ISSN 2311-9403 (Online) ISSN 2079-6773 (Print)
НОВЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРАВИЛА УЧЕТА ЗАПАСОВ И ИХ СООТНОШЕНИЕ С ТРЕБОВАНИЯМИ МСФО
Эмилия Сергеевна ДРУЖИЛОВСКАЯ
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Проблемы учета
История статьи:
Принята 31.10.2016 Одобрена 23.11.2016
Ключевые слова: оценка, себестоимость, затраты, запасы, проекты федеральных стандартов бухгалтерского учета, российские нормативные документы по бухгалтерскому учету, Международные стандарты финансовой отчетности
Аннотация
Тема. Статья посвящена исследованию новых правил учета запасов, предусмотренных разными версиями проектов федерального стандарта бухгалтерского учета негосударственного сектора «Запасы», и определению их соотношения с регламентациями действующих российских бухгалтерских нормативных документов и Международных стандартов финансовой отчетности.
Цели. Целью исследования является анализ новых отечественных требований к учету запасов, выявление проблемных вопросов и определение путей их решения. Методология. В настоящей работе использовались такие методы, как анализ и синтез, сравнение, метод аналогий, логический подход, системный подход.
Результаты. В статье исследованы сферы действия нового и более раннего проектов федерального стандарта «Запасы», а также установленные данными проектами определение, состав и критерии признания запасов, правила их оценки при принятии к учету и требования к их оценке в последующем учете. Проведено сравнение регламентаций проектов по указанным вопросам с требованиями действующих российских бухгалтерских нормативных документов и Международных стандартов финансовой отчетности. Выявлены основные проблемные вопросы, предложены рекомендации по их решению.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами учета (в том числе оценки) запасов по различным бухгалтерским стандартам, а также могут использоваться в практической работе бухгалтерий организаций, в учебном процессе высших учебных заведений, при разработке и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету. Выводы и значимость. Обоснованы выводы о том, что представленные предложения направлены на совершенствование регламентаций российских и Международных бухгалтерских стандартов с целью повышения реалистичности учетной и отчетной информации, формируемой организациями на основе указанных регламентаций.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 годы, утвержденной приказом Минфина России от 23.05.2016 № 70н [1], предусмотрено создание и утверждение федерального стандарта бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора «Запасы». В настоящее время проект данного стандарта размещен на сайте [17] Фонда развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (Фонда «НРБУ «БМЦ»). Следует отметить, что с момента уведомления о разработке (31.05.2016) проект указанного стандарта уже претерпел изменения. Так, представленный в настоящее время на сайте Фонда «НРБУ «БМЦ» проект федерального стандарта бухгалтерского учета «Запасы» существенно отличается от изначально опубликованного на данном сайте проекта указанного стандарта. Исследование регламентаций названных проектов позволяет
сделать вывод также о значительном изменении правил учета запасов в данных документах по сравнению с существующим ПБУ 5/01. Про анализируе м тре бо вания к уче ту запасов, предусмотренные новым проектом одноименного федерального стандарта, и сопоставим их с регламентациями предыдущего проекта, а также с положениями действующих российских бухгалтерских нормативных документов и Международных стандартов финансовой отчетности.
Прежде всего обратим внимание на изменение сферы применения указанного стандарта по сравнению с действующими российскими нормативными документами по бухгалтерскому учету. В отличие от ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» [2] требования проекта федерального стандарта «Запасы» (как нового, так и прежнего) распространяются на учет незавершенного производства. В результате при вступлении в силу указанного стандарта (начиная
с 2018 г., как планируется Минфином России) в системе российского бухгалтерского учета будут представлены отсутствующие в настоящее время правила учета незавершенного производства организаций негосударственного сектора.
Анализируя сферу применения нового проекта этого федерального стандарта, обратим внимание на то, что определение и состав запасов в данном документе несколько отличаются от определения и состава указанных активов, представленных в прежнем проекте, а также в МСФО (IAS) 2 «Запасы» [3, 18], требования которого учитывались при разработке одноименного российского стандарта (табл. 1).
Как видно из табл. 1, в новом проекте по сравнению с более ранним проектом значительно изменено определение запасов. При этом определения данных активов, представленные в обоих проектах, нельзя назвать в полной мере соответствующими определению запасов, содержащемуся в МСФО (IAS) 2.
Данные табл. 1 позволяют сделать вывод о том, что в указанных проектах и их международном аналоге не совпадают также и составы запасов. В отличие от МСФО (IAS) 2, в новом и старом проектах будущего российского федерального стандарта к запасам относятся в том числе активы (переданные покупателю (перевозчику) товары, продукция, а также затраты на выполнение работ, оказание услуг), в отношении которых организация еще не признала соответствующую выручку. Отметим, что указанные товары и продукция в настоящее время согласно отечественному Плану счетов [4] учитываются с применением счета 45 «Товары отгруженные» и отражаются в российском бухгалтерском балансе в составе запасов. Очевидно, что такой же подход к учету активов, в отношении которых организацией еще не признана выручка, будет предусмотрен и при вступлении в силу названного федерального стандарта. Вместе с тем представляется, на наш взгляд, целесообразным отражение указанных объектов не в качестве активов (запасов - в рассматриваемом случае), а в качестве расходов. Действительно, в отношении отгруженных товаров и готовой продукции, на наш взгляд, выполняются все условия признания расходов, установленные в ПБУ 10/99 п. 16:
1) расходы производятся в соответствии с конкретным договором, требованием законодательства;
2) сумма расхода может быть определена;
3) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод, то есть если организация передала актив.
Таким образом, отражение в составе запасов названных объектов приведет к неоправданному завышению оценки активов на величину расходов и нарушению в результате принципа осмотрительности.
В целом безусловно положительно следует, на наш взгляд, оценить введение в новый федеральный стандарт определения и состава запасов. Также важным является включение в перечень запасов объектов интеллектуальной собственности, приобретенных или созданных (находящихся в процессе создания) для целей продажи в ходе обычной деятельности организации. Отметим, что на практике некоторые организации неправомерно, на наш взгляд, учитывают данные объекты в составе нематериальных активов. Утверждение же нового федерального стандарта будет способствовать устранению указанных ошибок.
