Научная статья на тему 'Новые пути повышения банковской капитализации: для кого они реальны?'

Новые пути повышения банковской капитализации: для кого они реальны? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
774
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАЛ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ БАНКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ / CAPITAL / BANK CAPITALIZATION / GOVERNMENT SECURITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирошниченко Ольга Сергеевна

Рассматриваются новые пути повышения капитализации российских банков; оцениваются возможности разных банков использовать государственные ценные бумаги для повышения капитализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAPITALIZATION UPGRADE: FOR ALL BANKS OR NOT?

The article deals with new ways to improve the capitalization rate in Russian banks, how different banks can increase the capitalization rate by means of government securities.

Текст научной работы на тему «Новые пути повышения банковской капитализации: для кого они реальны?»

УДК 336.71

НОВЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ БАНКОВСКОЙ КАПИТАЛИЗАЦИИ: ДЛЯ КОГО ОНИ РЕАЛЬНЫ?

CAPITALIZATION UPGRADE: FOR ALL BANKS OR NOT?

О.С. Мирошниченко

O.S. Miroshnichenko

Тюменский государственный университет

Рассматриваются новые пути повышения капитализации российских банков; оцениваются возможности разных банков использовать государственные ценные бумаги для повышения капитализации.

The article deals with new ways to improve the capitalization rate in Russian banks, how different banks can increase the capitalization rate by means of government securities.

Ключевые слова: капитал, капитализация банка, государственные ценные бумаги.

Key words: capital, bank capitalization, government securities.

Собственный капитал коммерческого банка является важнейшей составляющей его финансовой устойчивости, позволяет банку принимать на себя оправданные риски финансовых операций, обеспечивает в определенной степени банковскую ликвидность, поглощает балансовые убытки от осуществления банковской деятельности. В России в феврале 2009 г. приняты изменения в федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», согласно которым собственные средства (капитал) действующего банка должны составлять не менее 180 млн руб. Достижение указанной величины предполагается поэтапное, а именно, по состоянию на 1 января 2010 г. банк мог иметь собственные средства (капитал) в размере не менее 90 млн руб., но уже начиная с отчетной даты 1 января 2012 г. каждый банк должен довести собственный капитал до обозначенной величины. Таким образом, с одной стороны, банки с небольшим капиталом, желающие остаться на банковском рынке, вынуждены привести свой капитал в соответствие с требованиями законодательства. С другой стороны, в условиях кризисных проявлений во всех отраслях экономики наблюдается ухудшение качества банковских активов, снижение возможности банков получать прибыль и, как следствие, необходимость срочного увеличения капитала, т. е. докапитализации до определенного уровня. Как указано выше, минимальный уровень докапитализации обозначен величиной 180 млн руб. для каждого действующе -

© О.С. Мирошниченко, 2011

го банка. И одновременно для предотвращения банкротства банков, резкого ухудшения финансовых показателей их деятельности, необходимо осуществить докапитализацию банковского сектора в целом с учетом ухудшения общей конъюнктуры банковских рынков, в том числе в рамках государственной поддержки финансовой системы Российской Федерации. В этом случае численный параметр докапита-лизации однозначно не определен.

Механизм государственной поддержки банковской системы, предусматривающий меры по повышению капитализации банков, предусмотрен федеральным законом от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации», федеральным законом от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков», а также положением Банка России от 10 февраля 2003 г. № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций».

Законом № 173-ФЗ и положением ЦБ РФ № 215-П предусмотрено повышение капитализации банков за счет субординированных кредитов. Согласно закону № 173-ФЗ, источником субординированных кредитов выступают средства Фонда национального благосостояния, предоставленные Правительством России Внешэкономбанку для выдачи субординированных кредитов банку ВТБ, Россельхозбанку и другим банкам, отвечающим ряду условий. Также указанный закон предусматривает предостав-

ление субординированного кредита Сбербанку России напрямую Центральным банком Российской Федерации. Как известно, под субординированным кредитом (депозитом, займом, облигационным займом) понимается кредит (депозит, заем, облигационный заем), одновременно удовлетворяющий ряду условий, в том числе: его срок не менее 5 лет; невозможно без согласования с Банком России досрочно возвратить кредит, досрочного расторгнуть договор; условия предоставления кредита существенно не отличаются от рыночных условий; в случае банкротства кредитной организации требования по этому кредиту удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов.

