УДК: 797.2
ТРЕНЕР
новые Подходы к интерпретации информационного пространства в спортивной подготовке пловцов на основе интеграции инструментальных технологий
Кандидат педагогических наук, профессор В.л. красильников Кандидат биологических наук, доцент В.В. Эрлих Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. миргородская
Институт спорта, туризма и сервиса Южно-Уральского государственного университета, Челябинск Центр оперативной оценки состояния человека, Челябинск
NEW APPROACHES TO INTERPRETATION OF INFORMATION SPACE IN SPORTS TRAINING OF SWIMMERS ON THE BASIS OF INTEGRATION OF INSTRUMENTAL TECHNOLOGIES V.L. Krasil'nikov, professor, Ph.D. V.V. Erlikh, associate professor, Ph.D.
E.V. Mirgorodskaya, associate professor, Ph.D.
South Ural State University, Institute of Sport, Tourism and Service, Center for rapid assessme nt of human condition, the city of Chelyabinsk, Russia
Key words: sports technique, electronic dynamometry, momentum, force of stroke direction, speed-strength endurance phase analysis.
The concept of "momentum" is another problem in the swimming theory. The purpose of the present research was the integral assessment of special technical and physical fitness of swimmers.
The subjects were swimmers of the categories of candidate masters, masters of sport aged 15-16 years of the specialized children's sport school "Yunika" in Chelyabinsk.
The research methods included electronic dynamometry and recorder of rowing movements of swimmers. The device recorder of rowing movements of swimmers was applied for the first time in these studies. Swimmer was swimming free. Parallel studies of electronic dynamometry were conducted. A swimmer made swimming movements on a leash. The following parameters were analyzed: strength characteristics, speed-strength characteristics, strength endurance, swimming technique (based on the calculation of the coordination coefficient).
According to the results of the integrated assessment of the data the level of swimmer's fitness was determined. In the present work quantitative strength and temporal characteristics of a rower were first presented, allocated in phases, combined in the graphical and tabular forms, which is a new approach in the study of external dynamic characteristics, locomotor movements in the water.
The study enabled to identify quantitative indicators of "momentum" in a stroke, while in competitive swimming textbooks this aspect has only a theoretical foundation. In future studies the researchers are going to study the process in more detail.
Ключевые слова: спортивная техника, электронная динамометрия, импульс силы, силовое русло гребка, скоростно-силовая выносливость, фазовый анализ.
Введение. В области техники спортивного плавания выполнено достаточно много интересных работ. В основном они направлены на изучение кинематических характеристик, раскрывающих внешние признаки двигательного действия. Но в кинематику входят и динамические (внешние и внутренние) характеристики. Так вот, внешние динамические характеристики техники пловцов представлены в научной и учебной литературе в основном с позиции теоретического обоснования взаимодействия движущих сил с потоком воды. В исследованиях применялись и инструментальные методы, но они лишь косвенно могли способствовать обоснованию взаимодействия внешних динамических характеристик движителей с потоком. Подтверждение этому - отсутствие информации, связанной с усилиями, выраженными в формализованных (кг, мг) единицах, которые проявляет пловец в любой части траектории гребка. Хотя известно, что тренеру-практику прежде всего хочется знать, эффективен ли гребок спортсмена, и если нет, то где «провал», в какой фазе пловец теряет опору?
В теории плавания существует еще одна пробле-
F
ма, связанная с понятием «импульс силы» (~).
В учебниках по спортивному плаванию имеется теоретическая формулировка импульса силы, однако практического подтверждения она не получила. А именно: где, в какой части гребка проявляется импульс силы, с какой силой, за какой промежуток времени? Какое расстояние проходит движитель в этот момент, его скорость и ускорение?
Результаты наших исследований помогут разобраться в большинстве этих вопросов.
Цель исследования - интегральная оценка специальной технической и физической подготовленности пловцов.
