Научная статья на тему 'Новые стилистические элементы в повести Ло Пу «Выдающаяся женщина»'

Новые стилистические элементы в повести Ло Пу «Выдающаяся женщина» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Выдающаяся женщина» / Ло Пу / реформаторские идеи / поздняя эпоха Цин / «новый рассказ» / “The Eminent Woman” / Lo Pu / reform ideas / late Qing era / “new story”

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дана Камилла Анваровна

В статье рассмотрены новые стилистические элементы в повести Ло Пу «Выдающаяся женщина». Автор выражает свои политические взгляды, выражает стремление к демократии и свободе, разоблачает отсталость феодального самодержавия, использует повесть для просвещения народной мудрости. В повести «Выдающаяся женщина» упоминаются многие передовые политические формы и образы жизни в западном обществе, которые привнесли глоток свежего воздуха в закрытый Китай поздней династии Цин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New stylistic elements in Lo Pu’s novel “The eminent woman”

The article considers new sitilistic elements in Lo Pu's novel "The Eminent Woman". The author expresses his political views, expresses the desire for democracy and freedom, exposes the backwardness of the feudal autocracy, uses the story to enlighten folk wisdom. The novel "The Eminent Woman" refers to many of the advanced political forms and lifestyles in Western society that brought a breath of fresh air to the closed China of the late Qing Dynasty.

Текст научной работы на тему «Новые стилистические элементы в повести Ло Пу «Выдающаяся женщина»»

MODERN ORIENTAL STUDIES

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

New stylistic elements in Lo Pu's novel "The eminent woman"

Новые стилистические элементы в повести Ло Пу «Выдающаяся женщина»

Дана Камилла Анваровна

Ташкентский государственный университет востоковедения prs_186@list.ru

Kamilla A. Dana

Tashkent State University of Oriental Studies prs_186@list.ru

удк 821.581 | научная статья | https://doi.0rg/10.24412/2686-9675-2-2022-6-13

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены новые стилистические элементы в повести Ло Пу «Выдающаяся женщина». Автор выражает свои политические взгляды, выражает стремление к демократии и свободе, разоблачает отсталость феодального самодержавия, использует повесть для просвещения народнои мудрости. В повести «Выдающаяся женщина» упоминаются многие передовые политические формы и образы жизни в западном обществе, которые привнесли глоток свежего воздуха в закрытыи Китаи позднеи династии Цин.

Ключевые слова: «Выдающаяся женщина», Ло Пу, реформаторские идеи, поздняя эпоха Цин, «новыи рассказ»

Для цитирования: Дана К. А. Новые стилистические элементы в повести Ло Пу «Выдающаяся женщина». Современные востоковедческие исследования. 2022; 4(2). https:// doi.org/10.24412/2686-9675-2-2022-6-13

ABSTRACT

The article considers new sitilistic elements in Lo Pu's novel "The Eminent Woman". The author expresses his political views, expresses the desire for democracy and freedom, exposes the backwardness of the feudal autocracy, uses the story to enlighten folk wisdom. The novel "The Eminent Woman" refers to many of the advanced political forms and lifestyles in Western society that brought a breath of fresh air to the closed China of the late Qing Dynasty.

Keywords. "The Eminent Woman", Lo Pu, reform ideas, late Qing era, "new story"

For citation. Dana K.A. New sitilistic elements in Lo Pu's novel "The Eminent Woman". Modern Oriental Studies. 2022; 4(2). https:// doi.org/10.24412/2686-9675-2-2022-6-13

НОВЫЕ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ПОВЕСТИ ЛО ПУ У01_.4 №2 2022

«ВЫДАЮЩАЯСЯ ЖЕНЩИНА» 2686 - 9675

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | ДАНА К.А. | pRs_186@LisT.Ru | УДК 821.5811 НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Повесть «Выдающаяся женщина» была опубликована с первого по пятыИ выпуск ки-таИского журнала, созданным Лян Цичао, посвященных первым сяошо, а именно «новому рассказу» (1902-1903 годы).

На создание большого количества произведении, в том числе и «Выдающеися женщины» оказала глубокое влияние книга Лян Цичао «Будущее Нового Китая», которая повлияла на развитие целого поколения "сяошо" в позднюю эпоху Цин. Например, известныи литературныи критик Господин А Инг так прокомментировал книгу: «Эта книга пример выражения политических мнении в стиле диалога и обсуждения национальных планов» [А, 1980]. Чтобы соответствовать политическому характеру в новом романе используются новые стили, такие как стиль обозрения, диалога и аргументации. Появился метод повествования.

