Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ'

НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ / ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС / CASE STUDY / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшенина Светлана Григорьевна, Кошарская Екатерина Викторовна

В настоящее время контекст изучения иностранного языка не ограничивается традиционным форматом обучения. Использование современных образовательных технологий в педагогической практике является необходимым условием интеллектуального, творческого развития учащихся. Новые технологии разрабатываются непрерывно, однако преподаватели опасаются применять инновации, ведь результат не гарантирован. Актуальность данной работы обуславливается недостаточной проработанностью новых технологий, внедряемых в педагогической сфере. В статье описывается опыт использования новых педагогических технологий на занятиях по иностранному языку в вузе. Мы отобрали и проанализировали методы, которые удовлетворяют требованиям, определяющим актуальность современных педагогических технологий. Рассмотрены такие технологии как «case study», «перевернутый класс», проектное обучение, игровые методы. Доказано, что накопленные в педагогическом арсенале новые методики могут способствовать повышению качества образования. Эффективность применяемых технологий определяется интересом студентов к изучаемому предмету, мотивацией к получению новых знаний, повышением языковых навыков студентов. Результаты итогового теста подтверждают качество знаний студентов экспериментальной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меньшенина Светлана Григорьевна, Кошарская Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN A FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Nowadays modern foreign language teaching context is not limited with traditional educational format. The use of modern educational technologies in pedagogical practice is a necessary condition for the intellectual and creative development of students. New educational technologies are constantly being developed, though some teachers hesitate to apply innovative methods as a result is not guaranteed. The significance of the work is determined by the lack of the development of the issue of modern technologies in the pedagogical sphere. The article describes the experience of pedagogical technologies use in the educational process of foreign language teaching in HEI. We analyzed the technologies relevant in modern pedagogical environment. Such technologies as «case study», «flipped classroom», project-based technology are described. It was proved that new methods acquired by the educators can improve quality of education. The effectiveness of applied technologies is defined by the interest of students, motivation to obtain new information, enhancement of language skills. Final test results proved quality of knowledge acquired by the students of experimental group.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

9. Эль Лисицкий. Конструктор книги: [кн.-альбом] / [сост. и послесл. - Е.Л. Немировский]; [пер. с нем. ст. Э. Лисицкого и Н. Власовой]. - Москва: Фортуна ЭЛ, 2006 (Тверь: Тверской полиграфкомбинат). - 123 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Меньшенина Светлана Григорьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный технический университет» (г. Самара); кандидат педагогических наук, доцент Кошарская Екатерина Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (г. Самара)

НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация. В настоящее время контекст изучения иностранного языка не ограничивается традиционным форматом обучения. Использование современных образовательных технологий в педагогической практике является необходимым условием интеллектуального, творческого развития учащихся. Новые технологии разрабатываются непрерывно, однако преподаватели опасаются применять инновации, ведь результат не гарантирован. Актуальность данной работы обуславливается недостаточной проработанностью новых технологий, внедряемых в педагогической сфере. В статье описывается опыт использования новых педагогических технологий на занятиях по иностранному языку в вузе. Мы отобрали и проанализировали методы, которые удовлетворяют требованиям, определяющим актуальность современных педагогических технологий. Рассмотрены такие технологии как «case study», «перевернутый класс», проектное обучение, игровые методы. Доказано, что накопленные в педагогическом арсенале новые методики могут способствовать повышению качества образования. Эффективность применяемых технологий определяется интересом студентов к изучаемому предмету, мотивацией к получению новых знаний, повышением языковых навыков студентов. Результаты итогового теста подтверждают качество знаний студентов экспериментальной группы.

Ключевые слова: педагогические технологии, преподавание иностранных языков в вузе, перевернутый класс, case study, проектное обучение.