Продолжая исследование сферы применения нового проекта российского федерального стандарта, обратим внимание на то, что действие данного документа распространяется не только на учет запасов, но и на учет «долгосрочных активов к продаже» («бывших внеоборотных активов к продаже» в изначальной версии проекта стандарта). Это также отличает планируемый стандарт от действующего отечественного аналога, а также от соответствующего международного стандарта (табл. 2).
Анализируя представленные в табл. 2 различия, отметим, что регламентируемый будущим федеральным стандартом объект учета -долгосрочных активов к продаже (бывшие внеоборотные активы к продаже в более ранней версии проекта) - пока отсутствует в российском учете. Частичным аналогом данного объекта являются долгосрочные активы, предназначенные для продажи, предусмотренные МСФО (IFRS) 5. Заметим, что, в отличие от российских долгосрочных активов к продаже (бывших в не о бор отных актив о в к продаже), к международным долгосрочным активам, предназначенным для продажи, не относятся предназначенные для продажи материальные ценности, остающиеся от выбытия, в том числе частичного, основных средств или извлекаемые в процессе текущего содержания, ремонта, реконструкции, модернизации основных средств и других внеоборотных материальных активов. Исследуя данные отличия, отметим, что
предназначенные для продажи материальные ценности, на наш взгляд, являются запасами, а не долгосрочными (внеоборотными) активами. Таким образом, более удобным вариантом можно считать учет данных ценностей в составе запасов, а не в качестве отдельного объекта (долгосрочных активов к продаже/бывших внеоборотных активов к продаже).
Отметим, что в этом случае вводимый федеральным стандартом объект учета -долгосрочные активы к продаже - будет в большей степени соответствовать предусмотренному положениями Банка России для кредитных и некредитных финансовых организаций [5, 6] учетному объекту (долгосрочным активам, предназначенным для продажи), а также одноименному объекту учета, регламентируемому МСФО (IFRS) 5.
В результате будет обеспечено единство методологии российского учета и его одновременное сближение с требованиями МСФО, являющимися согласно планам Минфина Росс ии основой для реформирования отечественного учета. Заметим также, что, на наш взгляд, термин «долгосрочные активы к продаже», использующийся в новом проекте отечественного стандарта, является более удачным по сравнению с термином «бывшие внеоборотные активы к продаже», применяющимся в изначальной версии проекта. Действительно, для пользователей финансовой отчетности, не являющихся бухгалтерами, гораздо более понятным является термин «долгосрочные активы».
Внеоборотные активы, как показывают проведенные исследования, некоторые пользователи иногда воспринимают как несущественную часть активов, считая при этом основные средства более значимым объектом.
Новым в проекте федерального стандарта «Запасы» является введение критериев признания данных активов: запасы признаются в качестве актива при одновременном соблюдении следующих условий:
— существует высокая вероятность, что понесенные затраты обеспечат организации получение в будущем экономических выгод (цели деятельности некоммерческой организации);
— сумма понесенных затрат или приравниваемая к ней величина может быть определена.
Отметим, что данные критерии отсутствовали в более ранней версии проекта стандарта. Не представлены указанные критерии и в действующих ПБУ 5/01 и в МСФО (IAS) 2.
Вместе с тем обратим внимание на то, что в системе российских нормативных документов по бухгалтерскому учету, в отличие от системы международных стандартов, пока еще отсутствуют единые критерии признания активов. В силу данного обстоятельства введение в отечественный стандарт критериев признания запасов представляется уместным.
Отмечая необходимость включения данных критериев, обратим внимание на некоторые дискуссионные вопросы. Представляется, что для лучшего понимания пользователями требований стандарта слова «сумма понесенных затрат или приравниваемая к ней величина» в пункте «б» проекта целесообразно было бы заменить на термин «оценка при признании». Кроме того, поскольку при получении запасов безвозмездно у организации могут отсутствовать «понесенные затраты», в пункте «а» проекта лучше говорить о получении экономических выгод от самих запасов, а не от понесенных затрат. Исходя из сказанного, предлагаем сформулировать критерии признания запасов следующим образом:
1) существует высокая вероятность, что организацией будут получены в будущем связанные с данными запасами экономические выгоды (или существует высокая вероятность, что данные запасы обеспечат цели деятельности некоммерческой организации);
2) оценка при признании запасов может быть надежно определена.
Обратимся к оценке запасов при их принятии к учету. Исследование регламентаций нового и более раннего проектов названного федерального стандарта позволяет утверждать, что указанные проекты предусматривают несколько иной состав затрат, включаемых в себестоимость запасов, по сравнению с ПБУ 5/01 и МСФО (IAS) 2 (табл. 3).
Из табл. 3 видно, что как в новом, так и в более раннем проектах в перечень затрат, формирующих себестоимость запасов, введена дополнительная составляющая - величина возникшего при приобретении или создании запасов оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды на занимаемом ими участке.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что указанная составляющая затрат включена в проект с целью сближения российских правил учета запасов с регламентациями международных стандартов. Несмотря на то что в МСФО (IAS) 2 напрямую не говорится о том, что в себестоимости запасов признается величина этого оценочного обязательства, вывод о включении данной величины в
оценку запасов можно сделать на основании регламентаций МСФО (IAS) 16. Согласно последнему организация применяет МСФО (IAS) 2 в отношении затрат, связанных с выполнением обязательств по демонтажу, удалению объекта и восстановлению занимаемого им участка, которые возникают в течение определенного периода вследствие использования указанного объекта для производства запасов в течение этого периода. Обязательства в отношении затрат, учтенных в соответствии с МСФО (IAS) 2, признаются и оцениваются в соответствии с МСФО (IAS) 37.
Следует отметить, что введение в российском проекте прямого указания на то, что в себестоимость запасов включается величина оценочного обязательства, является гораздо более удачным по сравнению с перечисленными регламентациями международных стандартов.
Действительно, поскольку в МСФО (IAS) 2 ничего не говорится о признании суммы оценочного обязательства в себестоимости запасов, не все пользователи международных стандартов могут сразу догадаться о том, что для решения данного вопроса необходимо обратиться не к МСФО (IAS 2, а к МСФО (IAS) 16.
Полагаем, что в МСФО (IAS) 2 целесообразно было бы напрямую указать, что в себестоимость запасов включается величина данного оценочного обязательства.
