Научная статья Original article УДК 316.752+608.1
НОВЫЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКИ
NEW REPRODUCTIVE TECHNOLOGIES: RELIGIOUS, ETHIC AND
SOCIAL ASSESSMENTS
IjJI
Маслова Анастасия Павловна, студент, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» (410012, Россия, г. Саратов, ул. Большая казачья, д. 112), тел. 89372548844, ORCID: maslovanasta@mail. ru
Акимова Наталья Александровна, кандидат философских наук, доцент, научный руководитель, ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского (410012, Россия, г. Саратов, ул. Большая казачья, д. 112), тел. 89053873001, ORCID: [email protected]
Maslova Anastasia Pavlovna, student, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky" (410012, Russia, Saratov, Bolshaya Kazachya st., 112), tel. 89372548844, ORCID: [email protected]
Akimova Natalya Aleksandrovna, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Supervisor, Saratov State Medical University named after I.I. IN AND. Razumovsky (410012, Russia, Saratov, Bolshaya Kazachya st., 112), tel. 89053873001, ORCID: [email protected]
6133
Аннотация: В данной работе рассматриваются новые репродуктивные технологии, в частности: история становления данного метода лечения бесплодия, а также - отношение к ним с точки зрения мировых религий и общества. Проводится сравнительный анализ основных этических позиций представителей религиозных конфессий. Кроме этого в статье приведены результаты контент-анализа форумов и сайтов, содержащих контент, позволяющий оценить новые репродуктивные технологии. На основании этого исследования, можно сделать вывод, что большинство людей относятся к искусственному оплодотворению положительно, и считают подобный выбор правильным решением для пар, мечтающих о ребенке, но не имеющих возможность зачать самостоятельно. Но есть и пользователи, которые выступают против новых репродуктивных технологий, так как это противоречит естественной природе человека.
Annotation: This paper discusses new reproductive technologies, in particular: the history of the formation of this method of infertility treatment, as well as the attitude towards them from the point of view of world religions and society. A comparative analysis of the main ethical positions of representatives of religious confessions is carried out. In addition, the article presents the results of a content analysis of forums and sites containing content that allows you to evaluate new reproductive technologies. Based on this study, we can conclude that most people have a positive attitude towards artificial insemination, and consider this choice the right choice for couples who dream of a child, but are not able to conceive on their own. But there are also users who oppose new reproductive technologies, as this is contrary to the natural nature of man.
Ключевые слова: вспомогательные репродуктивные технологии, искусственная инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство, религия, общество, мораль.
Key words: assisted reproductive technologies, artificial insemination, in vitro fertilization, surrogate motherhood, religion, society, morality.
6134
Вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) - это методы терапии бесплодия, при которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма. С помощью ВРТ могут быть преодолены практически все известные причины бесплодия.
Вопросом рождения «родных» детей наука занимается уже очень давно. В XVIII веке медики при различных пороках развития половых органов просто вводили сперму в половые пути женщины. Впервые подобную процедуру искусственного оплодотворения женщине с бесплодием провел доктор Джон Хантер в 1790 году. Женщина смогла забеременеть и выносить ребенка.
Методика ЭКО была описана в антиутопии «Прекрасный новый мир» Олдосом Хаксли в 1932 году. Первыми воплотить идею, взятую из книги, смогли Грегори Пинкус и Эрнст Энцманн в 1937 году. Они осуществили успешное искусственное оплодотворение крольчихи эмбрионом, полученным при слиянии гамет вне тела животного.
Активно разработкой ЭКО занимались Патрик Стептоу и Роберт Эдвардс. Их первое успешное оплодотворение в 1976 году оказалось внематочным. Но уже через год, после сотни неудачных экспериментов, они смогли добиться имплантации плодного яйца в матке и его развития. В результате 25 июля 1978 года родилась Луиза Браун.
В настоящее время для борьбы с бесплодием используются следующие методы: искусственная инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение,
1. Искусственная инсеминация спермой мужа или донора. Сперматозоиды без влияния на них разрушающих факторов сразу попадают в благоприятную среду полости матки, где дальше оплодотворение происходит как обычно.
Искусственная инсеминация может проводиться с использованием спермы мужа (ИОМ) или с использованием спермы донора (ИОД). В зависимости от выбора донора, взгляды общества на процедуру будут существенно отличаться.
6135
При ИОМ биологические и социальные родители ребенка совпадают, поэтому такой метод вызывает гораздо меньше этических возражений и не противоречит правовым нормам семейно-брачных отношений.
Русская православная церковь к вопросу искусственного зачатия даже при помощи мужа относится весьма строго. Одни представители православия считают осеменение спермой мужа неестественным, т.к. ребенок не зачат в результате нормального полового сношения. Другие же считают, что осеменение спермой мужа не нарушает целостности семейных отношений и принципиально не отличается от естественного зачатия.
