Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ'

НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2002
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КЕЙС-МЕТОД / МЕТОДПРОЕКТОВ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИГРОВОЙ МЕТОД / КЛАСТЕР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Ольга Алексеевна, Шарапова Лейсан Равилевна

Одной из наиболее эффективных форм преподавания английского языка является метод использования современных педагогических технологий. В данной статье рассматриваются «новые педагогические технологии», используемые при обучении иностранным языкам. Тема является наиболее актуальной в настоящее время. Метод использования современных педагогических технологий, сравнительно новый в преподавании английского языка, способствует активному вовлечению учеников в различные виды практической деятельности и позволяет каждому из них развивать творческие и индивидуальные способности, также приводит к мотивации, как к основному двигательному механизму образования и самообразования человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

One of the most effective forms of teaching English is the method of using modern pedagogical technologies. This article discusses the "new pedagogical technologies" used in teaching foreign languages. The topic is the most relevant at the moment. The method of using modern pedagogical technologies, which is relatively new in teaching English, promotes the active involvement of students in various types of practical activities and allows each of them to develop creative and individual abilities, also leads to motivation as the main motor mechanism of human education and self-education.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2022

Научная статья Original article Код УДК 801.8

НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

NEW PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN

LANGUAGES

Морозова Ольга Алексеевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель, Елабужский институт КФУ, Россия, г. Елабуга Шарапова Лейсан Равилевна, студентка 5 курс, отделение иностранных языков, Елабужский институт КФУ, Россия, г. Елабуга

Morozova Olga Alekseevna, Candidate of Philology, Senior Lecturer, Yelabuga Institute of KFU, Russia, Yelabuga

Sharapova Leysan Ravilevna, 5th year student, Department of Foreign Languages, Elabuga Institute of KFU, Russia, Yelabuga

Аннотация: Одной из наиболее эффективных форм преподавания английского языка является метод использования современных педагогических технологий. В данной статье рассматриваются «новые педагогические технологии», используемые при обучении иностранным языкам. Тема является наиболее актуальной в настоящее время. Метод использования современных педагогических технологий, сравнительно новый в преподавании английского языка, способствует активному вовлечению

3542

учеников в различные виды практической деятельности и позволяет каждому из них развивать творческие и индивидуальные способности, также приводит к мотивации, как к основному двигательному механизму образования и самообразования человека.

Summary: One of the most effective forms of teaching English is the method of using modern pedagogical technologies. This article discusses the "new pedagogical technologies" used in teaching foreign languages. The topic is the most relevant at the moment. The method of using modern pedagogical technologies, which is relatively new in teaching English, promotes the active involvement of students in various types of practical activities and allows each of them to develop creative and individual abilities, also leads to motivation as the main motor mechanism of human education and self-education.

Ключевые слова: педагогические технологии, кейс-метод, метод-проектов, критическое мышление, игровой метод, кластер, образовательная резильентность.

Key words: pedagogical technologies, case method, project method, critical thinking, game method, cluster, educational resilience.

Термин технологии обучения (или педагогические технологии) используется для обозначения совокупности приемов работы учителя (способов его научной организации труда), с помощью которых обеспечивается достижение поставленных на уроке целей обучения с наибольшей эффективностью за минимально возможный для их достижения период времени [5, с. 72].

Важнейшими характеристиками новых педагогических технологий в обучении иностранным языкам считаются следующие:

- результативность (высокий уровень достижения поставленной учебной цели каждым учащимся),

3543

- экономичность (за единицу времени усваивается большой объём материала при наименьшей затрате усилий на овладение материалом),

- эргономичность (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, при отсутствии перегрузки и переутомления),

- высокая мотивированность в изучении предмета, что способствует повышению интереса к занятиям и позволяет совершенствовать лучшие личностные качества обучаемого, раскрыть его резервные возможности.

Основной стратегией обучения становится личностно-ориентированный подход, ставящий личность ребенка, его возможности и способности, склонности и потребности в центр учебно-воспитательного процесса. Все это может быть реализовано на основе новых образовательных технологий. В настоящее время это понятие прочно вошло в педагогический лексикон. Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

В методике преподавания иностранных языков к новым технологиям обучения принято относить: обучение в сотрудничестве, метод проектов (проектные технологии), метод игр, дистанционное обучение, использование языкового портфеля, кейс-метода и интенсивных методов обучения, метод критического мышления, применение технических средств (в первую очередь компьютерных и аудиовизуальных технологий).