Изменения положения № 215-П, принятые в 2009 г., внедряют в российскую банковскую практику финансовые инновации, а имен-

Как свидетельствуют данные таблицы 1, происходит увеличение удельного веса субординированных кредитов в совокупном банковском капитале.

Описанных мероприятий по повышению капитализации российской банковской системы за счет субординированных кредитов оказалось не в полной мере достаточно. С целью поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков принят федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков». Согласно этому закону, Российская Федерация вправе осуществлять меры по повышению капитализации банков, являющихся акционерными обществами, путем обмена обли-

но, субординированный кредит со сроком погашения не ранее чем через 10 лет и субординированный кредит с дополнительными условиями со сроком погашения не ранее чем через 30 лет. Инновация заключается в том, что первый из «новых» субординированных кредитов включается в расчет дополнительного капитала в размере не более 100 % основного капитала (в отличие от «обычного» субординированного кредита, включаемого в дополнительный капитал в размере, не превышающем 50 % основного капитала). Второй же «новый» субординированный кредит вообще включается в расчет основного капитала (в размере не более 15 % от суммы других источников основного капитала). Реализация приведенных нововведений позволила изменить структуру капитала российских банков, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

гаций федерального займа на привилегированные акции таких банков. Следовательно, предусматривается увеличение уставного капитала банков.

Действие закона № 181-ФЗ распространяется на банки, удовлетворяющие следующим условиям:

а) наличие у банка на 1 июля 2009 г. рейтинга долгосрочной кредитоспособности, присвоенного как минимум одним из указанных рейтинговых агентств, на уровне не ниже следующих минимальных значений:

Fitch Ratings (международная шкала, долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте) - B-; Standard & Poor's (международная шкала, долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте) - B-; Moody's Investors Service (международная шкала, долгосрочный

Т аблица 1

Структура собственных средств (капитала) банковского сектора, % [1]

Показатели 1.01.05 1.01.06 1.01.07 1.01.08 1.10.08 1.01.09 1.02.09 1.03.09 1.01.10

1. Факторы роста капитала 104 109,1 107,8 107,3 107,8 113,3 115,9 116 110,9

1.1. Уставный капитал 42,2 37,6 36,8 28,7 27,8 24,3 24,2 25 25,4

1.2. Эмиссионный доход 11,8 12,9 12,3 26,6 24,3 20,5 20,3 20,2 20,3

1.3. Прибыль и фонды 36,4 39,6 41,9 37,6 41,7 35,6 37,2 36,7 31,5

1.4. Субординированные кредиты 7,3 13,7 13,8 11,6 11,2 30,6 31,8 31,8 29,7

1.5. Прирост стоимости имущества за счет переоценки 5,7 4,8 2,8 2,7 2,8 2,3 2,3 2,3 4,1

1.6. Прочие факторы 0,5 0,4 0,3 0,2 0,2 0 0 0 0

2. Факторы снижения капитала 4 9,1 7,8 7,3 7,8 13,3 15,9 16 10,9

Собственные средства (капитал) - итого 100 100 100 100 100 100 100 100 100

рейтинг банковских депозитов в иностранной валюте) - B3; Fitch Ratings (национальная шкала) - BBB-(rus); Standard & Poor's (национальная шкала) - ruBBB-; Moody's Interfax Rating Agency - Baa3.ru; рейтинговое агентство "Эксперт РА" - B++; рейтинговое агентство "Национальное Рейтинговое Агентство" (индивидуальный кредитный рейтинг) - BBB-; рейтинговое агентство "RusRating" - BBB-; рейтинговое агентство "AK&M" - B++;

б) размер активов банка по состоянию на 1 июля 2009 г. составляет не ниже 30 млрд руб.;

в) значение достаточности собственных средств банка на последнюю отчетную дату до направления предложения об участии в процедуре повышения капитализации составляет не менее 10 %;

г) Центральным банком Российской Федерации в отношении банка не введен запрет на осуществление отдельных банковских операций, и (или) отсутствуют установленные Центральным банком Российской Федерации ограничения на величину процентной ставки, которую банк определяет в договорах банковского вклада;

д) в отношении банка не осуществляются меры по предупреждению банкротства в соответствии с Федеральными законами «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».

