УДК 37
И. М. Воротилкина, Л. Г. Невеличко
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
В статье рассматриваются современные тренды в области образования в современном мире. Выделены основные тенденции: глобализация, безопасность окружающей среды, обучение на протяжении всей жизни, совместная работа для создания новых возможностей (кооперация и коллаборация), цифровизация, новые возможности индустриальной революции, связь мира школы с миром работы. Показаны новые подходы в организации образования в России.
Ключевые слова: цифровизация, глобализация, коллаборация, тенденции, образование, обучающиеся, обучение.
DOI: 10.24412/2227-1384-2023-453-25-29
Современное образование представляет собой процесс обучения и воспитания личности. Качественное развитие данного процесса будет способствовать улучшению технологического процесса общества. Для конкурентоспособности необходимы новые, уникальные методики и технологии в образовании, направленные на совершенствование компетенций и достижение высоких результатов. Данная проблема находит отражение в работах Е. Н. Лысаковой [2], О. Г. Седнева, Р. Р. Мунзафаро-вой [6], Д. Н. Сурова [7], М. А. Тлевцежевой [8], Т. Б.Черепановой [9] и др.
К современным мировым тенденциям в области образования можно отнести глобализацию, безопасность окружающей среды, обучение на протяжении всей жизни, совместную работу для создания новых возможностей (кооперация и коллаборация), цифровизацию, новые возможности индустриальной революции, связь мира школы с миром работы [3], [4], [5].
Глобализация — интеграция экономик и обществ во всём мире, где обмен информацией, знаниями и культурными ценностями имеет большое значение. Что касается образовательной системы, то в процессе глобализации в неё будут включены лица из разных слоёв общества, со-
Воротилкина Ирина Михайловна — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: [email protected].
Невеличко Любовь Григорьевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: [email protected].
© Воротилкина И. М., Невеличко Л. Г., 2023
25
циально-экономических классов и культур, что потребует, учитывая изменяющиеся тенденции, осуществления кадровой подготовки и своевременного внедрения в образовательный процесс новых технологий.
Изменение климата во всём мире влияет на безопасность окружающей среды. В связи с этим важно дать обучающимся знания об экологических проблемах, которые затрагивают экономику и общество; о связи между своими ежедневными действиями и их последствиями в долгосрочной перспективе, которые могут отразиться в будущем как на них самих, так и на обществе.
Цифровизация в современном мире влияет на все сферы жизнедеятельности человека. Доступный интернет позволяет всё большему количеству людей использовать цифровые ресурсы. Искусственный интеллект подстраивается под индивидуальные запросы пользователей, что даёт возможность больше общаться онлайн, находить единомышленников по интересам. Это также может отражаться на публичных обсуждениях и участии в мероприятиях. Есть и проблемы, которые могут всплыть и негативно отразиться на пользователе — недостоверная информация, спам и т. п. Для успешной интеграции в современном мире необходимо обучать современным навыкам медиа и цифровой грамотности [6].
Новые возможности 4-й индустриальной революции — интеграция искусственного интеллекта в рабочие процессы, удалённая работа, что способствует как ухудшению состояния на рынке труда, так и созданию новых рабочих мест и повышению профессионализма для сохранения конкурентных позиций в различных областях. Повышается необходимость приобретения знаний в области технологий, математики и науки, развитие креативности в системе образования для развития инноваций.
Не менее интересный тренд — обучение на протяжении всей жизни.
В современном мире особая роль отводится постоянному совершенствованию профессиональных и личностных компетенций, непрерывному образованию. Актуальным становится создание новых современных учебных программ для повышения квалификации на протяжении карьерного пути.
Совместная работа для создания новых возможностей (кооперация, коллаборация) способствуют обеспечению равных прав и возможностей лицам из разных культурных и социальных слоёв. В образовательной среде обучающие и специалисты из разных сфер должны иметь возможность сотрудничать, находить общий язык для решения производственных задач. Командная работа как в образовательных учреждениях, так и на производстве способствует развитию социальных навыков, коммуникации, развивает умения ценить различные идеи и видения при всём их разнообразии.
Не менее актуальный тренд — связь мира школы с миром работы.
26
Средства массовой информации, семья, профориентация определяют выбор профессии. Однако этот выбор имеет мало общего со спросом на рынке труда. Школьники не всегда могут спрогнозировать спрос на профессию в будущем и продумать траекторию карьерного пути. В то же время технологии позволяют независимо от социального статуса и места проживания иметь большие возможности для общения и выбора профессиональной деятельности. В мире цифровизации недостаточно уметь пользоваться технологиями, важно понимать, как можно улучшить жизнь и профессионально выполнять рабочие процессы.
Анализ развития образования в России позволяет выделить Национальный проект «Образование» как один из государственных проектов в России на период с 2019 по 2024 годы (руководитель проекта министр просвещения С. Кравцов).
Цель проекта — глобальная конкурентоспособность российского образования, обучение на основе духовно-нравственных ценностей, развитие и поддержка талантливых детей и молодёжи.
Федеральные проекты:
1) современная школа;
2) поддержка семей, имеющих детей;
3) учитель будущего;
4) новые возможности для каждого;
5) экспорт образования;
6) успех каждого ребёнка;
7) цифровая образовательная среда;
8) молодые профессионалы;
9) социальная активность;
10) социальные лифты для каждого.
Тренды в российском образовании: междисциплинарность, мета-компетентностное образование, БТБМ-образование, патриотизм, лично-стно-развивающее образование, инклюзивное пространство и др.