Annotation. Nowadays modern foreign language teaching context is not limited with traditional educational format. The use of modern educational technologies in pedagogical practice is a necessary condition for the intellectual and creative development of students. New educational technologies are constantly being developed, though some teachers hesitate to apply innovative methods as a result is not guaranteed. The significance of the work is determined by the lack of the development of the issue of modern technologies in the pedagogical sphere. The article describes the experience of pedagogical technologies use in the educational process of foreign language teaching in HEI. We analyzed the technologies relevant in modern pedagogical environment. Such technologies as «case study», «flipped classroom», project-based technology are described. It was proved that new methods acquired by the educators can improve quality of education. The effectiveness of applied technologies is defined by the interest of students, motivation to obtain new information, enhancement of language skills. Final test results proved quality of knowledge acquired by the students of experimental group.

Key words: pedagogical technologies, foreign language teaching in HEI, flipped classroom, case study, project-based technology.

Введение. В настоящее время большое число студентов и преподавателей оказываются в так называемых виртуальных учебных средах, что неизбежно приводит к необходимости динамических изменений в технологиях обучения. Возрастающее количество международных контактов, обмен информацией на интернациональном уровне, повышают спрос на высококвалифицированных специалистов мирового уровня, и задача педагога - обеспечить требуемое качество образования. Происходит модернизация образования как в целом, так и отдельных его составляющих, создаётся множество новых педагогических технологий.

В связи с резким техническим прогрессом и темпом развития общества в начале 21 века, стандартные педагогические практики теряют былую эффективность. Однако, для внедрения в собственную практику инновации должны быть тщательно проанализированы и изучены. Актуальность работы устанавливается проблемой недостаточной проработанности новых технологий в педагогической сфере. Современные методы совершенствуются непрерывно, в основном на теоретическом уровне. По этой причине преподаватели опасаются применять инновации, ведь результат не гарантирован. Таким образом, анализ применения инновационных методов и технологий в обучении иностранному языку и выбор наиболее эффективных из них является важной задачей и заслуживает внимания.

Создание благоприятных образовательных условий является одной из важнейших задач современной педагогики. Основная цель преподавателя - сформировать и сохранить интерес обучающихся к познанию нового. Так, новые педагогические технологии необходимы для создания мотивации обучаемых к изучению предмета, и, следовательно, организации качественного образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим понятие «педагогические технологии». «Технология» означает совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. С развитием и внедрением в повседневную жизнь современных компьютерных интернет-технологий, термин «технология» стал использоваться в педагогической сфере. Возникло такое направление как «педагогические технологии». Опираясь на мнение Т. Кавиловой полагаем, что педагогические технологии это «система, включающая различные формы и средства обучения, образовательные цели, различные приемы организации образовательного процесса» [9].

Ссылаясь на работу О.П. Милешко и Ю.Г. Кипселиди, термин «педагогические технологии» мы рассматриваем в трех направлениях: научном, процессуальном, деятельностном. Первое, как правило, предполагает разработку цели и методов обучения, а также проектирование педагогических процессов на теоретическом уровне. Процессуальное направление характеризуется применением алгоритмов выполнения специальных процессов направленных на достижение поставленных целей в ходе образовательного процесса. Деятельностное направление является непосредственно осуществлением педагогического процесса и предусматривает функционирование всех необходимых педагогических средств [4].

Для успеха реализации педагогические технологии должны удовлетворять таким критерия технологичности как концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость [9]. Так, концептуальность педагогической технологии базируется на конкретной научной концепции для достижения образовательных целей. Системность предполагает наличие всех признаков системы, например, целостность, взаимосвязь компонентов и логика.

Управляемость подразумевает видоизменение образовательного процесса и применяемых методик для достижения максимального результата. Критерий «эффективность» определяет, что выбор педагогической технологии является оптимальным, а достижение определенного образовательного результата гарантировано. Воспроизводимость означает возможность использования/применения конкретных педагогических технологий в других условиях.

Виды современных педагогических технологий и проблемы их применения.

Традиционные педагогические технологии имеют ряд положительных характеристик, такие как: четкая организация учебного процесса, системный подход к обучению, широко используемые наглядные пособия, технические и учебные пособия.

