УДК 37.013.42
И. Ю. Тарханова
Новые подходы к организации профилактической работы в образовательной среде
В статье анализируются предпосылки модернизации профилактической работы в образовательной среде. Приводятся результаты анализа организации профилактики в школах города Ярославля. Констатируется преобладание информационных форм профилактики. Автор обосновывает наличие противоречия между постулатами личностно-ориентированного образования и массовыми формами профилактики, не учитывающими возрастные и социальные особенности школьников. В качестве основной идеи по изменению организации профилактической работы в школе предлагается создание альтернативного пространства социализации детей и подростков, основанного на безопасности и ценности социальных норм. В целях развития интереса обучающихся к участию в профилактических мероприятиях предлагается использовать интерактивные формы работы. Описывается опыт применения таких форм, как кейсы, квесты, фотокроссы, педагогические мастерские. Дается анализ эффективности профилактической работы с применением данных форм.
Ключевые слова: девиантное поведение, педагогическая профилактика, интерактивные технологии, квест, кейс, фотокросс, педагогическая мастерская.
I. Yu. Tarkhanova
New Approaches to Organise Preventive Work in the Educational Environment
The article analyzes the conditions of preventive work modernization in the educational environment. The results of the analysis of the prevention organization schools of Yaroslavl are presented. It is stated the prevalence of information forms of prevention. The author proves the existence of contradiction between the precepts of student-centered education and mass forms of prevention, do not take into account the age and social characteristics of students. As the basic idea to change the organization of preventive work in school it is supposed to create alternative space of children and adolescents' socialization, based on safety and value of social norms. In order to develop students' interest to participate in prevention activities it is offered to use interactive forms of work. The experience of the use of such forms as: cases, quests, рhotocross, pedagogical workshops is described. We give the analysis of effectiveness of preventive work with these forms.
Keywords: deviant behaviour, pedagogical prevention, interactive technology, quest, case, рhotocross, educational workshop.
Перемены, происходящие сегодня в системе образования, оказывают существенное влияние на модернизацию задач, стоящих перед педагогическими коллективами образовательных организаций. Одна из них связана с необходимостью формирования социально успешной личности. Вместе с тем проблемы асоциального поведения, вредных привычек, склонности к зависимости от ряда веществ или специфической деятельности продолжают сопровождать процесс взросления современной молодежи. В связи с этим вновь актуализируется проблема организации эффективной профилактической работы в образовательной среде. Профилактика различных видов социальной дезадаптации несовершеннолетних становится ключевым социальным заказом и исходной базовой позицией для выстраивания всей воспитательной работы в современной школе.
Проведенный нами анализ организации профилактической работы в образовательных организациях города Ярославля показал, что
— профилактические мероприятия часто бессистемны, не обеспечены программными и методическими материалами и сведены к разовым акциям без последующего анализа эффективности;
— педагоги, осуществляющие профилактическую работу, не всегда учитывают возрастные и гендерные особенности целевой аудитории, нет различий в подаче материала для обучающихся разных возрастных категорий, а также для обучающихся различной степени вовлеченности в тот или иной вид дезадаптации;
— чаще всего в ходе профилактической работы используется информационный подход (лекции, беседы), нередко применяются стратегии «запугивания», в то время как активные и интерактивные методы профилактики используются лишь эпизодически.
Процесс предотвращения деструктивных влияний социальных воздействий на нормативное развитие взрослеющей личности по своей сути перестал носить превентивный (предупреждаю-
© Тарханова И. Ю., 2016
щий) характер. Как правило, социальные педагоги и психологи школ работают с последствиями, а не с причинами. В своих исследованиях мы обосновываем позицию, что профилактическая работа в образовательной среде будет эффективной только в том случае, если она имеет реальный контекст -возрастной, социальный, личностный.
Основная идея обновления подходов к организации профилактической работы заключается в том, что образовательные организации являются местом, где дети и подростки проводят большую часть активного времени. Специфика системы образования состоит в большом организующем и воспитательном потенциале. Именно школа обладает уникальной возможностью стать безопасным пространством социализации взрослеющей личности, ограждающим детей и подростков от неблагоприятных факторов, влияющих на их развитие и психосоциальное благополучие; а также стать средой, обеспечивающей формирование культуры адекватного социальным нормам поведения и здорового образа жизни. Но для этого надо существенным образом изменить как содержание, так и формы профилактической работы.
