Научная статья на тему 'Новые религиозные движения и православный путь преодоления их влияния. Опыт Русского христианского гуманитарного института и Православного института миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений'

Новые религиозные движения и православный путь преодоления их влияния. Опыт Русского христианского гуманитарного института и Православного института миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
208
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые религиозные движения и православный путь преодоления их влияния. Опыт Русского христианского гуманитарного института и Православного института миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

М.И. Шишова

Новые религиозные движения и православный путь преодоления их влияния. Опыт Русского христианского гуманитарного института и Православного института миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений

Опубликовано: Христианское чтение. 1997. № 14. С. 137-142

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ПРАВОСЛАВНЫЙ ПУТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ ИХ ВЛИЯНИЯ

(Опыт Русского христианского гуманитарного института и Православного института миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений)

ак известно в церковно-научной среде, «новые религиозные

движения» — это благозвучное имя (эвфемизм) для целого ряда религиозных и около-религиозных (иногда даже псевдо-релипиозных) групп, общин, инициатив, появившихся во второй половине XX века. Это не строгое определение, и сюда относят даже течения, движения, существовавшие уже в прошлом веке, такие, например, как организации «свидетелей Иеговы», «мормонов».

Настоящее выступление не предполагает анализ и критику деятельности НРД, несмотря на актуальность и того, и другого. В кратком сообщении имеет смысл остановиться хотя бы на одном аспекте. Поставим вопрос о том, каковы пути преодоления влияния НРД на общество с православной точки зрения? Что может сделать Православная Церковь, чтобы остановить растущее влияние этих групп?

Если мы обратимся к недавней истории и документам, то увидим, что созданное в сентябре 1993 г. Отделение миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений Санкт-Петербургской православной духовной академии в своей концепции опиралось на анализ религиозной ситуации в стране в период так называемой либерализации. Отделением, как это явствует из его концепции, была поставлена задача прежде всего описать эту ситуацию, проанализировать ее, сформулировать принципы православного противостояния многочисленным духовным соблазнам нового общества.

Там же отмечалось1, что наибольшей эффективности, максимальной основательности и надежности в антисектантской, в анти-антицер-ковной деятельности следует ожидать от положительных (созидательных) инициатив, а не запретительных (отрицательных). Представим на минуту, что антирелигиозная пропаганда запрещена, и общество контролирует ситуацию. Вряд ли этого будет достаточно, чтобы быть уверенным, что вера в этой ситуации безусловно будет крепнуть, а религиозность и церковность расти. Аналогичным образом в ситуации подделок под религию, под христианство, в ситуации коммерческих около-религиозных инициатив их запрещение не гарантирует понижения интереса к ним наивных и религиозно необразованных людей. Безусловно, не заслуживает одобрения режим максимального благоприятствования, который им порой создает общество. Но активное

1 Цитирую доклад прот. Владимира Федорова на конференции «Что означает сегодня в России быть миссионерской Церковью» в марте 1995 г., в котором была изложена концепция Отделения.

преодоление их влияния все-таки связано с усилением именно положительной проповеди, не столько обличительной, сколько просветительской. Благая весть, услышанная чистым сердцем, позволит осуществить правильный выбор и отринуть подделку под религию. Но как сделать так, чтобы она была услышана, чтобы сердце сохранило свою чистоту?

Говоря сегодня о религиозном просвещении, о религиозном образовании общества, часто ограничивают сферу этой деятельности работой с прихожанами (то есть уже принявшими крещение), или стоящими на пороге (оглашенными). Поэтому сама по себе очень важная и эффективная деятельность катехизации заранее пространственно ограничена.

