Научная статья на тему 'Новые религиозные практики горожан: движение Анастасии как феномен религиозной и социокультурной жизни современного Петербурга'

Новые религиозные практики горожан: движение Анастасии как феномен религиозной и социокультурной жизни современного Петербурга Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
726
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Грусман Я. В.

Данная статья посвящена характеристике движения Анастасии относительно нового явления религиозной и социокультурной жизни современного российского мегаполиса, а также Санкт-Петербургского «читательского клуба» «Сотворение», входящего в состав движения. Проанализированы социально-демографические характеристики членов общины, структура типов лидерства, религиозные и социокультурные практики клуба. На основании анализа данных эмпирического исследования сделан вывод о необходимости социологического изучения нового типа религиозных движений, характерных для особой социокультурной среды современного крупного города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new religious practices of citizens: «Anastasia» movement as a contemporary phenomenon of Saint-Petersburg''s religious and sociocultural life

The article is devoted to the description of "Anastasia" movement a new phenomenon of social and religious life in the modem Russian cities. The author presents some results of the case-study of the readers'' club "Sotvorenie" (St.-Petersburg) which is one of the movement departments. The author analyzes socio-demographic characteristics, leadership structure, religious and social and cultural practices of the adepts and shows the necessity of sociological study of the new type of New Religious movements.

Текст научной работы на тему «Новые религиозные практики горожан: движение Анастасии как феномен религиозной и социокультурной жизни современного Петербурга»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 6. 2007. Вып. 3

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Я.В. Грусман

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ ГОРОЖАН: ДВИЖЕНИЕ АНАСТАСИИ КАК ФЕНОМЕН РЕЛИГИОЗНОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ПЕТЕРБУРГА

Религия и религиозность представляют собой традиционные объекты социологического анализа. Со времен М. Вебера и Э. Дюркгейма, заложивших основы социологического взгляда на природу религиозного феномена, известно, что данное явление характерно для любых обществ - и традиционных, и современных. Однако с течением времени, с развитием социальных отношений происходит эволюция религиозности, усложнение религиозных взаимодействий и - как следствие - дифференциация религиозных организаций. Так, для описания религиозной ситуации в современном мире невозможно ограничиться дихотомией «церковь-секта», введенной в социологический понятийный аппарат М. Вебером и Э. Трельчем - даже при беглом «обывательском» взгляде на процессы, происходящие в обществе, выясняется, что религиозные организации и течения многочисленны и многообразны.

Из всех типов религиозных организаций наименее исследованными, пожалуй, считаются новые религиозные движения (НРД): возникшие в 50-70-е гг. XX в., сегодня они представляют собой настолько противоречивый феномен, что невозможно применить при их изучении более или менее схожие исследовательскую стратегию, теоретическую базу, а также методологический аппарат (на это указывает, в частности, отсутствие единого определения НРД). Изучение новых религиозных движений в современной социологии религии - отдельная область исследования. Концепции А. Баркер, Б. Уилсона, Р. Уоллиса, Дж. Бэкфорда и др. известны подробными аналитическими описаниями западных религиозных движений, предлагающих своим членам «собственное» религиозное или философское мировоззрение, осмысление социальных проблем и путей их решения - начиная от характеристики предпосылок основания НРД и заканчивая эмпирическим изучением стратегий поведения адептов1.

В России вследствие исторических обстоятельств широкое распространение НРД начинается с 90-х гг. XX в. Принятие закона «О свободе вероисповедания» в 1991 г. фактически означало окончание периода ограничения верующих в их религиозном выборе, которое существовало в Советском Союзе более 70 лет. Однако до сих пор НРД представляют собой малоизученное явление с социологической точки зрения. На современном этапе изучения религиозных движений в России их исследованием занимаются, в основном, религиоведы: В.И. Гараджа, С.Н. Самыгин, А. Щипков, Л.Н. Митрохин, И.Я. Кан-терев2, - и священнослужители: А. Кураев3. Чаще всего эти исследования направлены

© Я.В. Грусман, 2007

на описание конкретных религиозных движений, тогда как вопросам социокультурной и социально-экономической природы их возникновения, мотивов вступления адептов, их религиозных практик не уделяется должного внимания. Немногочисленные социологические работы в данной области4 посвящены, как правило, либо «выборочному пересказу» работ западных исследователей, либо представляют собой совокупность данных статистического анализа тех или иных НРД и их классификации. Кроме того, в данных работах зачастую проявляется явный или латентный негативизм по отношению к объектам изучения, не позволяющий реализовать объективную исследовательскую стратегию.

