Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПРАВИЛА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ'

НОВЫЕ ПРАВИЛА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
300
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ / ДОПУСТИМАЯ РЕКРЕАЦИОННАЯ ЕМКОСТЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тропина Дарья Владимировна, Рахаева Виктория Владимировна, Сурикова Анастасия Маруановна

Организация туристической деятельности на особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ) способствует развитию внутреннего туризма и экономики регионов, повышению уровня экологического просвещения граждан, а также обеспечивает дополнительную финансовую поддержку научно-исследовательской и природоохранной деятельности государственных и муниципальных учреждений, управляющих ООПТ. Однако поток туристов и создание туристской инфраструктуры повышает уровень антропогенной нагрузки на ООПТ, а также приводит к увеличению нарушений природоохранных требований. Поэтому для развития туристической отрасли на ООПТ необходима рациональная организация услуг, предоставляемых гражданам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Тропина Дарья Владимировна, Рахаева Виктория Владимировна, Сурикова Анастасия Маруановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW RULES FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS

The organization of tourism activities in specially protected natural areas (hereinafter - protected areas) contributes to the development of domestic tourism and the economy of the regions, increases the level of environmental education of citizens, and also provides additional financial support for research and environmental activities of state and municipal institutions managing protected areas. However, the flow of tourists and the creation of tourist infrastructure increases the level of anthropogenic load on protected areas, and also leads to an increase in violations of environmental requirements. Therefore, for the development of the tourism industry in protected areas, a rational organization of services provided to citizens is necessary.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПРАВИЛА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_103 УДК 349.414

НОВЫЕ ПРАВИЛА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ NEW RULES OF TOURISM DEVELOPMENT IN SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS

ТРОПИНА Дарья Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры экономической безопасности и права

ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева».

127434, Россия, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49.

E-mail: tropina@rgau-msha.ru;

РАХАЕВА Виктория Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности и права

ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева».

127434, Россия, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49.

E-mail: v_rahaeva@rgau-msha.ru;

СУРИКОВА Анастасия Маруановна,

старший преподаватель кафедры экономической безопасности и права

ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева». 127434, Россия, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49. E-mail: surikova@rgau-msha.ru;

Tropina Daria V.,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Security and Law Russian State Agrarian University named after K.A. Timiryazev. 49 Timiryazevskaya str., Moscow, 127434, Russia. E-mail: tropina@rgau-msha.ru;

Rakhaeva Victoria V.,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Security and Law Russian State Agrarian University named after K.A. Timiryazev. 49 Timiryazevskaya str., Moscow, 127434, Russia. E-mail: lebedeva.t@rgau-msha.ru;

Surikova Anastasiya M.,

Senior Lecturer of the Department of Economic Security and Law Russian State Agrarian University named after K.A. Timiryazev. 49 Timiryazevskaya str., Moscow, 127434, Russia. E-mail: surikova@rgau-msha.ru

Краткая аннотация: Организация туристической деятельности на особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ) способствует развитию внутреннего туризма и экономики регионов, повышению уровня экологического просвещения граждан, а также обеспечивает дополнительную финансовую поддержку научно-исследовательской и природоохранной деятельности государственных и муниципальных учреждений, управляющих ООПТ. Однако поток туристов и создание туристской инфраструктуры повышает уровень антропогенной нагрузки на ООПТ, а также приводит к увеличению нарушений природоохранных требований. Поэтому для развития туристической отрасли на ООПТ необходима рациональная организация услуг, предоставляемых гражданам.

Abstract: The organization of tourism activities in specially protected natural areas (hereinafter - protected areas) contributes to the development of domestic tourism and the economy of the regions, increases the level of environmental education of citizens, and also provides additional financial support for research and environmental activities of state and municipal institutions managing protected areas. However, the flow of tourists and the creation of tourist infrastructure increases the level of anthropogenic load on protected areas, and also leads to an increase in violations of environmental requirements. Therefore, for the development of the tourism industry in protected areas, a rational organization of services provided to citizens is necessary.

Ключевые слова: туризм на особо охраняемых природных территориях, допустимая рекреационная емкость особо охраняемой природной территории, правовой режим особо охраняемых природных территорий.

Keywords: tourism in specially protected natural territories, permissible recreational capacity of a specially protected natural territory, legal regime of specially protected natural territories.

Для цитирования: Тропина Д.В., Рахаева В.В., Сурикова А.М. Новые правила развития туризма на особо охраняемых природных территориях// Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 103-107. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_103.

