Научная статья на тему 'Новые религиозные движения в России и СНГ'

Новые религиозные движения в России и СНГ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2106
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ ХРИСТИАНСТВА И ВОСТОЧНЫХ КУЛЬТОВ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕЧЕНИЯ ИСЛАМА / НЕОБУДДИЗМ / НЕОШАМАНИЗМ / НЕОЯЗЫЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Колосова Ирина Валерьевна

В статье рассматриваются новые религиозные движения (НРД), указываются основные типы нетрадиционных верований, распространившихся на постсоветском пространстве. Автор уделяет внимание НРД, являющимся фактором зарубежного влияния, а также угрозам, исходящим от движений, базирующихся на деструктивной идеологии. Делается вывод о необходимости поддержки государством традиционных конфессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new religious movements of Russia and Post-soviet space

The article considers the phenomenon of the new religious movements (NRM), reveals main types of non-traditional beliefs widespread on the post-soviet space. The author specifies NRM, which appear as a factor of foreign influence on the territory of Russia and CIS countries, as well as the threats, arising from the movements based on destructive ideology.

Текст научной работы на тему «Новые религиозные движения в России и СНГ»

УДК 298.299

Новые религиозные движения в России и СНГ*

Ирина КОЛОСОВА

Новые религиозные движения

Возрождение религиозности стало закономерным следствием демократических перемен, произошедших в СССР после 1985 г. Демонтаж культивируемого коммунистической идеологией единомыслия привёл к тому, что наряду с активизацией деятельности традиционных для России и стран СНГ религий (православного христианства, ислама, буддизма и иудаизма) начали появляться совершенно новые формы религиозной и духовной жизни. Новые религиозные движения (объедине-

ния) (НРД) - это религиозные или духовные группы, зародившиеся недавно и не получившие общественного признания в качестве деноминации, церкви или религии [1].

Возникновение новой религиозности во многом является следствием эрозии традиционного уклада жизни и радикальной интенсификации обмена между различными регионами и культурами мира сначала технологическими, а затем и мировоззренческими идеями, а также социально-культурными формами

КОЛОСОВА Ирина Валерьевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и политической философии Дипломатической академии МИД России. E-mail: kolosovairene@ gmall.com

Ключевые слова: новые религиозные движения на основе христианства и восточных культов, нетрадиционные течения ислама, необуддизм, неошаманизм, неоязычество.

1 Балагушкин Е. Г. Новые религиозные движения в современной России // Полигнозис.1998, № 2; Баркер А. Новые религиозные движения. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1997.

* Статья подготовлена по гранту РГНФ № 15-03-00870 «Философия политического и реальная политика».

при глобализации [2]. НРД представляют собой типологически новое явление в области религии, возникшее и получившее развитие в мире, в доктринальном плане не сводимое ни к одному из источников вероучения признанных религиозных традиций. Претендуя на роль новых мировых религий, НРД стремятся быть надэтническими и надконфес-сиональными [2, с. 5-6]. Вместе с тем они не обходятся без заимствования доктринальных положений и элементов культа у различных этносов и религий [2, с. 5-6]. В противном случае их догмы, не будучи укоренёнными в каких-либо из существующих традиций, будут выглядеть слишком отстранённо и фантастично, что явно лишит их возможности массового привлечения адептов. В связи с этим характерной чертой НРД является синкретизм, эклектически соединяющий элементы различных религий и философских систем, что даёт основание именовать их постмодернистскими [3].

Новые религиозные движения на постсоветской территории стали одним из ярких проявлений параре-лигиозного сознания населения. Активный поиск духовного пути выходцами из атеистического Совет-

ского Союза встретил на своём пути широкое разнообразие религиозных культов, предлагаемых НРД как альтернативу традиционным религиям. Расцвету религиозных движений на постсоветском пространстве во многом способствовала значительная оторванность людей от церковных традиций, ослабленное состояние традиционных религий и их миссионерских структур, финансовое давление иностранных религиозных миссий вкупе с социально-экономической и политической нестабильностью в странах. Новые религиозные движения оказались более приспособленными к возникновению на постсоветском пространстве так называемого религиозного рынка, на котором религиям приходится конкурировать друг с другом для привлечения внимания потенциальных клиентов [4].

Среди распространившихся на пространстве СНГ движений представлены как широко известные на Западе крупные новые религиозные организации (Церковь Саентологии*, Международное общество Сознания Кришны, Церковь Объединения Мун Сан Мёна, Движение Раджниша (группы ОШО), группы последователей Шри Чинмоя, Трансцедентальной меди-

2 Ожиганова А. А., Филиппов Ю. В. Новая религиозность в современной России: учения, формы и практики. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2006; Религия и глобализация на просторах Евразии / под. ред. А. Малашенко, С. Филатова. Московский Центр Карнеги. М.: Неостром: 2005.

3 Эпштейн М. Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России (70-80 гг. XX в.). М., 1994. С. 15.

4 Кукарцева М, Колосова И. Религия и границы светского общества // Полития. 2014. № 3.

* Постановлением Мосгорсуда «Московская Церковь Саентологии» была ликвидирована в ноябре 2015 г., однако её представители попытались оспорить решение суда в высшей инстанции. 29 июня 2016 г. Коллегия Верховного Суда окончательно признала законность ликвидации саентологической церкви Москвы // иКЬ: http://rla.ru/incidents/20160629/1454429172.html

тации, Сахаджа-йоги и др.), так и многочисленные местные религиозные группы (Церковь последнего завета (учение Виссариона-Христа), «Радастея» (учение Евдокии Марченко), Анастасийцы и пр.

Многие НРД возникли на волне протеста против традиционных ценностей и связаны с молодёжной субкультурой. Это явление характерно прежде всего для стран Запада, где традиционные религии испытывают глубокий кризис [5]. Молодое поколение отказывается идентифицировать себя с традиционными религиями, считая их ограничивающей свободу господствующей «родительской» культурой, в частности, в Западной Европе падает доверие к церкви: происходит либо дистанцирование, либо полный отход от неё. Распространение религиозного индивидуализма и автономного от церковного учения понимания доктрин и самой религиозной жизни выражается как в увеличении числа течений в рамках одной христианской конфессии, так и в полном отказе от христианства. Многие причисляют себя к категории «ду-

ховный, но не религиозный», акцентируя тем самым свой духовный запрос, который традиционные религии по тем или иным причинам не удовлетворяют. Всё это во многом способствует активизации деятельности НРД, предлагающих «уникальный» путь духовного роста, претендующий удовлетворить любые актуальные запросы.

