Научная статья на тему '«НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ АНТРОПОЛОГИИ»'

«НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ АНТРОПОЛОГИИ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ТРАДИЦИОННОСТЬ / НЕТРАДИЦИОННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилова Елена Сергеевна

В статье автор рассматривает новые религиозные движения в антропологическом контексте, где антропологические искания в сфере религии предполагают ее изменчивый характер. Автор при рассмотрении новых религиозных движений анализирует свойственную проблематику, вследствие чего указывает на исключительность каждого из движений ввиду совокупности разнообразных факторов, определяющих среду их существования. Автор полагает, что современные реалии свидетельствуют о происходящих изменениях в различных сферах деятельности, при этом на процесс религиозных изменений и формирования новых религиозных движений оказывает влияние религиозно-культурная парадигма, которая заключает в себе сущностные процессы изменчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW RELIGIOUS MOVEMENTS THROUGH THE PRISM OF ANTROPOLOGY

In the article, the author considers new religious movements in an anthropological context, where anthropological research in the field of religion suggests its changeable nature. Considering new religious movements, the author analyzes their inherent problems, and as a result she points to the exclusiveness of each of the movements due to the combination of various factors that determine the environment for their existence. The author believes that modern realities testify to ongoing changes in various fields of activity, while the process of religious changes and the formation of new religious movements is influenced by the religious and cultural paradigm, which itself contains the essential processes of variability.

Текст научной работы на тему ««НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ АНТРОПОЛОГИИ»»

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Данилова Елена Сергеевна

«Новые религиозные движения через призму антропологии»

УДК 298.9 / 316.2

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ АНТРОПОЛОГИИ

Данилова Елена Сергеевна,

магистр 1-го года обучения ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Аннотация. В статье автор рассматривает новые религиозные движения в антропологическом контексте, где антропологические искания в сфере религии предполагают ее изменчивый характер. Автор при рассмотрении новых религиозных движений анализирует свойственную проблематику, вследствие чего указывает на исключительность каждого из движений ввиду совокупности разнообразных факторов, определяющих среду их существования. Автор полагает, что современные реалии свидетельствуют о происходящих изменениях в различных сферах деятельности, при этом на процесс религиозных изменений и формирования новых религиозных движений оказывает влияние религиозно-культурная парадигма, которая заключает в себе сущностные процессы изменчивости.

Ключевые слова: новые религиозные движения, религиозные изменения, антропологический аспект, традиционность, нетрадиционность.

NEW RELIGIOUS MOVEMENTS THROUGH THE PRISM OF ANTROPOLOGY

Danilova Elena Sergeevna

1st year Master's Degree student Dostoevsky Omsk State University

Abstract. In the article, the author considers new religious movements in an anthropological context, where anthropological research in the field of religion suggests its changeable nature. Considering new religious movements, the author analyzes their inherent problems, and as a result she points to the exclusiveness of each of the movements due to the combination of various factors that determine the environment for their existence. The author believes that modern realities testify to ongoing changes in various fields of activity, while the process of religious changes and the formation of new religious movements is influenced by the religious and cultural paradigm, which itself contains the essential processes of variability.

Key words: new religious movements, religious changes, anthropological aspect, traditionality, unconventionality.

Еак известно, XVII столетие ознаменовало начало интенсивного курса в сторону процесса секуляризации, который, безусловно, повлиял на определение места религии и роли церкви в привычном образе жизни общества. В период XVIII столетия религия подвергалась критике со стороны мыслителей Просвещения. Ввиду появления эволюционной теории Дарвина подверглась пересмотру точка зрения относительно происхождения человека, выдвигалась гипотеза о том, что человек произошел от животного мира. В богословском и антропологическом отношении это означает несколько важных последствий: опровергается библейское сообщение о грехопадении Адама, в результате которого в мир вошла смерть, и соответственно под вопросом оказывается возможность и необходимость

№ 1 (12), 2022

искупления и спасения. Человек мыслится как существо внерелигиозное и внемо-ральное [2]. В связи с вышеупомянутыми тенденциями начинают зарождаться новые формы толкования религии.

Вплоть до XIX столетия религиозный фактор еще являлся определяющим при формировании мировоззрения человека. Уже после данного периода место, занимаемое религией, отводилось преимущественно научным исканиям и различным социальным институтам нерелигиозного характера и лишь не в значительной степени оставался дискуссионным вопрос о возрождении религии. Так процесс секуляризации постепенно вытеснял религию из повседневной жизни человека, что обуславливало индивидуальный выбор религиозной принадлежности, религия перестала служить интегрирующим фактором.

