УДК 504.03:7.01:6(63)
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗВИТИИ ДИЗАЙНА
© Н.М. Жиркова
Ключевые слова: ноосфера; ноосферное мышление; ноосферный подход; дизайн; экология; искусство.
В современном научном мире лидирующие позиции занимают проблемы, рожденные глобализацией человечества и общества в частности. И эту проблему можно охарактеризовать как необходимость формирования нового мышления. В статье представлена возможность решения этого вопроса благодаря внедрению ноосферного подхода в дизайн. По сути, данное исследование дает новое направление в развитии дизайна, которое поможет сформировать у людей новое мировоззрение (ноосферное), тесно связанное с экологией и искусством. Поднятые в статье вопросы помогут понять как дизайнерам, так и политикам цели и задачи дальнейшего развития современного общества.
В условиях глобализации человечество стоит на перепутье. Куда идти? Куда и как развиваться? Но чтобы двигаться вперед, нужно выбрать то направление движения, которое помогло бы человечеству жить и развиваться. Как известно, развитие всегда происходит по спирали вверх, но переход на новый виток спирали возможен, если общество готово пересмотреть свои подходы к жизни.
Промышленная революция на рубеже ХІХ-ХХ вв. привела к массовому производству товаров, что, в свою очередь, привело к потере контроля и новым представлениям о прекрасном. При этом индивидуальное производство с его эстетикой и отношением к окружающей среде отошло на второй план. На протяжении всего ХХ в. человечество вынуждено оставаться в плену массовости, усредненности и безликости. Апогеем такого развития событий стали 1960-е гг. с их минимализмом и коммерциализацией процессов. В этот период человечество стало мечтать о космосе. Находясь на перепутье своего движения по эволюционной спирали, человечество почти исчерпало возможности математического подхода в своей деятельности.
Дальнейшее развитие человечества невозможно без сохранения окружающей среды, а следовательно, и без развития новых мировоззренческих понятий и тенденций развития человечества.
Дизайн имеет высокий потенциал в решении как социальных и культурных, так и экологических проблем. Об этом убедительно сказал Ф. Старк в Центральном Доме художников во время проведения выставки «Арх-Москва-2002»: «Четверть века назад конечной целью дизайнеров было создание конструкции и внешнего вида отдельной вещи. Сегодня они должны постоянно предлагать новые экологические и философские ценности, видение эволюции цивилизации, а не просто стиль и модные тенденции». Слова Старка дают возможность взглянуть по-новому на развитие дизайна, вывести его на новый уровень. Одним из таких новых уровней развития человечества можно считать ноосферу. Ноосфера и ноосферное мировоззрение оказывает влияние на все виды деятельности человека, в т. ч. и на дизайн.
На этапе переосмысления основ дизайна функции вещи стали пониматься значительно шире, чем просто удовлетворение утилитарных потребностей и технических возможностей времени. Если посмотреть на особенности современной теории дизайна, то ясно видно сложившееся многообразие представлений о нем. Одни превозносят дизайн за участие в заметном улучшении качества жизни, красоту невиданных ранее технических форм, графических и цветовых решений окружающей среды, основанных на использовании новейших технологий. Другие критикуют его за надоевшую, агрессивно навязчивую рекламу, распространение поверхностного декоративизма и искусственное удорожание стоимости товаров за счет навязывания потребителям ненужных сопутствующих функций и деталей отделки. Третьи озабочены безудержным расширением дизайна за пределы профессионализма и превращение его в субкультуру, основанную на примитивной имитации модных форм и успешных фирменных брендов. Но все согласны с тем, что в начале XXI в. дизайн вступил в новую стадию развития. Появились новые определения дизайна. Вот одно из них.
Дизайн - это искусство компоновки, стилистики и украшения объекта в свете экологических проблем [1]. Из определения следует, что нынешний дизайн учитывает и ноосферное мышление. Опираясь на новое определение дизайна и благодаря своей универсальной природе, дизайн с высокой эффективностью вовлекается человеком и обществом в проблемы глобализации мирового сообщества. При этом четко фиксируются изменения в дизайне в эпоху глобализации.
