Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПРАВИЛА В РЕГУЛИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА СО ВСТРЕЧНЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ (ОФСЕТНЫЙ КОНТРАКТ)'

НОВЫЕ ПРАВИЛА В РЕГУЛИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА СО ВСТРЕЧНЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ (ОФСЕТНЫЙ КОНТРАКТ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФСЕТНЫЙ КОНТРАКТ / ВЗАИМНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНКУРС / ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буракова И.К.

Статья посвящена рассмотрению механизма работы государственного контракта со встречными инвестиционными обязательствами (офсетный контракт), заключение которого способствует наращиванию производственных мощностей, создает условия для социально-экономическому развития регионов. В исследования проанализированы нововведения в законодательстве об офсетных контрактах, практика заключения офсетных соглашений и сделан вывод об отсутствии конкуренции в данном направлении, а также не разработанность в регионах нормативно-правовой базы для развития офсетных соглашений. Для совершенствования правового регулирования офсетных контрактов автор предлагает усовершенствовать понятийный аппарат, создать единообразие в нормативно- правовом регулировании офсетных соглашений в субъектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW RULES IN THE REGULATION OF THE STATE CONTRACT WITH COUNTER INVESTMENT OBLIGATIONS (OFFSET CONTRACT)

The article deals with the mechanism of the state contract with reciprocal investment obligations (offset contract), the conclusion of which contributes to the increase in production capacity, creates conditions for socio-economic development of regions. The study analyzes innovations in the legislation on offset contracts, the practice of offset agreements and draws a conclusion about the lack of competition in this area, as well as the lack of development in the regions of the regulatory framework for the development of offset agreements. To improve the legal regulation of offset contracts, the author proposes to improve the conceptual apparatus, to create uniformity in the normative and legal regulation of offset agreements in the regions.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПРАВИЛА В РЕГУЛИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА СО ВСТРЕЧНЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ (ОФСЕТНЫЙ КОНТРАКТ)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 347

НОВЫЕ ПРАВИЛА В РЕГУЛИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА СО ВСТРЕЧНЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ (ОФСЕТНЫЙ КОНТРАКТ)

Буракова И.К.

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов

Irina K. Burakova

Saratov State Academy of Law, Saratov

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению механизма работы государственного контракта со встречными инвестиционными обязательствами (офсетный контракт), заключение которого способствует наращиванию производственных мощностей, создает условия для социально-экономическому развития регионов. В исследования проанализированы нововведения в законодательстве об офсетных контрактах, практика заключения офсетных соглашений и сделан вывод об отсутствии конкуренции в данном направлении, а также не разработанность в регионах нормативно-правовой базы для развития офсетных соглашений. Для совершенствования правового регулирования офсетных контрактов автор предлагает усовершенствовать понятийный аппарат, создать единообразие в нормативно- правовом регулировании офсетных соглашений в субъектах.

ABSTRACT

The article deals with the mechanism of the state contract with reciprocal investment obligations (offset contract), the conclusion of which contributes to the increase in production capacity, creates conditions for socioeconomic development of regions. The study analyzes innovations in the legislation on offset contracts, the practice of offset agreements and draws a conclusion about the lack of competition in this area, as well as the lack of development in the regions of the regulatory framework for the development of offset agreements. To improve the legal regulation of offset contracts, the author proposes to improve the conceptual apparatus, to create uniformity in the normative and legal regulation of offset agreements in the regions.

Ключевые слова: офсетный контракт, взаимные инвестиционные обязательства, инвестиционная деятельность, электронный конкурс, защита конкуренции.

Keywords: offset contract, reciprocal investment obligations, investment activity, electronic competition, protection of competition.

В настоящее время приоритетным направлением государственной политики является разработка мер по повышению устойчивости экономики в период санкций за счет импортозамещения. В данном направлении инвестирование в производство частной стороной является эффективным методом на пути развития собственного производства. Такой моделью публично-частные отношений, является заключение офсетного контракта.

Право на заключение офсетного контракта в рамках ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее- 44-ФЗ) появилось с 2016 года внесением в закон специальной нормы статьи 111.4 регламентирующей порядок заключения государственного контракта, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации [1].

