Рецензии
УДК-32
НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН1
А. Г. Большаков
Российская политическая регионалистика переживает в настоящее время новый подъем. Нарастание напряженности, рост конфликтности и проте-стных настроений характерны практически для всех сфер российской общественной жизни. Наиболее отчетливо противоречивость современной ситуации проявилась в ходе последней избирательной кампании Президента РФ, когда представители формирующегося гражданского общества в России открыто демонстрировали свое несогласие с действиями властей. Наибольшей остроты противостояние между различными политическими силами достигло в Москве, Санкт-Петербурге, ряде других крупных городов. Определенным образом оно повлияло и на активизацию региональной жизни в ряде субъектов Российской Федерации. И хотя региональные волнения не были значительными по своим масштабам, они способствовали изменению в умонастроениях региональных элит, политических и гражданских активистов на местах. Реформы политической системы, которые были провозглашены властями в декабре 2011 года, как и следовало ожидать, оказались половинчатыми и непоследовательными, но, по всей видимости, они позволят либерализовать партийное законодательство, приведут к новым выборам глав регионов, хотя и с многочисленными оговорками и «фильтрами».
Возвращение регионов в качестве одного из субъектов российского политического процесса, по всей видимости, приведет в ближайшее время к значительному росту публикаций по региональной тематике, тем более что политическая унификация последних лет никак не повлияла на большинство региональных различий неполитического свойства. Культурный облик, ментальность граждан, социально-экономическая ситуация, демографическая, национальная, миграционная и пр. политики на уровне регионов продолжают быть очень разнообразными и нуждаются в постоянном детальном исследовании. Авторы монографии исследуют источники регионального разнообразия в заключение своей работы (с. 205-210). Принципиальная автор-
1 Новые проблемы и противоречия социокультурного развития Республики Татарстан / А. Л. Салагаев, С. А. Сергеев, Л. В. Лучшева; Министерство образования и науки РФ, Казан. нац. исслед. технолог. ун-т. Казань: КНИТУ, 2011.
ская позиция заключается в том, что анализируются в первую очередь «новые проблемы и противоречия» в Республике Татарстан. Это создает дополнительные сложности исследователям, но позволяет изучить в рамках науки последние тенденции развития татарстанского социума и его политической системы.
Авторы монографии не являются кабинетными учеными, они активно включены в социально-экономические, культурные и политические процессы в Татарстане в качестве аналитиков, консультантов, общественных деятелей, которые активно взаимодействуют с представителями властей, оппозиции, интеллектуальной элиты. Сами авторы наиболее подробно говорят об этом в главе 7, где подробно рассматриваются достоинства и недостатки экспертного сообщества в Республике Татарстан. В этой связи, рецензируемая книга трех известных казанских ученых достаточно показательна. Она не может быть названа сугубо политологической работой, а носит скорее характер междисциплинарного исследования, где значительное место занимают и собственно политические проблемы: эволюция институтов президента, парламента и правительства, взаимоотношения элиты и оппозиции, протестные движения. Представляется, что именно комплексный взгляд на региональные процессы и является одной из отличительных черт рецензируемого издания. При всей значимости политических исследований они не могут дать объективное знание о положении в том или ином регионе и нуждаются в существенных дополнениях данными из целого ряда социальных наук. Именно такой подход и предлагают авторы монографии, которая является итогом шестилетней работы доктора социологических наук, профессора А. Л. Салагаева, доктора политических наук, профессора С. А. Сергеева, кандидата социологических наук, доцента Л. В. Лучшевой по реализации научных проектов казанского Центра аналитических исследований и разработок (ЦАИР).
Каждая глава рецензируемой книги начинается с воспроизводства существующих в науке моделей и концепций того или иного явления, а затем на их основе интерпретируются уже современные явления и процессы в Республике Татарстан. Авторы профессионально владеют процедурами аналитического сравнения, что позволяет выявить новые знания, показать сходство и специфику региональных социально-экономических и политикоправовых феноменов, продемонстрировав в них роль Татарстана и других российских регионов. Собственные исследования и данные анализа коллег приводятся казанскими авторами в развитии, что позволяет выявить динамику изменений в республике и регионах, с которыми сравниваются ее показатели.
