Научная статья на тему 'Новые подходы к оценке результативности научных исследований и совершенствованию механизмов финансирования инициативных исследовательских проектов'

Новые подходы к оценке результативности научных исследований и совершенствованию механизмов финансирования инициативных исследовательских проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ФОНДЫ / ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ / PERSPECTIVE SCIENTIFIC RESEARCHES / PRODUCTIVITY / THE STATE SCIENTIFIC FUNDS / EXPERT ESTIMATIONS / PERFECTION OF MECHANISMS OF FINANCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жилякова Елена Викторовна, Ларин Сергей Николаевич

На основе анализа современного состояния и результативности научных исследований в России предложен комплекс мероприятий, направленных на совершенствование механизмов финансовой поддержки инициативных научных исследований государственными научными фондами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES TO THE PRODUCTIVITY ESTIMATION SCIENTIFIC RESEARCHES AND TO PERFECTION MECHANISMS OF FINANCING OF THE INITIATIVE RESEARCH PROJECTS

On the basis of the analysis of a modern condition and productivity of scientific researches in Russia authors of article offer a complex of the actions directed on perfection of mechanisms of financial support of initiative scientific researches by the state scientific funds.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к оценке результативности научных исследований и совершенствованию механизмов финансирования инициативных исследовательских проектов»

- развитие франчайзинга в малом бизнесе;

- разработка системы взаимного кредитования предпринимателей;

- разработка общедоступной информационной системы для малого бизнеса;

- совершенствование инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Анализ сложившихся экономических отношений в организациях малого бизнеса, с одной стороны, и выработка предложений по совершенствованию их управления, создание научно обоснованных условий их функционирования под контролем государства и органов местного самоуправления - с другой, являются необходимыми условиями для развития всего воспроизводственного процесса.

Литература

1. Волков В. Не упустить момент // Эксперт. 2000. № 39. С. 88.

2. Всероссийский съезд представителей малых предприятий // Документы и материалы съезда. М.: ФОП, 1999. С. 51.

3. Гневко В.А. Государственное и муниципальное управление. Менеджмент территорий и отраслей. СПб.: Бизнес-центр, 2001. 350 с.

4. Данилова О.В. Сущность и функции социально-ответственного бизнеса в рыночной экономике // Финансы и кредит. 2005. № 25. С. 51-52.

5. Зарубежный опыт государственной поддержки деятельности малых предприятий [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rusnauka.com/Econom/3/html.

6. Пашук А.А. Лизинговые компании переориентируются на массовый бизнес // Свой бизнес. 2005. № 8. 533 с.

7. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов / общ. ред. В.И. Кушлин, В.Г. Чичканов. М.: Изд-во РАГС, 2004. 744 с.

ЕФРЕМОВ ЛЕОНИД ГЕОРГИЕВИЧ. См. с. 398.

ДЕНИСОВ СТАНИСЛАВ ГРИГОРЬЕВИЧ. См. с. 398.

ПЕТРОВА ГАЛИНА ДМИТРИЕВНА. См. с. 398.

УДК 001.894.2

Е.В. ЖИЛЯКОВА, С.Н. ЛАРИН

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ*

Ключевые слова: перспективные научные исследования, результативность, государственные научные фонды, экспертные оценки, совершенствование механизмов финансовой поддержки.

На основе анализа современного состояния и результативности научных исследований в России предложен комплекс мероприятий, направленных на совершенствование механизмов финансовой поддержки инициативных научных исследований государственными научными фондами.

E.V. ZHILYAKOVA, S.N. LARIN NEW APPROACHES TO THE PRODUCTIVITY ESTIMATION SCIENTIFIC RESEARCHES AND TO PERFECTION MECHANISMS OF FINANCING OF THE INITIATIVE RESEARCH PROJECTS

Key words: perspective scientific researches, productivity, the state scientific funds, expert estimations, perfection of mechanisms of financial support.

