Научная статья на тему 'Новые разрушения на поселении Рубцовское: необходимость сборов подъемного материала и аварийных исследований'

Новые разрушения на поселении Рубцовское: необходимость сборов подъемного материала и аварийных исследований Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЕЛЕНИЕ РУБЦОВСКОЕ / АВАРИЙНЫЙ ПАМЯТНИК / ПОДЪЕМНЫЙ МАТЕРИАЛ / КЕРАМИКА / КАМЕННЫЕ АРТЕФАКТЫ / НЕОЛИТ / RUBTSOVSK SETTLEMENT / EMERGENCY SITE / LIFTING MATERIAL / CERAMICS / STONE ARTIFACTS / NEOLITHIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кирюшин К.Ю., Онников А.В., Тишкин А.А.

Осенью 2018 г. зафиксировано, что в окрестностях города Рубцовска, на берегу озера Дерябинское, проводятся земляные работы, в процессе которых происходит разрушение объекта историко-культурного наследия древнего поселения Рубцовское. В отвалах и на поврежденной поверхности обнаружены каменные артефакты, фрагменты керамики, кости птиц и животных. По результатам осмотра места разрушения одним из авторов статьи было подано заявление в прокуратуру Алтайского края, которое оказалось затем перенаправлено в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края. На момент написания статьи информация о каких-либо мероприятиях, направленных на предотвращение разрушений археологического памятника, отсутствует. Не вызывает сомнений необходимость проведения сборов подъемного материла и проведения исследований в аварийной зоне. Пока же остается надеяться, что орган охраны памятников Алтайского края не оставит факт разрушения территории поселения Рубцовское без внимания и предпримет все необходимые меры.In the autumn of 2018, it was recorded that in the vicinity of the city of Rubtsovsk, on the shores of Lake Deryabinskoye, excavation work is being carried out which results in destruction of the historical and cultural heritage of the ancient settlement of Rubtsovskoye. Stone artifacts, fragments of pottery, bones of birds and animals were found in the dumps and on the damaged surface. According to the results of the inspection of the site of destruction, one of the authors of the article submitted an application to the prosecutor's office of the Altai Territory which was then redirected to the State Guard Department of the Cultural Heritage of the Altai Territory. At the time of this writing, information about any activities aimed at preventing the destruction of an archaeological site is not available. Undoubtedly, there is a need for collecting the excavation material and conducting the research in the emergency zone. In the meantime, the hope remains that the authority responsible for the protection of monuments of the Altai Territory will not leave the fact of the destruction of the territory of the Rubtsovskoye settlement without attention and will take all the necessary measures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые разрушения на поселении Рубцовское: необходимость сборов подъемного материала и аварийных исследований»

УДК 903.4(571.150)

К.Ю. Кирюшин1, А.В. Онников2, А.А. Тишкин1

'Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия;

2Бийское отделение РГО, Рубцовск, Россия

НОВЫЕ РАЗРУШЕНИЯ НА ПОСЕЛЕНИИ РУБЦОВСКОЕ: НЕОБХОДИМОСТЬ СБОРОВ ПОДЪЕМНОГО МАТЕРИАЛА И АВАРИЙНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Осенью 2018 г. зафиксировано, что в окрестностях города Рубцовска, на берегу озера Дерябинское, проводятся земляные работы, в процессе которых происходит разрушение объекта историко-культурного наследия древнего поселения Рубцовское. В отвалах и на поврежденной поверхности обнаружены каменные артефакты, фрагменты керамики, кости птиц и животных. По результатам осмотра места разрушения одним из авторов статьи было подано заявление в прокуратуру Алтайского края, которое оказалось затем перенаправлено в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края. На момент написания статьи информация о каких-либо мероприятиях, направленных на предотвращение разрушений археологического памятника, отсутствует. Не вызывает сомнений необходимость проведения сборов подъемного материла и проведения исследований в аварийной зоне. Пока же остается надеяться, что орган охраны памятников Алтайского края не оставит факт разрушения территории поселения Рубцовское без внимания и предпримет все необходимые меры.