На постсоветском пространстве, где импортируется западная молодёжная субкультура, можно наблюдать тоже самое. Несмотря на отсутствие преемственности религиозного опыта в советское время в связи с атеистическим воспитанием, растущий интерес современной молодёжи к нетрадиционным, «экзотичным» религиям связан с трактовкой активно возрождаемых обществом традиционных религий как устаревших, что привлекает молодых людей в ряды адептов НРД.

Активность НРД на пространстве СНГ достигла апогея в середине 90-х годов. Но после скандалов, связанных с преступной деятельностью Аум Синрикё* и «Великого белого братства Юсмалос»**, в частности,

5 Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодёжь. М.: Изд-во МГУ, 1980; Он же. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодёжь Запада). М.: Изд-во МГУ, 1984.

* В 1995 г. Аум Синрикё совершило террористическую газовую атаку в токийском метро, после чего было причислено к числу террористических организаций в США, Канаде, странах ЕС и др.

** В 1992 г. против руководителей «Великого белого братства Юсмалос» были возбуждены уголовные дела по УК Украины (ст. 199 - «Самовольное занятие земельного участка и самовольное строительство» и 143 - «Мошенничество»). В 1996 г. Цвигун (духовное имя - Мария Деви Христос) была осуждена на 4 года колонии общего режима, формальный глава секты Иоанн-Пётр Второй - на 5 лет, Кривоногов (носивший духовное имя Юоанн Свами) - на 6 лет. В 1997 г. М. Цвигун восстанавила «Великое белое братство Юсмалос». С 2006 г. она переносит центр своей деятельности в Москву, сменив имя и фамилию на Виктория Преображенская. Под этим именем она основала «Космическое полиискусство третьего тысячелетия», создала «Театр мистерий Виктории Преображенской» и «Творческую мастерскую Виктории Преображенской» // Фокус. 2010. 27 января.

в Российской Федерации в 1997 г. был принят Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», существенно ограничивший распространение новых религиозных движений.

Тем не менее можно утверждать, что новые религиозные группы и движения закрепились в России

и в странах постсоветского пространства как постоянное явление, что подтверждают результаты фундаментального исследования, по-свящённого новой религиозности в современной России, проведённого учёными Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН [2].

НРД на основе восточных культов

Среди новых религиозных объединений в России А. А. Ожиганова и Ю. В. Филиппов, авторы исследования, выделяют наиболее представительную группу: новые религиозные движения на основе восточных культов [2, с. 279-280], прежде всего индийских, тибето-буддийских и китайских [6].

Такие религиозные организации основываются как выходцами из регионов традиционного распростра-

нения этих религий («преданные» Сатья Саи Бабы, Всемирный духовный университет Брахма Кумарис *, Центр Шри Чинмоя**, так и опосредованно из Соединённых Штатов Америки и Европы (тибетский буддийский орден Карма-Кагью датчанина ламы Оле Нидала***, Миссия Чайтаньи и др.).

В последнем случае, как отмечают авторы исследования, эти группы уже прошли через «фильтр» за-

6 Бажанов Е. П., Бажанова Н. Е. Китайская мозаика. М.: Восток - Запад, 2011; Ткачёва А. А. «Новые религии» Востока. М.: Наука, 1991.

* Брахма Кумарис Всемирный Духовный университет (БКВДУ), начал свою деятельность на территории России ещё в 1989 г., когда были открыты первые центры в Москве и Санкт-Петербурге. Позже появились филиалы организации в Перми, Сочи, Нижнем Новгороде, а также Минске, Киеве, Одессе, Риге, Новосибирске, Алма-Ате и других городах постсоветского пространства. В 2000 г. по запросу Главного управления юстиции г. Москвы была создана экспертная группа для исследования деятельности БКВДУ в России, которая пришла к выводу о том, что БКВДУ «является нетрадиционным религиозным движением с деструктивным, а по некоторым вопросам и человеконенавистническим вероучением, составленным на основе синкретического (внутренне противоречивого) синтеза ряда представлений из индуизма и оккультизма» (http://www.orthedu.ru/books/sects/kumaris/expert.htm)

** Центр Шри Чинмоя - новое религиозное движение, созданное Чинмоем Кумаром Гхошем в 1996 г. в Пуэрто-Рико, имеет свои представительства в 46 странах мира. На постсоветском пространстве после смерти основателя движения в 2007 г. общество продолжает действовать в России, Белоруссии, Казахстане, на Украине. В России имеет статус некоммерческой общественной организации с наименованием «Общероссийская общественная организация "Центр Шри Чинмоя"».

*** 13 июня 2015 г. ламе Оле Нидалу была присуждена премия Ассоциации ЮНЕСКО «Диалог. Совместное существование. Мир» за поддержание межкультурного диалога и мирного сосуществования.

падной цивилизации и поэтому используемые ими комбинации культурных форм оказываются бо-

лее приспособленными к сознанию граждан России и стран СНГ [2, с. 279].

НРД на основе христианского вероучения

Следующей широко распространённой на постсоветском пространстве группой являются новые религиозные движения на основе христианского вероучения. Среди них наиболее прозелитически активной группой выступают различные течения протестантизма, распространяемые миссионерами в основном из Соединённых Штатов Америки [2, с. 280] («Международная Церковь Христа»*, «вольные» протестантские проповедники -Б. Грэм**, М. Финли*** и др.).

Пропагандируемые ими версии христианства не являются культурно нейтральными - в их основе лежит протестантская этика [7], характеризующаяся преобладающим в США прагматичным пониманием религии как системы, максимально адаптированной к духовному запросу современного общества потребления. В отличие от традиционных христианских иерархических структур, обладающих апостольским преемством, многоликий протестантизм нередко демонстрирует нефор-

мальный характер литургической практики, включая богослужения в форме рок-концертов и танцевальных вечеров.

