Новые тенденции развития индустрии гостеприимства
сч сч о сч
о ш m
X
<
m о х
X
Цаболова Ольга Руслановна
кандидат филологических наук, доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», [email protected]
Чудновский Алексей Данилович
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», [email protected]
Жукова Марина Александровна
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, [email protected]
Цунаева Юлия Олеговна
старший преподаватель кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», [email protected]
Жуков Вадим Анатольевич
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», [email protected]
Пандемия нанесла тяжелый удар по индустрии туризма и гостеприимства, значительно изменила приоритеты и предпочтения туристов. В статье показано, что устойчивое развитие отрасли в будущем предполагает значительные изменения в организации отдыха и досуга отпускников, а также новый подход к обслуживанию потребителей гостиничных услуг с учетом соблюдения принципов безопасности и экологичности. Представлен анализ проблем и финансовых потерь индустрии гостеприимства от кризиса, а также проанализированы возможные меры преодоления существующих проблем и методы снижения имеющихся рисков банкротства.
Ключевые слова: гостеприимство, пандемия, инновация, цифровые технологии, безопасность, устойчивое развитие, экология.
Разразившаяся два года назад пандемия Covid-19 затронула все стороны нашей жизни, коснулась каждой страны, каждой семьи, каждого человека. Несмотря на титанические усилия мирового сообщества, направленные на борьбу с Covid-19, разработку и производство вакцин, а также массовую вакцинацию населения, обуздать развитие пандемии и положить конец вызванному ею экономическому кризису до сих пор не удается. Глобальная экономика столкнулась с самой глубокой рецессией со времен Великой депрессии. В отчете ООН 2021года прямо говорится о том, что кризис, вызванный пандемией коронавируса, может помешать странам в достижении Целей устойчивого развития 2030 в срок. Каждая новая пандемии влечет за собой существенные изменения в политической, экономической и общественной жизни, оказывает огромное влияние на все сферы человеческой деятельности.
Пандемия Covid-19 нанесла особенно тяжелый удар по индустрии туризма и гостеприимства, значительно изменила приоритеты и предпочтения туристов[1]. Устойчивое развитие отрасли в будущем предполагает значительные изменения в организации отдыха и досуга отпускников, а также новый подход к нуждам делового туризма с учетом безопасности и вопросов экологии. Долгие периоды работы в Home Оffice, перевод школьников и студентов на дистанционное обучение, запрет массовых мероприятий, закрытые театры, музеи и рестораны, жизнь в ожидании очередного локда-уна утомляют людей. Все мечтают вернуться к нормальной жизни или хотя бы взять тайм-аут и сменить обстановку. Путешествия дают отпускникам такую возможность, но с учетом суровых реалий нашего времени. Люди хотят путешествовать, но теперь волей неволей им приходится выбирать поездки внутри страны. Постоянно изменяющаяся эпидемиологическая ситуация в разных концах света, закрытые границы, опасение потерять уплаченные за далекое, заранее запланированное путешествие приводят к мысли, что внутренний туризм является оптимальным решением в сложившейся ситуации. Растущий внутренний спрос на отели открывает новые возможности и перспективы для предприятий индустрии туризма и гостеприимства. Так, к примеру, немецкие и французские отельеры отметили летом текущего года со-
ответственно 160 и 180 миллионов ночевок в отелях за счет исключительно внутреннего туризма [6]. В Испании и Италии эти показатели несколько скромнее ( соответственно 140 и 50), но и они убеждают нас в том, что каждая страна имеет возможность предложить своим гражданам самые разнообразные виды отдыха внутри страны - от пляжного до оздоровительного, образовательного, экстремального, аграрного, гастрономического и т.д.
Пандемия изменила также отношение туристов к вопросам гигиены и безопасности [1]. Очевидно, что простым мытьем рук и персоналом в масках дело не ограничится. Плексигласовые экраны, перчатки, маски и дозаторы с дезинфицирующим раствором у дверей отеля останутся с нами надолго. Эти меры дают гостям чувство безопасности и показывают заботу отеля о благополучии и сохранении здоровья гостей. Вероятно, уже в ближайшем будущем будут установлены новые стандарты гигиены и безопасности для предприятий индустрии гостеприимства, которые очевидно останутся с нами на долгие годы, а может быть и навсегда. Ведь очевидно, что гости и в дальнейшем не захотят подвергать свое здоровье какому-либо риску. Таким образом, неукоснительное соблюдение гигиенических стандартов, а также создание и поддержание условий для сохранения необходимой дистанции между гостями отеля обеспечивает ему как предприятию индустрии гостеприимства значительное конкурентное преимущество по сравнению с другими отелями.
