Научная статья на тему 'Новые технологические приоритеты: переоценка возможностей'

Новые технологические приоритеты: переоценка возможностей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
0
Поделиться
Ключевые слова
science / “national pull projects” / “na- tional technological initiative”.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ирина Дежина

Появление концепций «национальных вытягивающих проектов» и «национальной технологической инициативы» свидетельствует о продолжающемся процессе появления различных видов приоритетов федерального уровня. При этом принципиально новый подход предлагается осуществить в рамках национальной технологической инициативы, фокусом которой должно стать занятие Россией ниш на перспективных потребительских рынках вследствие развития новых технологий, а также инфраструктуры и институтов их поддержки.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ирина Дежина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

New Technology Priorities: a Reassessment of Opportunities

Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences, Doctor of Economic Sciences. The emergence of the concept of national ‘pull’ projects and the National Technology Initiative can be viewed as a manifestation of the ongoing process of setting various new priorities at the federal level. In this connection, a fundamentally new approach has been suggested in the framework of the National Technology Initiative, with the orientation towards more promising consumer markets where Russia will be able to fill appropriate niches due to the development of new technologies, as well as an adequate infrastructure and institutions necessary for their support.

Текст научной работы на тему «Новые технологические приоритеты: переоценка возможностей»

Реформирование научной сферы

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ: ПЕРЕОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Ирина ДЕЖИНА, д-р экон. наук

Появление концепций «национальных вытягивающих проектов» и «национальной технологической инициативы» свидетельствует о продолжающемся процессе появления различных видов приоритетов федерального уровня. При этом принципиально новый подход предлагается осуществить в рамках национальной технологической инициативы, фокусом которой должно стать занятие Россией ниш на перспективных потребительских рынках вследствие развития новых технологий, а также инфраструктуры и институтов их поддержки.

В последние месяцы на государственном уровне активно разворачивается деятельность по формированию механизмов выбора и реализации технологических приоритетов в рамках новых концепций - «национальных вытягивающих проектов» и Национальной технологической инициативы (НТИ).

Идея «вытягивающих» проектов была сформулирована еще в августе 2014 г., и к настоящему времени разработана методология отбора и описаны процедуры выбора проектов на примере энергетики и передовых производственных технологий. При этом под «национальными вытягивающими проектами» понимаются не собственно технологии, а комплексные межотраслевые программы, включающие в себя взаимосвязанные проекты, цель реализации которых -модернизация базовых отраслей национальной экономики через технологическое обновление. Такие проекты

должны обеспечить на 10-15-летнем интервале существенный экономический эффект.

Определение и подходы к идентификации «вытягивающих» проектов напоминают уже известные механизмы; главная же новизна концепции, видимо, состоит в выборе параметров, используемых для описания экономических эффектов, ожидаемых в качестве результатов модернизации. К ним относятся показатели роста ВВП, экспорта, замещения импорта, обеспечения технологического суверенитета, увеличения продолжительности жизни населения, снижения уровня загрязнения окружающей среды. Эти параметры служат одновременно и критериями отбора перспективных технологий. Таким образом, осуществляется еще одна попытка усовершенствовать механизмы выбора технологий и движения от технологий к рынкам, предполагающая формирование новых программ.

Однако в конце 2014 г. данная концепция отошла на второй план, уступив место новому направлению - НТИ. Термин «национальная технологическая инициатива» был впервые использован В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию в декабре 2014 г. Президент объявил о начале реализации НТИ, пояснив, что такая инициатива должна помочь определить приоритеты и задачи развития на 10-15-летний период1. Несмотря на внешнюю созвучность «национальным вытягивающим проектам», была поставлена более масштабная задача: сформировать механизм, который обеспечит

1 Послание Президента Федеральному Собранию. 04.12.2014 г.: http://www.kremlin.ru/news/47173

сопряжение глобальных задач экономического развития страны, предопределяемых ими технологических приоритетов и механизмов реализации последних.