On the basis of the analysis of a modern condition and productivity of scientific researches in Russia authors of article offer a complex of the actions directed on perfection of mechanisms of financial support of initiative scientific researches by the state scientific funds.

Состояние проводимых в современной России научных исследований можно охарактеризовать как крайне неоптимальное. Как правило, даже среди

* Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект № 09-06-00041а).

исследовательских структур одного научно-исследовательского института (НИИ) сосуществуют как подразделения, уровень исследований которых сопоставим с мировым, так и подразделения, научная продукция которых неконкурентоспособна не только на мировом, но и на российском уровне. Эта неопти-мальность еще более наглядно проявляется в разрезе отдельных научных направлений: если по некоторым из них российская наука находится на лидирующих позициях, то по большинству направлений современных исследований отечественные ученые находятся далеко не на первых ролях.

Естественно, что для преодоления этой неоптимальности на государственном уровне должны быть разработаны первоочередные меры, направленные на модернизацию российской науки и постепенный вывод ее на лидирующие позиции в мире. По нашему мнению, к наиболее значимым среди таких мер относятся: всестороннее совершенствование действующей системы экспертизы проектов инициативных научных исследований, создание благоприятных условий для подготовки нового поколения квалифицированных научных сотрудников, обеспечение дополнительной финансовой поддержки инициативных научных исследований и разработка новых и совершенно «прозрачных» механизмов финансирования инициативных научных исследований. В этой связи ключевыми задачами политики государства в области развития науки в настоящий момент являются разработка и внедрение адекватных современным условиям механизмов экспертной оценки результативности научной работы как отдельных НИИ и их структурных подразделений, так и проектов инициативных научных исследований, реализуемых небольшими группами наиболее творческих ученых-исследователей. Практическая реализация этих задач позволит, с одной стороны, выявить наиболее перспективных ученых и прогрессивные подразделения в рамках отдельных НИИ, а с другой - повысить научный потенциал отечественных исследователей и создать благоприятные условия для его роста.

В рамках данной статьи мы остановимся на современных проблемах экспертизы результатов научной деятельности и подходах к оценке эффективности труда ученых. Актуальность этих проблем в современных условиях существенно возрастает в связи с необходимостью более рационального использования средств, которые поступают от государства и частных инвесторов для развития российской науки.

Экспертная оценка результативности научной работы как отдельный вид деятельности в нашей стране еще только формируется. Она рассматривает результаты научной, научно-технической, изобретательской и патентной деятельности и заключается в организации, материальном и информационном обеспечении оценки качества и уровня соответствия мировым стандартам непосредственно проводимых в той или иной сфере профессиональных исследований, имеющих научно-техническое содержание.

К основным принципам экспертной оценки результативности научной деятельности отдельных НИИ и их структурных подразделений, а также проектов инициативных научных исследований относятся:

- ориентация на мировой уровень развития научных исследований, требования стандартов и международных соглашений в сфере научно-технической деятельности, нормы и правила технической и экологической безопасности;

- компетентность и высокий профессиональный уровень физических и юридических лиц, проводящих экспертную оценку результативности научной деятельности;

- независимость и правовая защита профессиональных экспертов;

- ответственность за обоснованность, полноту и достоверность экспертных оценок [5].

Экспертная оценка результативности научной деятельности может осуществляться профильными НИИ, высшими учебными заведениями, иными юридическими лицами независимо от форм собственности, специально формируемыми экспертными советами и комиссиями, а также физическими лицами, отвечающими установленным на законодательном уровне требованиям [1]. Для проведения экспертной оценки результативности научной деятельности необходимо привлекать специалистов, которые не только обладают соответствующей компетенцией, но и имеют юридическое право осуществлять экспертную деятельность в той или иной сфере, что предполагает четкую формализацию и изложение всех процедур экспертной оценки в соответствующих положениях и инструкциях. Вместе с тем экспертная оценка результативности научной деятельности характеризуется творческим подходом, а экспертное мышление не может ограничиваться рамками жестких схем. В экспертной оценки результативности научной деятельности всегда должна присутствовать определенная степень свободы, поскольку феномен творческой интуиции играет важную роль в проведении профессиональной экспертизы. На этом основании можно сделать вывод о том, что эффективность экспертной оценки результативности научной деятельности отдельных НИИ и проектов инициативных научных исследований во многом зависит от умения эксперта балансировать между свободой творчества и положениями нормативно-методических документов, регламентирующих проведение независимой экспертизы.