Убытки, которые понесла вся индустрия туризма и гостеприимства едва ли получится скоро компенсировать. Исследование, проведенное в мае 2020 года оператором онлайн-биржи вакансий YOURCAREERGROUP на основе опросов работников этой сферы в Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Польше, Испании, Португалии, Мексики и других странах показало, что 42% респондентов еще год назад оценивало положение своего предприятия как крайне опасное [3]. Уже весной 2020 года было ясно, что для перезагрузки и перезапуска индустрии туризма и гостеприимства потребуются значительные средства, чтобы для начала просто удержаться на плаву, а затем новые подходы к проблемам и их неординарные решения. Потребуется оптимизация всех процессов за счет широкого внедрения всеми предприятиями отрасли цифровых технологий. Так, к примеру, цифровая регистрация в отеле экономит время гостей и сотрудников, снижает издержки, избавляет работников отеля от необходимости заполнять множество ненужных бумаг на стойке регистрации, радует гостей, желающих поскорее подняться в номер. Документация может храниться в электронном виде, что позволяет экономить бумагу и делает гостиничный бизнес более экологически чистым[6].
Меры, принимаемые повсеместно для соблюдения безопасной дистанции между людьми, наносят существенный ущерб индустрии гостеприимства, ограничивая пропускную способность отелей и число посадочных мест в ресторане[2]. Эти потери отелям приходится компенсировать путем поддержания постоянным максимального заполнения номерного фонда с одной стороны, а с другой сосредоточиться на Up- и Cross-Selling. За счет дополнительных продаж новых видов товаров и услуг при творческом нестандартном подходе к проблемам гостей отеля можно надеяться выйти на новый уровень обслуживания и выделиться на фоне конкурентов[3]. Креативность сотрудников и особое отношение к индивидуальным запросам гостей должны проносить свои плоды. Будущее, безусловно, за бесконтактным сервисом. Успешное развитие цифровых технологий и стремительно увеличивающееся число цифровых помощников позволяет предприятиям туризма и гостеприимства достаточно легко приспособиться к новым требованиям соблюдения гигиенических требований и сохранения безопасной дистанции между гостями и работниками отеля. Различные доступные гостям приложения позволяют сотрудникам отеля осуществлять коммуникацию с ними в полном объеме и даже расширяют эти возможности, сводя при этом физические контакты к минимуму, что особенно важно в условиях борьбы с пандемией.
В настоящий момент цифровизация предприятий индустрии туризма и гостеприимства важна, как никогда прежде. Новые технологии не только обеспечивают бесконтактное обслуживание в отелях, они позволяют оптимизировать затратные по времени рутинные процессы. Они позволяют избежать очередей в ожидании обслуживания, сохранять заявки и бронирования нажатием одной клавиши компьютера, делают быстрее, проще, прозрачнее самые разные процессы в повседневной жизни отеля. В условиях пандемии огромное значение приобретает бесперебойное функционирование всех подразделений и служб отеля. Особенно важно избегать скопления людей в общественных пространствах отеля, поскольку это всегда нравится гостям, а, главное, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических стандартов и необходимой дистанции. Цифровые помощники позволяют сократить расходы предприятия индустрии гостеприимства и экономят время персонала гостиницы. Перезапуск и возрождение индустрии туризма и гостеприимства неразрывно связано с успешным и быстрым переходом на новые бесконтактные технологии.
В настоящее время и, видимо, в ближайшем будущем эта тенденция сохранится, отели борются за сохранение постоянных гостей. Как показывают результаты исследований Института логики
х
X
о
го А с.