Однако, им присущи определенные недостатки. Это обусловлено тем, что, традиционные технологии опираются на иллюстративный метод обучения, при их использовании преподаватель акцентирует внимание на изложении подготовленного учебного материала. В этом случае информация почти всегда представляется в форме монолога, что негативно влияет на уровень коммуникативных навыков, выражается в низкой самостоятельности обучаемых, невозможности построения развернутого грамотного ответа с собственным оцениванием проблемы, недостаточной включенности в общую дискуссию.

Новые условия жизни выдвигают свои требования к воспитанию молодых людей: они должны быть не только профессионально грамотными, но и думающими, инициативными, независимыми. Использование современных образовательных технологий в педагогической практике является необходимым условием интеллектуального, творческого развития учащихся [3].

Нам близко мнение Л.В. Байбородовой, которая выделяет следующие требования, определяющие актуальность современных педагогических технологий:

- востребованность преподавателями и обучаемыми;

- удовлетворение образовательных потребностей и интересов;

- всесторонний прогресс педагогического процесса;

- ответ запросам общества [1].

Во всем разнообразии образовательных педагогических технологий выделим наиболее востребованные в обучении иностранному языку, которым присущи все перечисленные характеристики.

Итак, первый метод, использованный нами на уроках иностранного языка, - «проблемное обучение» (case study). Воссоздание реальных ситуаций в учебной деятельности повышает мотивированность студентов в решении задачи, кейса, проблемы. Результатом применения такой технологии является индивидуальная работа студентов, овладение профессиональными знаниями, практическими умениями и навыками, а также развитие творческой составляющей.

Как показывает практика, проблемное обучение привлекает студентов и развивает их критическое мышление. Однако недостатком является больший промежуток времени на подготовку, что может отразиться на степени усвоения материала. Преподаватели отмечают, что существуют государственные и национальные стандарты, которым необходимо следовать, выделены часы на освоение дисциплины.

Потенциал «перевернутого класса» (flipped classroom), который был представлен К.Ф. Херрейдом и Н.А. Шиллером в некоторой степени способствует решению вопроса временных затрат [8]. Суть данного метода заключается в опережающем овладении изучаемой информацией. Перевернутый класс привлекателен как для преподавателей, вследствие доступности интернет-ресурсов, включая аудио и видео на любую тему, часто преподносимую выдающимися мировыми авторитетами, так и для студентов, так как просмотр видео и прослушивание подкастов - наиболее популярные способы получения информации.

В настоящее время существует множество образовательных платформ, например Coursera (платформа, на которой ведущие Вузы мира выкладывают обучающие курсы), конференции на YouTube, например Ted Talks (лекции топовых мировых спикеров). Преподаватель может совершенствовать навыки говорения и аудирования студентов с помощью классных дебатов после просмотренных конференций, использование курсов на Coursera развивает грамматические, лексические навыки. В модели перевернутого класса то, что делается в классе, а также домашнее задание, переключаются или «переворачиваются» [8]. Основной принцип перевернутого класса заключается в том, что предварительная работа с новым материалом проводится до занятия в качестве домашнего.

Формат перевернутого класса обладает следующими преимуществами:

1. студенты изучают материал в индивидуальном темпе;

2. выполнение «домашней работы» во время занятия помогает осознать трудности студентов и стили их обучения;

3. преподаватель может подстроиться под существующую учебную программу и предоставлять ее учащимся 24/7;

4. время на занятии используется более эффективно;

5. повышается интерес к предмету, обусловленная контекстной вовлеченностью;

6. использование технология является гибкой и удовлетворяет концепции «обучения в 21 веке»;

7. студенты, которые пропускают занятия, могут проработать материал вне образовательного учреждения;

8. метод «способствует мышлению внутри и за пределами класса» [7].

Исследования о влиянии перевернутого класса на усвоение учебного материала подтверждают эффективность данной технологии. К.В. Раддик описал проект редизайна курса, основанный на концепции перевернутого класса. Студенты разбирали обучающий видеоматериал дома и проводили дебаты на иностранном языке на занятии. Результаты эксперимента, отразившиеся в итоговых экзаменационных баллах, подтверждают, что перевернутый класс может быть эффективен в образовательном процессе. Ученый отмечает повышение активности студентов, и овладение профессиональными знаниями [11].