На сегодняшний день подготовлен ряд разработок самого понятия НТИ и его составляющих. Наиболее широко обсуждаемой концепцией является вариант Агентства стратегических инициатив (АСИ), которое отвечает за развитие НТИ. Одновременно свое видение НТИ предложили РАН, Министерство образования и науки РФ, а также Экспертный совет при Правительстве РФ.

В проекте «Основ Национальной технологической инициативы», разработанном РАН, акцент сделан на обеспечении глобального технологического паритета России и стран -технологических лидеров, который невозможен без развития фундаментальной науки: «...современное состояние фундаментальной науки определяет состояние бизнеса в долгосрочной перспективе»2. Исходя из этого обосновываются задачи импортозамещения, реин-дустриализации, а также совершенствования методики выбора научных и технологических приоритетов. Последние должны учитывать сформированный заказ на конечную продукцию и услуги.

Преимущества этого подхода авторы проекта видят в «определении на стадии планирования потребностей общества в конкретных видах продукции и услуг. Тем самым бизнес получает информацию о наиболее перспективных направлениях деятельности и возможных сферах частно-государственного партнерства»3. В проекте РАН уже определены семь приоритетных направлений научно-технологического развития, которые представляют собой как целые отрасли, так и отдельные техноло-

гии и научно-технологические направления. -энергетика, оборона и безопасность, фармацевтика, медицинская техника, продовольствие, информационные технологии, новые ма-териалы4.

С институциональной точки зрения подход РАН предполагает создание при Президенте РФ Совета по научно-технологическому развитию, где РАН отводится важная роль в разработке Доктрины технологического развития и прочих документов федерального уровня. Реализация НТИ, по версии РАН, предполагает и организационные изменения, в том числе такие серьезные, как возможность передачи национальных исследовательских и отраслевых университетов в профильные министерства, государственные академии наук и госкорпорации5. В числе новых структур одно из центральных мест отводится созданию научно-производственных консорциумов.

Экспертный совет при Правительстве РФ предложил проект концепции разработки и реализации НТИ, который содержит не только ее определение и этапы, но также и ресурсное обеспечение, и анализ рисков. Экспертный совет видит НТИ как комплексную программу для достижения глобальной конкурентоспособности с развитыми странами в наиболее перспективных секторах экономики и сегментах мировых рынков. Для достижения этой цели Экспертный совет также предлагает создавать научно-производственные консорциумы6. Консорциумы должны объединять организации различных типов и секторов экономики для реализации приоритетных научно-технологических проектов.

Таким образом, концепции НТИ, предложенные Экспертным советом и РАН, во многом схожи, развивая в определенном смысле

2 Основы Национальной технологической инициативы. Российская академия наук. Информационно-аналитический центр «Наука». Версия от 22.05.2015 г. С. 7.

3 Там же. С. 16.

4 Там же. С. 8.

5 Там же. С. 24.

6 Проект концепции разработки и реализации Национальной технологической инициативы. Экспертный совет при Правительстве РФ. 16 марта 2015 г.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ: ПЕРЕОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ

«традиционные» для российской научно-технологической политики подходы. В то же время модель управления реализацией НТИ, разработанная РАН, предполагает существенные изменения во взаимоотношениях академической и вузовской науки.

Позиция же АСИ в отношении того, что следует понимать под НТИ, иная. В его трактовке НТИ - это в первую очередь формирование новых потребительских рынков, сетевых по своему характеру: «Выбор будет проводиться с учетом основных трендов мирового развития, исходя из приоритета сетевых технологий, сконцентрированных вокруг человека, как конечного потребителя»7. Предполагается, что через 10-20 лет объем таких рынков должен превышать 100 млрд. долл., и Россия имеет шанс занять там достойное место8.