Период XIX столетия является временем становления буржуазного прогресса. К тому же, определяющим фактором в мировоззрении общества стало служить естествознание, которое подразумевало установление философских истин, позиций релятивизма и позитивизма. В этой связи способ мышления классической философии, построенный на прежних принципах, оказался разрушительным. К XX столетию общество являлось секулярным. Формируются неопозитивистские концепции, в своей основе отвергавшие наличие смысла и утверждавшие неприменимость критериев истинности в религиозных постулатах и различных положениях метафизики. Период конца XIX - начала XX столетия в полной мере подтверждал тот факт, что религия утратила свое первоначальное значение, вследствие чего предпринимались попытки ее нового толкования.

Зачастую религия в восприятии человека соотносится с консервативной силой, т.к. имеется негласное понимание того, что религия претендует на установление определенного уклада жизни, который не будет подвергаться изменениям с течением времени. Религия может рассматриваться не с позиции статической и консервативной силы, а с позиции динамичного и легко адаптируемого явления. Стоит сказать о том, что предположение о древней и неизменной природе религии является частью ее стремления на признанный авторитет и легитимный характер. При этом несомненным является тот факт, что религии подвергаются изменениям вследствие чего появляются совершенно новые религиозные движения. Формирующаяся религиозная традиция всегда имеет альтернативный характер: порождающая ее новая кардинальная идея потому и возникает, что люди ощущают глубокую неудовлетворенность существующим порядком вещей и начинают искать новые мировоззренческие и социальные основы для создания общественного строя, более адекватно удовлетворяющего их жизненные потребности [1, с. 56]. Проблематика изменения и/ или формирования новой традиции религиозного характера волнует антропологов, религиоведов и др. Ввиду появления религиозных изменений и новых религиозных движений остро ощущается вопрос относительно разграничения в них традиционного и нетрадиционного.

Антропология современности представляет собой науку о человеке, обществе и мире. При этом антропологические искания в сфере религии предполагают ее изменчивый характер. Искажения в сфере религии обуславливаются, зачастую, различными трансформациями в культурной сфере. Религиозно-культурная парадигма заключает в себе сущностные процессы изменчивости, к которым можно отнести инновацию (например, вера в новую сущность) и распространение (например, ас-

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Данилова Елена Сергеевна

«Новые религиозные движения через призму антропологии»

симиляция с другими культурами). Религиозные изменения влекут за собой привлечение новых практик, переинтерпретацию учения или забвения его части, в некоторых случаях раскольнические действия или неприятие религии вообще, а также формирование иных форм религий от ранее существовавших верований, которые приводят к образованию новых религиозных движений, деноминациям и, наконец, к полноценным религиозным системам.

Религия, являясь частью и составным явлением культурной системы, зачастую обладает способностью перенимания характерных черт из более широкой культурной среды, распространяясь в ней. Несомненным является тот факт, что каждая традиция религиозного характера в определенный момент времени пребывала в статусе религиозной новизны. Безусловно, религиозные системы могут, как взаимодействовать, так и находится в конфронтации по отношению друг к другу, однако, при этом в любой из стадий происходит заимствование, вследствие чего формируются беспрецедентные аспекты нового и уникального. Необходимо упомянуть о том, что на определенном этапе исторического развития привычно-традиционные религии современного мира являлись религиозными новинками. При этом некоторые из религий смогли предложить себя в качестве продолжения старой религиозной истины, а некоторые нет. В религиозной плоскости постановка вопроса о традиционном и нетрадиционном чувствуется особенно остро. Объяснить это можно тем, что авторитетность традиционных религиозных систем во многом основана на их предполагаемой неизменности с незапамятных времен с присущей неизменной чистотой. Глубокое понимание места и роли религии в современном мире невозможно без учета всего многообразия форм нетрадиционной религиозности [4]. В свою очередь для современного мира является характерным процесс религиозных изменений, происходящий в ускоренном темпе, т.к. ускорились и более общие процессы культурных изменений и глобализации.

В этой связи возникает закономерный вопрос: как происходит возникновение традиции религиозного характера? Для начала необходимо рассмотреть этимологию слова традиция. Традиция - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т. п.) [5, с. 658]. Т.е. абсолютная преемственность и неизменность с давних времен не подразумевается. К тому же не подкрепляется основаниями собственно сам процесс передачи, а именно его продолжительность и совершенность формы. В этой связи не является предельно ясным понятие традиционного и нетрадиционного.

