Научная статья на тему 'НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровое право / финансовое право / криптовалюта / криптоактивы / блокчейн / финансовые рынки / цифровые активы / правое регулирование. / digital law / financial law / cryptocurrency / crypto assets / blockchain / financial markets / digital assets / legal regulation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева Эсмира Новрузовна, Устинова Яна Сергеевна, Яковлев Денис Александрович, Пономарёв Олег Владимирович

В статье рассматривается возможность внедрения новых технологий в финансовую систему для повышения эффективности работы государственных органов, организаций, уровня предоставления государственных и муниципальных услуг, представления новых возможностей для реализации цифровых активов. Подчеркивается важность задействования возможностей искусственного интеллекта в системе государственного и муниципального управления. Предлагаются рекомендации, которые могут найти применение в законодательном процессе в целях совершенствования действующей нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллаева Эсмира Новрузовна, Устинова Яна Сергеевна, Яковлев Денис Александрович, Пономарёв Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TECHNOLOGIES AND THE FINANCIAL SYSTEM: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article discusses the possibility of introducing new technologies into the financial system to improve the efficiency of government bodies, organizations, the level of provision of state and municipal services, and the provision of new opportunities for the sale of digital assets. The importance of using the capabilities of artificial intelligence in the system of state and municipal government is emphasized. Recommendations are offered that can be used in the legislative process in order to improve the current regulatory framework governing this area of public relations.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

АБДУЛЛАЕВА Эсмира Новрузовна,

студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета, e-mail: [email protected]

УСТИНОВА Яна Сергеевна,

студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета

e-mail: [email protected]

ЯКОВЛЕВ Денис Александрович,

студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета,

e-mail: [email protected]

Научный руководитель: ПОНОМАРЁВ Олег Владимирович,

старший преподаватель кафедры конкурентного и предпринимательского права Юридической школы Дальневосточного федерального университета, e-mail: [email protected]

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье рассматривается возможность внедрения новых технологий в финансовую систему для повышения эффективности работы государственных органов, организаций, уровня предоставления государственных и муниципальных услуг, представления новых возможностей для реализации цифровых активов. Подчеркивается важность задействования возможностей искусственного интеллекта в системе государственного и муниципального управления. Предлагаются рекомендации, которые могут найти применение в законодательном процессе в целях совершенствования действующей нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу общественных отношений.

Ключевые слова: цифровое право, финансовое право, криптовалюта, криптоакти-вы, блокчейн, финансовые рынки, цифровые активы, правое регулирование.

ABDULLAYEVA Esmira Novruzovna,

Law School student, Far Eastern Federal University

USTINOVA Yana Sergeevna,

Law School student, Far Eastern Federal University

YAKOVLEV Denis Alexandrovich,

Law School student, Far Eastern Federal University

Scientific supervisor: PONOMAREV Oleg Vladimirovich,

Senior Lecturer at the Department of Competition and Business Law Law School of the Far Eastern Federal University

NEW TECHNOLOGIES AND THE FINANCIAL SYSTEM: PROBLEMS

AND PROSPECTS

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

DOI: 10.24412/2076-1503-2024-1-121-129 NIION: 2018-0076-1/24-24 MOSURED: 77/27-023-2024-1-24

Annotation. The article discusses the possibility of introducing new technologies into the financial system to improve the efficiency of government bodies, organizations, the level of provision of state and municipal services, and the provision of new opportunities for the sale of digital assets. The importance of using the capabilities of artificial intelligence in the system of state and municipal government is emphasized. Recommendations are offered that can be used in the legislative process in order to improve the current regulatory framework governing this area of public relations.

Key words: digital law, financial law, cryptocurrency, crypto assets, blockchain, financial markets, digital assets, legal regulation.

B настоящее время широко распространён процесс цифровизации - «использование цифровых технологий для изменения бизнес-модели и предоставления новых возможностей для получения доходов и создания ценности; это процесс перехода к цифровому бизнесу» [33], данный феномен является одним из важнейших стимулов развития финансовой системы - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов [18].

Цифровые технологии являются мощным двигателем прогресса [41; 42], позволяя в кратчайшие сроки распространять информацию без сбоев сети, что позволяет уменьшить риски, связанные с задержками во времени, ускорения транзакций, сократить затраты на инфраструктуру, улучшить безопасность при помощи встроенных криптографических протоколов безопасности технологии распределенного реестра и нецелесообразности кибератак ввиду хранения данных на распределенных серверах, системы смарт-контрактов [36]. А также можно существенно улучшить предоставление услуг, поскольку технология открытая, бесплатная и индивидуализированная под конкретного пользователя, что отмечали Крылов Г.О., Селезнёв В.М. [24], Fanning K., Centers D. P. [48], Hassani H., Huang X., Silva E. [50], лекторы МФТИ [25], Андрюшин С.А. и Кузнецова В.В. [13].