В «Выдающеися женщине» тоже много таких приемов повествования, когда рассказывается история революции Софии. Например, в первои части повести через диалог между Хуа Минчин и Пэи Эми описывается первоначаль-ныи смысл книги: продвигать идеи нигилизма, равенства и свободы, тем самым прокладывая путь к появлению героини Софии. Автор использовал простои язык. Простое повествование устами Софии для продвижения революционных идеи. София начала с самых элементарных потребностеи трудящихся — вопроса средств к существованию: «Я сейчас задам вам вопрос, сколько дней вы можете есть дома хлеб?» «Есть ли у вас еще деньги, чтобы купить хлеб?» [Ло, 2017, С. 108]. Тогда София, воспользовавшись ситуациеи сказала: «Подумай, пожа-

луйста, хорошенько, а если человек в день не ест хлеба, может ли он еще жить? Значит, этот хлеб и деньги на покупку хлеба и есть жизненная сила человека». [Там же] Затем София сравнила доходы рабочих и фабрикантов и объяснила, что забастовка рабочих не может решить основнои проблемы и может дать лишь времен-ныи компромисс. Затем автор использует Софию, чтобы проиллюстрировать несправедливость феодальнои наследственности: «Уважаемые подумайте, у ваших хозяев столько богатств, откуда они были взяты? Меня не интересуют иностранные государства, буду брать во внимание только наших русских богачей, кто смог своими силами и способностями заработать всего этого? Только потому, что их предки были князьями, вельможами, которые опираясь на свою мощь и силу, захватили русские земли все до единого. В итоге какой-то там царь, любит чтобы перед ним лебезили, не придает значения справедливости, поэтому земли передаются из поколения в поколения, так называемый закон вечного наследования. Поэтому и существуют эти не справедливые правила, которые привели к такой картине мира. Нынешние ваши хозяева являются потомками, так называемой на веки веков аристократией. Они всю жизнь живут в крупных зданиях, пируют, сидят в каретах, носят фраки, ведут светский образ жизни. Напротив, посмотрите на нас, на простой народ, все земли захвачены ими, не дюйма не осталось, еще надо за них работать, пахать как волы, в год 360 дней, не прожив ни одного дня в благополучии. Но для нас это еще не самое страшное, мы работаем, предоставляя им все больше и больше наслаждений, тем самым сами не стабильно получаем деньги на один день

MODERN ORIENTAL STUDIES

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

проживания, не видя радостей в жизни. И скажите, есть ли в мире еще не справедливее вещи, чем это?» [Там же].

После София стала проповедовать принцип равенства для всех в эпоху Просвещения: «Мы простолюдины глазами, ушами, ртом и носом ничем не отличаемся от аристократии, мы все одинаково появились на этот свет и полностью похожи. Верно, если мы все равны, тогда мы должны одинаково наслаждаться вскормленной землей, именно это является законом природы! Ныне эта аристократия, используя варварские методы, подавила этот закон природы, мы, увидев столь не справедливою ситуацию, почему так легко должны терпеть?» Наконец, София перешла к делу и начала проповедовать разрушительныи дух нигилизма, призывая всех подняться на сопротивление угнетению: «Мы простой народ должны быть едины, иначе мы ничего не сможем сделать! Как сказал глава собрания, полчище муравей смогут поднять даже слона, стая перелетающей саранчи сможет покрыть небо, в этих словах действительно скрыт большой смысл. Уважаемые, посчитайте количество людей, аристократии так мало, а нас так много, если мы все соберемся в одну большую группу, то сможем что угодно свершить, и тогда нам никакая аристократия не помеха! Тогда Земля, кормящая нас людей, разделится поровну, и тогда во царит справедливость на Земле» [Ло, 2017, С. 21-24]. Видно, что в это время между реформои и револю-циеи автор все еще склоняется к реформе, и автор считает, что метод нигилизма не является последним средством, и его все же избегают. Эта прогрессивная речь также перекрещи-

вается с диспутами, такими как незавершен-ныи спор о забастовочном движении, спор о слабых среди рабочих и т. д. Через эту речь и диспут Софии, автор раскрывает главную мысль повести.