Процедура повышения капитализации банка включает в себя следующее этапы:

1 этап - приведение устава банка в соответствие с требованиями закона путем принятия изменений и дополнений в устав; указанные изменения, в том числе, касаются размера дивидендов, подлежащих ежегодной выплате Российской Федерации, на уровне, превышающем на три процентных пункта ставку процентного (купонного) дохода (за соответствующий купонный период) по облигациям федерального займа, вносимым в оплату данных привилегированных акций. Также изменения касаются определения ликвидационной стоимости акций; возможности приобретения банком у Российской Федерации своих акций; права акционера - владельца привилегированных акций, размещенных в рамках процедуры повышения капитализации, требовать конвертации одновременно всех принадлежащих ему акций в обыкновенные акции после истечения десятилетнего срока с даты завершения размещения указанных привилегированных акций; порядка и условий конвертации привилегированных ак-

ций, размещенных в рамках процедуры повышения капитализации, в обыкновенные акции банка, и т. д.

2 этап - регистрация Банком России принятых изменений и дополнений в устав банка.

3 этап - направление банком предложения об участии в процедуре повышения капитализации Банку России и уполномоченному федеральному органу; уполномоченным федеральным органом выступает Министерство финансов Российской Федерации.

4 этап - направление Банком России в Министерство финансов РФ информации о соответствии коммерческого банка установленным требованиям.

5 этап - принятие Министерством финансов РФ решения об удовлетворении (отказе в удовлетворении) предложения банка об участии в процедуре повышения капитализации и информирование Центрального банка РФ о принятом решении.

6 этап - регистрация Банком России выпуска привилегированных акций банка, размещаемых в рамках процедуры повышения капитализации.

7 этап - коммерческий банк не позднее 10 декабря 2010 г. представляет в Министерство финансов РФ договор мены по утвержденной форме на подпись. По договору мены предусматривается передача облигаций федерального займа в обмен на привилегированные акции банка в рамках процедуры повышения капитализации последнего.

8 этап - с даты завершения размещения привилегированных акций в целях участия в процедуре повышения капитализации дополнительно к правам акционера - владельца привилегированных акций Российская Федерация приобретает следующие права, в том числе право назначить (заменить) представителя Российской Федерации в составе совета директоров (наблюдательного совета) банка без решения общего собрания акционеров банка (представителем Российской Федерации может быть назначен государственный служащий или служащий Банка России, представитель не является членом совета директоров (наблюдательного совета) банка); право отчуждать привилегированные акции, полученные в рамках процедуры повышения капитализации, в установленных случаях; право вето при принятии общим собранием акционеров, советом директоров (наблюдательным советом) банка следующих решений: о размере дивидендов по акциям банка и порядке их выплаты; о выплате дивидендов по акциям банка (в том числе про-

межуточных дивидендов) до выплаты дивидендов по привилегированным акциям, размещенным в рамках процедуры повышения капитализации; о внесении в устав банка ограничений на выпуск обыкновенных акций до отчуждения или конвертации Российской Федерацией всех принадлежащих ей привилегированных акций данного банка, размещенных в рамках процедуры повышения капитализации;

об увеличении уставного капитала банка путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций; о цене (денежной оценке) имущества, цене размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг; об образовании исполнительного органа банка, о досрочном прекращении его полномочий; о размере вознаграждения и (или) компенсации расходов членам совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительного органа банка; об одобрении крупных и иных сделок; об участии и о прекращении участия банка в других организациях, если уставом банка это не отнесено к компетенции исполнительных органов банка; о реорганизации банка; о ликвидации банка, назначении ликвидационной комиссии и утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов. В случае реализации права вето по указанным решениям соответствующее решение считается непринятым.

Максимальный объем привилегированных акций банка, размещаемых в рамках процедуры повышения капитализации, не должен превышать 100 % величины основного капитала банка по состоянию на 1 июля 2009 г. При этом общая номинальная стоимость указанных при-

вилегированных акций не должна быть менее 25 млн руб. Указанные привилегированные акции не должны быть кумулятивными.