В контексте данного исследования мы рассмотрим влияние внедрения современных информационных технологий (технологий, имеющих влияние на финансовую систему) на финансовые рынки.

Так, в доктрине децентрализованную финансовую систему считают наиболее реальной формой развития такого рода системы [51; 12; 14], основой которой является технология распределенного реестра (блокчейн). Что будет свидетельствовать о переходе к крипто-экономике - процессу перехода от централизованного к децентрализованному механизму ведения хозяйства с цифрацией активов общества по технологии распределенных реестров [23].

Данный этап развития экономики «характеризуется», по мнению некоторых ученых, «крипто-

графикой, теорией игр и хаоса, одноранговых сетей» [21], что, по нашему мнению, не является плохим будущим, а лишь продолжением развитием текущего состояния технического процесса, вопрос о том, как использовать такие феномены является первостепенной задачей общества и юристов, в частности (особенности с правовой точки зрения). Новая экономика построится на функционировании нового вида активов -крипто-валютные активы, и по мере их цифрови-зации, и постепенно перерастет во всеобщую новую экономику, включающую организацию и движение всех видов цифровых активов общества [35].

В настоящее время в РФ интенсивно развивается цифровая экономика, и цифровое право, как два взаимосвязанных фактора, что подтверждается следующим:

1. Цели и основные направления цифровой экономики определены в Указе Президента РФ № 204 [4], Постановление Правительства РФ № 8028п-П13 [7], Распоряжение Правительства № 2227-р [6], Указ Президента РФ № 642 [3].

2. Полномочия ФОИВ в цифровой экономике определены Постановлением Правительства РФ № 1172 [5].

3. Регулирование цифровых прав, цифровых финансовых активов: ст. 141.1. «Цифровые права» введена Федеральным законом от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ [39], ФЗ «О ЦФА» [2], проект ФЗ «О майнинге криптовалюты» [8].

Несомненно, в современных условиях крайне важно достижение устойчивости финансовой системы государства [28]. Так, например, проблемой финансовой системы является генерация огромного объема информации при невозможности её структуризации из-за ограниченности обработки информации человеческим разумом [37].

В целях решения данной проблемы приводится мнение об оптимальности выбора использования комплексного характера финансовых технологий: технология распределённого реестра (blockchain) и технологии централизованного реестра (машинное обучение, большие данные (big data), открытые программные интерфейсы, искусственный интеллект (AI), биометрические технологии, генеративные нейросети, дополненная/ виртуальная реальность) [39; 12].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

Искусственный интеллект (artificial intelligence, AI) [26] хорошо справляется с микропроблемами, охватывающими повседневные риски, мошенничество, соблюдение законодательства [19], анализом предотвращением угроз, автоматизированной службой поддержки клиентов, анализом информации, прогнозированием, проверкой и сверкой и др. [30]. Программные интерфейсы (Application Programming Interface) способствуют развитию онлайн-услуг, обработки данных, транзакциям [45], Большие данные (Big Data) используются для прогнозирования поведения клиентов, создания стратегий для организаций, банков, финансовых учреждений [29], оптимизации операционной деятельности и бизнес-процессов, усовершенствования работы финансового рынка [31]. Машинное обучение (machine learning, ML) из-за глубокой персонали-зации участников сети, огромных аналитических ресурсов, функции распознавания биометрических данных уже используется в образовании, поисковиках, маркетинге, здравоохранении [32].

В свою очередь, применение технологии блокчейн - распределенная и децентрализованная база данных с невозможностью фальсификации данных из-за записывания алгоритмов передачи объектов и публичного характера сети [46; 15], в финансовой сфере является перспективным направлением развития экономики. Поскольку при помощи данной технологии осуществляется работа со всеми криптовалютами, цифровыми валютами, смарт-контрактами, NFT (невзаимозаменяемыми токенами), метавселен-ными [40] на всех площадках, как например, Ethereum.

Показательным примером использования блокчейн является Китай, несмотря на очень строгую политику по криптовалюте, он выпустил цифровую валюту «КиберЮань» [22], признав, что технология поможет предотвратить мошеннические действия с деньгами и налогами [47]. Подобное действие было и со стороны РФ - инициативы введения Цифрового рубля - платёжное средство, позволяющее обеспечить производительность в экономике, повысить эффективность банковских систем, снижению процентных ставок и увеличению инвестиций [34], хотя в государстве криптовалюта имеет правовой статус имущества согласно закону «О ЦФА», НК.

Также перспективным направлением развития экономики является использование блокчейна в банковской сфере - проведение транзакций и иных банковских операций, поскольку существующие протоколы безопасности, сущность технологии не позволяют потерять данные, примером является введение в 2017 г. в Беларуси реестра

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

банковских гарантий [17], торговли акциями ввиду анонимности участников, а также страховании, как было в Тайване в 2020 г. [44], борьбы с коррупцией в сфере государственных закупок [12], логистике [38].