Исходя из того, что любое эмпирическое исследование религиозного движения неизбежно предполагает ту или иную теоретико-методологическую базу, мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией. С одной стороны, несмотря на то, что основные зарубежные исследовательские работы относится к 60-80-м гг. XX в., модели этих исследований более приемлемы для изучения российских НРД, а не разработки отечественных ученых. С другой стороны, обращение к конкретным примерам таких движений, функционирующих в российском обществе, заставляет не только корректировать или полностью изменять эти исследовательские стратегии, но и переосмысливать сущность самого феномена. Данный вывод сделан, прежде всего, исходя из теоретико-методологической рефлексии над проблемой возникновения и развития новых религиозных движений в современной России, основанной на анализе результатов эмпирического исследования движения Анастасии и, в частности, Санкт-Петербургского читательского клуба «Сотворение»5. В ходе исследования использовались методы анализа документов (при изучении книг В. Мегре, а также материалов сайта http://www.anastasia.ru); включенное структурированное наблюдение читательского клуба «Сотворение» с вхождением в общину; полуформализованное интервью с членами клуба, а также экспертное интервью с его формальным лидером. Теоретическую выборку составили 15 человек - 8 мужчин и 7 женщин.

Необходимо отметить, что движение Анастасии распространено во многих городах России после публикации серии книг В. Мегре под общей рубрикой «Звенящие кедры России». Героиней этих книг является девушка из Сибирской тайги Анастасия. Книги Мегре (на сегодняшний день их число составило восемь: «Анастасия», «Звенящие кедры России», «Пространство любви», «Сотворение», «Кто же мы», «Родовая книга», «Энергия жизни», «Новая цивилизация») расходятся многотысячными тиражами и переиздавались несколько раз. Сама Анастасия представляет собой неординарный объект исследования: это литературная героиня, воспринимаемая частью читательской аудитории не просто в качестве реальной женщины, но в качестве харизматического лидера движения. Несмотря на то, что героиня книг может оказаться лишь вымыслом автора, у Анастасии появились последователи во многих городах России: Владимире, Мурманске, Иркутске, Волгограде, Петрозаводске, Москве и Санкт-Петербурге. Последователи Анастасии объединяются в «читательские клубы», которые называются так потому, что знакомство с Анастасией произошло посредством книг В. Мегре, и дальнейшее общение «читателей» непосредственно связано с интерпретацией ими на собраниях клуба информации, представленной в книгах.

Харизма Анастасии является неким конструктом: создавая образ будущего лидера, автор приписывает ей определенные психологические, социальные и поведенческие характеристики: внешний вид, стиль одежды, особенности речи, поведение в различных ситуациях, общение с окружающим ее миром и близкими людьми, происхождение и т. д. Многие из этих характеристик можно считать прямым или косвенным указанием на то, что Анастасия воплощает «модель» харизматического лидера. Например, Мегре называет

ее «таежной отшельницей», и обе составляющие этого определения показывают потенциальным адептам, что Анастасия, во-первых, близка к природе и, во-вторых, находится далеко от своих последователей (большинство клубов расположены в городах европейской части России), а следовательно, не может быть увидена большинством из них. В сконструированном образе Анастасии особенно четко обозначены такие характеристики, как «естественная внешность» (эта естественность неоднократно и, с нашей точки зрения, чрезмерно активно подчеркивается автором), простота в одежде, эмоциональность речи, уникальное знание и наследственные сверхъестественные способности.

Природная среда играет особую роль в развитии способностей Анастасии, и эта близость к окружающему миру природы есть основание ее харизмы. В условиях динамично развивающихся процессов глобализации, технократизации и модернизации цель социальной деятельности Анастасии - «вернуть» человека к его естественной сущности, избавить от влияния современного «технократического мира». Стремление следовать этой цели стало объединяющим началом для образования «читательских клубов» - общин численностью от 30 до 200 человек.