Промышленные изделия проектируются дизайнерами, изготавливаются и распространяются наднациональными корпорациями сразу во многих странах мира. На этот процесс все большее влияние оказывают компьютерные технологии. Под воздействием этих факторов возникают следующие вопросы: как «удержать» дизайн в единстве с гуманистическими достижениями человечества? Какие новые методы и формы дизайна должны быть противопоставлены дизайну XX в.? Ответы на эти вопросы подсказывает само время - это переход к ноосфере. Дизайн хорошо вписыва-
ется в ноосферный подход. Современный дизайн становится дизайном среды и дизайном человеческого опыта, дизайном социального контекста. Предмет дизайна расширяется до проектирования социального события, конструирования стиля и образа жизни, синтезирования новых культурных, моральных, социальных ценностей. Теоретической основой дизайнерской деятельности становятся социально-онтологические проблемы и ноосферный подход. Функционирующие в дизайне научные, культурологические, искусствоведческие и другие практические его модели, а также философский анализ онтологических и теоретикопознавательных проблем позволяют существенно оптимизировать социальную природу и социальные функции дизайна. Позиция дизайна в ноосферном подходе нацелена на устранение глубинного конфликта между человеком и деструктивностью индустриальнотехнологического потенциала социума.
Внедрение в теоретический дизайн философской методологии показало, что еще чуть-чуть и дизайн вплотную приблизился к «точке угасания», и, чтобы этого не произошло, нужно начать поиск новых направлений развития дизайна. Для лучшего существования в ноосфере дизайнер должен как можно больше знать о природе. Экологическая составляющая ноосферы весьма существенна, т. к. впервые в истории человеческого общества проблемы экологии стали не следствием стихии, а логическим результатом неумения или нежелания человечества решать острые противоречия между современным обществом и окружающей природой, которая по определению является средой его обитания.
Подробно рассмотрим направления развития дизайна с точки зрения ноосферного подхода.
Первым направлением развития дизайна в современном обществе в эпоху ноосферы является экологический подход, т. е. взаимоотношения живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Из-за влияния человека на окружающую среду возник экологический вопрос, который понимают как охрану окружающей среды, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Дизайн чаще всего интересует environmental («относящееся к окружающей среде») и происходящие в ней процессы. Поэтому на стыке экологии и дизайна возник экологический дизайн.
Экологический дизайн - это связь промышленного производства со средой обитания человека и других живых организмов. Предметом экологического дизайна является совокупность связей между организмами и средой обитания. Главным объектом изучения экологического дизайна является экосистема, т. е. взаимодействие человека с окружающей природной средой. Эта проблема приобрела экономическое, социальное и политическое значение в 1970-х гг., став реакцией на научно-техническую революцию. На сегодняшний момент актуально развитие экологического мышления у всех слоев общества через ноосферное мышление, а особенно у дизайнеров, т. к. они являются пропагандистами нового. Влияние экологического дизайна поможет понять людям, что мусор - это прекрасное вторичное сырье.
По мнению экспертов, восстановление окружающей среды можно начать на принципах экологического дизайна:
- максимальная экономия природных ресурсов;
- максимальная экономия материалов;
- использование восполняемых энергетических ресурсов;
- достижение долговечности изделия;
- переработка вторичного сырья [2].
Современный экологический дизайн является создателем культурного и предметного мира, способного созидать окружающую среду. Отсюда особую важность для дизайнера с ноосферным подходом в работе представляет использование естественнонаучных знаний, гуманитарных дисциплин - философии, культурологии, социологии, экологии, психологии и др. Все эти знания интегрируются в проектно-художественном моделировании предметного мира, опирающегося на образное, а именно, на художественное мышление.
Именно в ноосфере в наиболее полной мере воплощаются идеалы гуманизма, наивысшего развития интеллекта человека и цивилизации в целом, которое обеспечит безопасное во всех отношениях развитие.
Вторым направлением развития дизайна в современном обществе в эпоху ноосферы является формирование художественного мировоззрения через художественное мышление. Пионерами дизайна были архитекторы и художники, которые осознали возможности, открывающиеся перед ними с развитием массового машинного производства. Сегодня дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира человека во всех без исключения сферах жизнедеятельности. До последнего времени дизайн считался периферией «настоящего» искусства, - вот еще одна из причин, по которой дизайну нужно перейти на новый виток эволюции, т. е. в ноосферу. Под искусством понимают особый способ познания и отражения действительности для человека.
Дизайн делится на direct design и indirect design [3]. Знаменитые художники, скульпторы, архитекторы помимо своего основного творчества создают необычные кресла, лампы, а также принимают участие в украшении автомобилей. Эти работы относят к разряду художественных произведений, но художники в них используют приемы indirect design. Они создают декоративную сторону объекта, которую можно изменить в любой момент, в отличие от чисто функциональных объектов, создаваемых профессиональными дизайнерами. Вот почему ноосферный подход помогает дизайнерам изначально мыслить конструктивно с элементами художественного творчества. Благодаря дизайнерским усилиям объекты можно технически совершенствовать и изменять, сохраняя стабильным внешний вид, что необходимо для вхождения объектов в мировую культуру в качестве новых базовых элементов.