При всех плюсах использования современных технологий есть существенный минус -финансовые технологии позволяют выйти за пределы юрисдикций государства, не имеют территориальной привязки, и реального обеспечения воздействия какого-либо правового регулирования национального права. Такой феномен можно проследить на примере деятельности ООН, когда проводилась операция по переводу денег беженцам в обход местных банков в Пакистане [20]. Такая трансграничность может привести к негативным последствиям криминогенного характера, финансовой нестабильности, волатильности, изоляции [16], или даже к ситуации, сравнимой с экономическим пузырём [43].

По нашему мнению, это может стать шагом для смены правовой парадигмы регулирования в России. В частности, есть интересное мнение исследователей, чья позиция строится на смягчении негативных последствий введения финансовых технологий в мире, предлагается создать систему согласованных действий между наднациональными регулирующими институтами и национальными, посредством постоянного обмена информацией и результатами исследований [13]. Такая идея концептуально согласовывается с позицией Международного валютного фонда об изменении обычных стандартов, правовых принципов, приоритетов национального развития [49].

Хотя такая позиция представляется идеалистической, поскольку полноценное международное сотрудничество трудновыполнимо. Рычаги давления для института международной ответственности, касающейся государств, почти не действуют, наиболее эффективными себя показали экономические меры воздействия, как санкции. При этом каких-либо действующих правовых инструментов в ближайшем будущем не предвидится, государство в любом случае может ссылаться на принцип национального суверенитета.

На данный момент как раз можно говорить об эффективности использования санкций, как меры воздействия на лиц, так в настоящее время очень актуальна тема заморозки финансовых активов зарубежом лицам из санкционных списков. Важным является то, что могут замораживаться практически все активы, кроме цифровых активов - невозможно заблокировать операции с цифровыми активами, работающими на основе децентрализованного реестра, в частности криптовалюты. Вполне естественно, что это пока-

зывает с одной стороны (1) возможности для совершения правонарушений, (2) возможности совершения «легальных» сделок с активами.

Помимо этого, показывающим высокую эффективность работы цифровых технологий является использование технологии распределенного реестра федеральной таможенной службой, в связи с чем можно отследить и проверить фактически все товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, благодаря чему, в частности, была повышена эффективность работы ФТС, снижение уровня киберпреступности [27].

На текущий период есть следующие примеры взаимодействия государств: работа над различными стратегиями, стандартами, протоколами, имеющими скорее рекомендательный характер, например Рекомендации Совета ОЭСР по искусственному интеллекту [10], Европейская этическая хартия по использованию ИИ в судебных системах [9], документе рекомендательного характера «Распаковка ИИ. 10 шагов к защите прав человека» от 14 мая 2019 г. [11] и др.

С учетом всего вышесказанного рациональным представляется допущение развития современных технологий без введения жестких ограничительных и запретных мер, путем внедрения специального регулирования - федеральное законодательство, методические рекомендации. Возможно создание специальных страховых фондов, благодаря которым лица могут в любом случае иметь возможность возместить причиненный финансовыми технологиями вред.

Прорывные технологии разрабатываются повсеместно, сейчас очень актуальны темы новой криптовалюты, криптоактивов, невзаимозаменяемых токенов, искусственного интеллекта. Даже с учётом усиления киберпреступности: мошенничества, нарушения авторских прав, Darknet, так или иначе существенно повышаются количественные и качественные характеристики информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», виртуальная реальность становится как никогда близка к распространению в массах.

Новые технологии позволяют повысить эффективность работы государственных органов, организаций, уровень предоставления государственных и муниципальных услуг, представить новые возможности для реализации цифровых активов.

Список литературы:

[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24.07.2023 № 351-Ф3). Ч. 1. [Электронный ресурс] // СПС «Кон-сультантПлюс». - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 25.12.2023).

[2] Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс] // СПС «Кон-сультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_358753/ (дата обращения: 25.12.2023).

[3] Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_207967/ (дата обращения: 25.12.2023).

[4] Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (посл. ред.) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 25.12.2023).

[5] Постановление Правительства РФ от

27.12.2010 № 1172 (посл. ред.) «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_112537/ (дата обращения: 25.12.2023).

[6] Распоряжение Правительства РФ от

08.12.2011 № 2227-р (посл. ред.) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_123444/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac 66824f848bc2/ (дата обращения: 25.12.2023).

[7] Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018 № 8028п-П13) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_307872/ (дата обращения: 25.12.2023).

[8] О майнинге криптовалюты [Электронный ресурс] // Государственная Дума РФ. - URL: http:// duma.gov.ru/news/55775/ (дата обращения: 18.12.2023).