Методы и организация исследования. В исследовании мы оценивали специальную физическую и техническую подготовленность пловцов-кролистов (I разряд, КМС), применяя аппаратурный комплекс,
в который входили: а) датчик давления воды (ДДВ), прикрепленный к ладони: регистратор давления воды (РДВ), расположенный на теле пловца [3, 1]. (Приборы водонепроницаемы. Спортсмен выполнял задание в свободном плавании); б) электронный динамометр (ЭД) [2]. Спортсмен выполнял задание при плавании на привязи с помощью одних ног в 10-секундном максимальном режиме; с помощью одних рук - также в 10-секундном максимальном режиме; в полной координации в 30-секундном режиме. Усилия, развиваемые пловцом через фал, передавались в накопитель ЭД.
Результаты исследования и их обсуждение. При обсуждении результатов исследования был применен дифференцированно-интегральный подход.
Динамометрия. Изучались силовые показатели при плавании с помощью рук - Fр., ног - Fн., в координации - Fкоорд., скоростно-силовая выносливость в %, коэффициент координации КК. .Ркоорд.
КК=
1± 100%.
№.(0,5) + ^.
Чем выше положительный процентный результат, тем лучше.
А-с помощью ног, 10 с
f l
1 1 УГГ -
i
1 I
jmd f 1 ' i «h «Очгаяагохы. r-JJ-.--.t-U
Б-с помощью рук, 10 с
£75 «0 90S »1 913
1 j M i
i ! !• 1 j
__ __ v., ' : !
/ TrjjT! i
/ ! i. iw"......
М 945 »
В-в полной координации, 10 с
A
i r \
t
/ i 0
/ ' 1 i i !
Г- в полной координации, 30 с
[i j L \ Цр)
ft
«V»
Рис. 1. Проекция графиков скоростно-силовыххарактеристик пловца А
Для интерпретации результатов исследований, как пример, представим показатели ЭД и ДДВ пловца А. Арапова (КМС), выполнявшего все плавательные задания кролем на груди.
В табл. 1 отражены количественные показатели скоростно-силовых характеристик и технической подготовленности пловца А..
Как и следовало ожидать, силовые показатели при плавании с помощью рук значительно выше показателей при плавании с помощью ног. В работе ног просматриваются явные признаки быстрого утомления: а) резкий спад усилия (с 28 до 5 кг); б) вялое продолжение работы с небольшим подъемом (с 5 до 10 кг) и вновь спад. В целом скоростно-силовая выносливость (10 с) составила всего 34 %, F ср. - 9,4 кг.
Пловцов-кролистов называют «ручниками», так как основным движителем у них являются руки. В данном случае пловец А (график 1, А) развивает большое усилие руками, до 41 кг, но не справляется с ним, резко сбрасывает напряжение и в течение 7 с удерживает 16-18-килограммовую нагрузку. Как следствие скоростно-силовая выносливость составила 39 %. На графике Б хорошо видны выраженные внутрицикло-вые силовые колебания (до 5-6 кг). Видимо, спортсмен слабо владеет техникой «сцепления с водой», т. е. своевременным подхватом окончания гребка одной рукой, начала гребка другой, возможны рывковые движения в самом гребке. Скоростно-силовая выносливость приближается к 40 %, Fср. - к 16 кг.
В теории спортивного плавания утверждается, что в продвижении пловца-кролиста доля участия ног при полной координации составляет 20-30 % в зависимости от длины спринтерской дистанции. Рассмотрим, как справляется пловец с согласованностью движений при плавании в полной координации в режимах 10 и 30 с (рис. 1, В, Г)?
1. Режим работы - 10 с. Сильное начало - 47 кг, удержание - 1 с, резкий спад до 19 кг, волнообразное удержание с выраженными силовыми колебаниями от 18 до 25 кг в течение 8 с, F ср. - 20 кг. Выносливость составила 43 %, КК при F ср. + 5 %.
2. Режим работы - 30 с. Резкое начало - 42,5 кг, резкий спад до 19,5 кг. Удерживать усилия примерно в 18 кг спортсмену удается в течение 25 с с выраженными цикловыми и внутрицикловыми силовыми колебаниями. Скоростно-силовая выносливость колебалась на уровне 32-35 %, F ср. - 14 кг. Коэффициент координации отрицательный, КК при F ср. - 26 %.
