RUDN Journal of Philosophy
Вестник РУДН. Серия: ФИЛОСОФИЯ
2020 МЫ. 24 No. 3 518-526
http://journals.rucln.ru/philosophy
DOI: 10.22363/2313-2302-2020-24-3-518-526
Научная рецензия / Book review
Новые страницы биографии С.Л. Франка в контексте диалога российской и западной философских культур
А.Ю. Бердникова
Институт философии РАН
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 109240
New Pages of S.L. Frank's Biography in the Context of the Dialogue between Russian and Western Philosophical Cultures
A.Y. Berdnikova
RAS Institute of Philosophy
12 — 1 Goncharnaya Str., Moscow, Russian Federation, 109240
Информация о финансировании и благодарности. Рецензия подготовлена в рамках гранта РФФИ N° 19-011-00764 «Современная зарубежная рецепция русской философии».
История статьи:
Статья поступила: 21.02.2020
Статья принята к публикации:10.03.2020
Для цитирования: Бердникова А.Ю. Новые страницы биографии С.Л. Франка в контексте диалога российской и западной философских культур // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2020. Т. 24. No 3. С. 518—526. DOI: 10.22363/2313-2302-2020-24-3-518-526
Funding and Acknowledgement of Sources. The book review was funded by RFBR, project number 19-011-00764a (project participant, 2019—2021) "Current reception of Russian philosophy abroad".
© EepgHHKOBa A.M., 2020
¡r\ 1 This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Article history:
The article was submitted on 21.02.2020 The article was accepted on 10.03.2020
For citation: Berdnikova A.Y. New pages of S. L. Frank's biography in the context of the dialogue between Russian and Western philosophical cultures. RUDN Journal of Philosophy. 2020; 24 (3): 518—526. DOI: 10.22363/2313-2302-2020-24-3-518-526
Одно из лидирующих мест в современных исследованиях из области истории русской философии по праву принадлежит фигуре С.Л. Франка. Примеров пристального внимания к возрождению интеллектуального наследия этого мыслителя множество. Среди них монографии как отечественных, так и зарубежных ученых, посвященные изучению идей этого философа1; отдельные статьи, охватывающие не только начальный, российский этап эволюции его творчества, но также и пока малоисследованные источники, связанные с развитием его идей в период эмиграции2. Важным показателем пристального исследовательского интереса к трудам Франка как в России, так и на Западе можно также считать проекты собрания его сочинений: первый, успешно осуществленный в 2000—2013 гг. в Германии усилиями как зарубежных (инициатором и главным редактором издания этого собрания сочинений стал профессор Католического университета Айхштетт-Ингольштадт Л. Люкс; в подготовке томов также активное участие приняли П. Шульц, П. Элен, Н. Лобкович, Д. Штаммер и др.), так и российских (Н.В. Мотрошилова,
1 Из монографий о С.Л. Франке, вышедших за последние годы, можно отметить работы Т. Оболевич, О.А. Назаровой, П. Элена, В.К. Кантора, А.А. Гапоненкова и др. В данной рецензии проводится анализ двух недавно вышедших монографий А.С. Цыганкова и Т. Оболевич. См.: Цыганков А.С., Оболевич Т. Немецкий период философской биографии С.Л. Франка (новые материалы). М.: ИФ РАН, 2019. 272 с.; Цыганков А.С., Оболевич Т. Голландский эпизод в философской биографии С.Л. Франка (новые материалы). М.: ИФ РАН, 2020. 336 с.
