Научная статья на тему 'Новые психодиагностические возможности трекинга глаз'

Новые психодиагностические возможности трекинга глаз Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1085
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА С ПОМОЩЬЮ ТРЕКИНГА ГЛАЗ / ДЕТЕКЦИЯ ЛЖИ / ВЫЯВЛЕНИЕ СКРЫТОЙ СУБЪЕКТИВНОЙ ЗНАЧИМОСТИ СТИМУЛОВ ДЛЯ КОНКРЕТНОЙ ЛИЧНОСТИ / INSTRUMENTAL PSYCHODIAGNOSTICS WITH THE HELP OF EYE TRACKING / LIE DETECTION / DETECTION OF HIDDEN SUBJECTIVE MEANING OF STIMULUS OF A PERSON

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Огнев Александр Сергеевич, Венерина Ольга Геннадьевна, Виноградова Ирина Анатольевна

Путем описанных в статье экспериментальных исследований доказана принципиальная возможность использования айтрекинга для детекции лжи методом множественных сравнений зрительных образов. показана возможность разделять субъективно принимаемые и отвергаемые стимулы, определять, что для испытуемого связано с отрицательными, а что с положительными эмоциями. описаны оптимальные режимы проведения экспериментальных сессий при выявлении смысловых связей между текстовыми и рисуночными стимулами методом визуально-вербального семантического дифференциала. приведены примеры использования метода для выявления субъективных представлений человека о степени его успешности, готовности к преодолению жизненно важных трудностей, для оценки степени его лояльности организации, команде, конкретному проекту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Огнев Александр Сергеевич, Венерина Ольга Геннадьевна, Виноградова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New psychodiagnostic potential of eye tracking

On the basis of experiment research the authors prove the potential of using eye tracking for lie detection by means of multiple comparison of visual images method. The authors show the ability to differentiate subjectively accepted and rejected stimulus and define which of them are connected with positive and negative emotions. Optimal conditions of conducting experiment sessions for the detection of meaningful connections between textual and picture stimulus using visual-verbal method of semantic differentiation are described in the article. The authors provide examples of the use of the method of detection of subjective view of a person of the degree of their successfulness, readiness for dealing with difficulties, evaluation of their loyalty to the organization, team and a certain project.

Текст научной работы на тему «Новые психодиагностические возможности трекинга глаз»

А.С. Огнев, О.Г. Венерина, И.А. Виноградова

Новые психодиагностические возможности трекинга глаз

Путем описанных в статье экспериментальных исследований доказана принципиальная возможность использования айтрекинга для детекции лжи методом множественных сравнений зрительных образов. Показана возможность разделять субъективно принимаемые и отвергаемые стимулы, определять, что для испытуемого связано с отрицательными, а что - с положительными эмоциями. Описаны оптимальные режимы проведения экспериментальных сессий при выявлении смысловых связей между текстовыми и рисуночными стимулами методом визуально-вербального семантического дифференциала. Приведены примеры использования метода для выявления субъективных представлений человека о степени его успешности, готовности к преодолению жизненно важных трудностей, для оценки степени его лояльности организации, команде, конкретному проекту.

Ключевые слова: инструментальная психодиагностика с помощью трекинга глаз, детекция лжи, выявление скрытой субъективной значимости стимулов для конкретной личности.

Исследование глазо-двигательных реакций продуктивно используется в экспериментальной психологии уже более полувека [1]. Первоначально основной областью применения трекинга глаз было изучение психологических закономерностей зрительного восприятия человека. Но в последнее десятилетие благодаря созданию эффективных устройств регистрации взора (айтрекеров), мощных программных средств обработки информации о реакции глаза на различные виды воздействий началось стремительное расширение областей применения этого метода. В короткое время айтрекинг стал одним из излюбленных средств маркетинговой оценки рекламной продукции, инструментом разработчиков новой техники, прочно вошел в арсенал методов офтальмологов. Сейчас этот метод все чаще применяют для определения оптимальных режимов тренировки спортсменов, улучшения условий работы операторов различного профиля [4].

Успехи практического применения айтрекинга в сочетании с постоянным усовершенствованием его инструментальной базы стимулируют поиски новых путей его использования и в самой экспериментальной психологии. помимо традиционных для этого метода

Проблемы практической психологии

исследований когнитивных процессов, наметился явный интерес исследований когнитивных процессов, наметился явный интерес

к возможностям айтрекинга как средства психодиагностики личности. проведено ряд успешных экспериментов по использованию в психо-диагностических целях динамики изменения зрачка испытуемого. Ведется поиск сочетания трекинга глаз с энцефалографическими исследованиями.

Особенностью отмеченных исследований остается достаточно сложная процедура обработки данных. Кроме того, имеющиеся сейчас в распоряжении исследователей способы представления полученной информации пока еще заметно уступает по своей оперативности и наглядности представлению сведений о направленности взора. В связи с этим нами была поставлена задача по определению возможных путей и оптимальных режимов использования сведений о направленности взора для решения психодиагностических задач. Для ее решения была использована высокочастотная система трекинга глаз SMIHi-Speed 1250. Анализ перемещения взора проводился с помощью программы BeGaze™, с помощью которой выделялись области фиксации взгляда, строились «температурные» карты и карты внимания. В исследованиях приняло участие 127 испытуемых, в число которых вошли профессорско-преподавательский состав (23 человека), студенты дневной (75 человек), вечерней (28 человек) и заочной (11человек) форм обучения МГГУ им. М.А. Шолохова.