For citation: Tropina D.V., Rakhaeva V.V., Surikova A.M. New rules of tourism development in specially protected natural areas // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 103-107. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_103.

Статья поступила в редакцию: 16.07.2023

По данным Минприроды России, на территории нашей страны насчитывается почти 12 тыс. особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) общей площадью 244269808.5 га, покрывающих 13,6% площади государства1.

Исходя из действующей до 1 сентября 2023 г. редакции Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»), ООПТ создаются в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетиче-

1 См.: Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации (Росстат): Сведения об особо охранемых природных территориях за 2022 год // Официальный сайт Росстата URL: 1-OOPT_2(D22.xlsx (live.com)

кого фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения1. Таким образом, на ряду с природоохранной и научной деятельностью, ООПТ имеют важное значение для развития туристической отрасли.

В связи с событиями последних лет в России увеличились потоки внутреннего туризма, в том числе, связанного с посещением ООПТ. По данным Минприроды за 2021 г. посещаемость особо охраняемых природных территорий федерального значения выросла на 32% по сравнению с 2020 г. и составила 10,6 миллионов человек. В 2022 году, туристический поток вырос еще на 20% и достиг почти 14 миллионов человек2. Однако, по мнению специалистов, туристическая деятельность на ООПТ долгое время не имела достаточной правовой регламентации, а нормы, «разбросанные» по ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», не удовлетворяли растущих потребностей в правовом обеспечении туризма в этой области. Так, например, редакция ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», действующая до 1 сентября 2023 г., включает в себя нормы об экологическом просвещении и развитии познавательного туризма на территориях государственных природных заповедников; создании условий для регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков; режимы зон особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Отсутствует правовая регламентация существующей туристической деятельности на территориях государственных природных заказников, дендрологических парков и ботанических садов, территориях, на которых находятся памятники природы.

Для того чтобы регулировать деятельность на ООПТ в соответствии с едиными правилами и стандартами Федеральным законом от 18 марта 2023 г. № 77-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введен термин «туризм на особо охраняемых природных территориях»3. Однако и до этого в отечественной юридической науке и практике не раз предлагалось закрепить в законодательстве понятие «экологический туризм», которое входит в сферу научных интересов географов, экономистов, экологов, биологов, педагогов и психологов, юристов и других4. Основной идеей такого туризма, по мнению специалистов, является использование природных объектов в туристических целях, но с использованием методов, снижающих антропогенную нагрузку5. По мнению М.И. Васильевой, «термин "экологический туризм" встречается в подзаконных актах, принятых еще в 1990-е гг., что свидетельствует о давности самой идеи экологического туризма»6. Так, «экологическим туризмом» был назван один из видов сервисного обслуживания на ООПТ в Приказе Госкомэкологии РФ от 16 апреля 1998 г. № 226 «О Примерном перечне работ и услуг природоохранного назначения, в том числе платных, оказываемых организациями Госкомэкологии России», который так и не был опубликован.

Понятие «экологический туризм» впервые получило определение в Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)». Согласно документу, «экологический туризм - это путешествие с целью наблюдения и приобщения к природе, основными принципами которого являются рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды»7.

Понятие также присутствует в названии Федерального проекта «Сохранение биологического биоразнообразия и развитие экологического туризма», утвержденного в рамках Национального проекта «Экология»8.

В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 20.09.2019 N 2129-р, экологическому туризму уже был посвящен целый раздел, в котором Россия представлена как наиболее перспективная территория для развития экологического туризма, а также продекларирована разработка отдельной концепции развития экологического туризма в Российской Федерации на период до 2035 г. Модель экологического туризма рассматривается широко и представляет собой «комплексное направление, обеспечивающее взаимосвязь туризма, культуры и экологии, а также представляющее современный подход к организации экологического туризма на особо охраняемых природных территориях, прежде всего национальных парков, в целях обеспечения их устойчивого развития за счет создания условий для комплементарного взаимодействия инвестиционной, туристской (в том числе научно-познавательной и рекреационной) и социальной деятельности с учетом ландшафтной, природоохранной специфики и антропогенной нагрузки на территорию». Важно отметить, что в Стратегии лишь затронут и не полностью раскрыт потенциал для развития туризма на ООПТ.

В Федеральном законе от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя центры развития сельского и экологического туризма». Но и здесь понятие «экологический туризм» не получает определения. Однако, например, понятие сельского туризма в 2021 г. было введено в Федеральный закон от 24 ноября 1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»9, и закон отнес его к приоритетным видам туризма в России.

