Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭКОНОМИКИ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

НОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭКОНОМИКИ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / новые регионы / Донецкая Народная Республика / промышленность / структурная трансформация / технологический суверенитет / Russia / new regions / Donetsk People's Republic / industry / structural transformation / technological sovereignty

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриневская Светлана Николаевна

В статье рассматриваются динамика развития отраслей промышленности в новом регионе РФ – Донецкой Народной Республике (ДНР) – в контексте стратегии технологической и структурной трансформации региональной экономики. Такая трансформация рассматривается как необходимое условие для повышения эффективности использования экономического потенциала территории и обеспечения промышленного и технологического суверенитета России. Проведенный анализ позволяет определить причины, направления и условия происходящих изменений, а также способствующие им факторы, что важно для принятия грамотных управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New economy parameters: technological sovereignty in industry

The article examines the dynamics of the development of industries in the new region of the Russian Federation – the Donetsk People's Republic (DPR) in the context of the strategy of technological and structural transformation of the regional economy. Such a transformation is considered as a necessary condition for increasing the efficiency of using the economic potential of the territory and ensuring the industrial and technological sovereignty of Russia. The analysis allows us to determine the causes, directions and conditions of the changes taking place, as well as the factors contributing to them, which is important for making competent management decisions.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭКОНОМИКИ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

УДК 338.28

DOI: 10.31249/espr/2024/02.06

С.Н. Гриневская*

НОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭКОНОМИКИ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются динамика развития отраслей промышленности в новом регионе РФ - Донецкой Народной Республике (ДНР) - в контексте стратегии технологической и структурной трансформации региональной экономики. Такая трансформация рассматривается как необходимое условие для повышения эффективности использования экономического потенциала территории и обеспечения промышленного и технологического суверенитета России. Проведенный анализ позволяет определить причины, направления и условия происходящих изменений, а также способствующие им факторы, что важно для принятия грамотных управленческих решений.

Ключевые слова: Россия; новые регионы; Донецкая Народная Республика; промышленность; структурная трансформация; технологический суверенитет.

Для цитирования: Гриневская С.Н. Новые параметры экономики: технологический суверенитет в промышленности // Экономические и социальные проблемы России. - 2024. - № 2. - С. 107-121.

S.N. Grinevskaya

New economy parameters: technological sovereignty in industry

Abstract. The article examines the dynamics of the development of industries in the new region of the Russian Federation - the Donetsk People's

* Гриневская Светлана Николаевна, канд. экон. наук, доцент, ведущий научный сотрудник Отдела моделирования экономических систем ГБУ Институт экономических исследований (Донецк, ДНР, Россия). E-mail: greenevskayasvetlana@mail.ru

Grinevskaya Svetlana, PhD (Econ. Sci.), Associate Professor, Leading Researcher of the Department of economic systems modeling, SBI Institute of Economic Investigations (Donetsk, DPR, Russia). E-mail: greenevskayasvetlana@mail.ru

Republic (DPR) in the context of the strategy of technological and structural transformation of the regional economy. Such a transformation is considered as a necessary condition for increasing the efficiency of using the economic potential of the territory and ensuring the industrial and technological sovereignty of Russia. The analysis allows us to determine the causes, directions and conditions of the changes taking place, as well as the factors contributing to them, which is important for making competent management decisions.

Keywords: Russia; new regions; Donetsk People's Republic; industry; structural transformation; technological sovereignty.

For citation: Grinevskaya S.N. New economy parameters of the Donetsk People's Republic: technological sovereignty in industry // Economic and Social Problems of Russia. - 2024. - N 2. - P. 107-121.

Введение

В условиях обостряющейся геополитической обстановки стратегическим приоритетом развития экономики России являются ее структурная адаптация, достижение технологического суверенитета и на его основе -построение промышленного суверенитета [Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2023 ..., 2023; Мишустин, 2022; Шацкий, 2022]. В Концепции технологического развития России на период до 2030 г. определены принципы и цели технологического развития, направленные на обеспечение технологического суверенитета, а также механизмы реализации ключевых целей в области критических и сквозных технологий в промышленности [Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.05.2023 ..., 2023]. Развитие промышленности и промышленного потенциала является сегодня одним из самых приоритетных вопросов, подчеркнул в 2023 г. Президент РФ В.В. Путин на заседании Президиума Государственного Совета, посвященном развитию промышленности страны в условиях санкционного давления [Президент РФ ..., 2023].