Еще один великолепныи аргумент исходил от Андрея, которыи, выступил в школе против божественного права императора: «Вы говорите, что право императора дано свыше, с каких соображений вы утверждаете об этом? Что касается слова "Бог", оказалось в варварском мире большим обманом, ныне наука прогрессировала в этом значении, это все полный вздор, на чем это может основываться? Неучи политики, утверждающие, что право власти дано свыше, и те религиозные деятели, говорящие о Боге и об ангелах утверждают об одном и том же. Теперь их слепые доводы и заблуждения были атакованы людьми, и не оправдали себя, вы до сих пор опираетесь на эти старые суждения, на «Бога» со слов врагов народа, запугивающих людей, обманывающих людей, вы также не разбираетесь в современных вопросах. Я примерно расскажу вам происхождение Царя, вы послушайте. Раньше, когда человечество не было настолько развито, не отталкивались от моральных принципов и справедливости, а были практически на уровне животных. Только опирались на сильное здоровье от рождения, дикую силу, словно награжденные Небом особенным правом, поэтому были необычно дерзки, и обижали более слабых. Жаль людей того периода, которые жили каждый сам по себе, словно песчинки, они не знали об объединение в большие массы к противостоянию ему, заставляя их полагаться на власть и влияние, выиграли много

НОВЫЕ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ПОВЕСТИ ЛО ПУ «ВЫДАЮЩАЯСЯ ЖЕНЩИНА»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | ДАНА К.А. | pRs_186@LisT.Ru | УДК 821.5811 НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

пользы, незаметно сделав его руководящим массой народа. Несмотря ни на что, люди выполняли его приказы, пусть даже в душе и было много дискомфорта, потому что было не достаточно сил противостоять ему и вынуждены были мириться с ним, это и было первой причиной появления среди человечества, что право Царя дано свыше» [Ло, 2017, С. 108]. В этом отрывке анализируется происхождение неравенства, и критик Тан Хукэ прокомментировал: «В «Гражданском договоре» Руссо говорится, что сильныи должен обернуть свое угнетение в силу, и тогда он сможет контролировать других; слабыи должен превратить свое подавление в обязательства. На самом деле, репрессия есть само подавление, право — это право на себя, само подавление — это самоподавление» [Dana, 2017]. В повести продолжается описание непреодолимои силы демократически цивилизации словами Андрея: «Все сущее, рожденное на Земле, изначально не ощущало не ненависти, не любви, если бы малое количество людей подавляла бы большое количество, это перевернуло бы небо и землю. Рад, что простые люди проснулись из забвения, очнулись ли мы. Узнав о своей силе, можно захватить их власть, объявив кровавую войну врагам народа. Попробуйте рассмотреть разгром римской империи, которая была основана Карлом Великим1. На Западе и на Востоке странны подряд расцветали и распадались, в стране император воевал с императором, аристократия против аристократии, они только и знали, как сохранить свое положение, и само собой им некогда было обращать внимания на простолюдин. С тех пор идеология про-

1 Charlemagne (742-814) — основатель империи Каролингов.

стых людей начала постепенно развиваться. Взять Европу с 10 века по сегодня, каждые пятьдесят лет происходили крупные события. В результате сила простого народа не переставая росла, в религии развивалась справедливость, с помощью торговли разделяли богатство. А также несколько крестовых походов, которые незаметно помогли снизить мощь и богатства врагов народа, и вернуть их простым людям. К тому же цивилизационный прогресс в мореплавании, пушечной отрасли, порохе, литературе, технологиях, типографии дало еще большой силы простому народу. Это все является своего рода лестницей, для врага народа ведущей сверху вниз, для простого народа снизу вверх, все больше приближая две стороны. К восемнадцатому веку, то понятие справедливости, свободы и гуманности достигло больших высот, люди приобрели дух революции. Тогда направленность мысли, как скопление воды прорвавшие дамбу, как ровно идущая лошадь, трудно контролируемы, даже если не говорить о Великой французской революции, в каждой стране должна быть такая революция подобной французской. Не думал, что результат французской революции так напугает людей, враги народа боявшиеся накаление обстановки, решают создать партию, называя ее святой коалицией» [Ло, 2017, С. 37].

Автор использует эти диалоги, речи и аргументы, чтобы приспособиться к тематическим идеям, которые он хочет выразить. В данном примере это также влияет на процесс создания более позднего сяошо. В этих стилях

MODERN ORIENTAL STUDIES

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

автор выражает свои политические взгляды, выражает стремление к демократии и свободе, разоблачает отсталость феодального самодержавия, использует повесть для просвещения народнои мудрости.