X
го m
о
2 О
м м
сч сч о сч
о ш m
X
<
m о х
X
бренда (Institute of Brand Logic), 78% респондентов, представляющих отрасль, заявили, что скорее сосредоточат усилия на удержании постоянных гостей, и только 38% делают ставку на привлечение новых постояльцев. По мнению этих специалистов, склонить гостя, уже знакомого с плюсами и минусами отеля к повторному визиту легче, чем привлекать новых гостей. С такими гостями отели осуществляют постоянную коммуникацию с помощью персональных электронных писем, своевременно информирующих их о новых возможностях и предложениях известного им отеля. Отельеры знают, что постоянные гости тратят за время пребывания в знакомом отеле больше денег, чем новые и стремятся создать в первую очередь хорошую базу постоянных гостей и, лишь затем предпринимать активные действия, направленные на привлечение новых гостей.
Люди хотят путешествовать даже во время пандемии, и предприятиям индустрии туризма и гостеприимства приходится приспосабливаться к новым условиям и стандартам. Разумеется, это не значит, что эти стандарты сохранятся навечно даже после победы над вирусом. Но многие нововведения, продиктованные сначала необходимостью обезопасить гостей и персонал, доказали за время пандемии свою целесообразность и еще не раскрыли до конца таящийся в них потенциал. Новые условия функционирования предприятий индустрии туризма и гостеприимства показали возможные пути развития отрасли, связанные со стремительным внедрением новых технологий, и заставили гостей и отельеров увидеть многие проблемы отрасли в новом ракурсе [3].
Наряду с уже перечисленными мерами следует также рассмотреть и другие решения, позволяющие в значительной степени компенсировать финансовые потери, обусловленные пандемией, ведь, несмотря на кризис, отельерам нужно платить зарплату персоналу, выплачивать кредиты, вносить арендную плату и т.д. Во избежание банкротства в эти тяжелые для отрасли времена отелям рекомендуется особенно тщательно контролировать расходы в ближайшей перспективе, и, возможно, заранее попросить у банка отсрочку платежей по текущим кредитам на три месяца. Банки также заинтересованы в том, чтобы сохранить своих старых проверенных клиентов и, вероятно, будут готовы проявить добрую волю и пойти навстречу своим давним и надежным партнерам. Не следует, разумеется, пренебрегать и мерами государственной поддержки. Во всех странах мира пандемия нанесла сокрушительный удар по индустрии туризма и гостеприимства и поддержка предприятий этой отрасли государством является одним из важнейших условий их выживания. В то же время кризис вынуждает отельеров еще раз пересмотреть расходы и решить, от каких из них
настало время отказаться. Речь может идти о сокращении или временной приостановке поставок некоторых продуктов питания и напитков, сокращении расходов на утилизацию отходов, пересмотре договоров на обслуживание копировальной техники, кассовых аппаратов и компьютеров и т.д. Во время кризиса часть сотрудников может также взять на себя из соображения сокращения издержек дополнительные обязанности, не входившие ранее в сферу их деятельности. В исключительных случаях предприятиям индустрии гостеприимства приходится рассмотреть вопрос о временном сокращении персонала, чтобы сохранить свой бизнес на плаву в эти трудные времена. Сотрудники пережидают трудные времена на пособии по безработице в надежде возвратиться на старое место работы по окончании кризиса. Некоторые отели переключаются на обслуживание нетрадиционной клиентуры: они предоставляют, например, комфортные места для работы людям, переведенным на удаленную работу в home office, но не имеющих по тем или иным причинам возможности работать из дома (наличие маленьких детей, небольшая жилплощадь, несколько членов семьи работают дистанционно и мешают друг другу). Осуществляют доставку еды и напитков людям, находящимся на самоизоляции, Предоставляют номера отеля для проживания врачам, работающим в красной зоне с ковидными больными, не имеющими по этой причине возможности ночевать дома. В отелях могут быть также компактно под наблюдением размещены на самоизоляции лица из групп риска. Таким образом, отель-еры имеют возможность с одной стороны сократить финансовые потери и в то же время проявить гражданскую позицию и социальную ответственность. Кризис, вызванный пандемией, ставит перед предприятиями индустрии гостеприимства не только новые вызовы, но и открывает новые возможности, позволяя решить в отсутствие большого числа гостей многие давно назревшие проблемы. Многие отели стараются эффективно использовать время вынужденного простоя. Можно, например, закрыть часть отеля и провести ремонтные работы или не заселять один из этажей и тем самым сократить расходы на уборку и электриче-ство[1].К сожалению, затянувшийся на два года кризис, окончание которого пока никто не может предугадать, все сильнее негативно сказывается на гостиничном бизнесе и индустрии гостеприимства, поскольку надежды отельеров и рестораторов на летний сезон не оправдываются уже который раз. Многие рестораны и бары пришлось закрыть до лучших времен, а отелям пришлось сократить персонал и работать с небольшой командой, обслуживая при этом редких гостей. Крупные финансовые потери, несут в себе угрозу самому существованию многих предприятий отрасли, поэтому отели ведут активную работу в социальных