Например, для собраний общины харизматических протестантских церквей характерен акцент на переживание каждым прихожанином спонтанных трансовых состояний, воспринимаемых как проявления действий Святого Духа (глоссолалия, «святой смех», «танцы в духе» и т. п.).

Околохристианские учения. Идеология целого ряда новых религиозных движений, тесно связанных с христианским миропониманием и вероучением, основывается на переосмыслении и развитии христианских идей в самых неожиданных направлениях. При этом в подавляющем большинстве случаев новые религиозные движения противопоставляет себя христианству. Самые известные течения, продолжающие традиции христианских ересей - «Свидетели Иеговы», Неопятидесятники, Богородичная церковь и др.

7 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Ист-Вью, 2002.

* Международная Церковь Христа (Бостонское движение) была основана в США в 1979 г. протестантским пастором Кипом Маккином с целью всемирной евангелизации и возрождения апостольского христианства.

** Уильям (Билли) Франклин Грэм - американский религиозный и общественный деятель, служитель баптистской церкви, член самого крупного баптистского объединения в мире -Южной баптистской конвенции. На протяжении многих лет является духовным советником президентов США; был особенно близок к Линдону Джонсону.

*** Марк Финли - доктор богословия, американский евангелист, проповедник всемирной Церкви адвентистов седьмого дня.

«Свидетели Иеговы»* абсолютизировали идею избранности человека ко спасению. Главная идея иего-визма - создание теократического царства во главе с Иеговой, поэтому верующим внушается отвращение к любой форме государственности и её институтам. Иеговист не должен учиться в высших учебных заведениях, служить в армии (включая альтернативную службу), участвовать в выборах, отмечать национальные, гражданские, религиозные праздники, посещать развлекательные мероприятия [8].

На пространстве Союза Независимых Государств «Свидетели Иеговы» заняли нишу одного из самых массовых околохристианских НРД. Деятельность «Свидетелей Иеговы» в СССР была запрещена, её члены подвергались репрессиям.

В 1949-1951 гг. последовала ссылка «Свидетелей Иеговы» в основном в Среднюю Азию. Их обвиняли в отказе от регистрации, в уклонении от политической деятельности и службы в армии, а также в нелегальном ввозе Библии в СССР. В 90-х годах «Свидетели Иеговы» получают официальную регистрацию во многих постсоветских республиках.

На сегодняшний день, в России число последователей данного НРД самое многочисленное и составляет около 130 тыс. чел. [8].

Широко распространён иеговизм на Украине, в Белоруссии и в странах Центральной Азии.

Неопятидесятники. Неопяти-десятническое «Движение веры»** достаточно далеко отошло от первоначального пятидесятничества, возникшего в начале ХХ в.

Его главные составляющие - это зародившееся во второй половине XIX в. в США оккультное

8 Лункин Р. Новые религиозные движения в России: христианство и постхристианство в зеркале новых богов и пророков // URL: http://polit.ru/article/2009/09/28/religiya

* «Свидетели Иеговы» отрицают христианское учение о Троице, Христа полагают первотво-рением, созданным до Адама. Членам организации возбраняется установление взаимоотношений с людьми других вероисповеданий. Их главный религиозно-административный центр находится в Бруклине (Нью-Йорк). В России «Свидетели Иеговы» зафиксированы с 1877 г. В 2004 г. по решению районного суда Москвы была лишена регистрации и распущена местная община «Свидетелей Иеговы». Европейский суд по правам человека в Страсбурге (июнь 2010 г.) признал незаконным это решение.

** Предпосылки для создания «Движения веры» заложил христианский проповедник из Новой Англии Эссек Уильям Кеньон (1867-1948). Его труды стали базой для этого движения. Основные доктрины, получившие распространение в общинах «Движения веры», стали: «учение веры» (утверждение, что только тот, кто имеет сильную веру, может быть исцелен, получить ответ на молитву); преуспевание (вера в то, что Бог желает финансового процветания верующих); исцеление (вера в то, что Бог хочет исцелить каждого человека); «закон сеяния и жатвы» (заявлялось, что каждый человек может пожать то, что он посеял для Бога подобно семени, даже если это касается финансов). Современная история движения связана с именами Кеннета Хейгина, Орала Робертса и так называемым «пробуждением исцеления», начавшимся в США в конце 40-х - начале 50-х годов. В это время многие проповедники в США, которые в основном принадлежали к пятидесятническим церквям, проводили массовые собрания, называемые «служениями исцеления». На этих служениях проповедовалось, что Бог может исцелить любую физическую болезнь. В России первые общины движения стали появляться в период перестройки. Огромную роль в этом сыграл пастор церкви «Слово жизни» Ульф Экман из г. Уппсала (Швеция) и его помощник Карл-Густав Северин. Они были первыми священнослужителями Церкви веры, которые посетили Советский Союз.

учение о «позитивном исповедании», тяга к различным сверхъестественным переживаниям и опытам, материалистическая «теология процветания».

Отношения с Богом для неохаризматиков сводятся к физическим ощущениям и психическим экстатическим переживаниям.

Многие лидеры неопятидесятнических групп на своих собраниях прибегают к приёмам массового гипноза и манипулирования сознанием, приводящим присутствующих к многочасовому трансу.

Пасторы добиваются беспрекословного повиновения членов группы, в том числе ссылаясь на «пророчества» и «откровения», якобы получаемые ими непосредственно от Бога.

Сегодня в России численность их адептов превысила 200 тыс. чел.

Наряду со «Свидетелями Иеговы» они являются самыми многочисленными и быстро растущими Новыми религиозными движениями в странах Содружества Независимых Государств.

Церковь Божией Матери Державной (Богородичники) - религиозное движение, возникшее в конце 80-х годов в результате проповеди архиепископа Иоанна (Вениамина) Береславского.

Основа мировоззрения Богородичной церкви - это соединение православия и русской интеллигентской культуры, признающей авторитет старцев, писателей, художников, царской семьи, поэтов Серебряного века.

Центральное место в идеологии богородич-ников занимают идеалы свободы, личных отношений с Богом, творчества.