Как видно из табл. 3, в проекте российского федерального стандарта (как в новом, так и в более раннем) в состав затрат, формирующих себестоимость запасов, включены не только таможенные пошлины, но и таможенные сборы. ПБУ 5/01 в отличие от указанного проекта регламентирует признание в оценке запасов только таможенных пошлин. Полагаем, что более удачными являются требования проекта нового федерального стандарта, поскольку таможенные сборы, как доказывалось нами ранее, по аналогии с таможенными пошлинами должны включаться в себестоимость запасов.
Завершая исследование нового состава затрат, формирующих оценку при признании запасов, отметим, что еще одним отличием будущего отечественного федерального стандарта от ПБУ 5/01 является включение в себестоимость запасов вознаграждений, уплачиваемых не только за посреднические, но и иные услуги. Сопоставляя российские требования с регламентациями международных стандартов, отметим, что в МСФО (IAS) 2 названная составляющая оценки запасов отдельно не указана. Вместе с тем полагаем, что
аналогичная составляющая себестоимости запасов есть и в системе международных стандартов, а именно входит в состав предусмотренных МСФО (IAS) 2 прочих затрат, непосредственно относящихся к приобретению запасов.
Обратимся к перечням расходов, не включаемых в себестоимость запасов. Исследование регламентаций проекта федерального стандарта «Запасы» указывает на существенное изменение российского подхода к определению расходов, не признаваемых в себестоимости данных активов (табл. 4).
Как видно из табл. 4, в отличие от проектов, в ПБУ 5/01 фактически отсутствует перечень расходов, не включаемых в себестоимость запасов. Единственную регламентацию ПБУ 5/01 по указанному вопросу также нельзя считать соответствующей проекту (как новому, так и более раннему), поскольку согласно данной регламентации общехозяйственные и иные аналогичные расходы признаются в себестоимости материально-производственных запасов в случаях, когда они непосредственно связаны с приобретением таких активов (в то время как согласно проектам общехозяйственные расходы ни при каких условиях не включаются в оценку запасов).
Полагаем, что правила проекта федерального стандарта (как нового, так и изначального) являются более удачными по сравнению с требованиями ПБУ 5/01.
Применение регламентаций проекта будет препятствовать неоправданному завышению оценки запасов и позволит в результате повысить достоверность учетной и отчетной информации организаций.
Заметим, что в последней версии проекта по сравнению с более ранней версией перечень расходов, не включаемых в оценку запасов, несколько расширен.
Полагаем, что это также будет способствовать соблюдению принципа осмотрительности и ф о рм ир о в анию та ким образом реалистичной информации в финансовой отчетности организаций.
Безусловно положительно оценивая нововведения проектов российского федерального стандарта, обратим внимание на некоторые дискуссионные вопросы. Как видно из табл. 4, в проектах (и новом, и более раннем) расходы на продажу и расходы на рекламу представлены отдельными пунктами в перечне расходов, не подлежащих признанию в себестоимости запасов.
Вместе с тем в российском учете расходы на рекламу традиционно включались в состав расходов на продажу. Такой подход предусмотрен в том числе отечественным Планом счетов и Инструкцией по применению счета 44. Следовательно, при утверждении нового российского федерального стандарта необходимо будет решить вопрос о разграничении или отождествлении расходов на продажу и расходов на рекламу.
С о по с тав ляя р е глам е нтации но в о го и изначального проектов отечественного стандарта с международными требованиями, заметим, что в МСФО (IAS) 2 перечислены не все указанные в проектах составляющие расходов, не подлежащих признанию в себестоимости запасов. Вместе с тем обратим внимание на то, что в МСФО (IAS) 2 приведены только примеры расходов, не включаемых в оценку данных активов.
Таким образом, практически все перечисленные в проектах российского стандарта расходы не будут, на наш взгляд, признаваться в себестоимости запасов и по международным стандартам (в том числе возмещаемые налоги, расходы, обусловленные чрезвычайными ситуациями, обесценение других активов, расходы на внутреннее перемещение запасов, за исключением случаев, когда такое перемещение является частью технологии производства, иные расходы, осуществление которых не является необходимым для приобретения, заготовки, переработки, производства запасов, доставки их до места использования или продажи, приведения в состояние, необходимое для их использования или продажи).
Кроме перечней затрат и расходов, включаемых и не включаемых в себестоимость запасов, проект российского федерального стандарта (как новый, так и более ранний) содержит регламентации по определению оценки при признании указанных активов, полученных от учредителей, остающихся от выбытия внеоборотных материальных активов, поступивших по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) полностью или частично неденежными средствами. Проведенные исследования позволяют утверждать, что данные регламентации значительно отличаются от соответствующих требований ПБУ 5/01 и от положений МСФО (IAS) 2 (табл. 5).
Как свидетельствуют данные табл. 5, в отличие от ПБУ 5/01, в новом и более раннем проектах федерального стандарта «Запасы» приводятся не только иные правила определения оценки при признании указанных активов, но и несколько
отличные варианты поступления запасов в организацию. Исследование регламентаций проектов федерального стандарта обнаруживает их некоторое сближение с требованиями международных стандартов. Сопоставляя положения проектов российского стандарта с правилами МСФО, обратим внимание на следующее.
Несмотря на то что в указанных проектах для оценки запасов напрямую не применяется справедливая стоимость, как видно из табл. 5, новый проект отечественного стандарта требует определять рыночную стоимость запасов в порядке, предусмотренном Международными стандартами финансовой отчетности для определения справедливой стоимости. В результате рыночная стоимость, использующаяся в новом проекте, фактически приравнивается к справедливой стоимости.
Анализируя указанные требования проекта, отметим следующее. Полагаем, что правила проекта, предусматривающие в конечном итоге применение с пр а в е д л и в о й с то и м о с ти в российском учете, являются необходимыми для формирования достоверной учетной и отчетной информации организаций.
Использование указанной стоимости будет отвечать и общим тенденциям развития требований к оценке объектов учета, обоснованным нами в работах [8, 11]. В развитие данной идеи считаем целесообразным прямое применение в новом российском стандарте справедливой стоимости (а не использование приравненной к данной оценке рыночной стоимости).
