Научная статья на тему 'Новые подходы к диагностике психовегетативного синдрома у детей с артериальной гипертензией'

Новые подходы к диагностике психовегетативного синдрома у детей с артериальной гипертензией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Царева Л. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к диагностике психовегетативного синдрома у детей с артериальной гипертензией»

ПП ЦНС использовался немедикаментозный метод лечения — термопульсация (прибор «ВитаТерм», фирма «Нейрософт», Иваново)(1 группа), группу сравнения составили дети, получавшие общепринятую медикаментозную терапию (2 группа).

РЕЗУЛЬТАТЫ

При исследовании параметров КИГ у новорожденных у детей обеих групп определялся повышенный тонус симпатической нервной системы (состояние ИВТ до начала лечения у всех детей характеризовалось высокими цифрами ИН и АМо. Такое состояние КИГ характерно для детей с ПП ЦНС средней степени тяжести.

После проведенного лечения у детей 1 группы регистрировалось снижение напряжения регуляторных механизмов (снижение ИН и уменьшение Амо). Значения DХ у этих детей не изменялись. У детей группы сравнения, наоборот, имелась тенденция к увеличению централизации регуляторных механизмов (увеличение ИН), увеличению активности симпатических влияний (увеличение Амо) и статистически достоверное уменьшение парасимпатических влияний на сердечный ритм, что выразилось в уменьшении DХ (р < 0,05).

У детей всех групп до начала лечения преобладал гиперсимпатикотонический вариант ВР). После проведенного лечения в 1 группе увеличилось число детей с нормальным вариантом ВР и уменьшилось число детей с асимпатикотоническим типом. Во 2 группе, наоборот, произошло уменьшение числа детей с нормальным типом ВР и увеличение числа детей с асимпатикотоническим типом ВР. Следует отметить, что преобладающим вариантом ВР оставался гиперсимпатикотони-ческий во всех группах.

При анализе КИГ в возрасте 1 месяца жизни у детей 1 группы выявлялось дальнейшее снижение централизации регуляторных механизмов. Это проявлялось в уменьшении ИН (р < 0,05), изменения же АМо и DХ не имели статистически достоверных различий. У детей 2 группы к 1 месяцу, напротив, происходило достоверно значимое увеличение ИН и тенденция к одновременному увеличению АМо и DХ. Подобная динамика усиления активности симпатического и парасимпатического звеньев ВНС при увеличении ИН характеризуются Р.М. Баевским (1979) как процессы перенапряжения регуляторных механизмов.

ОБСУЖДЕНИЕ

После проведенного курса лечения только у детей 1 группы выявлялось ослабление повышенных симпатических влияний на сердечный ритм и снижение напряжения механизмов вегетативной регуляции, в то время как у детей 2 группы регистрировалось усиление напряжения регуляторных механизмов, которое сопровождалось усилением симпатических влияний. Положительная динамика ВР также отмечена только у детей 1 группы.

ВЫВОД

Применение метода термопульсации благоприятно влияет на функциональное состояние вегетативной нервной системы у новорожденных с перинатальным поражением ЦНС, на что указывает меньшая степень напряжения центральных механизмов управления ритмом сердца у детей, чем обеспечиваются большие функциональные возможности этих детей на первом году жизни.

Л.Э. Царева

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОВЕГЕТАТИВНОГО СИНДРОМА У ДЕТЕЙ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ

РГМУ (Москва)

ЦЕЛЬ

Разработать алгоритм исследования психовегетативного синдрома у детей с артериальной гипертензией.