В Санкт-Петербурге клуб последователей Анастасии был основан в 1998 г.; его основная деятельность так же, как и в других городах, направлена на то, чтобы с максимальной точностью следовать тем «наказам», которые дает Анастасия в книгах Мегре. Клуб носит название «Сотворение», чему может быть дано несколько интерпретаций: большинство его членов, а также лидер исходят из семантики слова «сотворение» - творчески создавать, делать, осуществлять, совершать. Тем самым они акцентируют внимание на цели деятельности клуба - воплощении основных положений учения Анастасии в жизнь. Как указывает организационный лидер клуба по имени И., в слово «Сотворение» каждый член общины вкладывает «что-то свое»:

...сотворение себя, сотворение мира вокруг себя. Оно может же происходить и мысленно, не обязательно руками что-то делать, создавать... Как у Мегре, - в человеке есть своя энергия, энергия мысли. Нужно учиться ею пользоваться, чтобы правильно жить в этом мире. Вотмы здесь и учимся... чтобы каждый творил что-то доброе, хорошее, из частичек которого можно создать нечто позитивное... для всей планеты...

Подобной трактовки названия придерживаются и члены клуба:

...клуб «Сотворение» мне очень подходит, это так звучит воодушевляюще... «сотвори!», «создай!»... Хотелось воплотить в жизнь что-то свое особенное6.

Название «Сотворение», безусловно, связано и с произведениями Мегре: оно повторяет заглавие шестой книги из серии «Звенящие кедры России», в которой основное внимание уделено рассказу Анастасии о сотворении мира и происхождении человека. В дальнейшем последователи Анастасии использовали это название применительно к появляющимся клубам (Гомель,. Донецк, Екатеринбург и др.). Петербургский клуб анастасийцев не стал исключением и использовал «бренд» «Сотворение» для того, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к движению, следующему учению их духовного лидера Анастасии.

Основателями клуба «Сотворение» стали петербургские барды Алена и Валерий Искрики, которые в 1997 г. побывали на первой читательской конференции Мегре в Геленджике. Информация о дальнейшей деятельности Искриков отсутствует - многими членами клуба утверждается, что они «почему-то потеряли ко всему этому интерес», «внезапно уехали». Их отъезд фактически привел к прекращению деятельности клуба.

Общие встречи аиастасийцев возобновились только в 1999 г. благодаря усилиям нового организационного лидера клуба И.

Первые встречи анастасийцев проводились в «центрах духовного просвещения» «Роза мира-1» и «Роза мира-2», в которых распространялась литература религиозного и эзотерического характера. С нашей точки зрения, такой выбор помещения связан со стремлением основателей и первых членов клуба подчеркнуть «духовный» характер встреч: «...это были творческие встречи. Люди, чье творчество после прочтения книг В. Мегре переживало подъем, приходили поделиться своей радостью. Возникали новые знакомства, новые темы для обсуждения»1. Таким образом, первоначальная деятельность клуба (от основания до отъезда Искриков) носила преимущественно творческий характер.

С появлением нового организационного лидера клуба И. связано изменение характера встреч петербургских анастасийцев: они стали регулярными, и основное внимание на них стало уделяться обсуждению книг Мегре, а также решению вопросов о переезде «на землю», в то время как менее «прагматичная» творческая деятельность отошла на второй план. Прагматический мотив стал доминирующим и при выборе новых мест проведения встреч - он был обусловлен исключительно административными и финансовыми причинами (удобство территориального расположения помещения и приемлемая арендная плата). Так, «возобновленные» встречи клуба проходили сначала в помещении муниципального культурного центра на Пушкинской, 9, в 2000-2005 гг. - в одной из школ Петроградского района, а с 2005 г. и по сей день - в помещениях одного из военных училищ города8. Непосредственным организатором встреч выступает И. - он находит помещение и собирает деньги для аренды зала.

Исходя из анализа данных включенного наблюдения, основой взаимоотношений между лидером и «рядовыми» членами клуба выступает «негласная благодарность» И. за то, что он «восстановил» клуб и до сих пор ведет встречи. В интервью члены общины подчеркивали, что «И. молодец настоящий, все на своих плечах тащит», «И. все в свои руки взял и восстановил все», «И. знает, у него узнайте». Со своей стороны, И. подчеркивает, что он считает себя членом клуба, но не его лидером. В интервью с ним мы сознательно употребили этот термин, на что последовала такая реакция: «Нет, нет, нет, я не лидер, я просто делаю то, что другие не делают... Или не хотят делать». Однако данное мнение, с нашей точки зрения, не отражает истинного характера самоидентификации лидера и связано со стремлением поддерживать подчеркнуто межличностный характер взаимодействия внутри клуба.

