Научная статья на тему 'Новые подходы к регулированию обязательного государственного страхования сотрудников ОВД в период выполнения ими оперативно-служебных задач в особых условиях'

Новые подходы к регулированию обязательного государственного страхования сотрудников ОВД в период выполнения ими оперативно-служебных задач в особых условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
755
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА / СТРАХОВАНИЕ / ВЫПЛАТЫ / ВРЕД / РИСК / REFORM / INSURANCE / PAYMENTS / HARM / RISK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молчанов Александр Александрович

В статье проанализированы новые подходы к созданию системы гарантий социального и материального обеспечения сотрудников органов внутренних дел в период исполнения ими служебных обязанностей в особых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Молчанов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New approaches to managing employees mandatory state insurance ATS during performance of operational-service tasks in special circumstances

The paper considers new approaches to the creation of a system of guarantees of social and material support for employees of internal affairs bodies in the period of performing their duties in special conditions

Текст научной работы на тему «Новые подходы к регулированию обязательного государственного страхования сотрудников ОВД в период выполнения ими оперативно-служебных задач в особых условиях»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Гражданское право

УДК 347.42 A.A. Молчанов*

Новые подходы к регулированию обязательного государственного страхования сотрудников ОВД в период выполнения ими оперативно-служебных задач в особых условиях

В статье проанализированы новые подходы к созданию системы гарантий социального и материального обеспечения сотрудников органов внутренних дел в период исполнения ими служебных обязанностей в особых условиях.

Ключевые слова: реформа, страхование, выплаты, вред, риск.

A.A. Molchanov*. New approaches to managing employees mandatory state insurance ATS during performance of operational-service tasks in special circumstances .The paper considers new approaches to the creation of a system of guarantees of social and material support for employees of internal affairs bodies in the period of performing their duties in special conditions

Keywords: reform, insurance, payments, harm, risk.

Российская Федерация оказалась одной из первых стран, столкнувшихся с масштабной угрозой международного терроризма. Не случайно, поэтому в нашей стране формы и методы организации борьбы с этим явлением получили законодательное оформление. Проводимые в Российской Федерации мероприятия, связанные с противодействием актам терроризма, согласуются с положениями Конституции Российской Федерации.

При выполнении оперативно-служебных задач в особых условиях (в условиях вооруженного конфликта и при проведении контртеррористических операций) профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел носит экстремальный характер. Имеет место высокая вероятность причинения вреда здоровью или гибели человека. Выполнение служебных обязанностей происходит в условиях высокой активности, а также вне мест постоянной дислокации и предполагает значительные бытовые неудобства. Естественно, что подобные условия службы сотрудников должны морально и материально компенсироваться. Насущный вопрос — необходимое материально-бытовое обеспечение боевых действий, полнота предоставления гарантий, компенсаций и социальных гарантий. Задача повышения правовой и социальной защищенности сотрудников становится особенно актуальной.

Важнейшая общепризнанная задача правового государства — обеспечение справедливого, быстрого восстановления нарушенного права и возмещения причиненного вреда потерпевшим от актов терроризма, а также возмещение вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом и их социально-правовая защита.

Говорить о реально созданной системе социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел в период выполнения личным составом оперативно-служебных задач в особых условиях можно после принятия Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О Полиции» (далее — Закон о полиции). Основные направления деятельности полиции скорректированы с учетом современных условий, особое внимание уделяется правовому положению сотрудников.

В развитие положений Закона о полиции правовое положение (статус) сотрудника ОВД России определяется на основе Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Структурные элементы правового статуса сотрудников — участников контртеррористических операций — ветеранов боевых действий регулируются ст.ст. 3, 28 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О ветеранах», а также Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от 08.11.2011) «О противодействии терроризму», который направлен на конкретизацию правового регулирования деятельности по борьбе с терроризмом. В нем четко регламентированы вопросы возмещения вреда лицам, участвующим в проведении контртеррористической операции.

На урегулирование отношений, связанных с предоставлением социальных гарантий разработан Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором установлены новые размеры выплат по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников и членов их семей.

Действие Закона РФ от 21.01.1993 № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики

* Молчанов, Александр Александрович, профессор кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: Alexmol53@mail.ru.

* Molchanov, Alexander Alexandrovich, professor of the chair of civil law of Saint Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of law, professor. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: Alexmol53@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 11 марта 2012 года.

© Молчанов А.А., 2012

и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» распространяется на сотрудников ОВД, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике.

Одним из наиболее актуальных направлений современного обеспечения социально-правовой защиты сотрудников ОВД является возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудника при исполнении им служебных обязанностей, что обусловлено более частым получением телесных повреждений и гибели сотрудников ОВД при исполнении ими оперативно-служебных задач в особых условиях.