2 К таковым относятся, в первую очередь, работы О.А. Назаровой, Т. Оболевич, Г.Е. Аляева, Т.Н. Резвых, К.М. Антонова, А.А. Гапоненкова, А.С. Цыганкова и др. Одним из перспективных проектов, относящихся к области исследования диалога русской и западной философии, можно также назвать активно ведущееся в данный момент изучение и подготовку к изданию обширной и многолетней переписки С.Л. Франка со швейцарским психиатром и одним из основоположников экзистенциальной психологии Л. Бинсвангером (1881—1966). Подробнее об этом см.: Гапоненков А.А., Цыганков А.С. «Симфоническое философствование» (биографические реалии переписки С.Л. Франка и Л. Бинсвангера) // Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 85. С. 88—107; Цыганков А.С., Оболевич Т. История семьи и творчества С.Л. Франка в переписке Л. Бинсвангера и Т.С. Франк // Философия. Журнал высшей школы экономики. 2018. № 2. С. 134—155 и т.д. Показателем пристального внимания к исследованию наследия С.Л. Франка можно считать в том числе и новые энциклопедические статьи о нем, вышедшие за последнее время. См., к примеру: Аляев Г.Е., Цыганков А.С. Семен Людвигович Франк // Электронная философская энциклопедия. 2019. Т. 3. Институт философии РАН. URL: ttps://www.elenph.org/library/collection/elphilenc/document/HASHe6908ebf6a9b5ci27fe1
А.А. Гусейнов, В.К. Кантор и др.) ученых3; и второй, русскоязычный проект издания собрания сочинений мыслителя, реализация которого осуществляется на данный момент на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. На сегодняшний день из печати вышли первые два тома этого собрания сочинений, и, судя по ним, можно с надеждой утверждать, что во многом этот проект уже обещает быть более фундаментальным и масштабным, нежели немецкий, за счет привлечения ранее не публиковавшихся материалов мыслителя (к которым можно отнести проекты ранних статей, черновики более поздних произведений, переписку, архивные материалы и т.д.)4.
Показательный пример совместного российско-западного исследования творчества Франка являют собой и обе рецензируемые книги, вышедшие одна за другой в 2019 и 2020 гг. соответственно. Оба этих труда можно с полным правом назвать закономерным итогом многолетних совместных «франковед-ческих» исследований А.С. Цыганкова и Т. Оболевич5.
В плане содержания и структурного построения текста эта «преемственность» в лучшем смысле слова просматривается, если мы обратимся, к примеру, к более ранней книге Т. Оболевич «Семен Франк. Штрихи к портрету философа» [1]6. И там, и здесь книги по своей структуре разделены на две основных части: непосредственно исследовательскую часть и впервые публикуемые ранее неизвестные тексты философа (по большей части относящиеся к его архивному либо эпистолярному наследию). Более того, если пристально сравнить все эти книги, то можно прийти к заключению о том, что их вполне можно рассматривать в качестве продолжающих и взаимодополняющих друг друга частей единой серии. Подтверждение этого можно
3 См.: Frank Simon L. Werke in acht Bänden (Bearbeitet von Peter Schulz, Peter Ehlen, Nikolaus Lobkowicz und Leonid Luks). Freiburg; München, 2008—2013. Подробнее об этом см.: Антонов К.М., Болдарева В.Н. С.Л. Франк между Россией и Европой (по материалам научной конференции) // Вопросы философии. 2014. № 10. С. 170—176; Мотрошилова Н.В. О немецком издании сочинений С.Л. Франка // «Самый выдающийся русский философ»: Философия религии и политики С.Л. Франка: Сборник научный статей / Сост. К.М. Антонов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. С. 38—49.
4 См.: Франк С.Л. Полное собрание сочинений. Т. 1: 1896—1902 / Под общ. ред. Г.Е. Аляева, К.М. Антонова, Т.Н. Резвых. М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. 720 с.; Франк С.Л. Полное собрание сочинений. Т. 2: 1903—1907 / Под общ. ред. Г.Е. Аляева, К.М. Антонова, Т.Н. Резвых. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. 768 с.
Более подробно о русскоязычном проекте собрания сочинений С.Л. Франка см.: Ермичёв А.А. К выходу в свет первого и второго томов полного собрания сочинений С.Л. Франка // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 20. Вып. 3. С. 398—402.
5 Александр Сергеевич Цыганков — старший научный сотрудник Института философии РАН; Тереза Оболевич — ординарный профессор философского факультета Папского университета им. Иоанна Павла II, г. Краков (Польша).
6 Отдельного внимания также заслуживает недавно вышедший труд исследовательницы на эту тему. См. : Оболевич Т. Семен Франк, Лев Карсавин и евразийцы. М.: Модест Колеров, 2020. 304 с.