Ключевыми особенностями проведенного исследования были:

- анализ направленности взора при одновременном предъявлении нескольких визуальных стимулов;

- психосемантическая аттестация используемых визуальных стимулов;

- многократно повторяющееся одновременное предъявление стимулов с изменением их взаимного расположения на экране.

Возможности айтрекинга в плане выявления причастности тестируемых к определенным событиям определялись путем их деления случайным образом на две равные группы. Первая группа получала запечатанные конверты со следующим заданием: войти в определенное помещение, разрисовать лежащую на столе фотографию зеленым фломастером и забрать с собой находящуюся там же белую зажигалку. Вторая группа получала запечатанные конверты с заданием, согласно которому им нужно было просто войти в ту же комнату, а затем простое ее покинуть, не производя в ней никаких иных действий.

для определения того, какое из заданий выполнялось испытуемыми, на экране айтрекера им в различных сочетаниях одновременно предъ-

являлись четыре серии фотографий. Первая серия содержала 4 фотографии мужчин, вторая - 4 фотографии фломастеров одной и той же марки, но разного цвета, третья серия - 4 фотографии однотипных зажигалок, отличающихся только цветом корпуса. В каждую серию визуальных стимулов входило по одному снимку предметов, манипуляции с которыми предусматривались заданиями для второй группы испытуемых.

Причастность испытуемого к первой группе проявлялась в равномерном распределении «горячих зон» между всеми визуальными стимулами. Причастность ко второй группе испытуемых проявлялась у участников эксперимента в избирательности внимания к изображениям предметов, манипуляции с которыми они совершали. они либо демонстрировали повышенное внимание к таким изображениям, либо старались их игнорировать. Точность выявления причастности к первой и второй группе составила боле 80%.

для выявления с помощью айтрекинга личных предпочтений человека нами была сделана подборка визуальных стимулов с выраженной эмоциональной окраской изображений. Первичный отбор таких визуальных стимулов проводился методом экспертных оценок. Затем производилась отбраковка стимулов по итогам их психосемантической аттестации. На этом этапе был использован цветовой психо-семантический круг [3]. окончательный отбор стимулов производился на основе пилотных экспериментов.

Первая серия экспериментов с отобранными таким образом стимулами проводилась путем поочередного выведения на экран айтрекера сначала одиночных стимулов, затем одновременно пары стимулов, затем четырех, шести и, наконец, восьми стимулов. При одновременном экспонировании двух и более стимулов на экран выводилось равное число изображений, вызывающих у большинства испытуемых положительные и отрицательные эмоции. Анализ групповых «температурных» карт и карт внимания, полученных в результате суммарного наложения индивидуальных сессий всех испытуемых, показал, что при одновременном экспонировании нескольких визуальных стимулов взгляд испытуемых непроизвольно более длительное время фиксируется на позитивно нагруженных изображениях. Это дает возможность разделять субъективно принимаемые и отвергаемые стимулы, определять, что для испытуемого связано с отрицательными, а что с положительными эмоциями. Уточнение таким путем эмоциональной окраски визуальных стимулов позволило в дальнейшем провести серию экспериментов, которые относятся к разряду эмоционального прайминга [2]. В таких исследованиях изучается поведение испытуемого после предъявления определенного эмоциональ-

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

ного стимула (т.н. эмоционального прайма - от англ. prim - предшествующий).

Для определения оптимальных режимов тестирования с экспозицией в 15 с пошагово предъявлялись 6, 8, 12, 14, 18, 20 стимулов. Затем число стимулов менялось в обратном порядке: 18, 16, 14 и т.д. В результате было установлено, что зависимость эффективности регистрации направленности взора от числа одновременно предъявляемых стимулов носит нелинейный характер. По мере увеличения числа стимулов от одного до восьми-десяти удается отчетливо зафиксировать субъективные предпочтения испытуемых. Дальнейшее увеличение числа стимулов ведет к непрерывному снижению эффективности определения индивидуальных предпочтений.

при определении оптимальной длительности непрерывной работы испытуемого использовалось несколько циклов увеличения числа одновременно предъявлявшихся стимулов. Кроме того, использовались различные пропорции позитивных и негативных стимулов (равное число, варианты с преобладанием негативных стимулов, варианты с преобладанием позитивных стимулов, только негативные, только позитивные), а также их различные комбинации.

Также установлено, что время проведения одной экспериментальной сессии не должно превышать 7-10 мин. При работе с прибором указанного типа более длительное время непрерывного экспонирования визуальных стимулов вызывает у испытуемых утомление, нередко провоцирует нежелательное слезоотделение.