1 См.: Преамбула Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

2 См.: Министерство природных ресурсов и экологии Российской федерации: Определён рейтинг самых посещаемых особо охраняемых природных территорий России по итогам 2022 года // Официальный сайт Минприроды РФ URL: https://www.mnr.gov.ru/press/news/opredelyen_reyting_samykh_poseshchaemykh_osobo_ okhranyaemykh_prirodnykh_territoriy_rossii_po_itogam

3 См.: Федеральный закон от 18 марта 2023 г. № 77-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2023. № 12. Ст. 1890.

4 См.: Богатырева Д. С. Экологический туризм: компаративный анализ определений / Д. С. Богатырева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - № 9-10(104). - С. 78-83.

См.: Арсеньева Е.И., Кусков А.С., Феоктистова Н.В. Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. 2005. Вып.2. С.186-205.

6 См.: Васильева М.И. К юридическому определению понятия экологического туризма // Lex russica. 2020. № 4. С. 34 - 52.

7 См.: Распоряжении Правительства РФ от 05 мая 2018 г. № 872-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: Документы - Правительство России (government.ru)

8 См.: Паспорт национального проекта «Экология»: Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам протокол от 24 декабря 2018 г. № 16. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: Национальный проект Экология — Минприроды России (mnr.gov.ru)

9 См.: Федеральный закон от 24 ноября 1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996 г. № 49. Ст. 5491.

Впервые попытка дать законодательное определение понятию «экологический туризм» была предпринята группой депутатов Государственной Думы, которые внесли законопроект о поправках в закон об основах туристской деятельности. В частности, предлагалось определить экологический туризм как туризм, связанный с посещением, сохранением и (или) использованием природных комплексов и объектов, естественных экологических систем, составляющих их элементов и происходящих в них процессов, объектов растительного и животного мира, а также их генетического фонда, объектов всемирного природного наследия, для которых введен режим особой охраны, и обозначить его одним из приоритетных направлений государственного регулирования1.

Однако Правительство Российской Федерации дало отрицательное заключение на указанный проект закона, так как в нем не были определены особенности регулирования экологического туризма, в том числе на особо охраняемых природных территориях; не предусмотрены меры по созданию инфраструктуры для экологического туризма и требования к ней. Как следствие, принятие закона не обеспечило бы комплексного регулирования вопросов развития туризма на особо охраняемых природных территориях.

18 марта 2023 г. принят Федеральный закон № 77-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», проект которого был внесен Минприроды России. Законом внесены поправки в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», которыми были заложены единые основы правового регулирования туризма и рекреационной деятельности на ООПТ.

Законодатель отказался от использования понятия «экологический туризм», введя упомянутое выше понятие «туризм на особо охраняемых территориях», которое определено как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства на особо охраняемые природные территории в целях посещения уникальных природных комплексов и объектов и иных предусмотренных настоящим Федеральным законом целях».

Законодателем установлен ряд критериев и особенностей для организации туризма на ООПТ: а) сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия; б) минимизация негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении туризма; в) соблюдение установленной предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемой природной территории при осуществлении туризма (максимального количества посетителей, которые могут посетить в качестве туриста особо охраняемую природную территорию либо ее отдельные части в единицу времени без деградации природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем), режима ее особой охраны; г) осуществление туризма на специально оборудованных для этого местах и маршрутах; д) сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации2. Таким образом, в приоритете перед туристической деятельностью стоит сохранение природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, а антропогенная нагрузка, оказываемая туризмом на особо охраняемую, территорию должна быть минимальной и рассчитываться исходя из т.н. рекреационной емкости.

Законом предусмотрено, что туризм на ООПТ организуется и осуществляется на основании правил, утверждаемых Правительством РФ. С разработанными, но неутвержденными Типовыми правилами организации и осуществления туризма на ООПТ регионального и местного значения, уже можно ознакомиться (Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типовых правил организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения»3). Правила разработаны не только для целей организации и осуществления, но и для обеспечения безопасности туризма на ООПТ регионального и местного значения Правилами вводятся несколько новых понятий. Так, в законодательстве появятся: экологический тур (экотур) - комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию туристов, а также экскурсионные услуги, связанные с посещением туристами ООПТ; экотуристский маршрут - путь следования туристов, включающий посещение различных природных ландшафтов и объектов в границах ООПТ; экологическая тропа (экотропа) - специально оборудованный объект туристской инфраструктуры, проходящий через различные экологические системы и разные природные объекты, архитектурные, геологические, исторические и иные памятники в границах ООПТ, создаваемый для обеспечения передвижения туристов по экотуристкому маршруту через установленные знаки туристской навигации; и объекты туристской инфраструктуры - совокупность объектов капитального, некапитального строительства, некапитальных строений, сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов, элементов благоустройства, а также сопутствующей инфраструктуры, предназначенных для размещения и обслуживания туристов на ООПТ4.