найти и в словах самих авторов из предисловия к пока наиболее свежей из всех перечисленных книге «Голландский эпизод в философской биографии С.Л. Франка (новые материалы)»: «Книга, которую читатель держит в руках, продолжает проект изучения малоизвестных страниц жизни и творчества Франка периода эмиграции» [2; 3].
Если же перейти непосредственно к обзору рецензируемых здесь книг, то можно отметить, что обе они представляют собой результат долгой и кропотливой работы, связанной с детальной реконструкцией эмигрантского периода жизни и творчества С.Л. Франка (и косвенно — с реконструкцией культуры русской пореволюционной эмиграции в целом). К сожалению, можно также отметить, что подобная тематика в рамках историко-философских исследований русской мысли на данный момент представлена слабо. Во многом это связано с труднодоступностью для российских исследователей зарубежных архивных материалов, которые в большинстве случаев являются исчерпывающим источником информации, позволяющим восстановить те или иные нюансы личной и творческой биографии русских мыслителей в эмиграции. Этим можно объяснить отсутствие полноценного исследования эмигрантского периода жизни и деятельности Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, Л. Шестова и многих других русских мыслителей. В этой связи радует факт появления подобного исследования творческого пути С.Л. Франка, связанного, в частности, с его немецкой эмиграцией в 1922—1937 гг., а также с поездками в Голландию в 1930—1934 гг. и плодотворным сотрудничеством с голландскими мыслителями и издателями, чему посвящены непосред-
7
ственно сами рецензируемые книги .
Первая из представленных здесь книг, «Немецкий период философской биографии С.Л. Франка (новые материалы)», призвана раскрыть и прояснить «избранные страницы немецкого периода жизни и творчества Семена Людвиговича Франка» [4; 5]. В число этих «избранных страниц» входит биографическое «родство» предков и членов мыслителя с немецкой культурой, обзор чего представлен читателю в Предисловии [4—6] его личный интерес к немецкой философии и идеям отдельных ее представителей (Г. Зиммеля, Ф. Ницше, Ф. Шлейермахера, В. Виндельбанда, М. Шелера, Ф. Баадера, И.В. фон Гёте, Ф. Розенцвейга, Г. Когена, Э. Кассирера, М. Бубера и др.); доэмигрантские поездки в Германию и стажировка в немецких университетах (в Берлин (1899—1901), Штутгарт и Мюнхен (1903—1904), Марбург и Хершинге-ам-Аммерз (1913—1914)); и, наконец, собственно пребывание
7 Стоит также отметить исследования О.А. Назаровой, связанные с реконструкцией эмигрантского периода жизни и творчества С.Л. Франка: Назарова О.А. Швейцарские публикации Семена Людвиговича Франка // Вопросы философии. 2007. № 1. С. 145—157; Назарова О.А. Неизвестные публикации Семена Людвиговича Франка в журнале «Liebet einander» // Философские науки. 2007. № 2. С. 5—9; Назарова О.А. Немецкие публикации С.Л. Франка о старчестве // Соловьевские исследования. 2012. № 4 (36). С. 139—143; Назарова О.А. «Великий разрыв»: опыт характеристики творчества С. Л. Франка в изгнании (1922—1950) // Русское зарубежье. 2013. № 2. С. 69—115 и т.д.
Франка в Германии в течение 15 лет после эмиграции из России (чему посвящена вторая часть рецензируемого исследования). В целом, такой всесторонний анализ позволяет получить практически исчерпывающее представление как о важности влияния на эволюцию взглядов Франка идей немецких философов (из которых, безусловно, «первое место» занимает фигура Николая Кузанского, — одного из немногих мыслителей, влияние которого на себя признавал сам Франк, считая его «единственным учителем философии» [5. С. 184]); так и о непосредственных моментах личной биографии мыслителя, напрямую связанных с Германией и «немецким влиянием» на становление его учения и основных идей, что впоследствии привело к формированию в среде исследователей истории русской философии мнения о Франке как о «самом немецком из русских философов» [7. С. 198]. Авторами рисуется широкая панорама «немецкого периода» творческой биографии Франка, тесно связанного с именами таких выдающихся персоналий, как: П.Ф. Андерсон, Г.Г. Кульман, А. Эйнштейн [3], Ф. Либ, П. Эренфест, М. Фасмер, Л. Бинсвангер, Д. Лаури, А. Либерт, Г. Якоби, Н.Н. Бубнов, Ф. Хайлер [6], П. Тиллих и др.; а также деятельностью таких организаций, как: Американская молодежная христианская ассоциация (YMCA), Религиозно-философская академия и Русский научный институт в Берлине, Славянский институт Берлинского университета Фридриха Вильгельма, Кантовское общество (Kant-Gesellschaft) и т.д.
