно-правовые меры по противодействию компьютерным преступлениям путем частичного заимствования зарубежного, в частности, японского, опыта борьбы с данными видами преступлений.

Список литературы:

1. Белая книга Преступности Японии. - Токио, 1998-2011 г.г.

2. О. Белявская. Основные направления развития преступности в Японии. - М., 1981.

3. К.Уэда. Преступность и криминология в современной Японии. -М., 1989.

4. Н. Морозов. Сравнительно-правовой анализ преступности в современной Японии. - Владивосток, 1997.

5. О. Белявская, В. Еремин. Уголовная политика японского государства (Японский опыт для российских реформ). 1995, № 3.

6. В. Еремин. Правовая система Япония: справочник. - М., 1992.

7. Компюта хандзай то гэндай кэйхо (Компьютерные преступления и современное уголовное право). - Токио, 1990, с.191.

8. Н.А. Морозов. Япония - новое поколение без наркотиков // Пробелы в Российском законодательстве. - №2, 2013.

9. Статистический сборник. - М.: МВД РФ, 2008.

10. Мицкевич А.Ф., Суслопаров А.В. Понятие компьютерной информации по российскому и зарубежному уголовному праву // Пробелы в российском законодательстве. -2010. - № 2.

11. Волеводз А.Г., Волеводз Д.А. - Уголовное законодательство об ответственности за компьютерные

преступления: опыт разных стран

/ http://www.ri m2000. ru/a rticles/show/? 19

12. Волеводз А.Г. Противодействие компьютерной

преступности: правовые основы международного

сотрудничества. М.: Ирлитинформ, 2002. - 485 с.

13. RFE/RL Newsline, 2001. - Vol.4, No 244. - Part I.

14. http://www.crime-research.ru/latestnews/

15. Draft Convention on Cyber-crime and Explanatory

memorandum related thereto: final activity report. -Prepared by Committee of Experts on Crime m CyberSpace (PC-CY) Submitted to European Committee on Crime Problems (CDPC) at its 50th plenary session (18 -22 June 2001). -Secretariat Memorandym prepared by the Directorate General of Legal Affairs. - Restricted, CDPC (2001) 2 rev 2. - Strasbourg, 20 June 2001 /

http://www.conventions.com

16. Draft Convention on Cyber-crime (Draft № 24). - Prepared by the Secretariat Directorate General I (Legal Affairs). -Public version - Declassified, PC-CY (2000) Draft №. 24. -Strasbourg, 19 November 2000 / http://conventions.com

17. Уголовный кодекс РФ. Раздел IX. «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Глава 28. «Преступления в сфере компьютерной информации».

Reference list:

1. The white book of the Crime of Japan. - Tokyo, 1998-2011 I.I.

2. O. Belyavskaya. The main directions of the development of crime in Japan. - M., 1981

3. l<.Ue da. Crime and criminology in modern Japan. -M., 1989

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Морозова Н. А. «Новые тенденции в преступности Японии и России»

В статье рассмотрены особенности современной компьютерной преступности в Японии и мерах борьбы с ней, подробно проанализированы основные направления уголовной политики нового времени. Тема работы крайне актуальна для современной российской криминологии, т.к. Япония уже с 90-х годов демонстрирует пример своевременного реагирования законодателем и правоохранительными органами на вызовы времени - киберпреступность, причем именно в период экономических кризисов 80-90 г.г. и нынешнего времени. Анализ мер успешной социальной политики по противодействию нетрадиционной форме преступности имеет важное практическое значение для совершенствования российского уголовного законодательства. Для отечественного правоведения и уголовной политики особый интерес представляет мер специфика криминологической политики Японии - особенностей государственного и общественного контроля над киберпространством, подробно изложенной автором.

Автор проанализировал особенности мер уголовноправового реагирования, связанные с социальным устройством, а также законодательную базу для борьбы с компьютерной преступностью. В статье приведены конкретные примеры и статистические данные, новые для отечественной и международной юридической компаративистики.

Статья представляет интерес с точки зрения информированности научной общественности о реальном положении с преступностью и эффективных мерах по борьбе с ней.

Рекомендуется к печати в журнале, рецензируемом ВАК.

заведующий кафедрой уголовного права ДВФУ, профессор, доктор юридических наук, заслуженный деятель науки РФ

Коробеев А. И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.