С 1 июля 2022 Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ [2] внесены изменения в

статью 111.4 44-ФЗ, в частности изменилось наименование данного вида договора, а именно «Государственный контракта, предусматривающей исполнение инвестором на территории субъекта Российской Федерации встречных

инвестиционных обязательств».

Федеральный закон от 28.06.2022 № 231-Ф внес изменения в статью 3 44-ФЗ и дополнил ее пунктом 8.5 в котором дано определение контракта со встречными инвестиционными

обязательствами» [3].

При этом в законодательстве о контрактной системе не содержится определения «офсетный контракт» от англ. offset — «возмещение», «компенсация». По мнению А. Панова, который считает, что термин «офсетный контракт» не совсем точен в этом контексте, так как классическая офсетная сделка предполагает импорт продукции и определенные инвестиционные обязательства импортера. Наш же родной офсетный контракт больше похож на off pay agreement, когда покупатель дает обязательства на закупку продукции, которая еще не произведен [4].

Взаимоотношения сторон по офсетному контракту можно квалифицировать как государственно-частное партнерство, поскольку,

по мнению В.Ф. Попондопуло, основным квалифицирующим признаком государственно-частного партнерства, отличающим его от других правовых институтов, является признак сложного, сбалансированного распределения рисков между публичным и частным партнером по принципу "каждый отдельный тип риска возлагается на сторону, способную наилучшим образом им управлять"[5].

При этом данные государственно-частые отношения можно отнести к взаимовыгодным, поскольку офсетный контракт, является долгосрочным (до 10 лет), то и отношения сторон носят длящийся характер. Поставщик (исполнитель) получает рынок сбыта производимой продукции, а Заказчик получает постоянного поставщика с требуемым товаром (услугой). Возможность заключения офсетного контракта предусмотрена только на уровне субъекта или нескольких субъектов.

Офсетный контракт заключается по результат проведения Заказчиком закупки с учетом следующих особенностей: наличие акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; закупка осуществляется путем проведения электронного конкурса; участниками закупки могут быть только юридические лица; товар, производимый в рамках офсетного контракта, должен соответствовать законодательству о промышленной политике.

Конкурс в электронной форме, по результатам которого заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами проходит с соблюдением требований установленных 44-ФЗ и особенностей, предусмотренных специальной нормой статьей 111.4 44-ФЗ.

С 05.08.2022 Постановление правительства № 2571, устанавливающие дополнительные требования к участникам закупки, дополнено Разделом VII «Дополнительные требования к участникам закупки, по результатам которой заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиями» [6].

По новым правилам участник закупки должен соответствовать одному из установленных требований: иметь опыт исполнения договора; сумма выручки должна составлять не менее 10 % НМЦК; объем завершенных капитальных вложений должен составлять не менее 10 % минимального объема инвестиций, подлежащих вложению участником закупки, с которым по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается офсетный контракт.

Поскольку конкурс в электронной форме относится к конкурентной процедуре, то определение поставщика (исполнителя), с которым будет заключен офсетный контракт должен соответствовать принципу обеспечения конкуренции между участниками закупки.

Из анализа информация содержащейся в единой информационной системе за период с 20192021 было объявлено 7 конкурсов на право заключения контракта со встречными инвестиционными обязательствами[7], 6 из которых проводились департаментом города Москвы по конкурентной политике с предметом закупки- поставка лекарственных препаратов, а в марте 2021 года государственным комитетом Республики Башкортостан по конкурентной политике объявлен открытый конкурс в электронной форме на приобретение троллейбусов в рамках государственного контракта, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по производству троллейбусов на территории Республики Башкортостан (офсетный контракт).

Стоит отметить, что из 7 объявленных конкурсов на право заключение офсетного контракта, только по двум на участие в закупке подано несколько заявок и конкурс признан состоявшимся, что свидетельствует об отсутствии конкуренции по данному направлению, а следовательно, снижение цены контракта.

С 09.07.2022 были внесены изменения к требованию о минимальном пороге необходимом для заключения офсетного контракта, так максимальный объем инвестиций снизился с 1 млрд до 100 млн рублей.