И. является ведущим еженедельных встреч членов клуба: он устанавливает регламент и порядок выступлений и следит за его соблюдением. В ходе выступлений членов клуба или «гостей» И. находится в непосредственной близости к выступающему, чаще всего, внимательно слушает, делает записи. Иногда он выходит в коридор к «свободно общающимся», участвует в их разговорах. В целом, И. стремится поддерживать достаточно неформальные отношения с членами клуба: при встрече и прощании со многими женщинами целует их, мужчинам жмет руку; обращаясь к членам клуба, часто называет их уменьшительно-лас-кательными именами. Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «времечко», «кассетки», «девчоночка» и т. д. - одна из наиболее ярких характеристик речи И. По нашему мнению, эти слова также используются им с целью презентации себя как «рядового» члена клуба, следующего учению Анастасии наравне с другими адептами.

Значимая функция лидера - передача информации: на собраниях И. сообщает адептам новые сведения о движении Анастасии в целом, мероприятиях, проводимых другими

клубами, деятельности В. Мегре, возможности арендовать землю с целью создания эко-поселений (преимущественно, речь идет о Ленинградской, Псковской или Новгородской областях) и т. д. Источники информации - телефонные разговоры с лидерами или рядовыми членами клубов в других городах, публикации в Интернете.

Одной из наиболее важных единиц анализа нового религиозного движения являются социально-демографические характеристики членов общины. Применительно к исследуемому нами объекту эти характеристики следующие. В клубе представлены все демографические группы (дети, молодежь, люди среднего возраста и пожилые), однако основными адептами клуба являются люди среднего возраста (от 37 до 50 лет); число мужчин и женщин относительно одинаково.

Максимальное количество присутствующих на собраниях составляет 30-50 человек. Можно выделить тех членов клуба, которые посещают его регулярно - их число 15-20 человек (их можно определить как «ядро» клуба), остальные приходят реже трех раз в месяц. С точки зрения лидера клуба И., «ядро» общины составляют люди, которым «не безразлично все, что мы делаем, клуб - это что-то важное в их жизни»:

Вот Коля-«медовик», он не только мед распространяет, продает, но и ищет в газетах, по телевизору много разной полезной информации для нас. Он иногда записывает на кассетки интересные передачи научные, и распространяет их в клубе. [...] Юлия Петровна... замечательный человек, она все время пишет стихи, читает их на наших встречах, она рисует, она даже хочет организовать занятия по науке образности... Маргарита Л... наш бард дорогой, приходит на наши встречи...

Характерные черты адептов клуба позволяют представить социокультурный портрет его «типичного» члена. С нашей точки зрения, эта типология соответствует определенной «целевой аудитории» В. Мегре, которую составляют две группы: барды и дачники. Роль бардов в деятельности клуба является одной из основных; она выражается, прежде всего, в том, что творческая часть встреч анастасийцев включает в себя выступления бардов из Санкт-Петербурга и других городов. Кроме того, барды-анастасийцы занимаются организацией и проведением фестивалей бардовской песни; ими был организован театр «Встреча», постановки которого представляют собой музыкальные пьесы по мотивам произведений В. Мегре. Однако необходимо отметить, что бардов нельзя отнести к «рядовым» членам клуба - они воспринимаются как «гости», способствующие созданию «теплой» атмосферы встреч.

В книгах Мегре Анастасия неоднократно подчеркивает, что наиболее полно ее теории способны воспринять российские дачники, которые на своих «крошечных участках земли общаются с животными и растениями»9. Дачник-анастасиец цель своей деятельности видит в воплощении ее «наказов» о «переезде на землю», правильном выращивании растений, гармоничном воспитании детей. Он наиболее активный представитель движения Анастасии. Согласно тексту одной из статей в Интернете, дачник-анастасиец - «это городской житель, своего рода идеологический маргинал. Он уже не советский человек, но живет верой в силу научно-технического знания. Он верит в НЛО, экстрасенсов, восточные чудеса, лекарства-панацеи, астрологию и геомантию. Ему грустно, что большая часть восторгающих его «чудес» - заграничного происхождения. Хочется, между тем, чего-нибудь своего, с одной стороны простенького, а с другой стороны, волшебного, обещающего каждому простые способы приобщения к "миру тайн"»10. Данная цитата, на наш взгляд, характеризует особенности картины мира анастасийца-дачника, обусловленные спецификой процесса

его первичной социализации, а также объективными историческими обстоятельствами (распадом Советского Союза, который повлек за собой экономические и политические преобразования, а также кардинальным изменением системы ценностей в обществе).