Резюмируем вышеизложенное в рамках щадящих оценок:
- силовые характеристики при плавании с помощью рук и ног можно оценить положительно;
- скоростно-силовая выносливость при плавании с помощью рук и ног низкая;
- техника работы рук, судя по цикловым силовым колебаниям, неэффективная;
- скоростно-силовая работа при плавании в полной координации в различных временных режимах имеет ряд отличий: а) при 10-секундной работе скоростно-силовая выносливость и техническая подготовленность спортсмена находятся на удовлетворительном уровне; б) при выполнении более длительной работы (30 с) происходит снижение силы тяги, заметно увеличива-
_ТРЕНЕР
Таблица 1. Количественные показатели скоростно-силовых и технических характеристик пловца А
Работа в режиме 10 с
F макс. F средн. Выносливость, %
С помощью ног, кг С помощью рук, кг Коорд., кг КК, % С помощью ног, кг С помощью рук, кг Коорд., кг КК, % С помощью-ног, кг С помощью рук, кг Коорд., кг
28 41 47 - 15 9,4 16 20 + 5 34 39 43
Работа в режиме 30 с в полной координации
F макс. F средн. Выносливость, %
Коорд., кг 42,5 КК, % - 23 Коорд., кг 14 КК, % - 26 Коорд., кг 33,4
Рис. 2. Графики цикловых, внутрицикловых и скоростно-силовых характеристик гребка в кроле на груди пловца А
ются импульсы цикловых и внутрицикловых силовых колебаний. Видимо, это связано с наступившим утомлением и ухудшением техники на этой основе. Это подтверждает отрицательный КК. Отнести вышеперечисленные замечания к индивидуальным особенностям техники невозможно, так как все, что не подчиняется законам гидродинамики, приводит к нарушениям двигательного действия.
Датчик давления воды (ДДВ), регистратор давления воды (РДВ).
Для решения поставленных в работе задач интегральной оценки технической и физической подготовленности пловцов рассмотрим результаты, полученные с помощью ДДВ и РДВ.
Изучались показатели силы давления воды на ладонь в каждой части (фазе) гребка; время воздействия
F
этих сил, импульс силы (~).
Данная методика позволяет выполнять набор информации о гребковых движениях при свободном плавании в максимальном скоростном режиме. На рис. 2 и в табл. 2 представлены силовые и временные характеристики гребка рукой пловца-кролиста А. Арапова (КМС).
Интерпретация результатов. Общая оценочная характеристика циклов.
Все три цикла (см. рис. 2) различны по силовым и временным характеристикам. Максимальная си-
ловая амплитуда первого цикла составляет 25,5 кг, продолжительность гребка - 0,83 с, время всего цикла - 1,13 с. Максимальная силовая амплитуда 2-го цикла - 21 кг, продолжительность гребка - 0,93 с, время всего цикла 1,31 с, 3-го цикле соответственно - 23 кг, 0,75 с и 1,30 с.
Вывод однозначный: гребок спортсмена неустойчив.
Изменение временных и силовых параметров в каждом гребке следует напрямую связывать с изменением положения кисти (а именно к ладони прикреплен ДДВ) в потоке воды.
Кисть, смещаясь назад относительно тела пловца, в отдельные моменты меняет направление движения, изменяя углы стреловидности и тангажа, а следовательно, изменяется напор (сопротивление) потока. На каком-то отрезке пути кисть взаимодействует с потоком, испытывая большое давление, и наоборот. Оценивая силовые импульсы пофазно, мы можем оценить индивидуальное «силовое русло гребка» (СРГ). Чем выше составляющая СРГ, тем лучше, так как движитель эффективнее взаимодействует с потоком воды, значит, внешние динамические характеристики техники хорошие. Российские тренеры, не имея подобных приборов, оценивают данную позицию «на глазок»: по тому, как эффективно продвигается пловец, по темпу, по «шагу» и по другим упрощенным методикам.
Пофазная оценка СРГ. Для примера рассмотрим показатели второго цикла (см. рис. 2, табл. 2).