В целях реализации процедуры повышения капитализации Правительство Российской Федерации со дня вступления в силу Федерального закона № 181-ФЗ по 31 декабря 2010 г. включительно вправе осуществлять эмиссию облигаций федерального займа со сроком погашения не позднее 31 декабря 2019 г. и выплатой купонного дохода один раз в год в объеме, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период.

При работе над заявленной темой настоящего исследования, была поставлена задача оценки возможностей разных банков воспользоваться механизмом, предусмотренным законом 181-ФЗ, для повышения собственной капитализации. Для достижения указанной задачи были изучены общедоступные данные рейтинговых агентств и отчетность банков. По результатам изучения банковских рейтингов, были определены банки, созданные в форме акционерных обществ, которые имеют рейтинг, позволяющий им претендовать на участие государства в их уставном капитале. Из отобранной группы банков, были выделены банки с активами более 30 млрд руб. по состоянию на 1 июля 2009 г. В свою очередь, выделенные банки были сгруппированы на банки Москвы, банки Санкт-Петербурга и региональные банки (зарегистрированные не в Москве, за исключением зарегистрированных в Санкт-Петербурге). Результаты проведенного исследования отражены в таблице 2.

Т аблица 2

Банки, отвечающие требованиям федерального закона от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ

Количество банков, имеющих необходимый рейтинг рейтингового агентства

Группа банков ЕНсИ Raitings Standard & Роог'і' Эксперт РА Национальное рейтинговое агентство RusRating АК&М

Банки - акционерные об- 42 10 84 57 20 32

щества, имеющие необхо-

димый рейтинг

В том числе с активами бо- 36 9 19 17 20 3

лее 30 млрд руб. на 1.07.09

В том числе

- ОАО 24 6 15 12 17 2

- ЗАО 12 3 4 5 3 1

В том числе банки

- Москвы 28 6 12 13 16 2

- Санкт- Петербурга 4 1 2 - - 1

- региональные 4 2 5 4 4 -

* удельный вес региональных банков, % 12,5 28,6 35,7 30,7 25 -

Как показало исследование, подавляющее большинство банков, отвечающих требованиям закона 181-ФЗ, являются по форме собственности на капитал открытыми акционерными обществами. Кроме того, большинство таких акционерных банков являются банками Москвы.

Далее необходимо выявить, банки каких регионов потенциально могут рассчитывать на помощь государства в увеличении уставного

На основании данных таблицы 3 можно сделать следующие основные выводы. Выделяются региональные «центры» банковского капитала: Уральский федеральный округ (в том числе Тюменская область), Самара и Самарская область, а также Казань (Татарстан). Именно в этих регионах складываются предпосылки для функционирования крупных устойчивых банков. Выявленные факты позволяют вполне оптимистично прогнозировать перспективы деятельности некоторых региональных банков на фоне происходящих процессов централизации и концентрации российского банковского капитала в Москве.

1. Обзор банковского сектора Российской Федерации. - 2010. - № 2. - URL: http ://www. cbr.ru

капитала. Просуммировать все региональные банки, отвечающие необходимым условиям, количество которых указано в таблице 2, не является корректным, поскольку несколько региональных банков имеют рейтинг в разных рейтинговых агентствах. Исключение фактора повторного счета позволило распределить все выявленные региональные банки по территориальной принадлежности на следующие группы (таблица 3).

2. Положение Банка России от 10 февраля 2003 г. № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций».

3. Федеральный закон от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков».

5. URL: http://www.ra-national.ru

6. URL: http://www.rusrating.ru

7. URL: http://www.standardandpoors.ru

8. URL: http://www.fitchratings.ru

9. URL: http://www.akm.ru

10. URL: http://www.raexpert.ru

Т аблица 3

Географическое распределение региональных банков, отвечающих требованиям федерального закона от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ

Регион (город) Количество банков, единиц

Уральский федеральный округ 7

В том числе Тюмень и Тюменская область 3

Самара и Самарская область 3

Казань (Татарстан) 2

Новосибирск 1

Калининград 1

Ростов-на-Дону 1

Амурская область, Благовещенск 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.