Но по данным статистики, верующих у нас далеко не большинство и религиозное просвещение, которое могло бы уберечь от лажного выбора, должно быть предложено самой широкой аудитории. Прежде всего следует иметь в виду школьников и студентов государственных и негосударственных учебных заведений. Понятно, что открытая проповедь, активная миссионерская деятельность в государсвтенных структурах не поощряется демократическим обществом, и невозможна в стране, где ни одна Церковь не является государственной. Но часто мы справедливо напоминаем о том, что отделенность Церкви от государства не предполагает, не требует отделенное™ граждан этого государства от Церкви, от религии. Если общество устроено так, что соблюдает право человека на исповедание своей религии, то человек этот сможет на любом месте своего служения свидетельствовать свое религиозное понимание Истины.

Поэтому сегодня очень важно воспитать рядового гражданина в такой структуре образования, в такой атмосфере, которая соответствует реальной культуре общества. Если культура общества существенно пронизана религией, имеет религиозные корни, оно в подлинно демократической ситуации найдет приемлемые формы для воспитания гражданина в полной свободе выбора, то есть обеспечит ему знакомство с религиозной жизнью — ее практикой и вероучением. Понятно, что исторически в православной стране такой подход будет определять доминирование (не в юридическом или административном плане, конечно) Православия.

В оставшееся время позвольте назвать две миссионерские инициативы, реализующие выше названные принципы. Эти принципы были поддержаны Православной духовной академией (через Отделение мис-сиологии) и представляют собой: негосударственное высшее учебное заведение — Русский христианский гуманитарный институт и Православный институт миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений.

Русский христианский гуманитарный институт —

возник в процессе становления негосударственного высшего учебного заведения университетского типа на базе Высших гуманитарных курсов, организованных в 1989 г. Сотрудничество их с Православной духовной академией породило сначала идею, а затем и новую модель

гуманитарного образования с акцентом на христианских корнях европейской и, в частности, российской культуры. Модель эта была реализована энтузиастами — философами и богословами на базе сотрудничества трех организаций: Северо-Западного отделения Российской Академии образования (РАО), Института Русской литературы Российской Академии наук (Пушкинский Дом) и Санкт-Петербургской Духовной академии. В 1993 г. было зарегистрировано новое учебное заведение Русский христианский гуманитарный институт, в 1995 г. получена лицензия, и в том же году осуществлен первый выпуск бакалавров по ряду специальностей, в том числе и богословия.

РХГИ готовит специалистов на отделениях: романо-германской филологии, философии, богословско-иедагопическом, русской культуры, искусствоведения. Первые четыре семестра — общее гуманитарное образование и лишь с пятого семестра студент выбирает специализацию. Собственно богословская специализация — направление лишь одного отделения, но все студенты на первых двух курсах знакомятся со Священным Писанием и Историей христианства. Кроме того, перед каждым из преподавателей поставлена цель выявить в своем предмете христианские корни соответствующего его специальности пласта культуры и обратить на них внимание студентов.

Как и всякий университет, РХГИ осуществляет научно-исследовательскую работу и издательскую деятельность. Достаточно известны уже в России и за рубежом такие книжные серии как: «Русский путь» (вышло уже 8 томов) и «Живая традиция» (вышло три тома), существуют отдельные издания, такие, например, как Материалы международной к онференции «Церковь и государство», проведенной РХГИ.

Богословско-педагогическое отделение РХГИ проводит для учителей города постоянно действующий семинар «Религиозная проблематика в курсе средней школы». В 1994 г. РХГИ был принят в ассоциированные члены Северо-Западного отделения Российской Академии образования.

Ректор РХГИ — кандидат философских наук Д. К. Бурлака, проректор по религиозным программам и декан Богословско-педагогиче-ского отделения — протоиерей Владимир Федоров.