Продолжая исследование новых правил определения оценки при признании запасов, отметим, что с целью достижения соответствия требованиям современной практики, а также с целью сближения с МСФО в проект российского стандарта (как новую, так и более раннюю версию) были введены регламентации, согласно которым организации со сложным производственным процессом или большим объемом номенклатуры готовой продукции вправе определять себестоимость запасов, используя вместо фактически понесенных затрат плановые (нормативные) затраты. Нормативные затраты устанавливаются организацией исходя из нормальных (обычно необходимых) объемов использования сырья и материалов, труда, других ресурсов и загрузки производственных мощностей и подлежат регулярному пересмотру в соответствии с текущими условиями производства. Анализируя данные регламентации, обратим внимание на то, что в отличие от проектов
отечественного стандарта МСФО (IAS) 2 разрешает использовать метод учета по нормативным затратам только, если результаты его применения примерно соответствуют значению фактической себестоимости запасов.
Завершая исследование требований нового и более раннего проектов российского стандарта по оценке при признании запасов, отметим, что с целью сближения с положениями международных стандартов в указанные проекты были включены регламентации, в соответствии с которыми организации сельского, лесного и рыбного хозяйства, а также организации, осуществляющие торговлю товарами на организованных торгах, вправе оценивать запасы при их признании в качестве актива и на последующие отчетные даты по рыночной стоимости.
Вместе с тем следует обратить внимание на то, что в отличие от названных проектов согласно МСФО (IAS) 2 и МСФО (IAS) 41 запасы, состоящие из собранной сельскохозяйственной продукции, которую организация получила от своих биологических активов, при первоначальном признании оцениваются по справедливой стоимости на момент сбора за вычетом расходов на продажу.
Таким образом, если, как отмечалось, новым проектом российского стандарта рыночная стоимость приравнивается к справедливой стоимости, то оценка указанных запасов в отечественном и международном учете будет отличаться на величину расходов на продажу.
Обратимся к оценке запасов после их признания. В отличие от ПБУ 5/01 как новый, так и более ранний п р о е к т ы ф е д е р а л ь н о г о с т а н д а р т а предусматривают прямую оценку запасов в последующем учете по наименьшей величине из себестоимости и чистой стоимости продажи.
При этом под чистой стоимостью продажи запасов в проектах понимается предполагаемая цена, по которой организация способна продать запасы в том виде, в котором организация обычно их продает, за вычетом предполагаемых затрат, необходимых для завершения производства и переработки запасов, подготовки их к продаже и осуществления продажи.
Напомним, что в настоящее время ПБУ 5/01 [2] и План счетов [4] содержат лишь частичные аналоги названных регламентаций прое ктов , предусматривая создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей на величину разницы между рыночной стоимостью и фактической себестоимостью запасов.
Как доказывалось нами ранее [10], представлению достоверной учетной и отчетной информации организаций в большей степени способствует применение подхода, согласно которому запасы оцениваются напрямую по наименьшей величине из себестоимости и чистой стоимости продажи. Таким образом, требования проектов нового федерального стандарта представляются более предпочтительными по сравнению с правилами действующих ПБУ 5/01 и Плана счетов.
Обратим внимание также на то, что указанные т р е б о в а н и я п р о е кто в с о о т в е т с т в у ю т регламентациям МСФО (IAS) 2, аналогично предусматривающего оценку запасов напрямую по наименьшей величине из себестоимости и чистой возможной цены продажи.
Завершая исследование правил проектов российского стандарта по оценке запасов после признания, отметим, что данные проекты предусматривают в целом аналогичные ПБУ 5/01 и МСФО (IAS) 2 способы оценки указанных активов:
1) по стоимости каждой единицы запасов - для з а п а с о в , к о т о р ы е н е я в л я ю т с я взаимозаменяемыми;
2) по средневзвешенной стоимости или по способу ФИФО - для остальных запасов.
Подводя итоги, отметим, что проекты отечественного федерального стандарта «Запасы» значительно меняют практически все правила учета данных активов. Полагаем, что утверждение указанного стандарта будет способствовать значительному повышению достоверности учетной и отчетной информации организаций (при условии правильной реализации на практике требований нового стандарта).
Кроме того упомянутый стандарт будет в большей степени, по сравнению с ПБУ 5/01, приближен к регламентациям МСФО. Вместе с тем некоторые различия российских и международных правил учета запасов, которые существовали еще 10 лет назад [7], сохранятся и при утверждении нового отечественного федерального стандарта.
В заключение отметим, что изменение регламентаций по учету запасов неизбежно окажет влияние и на формирование отчетной информации о других объектах учета. Вопросы формирования указанной информации в системах российских и ме жд у народных с танд артов подр о бно исследованы в работах [9, 12-16].
Таблица 1
Определение и состав запасов в новом и более раннем проектах федерального стандарта, ПБУ 5/01 и МСФО (IAS) 2
Новый проект федерального стандарта бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора «Запасы» Изначальный проект федерального стандарта бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора «Запасы» ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» МСФО 2 «Запасы»
Запасами считаются материальные Запасами организации считаются Определение запасов Запасы - активы:
ценности, потребляемые или материальные нефинансовые активы, отсутствует, так как ПБУ 5/01 а) предназначенные
продаваемые в рамках обычного используемые в рамках обычного применяется только к учету для продажи в ходе
операционного цикла организации операционного цикла организации. материально- обычной
либо используемые в течение Запасами, в частности, являются: производственных запасов. деятельности;
периода не более 12 мес. а) сырье, топливо, материалы, запасные Определение последних б) находящиеся
Запасами, в частности, являются: части, предназначенные в ПБУ 5/01 напрямую в процессе
а) сырье, топливо, материалы, для использования при производстве не дается. В указанном производства
запасные части, предназначенные и продаже продукции, товаров, документе говорится лишь для такой продажи;
для использования выполнении работ, оказании услуг; о том, что к бухгалтерскому или
при производстве и продаже б) инструменты, инвентарь, учету в качестве в) находящиеся
продукции, товаров, выполнении оборудование, тара и другие материально- виде сырья
работ, оказании услуг; аналогичные объекты со сроками производственных запасов или материалов,
б) инструменты, инвентарь, использования до 12 мес., используемые принимаются активы: которые будут
оборудование, тара и другие при производстве и продаже продукции, а) используемые в качестве потребляться
аналогичные объекты со сроками товаров, выполнении работ, оказании сырья, материалов и т.п. в процессе
использования не более 12 мес. услуг; при производстве продукции, производства
(или обычного операционного в) готовая продукция, предназначенная предназначенной для или оказания услуг.