[9] Европейская этическая хартия по использованию искусственного интеллекта в судебных системах. Принята на 31-м пленарном заседании ЕКЭП (Страсбург, 3-4 декабря 2018 г.). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.coe.int/ru/web/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

commissioner/-/unboxing-artificial-intelligence-10-steps-to-protect-human-rights (дата обращения: 18.12.2023).

[10] Рекомендация Совета ОЭСР по искусственному интеллекту. Принята Советом ОЭСР на уровне министров 22.05.2019 [Электронный ресурс]. - URL: https://rm.coe.int/ru-ethical-charter-en-version-17-12-2018-mdl-06092019-2-/16809860f4 (дата обращения: 18.12.2023).

[11] Unboxing Artificial Intelligence: 10 steps to protect Human Rights // The IT Law Wiki. 14.05.2019 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.oecd. org/science/forty-two-countries-adopt-new-oecd-principles-on-artificial-intelligence.htm (дата обращения: 18.12.2023).

[12] Андрюшин С.А. Централизованные и децентрализованные денежные системы // Вопросы теоретической экономики. 2018. № 1. -С. 26-49. - URL: https://inecon.org/docs/2018/ Andryushin_VTE_2018_1.pdf (дата обращения: 05.12.2023).

[13] Андрюшин С.А., Кузнецова В.В. Финансовые рынки, технологические инновации и финансовая стабильность: риски и проблемы регулирования [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. Т. 13. № 3. - С. 1315-1329. - URL: https://www.rusjel.ru/jour/ article/view/94 (дата обращения: 20.12.2023).

[14] Антонопулос А.М. Интернет денег / пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2018. -192 с.

[15] Блокчейн [Электронный ресурс] // Деловой портал TAdviser: Государство. Бизнес. Технологии. - URL: https://www.tadviser.ru (дата обращения: 26.12.2023).

[16] Блохина И.М., Неводова И.А., Газизов А.Р. Основные факторы развития глобальных финансовых центров // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 5. - С. 48-50.

[17] В Беларуси создана информационная сеть по технологии блокчейн [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального Банка Республики Беларусь. - URL: https://www. nbrb.by/press/6534 (дата обращения: 05.12.2023).

[18] Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: учебник для среднего профессионального образования / 5-е изд., испр. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. - 272 с.

[19] Грязнов С.А. Влияние искусственного интеллекта на финансовую систему // Научные известия. 2022. № 29. - С. 239-241.

[20] Как в ООН используют блокчейн и криптовалюту? [Электронный ресурс] // Новости ООН. - URL: https://news.un.org/ru/ story/2021/07/1405802 (дата обращения: 05.12.2023).

[21] Ключников И.К., Молчанова О.А., Ключников О.И. Вероятность финансовой стабильно-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

сти и безопасности: концепции и модели // Финансы и бизнес. 2017. № 1. - С. 70-81.

[22] Контроль за населением и независимость от доллара: зачем Китай создает свою цифровую валюту [Электронный ресурс] // Forbes. -URL: https://www.forbes.ru (дата обращения: 05.12.2023).

[23] Костин К.Б., Полетаев М.И. Финансово-кредитная система. Бюджетное, валютное и кредитное регулирование экономики, инвестиционные ресурсы [Электронный ресурс] // Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2019. № 1 (69). - С. 111-115. - URL: http:// www.m-economy.ru/art.php?nArtId=6553 (дата обращения: 05.12.2023).

[24] Крылов Г.О., Селезнёв В.М. Состояние и перспективы развития технологии блокчейн в финансовой сфере // Финансы: теория и практика / Finance: Theory and Practice. 2019. № 23 (6). - С. 26-35.

[25] Лекции МФТИ [Электронный ресурс] // МФТИ. - URL: https://mipt.ru/online/innotech/ blokchain.php (дата обращения: 04.12.2023).

[26] Любимов А.П., Пономарев Д.В., Бараба-шев А.Г. Основные понятия искусственного интеллекта. - М.: ООО «Сам Полиграфист», 2019. - 116 с.

[27] Майстренко Г.А. Государственная политика в сфере борьбы с киберпреступностью: российский и зарубежный опыт // Теории и проблемы политических исследований. 2022. Т. 11. № 5А. -С. 131-138.

[28] Минаков А.В. Оценка современного состояния финансовой устойчивости бюджетной системы России [Электронный ресурс] // Вестник Евразийской науки. 2020. Т. 12. № 3. - С. 45. -URL: https://esj.today/PDF/69ECVN320.pdf (дата обращения: 04.12.2023).

[29] Ниязбекова Ш.У., Иванова О.С. Развитие FinTech и Big Data в финансовой сфере: особенности, проблемы, возможности [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. 2020. № 1 (32). - С. 30-36. - URL: https:// vestnik-muiv.ru/upload/iblock/660/660c97024323522 f66401ca9c774afa8.pdf (дата обращения: 26.12.2023).

[30] Искусственный интеллект (ИИ) [Электронный ресурс] // Деловой портал TAdviser: Государство. Бизнес. Технологии. - URL: http://www. tadviser. ru/index.php/ (дата обращения: 26.12.2023).