сетях Facebook и ^адгат. Многие отели поддерживают связь с постоянными гостями отеля путем рассылки писем с благодарностью за то, что на протяжении долгих лет эти люди оказывали предпочтение именно их отелю и, напоминая им о том, что они будут рады снова увидеть их у себя, как по окончании кризиса, так и в ближайшее время. Для таких гостей отели могут также делать специальные предложения на отдаленный период времени (по окончании пандемии) и обеспечить себе доходы с помощью торговли ваучерами. Менеджеры отеля не должны пренебрегать прямыми контактами с гостями на стойке регистрации или в лобби, т.к. личные контакты помогают установить с ними эмоциональную связь в эти непростые для отеля и постояльцев время, что позволит в дальнейшем быстрее обеспечить наибольшее число новых бронирований по окончании всех ограничений. Также очень важно знать, как другие отели справляются с текущей ситуацией, какие из предлагаемых ими услуг приносят максимальную выгоду, целесообразно ли использовать этот опыт в своей работе. Возможно, они предлагают еду на вынос, поскольку расположены в деловом квартале, где много офисов. Возможно, конкуренты предоставляют гостиничные номера врачам и медсестрам, потому что их отели находятся рядом с больницей. Владельцам отелей необходимо трезво оценить, что из опыта других предприятий индустрии гостеприимства может быть коммерчески выгодными и конкретно для их отеля.
Не лучшие времена переживают сейчас и предприятия общественного питания[2]. Рестораторы тоже предпринимают беспрецедентные меры для того, чтобы сохранить свой бизнес, несмотря на чудовищные убытки, обусловленные антиковид-ными ограничениями, и обращают свой взор на новые целевые группы. В условиях борьбы с пандемией рестораны работают на вынос и организуют доставку еды на дом, благо санитарные запреты последнего времени и коснулись работы кухни. Кроме того, рестораторы взяли на вооружение принцип «Покупай сейчас, ешь потом!» и предлагают купить ваучеры как на бумажном носителе, так и онлайн. В ваучере должны быть указаны название предприятия общественного питания (эмитент), срока его действия (как правило, три года), стоимость и наименование услуги, которую ресторан обязуется предоставить в течение этого времени. Для прямого контакта с клиентами рестораны, бары, кафе и небольшие магазины регистрируются на специальных сайтах и в приложениях, где предлагают свои услуги, ваучеры и товары. Во время локдауна и перехода на дистанционную работу и учебу люди стали проводить гораздо больше, чем раньше времени дома. Эта ситуация идеально подходит для того, чтобы предприятия общественного питания наладили крепкие связи с жителями близлежащих домов и сделали
их своими постоянными клиентами на долгие годы. В наше время ничто так не ценится как надежное взаимовыгодное соседство. Почему бы не подумать о доставке булочек и тортов в соседние офисы или не предложить услугу доставки обедов на дом. Уставшие от работы за компьютером соседи, которые разрываются между работой на дистанте и работой по дому, а также уходом за детьми, будут рады возможности не тратить время на приготовление пищи для семьи. Не говоря уже о том, что не все видят свое второе призвание в искусстве кулинарии, поэтому многие были бы признательны за некоторую поддержку со стороны своих любимых ресторанов. Речь здесь может идти о торговле полуфабрикатами или о распространении видеороликов, где рестораторы делятся советами, как в домашних условиях приготовить то или иное блюдо. Большой интерес вызывают также советы о том, как рационально использовать в домашнем хозяйстве остатки пищи и перерабатывать отходы. Распространение печатной рекламой продукции и информационных бюллетеней должно информировать людей о том, что даже во время пандемии окрестные кафе, рестораны и пекарни продолжают оказывать широкий перечень кулинарных услуг. Не следует пренебрегать никакими средствами, ни возможностью забросить пару рекламных проспектов или