Особенности картины мира анастасийцев можно определить как базовую предпосылку вступления адептов в общину и как причину своеобразия существующих в ней религиозных и социокультурных практик. Прежде всего, необходимо сделать акцент на том, что большинство членов клуба социализировано в советскую эпоху. В их картину мира включены такие коллективные практики, как совместный труд (субботники) и праздничные мероприятия. Дачник - специфически российский (в прошлом советский) феномен. Движение Анастасии предлагает ему пути самореализации и самовыражения, поддерживающие его картину мира. На это указывает и тот факт, что, исходя из данных интервью, наиболее распространенным мотивом вступления в клуб является желание общения с «единомышленниками»:

Мне здесь сразу понравилось, интересно было, обстановка хорошая, теплая. Особенно я люблю, когда барды поют...

...Я чувствую себя своим с ребятами. Анастасиюшка, она для меня как сестра, а здесь все мне почти родные... Я очень рад, что здесь.

Несмотря на характеристики, описывающие движение Анастасии как достаточно спонтанное объединение людей, близких по социальным и статусным позициям, встречи анастасийцев невозможно рассматривать только как «клуб по интересам»; на это, в частности, указывает сакрализация времени и места встреч, а также наличие в клубе «Сотворение» значимых религиозных и социокультурных практик.

Еженедельное общение членов клуба происходит в том или ином арендуемом помещении (чаще всего, это достаточно большой зал или - в случае школы - класс). Часть зала служит местом для распространения книг Мегре из серии «Звенящие кедры России» и другой продукции: меда, хлеба собственного производства одного из членов клуба, кедрового масла, аудио и видео кассет с записями бардов, плакатов и календарей с изображением Анастасии. Вся распространяемая клубом продукция активно покупается членами клуба, особенно это касается меда, хлеба и кассет; книги Мегре часто покупаются «новичками».

Встречи читательского клуба «Сотворение» проходят еженедельно, каждый четверг. Выбор дня проведения встреч, исходя из результатов полевых интервью, был связан с «оптимальностью» четверга для членов общины:

...главное, что не понедельник и не выходные, а то я бы не смог приходить, на дачу выезжаю, как тепло становится [...] я сам работаю с понедельника по среду на заводе, а понедельник первый рабочий день после выходных, не, неудобно это...

...В Рощиноу нас участок, час езды и мы в городе... такмы обычно в четверг утром приезжаем, за продуктами, да с сыном повидаться, с внуками, раз в месяц за пенсией еще. Ну и в субботу уезжаем, значит, так что успеваем...

Однако, несмотря на то, что выбор времени проведения встреч был обусловлен прагматическими мотивами, для большинства членов клуба встречи по четвергам приобретают сакральный характер. Наиболее ярким показателем этого является существующее в клубе понятие «время четвергов», которое для постоянных членов имеет большое значение - они могут пропустить «внеочередные» мероприятия анастасийцев, однако на еженедельных встречах стараются обязательно присутствовать.

Сценарий еженедельных встреч анастасийцев можно представить следующим образом:

1. Информация (объявления лидера общины И., выступления членов клуба).

2. Перерыв 30 минут.

3. Творческая часть.

В ходе встречи члены клуба внимательно слушают выступающих, многие записывают информацию, Чаще всего, участники встречи располагаются полукругом. Обязательными атрибутами встречи, независимо от помещения, в котором она проходит, являются «традиционная свеча» с ароматическим маслом, а также плакат с изображением Анастасии (копия с обложки книги Мегре «Анастасия»). Также на стенах зала могут быть развешены различные объявления (например, о продаже земли), афиши театра «Встреча», планы «родовых поместий», нарисованные членами клуба, фотографии. Вся информация распространяется членами клуба свободно, можно даже сказать, хаотично, и никем не контролируется.

