Научная статья на тему 'Новые подходы к оценке риска развития кровотечений в родах'

Новые подходы к оценке риска развития кровотечений в родах Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
172
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯТОРНЫЕ АУТОАНТИТЕЛА / КРОВОТЕЧЕНИЯ / НАРУШЕНИЯ ИММУНОРЕГУЛЯЦИИ / REGULATORY AUTOANTIBODIES / OBSTETRIC HEMORRHAGE / IMMUNOREGULATION DISORDERS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Замалеева Розалия Семеновна, Букатина Светлана Викторовна, Черепанова Наталия Александровна

Исследована прогностическая роль некоторых регуляторных аутоантител при кровотечениях в родах. На сроке 34-36 недель определялось сывороточное содержание регуляторных аутоантител у женщин с последующим развитием кровотечений в родах. Выявленные изменения уровней аутоантител могут использоваться для доклинической диагностики кровотечений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Замалеева Розалия Семеновна, Букатина Светлана Викторовна, Черепанова Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new approaches to the assessment of risk of bleedings development at deliveries

Our research issue is prognostic role of some regulatory autoantibodies during intrapartum hemorrhage. Serum regulatory autoantibodies content was determined in women with further development of intrapartum hemorrhage at 34-36 weeks of pregnancy. Detected changes of the levels of autoantibodies can be used for preclinical hemorrhage detection

Текст научной работы на тему «Новые подходы к оценке риска развития кровотечений в родах»

УДК 618.5-005.1-037

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РИСКА РАЗВИТИЯ КРОВОТЕЧЕНИЙ В РОДАХ Р.С. Замалеева, С.В. Букатина, Н.А. Черепанова,

ГОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия»

Черепанова Наталия Александровна - е-mail: nat26@list.

Исследована прогностическая роль некоторых регуляторных аутоантител при кровотечениях в родах. На сроке 34-36 недель определялось сывороточное содержание регуляторных аутоантител у женщин с последующим развитием кровотечений в родах. Выявленные изменения уровней аутоантител могут использоваться для доклинической диагностики кровотечений.

Ключевые слова: регуляторные аутоантитела, кровотечения, нарушения иммунорегуляции.

Our research i ssue is prognostic role of some regulatory autoantibodies during intrapartum hemorrhage. Serum regulatory autoantibodies content was determined in women with further development of intrapartum hemorrhage at 34-36 weeks of pregnancy. Detected changes of the levels of autoantibodies can be used for pre-clinical hemorrhage detection.

Key words: regulatory autoantibodies, obstetric hemorrhage, immunoregulation disorders.

Кровотечения во время беременности и в родах остаются одной их актуальных проблем современного акушерства [1]. Данная патология оказывает существенное влияние на перинатальные исходы и во многом определяет структуру материнской смертности. В частности, в качестве основной причины материнской смертности акушерские кровотечения фигурируют в 20-25%, как конкурирующая причина - в 42%, как фоновая патология - в 78% [2]. Характерной особенностью является тот факт, что в условиях некоторого уменьшения суммарной частоты патологических кровопотерь число массивных кровотечений в России не снижается, при этом более 2/3 массивные кровопотери связаны с нарушениями в системе гемостаза и являются коагу-лопатическими [3, 4]. Все это диктует необходимость дальнейшей разработки современных методов прогнозирования и профилактики кровотечений [5].

Целью работы явилась оценка прогностической значимости некоторых регуляторных аутоантител в генезе возникновения кровотечений во время беременности и в родах.

Материал и методы

В ходе работы проведено обследование 104 женщин группы риска по развитию кровотечений в родах и послеродовом периоде: с нарушениями коагуляции при данной беременности, АФЛ синдромом, гестозом, антенатальной гибелью плода, а также отягощенным акушерским анамнезом (тяжелым гестозом, кровотечением в последовом и раннем послеродовым периоде, отслойкой нормально расположенной плаценты в анамнезе).