цикла, превышающего 12 мес.), для продажи в ходе обычной продажи (выполнения работ, К запасам относятся
используемые при производстве деятельности организации; оказания услуг); и товары, купленные
и продаже продукции, товаров, г) товары, приобретенные у других лиц, б) предназначенные для и предназначенные
выполнении работ, оказании услуг; и предназначенные для перепродажи продажи; для перепродажи,
в) готовая продукция, в ходе обычной деятельности в) используемые включая, например,
предназначенная для продажи в ходе организации; для управленческих нужд товары, купленные
обычной деятельности организации; д) затраты, понесенные на производство организации. организацией
г) товары, приобретенные у других продукции, не прошедшей всех стадий Готовая продукция является розничной торговли
лиц, и предназначенные (фаз, переделов), предусмотренные частью материально- и предназначенные
для перепродажи в ходе обычной технологическим процессом, производственных запасов, для перепродажи,
деятельности организации; полуфабрикаты собственного предназначенных для или землю и другое
д) затраты, понесенные производства; продажи (конечный результат имущество,
на производство продукции, е) затраты, понесенные на выполнение производственного цикла, предназначенные
не прошедшей всех стадий работ, оказание услуг, в отношении активы, законченные для перепродажи.
(фаз, переделов), предусмотренных которых организация еще не признала обработкой (комплектацией), К запасам также
технологическим процессом, соответствующую выручку; технические и качественные относятся готовая
полуфабрикаты собственного ж) переданные покупателю характеристики которых продукция или
производства; (перевозчику) товары, продукция, соответствуют условиям незавершенное
е) затраты, понесенные в отношении которых организация еще договора или требованиям производство
на выполнение работ, оказание не признала соответствующую выручку; иных документов, в случаях, организации, включая
услуг, в отношении которых з) объекты интеллектуальной установленных сырье
организация еще не признала собственности, приобретенные законодательством). и материалы,
соответствующую выручку; или созданные (находящиеся в процессе Товары являются частью предназначенные
ж) переданные покупателю создания) для целей продажи в ходе материально- для использования
(перевозчику) товары, продукция, обычной деятельности организации; производственных запасов, в процессе
в отношении которых организация и) объекты недвижимого имущества, приобретенных производства
еще не признала соответствующую приобретенные или созданные или полученных от других
выручку; (находящиеся в процессе создания) юридических или физических
з) объекты интеллектуальной для целей продажи в ходе обычной лиц и предназначенные
собственности, приобретенные или деятельности организации для продажи
созданные (находящиеся в процессе
создания) для целей продажи в ходе
обычной деятельности организации;
и) объекты недвижимого
имущества, приобретенные
или созданные (находящиеся
в процессе создания) для целей
продажи в ходе обычной
деятельности организации
Источник: составлено автором
Таблица 2
Сферы применения проектов федерального стандарта, ПБУ 5/01 и МСФО (IAS) 2
Новый проект федерального Более ранний проект федерального ПБУ 5/01 МСФО (IAS) 2
стандарта «Запасы» стандарта «Запасы»
Стандарт применяется для Стандарт применяется для учета: Стандарт применяется Стандарт применяется для учета
учета: а) запасов; для учета материально- запасов
а) запасов; б) основных средств, которые производственных
б) внеоборотных активов в силу их несущественной стоимости запасов
(за исключением финансовых разрешается учитывать в порядке,
активов), использование предусмотренном
которых прекращено для бухгалтерского учета запасов;
и возобновление в) бывших основных средств
не предполагается в связи и других внеоборотных материальных
с принятием решения активов, эксплуатация которых
об их продаже (далее - прекращена в связи с их подготовкой
долгосрочные активы к продаже, а также предназначенных
к продаже). для продажи материальных ценностей,
Долгосрочными активами остающихся от выбытия,
к продаже считаются также в том числе частичного, основных
предназначенные средств или извлекаемых
для продажи материальные в процессе текущего содержания,
ценности, остающиеся ремонта, реконструкции,
от выбытия, в том числе модернизации основных средств
частичного, внеоборотных и других внеоборотных материальных
активов или извлекаемые активов. Указанные активы
в процессе их текущего и ценности отражаются
содержания, ремонта, в бухгалтерском учете
модернизации, реконструкции. и отчетности как бывшие
Долгосрочные активы внеоборотные активы к продаже
к продаже учитываются и учитываются в качестве оборотных
и раскрываются активов обособленно от запасов
в бухгалтерской отчетности
в качестве оборотных активов
обособленно от запасов
Запасами не признаются Запасами не признаются ПБУ не применяется Не применяется в отношении
(и, следовательно, Стандарт (и, следовательно, Стандарт в отношении активов, следующих объектов:
не применятся не применятся к учету следующих характеризуемых а) незавершенное производство,
к учету следующих объектов): объектов): как незавершенное возникающее по договорам
а) сырье, материалы, а) сырье, материалы, продукция, производство на строительство, включая
продукция и другие объекты, предназначенные для использования непосредственно связанные
предназначенные для при создании внеоборотных активов с ними договоры
использования организации; на предоставление услуг;
при создании внеоборотных б) финансовые вложения организации, б) финансовые инструменты;
активов организации; включая предназначенные в) биологические активы,
б) животные и растения, для перепродажи; относящиеся
используемые в) предметы, предназначенные для к сельскохозяйственной
для получения административных целей; деятельности,
сельскохозяйственной г) материальные ценности, и сельскохозяйственная продукция
продукции; находящиеся у организации в момент ее сбора.