В нашей стране нормативно-правовая и законодательная база экспертной оценки результативности научной деятельности находится в стадии формирования. В отдельных сферах (например, строительстве) успешно функционируют специализированные экспертные системы, деятельность которых регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами, ведомственными положениями и инструкциями. Сфера научных исследований как одна из перспективных областей, формирующих основы прогрессивного научно-технического и социально-экономического развития российского общества, нуждается в разработке эффективных механизмов финансовой поддержки и экспертной оценки результативности научной деятельности.

В том случае, когда инициаторами (заказчиками) экспертной оценки результативности научной деятельности являются федеральные органы государственной власти и управления, органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, местные органы самоуправления, она может иметь статус государственной. Обычно такую экспертизу проводят либо профильные НИИ, либо специально формируемые из числа наиболее известных ведущих специалистов экспертные комиссии. В качестве обязательного документа, принимаемого заказчиком к рассмотрению и учитываемого им при выработке решений, для обоснования которых проводилась экспертная оценка результативности научной деятельности, является заключение государственной научной и научно-технической экспертизы. Государственная экспертиза в сфере научных исследований и научно-технической деятельности была введена Постановлением Совета Министров РСФСР от 01.04.1991 г. № 182 «О введении государственной экспертизы в сфере науки» [3]. В качестве головной организации по проведению государственной экспертизы в сфере науки и научно-исследовательских работ был создан Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы.

В сфере научных исследований и научно-технической деятельности может проводиться общественная и(или) специализированная экспертиза. Ее инициаторами выступают представители общественных объединений и собраний акционеров, а также отдельные граждане. Основанием для проведения такой экспертизы является соглашение или договор. Заключения такой экспертизы носят преимущественно рекомендательный характер, но они также

принимаются заказчиками во внимание, особенно при проведении конкурсов для отбора и финансирования инициативных исследовательских проектов в различных областях научной деятельности.

В качестве основного юридического документа, которым регламентируются отношения между участниками экспертной оценки результативности научной деятельности, выступает договор. Если экспертная оценка результативности научной деятельности организуется и выполняется по поручениям органов государственной власти и самоуправления, то договорные отношения между ее заказчиком, организатором и экспертами могут быть заменены отношениями ведомственной подчиненности. В этом случае бюджетные средства на проведение государственной научной и научно-технической экспертизы включаются в ассигнования на выполнение НИОКР [1]. Экспертная оценка результативности научной деятельности, которую проводит государственная бюджетная организация, финансируется за счет направляемых этой организации бюджетных средств. В соответствии с договором на организацию или проведение специализированной научной и научно-технической экспертизы ее финансирование может осуществляться за счет средств заказчика или других заинтересованных физических и юридических лиц.