Основную группу составили 52 женщины, у которых развилось кровотечение в родах и послеродовом периоде. В группу сравнения включены 52 женщины группы риска развития кровотечений, у которых кровопотеря в родах была физиологической. Контрольная группа состояла из 25 женщин с физиологическим течением беременности и родов. Кровотечения, развившиеся в результате перерастя-жения матки (многоводия, крупного плода), анатомических особенностей матки (пороков развития матки, миомы матки), вследствие травм родовых путей во время родов, дефекта последа, из исследования были исключены (рис. 1).

Беременные с патологической кровопотерей в родах

(основная группа) n=52

Беременные группы риска по развитию кровотечений; физиологической кровопотерей в родах (группа сравнения) п = 52

Беременные с физиологическим течением беременности и родов (контрольная группа)

п = 25

РИС. 1.

Группы обследуемых беременных женщин.

Кровопотерю в родах до 500 мл, составляющую менее 0,5% от массы тела, или менее 10% ОЦК (в случае кесарева сечения - до 1000мл), считали физиологической. Кровопотерю более 500 мл до 1250 мл, т. е. 1,1-1,5% от массы тела (при кесаревом сечении 1000-1250) расценивали как патологическую. Более 1250-1500 мл (более 1,5% от массы тела или боле 25% ОЦК) - как массивную (Резолюция Пленума правления РОАГ от 6.10.2006) [6]. Подсчет кровопотери проводили гравиметрическим методом.

У всех пациенток проводили сбор общего и акушерского анамнеза по общепринятым критериям, расширенное исследование коагулограммы и тромбоцитарного гемостаза в динамике. Кроме того, на сроках 34-36 недель беременности и в родах у всех женщин с помощью твердофазного иммунофер-ментного анализа определяли сывороточное содержание аутоантител класса IgG связывающихся с: белком-маркером воспаления эндотелия сосудов, васкулопатий (ANCA), белками тромбоцитов - маркерами тромбоцитопатий (TrM-001-15, TrM-008-10, TrM-015-12), двуспиральной ДНК, главным фосфолипидсвязывающим белком сыворотки крови й2-гликопротеином I (Й2-ГП), суммарными фосфолипидами (СФЛ), Fc-фрагментами IgG (ревматоидный фактор). Определение проводилось с помощью стандартных наборов иммунореагентов «ЭЛИ-Тест» (производитель МИЦ «Иммункулус», г. Москва) на 96-луночных полистироловых планшетах, согласно Инструкции к наборам «ЭЛИ-тест», утвержденной Минздравом РФ (2004). Необходимо отметить, что у здоровых беременных женщин уровень аутоантител находился в диапазоне от -20 до +10 у. е.

Обработка данных

С целью определения взаимосвязи между уровнем регуляторных аутоантител в крови и клиническими данными был проведен множественный корреляционный анализ с оценкой достоверности коэффициентов корреляции. Математический анализ полученных результатов проводился с использованием стандартного набора функций статистической обработки с помощью пакета программ Exeei MS Office XP и STATISTICA 6.0.

Результаты и их обсуждение

Акушерский анамнез в основной группе был отягощен самопроизвольными выкидышами у 9 (17%), в группе сравнения - у 8 (15%); замершими беременностями у 5 (9,6%) и 6 (11,5%) соответственно; искусственными абортами - у 20 (38,4%) и 19 (36,5%) женщин соответственно. Аборты в анамнезе у беременных контрольной группы были у 6 (24%) женщин, выкидыши - у 1 (4%). Гестоз в анамнезе отмечен у 13 (25%) беременных основной группы, у 16 (30,7%) - группы сравнения, преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты (ПОНРП) - у 1 (1,9%) и у 2 (3,8%) соответственно, кровотечения при предыдущих родах - у 2 (3,8%) и 3 (5,7%). В контрольной группе данных осложнений беременности в анамнезе не было. Таким образом, достоверной разницы по отягощению акушерского анам-

неза в основной и группе сравнения не было, тогда как в контрольной группе отмечены более благоприятные исходы предыдущих беременностей (р<0,05).