Правовой основной возмещения вреда сотрудникам ОВД служат, прежде всего, нормы гражданского законодательства (гл. 59 Гражданского кодекса РФ). В ст. 1064 ГК РФ регламентируются общие основания ответственности за причинение вреда. Обязательства вследствие причинения вреда, или деликтные обязательства, являются внедоговорными обязательствами, содержанием которых выступает гражданско-правовая ответственность. Необходимым условием ее наступления является наличие состава правонарушения, включающего в себя: наступление вреда (прямой действительный ущерб); противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом; вина причинителя вреда. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств, привлечение лица к юридической ответственности, в том числе гражданско-правовой, недопустимо.

Сущность деликтного обязательства обусловлена и его основными функциями, — компенсационно-восстановительной и охранительной.

Основанием возникновения деликтного обязательства и одновременно юридическим фактом, порождающим соответствующее правоотношение, является вред, причиненный личности или имуществу гражданина. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда, обязанность возмещения которого может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Под вредом понимаются неблагоприятные для потерпевшего имущественные и неимущественные последствия.

Основной принцип обязательства вследствие причинения вреда заключается в полном возмещении вреда лицом, его причинившим. Этот принцип именуется генеральным деликтом, в соответствии с которым противоправность действия и виновность причинителя вреда презюмируются.

В соответствии с п. 2 ст. 1064 ГК РФ ответственность наступает за виновное причинение вреда, если законом не предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины причинителя.

Иными словами, обязанность возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудника, лицом, не являющимся причинителем вреда, может быть определена только законом.

В ст. 1084 ГК РФ предусмотрено, что риск повреждения здоровья или гибели может быть связан с выполнением служебных обязанностей, вытекающих не только из трудового договора, но и из иных оснований. Такой профессиональный риск несут лица при исполнении обязанностей службы в полиции и т.п. Возмещение вреда за причинение вреда жизни и здоровью таких лиц включено в комплекс мер по их социальной защите, и рассматривается в соответствующих нормативных актах.

Указанные обстоятельства предопределяют основания и порядок возмещения вреда, причиненного сотрудникам ОВД при исполнении ими оперативно-служебных задач в особых условиях.

Основанием возмещения вреда, причиненного сотруднику ОВД повреждением здоровья, является фактическое причинение вреда здоровью сотрудника. При этом повреждение здоровья наступает в результате увечий или иных профессиональных заболеваний.

В целях обеспечения исполнения обязательства по возмещению вреда жизни и здоровью, причиненного сотрудникам ОВД при исполнении ими оперативно-служебных задач, применяется система обязательного государственного страхования жизни и здоровья. Правовой основной обязательного государственного страхования сотрудников ОВД служат Федеральный закон от

28.03.1998 № 52-ФЗ (ред. от 08.11.2011) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» и Постановление Правительства РФ от

29.07.1998 № 855 (ред. от 29.12.2011) «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих. • •».

Размеры выплачиваемых страховых сумм определены ст. 5 Федерального закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ (ред. от 08.11.2011) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих.» и ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации.

Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:

— в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, — 2 млн рублей выгодоприобретателям в равных долях;

— в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Гражданское право

службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов:

инвалиду I группы — 1,5 млн рублей;

инвалиду II группы — 1 млн рублей;

инвалиду III группы — 500 тыс. рублей;

— в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы или военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) — 200 тыс. рублей, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) — 50 тыс. рублей;

— в случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или военных сборов, — 50 тыс. рублей.

Если в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности.

Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 № 855 (ред. от 29.12.2011) «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих.».

Определение степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими органами (военно-врачебными комиссиями) ОВД в соответствии с Приказом МВД РФ от 14.07.2010 № 523 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Выплата страховых сумм производится путем перечисления причитающихся сумм в рублях способом, определенным договором страхования, независимо от сумм причитающихся застрахованным лицам по другим видам договоров страхования, за исключением случаев установленных п. 3 ст. 1 Федерального закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ (ред. от 08.11.2011) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих.».

Порядок возмещения материального ущерба, причиненного имуществу сотрудника ОВД, выполняющему оперативно-служебные задачи в особых условиях, или его близких, определен ст. 43 Закона о полиции, согласно которой вред возмещается в полном объеме за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с последующим взысканием выплаченной суммы возмещения с виновных лиц.

Основанием для принятия решения о возмещении ущерба, причиненного имуществу сотрудника или его близких, является причинение этого ущерба в связи с осуществлением сотрудником служебной деятельности (исполнением служебных обязанностей).

Возмещение ущерба, причиненного имуществу сотрудника или его близких, производится, если органы дознания, предварительного следствия или суд установят наличие причинной связи между служебной деятельностью (исполнением служебных обязанностей) сотрудника и причиненным его имуществу или имуществу его близких ущербом.

Определение действительной суммы ущерба осуществляется органом внутренних дел при участии лица, имуществу которого причинен ущерб.

Размер суммы ущерба определяется из действующих на момент возмещения рыночных цен и устанавливается с привлечением работников торговых организаций, налоговых инспекций и других специалистов с отнесением на смету органа внутренних дел расходов на оплату их труда.