Ключевые слова: поселение Рубцовское, аварийный памятник, подъемный материал, керамика, каменные артефакты, неолит.

Осенью 2018 г. А.В. Онниковым зафиксировано, что в окрестностях Рубцовска, на берегу оз. Дерябинское, проводятся земляные работы, в процессе которых происходит разрушение открытого им древнего поселения Рубцовское. В отвалах и на поврежденной поверхности находились несколько сотен каменных артефактов (рис. 1) и фрагментов керамики (рис. 2), а также отдельные кости птиц, крупного рогатого скота, лошади и других животных. Был составлен план зон разрушений, из которых происходит большая часть указанных находок. В конце ноября 2018 г. К.Ю. Кирюшин выехал в Рубцовск, где встретился с А.В. Онниковым для осмотра аварийного археологического памятника. На берегу оз. Дерябинское (на разрушенной территории поселения Рубцовское) были обнаружены две параллельные траншеи, протянувшиеся с юго-запада на северо-восток на расстояние не меньше 500 м. Ширина одной из них оказалась от 0,8 до 1 м, а глубина - около 1 м. Ширина второй была от 1,5 до 2,5 м, а глубина - более 2 м. В ходе осмотра осуществлена фотофиксация археологических находок на месте разрушений, а также отмечены GPS-координаты точек, в которых находились каменные артефакты и обломки керамики. Исходя из увиденного сделан вывод, что в результате земляных работ разрушена часть поселения с высоким уровнем концентрации древнейших культурных остатков.

По результатам выезда на памятник было подано заявление на имя прокурора Алтайского края государственного советника юстиции 2 класса Я.Е. Хорошева. Однако оно оказалось перенаправлено органами прокуратуры в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края (Алтайохранкультура). В письме от 25 декабря 2018 г. в.и.о. начальника управления Алтайохранкультуры А.А. Урбах со-

Рис. 1. Поселение Рубцовское. Каменные артефакты: 1-2 - обломки нуклеусов; 3 - преформа; 4-11 - пластины с ретушью; 12-17 - геометрические микролиты; 18 - скребок на пластине с шипом; 19 - скребок на пластине; 20 - острие на пластине; 21 - острие на отщепе; 22 - обломок острия или наконечника стрелы; 23 - бифас; 24-28 - скребки на отщепах; 29 - обломок шлифованного изделия с орнаментом

общил о планируемом выезде его сотрудников на место происшествия весной 2019 г. На момент написания статьи информацией о каких-либо мероприятиях, направленных на предотвращение разрушений указанного объекта историко-культурного наследия, авторы не располагают.

Рис. 2. Поселение Рубцовское. Керамика: 1-4 - фрагменты, орнаментированные прочерченными линиями; 5 - фрагмент, декорированный наколами по срезу венчика; 6 - фрагмент сосуда, декорированный ложным текстилем (комбинированным штампом?); 7 - фрагмент с отпечатками шерсти или волоса на внешней и внутренней поверхности; 8-11 - фрагменты, украшенные наколами

Поселение Рубцовское зафиксировано на небольшой песчаной гриве, в 1,5 км к северу от Змеиногорского тракта и примерно в 2,2 км к востоку от правого берега современного русла р. Алея (левого притока Оби), между дачным поселком и восточным берегом оз. Дерябинского [Тишкин, 1995, с. 32, рис. 1]. Памятник открыт в мае 1991 г. А.В. Он-никовым при осмотре грунта обваловки водопровода и шламопровода. В настоящее время часть поселения попала под дачные участки, но на оставшейся территории имеются возможности для проведения археологических исследований [Тишкин, Кирюшин, Шмидт, 2016, с. 55, рис. 2].

