Научная статья на тему 'Новые сведения о сроках размножения и числе кладок у рябинника Turdus pilaris в Омске'

Новые сведения о сроках размножения и числе кладок у рябинника Turdus pilaris в Омске Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
105
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые сведения о сроках размножения и числе кладок у рябинника Turdus pilaris в Омске»

Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 1: 1-480. Фетисов С.А., Головань В.И., Леоке Д.Ю. 1998. Орнитологические наблюдения в Ку-

ньинском районе Псковской области // Рус. орнитол. журн. 7 (53): 3-20. Фетисов С.А., Ильинский И.В., Головань В.И., Фёдоров В.А. 2002. Птицы Себеж-ского Поозерья и национального парка «Себежский». СПб., 1: 1-152 (Тр. С.-Петерб. общ-ва естествоиспыт. Сер. 6. Т. 3). Чиринскайте Л.И. 2006. Гнездование гоголя Bucephala clangula в Гатчинском парке //

Рус. орнитол. журн. 15 (322): 603-605. Щеблыкина Л.С., Урядова Л.П. 1998. Птицы северной части водно-болотного угодья

«Псковско-Чудская приозёрная низменность» // Природа Псковского края 2: 19-21. Яблоков М.С. 2007. Орнитофауна верховых болот Псковской области // Вестн. С.-Петерб. ун-та (Сер. 3) 3: 3-10.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1461: 2560-2567

Новые сведения о сроках размножения и числе кладок у рябинника Turdus pilaris в Омске

А.А.Нефёдов, В.С.Власкин

Александр Алексеевич Нефёдов. Омский отдел Русского географического общества. E-mail: anefyodov2007@mail.ru

Виктор Сергеевич Власкин. ООО Автоматика-сервис. E-mail: elusive-joe-vlaskin@ya.ru Поступила в редакцию 16 июня 2017

Как обычный гнездящийся перелётный вид в Омске и его окрестностях рябинник Turdus pilaris известен с конца XIX века (Словцов 1881; Сотников 1892). С середины XX века этот дрозд встречается в Омске и на зимовке и отмечается как вид с сильно растянутым периодом размножения. На юге Западной Сибири в разные годы кладки зарегистрированы с 23 апреля по 15 июля. Причём для вида характерны ранние сроки начала размножения для всего ареала. Наиболее ранние полные кладки из 7 и 6 яиц соответственно найдены на озере Сартлан 24 и 29 апреля 1958 (Гынгазов, Миловидов 1977). Самый ранний случай размножения, ближайший к Омску, известен из предгорий Западного Алтая: «12 мая 2016 в тополево-берёзово-ивовой пойме реки Ульбы у села Черемшанка встречен короткохвостый слёток» (Березовиков, Исаченко 2016). Ещё более ранние слётки встречены в 2010 году в Москве - уже 10 мая (Морозов 2016).

Чаще всего слётки рябинника с середины 1990-х годов наблюдались в Омске в конце мая и начале июня. В эти же сроки на территории соседней «подтаёжной зоны Западной Сибири в конце I и II декады мая большинство пар дроздов насиживают кладки» (Москвитин,

Блинов 1981). Но слётки рябинников в Омске встречаются и в более ранние даты мая и в более поздние, июльские, сроки. Наиболее ранние майские встречи слётков регистрировались 6 и 8 мая 2016. Самый поздний слёток в Омске встречен 16 июля 2016 (Нефёдов 2017).

Встречи слётков (подтверждённые фотографиями) в начале мая, в начале июня и в июле 2016 года позволили с уверенностью предположить, что в Омске у рябинника может быть как минимум два выводка за лето (Нефёдов 2017). Предположения о наличии у рябинников в Омске трёх выводков за сезон размножения косвенно подтверждались многочисленными несистематическими наблюдениями слётков с тремя максимумами числа встреч в течение лета. Отсутствие наблюдений за конкретными парами индивидуально помеченных рябинников не позволяло окончательно прийти к такому выводу. Встречи слётков в 1990-2000-е годы происходили неравномерно на протяжении всего летнего периода. Рост числа встреч слётков происходил в середине мая и в середине июля с максимальным и наиболее многочисленным числом встреч в последних числах мая и первых числах июня. Наблюдения о максимальным пике гнездования у рябинников в мае подтверждаются и данными из других частей ареала вида, например, из заповедника «Кивач» (Захарова, Яковлева 1999).