Меняется мир, меняются дети, с которыми мы работаем, а формы и методы воспитательной практики меняются гораздо медленнее. Современному ребенку не нужен взрослый в качестве посредника между ним и миром информации, сегодня авторитет взрослых как людей, «больше знающих», существенно пошатнулся. Все чаще возникают ситуации, когда «яйца курицу учат», но в организации профилактической работы 80 % форм остаются информационными, ориентированными на донесение сведений о тех или иных последствиях девиантного поведения личности. Лекции, классные часы, профилактические фильмы, встречи со специалистами преимущественно составляют профилактическую работу в школе. А ведь психологами давно доказано, что информационные формы обучения обладают самой низкой эффективностью с точки зрения усвоения знаний [5, с. 45-47]. Альтернативой сложившейся системе организации профилактической работы в школе могут стать интерактивные формы профилактики: кейсы, квесты, фотокроссы и др.
В наших исследованиях хорошо себя зарекомендовали контекстные стратегии профилактики, например профилактическая работа с использованием кейс-метода (Case-study) или ситуационного обучения. Case-study предполагает обучение с использованием моделей реальных ситуаций [1, с. 237]. Обучающиеся должны проанализировать
ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
Приведем пример кейса для старшеклассников, успешно используемого нами в целях профилактики аддиктивного поведения.
В основе кейса лежит ситуация: «Провожали как-то одного заслуженного человека на пенсию и желали ему жить долго-долго, по крайней мере лет до ста. На что он ответил, что хотел бы не дожить, а прожить, ну, хотя бы до 70. Интересная мысль! Действительно, что лучше: умереть рано, но в здравом уме и трезвой памяти, или дожить до ста, но запомниться напоследок потомкам дряхлым стариком, выжившим из ума, у которого, к тому же, еще память напрочь отшибло?». Далее следует комментарий: «Действительно, все мы желаем друг другу в первую очередь долгих лет жизни. Но долгожителей, которым перевалило за сто лет, в мире не так много - около двухсот тысяч. От общего количества живущих на земле, число которых недавно превысило 7 миллиардов человек, эта цифра очень маленькая. Как же им удается прожить столько лет? И что важнее: жить долго или счастливо?»
После знакомства с ситуацией перед школьниками ставится вопрос: так что же нам необходимо такое сделать в молодости, чтобы в старости вести нормальную жизнь, не вызывая раздражения окружающих, и чтобы жизнь эта длилась как можно дольше и приносила не страдания, а удовольствие? И дается задание рассчитать предполагаемую продолжительность своей жизни с использованием методики Р. Аллена и Ш. Линди «Перспективы продолжительности жизни» [6].
Обсудив результаты расчетов, ребята начинают работу в малых группах по составлению таблицы, в которой выделены важные сферы жизнедеятельности человека, такие как трудовая и учебная деятельность, досуг, эмоции и чувства и др. Обучающимся нужно определить, какие факторы в каждой из выделенных сфер способствуют долголетию, а какие - препятствуют. Для составления таблицы предлагается использовать материалы разделов кейса «Дайджест «Долгожительство» и «Знаменитые долгожители России».
Завершается решение кейса презентацией результатов работы - каждая группа представляет свои идеи относительно того, как увеличить продолжительность жизни.
Еще одной интерактивной формой профилактики, которая хорошо зарекомендовала себя в нашей практике, стали приключенческие игры, которые называют квестами [7, с. 65].
Например, мы совместно со студентами разработали и провели для воспитанников одного из социально-реабилитационных центров области профилактическую игру-квест «Бросай курить -вставай на лыжи!». Как видно из названия, это спортивная зимняя игра, состоящая из шести станций, на которых командам предстояло выполнить задания, побывать в различных жизненных ситуациях и сделать правильный выбор. В соответствии со спецификой квеста, переход от станции к станции был полон неожиданностей, сопровождался решением сложных логических и мыслительных задач. Продвигаться от станции к станции участники должны были только на лыжах и строго по карте. Задания ребята находили у разных лесных персонажей. В заданиях использовался широкий спектр тем, которые так или иначе касаются ценностей здорового образа жизни, а также способствуют повышению уровня достоверной информации о вреде употребления различных психоактивных веществ.
Все более популярными среди подростков и молодежи в последнее время становятся фотокроссы - соревнования фотографов, гонки с тематическими и временными рамками [2, с. 30]. Такая форма работы стоит где-то посередине между спортом и фотоконкурсом, сочетая в себе оценку скорости, креативности и зачастую ориентирования на местности. Фотокросс - это не просто фотоконкурс. Организаторы предлагают всем желающим заняться художественной фотографией со спортивным азартом: нужно сделать несколько снимков по определенным заданиям за ограниченное время. Лучшие кадры попадают на выставку. Самые талантливые и активные участники получают призы на церемонии награждения победителей, которая проходит после каждого фотокросса. Для определения победителей учитываются художественность, оригинальность, скорость, соответствие заданию.