Спортсмен плавно вводит кисть в воду в течение 0,05 с (фаза «а») с небольшим повышением давления, что в целом можно считать нормой. Затем на графике четко видно, что спортсмен начинает гребок (фаза захвата «б») активно, силовой показатель возрастает до 9 кг, однако вторая половина данной фазы в общем силовом русле протекает вяло, силовой показатель снижается до 8 кг, а затем вновь возрастает до 9 кг Причин, вызвавших остановку роста силового потенциала, может быть две: спортсмен снизил скоростно-силовое
Таблица 2. Временные и силовые характеристики гребка пловца А
Фазы Цикл 1 Цикл 2
T с. F кг. T с. F кг.
«а» - вкладывание 0,05 - 0,05 -
«б» - захват 0,2 0-6 0,25 9-8-9; 9-8; 8-9
«в» - подтягивание 0,25 6-25 0,25 9-20
«г» - отталкивание 0,25 25,5-18-19 0,38 20-21; 21-15; 15-16; 16-0
«д» - вынос 0,08 - 0,07 -
«е» - пронос 0,33 - 0,38 -
Z 17,13 z 16,13
напряжение; утратил положительные опорные реакции с потоком воды из-за нарушения углов стреловидности или тангажа. В любом случае цель фазы полностью не достигнута.
Временной отрезок фазы составляет 0,25 с и вполне укладывается в стандартные параметры.
Фаза захвата наиболее сложная и ответственная часть гребка. Кисть проходит по сложной траектории: вначале движется в сторону-назад-вниз, достигая глубины погружения 40-45 см, а затем вновь поднимается вверх с одновременным смещением назад (относительно тела пловца) - внутрь, стремясь к продольной оси тела пловца.
В этот период, а именно в течение 0,2-0,25 с, спортсмен должен максимально почувствовать опору о воду, не снижая силового давления.
Фаза подтягивания («в») является «разгонной». Спортсмен должен стремиться к набору максимальной скорости движения руки: при хорошем взаимодействии с потоком силовое русло должно стремительно возрастать. С этой задачей пловец великолепно справляется. Сила гребка возросла с 9 до 20 кг. Продолжительность фазы - 0,25 с, что в пределах нормы.
Эффективность фазы отталкивания («г») характеризуется увеличением силы давления движителя и удержанием этих компонентов во времени. На нашем примере фаза отталкивания носит явно противоречивый характер. С одной стороны, силовой потенциал возрастает до 21 кг, а затем резко снижается до 15 кг и давление вновь увеличивается до 16-17 кг, пловец явно не удерживает набранной максимальной силовой позиции.
Рассмотрим данную ситуацию на примере импульса силы.
Импульс силы. Импульс силы не случайно выделен отдельным абзацем, так как этот компонент в спортивном плавании оценивается впервые. Он является связующим звеном фаз «подтягивания» и «отталкивания» и должен выражаться в максимальном усилии в минимально короткий промежуток времени. Но это совсем не значит, что движитель (т. е. кисть) должен продвинуться на минимальное расстояние: наоборот, ценным следует считать совмещенность максимального усилия, промежутка времени и расстояния. Чем большее расстояние преодолевает кисть в максимальных значениях давления за короткий промежуток времени, тем лучше, тем эффективнее фаза отталкивания (окончание гребка). В наших исследованиях не была применена подводная видеосъемка. Следовательно, мы не можем оценить пространственные характеристики и длину траектории, по которой прошла кисть. Оценим импульс силы по временным и силовым показателям и эти же показатели используем для косвенной оценки расстояния перемещения кисти.
Еще раз обратимся к графику с ориентацией на вторую половину гребка. В самом начале спортсмен развивает максимальное усилие в 21 кг и удерживает его 0,05 с, в то время как продолжительность всей фазы - 0,35 с, что составляет 39 % от гребка в целом. Можно предположить, что кисть за 0,05 с продвинулась на совсем небольшое расстояние. Затем происходит спад усилия и вновь подъем силового давления, но уже значительно ниже (15-16 кг) первого, при этом затрачивается 0,08-0,09 с.
Получается два силовых импульса с интервалом примерно 0,08 с различные по силе и продолжительности. На наш взгляд, это далеко не лучший вариант основной части гребка.
