НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РЕКОНСТРУКЦИИ ЖИЛОЙ СРЕДЫ ГОРОДА БАКУ
Ш.Ш.Кахраманова
Азербайджанский Архитектурно-строительный Университет, Баку, Азербайджан Аннотация
Начиная с конца 1990-х годов, в планировочной структуре Баку происходят большие изменения. Интенсивная застройка повлекла за собой обострение транспортной, экологической и других проблем. Рост города требует изменений в планировочной структуре. Однако, необходимо подходить к этому неординарно, исходя из особенностей данной среды. Проблему преобразования исторического центра Баку необходимо рассматривать на нескольких иерархических уровнях. Исследуемая территория отнюдь не является однородно застроенной, и подход к реорганизации ее отдельных частей должен быть дифференцированным.
В целях комплексного градостроительного преобразования центральной зоны Баку автором была произведена оценка жилых кварталов центральной части по комплексу градостроительных, историко-архитектурных, социальных и экономических показателей. Для зонирования территории и выделения типологических районов был использован многомерный статистический метод - кластер-анализ. В результате исследуемая территория центральной части Баку разделена на 11 типологических районов. Анализ полученных данных может являться основой для разработки методов и принципов архитектурно-планировочной организации жилых кварталов. В качестве примера в статье приводится проект планировки одной из частей центральной зоны города Баку, разработанный автором.
Ключевые слова: реконструкция, городская среда Баку, интенсивная застройка, кластер анализ, типологические районы, дифференцированный подход, проект реновации
NEW APROCHES TO RECONSTRUCTION OF HOUSING ENVIRONMENT OF BAKU
Sh.Sh. Kahramanova
Azerbaijan Architecture & Construction University, Baku, Azerbaijan Abstract
Since the end of 1990s a big changes occur in the planning structure of Baku. Intensive construction works became a reson of worsening of transport, ecological and other problems. The city growth requires changes in planning structure. However, it is necessary to approach a quations non-ordinary, on the assumption of fetures of the environment. The problem of transformation of Baku historical center should be considered in several hyerarhical levels. The investigated area is by no means uniformly constructed one and an approach to reoganization of its separate parts should be differentiated.
For purpose of renewal of old Baku quarters in the central historical zone the authors had been lead their estimation on a complex of town-planning, historical-architectural, social and economic parameters. For territory zonning and allocation of typological areas, it was used the multidimensional statistical method - cluster-analysis here. As a result the investigated territory of Baku central zone was divided into 11 typological areas. The findings can be the basis for development of methods and principles of architectural-planning arrangement of residential districts in Baku historical center. As an example, the project of renovation of one of the parts of Baku central zone developed by the author is resulted in the article.
Key words: reconstruction, urban environment of Baku, intensive construction, cluster-analysis, typological areas, differentiated approach, project of renovation
Жилая среда города Баку за последние 20 лет подвержена интенсивным преобразованиям. К сожалению, не всегда эти перемены приводят к позитивным результатам.
Как и во многих крупнейших городах постсоветского пространства, происходящие изменения в Баку связаны с распадом одного из больших государств XX века и установлением новых экономических отношений. Начиная с конца 1990-х годов волна новых построек, сконцентрированных, в основном, в столице Баку (как деловом центре и центре сосредоточения большей части капитала), точнее в его центральной зоне, со временем захлестнула весь город, подбирая под себя практически все более или менее пригодные (а затем и не пригодные) для жилой застройки территории.
При этом грубо нарушались градостроительные нормы и стандарты, которые были разработаны еще в Советском государстве. Единственным критерием застройки новых точечных зданий в сложившейся исторической застройке Баку было желание заказчика максимально плотно застроить приобретенный им кусок земли. Таким образом, в центральной зоне Баку появились первые многоэтажные (как правило, 18-22 этажные) здания.
Интенсивная застройка города повлекла за собой обострение транспортной, экологической и других проблем. Изменилось качество жизни населения. Достаточно сказать, что в результате вложения преобладающей части крупных инвестиций в Апшеронский полуостров, более половины населения страны мигрировало в Баку и Апшерон, что способствовало росту безработицы, преступности, ухудшению экологии и т.д.