В настоящее время критерии фундаментальной науки перестали быть востребованными для оценки практических результатов научной деятельности, а также различных прикладных разработок. В современных реалиях работает схема, когда акт о внедрении результатов научной деятельности с последующим списанием финансовых средств и материальных ресурсов подписывают представители аппарата управления, которые, как правило, весьма далеки от науки и не всегда компетентны в существе вопроса. Но при их непосредственном участии положительно решаются многие вопросы финансирования НИОКР, в том числе и в форме прямого лоббирования. Поэтому совсем не случайно вопросы повышения качества и открытости результатов экспертизы научной деятельности российских НИИ, а также проектов инициативных научных исследований, реализуемых небольшими группами отечественных ученых, стали предметом активной дискуссии в российском научном сообществе. По мнению многих ученых, оценка результатов научной деятельности по факту подписания акта об их внедрении и последующих финансовых поступлений не ставит никакого заслона от злоупотреблений. Сторонники этого принципа отдают приоритет важности прикладным разработкам и видят определенные выгоды в приобретении уже готовых современных технологий за рубежом и их последующем внедрении в России. Действительно, для проведения фундаментальных исследований нужны финансовые средства, объем которых существенно превышает затраты на закупку и сопровождение запатентованных технологий. Однако при этом нельзя забывать о том, что без развития фундаментальной науки в среде российских ученых скоро может не остаться специалистов, способных квалифицированно и качественно осуществить научную экспертизу действительно новых и прорывных исследований. Другим негативным последствием такого подхода может стать активное вытеснение российских ученых мирового уровня из экспертного сообщества с последующим развитием в нашей стране лженаучных явлений. Экспертиза результатов научной деятельности всегда была одной из важнейших функций Российской академии наук (РАН) и сегодня настало время настойчиво доказывать тот факт, что РАН является, прежде всего, сообществом экспертов, ответственных за качество проводимых в нашей стране исследований и их соответствие мировому уровню. Только так можно поставить эффективный заслон всем желающим заполучить выделяемые из федерального бюджета и поступающие от частных инвесторов средства, предназначенные для развития российской науки.

Распределение субсидий на проведение научных мероприятий и инициативных исследовательских проектов производится в соответствии с Приказом

Министерства образования и науки РФ от 18.03.2008 г. № 97 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета в 2009-2011 годах субсидий Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным агентством по науке и инновациям, Федеральным агентством по образованию, Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом» [4]. Поскольку Указом Президента РФ от 04.03.2010 г. № 271 Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию были ликвидированы, то их функции были переданы Министерству образовании и науки [6]. В этой связи для своевременного получения бюджетных средств организации-адресаты финансирования должны заключать договора непосредственно с Министерством образования и науки.

В соответствии с указанным документом Минобрнауки осуществляет поддержку научной деятельности посредством:

- предоставления финансового обеспечения для грантов Президента РФ и грантов поддержки ведущих научных школ России;

- предоставления субсидий российским организациям, осуществляющим международное научно-техническое сотрудничество;

- предоставления субсидий организациям, выполняющим НИОКР по приоритетным направлениям научного развития, разработки и внедрения инновационных технологий, продуктов и услуг;

- финансового обеспечения деятельности по формированию, ведению и организации использования федеральных информационных фондов, баз и банков данных (финансирование осуществляется по договору с ФГУП «ВНТИЦ») [6].

Как видим, в России на самом высоком уровне предпринимаются усилия, направленные на формирование системы стимулирования результативности научной деятельности и обеспечение ее успешного функционирования. Сегодня она представлена президентскими и правительственными грантами, а также различными целевыми грантами субъектов Федерации и грантами, которые учреждаются научными фондами (Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом и др.). Гранты Правительства РФ учреждены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования». В соответствии с этим документом государственная поддержка научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных и научноисследовательских учреждениях, осуществляется на конкурсной основе. При распределении правительственных грантов экспертные комиссии в числе наиболее значимых критериев учитывают степень вовлечённости научных коллективов в реализацию приоритетных направлений развития российской экономики, которые могут дать прорывной результат. Максимальный размер гранта на проведение научных исследований в 2010^2012 гг. не может превышать 150 млн руб. ежегодно, но при наличии объективной необходимости возможно продление проведения научных исследований на срок от 1 года до 2 лет [2].