Осенью 1992 г. одним из авторов статьи у геодезического знака .№5033 был заложен разведочный раскоп площадью 20 кв. м [Тишкин, 1995, с. 30]. Исследования на памятнике были продолжены в 2000 г. А.В. Шмидтом, который вскрыл участок площадью 68 кв. м, размеченный вплотную к предыдущему раскопу [Тишкин, Кирюшин, Шмидт, 2016, с. 58]. До этого и в последующее время А.В. Онников продолжал осуществлять сборы подъемного материала на разрушенной части поселения и на поверхности размываемого грунта обваловки водопровода и шламопровода. В результате всех указанных работ коллекция каменных артефактов достигла 3248 экз. В настоящее время это одно из представительных собраний, полученных с археологического объекта на территории юга Западной Сибири. Обнаруженные на поселении фрагменты керамики и часть каменных находок уже становились предметом специального изучения [Тишкин, 1995; Кунгуров, Онников, Тишкин, 1999; Тишкин, Кирюшин, Шмидт, 2016; 2018; и др.].

Коллекция, собранная осенью 2018 г., существенно уступает по численности сделанным ранее сборам, но, несмотря на это, она существенно дополняет уже полученные материалы, значительно расширяет информационный и познавательный потенциал памятника.

Каменные артефакты представлены такими продуктами первичного расщепления: обломки нуклеусов (рис. 1.-1-2), преформа (рис. 1.-3), технические сколы с нуклеусов, орудия на пластинах (рис. 1.-4-20) и от-щепах (рис. 1.-21-28), три абразива и обломок шлифованного изделия с орнаментом (рис. 1.-29), отходы производства. Они крайне немногочисленны и в составе рассматриваемого собрания составляют всего 2,16% от общего количества предметов. Эти находки вполне соответствуют заключениям о технике первичного расщепления, сделанным на основании анализа ранее полученных материалов с поселения Рубцовское [Тишкин, Кирюшин, Шмидт, 2018].

В составе орудийного набора сформировавшейся коллекции примерно в одинаковом количестве имеются орудия на пластинах (рис. 1.-4-20) и отщепах (рис. 1.-21-28). Орудия на пластинах представлены пластинами с ретушью (рис. 1.-4-11), геометрическими микролитами (рис. 1.-12-17), скребками (рис. 1.-18-19), остриями (рис. 1.-20), резцами, резчиками и усеченными пластинами. Обращает на себя внимание большое количество пластин с выемками (рис. 1.-8-10) и геометрических микролитов (рис. 1.-

12-17). Особое внимание привлекает обломок концевого бокового скребка на пластине среднего размера с выделенным шипом (рис. 1.-18).

Орудия на отщепах представлены остриями (рис. 1.-21), бифасами (рис. 1.-23), скребками (рис. 1.-24-26), скобелями, резцами, отщепами с ретушью, долотовидными и комбинированными орудиями и обломками от разных орудий (рис. 1.-22). Обращает на себя внимание разнообразие скребков (рис. 1.-24-28), причем сложной формы: тройные (рис. 1.-25), стрельчатые (рис. 1.-27), с утонченным корпусом (рис. 1.-26, 28).

Очень специфичен обломок шлифованного изделия с орнаментом (рис. 1.-29). К сожалению, имеющийся фрагмент не дает представления о функциональном назначении, форме и характеристиках целого предмета. Можно только отметить, что сохранившиеся плоскости изделия тщательно обработаны шлифованием, три из четырех плоскостей и две грани из пяти декорированы (рис. 1.-29).

Обнаружена керамика, орнаментированная прочерченными линиями (рис. 2.-1-4). Это два фрагмента от одного сосуда, декорированные горизонтальными и диагональными прямыми линиями и каплевидными вдавления-ми по срезу венчика (рис. 2.-1). У одного из них имеется сквозное отверстие. Несколько фрагментов имеют украшения в виде рядов «елочки» (рис. 2.2-3). На внешней и внутренней поверхности всех обломков (рис. 2.-1-3) имеются следы от выгоревшей органики (шерсть или волос животных).

