Научная статья на тему 'НОВЫЕ СТРАТЕГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАДРОВ В СФЕРУ УВД'

НОВЫЕ СТРАТЕГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАДРОВ В СФЕРУ УВД Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБИТУРИЕНТ / ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ / УВД / ПЕРСОНАЛ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иваненко Дарина Андреевна, Степаненко Виктория Андреевна

Многие молодые люди, поступившие в университет на профессию из сферы УВД, не заканчивают обучение. Это невыгодно государству и самим студентам. В нашей статье произведен анализ причин такой ситуации и методы, как её можно предотвратить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Иваненко Дарина Андреевна, Степаненко Виктория Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW STRATEGIES FOR ATTRACTING PERSONNEL IN THE FIELD OF ATC

Many young people who entered the university for a profession from the field of internal affairs do not finish their studies. This is unprofitable for the state and the students themselves. Our article analyzes the causes of such a situation and methods of how it can be prevented.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ СТРАТЕГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАДРОВ В СФЕРУ УВД»

УДК 331.108.3

Иваненко Дарина Андреевна Ivanenko Darina Andreevna

Студентка Student

Степаненко Виктория Андреевна Stepanenko Victoria Andreevna

Студентка Student

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Saint-Petersburg State University of civil aviation

НОВЫЕ СТРАТЕГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАДРОВ В СФЕРУ УВД

NEW STRATEGIES FOR ATTRACTING PERSONNEL IN THE FIELD OF ATC

Аннотация: Многие молодые люди, поступившие в университет на профессию из сферы УВД, не заканчивают обучение. Это невыгодно государству и самим студентам. В нашей статье произведен анализ причин такой ситуации и методы, как её можно предотвратить.

Abstract: Many young people who entered the university for a profession from the field of internal affairs do not finish their studies. This is unprofitable for the state and the students themselves. Our article analyzes the causes of such a situation and methods of how it can be prevented.

Ключевые слова: абитуриент, осведомленность, УВД, персонал.

Key words: entrant, awareness, ATC, staff.

Каждые четыре секунды в небо поднимается один самолет. Это значит, что по воздушным трассам курсирует огромное количество воздушных судов, каждое из которых находиться под пристальным контролем авиадиспетчера. Профессия авиадиспетчера очень ответственная, потому что безопасность сотен пассажиров находится в прямой зависимости от профессионализма диспетчера управления воздушным движением (УВД).

Несмотря на всю сложность и важность профессии, она остается малоизвестной для большинства людей. Часто считают, что диспетчер УВД занимается обслуживанием пассажиров, например, объявляет посадку на рейс или предупреждает пассажиров о задержке. На самом деле, авиадиспетчеры играют не меньшую роль в безопасности полета, чем экипаж воздушного судна, и профессионализм этих специалистов должен быть на самом высоком уровне. Невзирая на незначительную популярность профессии, конкурс на обучение по специальности диспетчер УВД всегда достаточно высок. Что заставляет молодых людей сознательно выбирать именно этот путь?

На данный момент в сфере УВД существуют программы для привлечения молодых специалистов: например, дают деньги на первоначальный взнос на покупку квартиры или первые несколько лет выплачивают определённую сумму, помимо зарплаты, также есть перспективы карьерного роста. Однако эти программы малоэффективны, так как известны лишь узкому кругу людей. Многие абитуриенты желают стать авиадиспетчером, имея только общие представления о профессии, или же делают свой выбор под влиянием близких родственников или знакомых из авиации. И хорошо, если, будучи учащимся второго или третьего курса, студент поймет, что сделал правильный выбор. Однако зачастую, человек оказывается не готов справиться с психоэмоциональной нагрузкой на организм, и ему приходится переучиваться на другую профессию. Это, в свою очередь, является не только личной проблемой студента, но и предприятия сферы УВД, так как число выпускаемых специалистов оказывается меньше запланированного, и, как следствие, возникает нехватка кадров в регионах страны. Чтобы не допускать этого необходимо использовать новые методы привлечения абитуриентов,

чтобы большее количество людей узнало о преимуществах и рисках профессии.

Чтобы понять, как привлечь абитуриентов стоит сначала понять, почему желающих получить авиационную специальность стало меньше. Мы считаем, что в обществе значительно понизилась осведомленность об авиации. В ХХ веке все люди авиационных профессий считались героями, это неоднократно транслировалось в фильмах и книгах [1, 3]. Престиж авиации был создан и активно поддерживался во время существования СССР. В любом, даже маленьком городе можно было вступить в парашютный или авиационный отдел ДОСААФ бесплатно, проводили развлекательные полеты в деревнях, поселках городского типа и т.д. Была «приближенность» к народу, профессии романтизировались благодаря историям о летчиках Второй Мировой войны [5].

Полвека назад технический уровень самолетов был ниже, поэтому на летный экипаж ложилось больше ответственности. В число летного экипажа входило 3 - 5 человек, почти не было автоматизированных систем полета. Безопасность зависела от слаженности работы экипажа, профессионализма каждого человека, а вероятность ошибки была большая. После распада Советского союза репутация авиации перестала поддерживаться, о ней знают лишь в узких кругах, по «остаточному принципу».

Сегодняшние абитуриенты во многом выстраивают свой карьерный путь основываясь на нескольких факторах:

1. Увлекательность профессии, неординарность задач.

2. Престижность выбираемой профессии, полезна ли она обществу.

3. Рейтинг учебного заведения, относится ли его главный профиль к выбираемой профессии.

4. Материальное обеспечение, выраженное в конкурентной заработной плате и социальной поддержке.

Давайте рассмотрим авиацию, как профессиональную сферу от лица абитуриента.