Преобразований не «избежал» и старый город - Ичери Шехер. Здесь местами была изменена планировочная структура средневекового города, появились современные офисы, посольства, жилые дома. На данном этапе проводится «реконструкция» части крепостных стен: они сносятся и возводятся заново из новых строительных материалов.
Рост города требует изменений в планировочной структуре. Эти изменения влияют на транспортные коммуникации, функциональное зонирование, этажность застройки и др. Однако, при этом не следует забывать об идентификации городской среды, о тех особенностях среды, которые отличают города друг от друга. В первую очередь необходимо сохранять историческую память города. История формирования Баку уходит корнями в глубокое прошлое. Об этом свидетельствуют как Средневековый город-крепость Ичери Шехер, отдельные памятники архитектуры того периода, так и более древние сооружения, как на территории города, так и на Апшероне, а также упоминания о несохранившихся сооружениях в древних письменных источниках.
Памятником капиталистического периода являлась не так давно и вся планировочная структура центра Баку [5]. Однако на сегодняшний день эта городская ткань практически разрушена и заменена новой многоэтажной застройкой. Вместе с ней исчезло и своеобразие Баку. Находясь на стыке Европы и Азии, долгое время испытывая на себе влияние многих архитектурных течений, город многие годы сохранял застройку, которая впитала в себя как европейские, так и восточные мотивы, адаптированные к местным природным особенностям и традициям.
Несомненно, изношенные морально или материально здания и целые кварталы должны быть преобразованы и реконструированы. Однако, необходимо подходить к этому неординарно, исходя из особенностей данной среды [8]. Но сегодня в Баку, к сожалению, копируются проекты или прототипы современной мировой архитектуры. Надо также отметить, что рельеф города, в виде амфитеатра спускающийся к морю, сам по себе накладывает определенные требования к застройке города, особенно его склонов [1].
Большинство новых построенных зданий являются жилыми. К сожалению, они не решают жилищной проблемы населения. Все эти здания недоступны по цене для 80% граждан и чаще всего пустуют, ожидая своей участи. Не решают они также эстетических и градостроительных проблем города, так как уродуют город и построены вопреки
градостроительным и санитарным нормам застройки. Плотно пригнанные друг к другу новые дома-этажерки вытеснили в центральной зоне практически все общественные пространства, сады, скверы. Практически полностью исчезло понятие двора в жилой застройке, как места отдыха и общения жильцов.
В настоящее время, в эпоху технического прогресса, когда компьютерные технологии и Интернет постепенно вытесняют простое человеческое общение, значение двора как элементарной ячейки для встреч и общения людей, занятия спортом, отдыха и др. приобретает большое значение. Особенно это важно для молодежи и подростков, которые находятся на стадии становления личности. Отсутствие такого пространства мешает сближению людей и оказывает негативное влияние на социальное расслоение общества, рост преступности, а также ухудшает санитарное состояние жилого района в целом. Появляется также проблема парковки автомобилей и, как следствие, заторов на дорогах.
Несомненно, строительная индустрия является вполне прибыльным бизнесом. Вот почему сегодня администрацией города принято решение строить не отдельные здания, а целые кварталы. Но иногда эта вполне разумная градостроительная политика доходит до абсурда. Так, совсем недавно под предлогом строительства нового «зимнего сада» был снесен целый жилой квартал старой застройки города. Сегодня под угрозой «реконструкции» остается еще множество участков центральной зоны. Так, в районе «Беш мертебе» предусмотрен снос старой, преимущественно 1-2 этажной застройки капиталистического периода и закладка нового парка на территории около 200 га.
Однако у проекта есть ряд недостатков. Прежде всего, не решена транспортная обеспеченность территории. Известно, что транспортная система центральных районов исторических городов является одной из важных проблем градостроительства. В разных городах мира для решения данной проблемы прикладываются неимоверные усилия (начиная от технических решений до административно-правовых ограничений).