Снижение минимального порога, должно поспособствовать увеличения интереса к данному виду контракта, создать конкуренцию, а также привлечь в эту сферу субъекты малого и среднего предпринимательства. Однако, если ранее у Заказчика отсутствовала обязанность

устанавливать дополнительные требования к участникам закупки в отношении опыта, то в настоящее время заключение офсетного контракта, возможно только с участником при соответствии его дополнительным требованиям, что может ограничиться участие менее опытных лиц.

Еще одним обстоятельством,

ограничивающим конкуренцию, является включение поставщика (исполнителя) в реестр единственных поставщиков товара, что с одной стороны способствует регулярной поставке необходимой субъекту продукции, а с другой стороны создаёт преимущества одному хозяйствующему субъекту, что может привести к монополизации на товарном рынке.

Природа офсетных контрактов должна строиться по принципу равновесия между привлечением инвестиций и обеспечением конкуренции, в связи с чем крайне важно соблюсти баланс, не создавая преимуществ одной из сторон.

Для развития офсетных отношений субъектам не хватает опыта подготовки инвестиционных проектов, разработанности нормативно-правовой базы для реализации этих проектов.

Всего в 10 субъектах Российской Федерации предусмотрен порядок подготовки и согласования проекта в форме офсетного контракта[8].

Считаем, что необходимо на федеральном уровне вести разъяснения с регионами в данном направлении, давать методические рекомендации по разработке нормативного регулирования в этой сфере.

С учётом проведенного анализа, можно сделать следующие выводы.

Офсетный контракт является уникальным инвестиционным проектом для создания и развития национального производства.

Из анализа практики заключения офсетных контрактов можно установить, что основными направлениями являются, такие социально важные сферы как: поставка медицинских изделий и лекарств, транспортная инфраструктура, поставка техники и оборудования для ЖКХ. Видится, что сфера применения может быть расширена и направлена на создание высокий технологий, интеллектуальных систем, машиностроение.

Несмотря на привлекательность и эффективность таких контрактов, число офсетных соглашений не велико и в этом видится две причины.

Во-первых, отсутствие конкурентной среды, поскольку требования, предъявляемые к исполнителю (поставщику) в части минимального объема инвестиций, соответствие установленным законом дополнительным требованиям, ограничивают участников закупки. При этом победитель такой закупки становится единственным поставщиком, что создает монополизацию на товарном рынке.

Офсетный контракт должен выступать в роли инструмента стимулирования конкуренции, а не создавать ситуации, когда на конкурентном рынке какой-либо из инвесторов получит статус единственного поставщика.

Во-вторых, отсутствие нормативной базы и порядка взаимодействия органов власти при принятии решения о проведении конкурса на заключение офсетных контрактов, демонстрирует неготовность регионов к заключению офсетных соглашений.

С целью развития офсетных отношений, внимание городских властей- должно быть направлено на разработку нормативной базы, уточняющей законодательство о заключении офсетных контрактов.

Разработка нормативной базы, позволит не только привлечь инвесторов для заключения

офсетных соглашений, но поспособствует развитию производства в субъектах.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 05.04.2013 (ред. от 16.04.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"» // Собрание законодательства РФ". - 2016. № 27 (часть II). - Ст. 4298.

2. Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -2021. - № 27 (часть II). - Ст. 5188.

3. Федеральный закон от 28.06.2022 № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 27. - Ст. 4632.

4. Панов А. Контракты с встречными инвестиционными обязательствами // Новости GMP.

5. С.А. Белов, Е.В. Гриценко, Д.А. Жмулина и др. Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты / под ред. В.Ф. Попондопуло, Н.А. Шевелевой. М.: Инфотропик Медиа, 2015. Ст. 528.

6. Постановление Правительства РФ от 29.12.2021№ 2571 (ред. от 05.08.2022) «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 2. Ст. 524.

7. Контракт со встречными инвестиционными обязательствами // ЕИС Закупки URL: https://zakupki.gov.ru/epz (дата обращения: 19.08.2022)

8. Офсетный контракт 2.0 // URL: https://www.foconsult.ru/wp-content/uploads/2022 (дата обращения 19.08.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.