Научная статья на тему 'Новые подходы к изучению лирики В. В. Маяковского в старших классах: на примере стихотворения "скрипка и немножко нервно"'

Новые подходы к изучению лирики В. В. Маяковского в старших классах: на примере стихотворения "скрипка и немножко нервно" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
921
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМА ТВОРЧЕСТВА / МУЗЫКАЛЬНОЕ НАЧАЛО / ОБРАЗ / СТИЛЬ / МЕТАФОРА / СТИЛИЗАЦИЯ / АНТИТЕЗА / МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / THEME OF CREATIVITY / MUSICAL BEGINNING / IMAGE / STYLE / METAPHOR / STYLIZATION / ANTITHESIS / METHOD OF STUDYING A LYRICAL POEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колосова С.Н.

Изучение лирики В.В. Маяковского в старших классах остается сложной задачей. В данной статье на материале анализа одного из программных стихотворений поэта «Скрипка и немножко нервно» не только рассматриваются особенности образа лирического героя В.В. Маяковского, раскрывающие своеобразие индивидуального стиля автора, его мировоззрение, но и предлагается вариант методики работы над произведениями поэта-футуриста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New approaches to the study of V.V. Mayakovsky''s lyrics in high school: on the example of poem "Violin and a little nervous"

The study of V.V. Mayakovsky's lyrics in high school remains a difficult task. In this article on the material of the analysis of program poem of the poet “Violin and a little nervous” not only the features of the image of the lyrical hero V.V. Mayakovsky, revealing the identity of the individual style of the author, his worldview, but also a version of the method of work on the works of the poet-futurist.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к изучению лирики В. В. Маяковского в старших классах: на примере стихотворения "скрипка и немножко нервно"»

Humanity space International almanac VOL. 7, No 4, 2018: 813-819

Новые подходы к изучению лирики В.В.Маяковского в старших классах: на примере стихотворения «Скрипка и немножко нервно»

С.Н. Колосова

ГАОУ ДПО Московский центр развития кадрового потенциала образования 127422, г. Москва, Тимирязевская улица, д. 36

SAEI APE Moscow center for human resources development in education Timiryazevskaya str., 36, Moscow 127422 Russia e-mail: kolosovacn@mail.ru

Ключевые слова: тема творчества, музыкальное начало, образ, стиль, метафора, стилизация, антитеза, методика изучения лирического произведения. Key words: the theme of creativity, musical beginning, image, style, metaphor, stylization, antithesis, method of studying a lyrical poem.

Резюме: Изучение лирики В.В. Маяковского в старших классах остается сложной задачей. В данной статье на материале анализа одного из программных стихотворений поэта «Скрипка и немножко нервно» не только рассматриваются особенности образа лирического героя В.В. Маяковского, раскрывающие своеобразие индивидуального стиля автора, его мировоззрение, но и предлагается вариант методики работы над произведениями поэта-футуриста.

Abstract: The study of V.V. Mayakovsky's lyrics in high school remains a difficult task. In this article on the material of the analysis of program poem of the poet "Violin and a little nervous" not only the features of the image of the lyrical hero V.V. Mayakovsky, revealing the identity of the individual style of the author, his worldview, but also a version of the method of work on the works of the poet-futurist.

[Kolosova S.N. New approaches to the study of V.V. Mayakovsky's lyrics in high school: on the example of poem "Violin and a little nervous"]

Многоаспектность лирического героя В.В. Маяковского проявилась во множестве приемов, позволяющих раскрыть не только своеобразие формы стихотворений поэта-футуриста, но и содержательное наполнение его произведений. Поэтому изучение лирики В.В. Маяковского в старших классах - одна из самых интересных, но в то же время непростых тем. Опыт работы даже с мотивированными учащимися показал, что даже при пиитетном эмоциональном восприятии стихов В.В. Маяковского, вопрос о содержательном наполнении его произведений ставит учащихся в тупик. Перед школьным учителем стоит непростая задача: не только показать ученикам

сложный, но очень трогательный мир поэта, не ограничиваясь очевидными формальными параметрами, характеризующими поэзию В.В. Маяковского, но раскрыть особенности его стиля, исходя из мировоззрения поэта, отраженного в многообразии чувств его лирического героя. Тогда творчество художника учащиеся не только будут воспринимать исключительно эмоционально (что необходимо на начальном уровне изучения), но и понимать сложный мир его лирического героя. На наш взгляд, путь от эмоционального «прочтения» произведения к глубинному пониманию образа лирического героя максимально эффективен, так как способен привести именно к ментально-эмоциональному открытию картины мира художника.