Достоверной разницы по отягощению соматического анамнеза по таким заболеваниям, как воспалительная патология нижних отделов мочеполовой системы, обменные, эндокринные нарушения, у пациенток основной группы, группы сравнения и контроля не было (р>0,1). В то же время, частота встречаемости таких экстрагенитальных заболеваний, как хронический пиелонефрит, ВСД по гипертоническому типу, хронический тонзиллит, хронический гастрит, достоверно реже наблюдалась в контрольной группе, чем в группе сравнения и основной (р<0,05).

Наиболее часто в основной группе настоящая беременность осложнялась анемией у 38 (73%) беременных, отеками - у 16 (30,7%), угрозой выкидыша - у 11 (21,1%), пиелонефритом -у 9 (17,3%), рецидивирующим кольпитом у 22 (42,%) женщин. В группе сравнения также наиболее часто были отмечены такие осложнения, как угроза прерывания беременности - у 12 (23%), анемия - у 43 (83%), рецидивирующий кольпит - у 14 (27%) женщин. Гестоз различной степени тяжести отмечен у 25 (57%) и 20 (38%) женщин соответственно. Преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты наблюдалась в 15 (28,5%) случаях только в основной группе. Антенатальная гибель плода констатирована у 7 (13%) женщин основной группы, у 6 из которых была обусловлена ПОНРП. В группе сравнения антенатальная гибель плода произошла у 4 (7,7%) беременных. В контрольной группе настоящая беременность осложнилась анемией у 4 (16%) беременных, патологической прибавкой массы - у 3 (12%), угрозой выкидыша - у 2 (8%), кольпитом - у 3 (12%) женщин. Таким образом, такие осложнения беременности, как угроза прерывания, отеки, гестоз, антенатальная гибель плода, встречались в основной группе и группе сравнения с одинаковой частотой (р>0,1), но достоверно чаще, чем в контрольной группе (р<0,05).

Через естественные родовые пути были родоразрешены 75 (58%) женщин. Из них в основной группе - 22 (42%), в группе сравнения - 30 (57%), в контрольной группе - 23 (92%). Операцией кесарева сечения беременность завершились у 54 (42%) женщин. В основной группе оперативные роды составили 58% (30 женщин), в группе сравнения -43% (22 женщины), что достоверно чаще, чем в контрольной группе - 8% (2 женщины). Основными показаниями к кесареву сечению послужили: гестоз (в 26% случаев), ПОНРП (17%), клинически узкий таз (18%), аномалии родовой деятельности (8%), гипоксия плода (11%). У 15 (18,8%) пациенток основной группы и у 7 (13,5%) женщин группы сравнения роды были преждевременными. В контрольной группе все беременности завершились срочными родами.

Кровопотеря в основной группе варьировала от 800 до 3000 мл и в среднем составила 1740 мл, в группе сравнения

- от 150 до 600 мл (в среднем 340 мл), в контрольной группе

- от 150 до 280 мл (в среднем - 210 мл).

Анализ изменений в сывороточном содержании аутоантител, проведенный у 52 женщин с развившимися кровотечениями в родах (основная группа), позволил установить понижение уровней всех аутоантител у 1 (1,9%) пациентки, дисбаланс уровней аутоантител - у 51 (98,1%) женщины (при этом содержание преобладающей части аутоантител находилось ниже значений нормы, а часть превышала нормальные показатели). Повышенные значения всех аутоантител не были отмечены (рис. 2).

Важно отметить, что дисбалансы в сывороточном содержании разных аутоантител, как таковые, указывают на несбалансированную патологическую активацию одних клонов лимфоцитов, сочетающуюся с патологической супрессией активности других клонов [7]. Подобные феномены могут отражать гормональный дисбаланс, поскольку разные клоны лимфоцитов неодинаково отвечают на изменения продукции тех или иных гормонов [8].

■ ДИСБАЛАНС ■ ПОНИЖЕННЫЕ

1,9

РИС. 2.

Структура изменений аутоантител у беременных с кровотечениями (основная группа).