в) финансовые активы, на ответственном хранении, Стандарт не применяется также
включая предназначенные в процессе переработки в качестве к оценке запасов, которыми владеют:
для перепродажи; давальческого сырья, a) производители
г) материальные ценности на основании договора комиссии сельскохозяйственной продукции
других лиц, находящиеся у комиссионера, в процессе и продукции лесного хозяйства,
у организации в связи транспортировки у экспедиторов, сельскохозяйственной продукции
с оказанием ею услуг этим перевозчиков после ее сбора,
лицам по закупке, хранению, а также полезных ископаемых
транспортировке, переработке, и продуктов переработки полезных
продаже и осуществлению ископаемых при условии, что они
иных действий с такими оцениваются по чистой возможной
ценностями (по договорам цене продажи в соответствии
комиссии, агентирования, с принятой практикой учета
ответственного хранения, в этих отраслях;
переработки давальческого б) товарные брокеры-трейдеры,
сырья, экспедиции, которые оценивают свои запасы
транспортировки и др.) по справедливой стоимости за вычетом затрат на их продажу
Таблица 3
Составы затрат, включаемых в себестоимость запасов, в проектах федерального стандарта, ПБУ 5/01 и МСФО (IAS) 2
Новый проект федерального стандарта «Запасы» Изначальный проект федерального стандарта «Запасы» ПБУ 5/01 МСФО (IAS) 2
а) суммы, уплаченные и (или) подлежащие уплате поставщику а) суммы, уплаченные и (или) подлежащие уплате поставщику а) суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу) а) цена покупки
б) затраты на получение информационных и консультационных услуг б) затраты на получение информационных и консультационных услуг б) суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов
в) затраты на уплату невозмещаемых в соответствии с законодательством сумм налогов, таможенных пошлин и сборов в) затраты на уплату невозмещаемых сумм налогов, таможенных пошлин и сборов в) таможенные пошлины; г) невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов б) импортные пошлины и прочие налоги (за исключением тех, которые впоследствии возмещаются организации налоговыми органами)
г) вознаграждения, уплачиваемые за посреднические и иные услуги г) вознаграждения, уплачиваемые за посреднические и иные услуги д) вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы
д) затраты на доведение запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях и (или) продаже, в том числе затраты на доработку, улучшение свойств, сортировку, фасовку, упаковку, придание товарного вида, доставку до места продажи д) затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, в том числе затраты по доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик запасов е) затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг
е) затраты на заготовку и доставку запасов до места их использования е) затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования ж) затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов; затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором; начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит) в) затраты на транспортировку, погрузку-разгрузку
ж) величина возникшего при приобретении или создании запасов оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды на занимаемом ими участке; ж) величина возникшего при приобретении или создании запасов оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды на занимаемом ими участке
з) связанные с запасами проценты и другие долговые затраты, которые в установленном порядке подлежат включению в стоимость актива з) проценты и другие долговые затраты, которые в установленном порядке подлежат включению в стоимость актива ж) начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов (считаются в ПБУ 5/01 частью затрат по заготовке и доставке материально-производственных запасов, указанных выше в пункте «ж» МСФО (IAS) 23 определяет те редкие случаи, когда затраты по заимствованиям включаются в себестоимость запасов
з) общехозяйственные и иные аналогичные расходы, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов
и) иные затраты и) иные затраты и) иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов г) прочие затраты, непосредственно относящиеся к приобретению готовой продукции, материалов и услуг
Таблица 4
Перечни расходов, не включаемых в себестоимость запасов, в проектах федерального стандарта, ПБУ 5/01 и МСФО (IAS) 2
Новый проект федерального стандарта «Запасы» Более ранний проект федерального стандарта «Запасы» ПБУ 5/01 МСФО (IAS) 2
а) косвенные налоги, такие как налог на добавленную стоимость, акцизы, в случае если они подлежат возмещению в соответствии с законодательством а) подлежащие возмещению суммы налога на добавленную стоимость и иных налогов
б) затраты, обусловленные ненадлежащей организацией производственного процесса, такие как сверхнормативный расход сырья, материалов, энергии, труда, потери от простоев, брака, нарушений трудовой и технологической дисциплины; б) расходы, связанные с простоями, сбоями, нарушениями производственного процесса a) сверхнормативные потери сырья, затраченного труда или прочих производственных затрат
в) затраты, обусловленные авариями и другими чрезвычайными ситуациями
г) обесценение других активов, независимо от того, использовались ли эти активы в производстве запасов в) обесценение других активов, независимо от того, использовались ли эти активы в производстве запасов
д) общехозяйственные расходы г) общехозяйственные расходы общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов с) административные накладные расходы, которые не способствуют обеспечению текущего местонахождения и состояния запасов
е) расходы на хранение запасов, за исключением случаев, когда хранение является частью технологии производства д) расходы на хранение запасов, за исключением случаев, когда хранение является частью технологии производства b) затраты на хранение, если только они не требуются в процессе производства для перехода к следующей стадии производства
ж) расходы на продажу; е) расходы на продажу, за исключением затрат на фасовку, упаковку, придание товарного вида, доставку до места продажи d) расходы на продажу
з) расходы на рекламу и продвижение запасов на рынке; ж) расходы на рекламу и продвижение запасов на рынке
и) расходы на внутреннее перемещение запасов, за исключением случаев, когда такое перемещение является частью технологии производства;
к) иные затраты, осуществление которых не является необходимым для приобретения, заготовки, переработки, производства запасов, доставки их до места использования или продажи, приведения в состояние, необходимое для их использования или продажи
Источник: составлено автором
http://fin-izdat.ru/journal/buhright/ 11
Таблица 5
Соотношение правил формирования оценки при признании запасов в проектах федерального стандарта, ПБУ 5/01 и МСФО (М^) 2
Варианты Регламентации по формированию оценки при признании запасов
поступления запасов в организацию Новый проект федерального стандарта «Запасы» Изначальный проект федерального стандарта «Запасы» ПБУ 5/01 МСФО (ГЛв) 2
1. Приобретение Вариант «приобретение за Вариант «приобретение за Сумма фактических затрат Отдельно вариант
за плату плату», использовавшийся в плату» заменен на вариант организации на «приобретение
ПБУ 5/01, заменен на вариант «приобретение у других лиц». приобретение, за за плату»
«приобретение», который, на При приобретении запасов у исключением НДС и иных не рассматривается,
наш взгляд, является более других лиц в их себестоимость возмещаемых налогов но указывается
широким по сравнению с включаются непосредственно (кроме случаев, перечень затрат на
первым. связанные предусмотренных приобретение
При приобретении запасов с их приобретением затраты, законодательством РФ). запасов. Данные
в их себестоимость перечисленные в табл. 3 Указанные фактические затраты
включаются затраты, затраты приведены представлены
непосредственно связанные с в табл. 3 в табл. 3
их приобретением, указанные в
табл. 3
2. Изготовление В себестоимость запасов при В себестоимость запасов при Фактическая Вариант
самой их создании, производстве и их создании, производстве и себестоимость «изготовление
организацией переработке на разных стадиях переработке на разных стадиях материально- самой
операционного цикла производственного процесса производственных запасов организацией»
организации включаются включаются затраты, определяется исходя из отдельно не
затраты, непосредственно непосредственно связанные с фактических затрат, приводится,
связанные осуществлением, управлением связанных с но предлагаются
с осуществлением, и обеспечением производством данных примеры затрат на
управлением производственного процесса запасов. Учет и переработку
и обеспечением (стоимость сырья и формирование затрат на запасов: прямые
производственного процесса материалов, вознаграждения производство затраты
(стоимость сырья и работникам и связанные с ними материально- на оплату труда,
материалов, вознаграждения социальные выплаты, оплата производственных запасов непосредственно
работникам услуг третьих лиц, осуществляется связанные с
и связанные с ними амортизация, содержание и организацией производством
социальные выплаты, оплата техническое обслуживание в порядке, установленном продукции;
услуг третьих лиц, основных средств, амортизация для определения систематически
амортизация, содержание нематериальных активов и др.). себестоимости распределенные
и техническое обслуживание Если результатом производства соответствующих видов постоянные и
основных средств, является выпуск более одного продукции переменные
амортизация нематериальных вида продукции (работ, услуг), производственные
активов и др.). те затраты, которые не могут накладные расходы,
Если результатом производства быть отнесены на производство возникающие при
является выпуск более одного конкретного вида продукции переработке сырья
вида продукции (работ, услуг), (работ, услуг), распределяются в готовую
те затраты, которые не могут между этими видами продукцию.