Выделение грантов осуществляется в форме субсидий, предоставляемых российским образовательным учреждениям высшего профессионального образования, на базе которых будут осуществляться научные исследования. К участию в конкурсах на получение грантов Правительства РФ могут привлекаться как российские, так и иностранные ведущие учёные, а также небольшие творческие коллективы, занимающие лидирующие позиции в конкретной области наук. Определение областей наук для государственной поддержки научных исследований, критериев отбора заявок, победителей конкурсов, рассмотрение отчетов о целевом использовании грантов осуществляет Совет по грантам Правительства РФ. Состав Совета утверждается Правительством РФ по представлению Ми-

нистерства образования науки РФ. При этом высшее учебное заведение вправе расходовать средства гранта Правительства РФ только с согласия ведущего ученого, осуществляющего руководство научным исследованием. Ведущий ученый имеет право участвовать в одном научном исследовании. Количество научных исследований, которые могут осуществляться на базе одного высшего учебного заведения, не ограничено. Ведущий ученый формирует научный коллектив, в состав которого должны входить не менее 2 кандидатов наук, не менее 3 аспирантов и 3 студентов, обучающихся в высшем учебном заведении, на базе которого осуществляется научное исследование. Общий размер вознаграждения ведущему ученому и членам научного коллектива не может превышать 60% от суммы гранта Правительства РФ. Ответственность за достижение результатов осуществления научного исследования, предусмотренного договором о выделении гранта, несет ведущий ученый [2].

Кроме того, существующая система экспертной оценки результативности научной деятельности включает собственные системы экспертизы заявок на проведение фундаментальных научных исследований Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. На Центры регионального научно-технического сотрудничества возложено проведение экспертизы по региональным и межрегиональным научно-техническим программам и проектам, финансируемым из средств бюджетов субъектов Федерации. Непосредственно в регионах различными региональными структурами осуществляется экспертиза инновационных проектов, предложенных для практической реализации. При этом успешное продвижение коммерческих проектов в инновационной сфере, а также инициативных исследовательских проектов в других социально значимых сферах жизнедеятельности общества во многом зависит от качества экспертных оценок. Поэтому на всех стадиях проведения проектных исследований от НИОКР и до продвижения нового продукта на рынок появляется необходимость обращаться к квалифицированным специалистам, обладающим наиболее передовыми знаниями и конкретным опытом.

Однако до настоящего времени существующая в нашей стране практика экспертной оценки результативности научной деятельности отличается крайней непрозрачностью, отсутствием конкуренции и наличием механизмов лоббирования интересов отдельных институтов и известных исследователей. Для решения этой проблемы в последние годы был предпринят ряд попыток и подходов к формализации показателей результативности научной деятельности. К сожалению ни одна из этих попыток не оказалась удачной. Существующие сегодня различные положения и правила проведения экспертной оценки результативности научной деятельности ориентированы, главным образом, на количественные показатели, но при этом в практике экспертной оценки отсутствуют механизмы, позволяющие определять научную значимость производимой научно-технической продукции (статей, отчетов, монографий, инновационных технологий и продуктов), уровень соответствия мировым стандартам и степень их востребовано-сти обществом. Следствием такого подхода является увеличение объемов разного рода отчетности в системе экспертной оценки результативности научной деятельности, что создает серьезные препятствия для эффективной работы российских ученых, но никаким образом не препятствует нецелевому использованию бюджетных средств.

Другой проблемой существующей системы конкурсного отбора и последующей финансовой поддержки инициативных исследовательских проектов являются затянутые и неоптимальные сроки проведения конкурсов. Их результаты становятся известны для потенциальных грантополучателей в конце марта -начале апреля текущего года. Затем примерно 2-3 месяца уходят на оформле-

ние комплекта необходимых документов. Еще 1-2 месяца занимает перевод финансовых средств через казначейскую систему. Даже в самом лучшем случае реальное поступление средств исполнителям приходится на август-сентябрь, а уже в ноябре необходимо представить оформленный в соответствии с установленными требованиями отчет. Таким образом, на проведение непосредственно научных исследований остается не более 3-4 месяцев. Естественно, что за этот период невозможно получить значимые научные результаты. Более того, в ряде научных дисциплин для получения таких результатов объективно требуется достаточно длительный временной период - от 6-8 месяцев до 2-3 лет.

