УДК 37
Шегурова В.Ю.
канд. пед. наук, учитель физики Московский лицей «Ступени» (г. Москва, Россия)
НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ПРОБЛЕМА
Аннотация: в работе обсуждаются проблемы изменения содержания предмета физика на разных ступенях школьного образования.
Ключевые слова: пропедевтика, физика, обучение.
Реформы образования, проводившиеся в РФ, породили ряд системных противоречий. К их числу относятся:
1) Противоречие между объективными требованиями общих и частных методик формирования интеллектуальной деятельности и спецификой эффективной подготовки к итоговому экзамену в формате ЕГЭ. Последнее изменило (и, фактическим, сломало) внутреннюю логику образовательного процесса. Классическая система образования, ориентировавшаяся на устный или развернутый письменный экзамен, была выстроена как система формирования речи (устной и письменной), а, следовательно, формирование мышления. ЕГЭ, став одновременно выпускным и вступительным экзаменом, а также ведущим критерием оценки качества работы школы, стал не измерительным инструментом, как это предполагалось (или декларировалось), а доминантой нового целеполагания, задавшей иную мотивацию (и иное содержание) педагогической работы.
2) Противоречие между объективно существующей научной и социальной спецификой педагогической деятельности и методами
экономического администрирования, разработанными для иных сфер человеческой деятельности и апробированные в этих сферах. Доминировали экономический подход в методологии образовательной реформы и демонстративное неуважение к мнению профессионального педагогического сообщества Разработчики реформ исходили из того, что образованием можно и нужно управлять также как и любой другой сферой социальной и экономической жизни, не рассматривая специфику собственно педагогической деятельности.
3) Концентрическая система преподавания школьных предметов сломала методику преподавания большинства из них.
В обществе возникло стойкое ощущение неблагополучия в этой сфере, об этом годами говорят учителя и родители. Качество школьного образования падает, об этом годами говорят преподаватели высшей школы, однако очевидное для них совершенно неочевидно для тех, кто управляет системой и заинтересован в представлении своей деятельности как деятельности позитивной и успешной. Более того, искусственно создаются новые проблемы и создается нехорошее ощущение, что люди, их инициирующие, не заинтересованы в развитии страны (как минимум не заинтересованы). Ведь что происходит с стратегическим (во всех отношениях) школьным предметом -физикой. Курс физики традиционно состоял из двух частей: пропедевтический в 7-8 классах и более глубокое изучение предмета в 9-11 классах. Причем в 9 классе изучалась механика (3 часа в неделю и это было более или менее достаточно). Затем в 10-11 изучались МКТ и термодинамика, электродинамика, оптика, атомная и ядерная физика (3\4 часа в неделю). Что сейчас? В 7-9 классы перенесено ВСЕ. При отсутствии необходимой математики, при отсутствии времени, при неподготовленности (умственной и физиологической) детей и, как следствие, невозможности усвоения всего этого материала подавляющим большинством учащихся, формированием отвращения к предмету и предпосылок проблем в старшей школе у меньшинства, сумевшего преодолеть вышеуказанные сложности дорогой ценой (так как пропущенная пропедевтика
не дает пространства для своевременного формирования необходимой системы мыслительных операций). И прекрасные, когда-то написанные кристально ясным и адекватным возрасту ребенка языком и адекватным содержанием классические учебники И.М. Перышкина превращены в нечто неудобоваримое для понимания и усвоения. Что за этим последует? Уже сейчас число сдающих ЕГЭ по физике радикально уменьшается. Уже сейчас уровень сложности экзамена понижают, так как результаты точно не впечатляют. А это означает ухудшение качества подготовки абитуриентов, а, следовательно, нарастание проблем с подготовкой специалистов. И это ровно в то самое время, когда инженерные специальности становятся не просто актуальными - для страны и ее развития подготовка инженеров- задача стратегическая, а школьная физика -та степень формирования будущих специалистов, которая важна еще и потому, что на ней происходит мотивирование и начальный мотивационный отбор тех, кто составит костяк массовой профессии, той, что призвана обеспечить не только технологические прорывы, но и поддержанием в безопасном состоянии действующей инфраструктуры. Что же делать? Во-первых, начать публичную дискуссию в профессиональном сообществе. Во-вторых, заново переосмыслить задачи, стоящие перед предметом в настоящее время и в зависимости от этого вернуться к проблемам содержания, общей и частных методик преподавания. В- третьих, осознать, что качество преподавания физики в средней школе - это одно из условий нашего выживания (не более и не менее) в условиях высокотехнологического общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций // http: //www. dim- spo. ru/attachments/article/2207/RP_var_3. pdf
Shegurova V.U.
Stupeni Moscow Lyceum (Moscow, Russia)
NEW PHYSICS TEACHING PROGRAMS IN SECONDARY SCHOOLS AS A PROBLEM
Abstract: the paper discusses the problems of changing the content of the physics subject at different levels of school education.
Keywords: propaedeutics, physics, education.