Можно ли использовать это молодежное увлечение в целях профилактики девиантного поведения? На наш взгляд - да. Для этого нужно только задать соответствующую тему соревнованию, на которую должны быть сняты фотографии: например, «Спорт в жизни жителей микрорайона», «Лучшие друзья - взрослые и дети», «Я помню, я горжусь» и т. п.
Что же касается технологии организации соревнований, она достаточно проста. Наиболее распространенным видом фотокросса является «WALK» - формат, при котором участники получают комплект заданий на регистрационном пунк-
те и сразу отправляются фотографировать. Также можно использовать такие разновидности кроссов, как «Заданное направление», где надо было отмечаться на контрольных точках, при этом отгадывая загадки; «фотокросс Mobile», где все снимки должны были быть сделаны камерой мобильного телефона; «спонтанный фотокросс», организованный в рамках проведения другого школьного мероприятия, и др.
Дата и место фотокросса объявляются заранее. В определенное время участники фотокросса собираются в точке старта, регистрируются и получают задания. Задания представлены словом или фразой, на тему которых должны быть выполнены все фотографии. За отведенное время после старта команды должны сделать оговоренное заранее количество тематических фотографий и прийти в точку финиша. В качестве финиша мы обычно используем компьютерный класс школы, где можно скинуть на компьютер и посмотреть все сделанные снимки, подготовить по ним презентацию и представить ее на суд жюри. Результаты оцениваются по креативности фотографий, соответствию их теме и скорости прохождения кросса. Для опытных участников можно ввести критерий качества фотографий.
Все перечисленные выше формы работы ориентированы на ведущую активность обучающихся при направляющей роли педагога. При этом мы не отрицаем важности передачи опыта и ценностей от поколения к поколению, мы ратуем за то, чтобы такое взаимодействие уходило от авторитарности и педагогического диктата. Отличной альтернативой нравоучительным беседам, на наш взгляд, является такая форма работы, как педагогическая мастерская.
Педагогическая мастерская - это форма профилактики, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия [3]. Основой такого открытия является творческая деятельность каждого участника. В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту постижения мира, потому что каждый движется от осознания личного опыта к опыту общечеловеческой культуры и социальной нормативности.
Эта деятельность имитирует метод «проб и ошибок», но реализуется по строгим правилам мастерской, что и гарантирует нравственно-валеологическую охрану каждого. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора.
Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и педагога - с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого - с самим собой.
Например, очень удачно в нашей практике профилактической работы уже много лет работает мастерская Е. О. Галицких «В каждом человеке солнце» [3].
После вступительного слова участникам мастерской предлагается высказать свои ассоциации со словом «солнце». Этот блок направлен на выявление текущего настроения группы, готовности ко взаимодействию. Не все ребята сразу включаются в работу, некоторые отказываются говорить, заявляют, что у них нет никаких ассоциаций, но все же большинство подростков называют такие ассоциации, как тепло, лето, добро, веселье, каникулы; рассказывают о своих летних воспоминаниях, что позволяет создать рабочую и дружескую атмосферу.
Далее детям предлагается нарисовать солнце, назвать и охарактеризовать его. Целью данного задания является диагностика характерологических особенностей участников с помощью рисуночной методики, наблюдения и беседы. При работе с детьми и подростками, характеризующимися устойчивым девиантным поведением, при выполнении данного задания мы отмечаем проявление негативных, агрессивных личностных характеристик. Это видно из таких элементов рисунков, как острые углы, зубы, различные фрагменты, не присущие солнцу, маленький размер либо смещение рисунка в угол листа и т. п. Иногда названия рисунков несут в себе различные отрицательные характеристики: «блатное солнце», «обкуренное солнце», «потухшее солнце». Но чаще ребята называют свои рисунки позитивно: «веселое солнце», «чудо-солнце», «теплое солнце», а некоторые назвают рисунки своими именами.
Третья часть работы проходит в группах, для деления на которые мы использем стихотворение Е. Евтушенко «С. Преображенскому» [4], прочитав которое дети выбирают для себя наиболее понравившееся им четверостишие, находят товарищей со сходным выбором и объединяются в группы. В группах, совместно со взрослыми, идет обсуждение следующих вопросов:
— Почему Вы выбрали именно эти строки?
— Каково Ваше отношение к мысли Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»?