Очевидно, что попытки решения проблемы эффективного расходования средств в сфере научных исследований только за счет применения искусственных бюрократических подходов, ужесточения финансового регулирования и правил отчетности оказались несостоятельными. Более того, имеющийся в России опыт однозначно свидетельствует о том, что введение новых форм и показателей отчетности создает лишь новые препятствия для настоящих исследователей, заставляя их, по существу, тратить свое драгоценное время не на новые научные открытия, а на оформление все большего числа малозначимых документов. Такая практика подталкивает даже законопослушных ученых к использованию не совсем законных приемов для получения финансовой поддержки своих исследований. Условия получения финансовой поддержки из государственных фондов сегодня настолько забюрократизированы, что для получения незначительных по своим объемам финансовых ресурсов необходимо оформить массу документов (формы заявки, договор с организацией финансирования, договора и акты приемки работ со сторонними исполнителями, формы отчетности по проекту, в том числе и финансовой). Все это, естественно, отнимает достаточно много времени, особенно в части сбора подписей руководителей всех уровней и работников бухгалтерии. На этом основании можно сделать вывод о необходимости концептуальной трансформации механизмов государственной финансовой поддержки инициативных научных исследований.

Выходом из создавшегося положения может стать радикальное сокращение объемов и форм отчетности, а также сокращение числа критериев оценки результативности научной деятельности в рамках поддержанных грантов. В качестве определяющего критерия целевого использования средств можно использовать наличие публикаций результатов исследований в перечне научных изданий, рекомендованных ВАК, а также в общепризнанных международных научных журналах. В дальнейшем преимущество при выделении грантов должны получать ученые, создающие высокоцитируемые публикации.

В этой связи главной задачей модернизации системы экспертной оценки результативности научной деятельности является формирование эффективной системы оценки качества научных исследований и уровня их соответствия мировым стандартам. По нашему мнению, такая система позволит наиболее эффективно выявлять действительно перспективные направления научных исследований, дееспособные научные коллективы и отдельных выдающихся ученых для обеспечения их адресной поддержки путем оптимального распределения выделяемых из бюджета средств.

Всестороннее совершенствование системы независимой экспертной оценки результативности научной деятельности должно основываться на отказе от ужесточения бюрократического контроля, выводе системы экспертной оценки результативности научной деятельности из-под контроля государственных структур управления проведением научных исследований (Минобрнауки и РАН) и активном привлечении в качестве экспертов ведущих зарубежных ученых. Кстати, многие зарубежные научные фонды уже давно и активно привлекают наиболее известных отечественных ученых для проведения независимой экспертизы ини-

циативных исследовательских проектов. Сотрудничество с зарубежными учеными в сфере независимой экспертной оценки результативности научной деятельности должно осуществляться в целях эффективного решения сложных задач оценки уровня соответствия инициативных исследовательских проектов современным достижениям мировой науки, а также по иным вопросам, связанным с совершенствованием методологии независимой экспертной оценки, ее нормативно-методической базы и информационного обеспечения.

Для совершенствования механизмов экспертной оценки результативности научной деятельности и эффективного использования финансовых средств, выделяемых на развитие науки, необходимо реализовать ряд мероприятий. К числу наиболее значимых из них относятся следующие:

1) реформирование механизмов конкурсного отбора инициативных научных проектов путем:

- выведения финансирования фундаментальных научных исследований из-под действия Закона о госзакупках № 94-ФЗ [7], который абсолютно не пригоден для проведения конкурсов в сфере научных исследований;

- законодательного закрепления роли и функций независимой экспертной оценки результативности научной деятельности;

- выделения крупных научных грантов только по результатам независимой экспертной оценки результативности научной деятельности;

