Реформирование научной сферы
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ: ПЕРЕОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Ирина ДЕЖИНА, д-р экон. наук
Появление концепций «национальных вытягивающих проектов» и «национальной технологической инициативы» свидетельствует о продолжающемся процессе появления различных видов приоритетов федерального уровня. При этом принципиально новый подход предлагается осуществить в рамках национальной технологической инициативы, фокусом которой должно стать занятие Россией ниш на перспективных потребительских рынках вследствие развития новых технологий, а также инфраструктуры и институтов их поддержки.
В последние месяцы на государственном уровне активно разворачивается деятельность по формированию механизмов выбора и реализации технологических приоритетов в рамках новых концепций - «национальных вытягивающих проектов» и Национальной технологической инициативы (НТИ).
Идея «вытягивающих» проектов была сформулирована еще в августе 2014 г., и к настоящему времени разработана методология отбора и описаны процедуры выбора проектов на примере энергетики и передовых производственных технологий. При этом под «национальными вытягивающими проектами» понимаются не собственно технологии, а комплексные межотраслевые программы, включающие в себя взаимосвязанные проекты, цель реализации которых -модернизация базовых отраслей национальной экономики через технологическое обновление. Такие проекты
должны обеспечить на 10-15-летнем интервале существенный экономический эффект.
Определение и подходы к идентификации «вытягивающих» проектов напоминают уже известные механизмы; главная же новизна концепции, видимо, состоит в выборе параметров, используемых для описания экономических эффектов, ожидаемых в качестве результатов модернизации. К ним относятся показатели роста ВВП, экспорта, замещения импорта, обеспечения технологического суверенитета, увеличения продолжительности жизни населения, снижения уровня загрязнения окружающей среды. Эти параметры служат одновременно и критериями отбора перспективных технологий. Таким образом, осуществляется еще одна попытка усовершенствовать механизмы выбора технологий и движения от технологий к рынкам, предполагающая формирование новых программ.
Однако в конце 2014 г. данная концепция отошла на второй план, уступив место новому направлению - НТИ. Термин «национальная технологическая инициатива» был впервые использован В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию в декабре 2014 г. Президент объявил о начале реализации НТИ, пояснив, что такая инициатива должна помочь определить приоритеты и задачи развития на 10-15-летний период1. Несмотря на внешнюю созвучность «национальным вытягивающим проектам», была поставлена более масштабная задача: сформировать механизм, который обеспечит
1 Послание Президента Федеральному Собранию. 04.12.2014 г.: http://www.kremlin.ru/news/47173
сопряжение глобальных задач экономического развития страны, предопределяемых ими технологических приоритетов и механизмов реализации последних.
На сегодняшний день подготовлен ряд разработок самого понятия НТИ и его составляющих. Наиболее широко обсуждаемой концепцией является вариант Агентства стратегических инициатив (АСИ), которое отвечает за развитие НТИ. Одновременно свое видение НТИ предложили РАН, Министерство образования и науки РФ, а также Экспертный совет при Правительстве РФ.
В проекте «Основ Национальной технологической инициативы», разработанном РАН, акцент сделан на обеспечении глобального технологического паритета России и стран -технологических лидеров, который невозможен без развития фундаментальной науки: «...современное состояние фундаментальной науки определяет состояние бизнеса в долгосрочной перспективе»2. Исходя из этого обосновываются задачи импортозамещения, реин-дустриализации, а также совершенствования методики выбора научных и технологических приоритетов. Последние должны учитывать сформированный заказ на конечную продукцию и услуги.
Преимущества этого подхода авторы проекта видят в «определении на стадии планирования потребностей общества в конкретных видах продукции и услуг. Тем самым бизнес получает информацию о наиболее перспективных направлениях деятельности и возможных сферах частно-государственного партнерства»3. В проекте РАН уже определены семь приоритетных направлений научно-технологического развития, которые представляют собой как целые отрасли, так и отдельные техноло-
гии и научно-технологические направления. -энергетика, оборона и безопасность, фармацевтика, медицинская техника, продовольствие, информационные технологии, новые ма-териалы4.
С институциональной точки зрения подход РАН предполагает создание при Президенте РФ Совета по научно-технологическому развитию, где РАН отводится важная роль в разработке Доктрины технологического развития и прочих документов федерального уровня. Реализация НТИ, по версии РАН, предполагает и организационные изменения, в том числе такие серьезные, как возможность передачи национальных исследовательских и отраслевых университетов в профильные министерства, государственные академии наук и госкорпорации5. В числе новых структур одно из центральных мест отводится созданию научно-производственных консорциумов.
Экспертный совет при Правительстве РФ предложил проект концепции разработки и реализации НТИ, который содержит не только ее определение и этапы, но также и ресурсное обеспечение, и анализ рисков. Экспертный совет видит НТИ как комплексную программу для достижения глобальной конкурентоспособности с развитыми странами в наиболее перспективных секторах экономики и сегментах мировых рынков. Для достижения этой цели Экспертный совет также предлагает создавать научно-производственные консорциумы6. Консорциумы должны объединять организации различных типов и секторов экономики для реализации приоритетных научно-технологических проектов.