Однако, в первую очередь, новые Правила направлены на обеспечение безопасности туризма на ООПТ и порядок расчета предельно допустимой рекреационной емкости ООПТ. Между тем, нормативов по порядку расчета такой емкости к настоящему времени нет.

Стоит отметить, что изменения, внесенные ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и связанные с туризмом, коснулись только двух видов ООПТ - государственных природных заповедников и национальных парков. При этом последних изменения затронули в наибольшей степени.

Если в прежней редакции вышеуказанного закона на территории заповедника запрещалась любая деятельность, противоречащая за-

1 См.: Законопроект № 970499-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития экологического туризма». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/970499-7.

2 См.: Федеральный закон от 18 марта 2023 г. № 77-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2023. № 12. Ст. 1890.

3 См.: Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Типовых правил организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения" (подготовлен Минприроды России 09.04.2023). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=92333#84BvyiTQhe3jvc9b.

4 См.: там же.

дачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, то новая редакция закона допускает, например, проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения охраны и использования государственных природных заповедников, а также в целях обеспечения жизнедеятельности проживающих в пределах их территорий граждан, если выборочные рубки лесных насаждений не связаны с осуществлением такими гражданами предпринимательской деятельности. Стоит отметить, что многие специалисты с беспокойством относятся законодательному нововведению, допускающему рубки лесов на территориях государственных природных заповедников, считая, что использование лесов может привести к уничтожению местообитаний видов растений и животных, исказить исторически сложившейся ландшафт местности, привести к нарушению гидрогеологического режима территории, превышению шумового воздействия на ООПТ и т.д.1

Что касается национальных парков, то кроме туризма, допускается теперь и рекреационная деятельность. Так, для ее осуществления в национальных парках допускаются с учетом их функционального зонирования: строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации, снос объектов капитального строительства, возведение, эксплуатация и демонтаж некапитальных строений, сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов), элементов благоустройства, объектов сопутствующей инфраструктуры2. В соответствии с новой редакцией закона объекты капитального и некапитального строительства на территориях функциональных зон национальных парков могут возводиться: для временного размещения посетителей при посещении национальных парков; для целей культурного развития и экологического просвещения; для предоставления услуг общественного питания и бытового обслуживания; для организации и осуществления передвижения посетителей; для обеспечения личной гигиены посетителей при посещении национальных парков; для обеспечения функционирования приведенных объектов. Норма п. 1.1 ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», запрещающая уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны, осталась без изменения. Таким образом, возведение объектов капитального строительства допускается в границах зон экстенсивного природопользования, которые не могут расширятся за счет заповедных и особо охраняемых зон национальных парков.

Наиболее новаторские изменения в законодательство об ООПТ касаются введения понятия «туристско-рекреационных особых экономических зон в границах национальных парков». Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусматривал осуществление туристско-рекреационной деятельности в границах особых экономических зон, но положения о такой деятельности действовали только до 2012 года. Теперь функционирование туристско-рекреационных особых экономических зон в границах национальных парков предусматривает: предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных в границах функциональных зон национального парка; соглашение о передаче прав и обязанностей по осуществлению рекреационной деятельности в национальном парке, заключаемое между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации и федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление соответствующим национальным парком; порядок заключения такого соглашения и его содержание.

Минприроды уверено, что принятые поправки позволят повысить инвестиционную привлекательность ООПТ и значительно улучшить инфраструктурную обеспеченность территорий, а введение правил о предельно допустимой рекреационной емкости позволит сохранить природные комплексы и объекты при развитой туристической инфраструктуре3. Инициаторы поправок уверены, что благодаря изменениям законодательства об ООПТ, туризме и об особых экономических зонах развитие туристической отрасли на ООПТ будет организовано в соответствии с едиными подходами.

Многие специалисты усматривают проблемы применения закона в будущем и выражают озабоченность тем, что под достаточно размытым понятием «туризм на особо охраняемых природных территориях» получит правое регулирование такая деятельность, которая приведет к увеличению антропогенной нагрузки на ООПТ. Еще на стадии обсуждения проекта Федерального закона от 18.03.2023 № 77-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ученые выражали опасения на счет активных планов по «внедрению ООПТ в «туристический оборот», что несет риски деградации территорий, а изменения последних лет в целом ведет к ослаблению режима особой охраны ООПТ4.