2) повышение прозрачности всех процедур конкурсного отбора инициативных исследовательских проектов за счет:

- оперативной публикации победивших заявок и в дальнейшем отчетов по ним (за исключением случаев, где подобная публикация нарушает права интеллектуальной собственности или способна подорвать обороноспособность страны);

- предоставления проигравшим участникам рецензий экспертов, объясняющих причины, по которым была отклонена заявка, и позволяющих судить о качестве проведенной экспертизы;

3) переориентация финансовой поддержки наиболее значимых фундаментальных исследований на «длинные» гранты, для чего необходимы:

- разработка и широкое применение новых правовых механизмов, позволяющих финансировать фундаментальные исследования на протяжении нескольких лет (оптимальной представляется схема трехлетнего финансирования с возможностью его пролонгации еще на 1-2 года);

- введение формата «крупных» грантов (в пределах 1-2 млн руб.) на срок не менее 2-3 лет;

- создание и внедрение правовых механизмов, позволяющих переносить остатки средств по грантам в текущем году на следующий финансовый год.

Применение такой схемы позволит не только сгладить неравномерное поступление финансовых средств, но и будет способствовать формированию устойчивых исследовательских коллективов и привлечению молодых ученых для участия в инициативных исследовательских проектах;

4) сохранение независимости и расширение деятельности государственных научных фондов (прежде всего, РФФИ и РГНФ), которые являются наиболее эффективным механизмом распределения финансирования фундаментальных и инициативных научных исследований;

Финансирование государственных научных фондов через Минобрнауки и лишение их статуса «главного распорядителя бюджетных средств» согласно новой редакции Бюджетного кодекса (с 1 января 2010 г.) повлечет за собой распространение на фонды негативного опыта проведения конкурсов и несвоевременной финансовой поддержки научных исследований. В этой связи представляется необходимым:

- сохранить действующий статус государственных научных фондов (РФФИ и РГНФ);

- внести в Бюджетный кодекс необходимые поправки, позволяющие государственным научным фондам осуществлять независимый конкурсный отбор инициативных научных проектов и их финансирование через научные организации, независимо от их ведомственной принадлежности;

- закрепить практику конкурсного распределения грантов на основе результатов независимой научной экспертизы инициативных исследовательских проектов;

- расширить практику финансовой поддержки широкого спектра инициативных исследовательских проектов, тематика которых не определена условиями конкурса, а направлена на решение конкретных социально-экономических проблем;

- создать условия для конкуренции научных фондов на основе сравнения достигнутых при их финансовой поддержке результатов;

- перейти на практике от сметного финансирования научных организаций к прямому финансированию руководителей грантов и повышению степени их ответственности за конечный результат, вплоть до возврата выделенных средств при выявлении их нецелевого использования или при отсутствии значимых научных результатов по окончании отчетного периода;

5) создание в рамках экспертных систем государственных научных фондов сети дееспособных экспертных советов по отдельным направлениям научных исследований, в состав которых по прозрачным и понятным принципам (наличие опубликованных работ в ведущих международных научных журналах с котируемым импакт-фактором за последние 3-5 лет) отбираются ведущие российские ученые;

Принятые такими советами решения не подлежат пересмотру и являются окончательными при распределении бюджетных средств, выделяемых для финансовой поддержки инициативных исследовательских проектов.

Кроме указанных мероприятий представляется целесообразным участие в экспертной оценке конкурсных научных проектов в системе независимой научной экспертизы не только «штатных экспертов», но и других независимых представителей научного сообщества. Это обеспечит, прежде всего, соблюдение принципа прозрачности критериев на этапе выбора экспертов, а также конкурсного отбора инициативных исследовательских проектов для финансирования. Кроме того, следует сделать обязательной открытую публикацию всех результатов проведенных конкурсов в печати и ее размещение на официальных сайтах государственных научных фондов в сети Интернете. Основой взаимодействия государственных научных фондов как с потенциальными «соискателями», так и с любыми другими гражданами должна стать возможность информирования каждого «соискателя» о причинах отказа в поддержке и предоставления ему мотивированного ответа.