листовок в почтовые ящики домов по соседству, ни тем более работой в социальных сетях. Предприятию общественного питания обязательно нужно в Facebook и Instagram создать аккаунт, если это не было сделано до начала эпидемии. Во время кризиса люди проводят еще больше времени в интернете и с удовольствием поддержат местные кафе и рестораны. Предприятия общественного питания могут также торговать через интернет-магазины консервированными или другими упакованными продуктами или непродовольственными товарами, например, фирменными кружками с соответствующим логотипом или футболками. Использование правильных хэштегов также помогает рестораторам привлечь внимание к своим ресторанам и кафе. Хэштеги - это простой способ охватить огромную аудиторию в социальных сетях, таких как ^адгат, Facebook или LinkedIn.Когда рестораторы используют определенные часто популярные хэштеги в своих аккаунтах в социальных сетях, они частью большого сообщества. Важными хэштегами являются, например,
#supportyourlocaldealer #supportyourlocal #оставай-тесь здоровыми #покупайте воду. Хэштеги можно также просто нанести на оконные стекла предприятия общественного питания или установит рядом с ним табличку с хэштегом[5]. Таким образом, все в округе будут информированы о том, что ресторан продолжатет работать даже в кризис. С помощью краудфандинга, т.е. народного финансирова-
х
X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м м
CS CS
о
CS CO
о
Ш
m
X
<
m о x
X
ния, можно финансировать и реализовать проекты, продукты и новые бизнес-идеи в сфере ресторанного бизнеса. Люди охотно принимают участие в финансировании проектов, которые, по их мнению, реально улучшают качество жизни или кажутся им социально значимыми. Краудфандинг также является одним из наиболее привлекательных способов для рестораторов, преодолеть финансовые трудности во время очередного кри-зиса[5]. Как уже было замечено, пандемия нанесла индустрии гостиничного бизнеса и общественного питания тяжелый удар. И в настоящий момент никто не может с уверенностью сказать, как долго продлится эта ситуация. Очевидно, что несмотря на разработку и внедрение различных вакцин против этой страшной болезни и массовую вакцинацию людей в разных странах не приходится рассчитывать на скорую победу над пандемией. Владельцы отелей понимают, что их предприятиям придется учитывать многие факторы, которые будут определять развитие отрасли как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе. Общий спад экономики обусловил понижение спроса на гостиничные услуги. Рост безработицы, неоднократное объявление локдауна и снижение доходов в связи с возможными массовыми увольнениями заставляют людей задумываться о финансовом благополучии семьи и иначе расставлять жизненные приоритеты. Среди предпринимателей растет озабоченность и сомнения по поводу финансовой стабильности их бизнеса. Уже осенью 2021 года в Европе с тревогой ожидали массовых банкротств предприятий индустрии гостеприимства, поскольку туристический сезон 2021 года не оправдал надежд, которые на него возлагались. Тем не менее, владельцы отелей и рестораторы должны найти правильные решение для своих предприятий и персонала в эти трудные времена, потому что хороший менеджмент может и должен держать ситуацию под контролем, чтобы добиваться поставленных целей даже во время кризиса[6].
В трудные времена особенно важна способность руководства мыслить позитивно, не принимая при этом желаемое за действительное. Здоровый реализм подсказывает, необходимо донести до каждого сотрудника мысль, что любой кризис рано или поздно заканчивается, и люди снова начинают путешествовать и ходить в кафе, бары и рестораны. А сейчас необходимо разумное сочетание сдержанного оптимизма и самодисциплины, нужно твердо придерживаться подробного бизнес-плана и неукоснительного выполнения принятых решений. Несмотря на нестабильную обстановку, менеджеры должны вселять в сотрудников уверенность в завтрашнем дне и твердом намерении руководства максимально сохранить команду своего предприятия. Не стоит приукрашивать или драматизировать ситуацию в присутствии сотрудников или жаловаться на трудности в присутствии
гостей. Лучше честно рассказать персоналу об особенностях антикризисного управления и обосновать необходимость принятия руководством непопулярных мер, не забывая упомянуть о приятных переменах, ожидающих коллектив по окончании кризиса и перспективах развития предприятия после пандемии. Руководство должно также поддерживать в сотрудниках желание вести здоровый образ жизни, основанный на традиционных семейных ценностях. Это положительно сказывается на межличностных отношениях и рабочей атмосфере.