Авторами показаны новые тенденции в развитии Республики Татарстан, которые пока не внесены в соответствующие экономические, географические и туристические справочники, аналитические отчеты, которыми
пользуются органы власти и управления РФ, зарубежные партнеры республики. Так, казанские ученые очень четко показывают сложившиеся дисбалансы в развитии промышленности Республики Татарстан, которая за постсоветские десятилетия фактически «потеряла» свое машиностроение (кроме некоторых отраслей), и в настоящий момент представлена в основном добычей нефти и нефтехимической промышленностью. Понятно, что подобные структурные изменения в экономике республики оказывают существенное влияние на формирование ее социальной структуры, политическое представительство в региональной власти, ментальность и социальнополитические привычки граждан.
Интерес вызывает и специально проведенный казанскими исследователями анализ инновационного развития Республики Татарстан за последнее десятилетие (глава 5). Авторы убедительно показывают, что хотя потенциал региона в этой сфере является достаточно большим, он существенно уступает в рамках Приволжского федерального округа Нижегородской и Самарской областям, Пермскому краю (с. 121-122). Громкие акции местного правительства и официальных средств массовой информации, утверждающих об инновационном характере экономики Татарстана, носят преимущественно рекламный характер, реальных инновационных разработок и продуктов республика практически не производит. Позитивные результаты инноваций в Татарстане, как и в большинстве других российских регионов, проявляются пока в количественном росте объектов инфраструктуры (венчурные и инновационные фонды, технопарки, технологические инкубаторы и пр.), создании нормативно-правовой базы инновационной деятельности. Здесь Татарстан занимает высокие места в рейтингах различных агентств и центров (с. 129), однако реальная инновационная продукция как не выпускалась, так и не выпускается. Поэтому, несмотря на то, что Татарстан обладает перспективным инновационным потенциалом в ряде отраслей народного хозяйства, необходимой высокоинтеллектуальной средой, создать устойчивую региональную инновационную систему в республике пока не удалось.
Наибольший интерес представляют главы, посвященные собственно политическим процессам в Республике Татарстан. Так, в третьей главе авторы монографии детально прослеживают эволюцию нормативноинституциональных основ политической системы республики. Они исследуют ее формирование на рубеже 80-90-х гг. XX века, анализируют различные аспекты институционализации в середине 90-х гг. XX века и трансформации в самом начале XXI века. Основной вывод авторов гласит, что в основе своей политическая система Республики Татарстан осталась прежней на сегодняшний день (с. 45). Не изменились кардинально ни основные политические институты, ни взаимодействие государства и общества, прежними остались руководители основных политических структур. Республика рьяно отстаивает некоторые элементы своей квазигосударственности, ссы-
лаясь на норму Конституции России, объявляющую республики «государствами в составе Российской Федерации». Законодательство Республики Татарстан продолжает сохранять свои особенности. В частности, существует лингвистический ценз для кандидатов на должность Президента РТ - владение обоими государственными языками Татарстана - татарским и русским.
Политическое лидерство в Республике Татарстан - это феномен, который требует специальных исследований. Авторы монографии справедливо полагают, что имидж М. Шаймиева - «неторопливый, рассудительный, хитрый пожилой человек, заботливый по отношению к населению республики» (с. 47) - полностью соответствует чаяниям сельских татар и горожан в первом поколении, а потому позиции такого политика достаточно сильны даже в кризисные или переходные периоды общественного развития. Однако даже всевластные региональные лидеры вынуждены в настоящий момент под нажимом федерального центра уступать свои должности более молодым политическим приемникам. Так в Республике Татарстан в 2010 году появился новый Президент - Р. Минниханов, который обеспечил преемственность в политическом курсе правящей элиты. Представляется, что выборы глав регионов в России, которые недавно возвращены в политическую повестку дня федеральной властью, могут существенно упрочить позиции Р. Минни-ханова, однако его лидерство, скорее всего, будет носить несколько иной характер, чем у предыдущего главы республики, и жестко регламентироваться общероссийской политикой правящей элиты.