Вместе с тем для обеспечения формальной независимости экспертизы и соблюдения ее жесткого регламента необходим правильно организованный бюрократический аппарат, который всегда стремится к расширению и требует все больших затрат на содержание самого себя. Частичное преодоление такой бюрократизации возможно на основе развития сетевых форм и технологий организации экспертной оценки результативности научной деятельности. Внедрение сетевых технологий в области неявного знания, к которым относятся экспертиза, создает дополнительные возможности для проведения качественной научной экспертизы. Совершенствование экспертных знаний посредством создания таких сетей в интересах как государства, так и представителей бизнеса и научного сообщества, нуждающихся в качественной информации для принятия решений. Развитие экспертных информационно-коммуникационных технологий в России

выступает важным фактором образования сообществ независимых профессиональных экспертов, которые организуются изнутри самого научного сообщества.

Литература

1. Андрияшин Ю.Н. Мировые тенденции, цели и задачи формирования независимой экспертизы национальных программ и проектов. Практика международного признания квалификации российских специалистов // Доклад на Третьей Всерос. науч.-практ. конф. «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления, разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ». М.: ИНИОН РАН, 31 мая - 1 июня 2007 г.

2. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования». М., 2010.

3. Постановление Совета Министров РСФСР от 01.04.1991 г. № 182 «О введении государственной экспертизы в сфере науки». М., 1991.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.03.2008 г. № 97 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета на 2008 и плановый период 2009 и 2010 годов субсидий Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным агентством по науке и инновациям, Федеральным агентством по образованию, Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом». Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 марта 2008 г. Регистрационный № 11412.

5. Силина А.Ю. Оценка научной деятельности исследователей для информационной поддержки принятия управленческих решений: автореф. дис. ... канд. техн. наук. Волгоград, 2010. 20 с.

6. Указ Президента РФ от 04.03.2010 г. № 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации». М., 2010.

7. Федеральный Закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Принят Государственной Думой 08.07.2005 г. Одобрен Советом Федерации 13.07.2005 г. М., 2005.

ЖИЛЯКОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА - кандидат экономических наук, главный специалист отдела комплексного изучения человека, психологии и педагогики, Российский гуманитарный научный фонд, Россия, Москва (lenag@rfh.ru).

ZHILYAKOVA ELENA VIKTOROVNA - candidate of economics sciences, main expert of Russian Foundation of Humanities, Russia, Moscow.

ЛАРИН СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт РАН, Россия, Москва (larinsn@cemi.rssi.ru).

LARIN SERGEY NIKOLAEVICH - candidate of technical sciences, senior scientific employee, CEMI RAS, Russia, Moscow.

УДК 338:005.21

И.В. ИВАНОВА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВЛИЯНИЯ НА ПЛАНИРУЕМЫЕ К ДОСТИЖЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАСЛЕВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ

Ключевые слова: стратегический анализ, функциональное назначение, целевая ориентация, конкурентные преимущества, отраслевые составляющие.

Критически анализируется дефиниция понятия «стратегический анализ», определяются его роль и влияние на достижение планируемых экономических результатов деятельности отраслей промышленности.

I.V. IVANOVA

THE STRATEGIC ANALYSIS AS TOOLKIT OF INFLUENCE ON ECONOMIC RESULTS OF BRANCH COMPONENTS PLANNED TO ACHIEVEMENT

Key words: strategic analysis, functional purpose, the target orientation, competitive advantages, branch components.

Concept definitions «the strategic analysis» are critically analyzed, its role and influence on achievement of planned economic results of activity of industries is defined.

Сущностные представления о понятии «стратегический анализ» у ряда авторов в экономической литературе раскрываются как исследование влияния факторов неустойчивой и постоянно изменяющейся внешней среды и распола-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.