[31] Использование больших данных в финансовом секторе и риски финансовой стабильности: Доклад для общественных консультаций [Электронный ресурс]. - М.: ЦБ РФ, 2021. - 31

с. // Официальный сайт Банка России. - URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/131359/ Consultation_Paper_10122021.pdf (дата обращения: 09.12.2023).

[32] Павлов И. Технологии машинного обучения: примеры современных тенденций [Электронный ресурс] // Хабр. 2020. 14 сентября. - URL: https://habr.com/ru/company/kauri_iot/blog/518974/ (дата обращения: 25.12.2023).

[33] Понятие цифровизации [Электронный ресурс] // Исследование «Цифровизация некоммерческого сектора: готовность, барьеры и эффекты». - URL: http://digitalnonprofit.ru/definition (дата обращения: 05.12.2023).

[34] Цифровой рубль [Электронный ресурс] // Официальный сайт Банка России. - URL: https:// www.cbr.ru/fintech/dr/ (дата обращения: 05.12.2023).

[35] Прончев Г.Б., Лонцов В.В., Монахов Д.Н., Монахова Г.А. Проблемы безопасности информационного общества современной России: Монография. - М.: Экон-Информ, 2014. - 215 с.

[36] Рыжов В.Б. Информационная безопасность в государствах Европейского союза: к постановке проблемы // Представительная власть -ХХ1 век. 2018. № 4. - С. 8-12.

[37] Семеко Г.В. Искусственный интеллект в банковском секторе: возможности и проблемы [Электронный ресурс] // Социальные новации и социальные науки. - М.: ИНИОН, РАН, 2021. - С. 81-97. - URL: https://sns-journal.ru/site/assets/ files/1152/sns_2_semeko.pdf (дата обращения: 25.12.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[38] Чекан М.В. Возможные перспективы развития блокчейн-технологий в России и мире [Электронный ресурс] // Синергия наук. 2018. № 21. - С. 145-165. http://synergy-journal.ru/archive/ article1944 (дата обращения: 05.12.2023).

[39] Чермит С.Т. Особенности цифровизации финансового рынка [Электронный ресурс] // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 5-3 (75). - С. 171-173. - URL: http://economyandbusiness. ru/wp-content/uploads/2021/06/Ekonomika-i-biznes-5-3.pdf (дата обращения: 20.12.2023).

[40] Что такое блокчейн: все, что нужно знать о технологии [Электронный ресурс] // Forbes. -URL: https://www.forbes.ru/mneniya/456381-cto-takoe-blokcejn-vse-cto-nuzno-znat-o-tehnologii (дата обращения: 05.12.2023).

[41] Шинкарецкая Г.Г. Цифровизация - глобальный тренд мировой экономики // Образование и право. 2019. № 8. - С. 119-123.

[42] Шинкарецкая Г.Г., Берман А.М. Цифро-визация и проблема обеспечения национальной безопасности // Образование и право. 2020. № 5. - С. 254-260.

[43] Goldman Sachs: пузырь биткоина превосходит бум «доткомов» и тюльпаноманию [Электронный ресурс] // ForkLog. - URL: https:// forklog.com/news/goldman-sachs-puzyr-bitkoina-prevoshodit-bum-dotkomov-i-tyulpanomaniyu (дата обращения: 04.12.2023).

[44] Preservation / Claims Alliance Chain. Блок-чейн-объединение страховых компаний [Электронный ресурс] // Деловой портал TAdviser: Государство. Бизнес. Технологии. - URL: https://www. tadviser.ru (дата обращения: 26.12.2023).

[45] SWIFT представил доклад о потенциале API и роли для развития международных финансов [Электронный ресурс] // PLUSworld 2021. 28 сентября. - URL: https://plusworld.ru/daily/tehnologii/ swift-predstavil-doklad-o-potentsiale-api-i-roli-dlya-razvitiya-mezhdunarodnyh-finansov/ (дата обращения: 26.12.2023).

[46] Blockchain [Электронный ресурс] // Merriam Webster dictionary. - URL: https://www. merriam-webster.com/dictionary/blockchain (дата обращения: 26.12.2023).

[47] China's sovereign digital currency plan becomes a hot guessing game amid leaks and expectations [Электронный ресурс] // South China Morning Post. - URL: https://www.scmp.com/ economy/china-economy/article/3098151/chinas-sovereign-digital-currency-plan-becomes-hot-guessing (дата обращения: 05.12.2023).

[48] Fanning K., Centers D.P. Blockchain and its coming impact on financial services // The Journal of Corporate Accounting & Finance. 2016. 27 (5). - P. 53-57.

[49] Fintech and Financial Services: Initial Considerations / IMF Staff Team. IMF Staff Discussion Note [Электронный ресурс]. 2017. June. SDN/17/05.