На общем фоне особенно выделяется часть тулова сосуда, орнаментированная горизонтальными волнистыми линиями, которые перекрывают прямые вертикальные (рис. 2.-4). Этот фрагмент керамики черного цвета залощен до блеска. Данная особенность выделяет его на фоне остальных обломков посуды с аналогичным орнаментом, найденных на поселении Рубцовское, а также среди других керамических коллекций с территории Алтайского края. Лощение до блеска внешней поверхности сосуда зафиксировано на маханджарской керамике поселения Бес-тамак в Торгайском прогибе Казахстана [Шевнина, 2014, с. 83, 90].

Фрагменты ложнотекстильной керамики немногочисленны, но довольно выразительны (рис. 2.-6, 8). В одном случае отпечатки ткани или веревочки перекрывают ряды наколов линзовидной формы (рис. 2.-8). К сожалению, посуда данной группы представлена небольшими обломками, что заставляет воздерживаться от окончательных выводов. Однако создается впечатление, что, по крайней мере, один из фрагментов декорирован отпечатками шнура, намотанного на палочку и прокатанного по внешней поверхности сосуда (рис. 2.-6). Подобная керамика встречена в составе сборов подъемного материала с поселений Барнаульско-Бийского Приобья, у которых разрушен культурный слой [Кирюшин К.Ю., Кирюшин Ю.Ф., 2017].

В собранной коллекции достаточно много керамики с неорнаменти-рованным туловом (рис. 2.-5-6). Находки этой группы очень неоднородны, отличаются цветом, плотностью, составом формовочной массы. У некоторых сосудов был орнаментирован срез венчика (рис. 2.-5). У отдель-

ных фрагментов на внешней и внутренней поверхности фиксируются многочисленные следы от выгоревшей органики (шерсть или волос животных) (рис. 2.-7). Как уже отмечено, «...добавление в глиняное тесто шерсти и волоса животных является характерной особенностью маханджарской керамики» [Шевнина, 2018 с. 63]. Использование волоса животных является отличительной чертой керамики, орнаментированной гребенчатым штампом, с неолитических горизонтов поселения Тыткескень-П и горизонта ЗА поселения Тыткескень-У1 [Кирюшин, Ки-рюшин, Глушков, 2012; Кирюшин, Кирюшин, Семибратов, 2013]. Однако в тыткескенской керамике волос использовался в качестве армирующей добавки и хорошо фиксируется в сломах сосудов и практически не встречается на внешней поверхности.

В составе рассматриваемой коллекции имеются фрагменты, декорированные накалыванием (рис. 2.-8-11). Использовались инструменты, оставлявшие оттиски линзовидной (рис. 2.-8) и каплевидной формы (рис. 2.-9-11). Многочисленные аналогии керамике, орнаментированной наколами, содержатся в материалах поселения Павловка-1 (Углов-ский район Алтайского края) [Кирюшин Ю.Ф., Кирюшин К.Ю., 2016], а также широко распространены в материалах боборыкинской культуры Среднего Зауралья [Ковалева, Зырянова, 2010]. Таким образом, керамика с поселения Рубцовское, собранная в 2018 г., соотносится с аналогичными материалами неолита юга Западной Сибири и сопредельных территорий. В целом представленная коллекция выглядит более однородно по сравнению с материалами предыдущих лет [Тишкин, Кирюшин, Шмидт, 2016].

Большая часть фрагментов керамики и каменные артефакты обнаружены на сравнительно небольшом участке протяженностью около 20 м. Не вызывает сомнения необходимость дальнейшего исследования памятника. Есть основания предполагать, что при проведении планомерных раскопок удастся локализовать места находок и получить органические материалы для проведения радиоуглеродного датирования археологических коллекций этого уникального памятника. Кроме этого, необходимо осуществить все мероприятия по сохранению объекта историко-культурного наследия поселения Рубцовское. Хотелось бы надеяться, что органы охраны памятников Алтайского края не оставят факты разрушения территории поселения Рубцовское без должного внимания.