В повести «Выдающаяся женщина» упоминаются многие передовые политические формы и образы жизни в западном обществе, которые привнесли глоток свежего воздуха в закрытыи Китаи позднеи династии Цин.

1. В произведении упоминается о создании различных обществ в России. Помимо «Революционнои организации», основаннои Софиеи, путешествия Андрея познакомили с «обществом Гехуа», «немецко-русским новым клубом», «клубом самообучения», эти названия не обязательно точные, они могут быть вымышленными от автора, но автор поясняет, что все они революционные и прогрессивные, и в то же время имеют свои принципы и уставы. При этом автор поясняет, что хотя эти объединения и разные, но у них нет противоречии друг с другом, и нет плохои атмосферы борьбы друг с другом, и все они преследуют одну цель: свергнуть варварскую власть. Автор заимствует процветающие ассоциации в России, чтобы призвать китаискии народ объединяться в сообщества, и в то же время сообщества должны также объединяться с целью демократии и свободы. Тан Ху Кэ также подверг данныи момент критике: «Причина, по которои Россииская демократическая партия смогла сделать это, заключается в общественнои морали и единстве, и китаицы с высокими идеалами должны задуматься о себе» [Ло, 1960, С. 40].

2. Повесть затрагивала международные отношения и раскрывала мировоззрение современного человека. В первом эпизоде, в диалоге Эми и Хуа Минчин, говорилось о том, что рос-сииское правительство заставило студентов вернуться в Россию, а Швеицария, считавшеися дорожащеи правами человека, пришлось уступить: «В нынешнем мире, только сильные имеют права, как в древности. Хотя швейцарское государство знает об этой несправедливости, но не хочет вмешиваться. К сожалению, только мы находимся в унижении, поэтому вопреки совести нас оставили без внимания.» «Мы не можем только винить Швейцарское государство, боюсь много различных стран поступили бы также. Любой вопрос в начале рассматривается с точки зрения выгоды» [Ло, 2017, С. 12]. Автор также заимствовал этот случаи: иностранные державы, обвиняемые в агрессии против Китая, они сотрудничали друг с другом, шли на компромисс, соперничали, рассматривали Ки-таи как кусок жира, делили сферы влияния в Китае, грабили ресурсы страны и сотрудничали с Цинским правительством для подавления революционного движения.

3. В книге также упоминается просвещенное школьное образование, одноклассники мужского и женского пола. Например, София и Андреи были одноклассниками в молодости: «Эти двое очень совместимы по темпераменту, и им нравится, что их дома недалеко друг от друга. Они ходят в школу каждыи день, поэтому они могут бывать вместе чаще». В то же время это косвенно показывает, что россииская школьная система является довольно прогрес-сивнои от начальнои школы до университета.

НОВЫЕ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ПОВЕСТИ ЛО ПУ «ВЫДАЮЩАЯСЯ ЖЕНЩИНА»

V0L.4 №2 2022

Ш 2686 - 9675 МП Ш 2782 - 1935 (0NUNe]

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | ДАНА К.А. | prs_186@LIST.RU | УДК 821.5811 НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

По сравнению с Китаем, имперская система экзаменов применялась с первого года династии Суи (605 г.) до 31-го года правления Гуансюя (1905 г.) династии Цин, когда проводился по-следнии предметныи экзамен, на это ушло 1300 лет. Когда в 1903 г. была написана «Выдающаяся женщина», отечественная имперская экзаменационная система не была полностью отменена, автор ввел иностранную школьную систему, чтобы компенсировать отсталость имперскои экзаменационнои системы.

4. Форма политического самовыражения -митинги. Под собранием понимается временное собрание многих людеи для проведения собрания с общеи целью, выражения своих политических взглядов и выдвижения какои-либо поддержки или требования к правительству. В начале повести описываются выступления революционеров, таких как София и Андреи, на сходе промышленных и горнодобывающих рабочих, а также несколько митингов, проведенных рабочими в Суздале для спасения Софии. Феодальное общество Китая строго контролировало свободное народное собрание, особенно в конце династии Цин, чтобы контролировать деятельность революционнои партии, цинскии суд жестоко расправлялся с такои деятельностью. Люди с высокими идеалами могли собираться только в зарубежных странах. Вступить в сговор, чтобы спасти страну. Институты также являлись выражением свободы и гражданских прав.