Подобные парки, хотя и способствуют оздоровлению городской среды и являются местом отдыха населения, но не заменяют дворы, которые, как правило, выполняют функции как места повседневного общения, хозяйственно-бытовых территорий, так и игровых площадок для детей, занятия спортом взрослых и др. Кроме того, появляется проблема расселения большого количества людей, ранее проживавших на реконструируемой территории. В развитых странах проект реновации трущобных районов, как правило, считается удачным лишь в том случае, если после реконструкции большая часть населения трущоб заселяется на прежней территории.
Примечательно также, что при реконструкции необходимо проводить предпроектный анализ территории, анализ существующей застройки по ряду критериев, в том числе по ценности, капитальности застройки, периодизации строительства и т.д. Ценные здания рекомендуется сохранять и использовать под различные объекты. В данном случае практически всю территорию предлагается снести, хотя по данным автора статьи территория не является однотипной.
Однако, в принципе, желание мэрии разгрузить плотность застройки в центральной зоне и расширить «зеленые легкие» горда, «задыхающегося» от выхлопных газов автомобилей и скученности застройки - весьма положительный факт. За последние годы это, фактически, первая попытка, которая преследует цель разуплотнения застройки и регулирования безудержного строительного бума в Баку.
На данном этапе развития градостроительства на территории Баку наблюдается массовое уничтожение зеленых насаждений. Надо сказать, что Апшеронский полуостров представляет собой типичный полупустынный район со скудной растительностью. В силу этого, начиная с конца XIX века вплоть до начала 1990-х годов, были проведены масштабные работы для того, чтобы превратить Баку в зеленый город. Достаточно сказать, что с 1880 г. по 1992 г. площадь озеленения здесь увеличилась более чем в 5000 раз и достигла 15000 га.
На протяжении последних 20 лет зеленые «легкие» города беспощадно уничтожались в угоду высотной застройке. Площадь озеленения сократилась вдвое, достигнув 7000 га. Немногочисленные работы по благоустройству парков в основном сводились к обновлению мощения, установке фонтанов, замене скамеек и освещения. Новые посадки деревьев состоят, в основном, из пальмы, мушмула, в крайнем случае, ели. В этом свете сам факт заложения крупного парка в центре города уже является положительным сдвигом в развитии города и говорит об изменившемся отношении к проблемам городского развития и экологии в Баку. Проект расширения Приморского бульвара в Баку еще раз подтверждает эти преобразования.
Однако проблемы в сфере реконструкции и обновления исторических районов все еще остаются. Проблему преобразования исторического центра Баку необходимо рассматривать на нескольких иерархических уровнях: региональном (в пределах страны), микрорегиональном (Бакинская агломерация) и локальном (центральная зона города). Ситуацию, когда половина населения страны сосредоточена в столице, нужно считать кризисной. В первую очередь (региональный уровень) необходимо стимулировать отток населения в регионы путем сосредоточения в них промышленных и агропромышленных предприятий, и привлечения населения к сельскому хозяйству путем системы льгот и привилегий [7].
На микрорегиональном уровне (Бакинская агломерация) необходимо правильное функциональное зонирование территории города с выделением участков для высотного строительства. Это диктуется также особенностями строения рельефа города в виде амфитеатра у морского побережья. В предыдущих генпланах города, начиная с 1937 года, этому вопросу уделялось особое внимание [6]. Многоэтажные здания предлагалось размещать на верхних террасах города, а также на «золотых точках» рельефа, для предотвращения нарушения визуальных контактов с окружающей застройкой. Таким образом, центральная зона Баку с его историческим наследием не подвергалась «захламлению» многоэтажными зданиями.