Таким образом, концепции НТИ, предложенные Экспертным советом и РАН, во многом схожи, развивая в определенном смысле
2 Основы Национальной технологической инициативы. Российская академия наук. Информационно-аналитический центр «Наука». Версия от 22.05.2015 г. С. 7.
3 Там же. С. 16.
4 Там же. С. 8.
5 Там же. С. 24.
6 Проект концепции разработки и реализации Национальной технологической инициативы. Экспертный совет при Правительстве РФ. 16 марта 2015 г.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ: ПЕРЕОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ
«традиционные» для российской научно-технологической политики подходы. В то же время модель управления реализацией НТИ, разработанная РАН, предполагает существенные изменения во взаимоотношениях академической и вузовской науки.
Позиция же АСИ в отношении того, что следует понимать под НТИ, иная. В его трактовке НТИ - это в первую очередь формирование новых потребительских рынков, сетевых по своему характеру: «Выбор будет проводиться с учетом основных трендов мирового развития, исходя из приоритета сетевых технологий, сконцентрированных вокруг человека, как конечного потребителя»7. Предполагается, что через 10-20 лет объем таких рынков должен превышать 100 млрд. долл., и Россия имеет шанс занять там достойное место8.
Для точной идентификации рынков началась детальная проработка четырех взаимосвязанных параметров: «рынков», «технологий», «инфраструктуры» и «институтов». Иными словами, для достижения цели выхода на рынки будущего необходимы системные решения по определению ключевых технологий, изменений в области норм и правил, мер финансового и кадрового развития. Выбор и обоснование производятся разными методами, включая форсайт9 и формирование «дорожных карт». Характерно, что к моменту проведения форсайта (в мае 2015 г.) с привлечением около 700 экспертов уже был сделан предварительный выбор 9 рынков будущего. Они разделены на три группы: • связанные с безопасностью страны и обеспечением ее ресурсами (рынки питания, энергии и безопасности);
• связанные с развитием транспортной системы (автотранспорта, воздушного транспорта и морского/речного транспорта);
• рынки, где в настоящее время происходит революционная смена технологий (рынки «цифрового» здоровья, новых финансов и нейрокоммуникаций)10.
Похожий подход с предопределенным набором приоритетных областей был использован в 2009 г.: тогда президент Д. Медведев анонсировал выбор 5 «стратегических векторов модернизации» страны11, которые впоследствии легли в основу проекта «Сколково» и созданных в нем кластеров. В случае НТИ выбор именно этих 9 рынков был сделан на основе двух основных критериев - перспектив развития в глобальном контексте и наличия в стране компаний (людей), готовых стать лидерами и взять на себя ответственность за развитие отраслей и выход на новые рынки. Соответственно, НТИ будет считаться реализованной в случае появления российских компаний - лидеров на глобальных технологических рынках в 2025-2035 гг.
Несмотря на напрашивающиеся нерадостные аналогии и похожую риторику (как в 2009 г., так и в 2015 г. говорится о множестве ошибок в управлении инновациями), в подходе к реализации НТИ следует отметить ряд позитивных моментов. Во-первых,важен переход к персональной ответственности; во-вторых, сделан акцент на горизонтальные связи; и в-третьих, система остается открытой - обсуждение перспективных рынков может быть продолжено и в 2016 г.
В то же время принятый подход к формированию и реализации НТИ ставит возможность
7 http://asi.ru/nti/
8 Д. Песков: «Нас ожидает коренная перестройка основных отраслей» // Коммерсантъ. 01.04.2015 г.: http:// www.kommersant.ru/doc/2698958
9 Форсайт — система методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе.
10 Национальная технологическая инициатива: «неудобные» вопросы и честные ответы: Материалы форсайт-флота. 12—16 мая 2015 г. АСИ, РБК, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. С. 5.
11 Д. Медведев. Россия, вперед! 10.09.2009 г.: http://kremlin.ru/events/president/news/5413
успешности проекта в зависимость от ряда плохо прогнозируемых параметров, а именно:
1) правильного предвидения будущего, а значит - искусства нахождения оптимального состава и сочетания экспертов,
2) возможности идентификации действительно ярких и харизматичных лидеров,
3) способности наладить механизмы реализации, движения к занятию намеченных рыночных ниш.
Таким образом, появление концепций «национальных вытягивающих проектов» и «национальной технологической инициативы» свидетельствует о нарастающем числе технологических приоритетов. При успешном управлении они будут синхронизированы, в противном случае -продублированы. Синхро-
низация всегда достаточно сложна, так как за каждым проектом стоят группы интересов. К тому же в условиях, когда ожидается существенное сокращение бюджетных ассигнований на научную, технологическую и инновационную деятельность12, инициировать множество разных приоритетных проектов представляется нецелесообразным.
Если главный приоритет в настоящее время отдан вхождению на новые рынки, то выбор технологий и направлений поддержки соответствующих научных исследований должен происходить в рамках именно этой концепции, что не отменяет возможности учитывать наиболее перспективные, «вытягивающие» проекты, которые могут дать наибольший экономический эффект. ■
12 В частности, в рамках Государственной программы «Развитие науки и технологий на 2013-2020 гг.» расходы в 2016 г. планируется сократить на 28,9%, на фармацевтическую и медицинскую промышленность - на 31,4%, судостроение - на 61,6%. (Нетреба П. Кому отрежут 16% // РБК, 21.05.2015 г. С. 9.)