На рубеже нового столетия дизайн стал все больше склоняться к эстетике вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусствоведов. Искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически выразительных форм. Во многих арт-музеях нередко стали устраивать масштабные выставки и открывать постоянные экспозиции графического и промышленного дизайна, и даже на знаменитых аукционах «Сотби» и «Кристи» проходят смотры-продажи культовых объектов дизайна, которые выдерживают сравнение с произведениями ис-
кусства. Так что казавшееся ранее непреодолимой гранью между искусством и дизайном стало проницаемым и довольно условным. Это стало возможным благодаря ноосферному подходу.
Хотя, с одной стороны, и происходит обесценивание объектов дизайна в современной массовой культуре из-за репродуцирования объектов дизайна в книгах и альбомах, но, с другой стороны, вещи, разработанные дизайнерами, вызывают широкий интерес к самому дизайну как особому художественному феномену. При этом вполне утилитарные вещи превращаются в «генетически модифицированные» продукты культуры. Все это стало предметом размышлений и беспокойства в научных и культурных кругах.
Ноосферный подход помогает в решении дизайнерских задач и проблем, которые есть у современного дизайна. Интерес к ноосфере, значительно возросший в последние 15-20 лет, обусловлен тем, что в конце XX в. современная цивилизация столкнулась с серьезными экологическими, демографическими, сырьевыми, духовными, нравственными проблемами [4-25]. Концепция ноосферы, хотя и весьма схематичная на сегодняшний момент, пытается наметить пути гармоничного развития и существования человеческой цивилизации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Розенсон И. Основы теории дизайна. СПб.: Питер, 2006. 224 с.
2. Бхаскаран Лакшми. Дизайн и время. СПб.: Арт-родник, 2009.
3. Doblin J. One Hundred Great Product Designs. N. Y.: Van Nostrand, 1970.
4. Норман Д.А. Дизайн привычных вещей = The Design of Everyday Things. М.: «Вильямс», 2006. С. 384.
5. Михайлов С. [и др.]. Дизайн архитектурной среды. Краткий терминологический словарь-справочник. Казань: ДАС, 1994.
6. Методика художественного конструирования. Дизайн: программа. М.: ВНИИТЭ, 1987.
7. Михайлов С., Михайлова А. История дизайна. Краткий курс. М.: Союз дизайнеров России, 2004.
8. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1992.
9. Определение дизайна: сущность, возраст, функции и перспективы развития. URL:http:/ /www.taby27.ru/studentam_aspirantam/ phi-los_design/referaty_philos_design/opredelenie_design/355.html. Загл. с экрана.
10. Аронов В.Р. Концепция современного дизайна. 1990-2010. М.: Артпроект, 2011.
11. Вальяно М.В. Основы философии: учебник. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1999.
12. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
13. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: учеб. пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей. 3-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2007.
14. Константинов В.М. Охрана природы. М.: Издат. центр «Академия», 2000.
15. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 2001.
16. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990.
17. Прохоров Б.Б. Экология человека: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2008.
18. Райцле В. Роскошь - источник благополучия: Будущее глобальной экономики: пер. с нем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
19. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006.
20. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М.: Издат. центр «Академия», 2000.
21. Шеин Р.А. Диалектика дизайна. Кн. 1. Мифдизайн. Екатеринбург, 2002.
22. Учение о ноосфере и мировая цивилизация. ЦЕЬ: http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&cd=19&ved=0CDYQFjA ЮАо&иг1=Ы1р %3А %2Е %2Fwww.odin.ru %2Fimg %2F2005 %2F10 %2FUchen. Загл. с экрана.
23. Леруа Э. ЦК.Ь: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie
/religiya LERUA_EDUARD.html. Загл. с экрана.
24. Проблемы информационной экологии в ноосфере. Ц^: http://www.rae.ru/upfs/pdf/2009/07/2009_07_02.pdf. Загл. с экрана.
25. Философия дизайна: социально-антропологические проблемы. Ц^: http://www.scholar.ru/tag.php?page=69&tag_id=3. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 3 сентября 2012 г.
Zhirkova N.M. NEW APPROACHES IN DESIGN DEVELOPMENT
Key words: noosphere; noosphere thinking; noosphere approach; design; ecology; art.
In modern scientific world the leading positions are given to the problems created by humankind and society globalization. This problem can be characterized as the necessity of formation of new thinking. The article presents the possibility of solution of this question due to introduction of noosphere approach in design. In fact this research gives the new direction in design development which can help to form people’s world vision (noosphere), closely linked with ecology and art. The raised questions in the article can help designers and politicians to understand the aims of futher development of modern society.