Утверждение со ссылкой на С.С.Москвитина и В.Н Блинова (1981) о повышенной гибели гнёзд рябинника из-за плохой маскировки: «В Западной Сибири также была отмечена повышенная гибель ранних гнёзд рябинника, одной из причин которой была плохая маскировка этих гнёзд (Москвитин, Блинов 1981)» (Захарова, Яковлева 1999), в условиях Омска наблюдениями не подтверждается. Максимальное количество вылетевших птенцов рябинника в конце мая — начале июня приходится период (до вылупления птенцов) с наиболее слабой маскировкой гнёзд. С начала массовой кладки яиц рябинниками в конце апреля и до массового появления птенцов в середине мая листья на деревьях в Омске в обычные годы ещё не распустились. «Начинается зеленение берёз и других древесных растений 11 мая и заканчивается 21 мая» (Шрам 1991). По данным В.Е.Шрама за 1934-1984 годы на широте Омска берёза повислая Betula pendula начинает зеленеть с 12 мая. Сопоставимы сроки распускания листвы и у других лиственных деревьев, на которых в окрестностях Омска преимущественно гнездятся рябинники. Именно на этот период в Омске, до середины мая, приходятся наиболее массовые кладки и насиживание. У части рябинников в это время успешно проходит весь цикл первого размножения.

Могут указывать на наличие трёх циклов размножения у рябинника с середины апреля по конец июля и наблюдения Б.В.Щербакова (2010) на Западном Алтае: «наиболее раннее гнездование отмечено 25 апреля 1970, когда в гнёздах содержались сильно насиженные яйца и

только что вылупившийся птенец. Наиболее позднее гнездование рябинника отмечено в 1971 году, 11 июля было обнаружено строящееся гнездо, обмазанное свежей грязью». Автор предполагает наличие у алтайских рябинников лишь двух репродуктивных циклов. Но сроки размножения рябинников в его наблюдениях сопоставимы со сроками, наблюдавшимися в Омске в 2010 и 2016 годах. А наиболее раннее зарегистрированное вылупление птенца на Западном Алтае сопоставимо по срокам появления на свет слётков в Омске, встреченных 6 и 8 мая 2016 (Нефёдов 2017). Это позволяет высказать предположение о возможности у рябинников на Западном Алтае и юге Западной Сибири трёх выводков в период с середины апреля по конец июля.

Рис. 1. Самка рябинника Turduspilaris насиживает первую кладку из 6 яиц. 3 мая 2010. Фото В.С.Власкина.

Рис. 2. Птенцы первого выводка рябинника Титйш рИат. Слева — 9 мая 2010, справа — 16 мая, птенцы уже готовы к вылету. Фото В.С.Власкина.

Предположение о наличие трёх циклов размножения за лето у рябинников в Омской области подтверждают наблюдения второго автора статьи (наблюдения, правда, велись за неокольцованными особями). В мае-июле 2010 года он наблюдал и фотографировал на дачном участке в окрестностях Омска три выводка птенцов у одной пары рябинников. Наблюдения за поселившейся на дачном участке пары проводились с 3 мая по 22 июля 2010. Участок расположен в окрестностях Омска в Любинском районе, в 2 км западнее станции Петрушенко, товарищество «Сибзаводовец-2». Рябинники выбрали для устройства гнезда толстую широкую балку крыши веранды над входной дверью в дом, сверху закрытой крышей веранды (рис. 1, 2).

Все три выводка этой пары рябинников выводились в одном гнезде. Значительных реконструкций гнездо не претерпевало. Хозяева лишь чуть «подштукатуривали» гнездо после вылета слётков. В литературе сообщается, что рябинники нередко используют старые гнёзда, но не ремонтируют их, а сооружают новые поверх старых (Рябицев 2014). О повторном гнездовании рябинника в одном и том же гнезде сообщали И.В.Кузиков и В.А.Вишневский (2014); «При первом осмотре 7 мая в гнезде обнаружены 5 одно-двухдневных птенцов. При вторичном осмотре гнезда 28 мая в нём была обнаружена крепко сидящая самка, насиживавшая кладку из 4 яиц, т.е. отложенных не позднее 25 мая. При осмотре гнезда изменений его внешнего или внутреннего вида замечено не было. Учитывая даты предполагаемого вылета птенцов первого выводка и начала следующей откладки яиц, промежуток времени между циклами составлял не более 3-4 дней, т.е. на 4 дня меньше, чем обычно требуется паре на докармливание вылетевших птенцов (Птушенко, Иноземцев 1968). 25 июня гнездо опустело, но с прежним упорством охранялось парой рябинников, по-видимому, из-за находившихся поблизости слётков». Вероятнее всего гнездо «с прежним упорством охранялось парой рябинников» не из-за слётков, его покинувших, а из-за неоконченного сезона размножения у этой пары, и ей предстоял ещё один цикл размножения в этом сезоне. Также подтверждается и лишь незначительный «косметический» ремонт гнезда в случае использования его парой в этом же сезоне размножения.