Для точной идентификации рынков началась детальная проработка четырех взаимосвязанных параметров: «рынков», «технологий», «инфраструктуры» и «институтов». Иными словами, для достижения цели выхода на рынки будущего необходимы системные решения по определению ключевых технологий, изменений в области норм и правил, мер финансового и кадрового развития. Выбор и обоснование производятся разными методами, включая форсайт9 и формирование «дорожных карт». Характерно, что к моменту проведения форсайта (в мае 2015 г.) с привлечением около 700 экспертов уже был сделан предварительный выбор 9 рынков будущего. Они разделены на три группы: • связанные с безопасностью страны и обеспечением ее ресурсами (рынки питания, энергии и безопасности);

• связанные с развитием транспортной системы (автотранспорта, воздушного транспорта и морского/речного транспорта);

• рынки, где в настоящее время происходит революционная смена технологий (рынки «цифрового» здоровья, новых финансов и нейрокоммуникаций)10.

Похожий подход с предопределенным набором приоритетных областей был использован в 2009 г.: тогда президент Д. Медведев анонсировал выбор 5 «стратегических векторов модернизации» страны11, которые впоследствии легли в основу проекта «Сколково» и созданных в нем кластеров. В случае НТИ выбор именно этих 9 рынков был сделан на основе двух основных критериев - перспектив развития в глобальном контексте и наличия в стране компаний (людей), готовых стать лидерами и взять на себя ответственность за развитие отраслей и выход на новые рынки. Соответственно, НТИ будет считаться реализованной в случае появления российских компаний - лидеров на глобальных технологических рынках в 2025-2035 гг.

Несмотря на напрашивающиеся нерадостные аналогии и похожую риторику (как в 2009 г., так и в 2015 г. говорится о множестве ошибок в управлении инновациями), в подходе к реализации НТИ следует отметить ряд позитивных моментов. Во-первых,важен переход к персональной ответственности; во-вторых, сделан акцент на горизонтальные связи; и в-третьих, система остается открытой - обсуждение перспективных рынков может быть продолжено и в 2016 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время принятый подход к формированию и реализации НТИ ставит возможность

7 http://asi.ru/nti/

8 Д. Песков: «Нас ожидает коренная перестройка основных отраслей» // Коммерсантъ. 01.04.2015 г.: http:// www.kommersant.ru/doc/2698958

9 Форсайт — система методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе.

10 Национальная технологическая инициатива: «неудобные» вопросы и честные ответы: Материалы форсайт-флота. 12—16 мая 2015 г. АСИ, РБК, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. С. 5.

11 Д. Медведев. Россия, вперед! 10.09.2009 г.: http://kremlin.ru/events/president/news/5413

успешности проекта в зависимость от ряда плохо прогнозируемых параметров, а именно:

1) правильного предвидения будущего, а значит - искусства нахождения оптимального состава и сочетания экспертов,

2) возможности идентификации действительно ярких и харизматичных лидеров,

3) способности наладить механизмы реализации, движения к занятию намеченных рыночных ниш.

Таким образом, появление концепций «национальных вытягивающих проектов» и «национальной технологической инициативы» свидетельствует о нарастающем числе технологических приоритетов. При успешном управлении они будут синхронизированы, в противном случае -продублированы. Синхро-

низация всегда достаточно сложна, так как за каждым проектом стоят группы интересов. К тому же в условиях, когда ожидается существенное сокращение бюджетных ассигнований на научную, технологическую и инновационную деятельность12, инициировать множество разных приоритетных проектов представляется нецелесообразным.

Если главный приоритет в настоящее время отдан вхождению на новые рынки, то выбор технологий и направлений поддержки соответствующих научных исследований должен происходить в рамках именно этой концепции, что не отменяет возможности учитывать наиболее перспективные, «вытягивающие» проекты, которые могут дать наибольший экономический эффект. ■

12 В частности, в рамках Государственной программы «Развитие науки и технологий на 2013-2020 гг.» расходы в 2016 г. планируется сократить на 28,9%, на фармацевтическую и медицинскую промышленность - на 31,4%, судостроение - на 61,6%. (Нетреба П. Кому отрежут 16% // РБК, 21.05.2015 г. С. 9.)