И, наконец, на локальном уровне (центральная зона Баку) реконструкцию кварталов необходимо начать с подземного уровня. Прежде всего, надо заменить все старые инженерные коммуникации, затем расширить дороги там, где необходимо (количество автомобилей за последние 10 лет сильно возросло и сегодня «пробки» в центральной зоне Баку стали обычным явлением), предусмотреть подземные парковки и т.д. На поверхности реконструкцию исторических районов Баку необходимо проводить путем разуплотнения кварталов, расчистки и озеленения внутридворовых пространств. В районах с низкой плотностью застройки необходимо проводить ее интенсификацию путем сноса не представляющей ценность 1-2 этажной застройки и уплотнением 4-5 этажными зданиями [1].
Однако все перечисленные методы являются лишь общими для всей центральной зоны Баку. Исследуемая территория отнюдь не является однородно застроенной и подход к реорганизации ее отдельных частей должен быть дифференцированным. В целях комплексного градостроительного преобразования центральной зоны Баку для последующего зонирования территории автором была произведена оценка жилых кварталов центральной части по комплексу градостроительных, историко-архитектурных, социальных и экономических показателей. Полученные в результате комплексного градостроительного анализа данные являются основой для выделения на исследуемой территории типологических районов, определения методов и разработки принципов совершенствования каждого из них.
В связи с этим возникла проблема объективного использования количественных и качественных показателей для диагностики отдельных участков. Центральная зона Баку была разделена на 36 участков основными транспортными магистралями. Для характеристики участков было выбрано 11 основных свойств: художественная ценность, степень физического износа, организация внутриквартального пространства, периодизация строительства, этажность, капитальность, плотность застройки, функциональное назначение,
охранные зоны, рельеф, тип квартала. Эти свойства, в свою очередь, охарактеризованы 106 признаками.
Нами для типологического районирования центральной зоны Баку использован многомерный статистический метод кластер-анализ. В качестве меры связи между парами объектов использовано эвклидово расстояние [2]. В результате подсчета эти 36 районов разделены на 4 группы. Каждая из этих групп, в свою очередь, подразделяется на несколько типологических районов, наиболее близких по своим признакам. В результате, исследуемая территория центральной части Баку разделена на 11 типологических районов. Нами была также составлена схема размещения этих типологических районов в центральной зоне г. Баку (Рис. 1^,^).
Ь)
Рис. Типологические районы исторической зоны Баку: a) общий вид; Ь) пояснения
Анализ полученных данных может являться основой для методов и принципов архитектурно-планировочной организации жилых кварталов каждого из типологических районов.
В качестве примера ниже приводится проект планировки одной из частей центральной зоны города Баку, разработанный автором.
Рассматриваемая территория расположена в западной части центральной зоны и отмечена на рисунке 1а. Она ограничена улицами Нариманова, Ш. Гурбанова, Бакиханова и С.Таги-заде. Как видно из рисунка, исследуемый участок включает 4 типологические зоны, различные по своим характеристикам, и, следовательно, требующие 4 различных подходов к реконструкции.
Рассмотрев приведенные схемы, на проектируемой территории даже визуально можно выделить 4 зоны, отличающиеся планировочными особенностями (Рис. 2). Любопытно, что границы этих зон практически совпадают с границами типологических районов, выделенных при помощи кластер анализа в центральной зоне Баку, что доказывает правильность наших суждений [8].
Рис. 2. Типологические зоны исследуемой территории
Итак, отметим особенности района проектирования, а также отдельных его зон, и наметим пути преобразования жилых кварталов в этой части города. Исследуемый район (176.7 га) находится в центральной зоне города. Его планировочная структура была сформирована в конце XIX - начале XX века. Участок имеет сложный рельеф. Наивысшая точка рельефа приходится на крайнюю юго-западную точку (52.04), наинизшая - на крайнюю юго-восточную точку участка (-9.40). Участок также имеет уклон в северном направлении. Наибольшая разница отметок составляет более 61 м. Улично-дорожная сеть здесь не дифференцирована, ширина улиц в красных линиях составляет 8-12 м, что создает определенные трудности для передвижения автомобильного транспорта. По этой причине в данной части города практически отсутствует общественный транспорт. Автомобильные пробки чаще всего происходят в районе 5-мертебе (около Аздрамы), и на углу пр. Бакиханова и ул. Нариманова.