Богородичники резко осуждают коммунизм, фашизм, национализм, любые формы диктатуры [8; 9].

На сегодняшний день богородич-ники распространены в виде малых групп в большинстве городов России (около 5-6 тыс. приверженцев), а также представлены в Белоруссии и на Украине.

Нетрадиционные течения ислама

Радикальные исламистские НРД. Распространение радикальных исламистских течений на пространстве СНГ во многом вызвано упадком традиционного ислама ханафитско-го толка за годы советской власти, когда существовала своеобразная деформированная модель ислама, приспособленная к атеистическому государству и допускавшая нарушение исламских запретов. Набравшая

силу радикальная тенденция в религии стала реакцией на деградацию традиционного ислама и отсутствие системы религиозного образования [10]. В таких движениях обычно выделяется несколько доктрин ислама, истолкование которых искажает их изначальный смысл. В результате возникает новое религиозное движение, носящее имя ислама, но при этом явно противоречащее его прин-

9 Бакланова Г. Ю. Православная церковь Божией Матери «Державная» как социально-религиозный феномен. М.: Агент, 1999.

10 Малашенко А. В. Исламизм в Центральной Азии сегодня и завтра // Россия - Центральная Азия - радикальный ислам / под ред. Г. А. Рудова. М.: Восток - Запад. 2009.

ципам. Показательным в этом смысле является название террористической организации «Исламское государство» (ИГ)*.

По мнению первого заместителя председателя Духовного управления мусульман России Дамира-хазрата Мухетдинова, группировку следует называть арабской аббревиатурой ДАИШ, поскольку «когда "ИГИЛ" расшифровывается как "Исламское государство", тут же происходит очернение Ислама и мусульман в целом» [11].

Проблема экстремизма, псевдорелигиозного терроризма, в особенности того, который прикрывается исламскими лозунгами, является актуальной для стран СНГ уже давно [11]. Ключевую роль в радикализации ислама сыграли иностранные миссионеры и организации, разработавшие базовые идеологические установки радикальных исламских течений, принципиально отличных от исконного ислама.

Особенно это касается спонсируемых из-за рубежа, в частности из Саудовской Аравии, движений «неоваххабитского» толка [12], не подчиняющихся духовным управлениям мусульман стран СНГ (Северный Кавказ, Татарстан, страны Центральной Азии).

Неоваххабитские движения, находящиеся в значительной идейной близости с такими радикальными

течениями, как «Братья-мусульмане», в арабских странах создают сети подпольных медресе, где происходит целенаправленный отрыв от социума членов «новых» конфессий, создание неподконтрольных финансовых схем, массовое обучение в религиозных учебных заведениях за рубежом и вовлечение в террористическую деятельность.

В целом современные экстремистские исламские группировки характеризуются произвольной интерпретацией Корана и сунн, эклектизмом в отношении догматики и ритуалов и представляют собой деструктивные новые религиозные движения на базе ислама.

Исламизм представляет собой политическую идеологию, утверждающую, что она действует во имя триумфа ислама во всём мире.

Исламизм как широкое общественно-политическое явление демонстрирует превращённую, политизированную форму ислама. Это религиозно-политическая идеология, которая предполагает прямое, буквальное и всестороннее применение норм шариата во всех сферах жизни общества и государства, включая межгосударственные отношения.

Центральным богословским понятием, обосновывавшим исламистское политическое действие, является джахилийя, т. е. мировая апостасия, первобытная грубость и невежество. В обществе джахилийи праведная жизнь невозможна, поэтому

11 Мухетдинов Д. Вместо ИГИЛ стоит употреблять аббревиатуру «ДАИШ» // Ислам против религиозного экстремизма и терроризма. Душанбе 22-23 июля 2016 // иКЬ: http://www.dlalog. tj/news/damir-mukhetdinov-vmesto-igil-stoit-upotreblyat-abbreviatum-daish

12 Милославский Г. В. Ваххабизм в идеологии и политике мусульманских стран (к эволюции возрожденческого течения в исламе) // Ислам и политика (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М., 2001.

* Деятельность Исламского государства законодательно запрещена на территории России.

для достижения спасения необходимо преобразование всей общественно-политической жизни.

Таким образом, в теологии исламизма личное спасение оборачивается политической борьбой за создание всемирного исламского государства [13]. Так, исламизм заявляет, что он действует во имя триумфа ислама во всём мире. При этом его идеология представляет собой набор концепций, которые могут использоваться произвольно для конструирования конкретной идейной позиции. По происхождению эти концепции могут быть как исламскими (например, ширк - политеизм), так и западнолиберальными («исламская демократия») и марксистскими («исламская революция») и т. п., что доказывает постмодернистскую природу исламизма.

Исламистские радикальные идеологические установки доводятся до конкретных индивидов в виде лозунгов и призывов, которые провозглашаются нормой или установлением самого ислама. Подверженными воздействию на фоне некритического восприятия оказываются в первую очередь молодые люди, недостаточно знакомые с истинным вероучением ислама и принимающие на веру диктуемые им установки. Исламский радикализм, как идеологическая доктрина, выступает как способ социально-политической мобилизации

её сторонников на решение тех задач, которые выдвигаются разработчиками исламистских идеологий [14].

Характерным примером новых исламских религиозно-политических движений является партия исламского освобождения «Хизб ут-Тахрир аль-Ислями» (ХТИ)*. На постсоветском пространстве главным объектом, против которого направлена деятельность ХТИ, является правящий режим в Узбекистане. Движение распространено в Таджикистане, Киргизии, Казахстане и других странах, представляя собой наднациональную организацию с подразделениями в различных государствах мира.

Это экстремистское исламское политическое движение добивается создания исламского Халифата в Центральной Азии [15].

Следует отметить, что среди прочих новых религиозных движений существуют и неполитизированные синкретические группы, использующие в своей деятельности элементы арабско-мусульманского религиозного наследия (Бахаи **, неосуфийские общества и др.).

13 Семедов С. А. Политический ислам в современном мире. Дисс. ... д-ра филос. наук. М.: РАГС при Президенте РФ, 2009.

14 Рудов Г. А. Россия, Центральная Азия и исламский фундаментализм // Россия -Центральная Азия - радикальный ислам / под ред. Г. А. Рудова. М.: Восток - Запад, 2009.