быть отнесены на пропорционально Постоянные
производство конкретного вида установленной организацией производственные
продукции (работ, услуг), базе. В качестве такой базы накладные расходы
распределяются между этими могут использоваться затраты, -
видами обоснованным прямо соотносимые с то косвенные
способом, установленным конкретными видами производственные
организацией. продукции (например, сырье, затраты, которые
В случае если загрузка материалы, оплата труда). остаются
производственных мощностей Организация устанавливает относительно
в отчетном периоде вышеназванную базу исходя из неизменными
значительно снизилась по требования рациональности и независимо от
сравнению применяет ее последовательно. объема
с нормальным (обычным) Если загрузка производства,
уровнем (за исключением производственных мощностей например
случаев прогнозируемых в отчетном периоде амортизация и
сезонных колебаний объемов значительно снизилась по обслуживание
производства), организация сравнению с нормальным производственных
включает (обычным) уровнем, зданий и
в себестоимость запасов организация включает в оборудования, а
общепроизводственные себестоимость запасов также связанные с
затраты общепроизводственные производством
в следующем порядке. затраты в следующем порядке. управленческие и
Переменные Переменные административные
общепроизводственные общепроизводственные затраты.
затраты включаются в затраты включаются в Переменные
себестоимость запасов в себестоимость запасов в производственные
полной сумме. полной сумме. Условно накладные расходы
Условно постоянные постоянные - это косвенные
общепроизводственные общепроизводственные производственные
затраты включаются в затраты включаются в затраты, которые
себестоимость запасов только в части, пропорциональной отношению объема выпущенной в отчетном периоде продукции к объему выпуска продукции при нормальной (обычной) загрузке производственных мощностей. Оставшаяся часть условно постоянных общепроизводственных затрат признается расходом отчетного периода в составе прибыли (убытка)
себестоимость запасов только в части, пропорционально приходящейся на объем выпущенной в отчетном периоде продукции относительно объема выпуска продукции при нормальной (обычной) загрузке производственных мощностей. Оставшаяся часть условно постоянных
общепроизводственных затрат включается в финансовый результат отчетного периода в составе расходов по обычной деятельности
находятся в прямой или практически прямой зависимости от объема производства, например косвенные затраты на сырье или косвенные затраты на оплату труда. Отнесение постоянных производственных накладных расходов на затраты на переработку производится на основе нормальной загрузки
производственных мощностей. Нормальная загрузка - это тот объем производства, который ожидается получить исходя из средних показателей за ряд периодов или сезонов работы в нормальных условиях, с учетом потерь в
производительности в связи с плановым обслуживанием. Фактический объем производства может использоваться в том случае, если он примерно соответствует нормальной производительности . Сумма постоянных накладных расходов, относимых на каждую единицу продукции, не увеличивается в результате низкого уровня
производства или простоев. Нераспределенные накладные расходы признаются в качестве расходов в период
возникновения. В периоды необычно высокого уровня производства сумма постоянных накладных расходов, относимых на каждую единицу продукции, уменьшается таким образом, чтобы запасы не оценивались выше себестоимости. Переменные производственные накладные расходы
относятся на
каждую единицу
продукции на
основе
фактического
использования
производственных
мощностей.
Организацией
может
одновременно производиться более одного продукта. Если затраты на переработку каждого продукта не могут быть идентифицированы отдельно, они распределяются между продуктами на
пропорциональной и последовательной основе. Например, распределение может
производиться на основе
относительной стоимости продаж каждого продукта либо на стадии процесса
производства, когда продукты
становятся отдельно идентифицируемым и, либо при завершении производства. Большинство побочных продуктов по своей природе не являются
существенными. В таких случаях они часто оцениваются по чистой возможной цене продажи, и эта стоимость вычитается из себестоимости основного продукта
3. Внесение в
счет вклада в
уставный
(складочный)
капитал
организации
Вместо варианта «внесение в счет вклада в уставный капитал», приведенного в ПБУ 5/01, применен несколько иной вариант: себестоимостью запасов, которые коммерческая организация получает от своих акционеров, собственников, участников, учредителей (в том числе при передаче государственного или муниципального имущества унитарному предприятию) или некоммерческая организация получает в качестве целевого финансирования, считается их рыночная стоимость
Соответствующий вариант поступления запасов отличается и от предусмотренного ПБУ 5/01, и от установленного в более позднем проекте: при получении организацией запасов от акционеров (собственников, участников, учредителей) в счет вклада (взноса) в капитал, в оплату эмиссии долевых инструментов и т.п. себестоимостью запасов считается их рыночная стоимость на момент их получения
Денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, плюс фактические затраты на доставку материально-производственных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования
Регламентации отсутствуют. Полагаем, что при указанном варианте поступления запасов для определения их оценки при признании должна использоваться справедливая стоимость
4. Получение по договору дарения или безвозмездно
Регламентации отсутствуют. Полагаем, что в данном случае должна применяться рыночная стоимость запасов
Текущая рыночная стоимость на дату принятия к
скому учету
Правила не приводятся. Полагаем, что при указанном варианте
5. Остаток от Предусмотренный проектом Вариант поступления запасов и плюс фактические затраты поступления
выбытия вариант несколько шире правила их оценки практически на доставку материально- запасов для
основных приведенного в ПБУ 5/01: полностью совпадают с более производственных запасов определения их
средств и себестоимостью запасов, поздней версией проекта: и приведение их в оценки при
другого остающихся от выбытия, в том себестоимостью запасов, состояние, пригодное для признании должна
имущества числе частичного, основных остающихся от выбытия, в том использования использоваться
средств и других внеоборотных числе частичного, основных справедливая
материальных активов, или средств и других внеоборотных стоимость
извлекаемых в процессе материальных активов, или
текущего содержания, ремонта, извлекаемых в процессе
модернизации, реконструкции текущего содержания, ремонта,
и иных аналогичных действий реконструкции, модернизации
по отношению к указанным указанных активов, считается
активам, считается наименьшая из следующих
наименьшая из следующих величин:
величин: а) стоимости, по которой
а) стоимость, по которой учитываются аналогичные
учитываются аналогичные запасы, используемые
запасы, используемые организацией в своем
организацией в своем операционном цикле,
операционном цикле; б) балансовой стоимости
б) сумма балансовой списываемых активов,
стоимости списываемых увеличенной на сумму затрат,
активов и затрат, фактически фактически понесённых в
понесённых в связи с связи с разборкой объектов,
демонтажем и разборкой извлечением ценностей,
объектов, извлечением приведением их в состояние,
ценностей, приведением их в необходимое для их
состояние, необходимое для их использования
использования
6. Получение В целом вариант поступления В целом вариант поступления Стоимость активов, Регламентации
по договорам, запасов соответствует запасов соответствует переданных или отсутствуют.