Выборы в Республике Татарстан характеризуются сильным административным контролем. В результате парламент Татарстана - Государственный Совет - практически полностью состоит из представителей «партии власти», а оппозиционеры-коммунисты имеют фракцию, состоящую из шести человек. Система местного самоуправления в Татарстане была приведена в соответствие с российской лишь в 2005 году, но остается, как и во всей России, зависимым, а не самостоятельным уровнем публичной власти.
Отдельное поле для научных исследований в сфере политической ре-гионалистики - это анализ республиканской элиты. В рецензируемой монографии этому уделено достаточно много внимания. Самым ценным в этой связи является анализ авторами книги формирования республиканской элиты. Они объясняют монолитность политической элиты в Татарстане коалицией республиканских функционеров, аграриев, нефтяников, сложившейся порядка двадцати лет назад. С тех пор элита, безусловно, эволюционировала. Но принципы существования, да и основные персоналии остались теми же. Достаточно интересной представляется и авторская типология субэлит-ных групп в Республике Татарстан (с. 67). Именно из этого деления казанские ученые и делают вывод о том, что, несмотря на определенные противоречия, «группа Шаймиева» и «группа Минниханова» были очень близки в
осуществляемом курсе, поэтому первый Президент Татарстана предпринял все возможное, чтобы федеральный центр сделал ставку именно на него.
В настоящее время Р. Минниханов по-прежнему полностью не свободен в проведении кадровой политики на уровне республики. До сих пор остается на своем посту первый вице-премьер Кабинета Министров Республики Татарстан Р. Муратов, который очень долгое время был основным соперником нынешнего Президента в правительственных структурах региона. Совершенно случайно Р. Минниханову удалось избавиться от сильной в политическом смысле фигуры бывшего министра МВД РТ А. Сафарова, который лишился своего поста в результате всероссийского скандала с убийством задержанного в Казанском ОВД «Дальний». При этом в кадровых назначениях на уровне местного самоуправления позиции Р. Минниханова очень сильны, ему удалось постепенно сменить целый ряд глав районных администраций Татарстана и расставить верных людей. «Кадровой революции» не произошло, но значительные сдвиги в элите республики продолжаются и закончатся они, скорее всего, только после того как Р. Минниханов сможет подтвердить свой высокий статус на региональных выборах.
Контрэлита в Татарстане отсутствует, она просто не институционализирована, поскольку власть в республике в постсоветский период так и не поменялась. Оппозиция в регионе, безусловно, есть, но в настоящее время она маргинализирована и не представляет серьезной угрозы действующим властям. Авторы монографии в третьей главе подробно рассматривают эволюцию татарстанской политической оппозиции. Они считают, что к оппозиции можно отнести как минимум три политические силы - национал-радикалов, коммунистов, демократическую некоммунистическую оппозицию (федералистов). Интересно, что в начале 90-х гг. XX века оппозиция в Татарстане добилась наибольших успехов, в частности, сумела отстоять в парламенте республики равноправный статус двух государственных языков в регионе. Союз русскоязычной номенклатуры и федералистов во многом спас элиту республики от передачи власти радикально настроенным группам националистического толка. После того как элита республики продемонстрировала свою монолитность, а федеральный центр так и не решился поддержать республиканских федералистов, наступило время для выдавливания оппозиционно настроенных политиков из местного парламента. Гонениям со стороны властей подверглись националисты, демократы, коммунисты. Попытки местной оппозиции объединиться не имели большого успеха. В результате в настоящее время самой сильной оппозиционной структурой в Татарстане является местное отделение партии КПРФ, которое постоянно сотрясают скандалы и конфликты. Депутаты от коммунистов не играют значительной роли в стенах парламента и местных представительных органах власти, очень часто они вынуждены занимать соглашательскую позицию по ряду принципиальных для «партии власти» вопросов.