Наиболее подробно В.С.Власкиным прослежено развитие второго выводка (рис. 3). Возраст наблюдавшихся птенцов первого выводка сопоставим с возрастом встреченных 10 мая 2012 тремя 10-дневными птенцами рябинника (Нефёдов, 2017). Наблюдения в мае 2010 года (рис. 1, 2), 10 мая 2012 и 6-8 мая 2016 в Омске подтверждают сроки вылета слётков рябинника первого выводка в первой-второй декаде мая.

В вопросе о том, с какого яйца начинается насиживания у рябинника, существуют разные мнения. Однако большинство наблюдений

авторов говорит о начале насиживания кладки преимущественно с её середины. «Насиживание начинается с откладки последнего яйца и длится 13-15 сут. Выкармливают птенцов оба родителя в течение 12-14 сут» (Елаев 1991). «Начинать насиживать могут по-разному, как с середины, так и в конце откладки яиц, а поздние и повторные кладки — с первого яйца» (Рябицев 2014). «В течение всего периода откладки яиц каждая самка сносила по одному яйцу в сутки. Насиживание начиналось обычно после откладки в гнездо последнего яйца и длилось 11-12 сут, однако неоднократно отмечались случаи, когда самки приступали к насиживанию яиц до завершения кладки» (Петров 2014). Подтверждают откладывания по одному яйцу в сутки и наблюдения Б.В. Щербакова (2010). Им же наблюдалось насиживание не с последнего яйца, а, вероятно, с середины кладки: «При посещении дачи 13 мая самка уже сидела в прежнем гнезде на кедре. Утром в гнезде было 2 не насиженных яйца. 16 мая в нём находилась полная кладка из 6 яиц. При осмотре гнезда 23 мая в нем было 5 птенцов в возрасте 23 сут и 1 яйцо, а 24 мая - 6 птенцов» (Щербаков 2010). В Нижнем При-обье в окрестностях Лабытнанги «насиживание у рябинника начинается со 2-4-го яйца при кладке в 5-6 яиц. Продолжительность периода насиживания от последнего яйца до первого птенца — 9-11, в среднем 9.8±0.4 сут (п = 6). Выкармливание птенцов продолжалось 10-12, в среднем 11.2±0.2 сут (п = 8). Продолжительность периода гнездования, рассчитанная от первого отложенного яйца до вылета из этого гнезда последнего птенца, составляла 25-27, в среднем 26.2 сут (п = 5)» (Ры-жановский, Рябицев 2015).

Рис. 3. Вторая кладка рябинника Turdus pilaris в том же гнезде. Слева — полная кладка из 6 яиц. 29 мая 2010.. Справа — вылупившийся птенец и 3 яйца. 5 июня 2010. Фото В.С.Власкина.

Имеются расхождения и в оценках начала откладки яиц следующего цикла размножения. О.Хогстад (1985) сообщал, что, спугнув из гнезда слётков рябинника, «в этот же день я обнаружил второе гнездо, принадлежавшее этой же окольцованной самке и устроенное приблизительно в 30 м от первого. В нём находилось 2 яйца». Вероятно, имеют

место быть и те, и другие сроки начала высиживания, зависящие от множества факторов. По данным наблюдений за птенцами у пары рябинников в Омске они начинали насиживание кладок в первый для пары период размножения после откладки последнего яйца. Во второй и третий период размножения начало высиживания начиналось с середины кладки.