15 Нанаева А. К. Угроза радикализации ислама в Центральной Азии и деятельность партии «Хизб Ут-Тахрир» // Россия - Центральная Азия - радикальный ислам. М.: Восток - Запад, 2009.

* Хизб ут-Тахрир аль-Ислями - международная панисламистская политическая партия основана в 1953 г. в Восточном Иерусалиме судьёй местного шариатского апелляционного суда Такиуддином ан-Набхани. В России признана в качестве террористической организации, в большинстве мусульманских государств деятельность организации официально запрещена и преследуется (Турция, Пакистан, Таджикистан, Узбекистан и ряд других восточноевропейских и азиатских государств, во всех арабских странах, кроме ОАЭ, Ливана и Йемена).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

** Вероучение Бахаи зародилось в 1844 г. в Иране на основе ревизии мусульманского вероучения. Основатель религии - Бахаулла (араб. «Слава Господа», «Блеск Бога»), продолжатель ряда посланников Бога (Кришны, Авраама, Зороастра, Моисея, Будды, Иисуса Христа и Мохам-меда). Петрова В. В. Вера Бахай: основы вероучения, культовая практика (социально-философский анализ). Дисс. ... канд. филос. наук. М., 2002.

Новые религиозные организации универсальной эзотерической направленности на базе идеологии «Нью Эйдж»

Плодотворной почвой для формирования различных НРД стало движение «Нью Эйдж» («Новая эра», «Эра Водолея»), включающего в себя ок-культно-эзотерические учения: теософию Е. П. Блаватской, астрологию, каббалистические школы, европеизированные восточные религиозно-оздоровительные практики и течения (йога, практики медитации, цигун и др.), практическую психологию и психотерапевтические техники, научную фантастику, фэнтези и элементы поп- и медиа-культуры, а также протестантскую модель «духовного роста» и процветания в потребительском обществе.

Ньюэйджевские принципы можно обнаружить в той или иной форме в самых известных новых религиозных движениях: Церковь объединения преподобного Муна, Церковь саентологии [16], Церковь Последнего Завета, «Великое белое

братство», «Радастея», Анастасийцы и т. д. Отдельной ветвью отечественного «Нью Эйджа» являются бурно развивающиеся с начала 90-х годов теософские и антропософские общества, рериховское движение («Живая этика») [17], философская школа «Новый Акрополь» и др.

Ньюэйджеры верят в то, что на смену религиозному и научному мировоззрению, которые несут в себе только фрагменты истины, придёт интегративная духовность, которая объединится со всеми сферами жизни человека и приведёт его к новой ступени развития, что станет характерной чертой новой астрологической эпохи Водолея.

Эра Водолея - время синтеза практической духовности и технологического прогресса, время, когда общение со сверхъестественным будет доступно каждому человеку напрямую без каких-либо посредников и духовных учителей.

Неоязычество - искусственные конструкции

Неоязычество - новые религии, сконструированные на основе политеистических верований в целях поиска новой этнической идентичности и (или) для разработки новой идеологической системы (славянское родноверие, армянская религия солнцепоклонников и т. д.).

К неоязычеству примыкает неошаманизм, который объединяет ряд движений, видящих выход из духовного кризиса и решение психологических проблем современного человека в возврате к наиболее древним оккультно-магическим практикам. Для данных групп характерно эклек-

16 Кукушкина Г. А. Церковь саентологии: основы вероучения, культовая и внекультовая практика (социально-философский анализ). Дисс. ... канд. филос. наук, 2003.

17 Шапошникова Л. В. Философия космической реальности // URL: http://www.icr.su/rus/ evolution/ethics

тичное сочетание практик различных культурных ареалов шаманизма - от сибирского до индейского, которые обретают новые формы и смыслы в проявлении так называемого «городского» шаманизма.

В России, Белоруссии, на Украине самый популярный вид неоязычества, основанный на реконструкции древних, дохристианских славянских верований - родноверие.

Родноверие не имеет единой организационной структуры и подразделяется на множество организаций и групп, взгляды которых существенно различаются. Так, если одни группы родноверов в целом аполитичны, нейтрально относятся к христианству, то другие стоят на антисемитских ультраправых позициях, провозглашают избранность славян, участвуют в славянских маршах.

Одно из направлений неоязычества - инглиизм* (Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов**) и несколько небольших родноверче-ских организаций были признаны экстремистскими, их деятельность

на территории Российской Федерации запрещена.

Отличительной особенностью практически всех неоязыческих движений народов России является этноцентризм (порой переходящий в шовинизм) и неприятие авраами-ческих религий.

В частности, в Северной Осетии апологетами осетинского неоязычества активно проводится мысль о том, что христианство - не религия осетин и необходимо вернуться к некоей пракавказ-ской религии, когда все кавказские народы исповедовали мифический единый языческий культ.

При этом на Кавказе прослеживается стремление неоязычников к политизации собственных религиозных учений [18]. Сейчас среди лидеров различных направлений НРД наблюдается рост политической активности - создание общественно-политических движений («Возрождение. Золотой век» - лидер Николай Левашов; «Курсом правды и единения» - лидер Юрий Москалёв; партия «Воля» - лидер Светлана Пеунова, в отношении которой в феврале 2016 г. было возбуждено

18 Сулейманов Р. Р. Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения // URL: http://www.bogoslov.ru/text/2421099/index.html

* Основатели движения возводят понятие «инглиизм» к древнеарийскому слову «Инглия» -«первичный огонь, породивший жизнь в бесконечных вселенных», созданных Единым Богом-Творцом - Ра-М-Ха. Первоначально предки людей обитали в созвездии Большой Медведицы, а затем переселились на колеснице Вайтмаре в Мидгард (планета Земля) на древний затонувший континент Даарию (греч. - Гиперборея), расположенный на Северном полюсе. Позже (106 тыс. лет назад) переселились в Беловодье, где протекала река Ирий (Иртыш). Пережили ледниковый период (Великое похолодание - 13 тыс. лет назад). Наиболее употребительно летоисчисление от «Сотворения Мира в Звёздном Храме» - мирного договора между Асуром, князем славяно-ариев, и Аримом, князем Империи Великого Дракона (Китай) в 5508 г. до н. э. после победы над Китаем. Одним из памятников той эпохи инглинги считают Великую Китайскую стену и символическое изображение всадника, поражающего дракона (св. Георгий). После этой победы они записали древнюю мудрость в Авесту, а затем в Велесову книгу.