- 49 р. - URL: file:///C:/Users/1/Downloads/ sdn1705%20(1).pdf (дата обращения: 28.12.2023).

[50] Hassani H., Huang X., Silva E. Banking with Blockchain-ed big data. Journal of Management Analytics. 2018. № 5 (4). - P. 256-275.

[51] Raval S. Decentralized Applications: Harnessing Bitcoin's Blockchain Technology. - O' Reilly, 2016. - 103 p.

Spisok literatury:

[1] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (v red. Federal'nogo zakona ot 24.07.2023 № 351-FZ). Ch. 1. [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus».

- URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_5142/ (data obrashcheniya: 25.12.2023).

[2] Federal'nyj zakon «O cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoj valyute i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» ot 31.07.2020 № 259-FZ (posl. red.) [Elektronnyj

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/ (data obrashcheniya: 25.12.2023).

[3] Ukaz Prezidenta RF ot 01.12.2016 № 642 «O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop.) [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_207967/ (data obrashcheniya: 25.12.2023).

[4] Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» (posl. red.) [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». - URL: https://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_297432/ (data obrashcheniya: 25.12.2023).

[5] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.12.2010 № 1172 (posl. red.) «Ob utverzhdenii Pravil optovogo rynka elektricheskoj energii i moshchnosti i o vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel'stva Rossijskoj Federacii po voprosam organizacii funkcionirovaniya optovogo rynka elektricheskoj energii i moshchnosti» (s izm. i dop.) [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». - URL: https://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_112537/ (data obrashcheniya: 25.12.2023).

[6] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 № 2227-r (posl. red.) «Ob utverzhdenii Strategii innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». - URL: https://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/f62ee-45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (data obrashcheniya: 25.12.2023).

[7] Osnovnye napravleniya deyatel'nosti Pravitel'stva Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda (utv. Pravitel'stvom RF 29.09.2018 № 8028p-P13) [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_307872/ (data obrashcheniya: 25.12.2023).

[8] O majninge kriptovalyuty [Elektronnyj resurs] // Gosudarstvennaya Duma RF. - URL: http://duma. gov.ru/news/55775/ (data obrashcheniya: 18.12.2023).

[9] Evropejskaya eticheskaya hartiya po ispol'zovaniyu iskusstvennogo intellekta v sudebnyh sistemah. Prinyata na 31-m plenarnom zasedanii EKEP (Strasburg, 3-4 dekabrya 2018 g.). [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.coe.int/ru/web/commis-sioner/-/unboxing-artificial-intelli-gence-10-steps-to-protect-human-rights (data obrashcheniya: 18.12.2023).

[10] Rekomendaciya Soveta OESR po iskusst-vennomu intellektu. Prinyata Sovetom OESR na

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

urovne ministrov 22.05.2019 [Elektronnyj resurs]. -URL: https://rm.coe.int/ru-ethical-charter-en-version-17-12-2018-mdl-06092019-2-/16809860f4 (data obrashcheniya: 18.12.2023).

[11] Unboxing Artificial Intelligence: 10 steps to protect Human Rights // The IT Law Wiki. 14.05.2019 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.oecd.org/ science/forty-two-countries-adopt-new-oecd-princi-ples-on-artificial-intelligence.htm (data obrashcheniya: 18.12.2023).

[12] Andryushin S.A. Centralizovannye i decen-tralizovannye denezhnye sistemy // Voprosy teoret-icheskoj ekonomiki. 2018. № 1. - S. 26-49. - URL: https://inecon.org/docs/2018/Andryushin_ VTE_2018_1.pdf (data obrashcheniya: 05.12.2023).

[13] Andryushin S.A., Kuznecova V.V. Finansovye rynki, tekhnologicheskie innovacii i finansovaya stabil'nost': riski i problemy regulirovaniya [Elektronnyj resurs] // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. 2019. T. 13. № 3. - S. 1315-1329. - URL: https://www.rusjel.ru/jour/article/view/94 (data obrashcheniya: 20.12.2023).

[14] Antonopulos A.M. Internet deneg / per. s angl. - M.: Olimp-Biznes, 2018. -192 s.

[15] Blokchejn [Elektronnyj resurs] // Delovoj portal TAdviser: Gosudarstvo. Biznes. Tekhnologii. -URL: https://www.tadviser.ru (data obrashcheniya: 26.12.2023).

[16] Blohina I.M., Nevodova I.A., Gazizov A.R. Osnovnye faktory razvitiya global'nyh finansovyh centrov // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2017. № 5. - S. 48-50.

[17] V Belarusi sozdana informacionnaya set' po tekhnologii blokchejn [Elektronnyj resurs] // Ofi-cial'nyj sajt Nacional'nogo Banka Respubliki Belarus'. - URL: https://www.nbrb.by/press/6534 (data obrashcheniya: 05.12.2023).