По словам И., члены клуба пытаются «создать атмосферу... естественную, домашнюю атмосферу. Каждый что-то в нее вкладывает. Вот свечка - она же у нас не просто горит, она настраивает на позитивный лад. Плакаты и фотографии нужны, чтобы людям было приятно и интересно. Вот мы поощряем, если люди приносят из дома свои поделки, рисунки, чертежи родовых поместий...».

Созданию «домашней» атмосферы также способствует то, что в ходе выступлений запрещена критика или какое-либо осуждение выступающего. Это правило четко соблюдается как И., так и рядовыми членами клуба.

Во время перерыва члены клуба имеют возможность для свободного общения между собой (чаще всего, происходит разделение на группы по 2-4 человека); обмена «земледельческим» опытом, просмотра фотографий, покупки представленной клубом продукции. Многие члены клуба подходят к И. и задают ему те или иные вопросы. Коммуникация в перерыве характеризуется большей интенсивностью, чем общение адептов до начала встречи. «Творческая часть» представляет собой исполнение музыкальных номеров, песен, стихов, показ рисунков, чтение и обсуждение книг Мегре.

Исходя из анализа данных наблюдения и интервью, мы можем сделать вывод, что для членов клуба пространство встреч не значимо территориально (выбор помещения для встреч связан с вместимостью зала и размером арендной платы). Многими адептами подчеркивается, что для них важно пребывание в любом пространстве совместно. При этом обязательным является наличие сакральных атрибутов: свеча - символ спокойствия и умиротворения, плакат с изображением Анастасии и т. д. Эти факторы обусловливают восприятие пространства как сакрального, а времени проведения встреч - как священного времени.

Религиозные практики, как следует из анализа зарубежной литературы, посвященной новым религиозным движениям11, являются важной составляющей деятельности каждого НРД. Однако в петербургском клубе «Сотворение» подобные практики не представлены в том виде, в котором они есть в «классических» НРД «западного образца» (Церковь Христа, Семья, Свидетели Иеговы и т. д.). Те единичные действия, которые характерны для анастасийцев, не являются значимыми настолько, чтобы говорить об исчерпывающем характере выражающейся в них религиозности.

Так, например, как мы указывали, среди атрибутов, сакрализующих пространство встреч клуба, присутствует ароматизированная свеча. «Зажигание свечи» можно отнести к религиозной практике, проводимой во время встречи. В 19.00 И., предварительно предупредив всех о начале встречи, зажигает свечу. Она горит на протяжении всего вечера и гасится

И. только тогда, когда он объявляет окончание встречи. Однако зажигание свечи - вовсе не обязательный ритуал: он может быть отменен просто в связи с административным запретом лиц, ответственных за арендуемое помещение. Отсутствие свечи отмечается членами клуба, однако никаких изменений в ход встречи это не вносит.

Наиболее значимой религиозной практикой клуба, можно считать «сеансы создания коллективного образа», т. е. воплощение в реальность «науки образности» в соответствии с книгами Мегре. Сеанс проходит следующим образом: сначала члены клуба оговаривают необходимый коллективный образ, а затем, при полной тишине или в сопровождении мелодичной музыки (мелодии, записанной на кассете или «живой» музыки) мысленно создают его и «посылают» в зону конфликта для подавления отрицательной энергии, для «нейтрализации зла». Особенно часто такие сеансы проводились во время войны Америки и Ирака (с середины марта до конца мая 2003 г.) - тогда начало каждой встречи было посвящено обсуждению создавшейся проблемы. Члены клуба предлагали решить существующую проблему с помощью мобилизации каждым человеком на Земле своей положительной энергии для дальнейшего ее направления на враждующие стороны12, что и воплощали в сеансах создания коллективных образов.

Тем не менее, несмотря на ограниченность и нерегулярность религиозных практик, представленных в клубе, можно утверждать, что движение Анастасии представляет собой новое религиозное движение: организация имеет харизматического лидера, а входящие в нее клубы (в частности, петербургский клуб «Сотворение») - относительное постоянное число адептов и место для регулярных встреч. Не только повседневное поведение, но и мировоззрение «типичного» анастасийца определяется верой в реальное существование Анастасии, правильность ее «учения». Спецификой организации, таким образом, является то, что процесс практического воплощения этой веры осуществляется преимущественно в форме не религиозных, а социокультурных практик.