Другой научно-исследовательской совместной инициативой РХГИ и Православной Духовной Академии является

Православный институт миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений (ПИМЭН)

Это—'Одна из миссионерских инициатив Санкт-Петербургской духовной академии, это — научно-исследовательская структура Русского христианского гуманитарного института, созданная па базе Богослов-ско-педагогического отделения РХГИ в сентябре 1991 г. Организатором Института и его научно-богословским руководителем является Отделение миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений Санкт-Петербургской православной духовной академии, которая входит в состав учредителей РХГИ. В основе этой программы — концепция православной миссии в нынешних принципиально новых условиях жизни российского общества. Верность православной традиции соче-

тается в этом подходе с готовностью к активному междисциплинарному и межконфессиональному сотрудничеству, с намерением быть свидетелями «открытого православия», и в то же время усваивать и переосмысливать богатый опыт других традиций.

Задача ПИМЭНа— обобщать и анализировать опыт православного и инославного миссионерства в прошлом и настоящем, выявлять потенциальные возможности духовенства, мирян, богословских учебных заведений Санкт-Петербурга и всего северо-западного региона России. Новая церковно-государственная и социально-политическая ситуация требует обновления характера христианской миссии и ее методов. Необходима также координация совместных и параллельных инициатив Церкви и общества. Помочь такой координации может и намеревается ПИМЭН. Особого внимания требует христианская просветительская деятельность (например, ввеедние предметов, знакомящих с религией, в программу средних и высших учебных заведений), развитие новых православных моделей и форм в религиозной педагогике.

Одна из важнейших задач деятельности ПИМЭНа — помочь верующим и неверующим осознать общественную значимость углубленного знакомства с культурным наследием человека, в котором религиозные ценности (в европейской культуре — христианские) являются основополагающими.

ПИМЭН — не только формальная структура, но и открытая программа, в которой принимают участие специалисты из различных научных, церковных и общественных организаций Санкт-Петербурга.

В деятельность ПИМЭНа вовлечены также студенты Богословско-педагогического отделения РХГИ. Программы многих учебных курсов, темы курсовых и дипломных работ ориентированы на проблематику института.

ПИМЭН имеет двенадцать направлений деятельности: Диакония, Издательская, Информационно-аналитическая, Междисциплинарные связи, Миссиология, Молодежная работа, Новые религиозные движения, Православное свидетельство, Религиозная педагогика, Религиозная социология, Средства массовой информации, Межконфессиональные и межцерковные связи (экуменическая проблематика).

Среди первых видимых результатов деятельности ПИМЭНа — Городской межконфессиональный семинар «Что означает сегодня быть миссионерской Церковью в России?», прошедший в марте 1995 года. Семинар этот приветствовал (ныне покойный) Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, на открытии присутствовали его викарий епископ Тихвинский Симон (ныне епископ Мурманский), Ректор (ныне проректор) Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Василий Стойков. В результате этого семинара была сформирована Координационная рабочая группа «Христианская миссия в Санкт-Петербурге».

С апреля 1995 года ПИМЭН включен в научно-исследовательскую программу «Религия и национализм», поддерживаемую Европейским Сообществом. В ходе реализации программы было проведено два международных междисциплинарных семинара с участием профессоров уни-140

верситетов Цюриха, Марбурга, Орхуса. Представленные результаты были признаны заслуживающими дальнейшего развития и программа продолжена на два года —до октября 1998 г.

Одно из приоритетных направлений работы института — разработка программ новых, знакомящих с христианством курсов для средней и высшей школ, организация семинаров по обсуждению и освоению этих программ, подготовка и переподготовка преподавателей соответствующих дисциплин.

Отдел межконфессиональных связей (экуменизма) осуществляет контакты с инославными коллегами (в частности, с Миссионерской академией в Гамбурге), изучает историю межконфессиональных отношений, анализирует многочисленные антиэкуменические и антицерковные материалы, опубликованные в последнее время, намечает и оценивает перспективы предполагаемого межкопфессиональиого сотрудничества, готовит к печати сборник статей «Православие и экуменизм».

Отдел православного свидетельства, помимо организации лекций и подготовки публикаций о православии, проводит открытый семинар «Православная духовность на Востоке и духовность на Западе. Миссия христианской духовности сегодня». Первый семинар, проведенный в декабре 1994 г., был посвящен теме «Духовность св. Франциска как духовность христианского единства». В сотрудничестве со светскими учеными Педагогического Университета в сентябре 1996 г. был проведен международный семинар «Св. Франциск в русской культуре».