Устранение из активной политической жизни республики оппозиции не смогло снять проблему социальных протестов в регионе. Как отмечают авторы рецензируемой монографии, протестные настроения граждан стали нарастать, начиная с 2005 года. Их изучению посвящена шестая глава анализируемой книги. Авторы подробно рассматривают причины появления про-тестных настроений у граждан, описывают наиболее массовые акции людей. Действия граждан очень часто носят в них разрозненный, локальный и хаотичный характер, существующие оппозиционные политические силы, как правило, «встраиваются» в уже анонсируемые мероприятия. Наибольшую массовость и силу приобрели протесты пенсионеров против монетизации льгот, представителей малого и среднего бизнеса против закрытия киосков, проверок чиновников и т. п. Все эти акции не были безрезультатными. Властям республики различного уровня приходилось идти на компромиссные уступки, предпринимать действия в интересах протестующих.
Протестная активность граждан особенно возросла в Татарстане в 2011 году. Надвигающиеся федеральные избирательные кампании вынудили региональные власти даже поддерживать митингующих по ряду позиций. Так, например, произошло с требованиями рыболовов-любителей, выступивших против взимания платы за рыбалку, хотя они впоследствии так и не были полностью выполнены властями. Немногочисленными, но показательными стали пикеты с требованиями по защите русского языка в Татарстане, проводившиеся в предвыборный период. Правда, официальные лица республики и города Казани сделали вид, что не замечают проблемы. Наибольшего накала протестные выступления достигли в декабре 2011 года и были связаны с общероссийскими протестами против итогов выборов в Государственную Думу Российской Федерации. Они объединили, пожалуй, оппозиционеров всех мастей, но основу протестующих составляли никому не известные гражданские активисты, которые не имели политических амбиций. В плане оценки этих действий следует согласиться с авторами монографии, что политические протесты пока носят поверхностный характер и не означают глубинных изменений в обществе. Тем не менее, они являются фактически первыми и достаточно массовыми акциями за последние двадцать лет (и по стране в целом).
В монографии получила свое освещение культурная и религиозная ситуация в Республике Татарстан (глава 8). Здесь авторы выступают конструктивными критиками многих элементов культурной политики в республике, обращая внимание на полномасштабный процесс этнократизации данной сферы. Этнический и религиозный дисбалансы, существующие в республике, последовательно демонстрируются авторами на основе привлечения ряда, прежде всего, официальных статистических данных. При этом авторы анализируют те общественные основания, которые способствуют формированию толерантности в поведении больших групп населения в татарстан-
ском социуме. Этническая ситуация в целом в республике является достаточно стабильной, примерно то же самое можно сказать и о межконфессио-нальных взаимодействиях в регионе, несмотря на существование ряда организаций и групп экстремистской направленности.
Рецензия не была бы полной, если не отметить те недостатки, которые могут быть легко устранены в последующих изданиях монографии. Представляется, что данный научный труд перегружен разнообразного рода фактологическими данными, при этом не всегда в тексте можно найти параметры выборки, сроки, методики исследования авторов, без которых часть приводимых данных просто не имеет смысла. Думается, что не всегда уместны многочисленные ссылки авторов монографии на городскую газету «Вечерняя Казань», которая очень часто не отличается объективностью в подаче информации, а способности ее журналистов к профессиональной политической аналитике - сомнительны. Совсем необъяснимыми выглядят некоторые ошибки авторов рецензируемой монографии. Так, на с. 46 утверждается, что «Президент РФ избирается на 4 года», хотя эта устаревшая норма уже давно удалена из текста Конституции России. Это тем более обидно, поскольку на протяжении всей монографии авторы очень четко анализируют целую систему новейших событий политического процесса.
Отмеченные недостатки никак не влияют на общую высокую оценку научных достоинств рассматриваемого издания. У рецензируемой монографии существует целый ряд достоинств прикладного характера. Одним из самых важных является то, что книга может быть использована в процессе обучения студентов политологов, религиоведов, конфликтологов. На ее основе, наверняка, будут созданы учебники, учебно-методические пособия, которые будут способствовать формированию будущих специалистов в дискурсе политической регионалистики. Книга написана простым и доступным языком и может быть полезна широкому кругу читателей, который заинтересован в получении объективной информации о развитии такого региона как Республика Татарстан.