На фоне дисбаланса регуляторных аутоантител у пациенток основной группы обращает на себя внимание то, что для 4 аутоантител (TrM, ДНК, Е32-ГП, ANCA) наиболее характерно было патологическое снижение их сывороточного содержания. Тогда как аутоантитела к СФЛ были преимущественно повышены, а содержание аутоантител к Fc-фрагментам IgG чаще имели нормальные значения. Снижение продукции аутоантител, в первую очередь, касалось аутоантител к антигенам мембран тромбоцитов (TrM) - у 50 (96%) пациенток (в пределах от -47 до -84 у. е.). В меньшей степени снижение сывороточного содержания было отмечено для аутоантител к ДНК - у 25 (48%) женщин (в пределах от -23 до -39 у. е.), аутоантител к 1Е2-ГП - у 21 (40,3%) пациентки (в пределах от -23 до -33 у. е), аутоантител к ANCA - у 18 (34,6%) беременных (в пределах от -26 до -53 у. е.) (рис. 3).

Средние абсолютные значения выходили за пределы выраженных отклонений от нормы только для аутоантител к TrM и СФЛ и составили 58 и 66 у. е. соответственно (рис. 4). У всех женщин с понижением уровней аутоантител к TrM отмечались изменения со стороны показателей гемостаза (p<0,05), свидетельствующие о наличии хронического ДВС синдрома: укорочение АЧТВ (r=0,45), гиперфибриногене-мия (r=-0,39), увеличение содержания РФМК (r=-0,41),

повышение индуцированной агрегации тромбоцитов (r=0,40).

РИС. 3.

Частота встречаемости повышенных и пониженных уровней аутоантител у беременных с кровотечениями.

шшш

ДНК |32- ГП Fe СФЛ ТгМ ANCA

■ Основная группа ■ Группа сравнения

РИС. 4.

Средние уровни содержания регуляторных аутоантител у беременных основной группы и группы сравнения.

Примечание к рисункам 3, 4.

ДНК - аутоантитела, связывающиеся с двуспиральной ДНК.

Ш-ГП - аутоантитела, связывающиеся с главным фосфолипидсвязы-вающим белком сыворотки крови Ш-гликопротеином I. Fc - аутоантитела, связывающиеся с Fc-фрагментами IgG (ревматоидный фактор). СФЛ - аутоантитела, связывающиеся с суммарными фосфолипидами. TrM - аутоантитела, связывающиеся с белками тромбоцитов. ANCA - аутоантитела. связывающиеся с белком-маркером воспаления эндотелия сосудов.

У 45 женщин (86,5%) с акушерскими кровотечениями снижение продукции аутоантител к TrM происходило на фоне патологического повышения сывороточного содержания аутоантител к СФЛ и/или И2-ГП, сочетанное или изолированное повышение которых является иммунологическим признаком классического антифосфолипидного синдрома [9, 10]. Изменения со стороны показателей гемостаза у данных пациенток свидетельствовали о наличии тяжелого ДВС-синдрома: прогрессирующее нарастание РФМК, Д-димера, агрегации тромбоцитов. При тяжелом ДВС-синдроме снижение значений аутоантител к TrM было наиболее выраженным. Кровопотеря у таких женщин была максимальной и составила 1600-3000 мл.

Анализ изменений в сывороточном содержании аутоантител, проведенный у 52 женщин группы риска по развитию кровотечений, но с физиологической кровопотерей в родах (группа сравнения), позволил установить понижение уровней всех аутоантител у 10 (19%) пациенток, дисбаланс уров-

ней аутоантител - у 25 (48%) женщин, повышение всех аутоантител- у 4 (8%), нормальные значения - у 13 (25%) (рис. 5).

РИС. 5.

Структура изменений аутоантител у беременных группы сравнения.

Для женщин из группы сравнения наиболее характерным было снижение аутоантител к ДНК у 28 женщин (53,8%), а также повышение аутоантител к СФЛ у 27 (51,9%), Е32-ГП у 13 (25%). Однако, в отличие от пациенток основной группы

уровни аутоантител к ТгМ в большинстве случаев (71,2%) не имели отклонений от нормы, еще в 28,8% отмечено незначительное снижение уровней данных аутоантител, не выходящие за пределы слабых отклонений от нормы (от -20 до -40 у. е.)