Оплодотворение с использованием спермы донора (ИОД) является показанием при мужском бесплодии. Такой вид зачатия подвергается критике, противоречит моральному порядку и требует специальных юридических норм.
Буддизм не высказывается категорично против ИОД, но более предпочтительным решением проблемы бесплодия считает воспитание приёмного ребенка [1]. Если же супруги все-таки решились на использование спермы донора, то оплодотворение должно происходить при условиях:
1) оба супруга согласны на проведение данной процедуры;
2) сохраняется анонимность донора;
3) отсутствует вознаграждение для донора;
В Исламе использование таких понятий, как донорская сперма / яйцеклетка - категорически запрещено [1].
Русская православная церковь также отрицательно настроена к данному виду зачатия и считает, что данная манипуляция нарушает целостность личности и брачных отношений. Супруги, прибегнувшие к ИОД, допускают вторжение в их брак третьей стороны, а кроме того, поощряют безответственное отцовство / материнство по отношению к будущему ребенку со стороны родителя, чьи гены в нём не заложены.
6136
Женщины, которые решают «родить для себя» с использованием спермы донора автоматически подвергаются критике со стороны общества и религии по тем же причинам, прибавляя к ним «ребёнок вне брака» и «мать-одиночка».
2. Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) - слияние половых клеток происходит вне организма женщины. Оплодотворение производится в искусственной среде - пробирке. Несколько дней эмбрион находится вне тела матери, и только после достижения определенной стадии зрелости и прохождения лабораторного исследования один или два лучших из них подсаживаются в полость матки для дальнейшего вынашивания.
Главными этическими вопросами данной процедуры являются: «Каков онтологический и моральный статус эмбриона?», «С какой стадии развития зародыша он должен считаться человеческим существом?», «В каком объеме он обладает правами человека?» [3].
Отвечая на них, важно отметить, что перенос эмбриона из «пробирки» в полость матки осуществляется через 48-120 часов после оплодотворения. Манипуляции с человеческим зародышем in vitro допустимы лишь до момента прикрепления его к стенке матки [2]. До 14-го дня развития зародыша он считается «предэмбрионном». Изъятие у него одного-двух бластомеров не оказывает повреждающего воздействия на последующее развитие.
Что же касается религиозных взглядов на ЭКО, то иудаизм не отвергает такой способ зачатия, если сперма и яйцеклетка взяты у супружеской пары. Большая часть раввинов не видят супружеской измены и в использовании женщиной спермы донора, т. к. супружеская измена - это только интимные отношения женщины с посторонним мужчиной, а искусственное оплодотворение таковым не является [5].
Ислам поддерживает экстракорпоральное оплодотворение, если это единственный способ зачать ребёнка. Важным условием является взятие спермы и яйцеклетки только у супругов и помещение эмбриона исключительно в полость матки биологической матери. Более того, «такая
6137
операция рекомендована, т. к. она способствует размножению, к чему призывает ислам» [6].
Русская православная церковь выступает против ЭКО. Главная причина отрицательного отношения к методу оплодотворения in vitro заключается в неизбежном появлении при этом «избыточных" эмбрионов». Так игумен Артюхин говорил, что «пересадка эмбрионов в матку представляет собой не что иное, как научный эксперимент, а ценой эксперимента является человеческая жизнь» [7].
3. При суррогатном материнстве яйцеклетка одной женщины оплодотворяется in vitro, а затем эмбрион переносится в матку другой женщины.
Семьи обращаются к суррогатному материнству по разным причинам: отсутствие матки, невозможность самостоятельно выносить ребенка, противопоказания к беременности (онкология, болезни почек, порок сердца, эпилепсия и т.д.), иногда, страх рожать, испортить фигуру и др. Как правило, суррогатной матерью выступает незнакомая супругам женщина, но встречаются и случаи, когда ребёнка вынашивают сестра, мать, бабушка или какие-нибудь другие родственники. Помощь семьи в таких делах очень сильно усложняет самоиндификацию ребенка. Например, «женщиной -носительницей» выступит мать мужа. В таком случае для отца этот малыш будет и сыном, и братом, а для родившей его женщины - сыном и внуком. Такой способ зачатия с этико-религиозной стороны приравнивается к инцесту.
Что касается обычной «суррогатной матери», то и здесь в обществе существуют критические настроения. Противники данного метода говорят о превращении женщины в «живой инкубатор».
Резко против этого вида оплодотворения также выступают представители ислама и русской православной церкви, считая, что это нарушает материнские чувства и связь между матерью и ребёнком.
6138
С целью выяснить социальное отношение к искусственным методам оплодотворения с использованием ВРТ, было проведен контент-анализ различных форумов и сайтов.