Можно предположить, что кисть «гуляет», смещаясь в потоке по продольной оси тела пловца из стороны в сторону, что не позволяет спортсмену сконцентрировать усилие в один силовой импульс. Учитывая, что на спринтерской дистанции (100 м) пловцы выполняют до 50 циклов движений, то и потери в скорости продвижения при нарушении целостности силового импульса значительны.
Интегральная оценка специальной физической и технической подготовленности пловца А.
Интерпретация скоростно-силовых показателей:
1. Средний показатель силы тяги при динамометрии в 10-секундном максимальном режиме составил 16 кг.
2. Показатель силы гребка рукой на ДДВ составил 16,14 кг.
Это дает основание говорить о совместимости ЭД и ДДВ и их эффективном применении в исследовательской работе. Скоростно-силовая выносливость в режиме 30 с при динамометрии составила 35 %.
Интерпретация внутрицикловых силовых показателей:
1. При плавании с помощью одних рук в режиме динамометрии вариабельность силовых показателей составляла 5-6 кг.
2. В окончании основной части гребка, в режиме ДДВ «импульс силы» выражен в двухпиковом напряжении. Перепад усилий составил 5-6 кг. Присутствие резких цикловых и внутрицикловых силовых колебаний в спринтерском кроле недопустимо. Интерпретация техники пловца А:
1. Коэффициент координации при плавании в 10-секундном режиме динамометрии выявил низкий показатель, КК = 5 %; в 30-секундном режиме КК = - 24 %, что плохо поддается объяснению.
2. Анализ данных, полученных с помощью ДДВ, выявил «разрыв» силового импульса в основной части гребка. Гребок спортсмена не вполне эффективен. СРГ включает четыре силовых импульса.
3. Совокупная интерпретация результатов, полученных с помощью методов ЭД и ДДВ, позволяет сделать заключение об имеющихся нарушениях в технике гребка и в координации движений в целом. Выводы
Введение в программу исследований совокупных методов электронной динамометрии и регистратора давления позволяет полнее изучить специальную физическую и техническую подготовленность пловцов, дать им объективную оценку.
Дальнейший сбор материалов позволит выйти на нормативные показатели, зависящие от возрастных, квалификационных и половых характеристик обследуемых пловцов.
Литература
1. Кацай Д.А. Патент на полезную модель «Регистратор гребко-вых движений пловца» № 115475 от 16.11.2011 г. / Д.А. Кацай, В.Л. Красильников.
2. Красильников В.Л. Внедрение электроники в педагогическую систему управления тренировочным процессом пловцов / В.Л. Красильников, Д.А. Кацай, Е.В. Миргородская. - Челябинск: ЮУрГУ, 2011. - 96 с.
3. Красильников В.Л. Измеритель усилий на движители пловца во время гребковых движений / В.Л. Красильников, Д.А. Ка-цай. - Челябинск: ЮУрГУ, 2009. - 206 с.
References
1. Katsai, D.A. Patent for useful model "Registrar of swimmer's rowing movements" № 115475 dated 16.11.2011 / D.A. Katsai, V.L. Krasil'nikov. (In Russian)
2. Krasil'nikov, V.L. The introduction of electronics in the educational management system of swimmers' training process / V.L.
Krasil'nikov, D.A. Katsai, E.V. Mirgorodskaya. - Chelyabinsk: SUrSU, 2011. - 96 P. (In Russian) 3. Krasil'nikov, V.L. Measure of efforts on movers of swimmers during rowing movements / V.L. Krasil'nikov, D.A. Katsai. - Chelyabinsk: SUrSU, 2009. - 206 P. (In Russian)
Информация для связи с автором:
katnemna@mail.ru
Поступила в редакцию 30.01.2014 г.
из портфеля редакции
УДК: 37.034
нравственное воспитание личности в процессе спортивной деятельности
Кандидат педагогических наук, профессор A.A. Нерняев
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань Кандидат педагогических наук EA Фонарева
Пермский Национальный исследовательский политехнический Университет, Чайковский филиал
Ключевые слова: деятельность, спорт, личность, культура, нравственность, мораль.