предусматриваю указанному в ПБУ 5/01: при приведенному в ПБУ 5/01 и подлежащих передаче Полагаем, что
щим приобретении запасов по более поздней версии проекта: организацией плюс данном случае
исполнение договорам, При приобретении фактические затраты на должна применяться
обязательств предусматривающим организацией запасов по доставку объектов и справедливая
(оплату) исполнение обязательств договорам, приведение их в стоимость
неденежными (оплату) полностью или предусматривающим состояние, пригодное для переданного актива.
средствами частично неденежными исполнение обязательств использования. Стоимость Если база для
средствами, себестоимостью (оплату) полностью или активов, переданных или установления
запасов считается (в частично неденежными подлежащих передаче, справедливой
соответствующей части) средствами (включая договоры устанавливается исходя из стоимости
рыночная стоимость мены), себестоимостью запасов цены, по которой в полученного актива
передаваемого имущества, (в части исполнения сравнимых является более
имущественных прав, работ, обязательств неденежными обстоятельствах обычно доказательной, то в
услуг. В случае невозможности средствами) считается сумма, организация определяет указанном случае
определения рыночной по которой организация могла стоимость аналогичных должна
стоимости передаваемого бы продать за денежные активов. При использоваться
имущества, имущественных средства передаваемые невозможности справедливая
прав, работ, услуг имущество, имущественные установить стоимость стоимость
себестоимостью права, работы, услуги. При активов, переданных или полученных
приобретаемых запасов невозможности определения подлежащих передаче, запасов. Если
считается их рыночная указанной суммы стоимость запасов операция обмена не
стоимость. Рыночная себестоимостью запасов определяется исходя из имеет
стоимость определяется в считается их рыночная цены, по которой в коммерческого
порядке, предусмотренном стоимость на момент сравнимых содержания или ни
МСФО для определения заключения договора, а при обстоятельствах справедливая
справедливой стоимости. невозможности ее определения приобретаются стоимость
При невозможности - балансовая стоимость аналогичные запасы полученного актива,
определения рыночной передаваемых активов, ни справедливая
стоимости как передаваемого фактические затраты на стоимость
имущества, имущественных выполнение работ, оказание переданного актива
прав, работ, услуг, так и услуг не поддаются
приобретаемых запасов их надежной оценке, то
себестоимостью считается поступившие
балансовая стоимость запасы должны
передаваемых активов, оцениваться по
фактические затраты на балансовой
выполнение работ, оказание стоимости переданного актива
Список литературы
1. Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 годы: утверждена приказом Минфина России от 23.05.2016 № 70н.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01): утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н.
3. О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации: приказ Минфина России от 28.12.2015 № 217н.
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций: утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
5. Положение о порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях: утверждено Банком России 22.12.2014 № 448-П.
6. Отраслевой стандарт бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях: утвержден Банком России 22.09.2015 № 492-П.
7. Дружиловская Т.Ю. Признание, оценка и учет запасов по российским и международным стандартам // Бухгалтерский учет. 2006. № 1. С. 57-62.
8. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С., Коршунова Т.Н. Исторические аспекты формирования требований к учетной политике и оценке объектов учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 18. С. 10-22.
9. Дружиловская Т.Ю., Игонина Т.В. Совершенствование бухгалтерского учета обязательств по налогу на прибыль в России и сближение его с требованиями МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 28. С. 2-11.
10. Дружиловская Э.С. Новый этап реформирования бухгалтерского учета в России // Бухгалтер и закон. 2014. № 3. С. 2-13.
11. Дружиловская Э.С. Современный взгляд на историю оценки как элемента метода бухгалтерского учета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 5-1. С. 270-276.
12. Дружиловская Э.С. Системы российских и международных стандартов финансовой отчетности, их современное соотношение и перспективы развития // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 45. С. 38-56.
13. Панкова С.В., Туякова З.С. Развитие теории оценки персоналистической и институалистской школами бухгалтерского учета США и Англии // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 8. С. 295-302.
14. Рожнова О.В. Консолидированная отчетность: история развития // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2009. № 1. С. 32-37.
15. Рожнова О.В., Игумнов В.М. Пути повышения транспарентности компаний // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2011. № 3. С. 74-79.
16. Туякова З.С. Справедливая стоимость в системе рыночной оценки объектов бухгалтерского учета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 9. С. 199-205.
17. Проект федерального стандарта бухгалтерского учета «Запасы». URL: http://bmcenter.ru/Files/proekt_FSBU_Zapaci.
18. Unaccompanied Standards. URL: http://www.ifrs.org/IFRSs/Pages/IFRS.aspx.