Во второй части книги опубликованы ранее неизвестные тексты русского философа, напрямую связанные с «берлинским» периодом его творческой биографии. К ним относятся: блок «билингвальных» статей (написанных Франком в 1930-е гг. и представленных в книге одновременно в немецком оригинале и русском переводе), исходные экземпляры которых хранятся в Бахметевском архиве Колумбийского университета США: «О смысле страдания в русской литературе», «Мировоззрение русских писателей», «Русская религиозность», «Русский религиозный социалист» (о Н.А. Бердяеве), «Русский христианский гуманист» (о Тихоне Задонском); а также статьи, которые были изначально написаны на русском языке: «Государство и церковь в восточном православии» и «О смысле страдания». Кроме этого, представлена переписка Франка с М.М. Федоровым (1929—1931; 1933), оригинал которой находится в Архиве Дома Русского зарубежья им. А. Солженицына. В качестве отдельного Приложения представлена билингвальная публикация беседы П.Ф. Андерсона с Франком (1923; оригинал — на английском языке и русскоязычный перевод), раскрывающая детали высылки философа из России; а также Письма М. Фасмера в Прусское министерство науки, искусства и народного образования (1930—1932 гг.), оригиналы которых хранятся в архиве Берлинского университета им. Гумбольдта. В завершение данного блока опубликованы документы С.Л. Франка, связанные с Советом академической помощи и другими организациями (1934—1945 гг.; анкеты, автобиографии, curriculum vitae, списки
научных работ, рекомендательные письма и т.д.). Следует отметить, что публикация каждого из вышеназванных текстов предваряется отдельной вступительной статьей и сопровождается подробным комментарием, что является дополнительным свидетельством высокого академического уровня рецензируемой здесь книги в целом.
Вторая из рецензируемых здесь работ, «Голландский эпизод в философской биографии С.Л. Франка (новые материалы)», во многом наследует и продолжает развивать идеи, заложенные в первой книге, посвященной анализу немецкого периода творчества Франка. Здесь интерес авторов концентрируется на реконструкции сотрудничества Франка с различными голландскими организациями, университетами и учеными, благодаря которым свет увидел также ряд публикаций русского мыслителя, написанных как на нидерландском, так и на немецком языках. Центральное место в данном исследовании занимает фигура Бруно Беккера (1885—1968), голландского филолога и историка немецкого происхождения, главного организатора лекционных поездок Франка в Голландию в 1930—1934 гг., фотография русского мыслителя с которым, помимо прочего, помещена на обложку рецензируемого труда. Первая часть книги, по уже сложившейся у авторов традиции, посвящается анализу «голландского влияния» в раннем творчестве Франка (сюда относится его знакомство с физиком-теоретиком П. Эренфе-стом и его семьей), а также детальному анализу его поездок, лекционных курсов и докладов, прочитанных в данной стране уже после эмиграции (в ходе которых были задействованы такие города, как: Лейден, Утрехт, Роттердам, Гаага, Амстердам, Дельфт, Амерсфорт и т.д.). Заканчивается первая часть анализом последней предпринятой Франком в 1934 г. поездки в Голландию, в ходе которой состоялось его знакомство с уже упоминавшимся выше швейцарским психиатром Л. Бинсвангером. В самом конце рецензируемой монографии информация обо всех поездках С.Л. Франка в Голландию систематизирована и представлена в виде таблицы [2. С. 314].