[18] Gracheva E.Yu., Sokolova E.D. Finansovoe pravo: uchebnik dlya srednego professional'nogo obrazovaniya / 5-e izd., ispr. i dop. - M.: Norma: INFRA-M, 2021. - 272 s.

[19] Gryaznov S.A. Vliyanie iskusstvennogo intellekta na finansovuyu sistemu // Nauchnye izves-tiya. 2022. № 29. - S. 239-241.

[20] Kak v OON ispol'zuyut blokchejn i krip-tovalyutu? [Elektronnyj resurs] // Novosti OON. -URL: https://news.un.org/ru/story/2021/07/1405802 (data obrashcheniya: 05.12.2023).

[21] Klyuchnikov I.K., Molchanova O.A., Kly-uchnikov O.I. Veroyatnost' finansovoj stabil'nosti i bezopasnosti: koncepcii i modeli // Finansy i biznes. 2017. № 1. - S. 70-81.

[22] Kontrol' za naseleniem i nezavisimost' ot dollara: zachem Kitaj sozdaet svoyu cifrovuyu valyutu [Elektronnyj resurs] // Forbes. - URL: https://www. forbes.ru (data obrashcheniya: 05.12.2023).

[23] Kostin K.B., Poletaev M.I. Finansovo-kred-itnaya sistema. Byudzhetnoe, valyutnoe i kreditnoe regulirovanie ekonomiki, investicionnye resursy [Elektronnyj resurs] // Evrazijskij mezhdunarodnyj nauch-no-analiticheskij zhurnal. 2019. № 1 (69). - S. 111115. - URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nAr-tId=6553 (data obrashcheniya: 05.12.2023).

[24] Krylov G.O., Seleznyov V.M. Sostoyanie i perspektivy razvitiya tekhnologii blokchejn v finansovoj sfere // Finansy: teoriya i praktika / Finance: Theory and Practice. 2019. № 23 (6). - S. 26-35.

[25] Lekcii MFTI [Elektronnyj resurs] // MFTI. -URL: https://mipt.ru/online/innotech/blokchain.php (data obrashcheniya: 04.12.2023).

[26] Lyubimov A.P., Ponomarev D.V., Baraba-shev A.G. Osnovnye ponyatiya iskusstvennogo intell-ekta. - M.: OOO «Sam Poligrafist», 2019. - 116 s.

[27] Majstrenko G.A. Gosudarstvennaya poli-tika v sfere bor'by s kiberprestupnost'yu: rossijskij i zarubezhnyj opyt // Teorii i problemy politicheskih issledovanij. 2022. T. 11. № 5A. - S. 131-138.

[28] Minakov A.V. Ocenka sovremennogo sos-toyaniya finansovoj ustojchivosti byudzhetnoj sistemy Rossii [Elektronnyj resurs] // Vestnik Evrazijskoj nauki. 2020. T. 12. № 3. - S. 45. - URL: https://esj. today/PDF/69ECVN320.pdf (data obrashcheniya: 04.12.2023).

[29] Niyazbekova Sh.U., Ivanova O.S. Razvitie FinTech i Big Data v finansovoj sfere: osobennosti, problemy, vozmozhnosti [Elektronnyj resurs] // Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.Yu. Vitte. Seriya 1. Ekonomika i upravlenie. 2020. № 1 (32). -S. 30-36. - URL: https://vestnik-muiv.ru/upload/ iblock/660/660c97024323522f66401ca9c774afa8. pdf (data obrashcheniya: 26.12.2023).

[30] Iskusstvennyj intellekt (II) [Elektronnyj resurs] // Delovoj portal TAdviser: Gosudarstvo. Biznes. Tekhnologii. - URL: http://www.tadviser. ru/ index.php/ (data obrashcheniya: 26.12.2023).

[31] Ispol'zovanie bol'shih dannyh v finansovom sektore i riski finansovoj stabil'nosti: Doklad dlya obshchestvennyh konsul'tacij [Elektronnyj resurs]. -M.: CB RF, 2021. - 31 s. // Oficial'nyj sajt Banka Rossii. - URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/ File/131359/Consultation_Paper_10122021.pdf (data obrashcheniya: 09.12.2023).

[32] Pavlov I. Tekhnologii mashinnogo obu-cheniya: primery sovremennyh tendencij [Elektronnyj resurs] // Habr. 2020. 14 sentyabrya. - URL: https:// habr.com/ru/company/kauri_iot/blog/518974/ (data obrashcheniya: 25.12.2023).

[33] Ponyatie cifrovizacii [Elektronnyj resurs] // Issledovanie «Cifrovizaciya nekommercheskogo sek-tora: gotovnost', bar'ery i effekty». - URL: http://digi-talnonprofit.ru/definition (data obrashcheniya: 05.12.2023).

[34] Cifrovoj rubl' [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Banka Rossii. - URL: https://www.cbr.ru/ fintech/dr/ (data obrashcheniya: 05.12.2023).