— Что в этой жизни Вы согреваете своим светом, к чему обращено тепло Вашей души?
На этом этапе работы дети, как правило, раскрываются, многие рассказывают о себе и своей жизни, делятся проблемами и воспоминаниями.
На заключительном этапе работы в качестве рефлексии всем участникам встречи предлагается продолжить предложение: «В каждом человеке солнце, только ...». Вот лишь некоторые из полученных ответов:
— в каждом человеке солнце, только оно не всегда выходит из-за туч;
— в каждом человеке солнце, только иногда оно спит;
— в каждом человеке солнце, только его не всем показывают;
— в каждом человеке солнце, только его не надо скрывать;
— в каждом человеке солнце, только им надо делиться.
В заключение отметим, что все предложенные в данной статье формы могут быть использованы в первичной профилактике, направленной на весь контингент обучающихся и являющейся частью воспитательной работы образовательной организации. При этом в основу профессиональной позиции педагогических работников, организующих профилактическую работу, должен быть положен принцип оптимистической стратегии, предполагающий веру в позитивное развитие ребенка. Ведь современная образовательная парадигма ставит задачей не борьбу с недостатками, а поиск позитивных начал личности и развитие этих начал до такой степени, чтобы они стали альтернативой деструктивному поведению.
Библиографический список
1. Аитбаева, Р. Р. К вопросу о специфике кейс-технологии и кейс-метода в системе образования [Текст] / Р. Р. Аитбаева // Научный альманах. - 2015 -№ 7 (9) - С. 236-239.
2. Бояркина, О. В. Фотокросс: невозможное - возможно (краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа) [Текст] / О. В. Бояркина // Библиотека журнала «Методист». - 2015. - № 4. -С. 30-31.
3. Галицких, Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников [Текст] / Е. О. Галицких. - Метод. пособие (Серия «Педагогическая мастерская»). - СПб. : Речь, 2003. -54 с.
4. Евтушенко, Е. А. Стихотворения [Текст] / Е. А. Евтушенко. - Серия «Самые мои стихи». - М. : Слово, 1999. - 136 с.
5. Теория и методика профессионального образования в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие / Т. В. Бугайчук, Т. Г. Доссэ, О. А. Коряковцева, А. Ю. Куликов, И. Ю. Тарханова / под науч. ред. М. В. Новикова. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. -107 с.
6. Тест для определения вероятной продолжительности жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=946 5 (дата обращения: 20.11.2014).
7. Хамер, Г. В. Квесты как интерактивное средство патриотического воспитания молодежи [Текст] / Г. В. Хамер // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 5-2 (83). - С. 65-67.
Bibliograficheskij spisok
1. Aitbaeva, R. R. K voprosu o specifike kejs-tehnologii i kejs-metoda v sisteme obrazovanija [Tekst] / R. R. Aitbaeva // Nauchnyj al'manah. - 2015 - № 7 (9) -S. 236-239.
2. Bojarkina, O. V Fotokross: nevozmozhnoe -vozmozhno (kratkosrochnaja dopolnitel'naja
obshheobrazovatel'naja programma) [Tekst] / O. V. Bojarkina // Biblioteka zhumala «Metodist». -
2015. - № 4. - C. 30-31.
3. Galickih, E. O. Ot serdca k serdcu. Masterskie cen-nostnyh orientacij dlja pedagogov i shkol'nikov [Tekst] / E. O. Galickih. - Metod. posobie (Serija «Pedagog-icheskaja masterskaja»). - SPb. : Rech', 2003. - 54 s.
4. Evtushenko, E. A. Stihotvorenija [Tekst] / E. A. Evtushenko. - Serija «Samye moi stihi». - M. : Slo-vo, 1999. - 136 s.
5. Teorija i metodika professional'nogo obrazovanija v voprosah i otvetah [Tekst] : uchebnoe posobie / T. V. Bugajchuk, T. G. Dossje, O. A. Korjakovceva, A. Ju. Kulikov, I. Ju. Tarhanova / pod nauch. red. M. V. Novikova. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016. - 107 s.
6. Test dlja opredelenija verojatnoj prodolzhitel'nosti zhizni [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http ://www. moscowuniversityclub. ru/home.asp?artId=946 5 (data obrashhenija: 20.11.2014).
7. Hamer, G. V. Kvesty kak interaktivnoe sredstvo pat-rioticheskogo vospitanija molodezhi [Tekst] / G. V. Hamer // Novaja nauka: Opyt, tradicii, innovacii. -
2016. - № 5-2 (83). - S. 65-67.