Мы исходим из того, что универсального алгоритма работы со стихотворным произведением нет, но есть определенный набор компонентов, о которых можно говорить и которые учащиеся к одиннадцатому классу, безусловно, должны знать. Главное - в процессе работы над произведением преследовать цель не констатации и описания того или иного компонента (эта ошибка чаще всего встречается в работах учащихся), а именно раскрытия его функционального наполнения в рамках исследуемого произведения. Образная система стихотворения, его название, детали, лирический сюжет, композиция, эпитеты, стиховая организация и т.д. -исследователь вправе выбрать сам, какой их этих компонентов наиболее показательный в каждом конкретном случае, с какого из них следует начать «открывать» произведение. Главное помнить, что именно творческий акт открытия авторского мировоззрения должен быть целью проводимого анализа. Единственной закономерной константой в алгоритме разбора стихотворного произведения должно стать определение темы (по крайней мере, одной из тем), благодаря которому можно выбрать начальный компонент анализа, позволяющий показать, как данная тема раскрывается в произведении, и, в конечном счете, выявить авторскую позицию произведения.

В качестве примера разбора поэтического текста рассмотрим одно из программных стихотворений В.В. Маяковского: «Скрипка и немножко нервно» (1914). Безусловно, в этом произведении автор обращается к теме

творчества, к теме истинного искусства, к теме поэта и толпы, к теме понимания и непонимания истинного художника, к теме одиночества творца.

Если уровень читательской грамотности учащихся позволяет определить тематическое наполнение произведения, то анализ может начинаться с раскрытия образной системы. Однако если возникают затруднения в выявлении темы, то разговор о стихотворении «Скрипка и немножко нервно» (который в любом случае обязательно должен быть предварен выразительным чтением вслух), на наш взгляд, целесообразно начать с вопроса о композиции: на сколько смысловых частей делится стихотворение? Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски, что барабан не выдержал: «Хорошо, хорошо, хорошо!» А сам устал,

не дослушал скрипкиной речи, шмыгнул на горящий Кузнецкий и ушел.

Оркестр чужо смотрел, как выплакивалась скрипка без слов, без такта, и только где-то глупая тарелка вылязгивала: «Что это?» «Как это?» А когда геликон -меднорожий, потный, крикнул: «Дура, плакса, вытри!» -

Совершенно очевидно, что композиция двучастная: с

я встал,

шатаясь, полез через ноты, сгибающиеся под ужасом пюпитры, зачем-то крикнул:

«Боже!»,

бросился на деревянную шею: «Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору -

а доказать ничего не умею!» Музыканты смеются: «Влип как!

Пришел к деревянной невесте! Голова!»

А мне - наплевать! Я - хороший. «Знаете что, скрипка? Давайте -

будем жить вместе!

А?»

одной стороны, образ скрипки и ее судьба в оркестре, а с другой, - лирический герой и его сюжетная линия. Сразу намечается весь дальнейший ход рассуждений, который может быть обозначен следующими вопросами:

• Почему именно образ скрипки начинает стихотворение?

• Как складывается сюжетная линия скрипки?

• Какой прием определяет отношения скрипки и других инструментов? Почему?

• Как в стихотворении стилизуется игра музыкальных инструментов?

• Какие образы создаются при помощи звукописи?

• В чем состоит суть лирического сюжета?

• Как раскрывается тема творчества в стихотворении?

• Какова идея стихотворения?

Попробуем ответить на поставленные вопросы.

Ведущим, конечно, является первый вопрос. Заметим, что

в методике работы над поэтическим произведением вопрос о выборе ключевого образа должен быть центральным. Итак, почему же для автора было важно обратиться именно к образу скрипки? Каким он предстает перед читателем? Обращаем внимание, что описывается не сама скрипка как инструмент, а мелодия, которую она создает: «Скрипка издергалась, упрашивая,/и вдруг разревелась/ так по-детски<...>». Как раз понимание этой мелодии позволяет понять и сам образ: лирический герой слышит в мелодии скрипки исповедь раненой души («издергалась»), очень искренней, очень по-детски ранимой и чистой («разревелась так по-детски»).

Показательно, что партия скрипки ведущая, именно она определяет мелодию оркестра, но оказывается, что другие инструменты не только не способны понять, оценить душевной тонкости, искренности скрипки, но готовы унизить, оскорбить ее в самый уязвимый момент, когда ее мелодия-исповедь рассказывает о самом сокровенном. Конечно, образ оркестра олицетворяет мещанское общество, не способное понять и оценить истинное искусство, понять истинного художника,

который оказывается трагически одинок в этом мире непонимания, не оценен в искреннем порыве раскрыть свою душу.