** Общество инглиистов создано в 1992 г. А. Хиневичем в Омске (именуемом у инглингов Асгардом). Представляет собой радикальный вариант родноверия.

уголовное дело по статье «Мошенничество») и др.

Общие черты данных «религиозно-политических» организаций -спекуляция на патриотических чувствах, привлечение адептов критикой текущего положения вещей

в стране и в мире [19]. Каждое из этих движений имеет в своём распоряжении привлекательные для потенциального члена программы развития экономики, восстановления научного потенциала страны и возрождения вооружённых сил.

НРД на основе теории палеоконтакта

Ещё К. Г. Юнг рассматривал массовую веру в инопланетян как разновидность религиозной веры [20]. Иеромонах Серафим Роуз в работе «НЛО в свете Православной веры» (1992 г.) назвал распространившиеся по всему миру уфологические общества новой религией и одним из знамений «пост-христианской веры». Безусловно, массовая вера в инопланетян, нередко подкрепляемая мистическим опытом, рассматривается как религия в узком смысле слова, подразумевающая веру в существование некоей инопланетной реальности, о которой человек кое-что знает и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь.

В России отразившаяся в современных городских легендах вера в инопланетян во многом заимствована с Запада, особенно с приходом на российский рынок многочисленных голливудских научно-фантастических фильмов. Значительное место в современных городских легендах, уфологии и теориях заговора занимает вера в так называемый «заговор рептилоидов».

Образы сказочных рептилий встречаются в мифологии различных народов (змей-искуситель в Ветхом Завете, Змей Горыныч в русских былинах, китайский дракон, индийские наги, пернатый змей Кецалькоатль у индейцев майя и пр.) и научно-фантастической литературе.

В частности, в повести писателя-фантаста Роберта Говарда «Королевство теней» (1929 г.) рассказывалось о людях-змеях, способных устанавливать контроль над сознанием людей.

Помимо этого, на формирование образа высокоразвитых рептилий повлияла опубликованная в 1982 г. работа палеонтолога Д. Рассела, утверждавшего о возможном существовании в позднем мезозое разумных динозавров.

Однако реальному превращению этой теории в объект массовой веры послужили многочисленные книги и лекции британского писателя и пропагандиста теории заговора Д. Айка, имеющего многочисленных последователей по всему миру. Д. Айк возводит свою теорию к шумерским легендам о богах-рептилиях (аннунаки с планеты Нибиру) и утверждает, что имеющие инопланетное происхождение рептилоиды обитают на Земле на секретных подземных базах и фактически управляют миром, прямо или косвенно заставляя политических лидеров государств (прежде всего Великобритании и США) исполнять их волю.

В России теория палеоконтакта активно освещается в СМИ (в частности, на телеканалах

19 Ордынский В. Экспансия нетрадиционных религиозных движений: взгляд из Татарстана // URL: http://muslem.ru

20 Юнг К. Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе. М.: Наука, 1993.

РЕН ТВ, ТВ 3 и др.), а среди приверженцев пресло- ские деятели, в частности, лидер партии «Воля» вутого «заговора рептилоидов» есть и политиче- Светлана Пеунова.

Вышеперечисленные направления НРД далеко не исчерпывают существующее разнообразие религиозно-духовных форм на постсоветском пространстве. Многочисленные новые религиозные группы и движения закрепились в России и в странах СНГ как постоянное явление.

Новые религиозные движения представляют собой яркий образец трансформации религии в обществе Постмодерна, характеризующийся многообразием и неизменным ростом количества религиозных движений в связи с «коммерциализацией религии». В условиях конкуренции формируется обширный религиозно-идеологический рынок, свойственный современной потребительской культуре и готовый ответить на всевозможные запросы -от мировоззренческих до социально-политических.

Вместе с тем увеличение числа НРД происходит на фоне политической и экономической нестабильности на постсоветском пространстве. Это характерно для Украины и стран Центральной Азии (особенно Киргизии), где неуклонно растёт число религиозных движений, базирующихся на деструктивной идеологии. Деятельность таких НРД способствует поляризации общества, кризису национальной идентичности, снижению патриотизма, росту делинкветных форм поведения, изменению ценностных ориентаций, падению образовательного и интеллектуального потенциала.

Среди религиозных организаций на территории России и стран СНГ растёт число новых религиозных движений, институциональные структуры которых являются участниками мирового политического процесса, выступая как вариант или аналог неправительственных организаций, финансируемых из-за рубежа. Крупные международные НРД, являясь важным фактором зарубежного влияния на территории России и стран СНГ, формируют систему транснациональных связей между отдельными группами, общинами и движениями. Эти связи устанавливаются «поверх» государственных границ [21]. Таким образом, лояльность приверженцев НРД может принадлежать как государству, так и транснациональной религиозной общности. Многие НРД используют в своей деятельности методы информационно-психологического воздействия - элементы нейролингвистического программирования, гипноза и другие современные психотехнологии влияния, являющиеся компонентами информационно-психологических войн. Особенно это касается многочисленных иностранных НРД, которые могут представлять собой угрозу национальной безопасности [22]. Финансируемые Западом движения кришнаитов, саентологов, мормонов [23], неопятидесят-

21 Митрофанова А. В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации. 2008. № 1.

22 Духовная безопасность и нетрадиционные религиозные движения. Материалы круглого стола РИСИ. 27 января 2012 г. // URL: http://www.bogoslov.ru/text/2421099/index.html

23 Бажанов Е. П. Америка: вчера и сегодня. В 2 томах Т. II. М.: Известия, 2005.

ников и других НРД стремятся приобрести адептов среди представителей органов власти.

Прямой угрозой безопасности общества является деятельность НРД, в которых нарушаются такие права граждан, как право на физическое и психическое здоровье, на рождение и воспитание в семье детей, достойное образование, право на собственность.