Переход к промышленному суверенитету возможен на основе расширения финансовой, кадровой и научной базы отечественной промышленности [Судоргин, Макаренко, 2022]. Достижение промышленного суверенитета будет способствовать успешному решению задач промышленной политики и формированию новой модели российской экономики, основанной на эффективном использовании трудовых ресурсов, науки и отечественных технологий.

Объективная оценка процессов структурной адаптации в экономике РФ требует проведения анализа ситуации в регионах. Новый регион России - Донецкая Народная Республика (ДНР) - активно интегрируется в экономическое пространство РФ, что обусловливает необходимость научно обоснованной оценки и анализа ее текущего социально-экономического состояния, в частности научно-технического потенциала. Это позволит определить причины происходящих в экономике ДНР изменений и влияющие на них факторы. Полученные результаты в дальнейшем могут быть

использованы для обоснования управленческих решений, способствующих эффективному использованию экономического потенциала территории.

Обзор литературы

Тема технологического суверенитета, как «проектного состояния производственного и научно-технического комплексов страны, при котором существует ресурсообеспеченная возможность воспроизводства требуемой критически важной продукции в необходимом масштабе и соответствующем технологическом уровне», отмечает автор [Афанасьев, 2023, с. 31], является достаточно теоретически разработанной в научном дискурсе, а само понятие имеет множество разноплановых определений. Проблемы обеспечения технологического и промышленного суверенитета рассматриваются исследователями с разных точек зрения, в том числе:

- с акцентом на стратегические промышленные технологии с высокой добавленной стоимостью [Huntington, 1996];

- с выделением инновационной составляющей промышленной политики на основе методики таксономической оценки инновационного развития отраслей с помощью системы показателей, сгруппированных в два основных блока: показатели инновационной активности и показатели инновационной результативности отраслей [Вертакова, Греченюк О.Н., Греченюк А.В., 2015; Вертакова, Клевцова, Положенцева, 2018];

- в контексте использования новейших промышленных технологий (нанотехнологий, биотехнологий) [Голубев, Щербаков, 2020];

- в аспекте цифровизации промышленного сектора, в частности с использованием кластерного анализа и нейросетевого моделирования динамики индекса промышленного производства [Болдыревский, Игошев, Кистанова, 2019].

В России сформированы основные принципы концепции национальной научно-технологической безопасности, включающей привлечение инструментов количественной оценки и контроля достижения целевых ориентиров в области технологического и ресурсного суверенитета, а также нормативно-правовое обеспечение данных процессов [Петров, Филиппов, 2023]. Кроме того, отечественными специалистами подробно рассмотрены вопросы обеспечения технологического суверенитета в различных зарубежных странах с применением экономико-математических методов [Дементьев, 2023].

Результаты проведенного исследования

Проблемы, которые в настоящее время возникли в новых российских регионах (в том числе в ДНР), - военные, экономические и гуманитарные -обусловлены следующими, во многом взаимосвязанными обстоятельствами:

- разрушения промышленных и социальных объектов вследствие боевых действий;

- сложные современные условия хозяйствования;

- преобладание сырьевых отраслей в экономике;

- разрушение сложившихся экономических связей внутри территории;

- спад производства и частичная потеря внутреннего рынка;

- технологическое отставание и высокая ресурсоемкость производства;

- отсутствие инвестиционных средств;

- низкая занятость экономически активного населения;

- длительный переходный период для полного вхождения под действие законодательной базы РФ - до 2026 г.

Масштабы падения производства (валового регионального продукта, ВРП) в ДНР, которые произошли в результате десятилетних военных действий, снизили стартовый уровень развития региона в качестве субъекта РФ. Социально-экономический прогресс территории, который оценивается общим состоянием экономики и уровнем жизни населения, в значительной степени зависит от развития промышленного сектора. Обеспечивая все отрасли экономики средствами труда и новыми технологиями, промышленность является наиболее активным фактором научно-технического прогресса и расширенного воспроизводства.