УВД - это сфера, в которой совмещаются технические навыки к быстрому расчету числовых данных, аналитические навыки для оценивания динамической воздушной обстановки. Диспетчер УВД обязан строго следовать нормативно-правовым актам, но в их границах может решать задачи по обслуживанию воздушного движения творчески, ведь самолеты можно развести на безопасное расстояние друг от друга множеством путей. Каждый работник в этой сфере уникален, ни один рабочий день не будет похож на другой. Сегодня быстро падает тренд на рутинную работу, в то время как работа диспетчера УВД стоит прямо противоположна рутинной работе.

Авиаперевозки становятся все более доступны населению со средним заработком. Это возможность быстро преодолевать большие расстояния, авиационный транспорт упрощает профессии, связанные с командировками за счет экономии времени, практически любое путешествие включает в себя авиаперелет. Общество нуждается в авиации, даже не смотря на кризисы, можно с уверенностью говорить, что авиационные профессии останутся актуальными на многие десятилетия.

Рейтинг университетов гражданской авиации последние годы не слишком высокий: в Санкт-Петербурге это 13 место из 20 по данным 2021 года [7], в Москве университет в рейтинг не попал [6]. Подобная ситуация объясняется узкой специализацией прикладных авиационных профессий.

Материальное обеспечение сотрудников в авиации всегда было завидным и сохраняется таковым до сих пор. Согласно данным консалтинговой компании FinExpertiza работники авиационной отрасли находятся на 3 месте в рейтинге самых высокооплачиваемых профессий в России (126,9 тыс. руб./ мес.) [2]. Помимо уровня зарплат, людям предоставляются льготные цены на авиабилеты и почти в 3 раза больше дней оплачиваемого отпуска в год.

Очевидно, что условия для будущих абитуриентов благоприятные. Не хватает только общих знаний, многие думают, что в авиации кроме профессии пилота больше нет работ. Для того, чтобы повысить осведомленность общества, необходимо возродить бренд авиационных профессий и высших учебных заведений.

Многие университеты (ИТМО, Санкт-Петербург; НИУ ВШЭ, Москва; МФТИ, Москва), следуя примеру крупных компаний (СберБанк, Unilever, McKinsey&Company), создают собственный бренд. Делается это с помощью инструментов бренд-менеджмента, что повышает узнаваемость и осведомленность абитуриентов и общества в целом.

Кратко функции бренд-менеджмента можно описать как охват максимально большого числа людей, «закрепление» в сознании путем ассоциаций, символов и паттернов, поддержание своей уникальности, незаменимости для пользователя [4]. Приведем упрощенную версию стратегии по продвижению бренда Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

• Увеличение числа людей, знающих о существовании университета

- Участие в образовательных выставках (Навигатор поступления, выставка Высшее образование в России и за рубежом и др.)

- Создание олимпиад для школьников и студентов. Большее количество школьников узнают про университет, интеграция с другими техническими ВУЗами поспособствует увеличению рейтинга, поможет научным сообществам.

- Экскурсии для школьников старшего возраста в тренажерный центр и Музей гражданской авиации при университете

• Закрепление ассоциативного ряда

- Связать университет с форменной одеждой

- Создать современную узнаваемую эмблему и слоган университета

Можно сделать вывод, что узкая специализация ВУЗа является одновременно плюсом, потому что делает его монополистом в сфере образования, и минусом, ввиду узости дальнейшего карьерного пути. Именно в руках университета находится рычаг, способный значительно повысить узнаваемость среди других образовательных учреждений, осведомленность среди будущих абитуриентов и рейтинг на рынке российского образования.

Библиографический список:

1. Александр Митта, «Экипаж», Мосфильм 1979г.

2. Аналитики назвали самые высокооплачиваемые профессии в российских регионах. - Текст: электронный // Finexpertiza. - URL : https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2022/vysokooplac-prof/#:~:text=%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D0%B5%20%D0 %B2%D 1 %8B%D 1 %81 %D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D 0%B7%D0%B0%D 1 %80%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8 B%20%D0%B2%20%D0%A0%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%B8%D 0%B8,%D0%BE%D 1 %82%D 1 %80%D0%B0%D 1 %81 %D0%BB%D0%

B8%20(126%2C5%20%D 1 %82%D 1 %8B%D 1 %81 (дата обращения 15.03.22).

3. Каверин, В. А. Два капитана: худ. лит / В. А. Каверин. -Москва, Ленинград: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1940. — 464 с. — 25 000 экз.

4. Основные задачи бренд-менеджера и инструменты, помогающие их решить . - Текст: электронный // Энциклопедия маркетинга. - URL: https://www.marketmg.spb.ru/Hb-comm/brand/brand_manager_task.htm (дата обращение 15.03.22)

5. Полевой, Б. П. Повесть о настоящем человеке: ист. повесть / Б. П. Полевой. — Москва: Советская Россия, 1969. — С. 262. — 415 с. — 85 000 экз.

6. Технические вузы Москвы 2022 - специальности, рейтинг. -Текст: электронный // Вузотека. - URL: https://vuzoteka.ru/%D0%B2%D1%83%D0%B7%D1%8B/%D0%9C%D0 %BE%D 1 %81 %D0%BA%D0%B2%D0%B0/%D 1 %82%D0%B5%D 1 %8 5%D0%BD%D0%B8%D 1 %87%D0%B5%D 1 %81 %D0%BA%D0%B8% D0%B5?page=2 (дата обращения 16.03.22)

7. Технические вузы Санкт-Петербурга 2022 — университеты, институты: список, проходные баллы, бюджетные места, конкурс, стоимость и многое другое. - Текст: электронный // Вузопедия. - URL : https://vuzopedia.ru/region/city/50?s=tekhnicheskie (дата обращения: 15.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.