Ярким примером такой деятельности стала нашумевшая история секты «бога Кузи» *, где существовало регулярное физическое насилие над адептами в форме избиения плетью. Основатель движения создал гарем из своих последовательниц, которые, разорвав контакты с социумом, жертвовали «Кузе» огромные суммы денег и своё недвижимое имущество. В тоталитарных сектах, подобно секте «бога Кузи», особое место уделяется полному контролю над личной жизнью её адептов, которые полностью теряют связь с внешним миром и подвергаются психическому, а нередко и физическому насилию [24].

Деструктивные культы основательно разрушают личность человека, превращая самостоятельного индивидуума в практически беспомощного раба, не имеющего собственного мнения и слепо выполняющего команды «хозяина». Следствием длительного пребывания в подобных сектах является социальное отчуждение, а также целый спектр негативных психоэмоциональных состояний, испытываемых адептами, утрата способности к целенаправленной деятельности, аналитическому мышлению и осознанно-волевому поведению. Реабилитация пострадавших представляет собой длительный и трудный процесс, поскольку методы психологического воздействия, применяемые членами данных организаций, позволяют за короткий срок полностью изменить мировоззрение человека и подавить личность [22].

В связи с угрозой, исходящей от деятельности деструктивных НРД, требуется широкое просвещение, воспитание и образование граждан в религиозной и духовной сфере. Необходимо повышение религиозной грамотности населения в целом, без которой невозможен свободный мировоззренческий и вероисповедный выбор и самоопределение личности.

Важным фактором должно стать включение светских религиоведческих предметов в сетку общеобразовательных дисциплин в среднем и высшем звене образования. Также требуется активная поддержка всех культуросо-зидательных и государственно-образующих традиционных форм религиозности, имеющих многовековую традицию передачи духовного опыта.

24 Полонский И. Секты как угроза национальной безопасности России // Военное обозрение. 2015. 11 сентября.

* Основатель секты Андрей Попов («бог Кузя») находится под арестом, обвиняется в мошенничестве и создании организации, посягающей на личность и права граждан.

Библиография • References

Бажанов E. П. Америка: вчера и сегодня. В 2 томах. Т. II. М.: Известия, 2005. -в08 с.

[Bazhanov E. P. Amerika: vchera i segodnja. V 2 tomah. T. II. M.: Izvestija, 2005. -в08 s.]

Бажанов E. П., Бажанова Н. E. Kитайская мозаика. М.: Восток - Запад, 2011. -288 c.

[BazhanovE. P., BazhanovaN. E. Kitajskaja mozaika. M.: Vostok - Zapad, 2011. -288 s.]

Бакланова Г. Ю. Православная Церковь Божией Матери «Державная» как социально-религиозный феномен. М.: Агент, 1999. - 122 с. [Baklanova G. JU. Pravoslavnaja Cerkov' Bozhiej Materi «Derzhavnaja» kak social'no-

religioznyj fenomen. M.: Agent, 1999. - 122 s.] Балагушкин E. Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах

Запада и их влияние на молодёжь. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 103 с. [Balagushkin E. G. Netradicionnye religii v kapitalisticheskih stranah Zapada i ih

vlijanie na molodjozh'. M.: Izd-vo MGU, 1980. - 103 s.] Балагушкин E. Г. ^итака современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодёжь Запада). М.: Изд-во МГУ, 1984. [Balagushkin E. G. Kritika sovremennyh netradicionnyh religij (istoki, sushhnost',

vlijanie na molodjozh' Zapada). M.: Izd-vo MGU, 1984] Балагушкин E. Г. Новые религиозные движения в современной России II Полигнозис. 1998. № 2. С. 5-12. [Balagushkin E. G. Novye religioznye dvizhenija v sovremennoj Rossii || Polignozis. 1998. № 2. S. 5-12]

Бар^р А. Новые религиозные движения. СПб.: Изд-во Русского христианского

гуманитарного института, 1997. - 284 с. [Barker A. Novye religioznye dvizhenija. SPb.: Izd-vo Russkogo hristianskogo

gumanitarnogo instituta, 1997. - 284 s.] Вeбeр M. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Ист-Вью, 2002. - 352 с. [Veber M. Protestantskaja jetika i duh kapitalizma. M.: Ist-V'ju, 2002. - 352 s.] Духовная безопасность и нетрадиционные религиозные движения. Материалы круглого стола РИСИ. 27 января 2012 г. || URL: http:IIwww.bogoslov.ruI textI2421099Iindex.html [Duhovnaja bezopasnost' i netradicionnye religioznye dvizhenija. Materialy kruglogo stola RISI. 27 janvarja 2012 g. || URL: http:||www.bogoslov.ru|text|2421099/ index.html]

Ку/кар^ва M., Колосова И. Религия и границы светского общества || Полития.

2014. № 3. С. 12в-133. [Kukarceva M., Kolosova I. Religija i granicy svetskogo obshhestva || Politija. 2014. № 3. S. 12в-133]

Кукушкина Г. А. Церковь саентологии: основы вероучения, культовая и внекуль-товая практика (социально-философский анализ). Дисс. ... канд. филос. наук, 2003. - 152 с.

[Kukushkina G. A. Cerkov' saentologii: osnovy verouchenija, kul'tovaja i vnekul'tovaja

praktika (social'no-filosofskij analiz). Diss. ... kand. filos. nauk, 2003. - 152 s.] Лункин Р. Новые религиозные движения в России: христианство и постхристианство в зеркале новых богов и пророков || URL: http:IIpolit.ruI articleI2009I09I28Ireligiya

11|201в

ОBОЗРEБАTEЛЬ-GBSERVER

33

[Lunkin R. Novye religioznye dvizhenija v Rossll: hristlanstvo i posthristianstvo v zerkale novyh bogov i prorokov // URL: http://polit.ru/artlcle/2009/09/28/ religiya]

Малашенко А. В. Исламизм в Центральной Азии сегодня и завтра // Россия -Центральная Азия - радикальный ислам / под ред. Г. А. Рудова. М.: Восток -Запад. 2009. С. 12-18. [Malashenko A. V. Islamizm v Central'noj Azii segodnja i zavtra // Rossija -