МЕТОДЫ

Клинико-неврологическое обследование: анализ жалоб, анамнестических данных, неврологический осмотр, клиническая электроэнцефалография; оценка мягкой неврологической симптоматики по бальной шкале Т.Н. Осипенко, тестирование двигательной сферы по шкале неврологической зрелости З. Тржесоглавы. Нейропсихологическое обследование: исследование праксиса, зрительной и слу-

122 V Всероссийский семинар, посвященный памяти профессора Н.А. Белоконь..

хоречевой памяти, зрительно пространственных функций. Определение уровня тревожности: шкала явной тревожности у детей школьного возраста (CMAS), адаптированная А.М. Прихожан.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Обследовано 38 детей (возраст 11 — 16 лет) из них 6 девочек и 32 мальчика. 1-ая группа — 14 детей с диагнозом стабильная артериальная гипертензия; 2-ая группа — 18 детей — лабильная артериальная гипертензия; 3-я группа — 6 детей — синдром вегетососудистой дистонии по гипертоническому типу. У детей 1-ой и 2-ой групп преобладают неврозоподобные расстройства, нарушения поведения, внимания, сна, эмоциональная неустойчивость. В структуре неврологического дефицита доминируют неспецифические нарушения со стороны двигательной сферы (симптомы повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, легкие гиперкинетические и координаторные расстройства). У детей 3-й группы неврологический дефицит выражен меньше, т.к. снижена частота встречаемости признаков дизрегуляции со стороны двигательной сферы.

Нейродинамические отклонения более выражены в 1-ой и 2-ой группах. Уровень тревожности достоверно выше в 1-ой и в 3-й группах. В зависимости от возраста: у детей 16 лет уровень тревожности ниже, чем у детей 13—15 лет. Нарушение высших психических функций выявлено у четырех детей 1-ой группы и пяти — 2-ой группы.

ВЫВОДЫ

Полученные результаты позволяют говорить о дисфункции неспецифических структур мозга, преимущественно подкорковых и нарушении регуляции активационных процессов. Это подтверждается данными электроэнцефалографии.

Л.Л.Чеснокова

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА СТАНОВЛЕНИЕ РИТМА СЕРДЦА В ПРОЦЕССЕ РОСТА И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ГОУ ВПО Красноярская государственная медицинская академия Росздрава (Красноярск)

Согласно многочисленным исследованиям, у детей в процессе их роста и развития увеличивается стабильность сердечного ритма (Баевский Р.М.; Вейс А.М.; Кушнир С.М.; Кабанов С.А.; Нозд-рачев А.Д.). Развитие автономной нервной системы, регулирующей деятельность сердца, в основном, заканчивается уже в 7 — 10-летнем возрасте, а мышечная ткань сердца начиная развиваться особенно интенсивно в 12—14 лет, продолжает дифференцироваться до 18 — 20 лет (Куприянова О.В., Недеккерт И.Г., Кожевникова О.В., Мещеряков П.П.).

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведено обследование 334 детей в возрасте 7—12 лет. Для исследования были выбраны 2 группы детей. Основная группа (повышенная физическая активность — занятия физкультурой 4 раза в неделю плюс 2 раза в неделю занятия в спортивных секциях) и контрольная группа (обычный двигательный режим — 2 стандартных занятия физкультурой в неделю). Обследованные дети относились к первой группе здоровья.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Общая двигательная активность определялась методом шагометрии (Сухарев А.Г. с соавт., 1988). Оценка вегетативного гомеостаза проводилась на основании данных кардиоинтервалографии (КИГ). Для исследования вегетативной обеспеченности организма использовалась клиноортостатическая проба (КОСП). Регистрация изменений кардиоцикла проводилась на аппаратно-программном комплексе «Valenta + ». Рассчитывались следующие показатели: длительность кардиоцикла (М., в сек.); мода (Мо); амплитуда моды (АМо); вариационный размах (AX); индекс напряжения (ИН). Характер и тип вегетативной реактивности определяются по соотношению ИН-2 (индекс напряжения в ор-токлиноположении) к ИН-1 (в состоянии относительного покоя).

При оценке полученных данных выявлено, что ЧСС снижается с возрастом у детей обеих исследуемых групп. Однако ЧСС остается более высокой по сравнению с ее величиной у детей из контрольной группы. По мере их роста и развития усиливается влияние центрального контура регулирования на фоне сохраняющегося и преобладающего влияния автономного контура регулирования у детей обеих исследуемых групп. Установлено, что ИВР увеличивается как у мальчиков, так и у девочек обеих исследуемых групп. Однако систематические физические нагрузки

V Всероссийский семинар, посвященный памяти профессора Н.А. Белоконь... 123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.