РИС. 6.

Частота встречаемости повышенных и пониженных уровней аутоантител у беременных группы сравнения.

Примечание: ДНК - аутоантитела, связывающиеся с двуспиральной ДНК. Ш-ГП - аутоантитела, связывающиеся с главным фосфолипид-связывающим белком сыворотки крови Ш-гликопротеином I. Fc -аутоантитела, связывающиеся с Fc-фрагментами IgG (ревматоидный фактор). СФЛ - аутоантитела, связывающиеся с суммарными фосфолипидами. TrM - аутоантитела, связывающиеся с белками тромбоцитов. ANCA - аутоантитела. связывающиеся с белком-маркером воспаления эндотелия сосудов.

Характерно, что у женщин контрольной группы, отличавшихся нормальным течением гестационного процесса, в подавляющем большинстве случаев (94%) содержание всех исследовавшихся аутоантител было в пределах значений физиологической нормы и лишь в 6% случаев отмечались слабые отклонения в содержании некоторых аутоантител.

Заключение

Таким образом, для большинства беременных с акушерскими кровотечениями на фоне нарушений коагуляции характерно снижение уровней аутоантител к TrM в пределах от -47 до -84 у. е., чего не отмечалось у пациенток без

патологической кровопотери (p<0,05). Частота встречаемости патологических уровней и средние значения аутоантител к СФЛ, ДНК, Й2-ГП, ANCA не имели достоверного отличия в основной и группе сравнения (p>0,1), но патологические уровни отмечались существенно чаще, чем в контрольной группе (p<0,05). Содержание аутоантител к Fc-фрагментами IgG не имело достоверного различия в исследуемых группах.

Изложенные выше результаты наших наблюдений свидетельствуют, что все 100% женщин с патологическими крово-потерями в родах в третьем триместре беременности отличались аномалиями в сывороточном содержании всех или некоторых из исследованных аутоантител. Чаще всего и наиболее заметно иммунные аномалии были связаны с понижением в содержании аутоантител к белкам тромбоцитов -маркерами тромбоцитопатий (TrM-001-15, TrM-008-10, TrM-015-12), которые у большей части беременных сочетались с повышением содержания аутоантител к СФЛ. Изменение содержания регуляторных аутоантител очевидно

свидетельствует об участии иммунологических механизмов в патогенезе развития кровотечений в родах.

ш

ЛИТЕРАТУРА

1. Айламазян Э.К., Репина М.А., Кузьминых Т.У. Еще один взгляд на проблему акушерских кровотечений. Журнал акушерства и женских болезней. 2008. Т. 8.

2.Серов В.Н. Профилактика материнской смертности. РМЖ. 2008. Т. 16. № 1. С. 3-7.

3. Кулаков В.И., Айламазян Э.К., Радзинский В.Э., Савельева Г.М. Национальное руководство по акушерству. ГЭОТАР-Медиа, 2009. С. 678.

4. Francois K.E., Foley M.R. Postpartum hemorrhage. Obstetrics - Normal and Problem Pregnancies 5th ed. 2007. chap 18.

5. Hall D.R. Abruptio placentae and disseminated intravascular coagulopathy. Semin Perinatol. 2009. № 33 (3). P. 189-195.

6. Фаткуллин И.Ф., Зефирова Т.П. Неотложная помощь при акушерских кровотечениях. Метод. рекомендации. Казань. 2007. С. 24.

7. Полетаев А.Б. Клиническая и лабораторная иммунология. М.: Медицинское информационное агентство. 2007. С. 226.

8. Корнева Е.А., Шхинек Э.К. Гормоны и иммунная система. Л.: Наука, 1988. С. 251.

9. Shoenfeld Y. Etiology and pathogenetic mechanisms of the anti-phospholipid syndrome unraveled. Trends in Immunology. 2003. № 24 (1). P. 5-7.

10. Cohen I.R., Young D.B. Autoimmunity, microbial immunite and the immunologica homunculus. Immunol. Today. 1998. № 12. Р. 105-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.