Обыкновенно существует смысловая привязка между традицией и прошлым. Действительно, традиция предполагает некую преемственность времён, связь с прошлым. Однако приравнивание традиции к прошлому не является верным. Историческое прошлое, в которое внедряется новая традиция, не склоняется к постоянной характеристике, т.е. продолжительности, находящей своё отражение в предполагаемой глубине времен.

Как правило, некоторые деятели, действуя самостоятельно или сообществом, имеют целью своей деятельности установление собственных идей, практик и институтов как традиционных форм, для того чтобы данные установки передавались из поколения в поколение и таким образом находили отсылки в прошлом. В большинстве случаев понимание традиции бытующего в нашем сознании в любой данный

№ 1 (12), 2022

момент времени представляет из себя не что иное, как текущую точку процесса тра-диционализации. Традиция не столько сохраняется, сколько воссоздается из поколения в поколение.

Преимущественно происходит не формирование новой и уникальной религиозной традиции посредством культурных изменений, а переинтерпретация привычно-традиционных форм. При этом в определенный промежуток времени имеет место быть появление нового религиозного движения ввиду особенностей личностного понимания и транслирования учения, а также индивидуального выбора потенциальными адептами приемлемой и наилучшей позиции. Стоит отметить, что научные искания относительно новых религиозных движений заключают в себе определенную проблематику. С одной стороны, проблематичность изучения нового религиозного движения заключается в хаотичном восприятии концепта нового, т.е. не является предельно ясной система установления древности и отличности религии для отнесения ее к разряду новой, а значит, и процесса перехода от новой до ортодоксальной религии. С другой стороны, новые религиозные движения могут включать в себя различные конструкции религиозного и нерелигиозного, т.е. не всегда можно наблюдать очевидное различие между новым религиозным движением и традиционной религией. В этой связи можно указать на исключительность каждого из движений ввиду совокупности разнообразных факторов, определяющих среду их существования.

В современных реалиях существует великое множество новых религиозных движений, каждое из которых обладает исключительностью. При этом можно выделить общие характерные черты: лидер (может использовать три стиля управления: автократический, демократический и либеральный); структура, доктрина, эксклю-зивизм, святые книги, ритуал, символика, медитация, групповая вера; манипуляция сознанием (техники вовлечения, например, «бомбардировка любовью»), техники удержания людей в секте; сексуальное насилие [3]. Кроме того, нередко новые религиозные движения создают штаб-квартиры для лучшей координации деятельности движения. К тому же такие факторы, как новизна, ощущение таинственности и/или избранности, обладание откровением и/или посланием особенного характера также заключают в себе характерные черты новых религиозных движений.

Религия является динамичной, что обуславливает ее изменчивость. Так, предположение о древней и неизменной природе религии является частью ее стремления на признанный авторитет и легитимный характер. Наконец, религии подвергаются изменениям, вследствие чего появляются новые религиозные движения. Вопрос относительно характеристик, которые бы определяли и разделяли традиционное и нетрадиционное, остается открытым. Новые религиозные движения чаще всего построены по религиозному типу, однако внутренняя содержательность согласно данному типу в новых религиозных движениях вовсе не гарантируется. Остается дискуссионным вопрос относительно новизны новых религиозных движений в контексте современности, ввиду того, что их появление относится к прошлому столетию.

Рассмотрение религиозных изменений и новых религиозных движений через призму антропологии позволяет сделать заключение о том, что в данных явлениях целостно связаны взаимоотношения религии и социального, культурного, исторического и др. аспектов. Современные реалии свидетельствуют о происходящих изменениях в различных сферах деятельности, что касается процесса религиозных изме-

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Данилова Елена Сергеевна

«Новые религиозные движения через призму антропологии»

нений и формирования новых религиозных движений, то несомненным является тот факт, что религиозно-культурная парадигма заключает в себе сущностные процессы изменчивости, изменения в которой приобретают сверхъестественный характер вследствие чего сверхъестественное приобретает статус культурного.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балагушкин Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий. - М., 2003. -224 с.

2. Ермишина К.Б. Религиозная антропология. Учебное пособие. [Электронная версия]. Режим доступа: [https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/ religioznaja-antropologija-uchebnoe-posobie/#0_2] (дата обращения: 09.02.2022).

3. Конь Р.М. Введение в сектоведение. [Электронная версия]. Режим доступа: [https://azbyka.ru/otechnik/sekty/vvedenie-v-sektovedenie/] (дата обращения: 12.02.2022).

4. Мартинович В.А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция. [Электронная версия]. Режим доступа: [https://azbyka.ru/otechnik/sekty/ netraditsionnaja-religioznost-vozniknovenie-i-migratsija//] (дата обращения: 14.02.2022).

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1988. - 944 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.