ПИМЭН проводит религиозно-социологическое исследование, анализирует религиозную ситуацию в городе и готовит к изданию справочник «Религиозные общины и организации Санкт-Петербурга».

Эта деятельность является совместной с Христианским междисциплинарным центром по изучению новых религиозных движений «Диалог— Невская перспектива».

В рамках издательства РХГИ ПИМЭН готовит книжную серию «Православное свидетельство», в которую входят книги: «Русское Православие», «Русское Православие и инославие», «Русское Православие и национальная идея», «Русское Православие и культура», «Русское Православие и христианское просвещение» и др.

Готовится также словарь-справочник «Святые на Востоке и на Западе».

Следует отметить особое внимание, уделяемое молодежи. Параллельно Православному молодежному движению ПИМЭН поддержал и окормляет Студенческое христианское движение в Санкт-Петербурге, которое имеет миссионерскую направленность и предполагает вовлекать в христианские программы не только уже обратившихся в Православие, но и начинающих искать Истину и тех, кто принадлежит к другим христианским традициям. Православное свидетельство обязывает быть открытым.

Одна из задач Института вовлечь в свою деятельность православные общины, а также различные христианские организации и богословские учебные заведения. К сожалнию, существующие в городе светские

независимые учебные заведения с богословскими программами не стремятся к сотрудничеству, но ПИМЭН всячески призывает их к этому.

Таково краткое перечисление основных принципов и конкретных шагов деятельности РХГИ и ПИМЭНа, концепция деятельности которых по существу представлена в докладе протоиерея Владимира Федорова— директора Православного института миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений, докладе, который Вы слышали на открытии настоящей конференции, посвященной 50-летию возрождения деятельности Православных духовных школ в Ленинграде — Санкт-Петер-бурге.

М. И. Шишова, научный сотрудник ПИМЭН

ЛИТУРГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО

реди выпускников Санкт-Петербургской Духовной Академии ярким и прекрасным светом сияет дивный образ молитвенника за наш народ и нашу Святую Православную Церковь святого праведного отца Иоана Кронштадтского.

Вся жизнь святого праведного Иоанна Кронштадтского была литургической жизнью во Христе. С ранних детских лет душа его стремилась к общению с Богом и он со всем усердием посвещал себя различным подвигам. Он любил храм, строго исполнял все церковные уставы относительно поста и молитвы, отличался целомудрием и примерной чистотой нравов, сочетал богомыслие с деятельной любовью к ближним.

«Храм, по словам святого праведника Иоанна, это земное небо; в нем престол Бога-Творца и Спасителя нашего; Он особенной благодатью и силой пребывает всегда в храме; здесь, по обетованию Его очи Его, и сердце Его во все дни отверсты (ЗЦар. 9,3), чтобы видеть входящих и исходящих, молящихся, кающихся, плачущих, скорбящих, как и радующихся о Господе, славословящих, благодарящих Его. Добрые и верные христиане ощущают присутствие Его в храме, испытывают на себе часто отеческий Его взор и благоволение, чувствуют себя у сердца Его и Его в сердце своем. В святом храме мы и сами делаемся храмами святого Духа при посредстве таинств, молитвы, слова Божия».1

В храме Божьем под воздействием Благодати Божьей происходит просветление ума и сердца, воспитание воли», восстановление в себе падшего образа Божия» 2 и «тайна очищения грехов»3.

1 Полное собрание сочинений прот. Иоанна Ильича Сергиева. СПб., 1893 г. Т. I, стр. 443—444.

2 Полное собр. соч. прот. Иоанна Ильича Сергиева. СПб., 1893 г. Т. I, стр. 446.

3 Св. Иоанн Кронштадтский. «Моя жизнь во Христе». СПб., 1893 г. Т. I, стр. 77.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.