1-я зона, которая включает юго-восточную часть территории вплоть до Азербайджанского драматического театра, является одной из самых старых частей города за пределами Крепостных стен и насыщена памятниками архитектуры и зданиями, представляющими художественную ценность. Здесь реконструкция должна производиться путем укрупнения кварталов, санации жилых кварталов, введением элементов благоустройства в дворовой части.
2-я зона включает крайнюю восточную часть исследуемой территории и совмещает как памятники архитектуры, так и здания советского периода с присущим им ритмом. Кварталы
имеют большие размеры, что будет определять методы реконструкции, которая будет проводиться путем сноса отдельных физически и морально устаревших зданий, благоустройства кварталов.
3-я зона охватывает среднюю часть исследуемого района. Она представляет собой рабочий поселок в виде аульной застройки, который со временем уплотнился за счет застройки внутридворовых пространств. На данный момент жилой фонд здесь практически износился, не представляет собой никакой ценности и нуждается в реконструкции. Однако в этих трущобах встречаются отдельные ценные здания, которые должны быть сохранены при реабилитации этой среды. Необходимо отметить, что часть этой территории (за Аздрамой) отведена под городской парк, что также будет учтено при проектировании новой среды. Учитывая сложный рельеф местности, автор предполагает устройство эскалаторов и подъемных устройств в парке, что облегчит передвижение населения, в особенности стариков и детей. Методы реконструкции будут определяться расширением улиц, созданием полноценной жилой среды в периметральной застройке, которая наиболее отвечает климатически особенностям района. Она также будет предохранять внутреннюю среду квартала от загрязнения транспортными средствами. Необходимо также предусмотреть здесь школы, детские сады, недостаток которых сильно ощущается в этом районе.
4-я зона охватывает северные кварталы. В последние годы эта территория плотно застроена громоздкими высотными зданиями, несоразмерными мелким кварталам. Это привело к тому, что квартиры в этих зданиях плохо инсолируются, создавая угрозу здоровью населения, здесь отсутствуют места для детских площадок и отдыха взрослого населения. Кроме того, сами высотные здания являются магнитами, привлекающими в эту зону, как людей, так и транспортные средства. Если учесть, что в этой зоне на первых этажах зданий обычно расположены офисы и торговые предприятия, а также пункты КБО, то можно представить, какую лепту вносят приезжающие сюда автомобили в заторы на дорогах центральной зоны. Учитывая то, что эти здания были построены всего несколько лет назад, их физическое состояние, а также экономические расходы на их строительство, методы реконструкции на данном этапе могут лишь ограничиться временной консервацией этой застройки до истечения срока эксплуатации этих зданий. Исключение составляют несколько зданий, которые препятствуют инсоляции соседних зданий и будут подлежать сносу. Помимо этого, реконструкция предполагает благоустройство внутренних дворов, создания по возможности среды для отдыха населения, расширение улиц, и т.д.
Для того, чтобы подчеркнуть пластику рельефа и создать комфортные микроклиматические условия и эстетическую выразительной застройки на всей реконструируемой территории, автор предусматривает террасную застройку, которая повышается с 3-4 этажей на нижних отметках до 8-9 этажной на наиболее высоких точках территории. Более высокая этажность преградит обзор бухты и моря для окружающей застройки. Кроме того, природно-климатические, а также геологические условия территории застройки и города Баку в целом не располагают к постройке здесь высотных зданий [3, 4].
Ниже приводится схема генплана реконструкции исследуемой территории в центральной зоне Баку (Рис. 3). Очевидно, что в стесненных условиях центральной зоны Баку необходимо активно осваивать подземные пространства территории. С этой целью в местах транспортных коллизий автор предлагает подземные тоннели. Так как в районе 5-мертебе расположены подземные пешеходные переходы, а недалеко от него также станция метро «Низами», мы предлагаем один из тоннелей расположить под новым парком. Также необходимо предусмотреть в этой зоне подземные парковки.