Вторая часть рецензируемой книги посвящена непосредственному анализу «голландского текста» Франка, а также реконструкции его «неосуществленных» творческих планов, связанных с этой страной. В Приложении, уже по устоявшейся в более ранних трудах авторов традиции, мы можем увидеть ранее неопубликованные тексты, относящиеся к «голландскому периоду» творчества философа, оригинальные версии которых были обнаружены авторами в архивах и библиотеках Англии, Бельгии, Голландии, Германии, Израиля, России, США и Чехии. К таковым относятся: две лекции, прочитанные Франком в Голландии в 1932—1934 гг., представленные в виде немецкоязычного оригинала и перевода на русский язык: «Духовный кризис нашего времени» и «Антиномия между свободой и равенством»; статьи: «Дух большевизма. Роковая дилемма европейского человечества» (1931), «Православная церковь в России» (1935), «Александр Пушкин (к столетию смерти, 11 февраля 1937 г.)» (1937), «Достоевский и кризис гуманизма» (1933),
«Бунин» (1936) (более подробно о подготовке Франком к изданию на голландском языке текстов И.А. Бунина в 1934 г., в частности, работы «Дело корнета Елагина» [8]). Также в книге представлена переписка Франка с Б. Беккером и П. Эренфестом. При этом, к сожалению, в отличие от первой рецензируемой книги, тексты статей (в отличие от конспектов лекций и переписки) представлены здесь лишь в русском переводе, без оригинального нидерландского (либо же немецкого) текста. Но данный незначительный недочет, скорее всего, следует списать на ограниченный объем монографии.
Отдельным плюсом как первой, так и второй рецензируемых здесь книг является наличие развернутого списка литературы, включающего в себя перечень архивных, газетных и прочих источников, к которым обращались авторы во время своей работы.
В завершение представленного краткого обзора остается лишь сожалеть, что наравне со столь обстоятельными исследованиями, посвященными немецкому и голландскому «эпизодам» творческой биографии С.Л. Франка, для читателя остаются по-прежнему нераскрытыми еще ряд моментов, связанных с влиянием на становление и развитие взглядов мыслителя других западных стран: Италии (где Франк провел короткое время в 1903 г. (посетив города Локарно, Лугано и Венецию) [4], а затем был приглашен вместе с другими представителями русской эмиграции в 1923 г. (Н.А. Бердяевым, М.А. Осоргиным, Б.П. Вышеславцевым и др.) выступать с публичными лекциями в Риме [9. С. 229]), Франции (где Франк жил после отъезда из Германии в 1937 г. до 1945 г.) и Великобритании, где русский мыслитель провел последние пять лет своей жизни. И здесь следует отметить, что поздний период эмигрантской биографии русского мыслителя представляет особенный интерес для современного франковедения, поскольку именно с ним связана история создания таких знаковых его произведений, как «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии» (1939) «Свет во тьме: опыт христианской этики и социальной философии» (1941), «С нами Бог» (1946), «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия» (1949) и т.д. Единственным и главным источником информации об интеллектуальных связях Франка с этими странами по-прежнему остается биография мыслителя, написанная британским исследователем Ф. Буббайе-ром в 1995 г. И даже самим Буббайером в предисловии к русскоязычному изданию этой книги, увидевшему свет в 2001 г., было отмечено, что вышеназванные работы, равным образом как «деятельность Франка в эмиграции» в целом, еще «требуют систематического анализа» [10; 2]. Но, будем надеяться, что такого рода исследования в скором времени появятся, и количество «лакун» в изучении русской эмигрантской культуры и философской традиции будет год от года только сокращаться.
Список литературы
[1] Нобл И., Бауерова К., Нобл Т., Парушев П. Пути русского богословия на Запад в XX веке / Пер. с чешск. С. Гаген, Ю. Янчаркова. М.: Из-во ББИ, 2016. 337 с.
[2] Цыганков А.С., Оболевич Т. Голландский эпизод в философской биографии С.Л. Франка (новые материалы). М.: ИФ РАН, 2020. 336 с.
[3] Оболевич Т. Семен Франк. Штрихи к портрету философа. М.: ББИ, 2017. 202 с.
[4] Цыганков А.С., Оболевич Т. Немецкий период философской биографии С.Л. Франка (новые материалы). М.: ИФ РАН, 2019. 272 с.
[5] Оболевич Т., Цыганков А.С. С.Л. Франк в Голландии: контуры творческого и жизненного пути // Философский журнал. 2019. № 4. С. 143—160.