За основу были взяты 100 ответов с разных сайтов: 13 - «ответы mail.ru», 17 - «OTVETIK.com», 3 - «большой вопрос.ги», 30 - «lady.mail.ru», 13 -«NN.ru» и 24 - «бэби.ру» (Таблица 1).
Пользователи «ответы mail.ru» в целом относятся к процедуре искусственного оплодотворения положительно, если нет других вариантов, но всё равно отдают предпочтение естественным способам забеременеть. Один из пользователей имеет нейтральную позицию и ему «что и как делают другие - всё равно».
Читатели сайта «OTVETIK.com» в основном положительно относятся к использованию репродуктивных технологий в попытке зачать ребёнка: 16 читателей высказались положительно: «Иногда пары не могут по каким-то причинам родить ребенка, зачав его естественным путем. Тогда искусственное оплодотворение - единственный для таких семей шанс иметь своего ребенка. Это одно из достижений прогресса.», «Если это - единственный способ родить малыша, то, почему бы и нет?! Главное, ведь, в таком случае, результат.». Лишь мнение одного пользователя отличалось от представленных: «Мне кажется, что зачатие ребенка - это такой процесс, в который нельзя вмешиваться, он должен происходить естественным путем. Я не осуждаю тех, кто идет на это, но сама бы на это не пошла. Можно усыновить ребенка, это проще и гуманней».
Все читатели «большой вопрос. т» положительно относятся к искусственному оплодотворению.
На сайте «lady.mail.ru» ответы более неоднородны. Читательница, задающая вопрос, высказывается отрицательно в отношении ЭКО, называя «детей из пробирки» неизученными и опасными, и советует больше стараться или сменить партнера. Какая-то часть пользователей поддерживают её мнение
6139
и добавляют свои «научные факты», как, например, «...сейчас подросло это поколение ЭКО, и ученые выяснили что девочки еще могут родить, хотя 50/50, а мальчики практически все бесплодны. Так что природу не обманешь!» Некоторые противницы искусственного зачатия говорят, что «если бы женщина реально хотела иметь ребёнка, она бы родила его лет в 20-25 без всякой проблемы. ЭКО - это на пике моды. Отчего же не похвастаться и этой новинкой!»; «зачем плодить искусственно зачатых монстров?» Самый часто встречающийся аргумент - «Бог не дает детей не просто так!»
Встречаются читательницы, которые относятся к ЭКО положительно, и приводят в пример свои жизненные ситуации или знакомых: «Девушку в 22 года еле спасли от гнойного перитонита, а в результате фаллопиевы трубы стали непроходимыми. Ей из-за этого крест на себе ставить? В остальном она здорова, смогла выносить и родить троих малышей»; «Моим знакомым ЭКОшам уже 20 лет. Две девочки и мальчик, здоровые, умные, красивые, спортом занимаются.»
Таким образом, мнение пользователей заметно разделилось: 18 высказались положительно, 12 - отрицательно.
Все пользователи сайта «NN.ru» относятся к искусственному оплодотворению положительно, так как большинство отвечающих и их знакомые прибегали к искусственному оплодотворению. Единственным «но» является факт, что женщины стыдятся того, что не смогли забеременеть сами, боятся осуждения людей и говорят о проделанной процедуре только самым близким: «Я бы не рассказала никому, придумала 100500 отговорок для коллег и знакомых»; «скрыла бы от всех по возможности»; «никому ничего не хочу говорить, но врать тоже не хочу, а говорить не хочу, потому что наверное боюсь...».
Читатели «бэби.ру» в большинстве (21 читатель) поддерживают желание семей искусственно зачать ребёнка: «Я очень рада что есть такая возможность»; «женщины, которые через это проходят - герои»; «дети -
6140
смысл жизни, и отказываться от них, думая о каких-то там возможных грехах, глупо».
Остальные пользователи отрицательно отнеслись к данной процедуре: «Разговаривала со священником на эту тему, сказал, что ЭКО - грех. Я не стала делать ЭКО... Мы удочеряли ребенка»; «моя позиция как позиция православной церкви - пока эта процедура сопряжена с возможностью и необходимостью убивать или замораживать созданных эмбрионов -категоричное нет. Особенно от третьих доноров. Допустимо только искусственное осеменение в матку семенем мужа»; «все должно быть, как должно, а раз не получается то наверно это судьба».
Таблица 1. Результат контент-анализа форумов и сайтов
Источник Мнение от веты mail.ru ОТУ ETIK.com больш ой вопрос.га 1аёу. mai1.ru N Кги б эби.ру
Положит ельное 12 16 3 18 1 3 2 1
Отрицате льное 0 1 0 12 0 3
Нейтраль ное 1 0 0 0 0 0
Таким образом, 83 интернет-пользователя положительно относятся к использованию новых репродуктивных технологий, 1 - принял нейтральную позицию и 16 - высказались негативно.