При проектировании парка, который будет играть роль ветрозащитного барьера от северных ветров, особенно сильных в Баку и на Апшеронском полуострове, автор обращается к теме фрактальной архитектуры.
На данном этапе городскими властями поднят вопрос о реконструкции исследуемого района, как и ряда других обветшалых районов в центре Баку. Проект был выдвинут автором для участия в конкурсе реабилитации этой среды.
1. Азербайджанский драматический театр; 2, Школа; 3. Детский сад; 4. Детская площадка; 5. Спортивная площадка; 6. Парк "Мир фракталов"; 7. Монумент огня; 8,Детский образовательный центр; 9, Баня; 10. Музыкальная школа; 11. Кафе; 12. Навесы; 13. Выставочный зал; 14. Музей; 15. Мечеть; 16.МонументФизули; 17. Пешеходный переход; 18. Станция метро "Низами"; 19. Подземная стоянка; 20. Подземный тоннель 21, Эскалатор
существующие жилые здания проектируемые жилые здания общественные здания подъезды изогипсы рельефа
Рис. 3. Схема реконструкции исторических кварталов Баку
Для того чтобы решить вопрос о размещении населения этих районов, Бакинская мэрия совместно с муниципалитетом предлагает несколько путей, выбор которых будет зависеть от жильцов, их предпочтений и возможностей:
- выплата строительной компанией компенсаций жильцам за сносимые дома с целью строительства новых и приобретения новых квартир в любом районе города;
- выплата городскими властями компенсаций жильцам за сносимые дома с целью строительства парка и приобретения квартир в любом районе города;
- переселение жильцов в новые пустые квартиры соответствующей площади в близлежащих домах;
- переселение жильцов в новые поселки за городской чертой (в районе Говсаны, Зых и т.д. Апшеронского полуострова) с возможностью расширения жилой площади.
За последние годы, в результате масштабного строительства многоэтажных зданий, в местной прессе нередко обсуждались недостатки новых жилых районов. В числе недостатков особенно часты: отсутствие дворовых пространств, озеленения, спортивных и детских площадок, парковок для автомобилей. Кроме того, если новые многоэтажные здания увеличивали плотность застройки и населения, то количество детских садов и школ при этом оставалось прежним. Нельзя сказать того же об общественном сервисе, так как все первые этажи новых зданий отводятся под объекты общественного питания, торговли и т.д.
При проектировании автором были изучены все недостатки данной среды. Прежде всего, на исследуемом участке были выявлены всего 2 школы, не было детских образовательных учреждений, озеленение весьма скудное. В результате предлагаемых преобразований, согласно действующим стандартам городского планирования Азербайджана, на исследуемом участке будет размещено 5 детских садов и еще 1 школа, а в каждом квартале по возможности - детские игровые площадки, спортивные площадки, детский
образовательный центр, музыкальный колледж, художественная галерея, музей. Кроме того, нижние этажи зданий предлагается использовать для объектов общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Таким образом, автор сделал попытку реабилитации ценной городской среды в центральной зоне города, сохранив преимущественно жилые функции застройки, приспособив ее под современные городские условия. При этом была создана полноценная жилая среда. Близость к центру, основным общественным учреждениям и местам приложения труда, хорошие условия для жилья и отдыха, делают этот район города более привлекательным для инвесторов и потребителей.
Экономические параметры территории в результате проведенных реконструктивных работ мало изменятся. Плотность застройки уменьшится, так как часть территории будет занимать парк. Однако, учитывая роль парка в оздоровлении окружающей среды, эта мера нам кажется вполне обоснованной. Кроме того, улучшатся условия проживания жителей, транспортные коммуникации будут обновлены и модернизированы, квартальные пространства благоустроены и озеленены.
Заключение
Для сохранения исторического наследия в центральной зоне Баку в условиях интенсивной трансформации всей планировочной структуры, необходим нестандартный подход, учитывающий множество факторов, определяющих своеобразие городской среды. Для сопоставления всех этих факторов автор применил многомерный статистический метод -кластер-анализ, в результате чего историческая центральная зона Баку была разделена на типологические единицы с близкими характеристиками. В качестве примера в статье приведен проект реновации одной из частей центральной зоны Баку, разработанный автором.