Не совсем ясны причины значительного процента яиц-болтунов в нашем наблюдении. В первом выводке из 6 яиц вывелось 5 птенцов, во втором выводке из 6 яиц вывелось только 3 птенца. Причём погодные условия для второго выводка были самые благоприятные. Из третьей кладки в 5 яиц вывелось 4 птенца. Причина 50% процентного наличия яиц-болтунов в кладке второго выводка не определена. Все вылупившиеся птенцы самостоятельно покинули гнездо, за исключением одного из третьего выводка, вероятно, убитого на гнезде сорокой (точно не выяснено). О крайне низком проценте выведения в гнезде рябинника в Барабинской лесостепи сообщалось и ранее: «в одном гнезде из 4 яиц вывелся только 1 птенец, который вскоре погиб» (Чернышов 2012).

О.П.Смирнов и В.М. Тюрин (2007) сообщали для Ленинградской области: «Во втором цикле размножения участвует 10-23% особей от числа птиц, успешно вырастивших первые выводки». У нас нет материалов точных наблюдений о процентном соотношении пар в первом, втором и третьем циклах размножения в Омске. Основываясь на несистематических наблюдениях встреч слётков, это соотношение можно грубо оценить в 30, 80 и 20% для пар, имеющих 1, 2 и 3 выводка за лето.

Результаты наблюдений за тремя выводками у пары рябинников Turduspilaris в окрестностях Омска в мае-июле 2010 года

Выводок за сезон Откладка первого яйца Откладка последнего яйца Число яиц в кладке Вылупление птенцов Число птенцов в выводке Дата вылета птенцов Число слётков

Первый 16.04** 21.4 6 4.05* 5 17.05* 5

Второй 24.05** 29.05* 6 5-7.06* 3 21.06* 3

Третий 24.06** 28.06 5 9-11.07** 4 22.07* 3 или 4

— непосредственные наблюдения; ** — даты рассчитаны аналитически.

Данные о сроках выведения птенцов трёх выводков в одном гнезде, расположенном на веранде дачного домика, приведены в таблице. Часть сроков не установлена непосредственными наблюдениями, а рассчитана. Судьба слётков (как и всего процесса гнездования) третьего выводка у этой пары прослежена менее полно и сложилась менее удачно, чем у двух первых. Пара рябинников в течение гнездового периода часто и успешно с криками атаковала и отгоняла от участка с гнездом пролетавших серых ворон Сопыв ооттх. Это наблюдение не соответствует сообщению, что основной ущерб в заповеднике «Кивач» и

*

в Среднем Приобье на потомство рябинника из хищников наносила серая ворона: «в 90% случаев, когда хищник был определён, им оказалась серая ворона» (Захарова, Яковлева 1999); «в среднем же гибель кладок и выводков происходили главным образом от ворон, а также от сорок» (Москвитин 1974). Главным врагом рябинника считает серую ворону и И.А.Петров (2014): «15 яиц было уничтожено, по всей видимости, основным врагом рябинника — серой вороной Corvus cornix>. Всё же наиболее вероятный вывод для взаимоотношений серой вороны и рябинника, по нашему мнению, сделан С.С.Москвитиным и В.Н.Блиновым (1981): «Для большинства ворон яйца и птенцы рябинника — лишь побочный и попутный корм, но встречались пары, специализирующиеся на разорении гнёзд. От них в основном и страдали колонии в местах невысокой плотности ворон». По-видимому, серые вороны, успешно прогонявшиеся с гнездового участка наблюдавшейся парой рябинников, не специализировались на разорении гнёзд дроздов. Или пролетавшие вороны просто не замечали хорошо замаскированного под крышей дачного дома гнезда. В противном случае: «Мы неоднократно наблюдали, что если ворона заметила гнездо, то оно будет разорено несмотря на активную защиту» (Москвитин, Блинов 1981).

По сообщению хозяина соседнего участка, в день вылета птенцов третьего выводка дрозды-родители не смогли справиться с более манёвренной и быстрой, чем серая ворона, сорокой Pica pica. Вечером 22 июля сосед видел, как под истошные крики рябинников сорока прорвалась к гнезду и смогла схватить последнего, не успевшего слететь птенца. Сороку сосед отогнал и, положив птенца с раной на голове в гнездо, ушёл. В субботу утром гнездо было пустым. Судьба этого последнего птенца осталась невыясненной.