5. Полицеиская система. Хотя описание русскои полиции в книге ничем не отличается от сторожевых домов позднеи династии Цин,

все они являются представителями феодаль-нои отсталости. Но появление термина «полиция» также является новым явлением. В Китае система Баоцзя ^^ всегда была поли-цеискои системои Китая. В 1897 году Хуан Цзуньсянь, инспектор провинции Хунань, предложил Чэнь Баочжэню, губернатору Нового курса, создать Бюро безопасности Хунани (ШШ , так как больше нынешняя система Баоцзя не может поддерживать социальную стабильность. Это предложение было горячо одобрено реформистами и одобрено просвещенными чиновниками и дворянством. В 1898 году было официально создано Хунаньское бюро безопасности. Вскоре после этого реформа 1988 года потерпела неудачу, и Чэнь Баочжэнь, губернатор провинции Хунань, и другие были уволены со своих постов. Бюро безопасности Хунани, которое только что появилось на свет в течение трех месяцев, также потерпело неудачу и было вынуждено упразднить и изменить свое название на Бюро Баоцзя. Можно сказать, что сотрудники Бюро безопасности провинции Хунань являются предшественниками китаи-скои полиции. До 8 октября 1905 года правительство Цин создало Патрульное управление для надзора за делами полиции по всеи стране. Пока что в Китае существует современная поли-цеиская система в полном смысле этого слова.

6. Правовая система. Описывая арест Софии русскои полициеи: «Даже если истинным виновником является настоящий преступник, по принципам уголовного права для пресечения его преступлений может быть использована только публичная санкция, и он не будут совершать такие злоупотребления. Но, в конце концов, это

MODERN ORIENTAL STUDIES

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

зло все же вызвано коррумпированностью администрации. Если мы хотим осуществить систему тюремной реформы, мы должны полагаться на действующую власть, чтобы сделать это» [Ло, 1960, С. 31]. В данном инциденте, автор выражает свою обеспокоенность тем, что он действует не в соответствии с законом. Крепостническое самодержавие подверглось критике и призвало к использованию законов для ограничения самодержавия. Тан Ху Кэ также комментировал в своих заметках: «Характеристики этои книги является то, что принципы академическои политики и права повсюду перемешаны, и люди, прочитав ее один раз, приобрели много здравого смысла. То есть здесь излагаются принципы уголовного права. Хотя это и относится к самому поверхностному смыслу, но тоже то, чего китаицы никогда не видели» [Dana, 2017].

Пытаясь найти подходящии ответ на запрос нового времени, специалисты в области литературы вновь обращаются к комплексу идеи и эстетических достижении не только в жанровои композиции произведении, но и в мотиве в обширном смысле слова, к оппозиционному типу элемента литературного мировосприятия, дезориентированному и одновременно ориентированному потоку деиствующеи линии в литературе.

Своеобразнои стилистическои характери-стикои пассивного борющегося образа героев и одновременно характеристики состояния психологического субъекта является фрагмент героико-романтическии и не собственно-прямои авторскои речи, выдержанныи ритмическои

прозои и звучащии стилистически тоном выше. В сущности, это краине концентрированныи контур круга жизни человека в целом и соб-ственнои, в частности.

Авторская перспектива совмещает мир земнои — внеземнои, попеременно предлагая разные ракурсы, то совмещает их. В сознании писателя всегда было место «двум правдам двух миров, друг другу противоположных и враждебных», пониманию, что в «человеческом сознании не бывает незыблемои истины». Драму раздвоения автор переживает очень глубоко, и это приживается в открыто повторяющиися мотив, что можно охарактеризовать как тради-ционныи элемент литературного повествования Ло Пу. Один из наиболее частотных и этически значимых, он функционирует преимущественно на внутреннем уровне, подобно мотивам лирических произведении. В творчестве Ло Пу существует формальное отсутствие «биографического соглашения», кроме того, от-крытыи характер дискурса, размытость границ между полями документально-художественного, (включающего, авторскии анализ речи, в самом процессе, правилах и результате происходящих деиствии) и собственно художественного; и, наконец, разностороннее сращение различных типов хроники, интимного, путевого, условно эпистолярного (Так как существует авторское обращение, также обращение героя к гипотетическому читателю или же автора к себе).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.