Научная статья на тему 'Новые потребности информационного общества и задачи управления'

Новые потребности информационного общества и задачи управления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
761
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / СЕТЕВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Скородумова О. Б.

В статье рассматривается проблема новых требований к управлению при переходе информационного общества в новую стадию развития, которую характеризуют как общества знаний. Проводится сравнительный анализ особенностей управления в индустриальном и постиндустриальном (информационном) обществах. Выявляются новые условия управленческой деятельности, связанные с распространением организаций нового типа, базирующихся на сетевых структурах и виртуальных формах ведения деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые потребности информационного общества и задачи управления»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

согласно которому «развитие человечества должно быть согласовано с развитием биосферы и не должно играть роль раковой опухоли и содействовать ее деградации»[9 с. 27].

Этой точке зрения, на наш взгляд, близка точка зрения А.Д. Урсула, который считал, что экодеятельность можно выделить в самостоятельный вид деятельности и, прежде всего, деятельности в области экономики. Напомним, что основной ведущей формой природопользования является именно экономическая.

Список использованной литературы

1. Куражковский Ю.Н. Основные проблемы и методы природопользования // Природа и общество. М.: Наука, 1968. - С.207-221

2. Н.Ф. Реймерс Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь-справочник - М.: Просвещение, 1992. - 320 с.

3. Дежкин В.В., Попова Л.В. Экологическая этика и биологическое природопользование: элементы теории и этико-экологические ограничения // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2006. - №1. -С.28-37.

4. Ю.А. Бобровин, В.Ф. Резников Научные основания рационального природопользования и устойчивого развития регионов: анализ подходов

[Электронный реcурс]. Режим доступа: www elib.altstu.ru

5. В.А. Осипов Социально-экономические проблемы управления природопользованием Концептуальный аспект. Монография. Изд-во Тюменского государственного университета, 1999. - 248 с.

6. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 416 с.

7. Урсул А.Д. О понятии «экологическая деятельность» // Философские науки. 1986. - №1. - С.35-42.

8. Гончарова А.Л. Экологическая деятельность как предпосылка устойчивого развития общества. Автореферат дис. к.ф.н.. - М., 1995. - 23 с.

9. Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. - №8. - С.26-32.

© Вершков А.В., 2016

УДК 101.8

О.Б.Скородумова

Доктор философских наук, доцент Кафедра философии Российский государственный социальный университет г.Москва, Российская Федерация

НОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается проблема новых требований к управлению при переходе информационного общества в новую стадию развития, которую характеризуют как общества знаний. Проводится сравнительный анализ особенностей управления в индустриальном и постиндустриальном (информационном) обществах. Выявляются новые условия управленческой деятельности, связанные с распространением организаций нового типа, базирующихся на сетевых структурах и виртуальных формах ведения деятельности.

Ключевые слова

Информационное общество, общество знаний, сетевые предприятия, виртуальные организации, управление.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

Развитие информационного общества и переход его к обществу знаний актуализирует анализ потребностей в изменении методов и форм управления. В статье ставится задача проанализировать новые тенденции в изменении информационного общества и выявить тенденции в изменении управления.

Если управление в индустриальном обществе характеризовалось командными формами, иерархической системой, при этом была крайне низкой роль индивидуальной инициативы, то управление в информационном обществе отличает гибкая система управления, децентрализация, высокая роль индивидуальной инициативы. Новые информационные технологии позволяют осуществить прорыв в совершенно иной мир, где доминируют децентрализованные способы организации труда [2].

Одна из существенных проблем информационного общества: как не отстать в гонке модернизации и лавинообразном росте информационных потоков, как стать первым в гонке инновационных перемен? [1]. Если специалисту, получившему образования в ХХ веке, в целом хватало имеющихся знаний для осуществления своей профессиональной деятельности, то динамизм информационного общества требует особых качеств, связанных с постоянным переобучением. Это приводит к необходимости непрерывного обучения: накопленный работником запас знаний и информации может расширяться и видоизменяться на протяжении всей трудовой жизни. В результате от специалиста требуется не просто освоение определенного знания, а, в первую очередь, владение методологией поиска нового: обучение тому, как учиться, поскольку большая часть специальной информации, как правило, устаревает в течение нескольких лет [3]. Успешность на рынке напрямую зависит и от владения методикой адаптации знания к профессиональным потребностям, наличия способности преобразовывать информацию, полученную за время обучения, в специальные знания. Повышенная востребованность работника нового типа обусловлена переходом от традиционных предприятий, где господствовали отношения иерархии к сетевым предприятиям, для которых характерна гибкость решений.

Повышение заинтересованности через частичные выплаты посредством опционов акций, телеработа, возможность формирования собственного капитала, путем вкладов в акции компаний, на которые работают профессионалы нового типа, требуют от них предельной мобильности, самостоятельности в принятии решений и способности к инновациям.

Гибкость системы занятости: самостоятельная занятость, работа неполный рабочий день, временная работа, выполнение работ по субподрядам и консультирование предъявляют особые требования и к системе образования. Она также должна быть мобильной, восприимчивой к инновациям, постоянной модернизирующей свои программы в соответствии с потребностями современного рынка.

Еще одна проблема, требующая модернизации и гибкости управления: как не потерять своего потребителя в жесткой конкурентной борьбе? Потребитель становится центральной фигурой экономических процессов. Бизнес ориентирован не на конечного потребителя, а на делового заказчика своей деятельности. Если прежняя экономика ориентировалась на средненного потребителя - «человека толпы», то новая цифровая экономика старается выявить и удовлетворить индивидуальные потребности во всем их многообразии. Отсюда возникает потребность учета в управлении своеобразия менталитета людей. Социокультурные характеристики, вступающих в экономический контакт, имеет прямые экономические последствия. Краеугольным камнем сетевой бизнес-модели является обратная связь между потребителями и производством в режиме реального времени. Свобода, инициатива, нестандартность, мотивация и самореализация - базовые требования к сотруднику нового типа.

Таким образом можно прийти к выводу о том. Что существенными факторами, влияющими на процессы управления в информационном обществе являются процессы, связанные с возрастанием роли ценностей, формированием новой профессиональной среды, основанной на принципах: доверия, честности, открытости.

Список использованной литературы:

1.Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. Место философии управления в теории и практике менеджмента\\Ученые записки Российского государственного социального университета, 2013,Т.1.№4 (117).

2.Малоун Т.У. Труд в новом столетии: Как новые формы бизнеса влияют на организации, стиль управления и вашу жизнь.-М.:Олимп-Бизнес, 2006.

3.Скородумова О.Б. Социальные риски как условие формирования общества знания\\Ученые записки Российского государственного социального университета, 2013,Т.1.№4 (117).

©Скородумова О.Б. 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.