Следующая применяемая нами педагогическая технология - игровые методы, которые повышают эффективность обучения иностранному языку, поскольку позволяют найти альтернативные решения, не рискуя потерпеть реальные неудачи. Использование разнообразных педагогических развивающих деловых, ролевых игр в образовании вызывают интерес и активизируют работу студентов на занятии. Игровые технологии, имеющие определенную цель, расширяют кругозор, познавательную и творческую активность обучаемых, формируют умения и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности, кроме того, хорошо снимают напряжение на занятиях.

Значимые контекстно-зависимые социальные взаимодействия в аутентичной среде остаются одним из ключевых элементов овладения вторым языком, поскольку они предоставляют студентам основы, необходимые для успешной интеграции в среду второго изучаемого языка. Так, языковая информация, включая контекстуальные и нелингвистические сигналы, может быть легко понята изучающими второй язык, поскольку это происходит в среде с низким уровнем стресса [10]. Благодаря поддержке информационных технологий, контекст изучения иностранного языка не ограничивается традиционными формами обучения.

Информационно-коммуникационные технологии предполагают работу студентов с посторонними онлайн источниками. Доступ в Интернет дополняет содержание образования, делая его более разнообразным. Информационно-коммуникационные технологии успешно интегрированы в основную образовательную программу обучения иностранному языку.

В рамках проектной технологии реализуются проекты, развивающие креативность обучаемых. В обучении иностранному языку проектный метод позволяет повысить мотивацию обучаемых для достижения реальных результатов посредством взаимодействия и комплексного подхода.

Суть проектного метода подразумевает организацию обучения вокруг реализации проектов. Беккет определяет это как долгосрочную деятельность, которая включает в себя множество задач, таких как разработка и реализация плана исследования, сбора, анализ и представление данных в устной или письменной форме [6]. В изучении иностранного языка проектный метод можно справедливо определить как способ обучения, способствующий одновременному овладению языком, информацией и специальными навыками.

В соответствии с определением, основной характеристикой данной технологии является результат, который достигается во время реализации проекта, и в качестве конечного продукта. Кроме того, во время обработки контента происходит развитие языковых навыков. Для создания конечного продукта студенты применяют навыки, актуальные для «обучения в 21 веке», а именно сбор, интерпретация и организация информации, исследовательские навыки, навыки работы в команде, управления временем. Проектная деятельность роль студента меняется с традиционной, «пассивной» на самостоятельную, активную, в свою очередь преподаватель выступает в роли «сопровождающего» образовательный процесс [12].

Таким образом, изучение языка и контентной информации делает процесс обучения более осмысленным. Кроме того, такие элементы, как свобода выбора собственного проекта, материалов и учебной нагрузки, возможность углубить профессиональные знания, улучшить лингвистические навыки, включая чтение, письмо и аудирование, развивать организационные навыки и навыки самодисциплины - ключевые аспекты, которые являются преимуществами для студентов при проектном обучении.

Опыт применения новых педагогических технологий при обучении иностранному языку.

Приведем пример моделирования занятий с использованием новых технологий. В экспериментальной работе участвовали две группы студентов, одна из которых изучала материал в традиционном формате, для второй группы занятия были построены с применением технологий «перевернутый класс», «case study», игровой и проектной технологий.

Занятия проводились со студентами 2 курса направления подготовки «Таможенное дело». В соответствии с учебным планом на втором году обучения предусмотрен курс дисциплины «Английский язык в сфере профессиональной коммуникации». Так, для овладения профессиональными знаниями на иностранном языке студентам предлагалось познакомиться с международными таможенными стандартами INCOTERMS.

Следует отметить, что данная тема является важной в профессиональной сфере и неразрывно связана с английским языком, поскольку термины не имеют перевод, а только толкование. Следовательно, для получения профессиональной информации, студентам так или иначе необходимо обратиться к языку оригинала - английскому.

Для предварительного ознакомления с изучаемой темой студентам в качестве домашнего задания предлагалось посмотреть видео «Basic Incoterms» на YouTube. Задание предполагало фиксирование профессиональной терминологии, аббревиатур и правил использования Incoterms.