Изучив данную проблему, можно прийти к выводу, что ВРТ, несмотря на недолгое использование в медицине и отсутствие стопроцентного успеха, являются лучшим вариантом для семейных пар, которые мечтают о ребёнке, но не могут зачать и выносить его самостоятельно.
6141
Представители различных религиозных конфессий относятся к репродуктивным технологиям по-разному. Так, самыми либеральными считаются иудаизм и буддизм. Самые консервативные религии - это ислам и христианство, в частности православие.
По результатам проведенного контент-анализа, можно сделать вывод, что процент людей, положительно относящихся к использованию вспомогательных репродукционных технологий, значительно превышает процент противников данных манипуляций.
Литература
1. Аксенов Игорь, прот. Прогресс и современное человеческое достоинство. Этические вопросы современных вспомогательных репродуктивных технологий. 2013. URL: https://bogoslov.ru/article/3215824 (дата обращения: 15.05.2022 г.)
2. Защита эмбриона человека in vitro. Доклад Рабочей группы по защите эмбриона и плода человека. Руководящий Комитет по биоэтике Совета Европы (CDBI). Страсбург, 19 июня 2003 г. (научная редакция член.-корр. РАН Б. Г. Юдина и проф. Л. Ф. Курило). URL: https://rm.coe.int/16803113e8л (дата обращения: 23.05.2022 г.)
3. Иванюшкин А. Я. Введение в биоэтику / А. Я. Иванюшкин, В. Н. Игнатьев. - М.: Прогресс-Традиция, 1998. - 384 с.
4. Катковская М. Я. Новые репродуктивные технологии и аксиологические ориентиры Православия // Медицина и христианство: материалы Республ. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых / под общ. ред. С. Д. Денисова. - Минск: БГМУ, 2007. - 242 с.
5. Курило Л. Ф. Развитие эмбриона человека и некоторые морально-этические проблемы методов вспомогательной репродукции // Проблемы репродукции. - 1998. - № 3. - С. 39-49.
6142
6. Основные положения социальной программы российских мусульман / Совет муфтиев России. - М.: Духов. упр. мусульман Европ. части России, 2001. - 43 с.
7. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: Познание, 2000. - 57 с.
8. Силуянова И. В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 224 с.
9. Яровинский М. Я. Лекции по курсу «Медицинская этика»: учебное пособие. - М.: Медицина, 1999. - 208 с.
10. Ярош А. В. Правовой статус эмбриона как объект семейных ценностей // Государство и право - 2021. - Номер 5 C. 136-143. URL: https://gospravo-journal.ru/S102694520014859-5-1 (дата обращения: 06.06.2022 г.)
References
1. Aksenov Igor, prot. Progress and modern human dignity. Ethical issues of modern assisted reproductive technologies. 2013. URL: https://bogoslov.ru/article/3215824 (date of access: 05/15/2022)
2. Protection of the human embryo in vitro. Report of the Working Group on the Protection of the Human Embryo and Fetus. Council of Europe Bioethics Steering Committee (CDBI). Strasbourg, June 19, 2003 (scientific edition of RAS Corresponding Member B. G. Yudin and Prof. L. F. Kurilo). URL: https://rm.coe.int/16803113e8л (date of access: 05/23/2022)
3. Ivanyushkin A. Ya. Introduction to bioethics / A. Ya. Ivanyushkin, V. N. Ignatiev. - M.: Progress-Tradition, 1998. - 384 p.
4. Katkovskaya M. Ya. New reproductive technologies and axiological guidelines of Orthodoxy // Medicine and Christianity: materials of the Republic. scientific-practical. conf. students and young scientists / ed. ed. S. D. Denisova. - Minsk: BSMU, 2007. - 242 p.
6143
5. Kurilo L.F. Development of the human embryo and some moral and ethical problems of assisted reproduction methods // Problems of reproduction. - 1998. - No. 3. - P. 39-49.
6. The main provisions of the social program of Russian Muslims / Council of Muftis of Russia. - M.: Spirits. ex. Muslims in Europe parts of Russia, 2001. -43 p.
7. Fundamentals of the social concept of the Russian Orthodox Church. - M.: Knowledge, 2000. - 57 p.
8. Siluyanova I. V. A guide to the ethical and legal foundations of medical activity. - M.: MEDpress-inform, 2008. - 224 p.
9. Yarovinsky M. Ya. Lectures on the course "Medical ethics": a textbook. - M.: Medicine, 1999. - 208 p.
10. Yarosh A. V. The legal status of the embryo as an object of family values // State and Law - 2021. - Number 5 C. 136-143. URL: https://gospravo-journal.ru/S102694520014859-5-1 (date of access: 06/06/2022)
© Маслова А.П., Акимова Н.А., Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2022.
Для цитирования: Маслова А.П., Акимова Н.А. Новые репродуктивные технологии: религиозно-этическая и социальная оценки// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2022
6144