Приведённые нами наблюдения за тремя выводками у пары рябинников (к сожалению, птицы не были индивидуально помечены, но судя по всему, они были одними и теми же) в окрестностях Омска в мае-июле 2010 года высказать обоснованное предположение, что в Омской области и в условиях юга Западной Сибири у этих дроздов может быть три цикла размножения за сезон. Наши наблюдения косвенно подтверждаются и сведениями о сроках размножении вида из публикаций других авторов (Гынгазов, Миловидов 1977; Москвитин, Блинов 1981; Щербаков 2010; Морозов 2016). Выводы о трёх циклах размножения рябинника этим авторам, как и ранее нам (Нефёдов 2017), не позволяли сделать отсутствие наблюдения за конкретными парами.

Литератур а

Березовиков Н.Н., Исаченко А.Д. 2016. Случай раннего размножения рябинника Turdus pilaris в пойме Ульбы на Западном Алтае весной 2016 года // Рус. орнитол. журн. 25 (1294): 2019-2021.

Гынгазов А.М., Миловидов С.П. 1977. Орнитофауна Западно-Сибирской равнины. Томск: 1-350.

Елаев Э.Н. (1991) 2012. О гнездовании рябинника Turdus pilaris в юго-западном Забайкалье // Рус. орнитол. журн. 21 (781): 1860-1861.

Захарова Л.С., Яковлева М.В. 1999. Сезонная изменчивость величины кладки и успешности размножения рябинника Turdus pilaris в заповеднике «Кивач», Карелия // Рус. орнитол. журн. 8 (71): 3-8.

Кузиков И.В., Вишневский В.А. 2014. Повторное гнездование рябинника Turdus pilaris в одном и том же гнезде // Рус. орнитол. журн. 23 (1017): 1998-2004.

Морозов Н.С. 2016. Необычно раннее гнездование рябинника Turdus pilaris в Москве // Рус. орнитол. журн. 25 (1237): 179.

Нефёдов А.А. 2017. О сроках размножения рябинника Turdus pilaris в Омске // Рус. орнитол. журн. 26 (1394): 2007-2010.

Петров И.А. 2014. К биологии размножения рябинника Turdus pilaris в Себежском Поозерье // Рус. орнитол. журн. 23 (966): 403-408.

Птицы Омска и Омской области (сайт). URL: http://birds-omsk.ru (дата обращения: 20.05.2017).

Рыжановский В.Н., Рябицев В.К. 2015. Рябинник Turdus pilaris в Нижнем Приобье и на Ямале // Рус. орнитол. журн. 24 (1148): 1879-1887.

Рябицев В.К. 2014. Птицы Сибири. Справочник-определитель в двух томах. М.; Екатеринбург, 1: 1-438.

Москвитин С.С. 1974. Некоторые биоценотические связи дрозда-рябинника в районе Среднего Приобья // Тр. Науч.-исслед. ин-та биол. и биофиз. при Томск. ун-те 4: 1522.

Москвитин С.С., Блинов В.Н. 1981. Взаимоотношения серой вороны и дрозда-рябинника на территории подтаёжной зоны Западной Сибири // Экология и биоценотические связи перелётных птиц Западной Сибири. Новосибирск: 127-137.

Словцов И. 1881. Путевые записки, ведённые во время поездки в Кокчетавский уезд, Акмолинской области, в 1878 г. // Зап. Зап.-Сиб. отд. Импер. рус. геогр. общ-ва 3: 1152.

Смирнов О.П., Тюрин В.М. 2007. Сроки и успешность размножения рябинника Turdus pilaris в Ленинградской области // Рус. орнитол. журн. 16 (344): 178-185.

Сотников П. 1892. Краткий орнитологический очерк окрестностей города Омска (18771892 года) // Природа и охота 8, 5: 28-57.

Хогстад О. 2003. Верность месту гнездования и регистрация второй кладки у рябинника Turdus pilaris в Норвегии // Рус. орнитол. журн. 12 (235): 987-989.

Чернышов В.М. 2012. Материалы по биологии рябинника Turdus pilaris в Барабинской лесостепи (юг Западной Сибири) // Рус. орнитол. журн. 21 (735): 507-510.

Щербаков Б.В. 2010. К экологии рябинника Turdus pilaris на Западном Алтае // Рус. орнитол. журн. 19 (563): 648-652.

Щербаков Б.В. 2010. Наблюдения за гнездованием рябинника Turdus pilaris на дачном участке Усть-Каменогорска // Рус. орнитол. журн. 19 (541): 19-23.

Шрам В.Е. 1991. Фенология Омской области. Омск: 1-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.