Библиография:

1. Федеральный закон от 14 марта 1995 №33 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

2. Федеральный закон от 18 марта 2023 г. № 77-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2023. № 12. Ст. 1890

3. Федеральный закон от 24 ноября 1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996 г. № 49. Ст.

5491.

4. Распоряжение Правительства РФ от 05 мая 2018 г. № 872-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: Документы - Правительство России (government.ru)

5. Паспорт национального проекта «Экология»: Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам протокол от 24 декабря 2018 г. № 16. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: Национальный проект Экология — Минприроды России (mnr.gov.ru)

6. Законопроект № 970499-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития экологического

1 См.: Суюнчев М.У. Правовой режим особо охраняемых природных территорий: современные тенденции к снижению правовых гарантий // Экологическое право. 2023. № 1. С. 24 - 26.

2 См.: Федеральный закон от 18 марта 2023 г. № 77-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2023. № 12. Ст. 1890.

3См.: Министерство природных ресурсов и экологии Российской федерации: Единые основы, системы планирования и категорический запрет ИЖС - Государственная Дума приняла в окончательном чтении закон о заповедном туризме // Официальный сайт Минприроды РФ URL: https://www.mnr.gov.ru/press/75-let-pobedy/edinye_osnovy_sistemy_planirovaniya_i_kategoricheskiy_zapret_izhs_gosudarstvennaya_duma_prinyala_v_o/

4 Суюнчев М.У. Правовой режим особо охраняемых природных территорий: современные тенденции к снижению правовых гарантий // Экологическое право. 2023. № 1. С. 24 - 26.

туризма» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/970499-7.

7. Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Типовых правил организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения" (подготовлен Минприроды России 09.04.2023). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=92333#84BvyiTQhe3jvc9b.

8. Министерство природных ресурсов и экологии Российской федерации: Определён рейтинг самых посещаемых особо охраняемых природных территорий России по итогам 2022 года // Официальный сайт Минприроды РФ URL: https://www.mnr.gov.ru/press/news/opredelyen_reyting_samykh_poseshchaemykh_osobo_okhranyaemykh_prirodnykh_territoriy_rossii_po_itogam.

9. Министерство природных ресурсов и экологии Российской федерации: Единые основы, системы планирования и категорический запрет ИЖС -Государственная Дума приняла в окончательном чтении закон о заповедном туризме // Официальный сайт Минприроды РФ URL: https://www.mnr.gov.ru/press/75-let-pobedy/edinye_osnovy_sistemy_planirovaniya_i_kategoricheskiy_zapret_izhs_gosudarstvennaya_duma_prinyala_v_o/

10. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации (Росстат): Сведения об особо охранемых природных территориях за 2022 год // Официальный сайт Росстата URL: 1 -OOPT_2022.xlsx (live.com)

11. Арсеньева Е.И., Кусков А.С., Феоктистова Н.В. Туризм и культурное наследие // Межвузовский сборник научных трудов. 2005. Вып.2. - Саратов : Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2002. - 176 с. - С.186-205.

12. Богатырева, Д. С. Экологический туризм: компаративный анализ определений // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - № 9-10(104). - С. 78-83.

13. Васильева М.И. К юридическому определению понятия экологического туризма // Lex russica. 2020. № 4. - С. 34 - 52.

14. Суюнчев М.У. Правовой режим особо охраняемых природных территорий: современные тенденции к снижению правовых гарантий // Экологическое право. 2023. № 1. - С. 24 - 26.

15. Mechanisms and tools of domestic amateur tourism development / L. A. Gladkova, D. V. Tropina, A. Z. Ismailova [et al.] // Revista de Investigaciones Universidad del Quindio. - 2022. - Vol. 34, No. S3. - P. 186-197. - DOI 10.33975/riuq.vol34nS3.1019. - EDN EONFIO.

16. Sources for Increasing Profitability in Agricultural Land Ownership for Sustainable Development of Regional Agro-industrial Complexes / M. N. Bes-shaposhnyi, G. K. Dzhancharova, A. Y. Ilyin [et al.] // Unlocking Digital Transformation of Agricultural Enterprises. Technology Advances, Digital Ecosystems, and Innovative Firm Governance. - Cham : Springer, 2023. - P. 223-229. - EDN BBACZG.