На занятии был проведен проверка усвоенного материала в игровой форме. Студенты, поделившись на команды, объясняли на английском языке термины и правила их использования в международной торговле. Соревнующиеся команды следили за правильным толкованием и употреблением ерминов. Дополнительной мотивацией для победы стало получение положительных оценок / дополнительных баллов.

Дальнейшая работа в рамках изучения Incoterms заключалась в реализации группового проекта с применением проблемного обучения «Case study». Студентам предлагалось выбрать наиболее подходящие условия Incoterms для составления контрактов, обосновав и объяснив свой выбор. Проектная деятельность предполагала работу с материалами реальных контрактов/договоров на иностранном языке. Было реализовано 4 проекта. Оценка представленных проектов проводилась совместно со студентами в соответствии с предложенными критериями.

Итоговый тестовый по пройденной теме на третьем занятии показал, что знания студентов контрольной группы ниже, чем у студентов экспериментальной группы. Студенты экспериментальной группы подтвердили, что работа была интересной и полученные знания могут быть полезны в будущей профессиональной деятельности.

Выводы. Следует отметить, что различные педагогические технологии в образовательном процессе реализуются через систему занятий, поэтому первостепенная задача преподавателя - обеспечить включение каждого ученика в различные виды деятельности. Образовательные технологии предоставляют широкие возможности для дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности и направлены на конечный результат образовательного процесса -подготовку высококвалифицированных специалистов [5].

Педагогическая наука стремится к «успеху» в работе со студентами или учениками. Поэтому, совершенствование образовательных технологий и методов является необходимым условием для достижения желаемого результата. Педагогика накопила в своем арсенале значительное количество эффективных методик. Однако, вопрос о самых актуальных и универсальных педагогических технологиях остается открытым.

В.С. Зайцев разработал формулу, для построения качественной образовательной программы: Педагогическая технология = цели + задачи + содержание + методы + формы обучения. Данная формула опирается на основные принципы обучения, то есть требования и закономерности, которые дают возможность преподавателю успешно разработать содержание образовательной программы, применяя продуктивные формы и методы обучения [2].

Итак, накопленные в педагогическом арсенале эффективные методики могут способствовать повышению качества образования. Принимая во внимание теоретическую сторону вопроса, а именно рассмотренные характеристики «педагогической технологии», основные критерии ее технологичности, и наш практический педагогический опыт, мы пришли к выводу о необходимости внедрения в процесс обучения иностранному языку новых педагогических технологий, что повышает интерес к изучаемому предмету, улучшает языковые навыки студентов, помогает овладеть контекстными и профессиональными знаниями.

Литература:

1. Байбородова, Л.В. Проблема технологий в педагогической науке и практике / Л.В. Байбородова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2012. - № 3. - С. 5-7.

2. Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - Книга 2. / В.С. Зайцев - Челябинск: ЧГПУ, 2012. - 496 с. - URL:

https://py16dv.ru/images/foto/dok/mttodicheskie_dok/samoobrazovanie/ЗайцевПедтехнологииПособиекнига2.pdf (дата

обращения 14.07.2022).

3. Кулакова, Н.С. Формы применения современных технологий в образовательном процессе / Н.С. Кулакова, О.В Мартынова // Образование. Наука. Карьера: сб. науч. ст. междунар. науч.- метод. конф., 2018. - С. 78-82.

4. Мелешко, О.П. Понятие и формы педагогической технологии / О.П. Мелешко, Ю.Г. Кипселиди // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - №1. - С. 234-238.

5. Agapova, T.V. The role of modern pedagogical technologies in development of students' cognitive interests / T.V. Agapova, L.Yu. Aisner // Проблемы современной аграрной науки: Материалы международной научной конференции. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2018. - C. 225-228.

6. Beckett G., Slater T. The project framework: a tool for language, content, and skills integration / G. Beckett, T. Slater // ELT Journal. - 2005. - 59(2). - P. 108-111

7. Fulton, K. Upside down and inside out: Flip your classroom to improve student learning / K. Fulton // Learning & Leading with Technology. - 2012. - 39 (8). - P. 12-17.