Литература
1. Бабаева Ш.Ш. Архитектурно-планировочная организация жилых кварталов центральной зоны Баку. Канд. диссертация. - Баку, 2001. - 124 с.
2. Дюран Б., Оделл П. Кластерный анализ. - M.: Статистика, 1977. - 128 с.
3. Кахраманова Ш.Ш. Гео-экологическая обстановка г. Баку в условиях интенсивного строительства жилых районов. - Баку: МБМ, 2006. - 133 с.
4. Кахраманова Ш.Ш. Климатоадаптированные жилые структуры в условиях Баку. - Баку: El-Aliance, 2008. - 258 с.
5. Фатуллаев Ш.С. Градостроительство и архитектура Азербайджана XIX -начала XX века. -Л.: Стройиздат,1986. - 456 с.
6. Эфендизаде Р.М. Архитектура Советского Азербайджана. - М.: Стройиздат, 1986. - 319 с.
7. Kahramanova Sh. Typological zoning of the central zone of Baku for preservation of historical heritage in modern condition. // EURA/UAA International Conference "City Futures in a Globalising World", 4-6 June 2009, Madrid. - pp. 416-623.
8. Kahramanova Sh.Sh.. Problem of historical heritage in connection with intensive construction of Baku historical areas. // Proceeding of Heritage 2008 International conference "World Heritage and Sustainable Development", (R. Amoeda et al.Eds) Vila Nova de Foz Coa, Portugal,
7-9 May, 2008, Volume 2. - рр. 841-850.
References
1. Babajeva, Sh.Sh. Arhitekturno-planirovochnaja organizacija zhilyh kvartalov central'noj zony Baku. Kandidatskaja dissertacija [Architectural-planning organization of dwelling blocks of Baku central zone. Candidate dissertation]. Baku, 2009, 124 p.
2. Djuran B., Odell P. Klasternyj analiz [Cluster analysis]. Moscow, 1977, 128 p.
3. Kahramanova, Sh.Sh. Geo-jekologicheskaja obstanovka g. Baku v uslovijah intensivnogo stroitel'stva zhilyh rajonov [Geo-ecological situation of Baku in conditions of intensive construction of residential areas]. Baku, 2006, 133 p.
4. Kahramanova, Sh.Sh. Klimatoadaptirovannye zhilye struktury v uslovijah Baku [Climate-adapted dwelling structures in Baku conditions]. Baku, 2008, 258 p.
5. Fatullajev, Sh.S. Gradostroitel'stvo i arhitektura Azerbajdzhana XIX- nachala XX veka [Town-planning and architecture of Azerbaijan in the XIXth - XXth centuries]. Leningrad, 1986, 456 p.
6. Efendizade R.M. Arhitektura Sovetskogo Azerbajdzhana [Architecture of Soviet Azerbaijan]. Moscow, 1986, 319 p.
7. Kahramanova Sh. Typological zoning of the central zone of Baku for preservation of historical heritage in modern condition. // EURA/UAA International Conference "City Futures in a Globalising World", 4-6 June 2009, Madrid, pp. 416-623.
8. Kahramanova Sh.Sh.. Problem of historical heritage in connection with intensive construction of Baku historical areas. // Proceeding of Heritage 2008 International conference "World Heritage and Sustainable Development", (R. Amoeda et al.Eds) Vila Nova de Foz Coa, Portugal, 79 May, 2008, Volume 2, рр. 841-850.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Ш.Ш.Кахраманова
Докт. фил. по арх., доц. кафедры «Архитектурное проектирование и градостроительство», Азербайджанский Архитектурно-Строительный Университет, Баку, Азербайджан e-mail: [email protected], [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR Sh. Sh. Kahramanova
PhD in Architecture, Ass. prof., chair of Architectural projecting and urban-planning, Azerbaijan
Architecture & Construction University, Baku, Azerbaijan
e-mail: [email protected], [email protected]