По прогнозам Statista восстановление мирового туристического рынка возможно к 2023 году [4]. Уже в 2021 году аналитики ожидали увеличения продаж на мировом туристическом рынке более чем на 50% по сравнению с 2020 годом и надеялись, что 2023 год станет первым после пандемии успешным для индустрии туризма, а в 2025 году будут побиты рекорды 2019 года [7]. Однако, как показало время, вирус мутирует и готовит новые сюрпризы, грозящие очередным локдауном и новыми ограничениями. Австрия закрыла границы, объявила локдаун и сделала вакцинацию обязательной. Во многих городах Германии в этом году не откроются Рождественские базары. Из Южной Африки уже завезен в Европу новый омикрон-штамм, по словам специалистов не менее опасный, чем Эбола.
Однако, несмотря на непростую ситуацию мире, очевидно, что люди по-прежнему хотят путешествовать, открывать для себя новые туристические направления и новые достопримечательности. Они открыты новым вызовам и предложениям, но с учетом изменившихся мер безопасности, цифровых технологий и бережного отношения к окружающей среде.
Литература
1. Auswirkungen der aktuellen Corona-Krise [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tourismusnetzwerk.de (дата обращения: 21.09.2021).
2. Corona-Krise Hilfe und Tipps für Hôtellerie und Gastronomie [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gastroticker.de/ (дата обращения: 23.11.2021).
3. Gastgewerbe, Tourismus - Statistische Bundesamt [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.destatis.de (дата обращения:
21.09.2021).
4. Statista; ITB Berlin NOW [электронный ресурс] - Режим доступа: Pr https://www.itb-berlin.de/de/esse/Pressemitteilungen/Pressemitteilun gMailings_90816.html / (дата обращения:
23.01.2022).
5. Tourismusanalyse 2021 Corona ändert(e) fast alles [электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.tourismusanalyse.de/ (дата обращения: 21.09.2021).
6. Tourismus in Deutschland deutlich unter Vorkriesenniveau -das sind die Gründe [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rnd.de (дата обращения: 21.09.2021).
7. Trends für die Hôtellerie nach Corona [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. betterspace360.com / (дата обращения: 23.11.2021).
New trends in the development of the hospitality industry Tsabolova O.R., Chudnovsky A.D., Zhukova M.A., Tsunaeva Yu.O., Zhukov V.A.
State University of Management
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32
The pandemic has dealt a heavy blow to the tourism and hospitality industry, significantly changing the priorities and preferences of tourists. The article shows that the sustainable development of the industry in the future involves significant changes in the organization of recreation and leisure for vacationers, as well as a new approach to serving consumers of hotel services, taking into account the principles of safety and
environmental friendliness. An analysis of the problems and financial losses of the hospitality industry from the crisis is presented, as well as possible measures to overcome existing problems and methods to reduce the existing risks of bankruptcy are analyzed. Keywords: hospitality, pandemic, innovation, digital technologies, security,
sustainable development, ecology. References
1. Auswirkungen der aktuellen Corona-Krise Available at: http://www.tourismusnetzwerk.de (accessed: 21.09.2021).
2. Corona-Krise Hilfe und Tipps für Hotellerie und Gastronomie Available at:
http://www.gastroticker.de/ (accessed: 23.11.2021).
3. Gastgewerbe, Tourismus - Statistische Bundesamt Available at: http://www.destatis.de (accessed: 21.09.2021).
4. Statista; ITB Berlin NOW Available at: Pr https://www.itb-berlin.de/de/esse/Pressemitteilungen/PressemitteilungMailings_90816. html / (accessed: 23.01.2022).
5. Tourismusanalyse 2021 Corona ändert(e) fast alles Available at:
http://www.tourismusanalyse.de/ (accessed: 21.09.2021).
6. Tourismus in Deutschland deutlich unter Vorkriesenniveau -das sind die
Gründe Available at: http://www.rnd.de (accessed: 21.09.2021).
7. Trends für die Hotellerie nach Corona Available at: http://www.
betterspace360.com / (accessed: 23.11.2021).
X X
о го А с.
X
го m
о
2 О M
to