8. Herreid, C.F. Case Studies and the Flipped Classroom. / C.F. Herreid, N. A. Schiller // Journal of College Science Teaching. - 2013. - V. 42 (5). - P. 62-66. URL:https://www.researchgate.net/publication/264860703_Case_Studies_and_the_Flipped_Classroom (дата обращения 16.07.2022).

9. Kavilova T. Modern Methods of Teaching a Foreign Language / T. Kavilova // EPRA International Journal of Research and Development (IJRD). - 2020. - V. 5. - Issue 5. - P. 189-192. URL:

https://api.scienceweb.uz/storage/publication_files/222/948/619bbabb24e26_34.Tamara%20Kavilova-1950.pdf (дата обращения

20.06.2022).

10. Ray, S. Using language in the community for enhancing communication skills / S. Ray // Language and Language Teaching. - 2012. - V. 1. - P. 12-17

11. Ruddick, K.W. Improving second-language education from high school to college using a more hands-on approach. Unpublished doctoral dissertation, University of Memphis, 2012.

12. Oh, S. A Project-Based Curriculum for an Advanced Korean Class: Teaching Korean in the Post-modern Era / S. Oh // The Korean Language in America. - 2012. - V. 17. - P. 128-148

Педагогика

УДК 378.14: 811.111

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Миронцева Светлана Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Аннотация. В статье освещаются некоторые вопросы, связанные с ходом цифровизации иноязычной подготовки по дисциплине «Иностранный язык» бакалавров гуманитарных направлений обучения в Севастопольском государственном университете в контексте рассмотрения процесса трансформации образования. Акцентируется внимание на значении персонализированного обучения в условиях цифровой образовательной среды с использованием системы управления обучением Moodle. Представлены практические результаты внедрения цифровых технологий в учебный процесс.

Ключевые слова: трансформация высшего образования, цифровизация, цифровая образовательная среда, персонализированное обучение, LMS Moodle.

Annotation. The article highlights some issues related to the digitalization process of foreign language training in the discipline "Foreign language" of humanitarian bachelors at the Sevastopol State University in the context of considering the transforming education process. The importance of personalized learning in a digital educational environment using the Moodle learning management system is underlined. The practical results of the digital technologies are presented in the educational process.

Key words: transformation of higher education, digitalization, digital educational environment, personalized learning, LMS Moodle.

Введение. Процесс трансформации образования в настоящее время находится на этапе масштабной цифровизации, вызванной как стремительным прогрессом в области информационных и коммуникационных технологий, так и экономическим фактором в условиях глобальности современного мира [1]. Вслед за наступившей глобализацией на историческую сцену вышла глобализация образования. По Г.А. Ключареву глобализация образования - это «всеобщее изменение порядка распределения знаний через образовательные институты, при которых постепенно складывается обучающееся общество» [9].

Возник термин - «образование без границ», который ярко характеризует исчезновение не только географических границ, но и взаимопроникновение различных образовательных концепций и форм, «наднациональных, как правило, нерегулируемых структур высшего образования наряду с традиционными, национальными, регулируемыми государствами системами» [8].

Реализация цифрового образования в Российской Федерации на первых порах заметно отставала, однако после принятия решительных мер Правительства: утверждении в 2017 году программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и в 2021 году и «Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» положение изменилось. Сегодня каждый инициативный и творческий работник сферы образования вносит свой вклад в реализацию поставленных этими документами задач.

Целью данной статьи является освещение хода цифровизации процесса обучения по дисциплине «Иностранный язык» бакалавров направлений обучения 39.03.01 - Социология, 41.03.04 - Политология, 42.03.01 - Реклама и связи с общественностью, 42.03.02 - Журналистика, 46.03.01 - История в Севастопольском государственном университете в контексте рассмотрения процесса трансформации образования.

Изложение основного материала статьи. О.И. Попова определяет суть цифровой трансформации образования как «достижение каждым обучаемым необходимых образовательных результатов за счет персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала цифровой трансформации, включая применение методов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.