[6] Цыганков А.С., Оболевич Т. «Германия уже стала для меня моей второй родиной»: жизненный и творческий путь С.Л. Франка в переписке с Ф. Хайлером et circum // Историко-философский ежегодник 2018. С. 293—313.
[7] Аляев Г.Е. О философском методе С. Франка (феноменология не по Гуссерлю) // Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной европейской культуры / Ред. В. Порус. М.: Изд-во: ББИ, 2009. С. 197—211.
[8] Оболевич Т., Цыганков А.С. Свидетели «великого перелома»: переписка С.Л. Франка и А. Эйнштейна // Вопросы философии. 2018. № 11. С. 111—116.
[9] Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. С. 183—559.
[10] Буббайер Ф. С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа, 1877—1950 / Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2001. 328 с.
References
[1] Nobl I, Bauerova K, Nobl T, Parushev P. Puti russkogo bogosloviya na Zapad v XX veke [The Ways of Russian Theology to the West in 20th Century] Moscow: Iz-vo BBI, 2016. 337 p.
[2] Tsygankov AS, Obolevich T. Gollandskii epizod vfilosofskoi biografii S.L. Franka (novye materialy) [Dutch episode in the philosophical biography of S.L. Frank (new materials)]. Moscow: IPh RAS, 2020. 336 p.
[3] Obolevich T. Semen Frank. Shtrikhi k portretu filosofa [Simon Frank. Strokes to the Portrait of the Philosopher]. Moscow: BBI, 2017. 202 р.
[4] Tsygankov AS, Obolevich T. Nemetskii period filosofskoi biografii S.L. Franka (novye materialy) [The German Period of Philosophical Biography of S.L. Frank (New Materials)]. Moscow: IPh RAS, 2019. 272 р.
[5] Obolevich T, Tsygankov AS. S.L. Frank v Gollandii: kontury tvorcheskogo Izhiznennogo puti [S.L. Frank in Holland: a contour of the philosopher's intellectualand life path in the 1930s] In: The Philosophy Journal. 2019; (4): 143—160.
[6] Tsygankov AS, Obolevich T. «Germaniya uzhe stala dlya menya moei vtoroi rodinoi»: zhiznennyi I tvorcheskii put' S.L. Franka v perepiske s F. Khailerom et circum ["Germany has already become my second homeland for me": the life and creativity of S.L. Frank in correspondence with F. Heiler et circum] In: Istoriko-filosofskii ezhegodnik. 2018. Р. 293—313.
[7] Alyaev GE. O filosofskom metode S. Franka (fenomenologiya ne po Gusserlyu) [On the philosophical method of S. Frank (phenomenology not according to Husserl)]. In: Ideinoe nasledie S.L. Franka v kontekste sovremennoi evropeiskoi kul'tury [Ideological heritage of S.L. Frank in the context of modern European culture] Ed. by V. Porus. Moscow: Izd-vo: BBI, 2009. Р. 197—211.
[8] Obolevich T, Tsygankov AS. Svideteli «velikogo pereloma»: perepiska S.L. Franka i A. Einshteina [The Witnesses of "The Great Break": S.L. Frank and A. Einstein's Correspondence] In: Voprosy filosofii. 2018; (11): 111—116.
[9] Frank SL. Nepostizhimoe. Ontologicheskoe vvedenie v filosofiyu religii [The Incomprehensible. An ontological introduction to the philosophy of religion]. In: Frank S.L. Sochineniya [Works]. Moscow: Pravda, 1990. Р. 183—559.
[10] Boobbyer Ph. S.L. Frank: Zhizn' i tvorchestvo russkogo filosofa, 1877—1950 [S.L. Frank: The life and work of a Russian philosopher, 1877—1950]. Moscow: ROSSPEN, 2001. 328 р.
Сведения об авторе:
Бердникова Александра Юрьевна — кандидат философских наук, научный сотрудник, Институт философии РАН, Москва, Россия (e-mail: alexser015@yandex.ru).
About the author:
Berdnikova Alexandra Y. — Ph.D. in Philosophy, Research assistant of the Department of the History of Russian Philosophy, RAS Institute of Philosophy, Moscow, Russia (e-mail: alexser015@yandex.ru).