Библиографический список

Кирюшин К.Ю., Кирюшин Ю.Ф. Бойнихинский тип керамики: проблемы хронологии и периодизации // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2017. Т. XXIII. С. 128-131.

Кирюшин К.Ю., Кирюшин Ю.Ф., Глушков И.Г. Использование волоса животных в гончарной традиции неолитических комплексов поселения Тыт-кескень-2 // Археология, этнография и антропология Евразии. 2012. №4 (52). С. 41-50.

Кирюшин К.Ю., Кирюшин Ю.Ф., Семибратов В.П. Керамика развитого неолита с поселения Тыткескень-VI // Археология, этнография и антропология Евразии. 2013. №4 (56). С. 65-72.

Кирюшин Ю.Ф., Кирюшин К.Ю. Керамика боборыкинского облика с поселений юго-западных районов Алтайского края // Теория и практика археологических исследований. 2016. №2 (14). С. 7-23.

Ковалева В.Т., Зырянова С.Ю. Неолит Среднего Зауралья: боборыкинская культура. Екатеринбург, 2010. 308 с.: ил.

Кунгуров А.Л., Онников А.В., Тишкин А.А. Каменная индустрия эпохи неолита с поселения Рубцовское // Проблемы неолита-энеолита юга Западной Сибири. Кемерово, 1999. С. 58-63.

Тишкин А.А. Поселение Рубцовское в пойме р. Алей // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 1995. Вып. V, ч. 2. С. 30-35.

Тишкин А.А., Кирюшин К.Ю., Шмидт А.В. Керамика поселения Руб-цовское-I (долина Алея, юг Западной Сибири) // Теория и практика археологических исследований. 2016. №4 (16). С. 60-73.

Тишкин А.А., Кирюшин К.Ю., Шмидт А.В. Техника первичного расщепления камня на поселении Рубцовское (юг Западной Сибири) // Теория и практика археологических исследований. 2018. №1 (21). С. 68-88.

Шевнина И.В. Гончарство неолитических племен Торгая // Материалы и исследования по археологии Казахстана. Астана, 2014. Т. IV. 236 с.

Шевнина И.В. Керамический комплекс маханджарской культуры в системе неолитических древностей евразийских степей // Вестник ЮУрГУ Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2018. Т. 18, №4. С. 63-74. DOI: 10.14529/ssh180409

K.Yu. Kiryushin1, A.V. Onnikov2, A.A. Tishkin1

'Altai State University, Barnaul, Russia;

2Biysk Branch of the Russian Geographical Society, Rubtsovsk, Russia

NEW DESTRUCTIONS AT THE RUBTSOVSKY SETTLEMENT: THE NEED FOR THE COLLECTION OF LIFTING MATERIAL AND EMERGENCY RESEARCH

In the autumn of 2018, it was recorded that in the vicinity of the city of Rubtsovsk, on the shores of Lake Deryabinskoye, excavation work is being carried out which results in destruction of the historical and cultural heritage of the ancient settlement of Rubtsovskoye. Stone artifacts, fragments of pottery, bones of birds and animals were found in the dumps and on the damaged surface. According to the results of the inspection of the site of destruction, one of the authors of the article submitted an application to the prosecutor's office of the Altai Territory which was then redirected to the State Guard Department of the Cultural Heritage of the Altai Territory. At the time of this writing, information about any activities aimed at preventing the destruction of an archaeological site is not available. Undoubtedly, there is a need for collecting the excavation material and conducting the research in the emergency zone. In the meantime, the hope remains that the authority responsible for the protection of monuments of the Altai Territory will not leave the fact of the destruction of the territory of the Rubtsovskoye settlement without attention and will take all the necessary measures.

Key words: Rubtsovsk settlement, emergency site, lifting material, ceramics, stone artifacts, Neolithic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.