Прием антитезы подчеркивает трагическое одиночество скрипки в оркестре, который должен аккомпанировать мелодии, создаваемой скрипкой, а в реальности получается, что издаваемые инструментами звуки не только не поддерживают скрипку, но создают какофонию. Скрипка, определяющая смысл существования оркестра, оказывается отвергнутой им. Для усиления антитезы В.В. Маяковский активно использует прием звукописи, стилизующий игру музыкальных инструментов через реплики, в которых звучат их «голоса»: «<...>барабан не выдержал: / "Хорошо, хорошо, хорошо!"»; «глупая тарелка / вылязгивала: /"Что это?" /"Как это?"»; «геликон - / меднорожий, / потный, /крикнул: /"Дура, /плакса, /вытри!"». Интересно рассмотреть отдельно образы инструментов, олицетворяющие разные слои общества: барабан - франтоватый мещанин, живущий по принципу «моя хата с краю», сплетница тарелка, поддакивающая любым слухам, грубый геликон (любопытно, что геликоны часто используются в военных оркестрах), откровенно оскорбляет слабого.

Во второй части стихотворения, композиционно повторяющей первую, возникает образ лирического героя, чья судьба среди музыкантов абсолютно идентична судьбе скрипки среди музыкальных инструментов («я вот тоже/ ору - /а доказать ничего не умею!»). Тем самым подчеркивается душевное родство, духовная связь скрипки и лирического героя. Принцип параллелизма, которому подчинено построение второй части, подчеркивает родство героев, их одиночество в мире. Именно лирический герой становится единственным благодарным слушателем скрипки, только он понимает ее. Суть лирического сюжета стихотворения в том, что лирический герой находит свою музу, свою «невесту», понимающую, вдохновляющую его, передающую мелодию его души. Создается необходимый для творчества союз творца и его музы, рождающий хрупкую гармонию: не случайно в заключительных строках стихотворения, звукописно стилизующих партию скрипки, слышится интонационная незавершенность («Знаете что,

скрипка? /Давайте - /будем жить вместе! /А?»).

Для В.В. Маяковского, представителя эпохи серебряного века, тема творчества - одна из ключевых. Его лирический герой - творец не только нового искусства, это герой-творец нового времени, творец нового мира. Стремление к абсолютному выражению собственного «я», исследование тончайших чувственных проявлений личности характерно для поэзии В.В. Маяковского. «Необычность, новаторство стиля Маяковского-поэта проистекает из его кубофутуристического живописного взгляда на жизнь, из общей юношеской революционности, из того, что сейчас бы назвали «юношеский максимализм»» (Минералова, 2005: 93). Автобиографию «Я сам» поэт начинает словами: «Я - поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном - только если это отстоялось словом» (Маяковский, 1955: 7). Совершенно очевидно, что все эти особенности стиля отразились в исследуемом произведении и крайне важно показать это учащимся, объяснить, что каждое конкретное произведение - это попытка автора метафорически раскрыть свое отношение к миру, что анализ произведения - это уникальная возможность открыть этот мир, научиться в конкретном предмете, выбранном автором в качестве поэтического объекта, видеть законы Вселенной.

Конечно, об исследуемом стихотворении В.В. Маяковского можно было бы говорить еще об особенностях лексики, включающей в себя сочетание слов высокой и подчеркнуто сниженной семантики, что создает особую эмоционально-чувственную напряженность в создании образов. Можно было бы говорить о роли эпитетов, и это была бы отдельная интересная тема для исследования. Можно было бы говорить о названии стихотворения, которое, с одной стороны, стилизует темп и характер исполнения, даваемые обычно музыкальному произведению, а с другой, - вводит центральный образ скрипки и мелодии, создаваемой ею, но в то же время для мира обывателей, которым недоступно высокое искусство, сочетание слов, вынесенное в заглавие произведения, может говорить совсем иное: первое слово «скрипка» может быть созвучно слову «скрип», и тогда выражение «Скрипка и немножко нервно» приобретаетиной смысл, иное отношение к

искусству.

Все компоненты художественного произведения раскрыть, наверное, сложно, но на уроке литературы учителю важно не только показать эти безграничные возможности ученикам, но и сформировать навык работы с ними, тогда творческие лаборатории самых разных авторов будут открыты юным филологам.

ЛИТЕРАТУРА

Маяковский В.В. 1955. Я сам. В кн.: Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в 13-и томах. Т. 1: Стихотворения, трагедия, поэмы и статьи 1912—1917 годов. Подгот. текста и примеч. В.А. Катаняна. Ред. З. Паперный. М.: Художественная литература. 464 с. Минералова И.Г. 2005. Владимир Маяковский: черты стиля эпохи и свой голос («На несгорающем костре немыслимой любви»). Владимир Маяковский и его традиция в поэзии. Исследования. М.

Получена /Received: 26.09.2018 Принята/Accepted: 25.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.