Перспективным направлением совершенствования физического воспитания является применение личностно ориентированного подхода при определении содержания и структуры спортивной культуры. Одно из основных качеств личности - нравственность, особенно в процессе спортивной деятельности.
Цель исследования - научно обосновать значение спортивной деятельности в развитии нравственной сферы личности спортсмена.
Результаты исследования и их обсуждение. В человеческом обществе понятие нравственного воспитания связано с понятием морали, или нравственности. Под моралью, или нравственностью, понимают нормы поведения человека в обществе, сложившиеся в ходе его исторического развития. Они выражают отношение человека к труду, Родине, обществу, коллективу, где он учится или работает, к самому себе, своим поступкам и действиям. В совокупности это составляет то, что принято называть нравственной воспитанностью, которая является стержневой характеристикой личности.
Нравственные нормы поддерживаются силой общественного мнения, воспитанием, традициями. Они не имеют силы закона, совершаются добровольно и постепенно переходят в привычки нравственного поведения. В нормах поведения, принятых в том или ином обществе, отражаются особенности общественного строя.
Одними из основных нравственных принципов считаются коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и принципиальность, стойкость и мужество. Все они очень хорошо конкретизируются в спортивной деятельности.
Действенным материалом для формирования нравственных представлений, чувств, навыков поведения, по нашему мнению, служит спортивная культура, так как спорт называют «школой эмоций», «школой воли», «школой воспитания». В процессе спортивной деятельности широко используется воспитание через нравственный пример, через упражнение, приучение к этически оправданным нормам поведения, через систему регулируемых этических взаимоотношений.
Мотивы, побуждающие заниматься спортом, вначале могут быть случайными, малосущественными с точки зрения их социальной значимости. Например, желание развить мышечную силу ради престижа среди сверстников, приобрести привлекательные формы тела, стремление к личному превосходству, достижение наилучшего результата и т. д. То, в каком направлении будут развиваться эти первоначальные мотивы, насколько содержательными и действенными они станут, во многом предопределяет общую результативность спортивной деятельности. Наиболее существенные мотивы выражаются в осмысленном стремлении к всестороннему развитию, приобретению и совершенствованию всего, что определяют ценность человека как активного участника общественного прогресса.
Источниками активной деятельности в спорте у занимающихся являются общественный и личностный смысл занятий спортом, чувства нравственного долга и высокой ответственности за достижение намеченных целей, целеустремленность, трудолюбие и другие высоконравственные чувства и качества.
Ряд этических норм, регулирующих поведение и взаимоотношения в сфере спортивной культуры [1], также составляют спортивную этику. Это выражается в требованиях вести себя достойно: честно соблюдать установленные правила состязаний, быть благородным в спортивном соперничестве, не прибегать к запрещенным или сомнительным способам достижения победы, уважать соперника и др.
Специфика спортивной культуры такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать поведенческие нормы и вырабатывать соответствующие черты поведения (строго соблюдать установленный режим занятий физическими упражнениями и общий режим жизни, правила поведения на занятиях, правила игры и состязаний и т. д.). Усвоенные нормы и навыки поведения проходят в процессе спортивной деятельности жесткую проверку в условиях усложненных межличностных отношений; выявляются в напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний.
Нравственные правила прописаны в олимпийской клятве. Ее простые, честные и очень хорошие слова могут озвучивать только настоящие атлеты, благородные люди.
В играх и спортивных соревнованиях заключены возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, например защитника, нападающего, занимающиеся учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовать деятельность других в интересах команды.
Заключение. На основе вышеизложенного мы предлагаем внедрять в учебный процесс спортивную культуру, направленную на освоение ценностей популярных видов спорта, так как практической основой воспитания этических форм поведения в процессе занятий спортом является также организованная система обязательных занятий физическими упражнениями, включающая в себя целую систему формирования и закрепления нравственных форм поведения, которая дополняется самодеятельными спортивными занятиями, распространяется на поведение и в повседневном быту.
Литература
1. Лубышева Л.И. Спортивное воспитание как основа формирования спортивной культуры личности / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 6. - С. 96-99.
Информация для связи с автором: professor-ch@mail.ru
Поступила в редакцию 12.03.2014 г.