Для определения смысловых связей между текстовыми и рисуночными стимулами были составлены 11 словесных пар, образующих семантический дифференциал, с помощью которого можно выявлять субъективные представления испытуемого о степени своей успешности в жизни. Для каждой словесной характеристики были подобраны связанные с ними по смыслу изображения людей и фотографии животных. В ходе эксперимента в каждом очередном предъявлении испытуемый видел на экране, помимо словесного стимула, связанных с ним по смыслу изображений людей и животных, еще и свою собственную фотографию.

Полученные по итогам этой серии экспериментов «тепловые карты» сравнивались с результатами предварительного бланкового тестирования каждого испытуемого с помощью семантического дифференциала, составленного из того же набора парных словесных характеристик личности.

Сопоставление рангов стимулов на «тепловых картах» и баллов бланкового варианта семантического дифференциала показало совпадение

получаемых с их помощью оценок более чем на 80%. При этом практически все испытуемые в устных самоотчетах заявляли о том, что смену некоторых слов на экране они не заметили. Тем не менее, на «тепловых картах» отчетливо видна смена областей повышенного внимания в соответствии с новым контекстом, заданным новым вербальным стимулом.

В заключительной серии экспериментов оценивалась возможность использования трекинга глаз для определения лояльности человека к организации, команде, конкретному проекту. В качестве испытуемых были отобраны, с одной стороны, активисты волонтерского Центра МГГУ им. М.А. Шолохова «Сочи-2014», а с другой - учащиеся и сотрудники университета, заявившие о своем нейтральном отношении к волонтерской деятельности.

Для изучения трекинга глаз в заключительной серии экспериментов был подготовлен набор визуальных стимулов, обладающих заведомо разной смысловой нагрузкой для указанных групп испытуемых. В число таких стимулов вошли логотип Олимпийского комитета «Сочи-2014», логотипы волонтеров олимпийских и параолимпийских игр в Сочи. В подборку визуальных стимулов также были включены графические символы нейтрального содержания. В число визуальных стимулов вошли и парные словесные высказывания следующего типа: «главное-второсте-пенное», «приятное-неприятное», «смысл-пустота» и т.п.

«Тепловые карты» свидетельствуют о повышенном внимании активистов волонтерского движения на олимпийскую символику в случае ее предъявления с положительно окрашенными высказываниями. В группе испытуемых с нейтральным отношением к этому виду волонтерского движения такое внимание отсутствует. Данная закономерность наблюдалась как в том случае, когда на экране айтрекера одновременно появлялся один вербальный и пять графических стимулов, так и в том случае, когда одновременно предъявлялось четыре вербальных стимула и один графический.

после серии экспериментов можно сделать следующие выводы.

1. Доказана принципиальная возможности успешного использования айтрекинга для детекции лжи методом множественных сравнений зрительных образов. Метод реализуется путем одновременного предъявления испытуемому нескольких визуальных стимулов. В качестве таких стимулов используются изображения однотипных предметов, равные по своей релевантности для испытуемых, непричастных к некоторому событию. Часть таких стимулов должны быть субъективно значимы только для лиц, к этому событию причастных.

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

2. Показано, что при одновременном экспонировании нескольких визуальных стимулов взгляд испытуемых непроизвольно более длительное время фиксируется на позитивно нагруженных изображениях. Это дает возможность разделять субъективно принимаемые и отвергаемые стимулы, определять, что для испытуемого связано с отрицательными, а что с положительными эмоциями.

3. Установлено, что зависимость эффективности регистрации направленности взора от числа одновременно предъявляемых стимулов носит нелинейный характер. По мере увеличения числа стимулов от одного до восьми-десяти удается отчетливо зафиксировать субъективные предпочтения испытуемых. Дальнейшее увеличение числа стимулов ведет к непрерывному снижению эффективности определения индивидуальных предпочтений. Также установлено, что время проведения одной экспериментальной сессии не должно превышать 7-10 мин. из-за физиологических причин (утомление глаз).

4. Выявлены способы установления смысловых связей между текстовыми и рисуночными стимулами. При этом обнаружено, что наличие таких связей при одновременном предъявлении текстовых и рисуночных стимулов только на основе «тепловых карт» или с помощью зон повышенного внимания малопродуктивно. Показано, что эта задача может быть с успехом решена при сочетании указанных методов анализа с семантическим анализом стимульного материала.

5. Отработана процедура использования айтрекера при тестировании испытуемых методом визуального семантического дифференциала и визуально-вербального семантического дифференциала. В частности, показано, что с помощью таких процедур удается выявлять субъективные представления человека о степени его успешности, готовности к преодолению жизненно важных трудностей, оценивать степень его лояльности к организации, команде, конкретному проекту.

Библиографический список

1. Барабанщиков В.А. Восприятие выражений лица. М., 2009.

2. Гусев А.Н., Уточкин И.С. Психологические измерения. М., 2011.

3. Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Постникова Н.В. Мудрость как акмеологиче-

ский феномен // Акмеология. 2003. № 2. С. 17-22.

4. SMI. SensoMotoric Instruments. URL: www.smivision.com (дата обращения:

01.02.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.