Мы провели анализ применения современных педагогических технологий на практике обучения английскому языку. Несомненно, огромным преимуществом всех новых педагогических технологий в обучении - это возможность разнообразить урок, увеличить мотивацию обучающихся к

3544

изучению английского языка, задействовать свое критическое мышление, возможность в игровой форме проверить свои знания. С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя как способ преодоления школьной неуспешности [4, c. 62].

На практике преподаватели чаще всего используют методы критического мышления. Используя технологию «Critical Thinking» на уроках английского языка, педагог развивает личность ученика в основном через непосредственное обучение иностранному языку, в результате чего формируется коммуникативная компетенция, которая обеспечивает комфортные условия для познавательной деятельности и обучения [3, c. 42].

Педагог стимулирует интересы ученика, развивает его желание практически использовать иностранный язык, а также учиться, тем самым добиваясь успеха в овладении предметом. Проведя анализ уроков с применением новых педагогических технологий на уроках, мы убедились, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Рассмотрим применение новой педагогической технологии «Critical Thinking» с помощью создания кластеров на примере темы «Времена года» по учебнику английского языка «Spotlight» 9 класс (рис. 1).

3545

Рис. 1 Создание кластера на тему «Времена года» Обучающемуся дается задание на создание кластера на тему «Времена года». Он может записать на листочке или в документе Word слова, которые приходят на ум. В данном упражнении не нужно пользоваться словарем. Ученик вспоминает значения слов, тем самым проверяя знания перевода слов на английский язык [2, c. 89].

Также рассмотрим еще один пример новой педагогической технологии также по теме «Времена года».

В качестве примеров творческих игр можно привести игры-задания: описание предметов, явлений, продолжение рассказа, изображение образа какого-либо абстрактного понятия: дружбы, благодарности, ссоры и т.д. Творческая игра: «Describing Season» («Описание времени года»).

Класс должен разделиться на две группы. Каждая группа получает по картинке с разными временами года, участники групп описывают свое время года: типичную погоду, особенности природы, свойственные данному сезону, но при этом не должно называться само время года. Вторая группа по описанию должна отгадать, о каком времени года в самом деле идет речь.

3546

Можно задавать дополнительные вопросы, если группа не может догадаться сразу. Потом группы меняются ролями [1, c. 26].

Вовлечение игры как метода обучения - это эффективный инструмент управления учебной деятельностью, активизации умственной деятельности, позволяющий сделать учебный процесс интересным. Игровые формы работы приводят к увеличению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся, а также их творческого потенциала и повышению резильентости [1, c. 68].

Таким образом, мы провели анализ применения современных педагогических технологий на практике обучения английскому языку. Несомненно, огромным преимуществом всех новых педагогических технологий в обучении является возможность разнообразить урок, увеличить мотивацию обучающихся к изучению английского языка, задействовать свое критическое мышление, возможность в игровой форме проверить свои знания. Как мы видим, примеров применения новых технологий на уроках огромное количество. Тут важно грамотно применить их на практике.

Литература

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. - СПб: Питер, 2019. - 512 с.

2. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении, учебно-методическое пособие для учителей под редакцией А.П. Тряпицыной. - СПб: КАРО СПб, 2021 - 176 с.

3. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. EnglishTeachingMethodology: учебное пособие для вузов/ Р.П.Мильруд. -М.: Дрофа, 2018. - 253 с.

4. Мустафина Ф.Ш. Методика преподавания иностранных языков: Учебное пособие. - Уфа: Восточный университет, 2019. - 30 с.

5. Практикум по методике преподавания иностранных языков: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение,

3547

2020. - 447 с.

Literature

1. Vygotsky L.S. The game and its role in the mental development of a child // Developmental psychology. - St. Petersburg: Peter, 2019. - 512 p.

2. Dautova O.B., Krylova O.N. Modern pedagogical technologies in specialized training, an educational and methodical manual for teachers edited by A.P. Tryapitsyna. - St. Petersburg: KARO SPb, 2021 - 176 p

3. Milrud R.P. Methods of teaching English. English Teaching Methodology: a textbook for universities / R.P.Milrud. - M.: Bustard, 2018. - 253 p.

4. Mustafina F.S. Methods of teaching foreign languages: Textbook. - Ufa: Eastern University, 2019. - 30 p.

5. Workshop on the methodology of teaching foreign languages: Textbook for students of pedagogical institutes. - M.: Enlightenment, 2020. - 447 p.

Работа выполнена за счет средств Программы стратегического

академического лидерства Казанского (Приволжского) федерального

университета (Приоритет-2030)».

© Морозова О.А., Шарапова Л.Р., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2022.

Для цитирования: Морозова О.А., Шарапова Л.Р. НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2022.

3548

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.