Новое в организации образования: персонализация, цифровизация, неформальное и информальное образование, геймификация, сотрудничество, партнёрство, исследовательское обучение, продуманный педагогический дизайн, результативное преподавание, проектное обучение
[1], [7], [8], [9].
Инновации в образовании способствуют решению задач Национального проекта «Образование» до 2024 года.
Список литературы
1. Воронин Д. М., Киселёва И. В., Воронина Е. Г. Основные тренды в системе образования / / Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. С. 126 — 129.
2. Лысакова Е. Н. Современные тренды развития образования / / Инновации в образовании. 2019. № 10. С. 28 — 33.
27
3. Мировые тренды образования в российском контексте / / Образовательный Марафон: Финляндия, Россия, Казахстан. 2018 — 2023. URL: https://edu-marathon.org/mirovye-trendy-obrazovaniya-vrossijskom-kontekste (дата обращения 01.11.2023).
4. Пополитова О. В. Современные тренды образования // Корпорация «Российский учебник». URL: https: / / director.rosuchebnik.ru/upload/iblock/fb1 / fb103b2ef 148afcb685d3b262ea8b16e.pdf (дата обращения 06.11.2023).
5. Пять мировых трендов в образовании, за которыми будущее // informburo.kz. URL: https://informburo.kz/stati/pyat-mirovyx-trendov-v-obrazovanii-za-kotorymi-budushhee (дата обращения 03.11.2023).
6. Седнев О. Г., Мунзафарова Р. Р. Новые тренды в образовании на основе использования инструментов цифровой трансформации / / Наука России: Цели и задачи: сборник научных трудов по материалам XXVI международной научной конференции, Екатеринбург, 10 апреля 2021 года. Ч. 2. Екатеринбург: Л-Журнал, 2021. С. 85—90. DOI 10.18411/sr-10-04-2021-57. EDN QZEYQL.
7. Суров Д. Н. Новые тренды в образовании / / Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №. 6-4 (108). С. 151 — 154.
8. Тлевцежева М. А. Новые тренды современного образования / / Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14. № 3. С. 113 — 117.
9. Черепанова Т. Б. Тренды и тенденции современной образовательной практики / / Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. № 2 (23). С. 139—141.
* * *
Vorotilkina Irina M., Nevelichko Lyubov G.
NEW TRENDS IN EDUCATION IN THE MODERN WORLD
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)
The article discusses current trends in the field of education in the modern world. The main trends are highlighted: globalization, environmental safety, lifelong learning, working together to create new opportunities (cooperation and collaboration), digitalization, new opportunities of the industrial revolution, connecting the world of school with the world of work. New approaches to the organization of education in Russia are demonstrated.
Keywords: digitalization, globalization, collaboration, trends, education, students, training. DOI: 10.24412/2227-1384-2023-453-25-29
References
1. Voronin D. M., Kiseleva I. V., Voronina E. G. Main trends in the education system [Osnovnyye trendy v sisteme obrazovaniya], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2020, no. 69-1, pp. 126—129.
2. Lysakova E. N. Modern trends in the development of education [Sovremennyye trendy razvitiya obrazovaniya], Innovatsii v obrazovanii, 2019, no. 10, pp. 28 — 33.
3. World trends in education in the Russian context [Mirovyye trendy obrazovaniya v rossiyskom kontekste], Obrazovatel'nyy Marafon: Finlyandiya, Rossiya, Kazakhstan. 2018-2023 (Educational Marathon: Finland, Russia, Kazakhstan. 2018 — 2023). Available at: https://edu-marathon.org/mirovye-trendy-obrazovaniya-vrossijskom-kontekste (accessed 11/01/2023).
28
4. Popolitova O. V. Modern trends in education [Sovremennyye trendy obrazovaniya], Korporatsiya «Rossiyskiy uchebnik> (Russian Textbook Corporation). Available at: https://director.rosuchebnik.ru/upload/iblock/fb1/fb103b2ef148afcb685d3b262ea8 b16e.pdf (accessed 11/06/2023).
5. Five global trends in education, which are the future [Pyat' mirovykh trendov v obrazovanii, za kotorymi budushcheye], informburo.kz. Available at: https://informburo.kz/stati/pyat-mirovyx-trendov-v-obrazovanii-za-kotorymi-budushhee (accessed 11/03/2023).
6. Sednev O. G., Munzafarova R. R. New trends in education based on the use of digital transformation tools [Novyye trendy v obrazovanii na osnove ispol'zovaniya instrumentov tsifrovoy transformatsii], Nauka Rossii: Tseli i zadachi: sbornik nauchnykh trudov po materialam XXVI mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, Yekaterinburg, 10 aprelya 2021 goda (Science of Russia: Goals and objectives: a collection of scientific papers based on the materials of the XXVI International Scientific Conference, Ekaterinburg, April 10, 2021). Part 2. Ekaterinburg, L-Magazine Publ., 2021, pp. 85-90. DOI 10.18411/sr-10-04-2021-57. EDN QZEYQL.
7. Surov D. N. New trends in education [Novyye trendy v obrazovanii], Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal, 2021, no. 6-4 (108), pp. 151—154.
8. Tlevtsezheva M. A. New trends in modern education [Novyye trendy sovremennogo obrazovaniya], Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, 2022, vol. 14, no. 3, pp. 113—117.
9. Cherepanova T. B. Trends and tendencies of modern educational practice [Trendy i tendentsii sovremennoy obrazovatel'noy praktiki], Vestnik Omskogo gosudarstvennogo
pedagogicheskogo universiteta, 2019, no. 2 (23), pp. 139—141.
* * *
29