Central'naja Azlja - radikal'nyj islam. M.: Vostok - Zapad. 2009. S. 12-18] Милославский Г. В. Ваххабизм в идеологии и политике мусульманских стран (к эволюции возрожденческого течения в исламе) // Ислам и политика (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, па Кавказе и в Центральной Азии). М., 2001. С. 70-85. [Miloslavskij G. V. Vahhabizm v ideologii i politike musul'manskih stran (k jevoljucli vozrozhdencheskogo techenlja v lslame) // Islam l polltlka (Vzalmodejstvle lslama i politiki v stranah Blizhnego i Srednego Vostoka, na Kavkaze i v Central'noj Azii). M., 2001. S. 70-85]

Митрофанова А. В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации. 2008. № 1. С. 109-116. [Mitrofanova А. V. Religioznyj faktor v mlrovoj politike i problema «civilizacij» // Vek

globalizacii. 2008. № 1. S. 109-116] Мухетдинов Д. Вместо ИГИЛ стоит употреблять аббревиатуру «ДАИШ» // Ислам против религиозного экстремизма и терроризма. Душанбе 22-23 июля 2016 г. // URL: http://www.dialog.tj/news/damir-mukhetdinov-vmesto-igQ-stoit-upotreblyat-abbrevlaturu-dalsh [Muhetdinov D. Vmesto IGIL stolt upotrebljat' abbreviaturu «DAISH» // Islam protlv religioznogo jekstremizma i terrorizma. Dushanbe 22-23 ijulja 2016 g. // URL: http://www.dlalog.tj/news/damlr-mukhetdlnov-vmesto-lgil-stolt-upotreblyat-abbrevlaturu-dalsh]

Нанаева А. К. Угроза радикализации ислама в Центральной Азии и деятельность партии «Хизб Ут-Тахрир» // Россия - Центральная Азия - радикальный ислам. М.: Восток - Запад, 2009. С. 53-75. [Nanaeva A. K. Ugroza radikalizacii islama v Central'noj Azii i dejatel'nost' partii «Hizb Ut-Tahrir» // Rossija - Central'naja Azlja - radikal'nyj islam. M.: Vostok - Zapad, 2009. S. 53-75]

Ожи^ганова А. А., Филиппов Ю. В. Новая религиозность в современной России: учения, формы и практики. М: Институт этнологии и антропологии РАН, 2006. - 300 с.

[OzhiganovaA. A., Filippov JU.V. Novaja religioznost' v sovremennoj Rossii: uchenija,

formy i praktlki. M: Institut jetnologii i antropologii RAN, 2006. - 300 s.] Ордынский В. Экспансия нетрадиционных религиозных движений: взгляд

из Татарстана // URL: http://muslem.ru [Ordynskij V. JEkspansija netradicionnyh religioznyh dvizhenij: vzgljad iz

Tatarstana // URL: http://muslem.ru] Петрова В. В. Вера Бахай: основы вероучения, культовая практика (социально-

философский анализ). Дисс. ... канд. филос. наук. М. 2002. - 156 с. [Petrova V. V. Vera Bahaj: osnovy verouchenija, kul'tovaja praktlka (social'no-

fllosofskij analiz). Diss. ... kand. filos. nauk. M. 2002. - 156 s.] Полонский И. Секты как угроза национальной безопасности России // Военное

обозрение. 2015. 11 сентября. [Polonskj I. Sekty kak ugroza naclonal'noj bezopasnosti Rossii // Voennoe obozrenie. 2015. 11 sentjabrja]

Религия и глобализация на просторах Евразии / под. ред. А. Малашенко,

С. Филатова. Московский Центр Карнеги. М.: Неостром: 2005. - 343 с. [Religija i globalizacija na prostorah Evrazii / pod. red. A. Malashenko, S. Filatova.

Moskovskij Centr Karnegi. M.: Neostrom: 2005. - 343 s.] Рудов Г. А. Россия, Центральная Азия и исламский фундаментализм // Россия -Центральная Азия - радикальный ислам / под ред. Г. А. Рудова. М.: Восток -Запад, 2009. С. 32-52. [Rudov G. A. Rossija, Central'naja Azija i islamskij fundamentalizm // Rossija -Central'naja Azija - radikal'nyj islam / pod red. G. A. Rudova. M.: Vostok - Zapad, 2009. S. 32-52]

Семедов С. A. Политический ислам в современном мире. Дисс. ... докт. филос.

наук. М.: РАГС при Президенте РФ, 2009. - 367 с. [Semedov S. A. Politicheskij islam v sovremennom mire. Diss. ... dokt. filos. nauk.

M.: RAGS pri Prezidente RF, 2009. - 367 s.] Сулейманов Р. Р. Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные

движения // URL: http://www.bogoslov.ru/text/2421099/index.html [Sulejmanov R. R. Duhovnaja bezopasnost' Rossii i netradicionnye religioznye

dvizhenija // URL: http://www.bogoslov.ru/text/2421099/index.html] Ткачёва A. A. «Новые религии» Востока. М.: Наука, 1991. - 216 с. [Tkachjova A. A. «Novye religii» Vostoka. M.: Nauka, 1991. - 216 s.] Фокус. 2010. 27 января. [Fokus. 2010. 27 janvarja]

Шапошникова Л. В. Философия космической реальности // URL: http://www.

icr.su/rus/evolution/ethics [Shaposhnikova L. V. Filosofija kosmicheskoj real'nosti // URL: http://www.icr.su/

rus/evolution/ethics] Эпштейн М. Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений

в России (70-80 гг. XX в.). М.: Лабиринт, 1994. - 181 с. [JEpshtejn M. Novoe sektantstvo. Tipy religiozno-filosofskih umonastroenij v Rossii

(70-80 gg. XX v.). M.: Labirint, 1994. - 181 s.] Юнг К. Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе. М.: Наука, 1993. - 192 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[JUng K. G. Odin sovremennyj mif. O veshhah, nabljudaemyh v nebe. M.: Nauka,

1993. - 192 c.] http://ria.ru/incidents/20160629/1454429172.html http://www.orthedu.ru/books/sects/kumaris/expert.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.