К социокультурным практикам анастасийцев можно отнести посещение членами общины тематических «кружков» («оздоровительная группа», «курсы по ивоплетению», «поездки за город» и т. д.). Культурные практики вне самого клуба разнообразны, начиная от распространения книг Мегре и заканчивая проведением праздников в детских домах и оказания детям-сиротам посильной помощи. Все это, по мнению анастасийцев, является «их общим делом», так как подобного рода деятельность есть претворение в жизнь идей Анастасии, и роль каждого члена общности, независимо от его конкретных действий, считается чрезвычайно важной.

Практикуется также совместное проведение праздников анастасийцами. Организацию праздничных мероприятий обычно берут на себя один или два члена клуба, которые собирают деньги, покупают необходимые продукты и т. д. Совместное празднование относится, как правило, к наиболее значимым светским праздникам, таким как Новый год, 8 марта, 23 февраля, традиция «организованных» празднований которых включена в картину мира человека, социализированного в советскую эпоху.

Именно эти особенности социализации, на наш взгляд, обусловливают то, что в картину мира анастасийцев включена потребность в таких коллективных практиках, как совместный труд и праздничные мероприятия: субботники, «организованное» посещение театров, концертов и т. п. С преобразованием структурных основ российского общества произошла утрата социально-культурного контекста их жизнедеятельности. Поэтому необходимость поиска «замены» коллективным практикам советской эпохи в современной действительности выступает главным мотивом вступления в движение последователей Анастасии.

Таким образом, с нашей точки зрения, движение Анастасии лишь частично можно отнести к НРД западного образца. Оно представляет собой специфически российское НРД, характерное для современного мегаполиса. Подобного рода явление - возникновение движения на основе лишь литературного образа - можно считать новым социокультурным феноменом в рамках современной городской культуры. Феномен «читательских клубов», основанием деятельности которых служит «учение» сконструированного писателем харизматического лидера, как нам кажется, представляет собой неординарный объект для дальнейшего изучения в социологическом сообществе.

1 См.: Barker Е. Plus 9а change... // Social Compass. 1995.42 (2); Bedford J. A., Levasseur M. New religious movements in Western Europe // New religious movements and Rapid social change / Ed. by J. A. Beckford Univ. of California, 1987; Wallis. R. The Elementary Forms of New Religious Life // The Sociology of Religion П / Ed. by S. Bruse. Aldershot, UK; Brookfield, US, 1976; Wilson B. R.. Sects and Society. London, 1961.

2 См.: ГараджаИ.В. Социология религии. М., 1996.; Самыгин С.Н., Нечипуренко И.И. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996; Щипков А. Во что верит Россия? СПб., 1998; Митрохин JI.H. Баптизм: история и современность. М., 1993; Он же. Религиозные «культы» в США. М., 1984.

3 См.: Кураев А. Все ли равно как верить. Клин, 2000.

4 См.: Балагушкин Е.Г. Критика нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М., 1984; Он же. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. Ч. I, II. М., 1999; Ште-рин М. Новые религиозные движения в России 1990-х годов // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. К. Каариайнена, Д.Е. Фурмана. СПб., М., 2000; Григорьева Л.И. Религии «Нового века» и современное государство. Красноярск, 2002 - и др.

5 Исследование проведено автором в 2003-2005 гг.

6 Здесь и далее см. информацию о респондентах в таблице в конце текста.

' http://www.anastasia.ru.

® Дальнейшая характеристика членов клуба и их социально-религиозных практик связана, преимущественно, с периодом функционирования клуба в одной из школ Петроградского района.

' Мегре В.Н. Анастасия. СПб., 2002. С. 71.

10 Иванов П. Культ Анастасии (http://www.pagez.ru/items/006.php).

" См.: Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997; Bainbridge W.S. The sociology of religious movements. •New York; London, 1997; Wilson B.R. Op. cit.; Idem. Religion and the churches in contemporary America // The Sociology of Religion I / Ed. by S. Bruce. Aldershot, UK; Brookfield, US, 1995.

12 Согласно «учению» Анастасии, именно таким способом можно победить зло.

Статья принята к печати 14 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.