Ущерб, причиненный имуществу сотрудника или его близких родственников, может быть возмещен органом внутренних дел в натуральном виде, путем передачи равноценного имущества, исправления поврежденного или иным путем.

В случае если имущество сотрудника ОВД, выполняющего оперативно-служебные задачи в особых условиях, в том числе, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, утрачено или повреждено, этот сотрудник в соответствии с п. 5 ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от 08.11.2011) «О противодействии терроризму», имеет право на возмещение его стоимости в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 13.03.2008 № 167 «О возмещении лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, стоимости утраченного или поврежденного имущества», которым утверждены соответствующие Правила возмещения.

Основанием для возмещения стоимости имущества является утрата или повреждение имущества при подтверждении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, наличия причинной связи между участием владельца имущества в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом и уничтожением или повреждением имущества.

Возмещению подлежит стоимость имущества, принадлежавшего сотруднику ОВД, путем выплаты ему денежных средств федеральным органом исполнительной власти, в котором он проходит службу, исполняет оперативно-служебные задачи в особых условиях.

Принадлежность имущества и его состав подтверждаются соответствующими документами, объяснениями владельца и свидетелей.

Правилами устанавливается порядок определения размера возмещаемой стоимости имущества и перечень необходимых документов. Руководитель федерального органа исполнительной власти создает комиссию и принимает меры по обеспечению ее деятельности.

Заявление о возмещении стоимости имущества рассматривается комиссией в течение месяца с даты поступления в федеральный орган исполнительной власти указанных в Правилах документов.

По результатам рассмотрения, руководитель федерального органа исполнительной власти в течение 10 дней с даты такого рассмотрения издает приказ, в котором указывается размер стоимости имущества.

Федеральный орган исполнительной власти, возместивший стоимость имущества, принимает меры к взысканию в установленном порядке соответствующих денежных и (или) иных средств с установленных и признанных виновными в уничтожении или повреждении имущества лиц.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Возмещение морального вреда осуществляется в соответствии со ст.ст. 12, 150—152, 1099—1101 ГК РФ и постановлением Пленума ВС РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц». Пленум обратил внимание судов на то, что право граждан на защиту чести, достоинства и репутации является их конституционным правом. Примечательно, что даже в условиях чрезвычайного положения эти права и свободы, в отличие от некоторых других, не подлежат ограничению.

Компенсация морального вреда определяется судом при вынесении решения в денежном выражении. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 151 и п. 2 ст. 1101 ГК РФ, и иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Должно быть учтено и имущественное положение причинителя морального вреда.

Если требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, то на него в силу ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом.

Несмотря на наличие правовой базы, эффективность ее применения остается неудовлетворительной, а специфика правового института компенсации морального вреда, вызывает пристальный интерес в силу своей злободневности для сегодняшней правовой жизни.

В России неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ).

В настоящее время в сфере регулирования возмещения вреда сотрудникам ОВД, выполняющим оперативно-служебные задачи в особых условиях, действует множество нормативных правовых актов разного уровня, которые нуждаются в постоянном внимании со стороны государства и общества.

По-прежнему остаются проблемными вопросы обеспечения жильем сотрудников ОВД, выполняющим оперативно-служебные задачи в особых условиях. Полагаем, что дополнительным источником решения жилищной проблемы могло бы стать распространение на указанных сотрудников льготных условий ипотечного кредитования.

Есть проблемы и в регулировании вопросов на законодательном уровне, таких, как оказание помощи сотрудникам, нуждающимся в дорогостоящем лечении, протезировании; в материальной поддержке семей, лишившихся кормильца, их детей. В целом проблема гарантий, льгот и компенсаций сотрудникам органов внутренних дел нуждается в постоянном внимании со стороны государства и общества.

Несмотря на принятие целого ряда нормативно-правовых актов, до настоящего времени единая государственная система защиты прав и законных интересов личного состава органов внутренних дел отсутствует. Декларированные правовые и социальные гарантии не подкреплены необходимыми механизмами и процедурами их реализации. Среди нерешенных актуальных проблем следует назвать ситуацию с выплатами единовременных пособий и страховых сумм членам семей сотрудников, погибших при исполнении служебного долга, сотрудникам, получившим тяжелые увечья и ранения.

Следует признать, что в ныне действующем законодательстве не существует нормы, раздела в каком-либо законе, а тем более — отдельного законодательного акта, в котором бы формулировалось понятие государственной защиты сотрудников ОВД, выполняющих оперативно-служебные задачи в особых условиях, комплексно раскрывалось содержание государственной защиты этой категории. Кроме того, в нормативных актах по-разному формулируется обязанность государства по их защите.

Список литературы

1. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О полиции» // Собрание законодательства РФ от 12.12.2011. — № 50. — ст. 7352.

2. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 08.11.2011) «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ от 14.11.2011. — № 46. — ст. 6407.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.