17. Тропина, Д. В. Ограничения осуществления прав на земли историко-культурного назначения / Д. В. Тропина, Т. С. Лебедева, А. М. Сурикова // Право и государство: теория и практика. - 2022. - № 12(216). - С. 175-177. - DOI 10.47643/1815-1337_2022_12_175. - EDN JWTGIS.

References:

1. Federal Law No. 33 FZ of March 14, 1995 "On specially protected natural territories // SZ RF. 1995. No. 12. St. 1024.

2. Federal Law No. 77-FZ of March 18, 2023 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // SZ RF. 2023. No. 12. St. 1890

3. Federal Law No. 132-FZ of November 24, 1996 "On the basics of tourist activity in the Russian Federation" // SZ RF. 1996 No. 49. St. 5491.

4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 872-r dated May 05, 2018 "On Approval of the Concept of the Federal Target Program "Development of domestic and Inbound tourism in the Russian Federation (2019 - 2025)". - [Electronic resource] - Access mode: Documents - Government of Russia (government.ru

5. Passport of the national project "Ecology": Approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects Protocol No. 16 dated December 24, 2018. - [Electronic resource] - Access mode: National Project Ecology — Ministry of Natural Resources Russia (mnr.gov.ru )

6. Draft Law No. 970499-7 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation regarding the development of ecological tourism" - [Electronic resource] - Access mode: https://sozd.duma.gov.ru/bill/970499-7 .

7. Draft Resolution of the Government of the Russian Federation "On approval of Standard Rules for the Organization and Implementation of Tourism, including ensuring the safety of tourism in specially protected Natural territories of regional and Local significance" (prepared by the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation 09.04.2023). - [Electronic resource] - Access mode: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=92333#84BvyiTQhe3jvc9b .

8. Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation: The rating of the most visited specially protected natural territories of Russia has been determined by the results of 2022 // Official website of the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation URL: https://www.mnr.gov.ru/press/news/opredelyen_reyting_samykh_poseshchaemykh_osobo_okhranyaemykh_prirodnykh_territoriy_rossii_po_itogam.

9. The Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation: Unified foundations, planning systems and a categorical ban on residential housing - The State Duma adopted the law on protected tourism in the final reading // Official website of the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation URL: https://www.mnr.gov.ru/press/75-let-pobedy/edinye_osnovy_sistemy_planirovaniya_i_kategoricheskiy_zapret_izhs_gosudarstvennaya_duma_prinyala_v_o/

10. Federal State Statistics Service of the Russian Federation (Rosstat): Information on specially protected natural territories for 2022 // Official website of Rosstat URL: 1-OOPT_2022.xlsx (live.com

11. Arsenyeva E.I., Kuskov A.S., Feoktistova N.V. Tourism and cultural heritage // Intercollegiate collection of scientific papers. 2005. Issue.2. - Saratov : Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky, 2002. - 176 p. - p.186-205.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Bogatyreva, D. S. Ecological tourism: comparative analysis of definitions // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. - 2015. - № 9-10(104). -

Pp. 78-83.

13. Vasilyeva M.I. To the legal definition of the concept of ecological tourism // Lex russica. 2020. No. 4. - pp. 34 - 52.

14. Suyunchev M.U. The legal regime of specially protected natural territories: modern trends towards the reduction of legal guarantees // Environmental law. 2023. No. 1. - pp. 24-26.

15. Mechanisms and tools of domestic amateur tourism development / L. A. Gladkova, D. V. Tropina, A. Z. Ismailova [et al.] // Revista de Investigaciones Universidad del Quindio. - 2022. - Vol. 34, No. S3. - P. 186-197. - DOI 10.33975/riuq.vol34nS3.1019. - EDN EONFIO.

16. Sources for Increasing Profitability in Agricultural Land Ownership for Sustainable Development of Regional Agro-industrial Complexes / M. N. Besshaposhnyi, G. K. Dzhancharova, A. Y. Ilyin [et al.] // Unlocking Digital Transformation of Agricultural Enterprises. Technology Advances, Digital Ecosystems, and Innovative Firm Governance. - Cham : Springer, 2023. - P. 223-229. - EDN BBACZG.

17. Tropina, D. V. Restrictions on the exercise of rights to lands of historical and cultural purpose / D. V. Tropina, T. S. Lebedeva, A.M. Surikova // Law and the State: theory and practice. - 2022. - № 12(216). - Pp. 175-177. - DOI 10.47643/1815-1337_2022_12_175. - EDN JWTGIS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.