[35] Pronchev G.B., Loncov V.V., Monahov D.N., Monahova G.A. Problemy bezopasnosti infor-macionnogo obshchestva sovremennoj Rossii: Mon-ografiya. - M.: Ekon-Inform, 2014. - 215 s.

[36] Ryzhov V.B. Informacionnaya bezopas-nost' v gosudarstvah Evropejskogo soyuza: k pos-tanovke problemy // Predstavitel'naya vlast' - ХХ1 vek. 2018. № 4. - S. 8-12.

[37] Semeko G.V. Iskusstvennyj intellekt v bankovskom sektore: vozmozhnosti i problemy [Elektronnyj resurs] // Social'nye novacii i social'nye nauki. - M.: INION, RAN, 2021. - S. 81-97. - URL: https:// sns-journal.ru/site/assets/files/1152/sns_2_semeko. pdf (data obrashcheniya: 25.12.2023).

[38] CHekan M.V. Vozmozhnye perspektivy razvitiya blokchejn-tekhnologij v Rossii i mire [Elektronnyj resurs] // Sinergiya nauk. 2018. № 21. - S. 145-165. http://synergy-journal.ru/archive/article1944 (data obrashcheniya: 05.12.2023).

[39] CHermit S.T. Osobennosti cifrovizacii finansovogo rynka [Elektronnyj resurs] // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2021. № 5-3 (75). - S. 171173. - URL: http://economyandbusiness.ru/wp-con-tent/uploads/2021/06/Ekonomika-i-biznes-5-3.pdf (data obrashcheniya: 20.12.2023).

[40] Chto takoe blokchejn: vse, chto nuzhno znat' o tekhnologii [Elektronnyj resurs] // Forbes. -URL: https://www.forbes.ru/mneniya/456381-cto-takoe-blokcejn-vse-cto-nuzno-znat-o-tehnologii (data obrashcheniya: 05.12.2023).

[41] Shinkareckaya G.G. Cifrovizaciya - glob-al'nyj trend mirovoj ekonomiki // Obrazovanie i pravo. 2019. № 8. - S. 119-123.

[42] Shinkareckaya G.G., Berman A.M. Cifrovizaciya i problema obespecheniya nacional'noj bezopasnosti // Obrazovanie i pravo. 2020. № 5. - S. 254-260.

[43] Goldman Sachs: puzyr' bitkoina prevosk-hodit bum «dotkomov» i tyul'panomaniyu [Elektronnyj resurs] // ForkLog. - URL: https://forklog.com/news/ goldman-sachs-puzyr-bitkoina-prevoshodit-bum-dot-komov-i-tyulpanomaniyu (data obrashcheniya: 04.12.2023). [44] Preservation / Claims Alliance Chain. Blokchejn-ob"edinenie strahovyh kompanij [Elektronnyj resurs] // Delovoj portal TAdviser: Gosudarstvo. Biznes. Tekhnologii. - URL: https://www.tad-viser.ru (data obrashcheniya: 26.12.2023).

[45] SWIFT predstavil doklad o potenciale API i roli dlya razvitiya mezhdunarodnyh finansov [Elektronnyj resurs] // PLUSworld 2021. 28 sentyabrya. -URL: https://plusworld.ru/daily/tehnologii/swift-pred-stavil-doklad-o-potentsiale-api-i-roli-dlya-razviti-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

ya-mezhdunarodnyh-finansov/ (data obrashcheniya: 26.12.2023).

[46] Blockchain [Elektronnyj resurs] // Merriam Webster dictionary. - URL: https://www.merriam-web-ster.com/dictionary/blockchain (data obrashcheniya: 26.12.2023).

[47] China's sovereign digital currency plan becomes a hot guessing game amid leaks and expectations [Elektronnyj resurs] // South China Morning Post. - URL: https://www.scmp.com/economy/chi-na-economy/article/3098151/chinas-sovereign-digi-tal-currency-plan-becomes-hot-guessing (data obrashcheniya: 05.12.2023).

[48] Fanning K., Centers D.P. Blockchain and its coming impact on financial services // The Journal

of Corporate Accounting & Finance. 2016. 27 (5). - P. 53-57.

[49] Fintech and Financial Services: Initial Considerations / IMF Staff Team. IMF Staff Discussion Note [Elektronnyj resurs]. 2017. June. SDN/17/05. -49 r. - URL: file:///C:/Users/1/Downloads/ sdn1705%20(1).pdf (data obrashcheniya: 28.12.2023).

[50] Hassani H., Huang X., Silva E. Banking with Blockchain-ed big data. Journal of Management Analytics. 2018. № 5 (4). - P. 256-275.

[51] Raval S. Decentralized Applications: Harnessing Bitcoin's Blockchain Technology. - O' Reilly, 2016. - 103 p.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.