Исторически Донбасс всегда был промышленным регионом и до сих пор им является. В общей структуре экономики ДНР на промышленный комплекс приходится более 50% общего объема реализации продукции (по данным 2021 г.). Общий объем реализованной промышленной продукции в 2021 г. составил 123,1 млрд руб., что составляет около трети от довоенного объема (рис. 1).

600 -

400 -

200 -

0 -

121,5 155'2 148'2 114,3 123,1

2013 2014 2015 2016 2018 2019 2020 2021

Рис. 1. Динамика общих объемов реализованной промышленной продукции ДНР в 2013-2021 гг. Источник: расчетные данные Министерства экономического развития ДНР1.

1 В настоящее время доступ к документам Министерства экономического развития ДНР закрыт.

Объемы реализации продукции по отраслям промышленности ДНР показывают значительный их спад в 2021 г. по сравнению с 2013 г.1 (рис. 2).

Рис. 2. Динамика объемов реализации продукции отраслей промышленности ДНР в 2013-2021 гг., млрд руб.

Источник: расчетные данные Министерства экономического развития ДНР.

Инвестиции в основной капитал напрямую влияют на обеспечение технологического суверенитета. По оценкам, задействовав все инструменты проектного финансирования, можно привлечь 15-20 трлн руб. для развития российской экономики и профинансировать основные проекты технологического суверенитета [Порошин, 2023]. В России сейчас реализуется 30-40 тыс. инвестиционных проектов в год, но спрос на капитальные вложения еще больше [Отобраны первые проекты ..., 2023]. По прогнозам, ВВП страны в 2023 г. должен был составить около 143,5 трлн руб. в номинальном исчислении, накопленные инвестиции - примерно 36 трлн руб., из них инвестиции в основной капитал - 30 трлн руб., или 20% от ВВП. Корректировки в экономике после начала СВО создали дефицит инвестиций в 33 трлн руб. [Порошин, 2023]. Однако в 2023 г. общую ситуацию удалось несколько

1 В 2013 г. данные по Донецкой области, с 2014 г. данные по ДНР.

исправить. Согласно информации Росстата, в 2023 г. ВВП России (без учета новых регионов) составил 172,1 трлн руб., а инвестиции в основной капитал достигли рекордной за 12 лет величины - 34,0 трлн руб. (рост на 9,8% по сравнению с 2022 г.) [Валовый внутренний продукт, 2024; Инвестиции в 2023 году ..., 2024].

Динамика инвестиций в основной капитал отраслей промышленности ДНР за 2013-2018 гг. отражает незначительное, но поступательное их наращивание с 2015 г. Это свидетельствует о позитивном тренде на развитие экономики, улучшение материально-технической базы промышленности и увеличение мощностей производства отраслей промышленности (рис. 3).

Рис. 3. Динамика объемов инвестиций в основной капитал в отрасли промышленности ДНР в 2014-2021 гг., млн руб. Источник: расчетные данные Министерства экономического развития ДНР.

Инвестиции в основной капитал являются важным фактором для развития любых промышленных производств, а также непосредственно удовлетворяют социальные запросы. Целевым показателем объема инвестиций в основной капитал по промышленности ДНР на перспективу до 2033 г. является показатель ориентировочно в 61 131 млн руб. (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя.

В рамках стратегии обеспечения технологического суверенитета РФ большая часть финансируемых проектов приходится на предприятия гражданского машиностроения, судостроительной и портовой инфраструктуры, приборостроения [Решетников, 2023]. Развитие машиностроительной отрасли имеет большое значение для развития экономики РФ и требует поддержки со стороны государства. При этом не имеет смысла ориентироваться только на политику импортозамещения. Необходимо поддерживать баланс между стимулированием притока зарубежных технологий и собственного технологического потенциала ДНР, в том числе через стимулирование кооперации предприятий, научных организаций и вузов как внутри ДНР, так и с предприятиями РФ.

К отраслям экономики ДНР, у которых имеется возможность привлечения новых эффективных технологий, можно отнести энергетику, машиностроение, металлургию, химическую отрасль, агропромышленный комплекс и военно-промышленный комплекс. Особое значение имеет инновационное развитие обрабатывающей промышленности, прежде всего, машиностроения. В свою очередь, оно способствует росту производительности труда в других отраслях благодаря внедрению передовых технологий и современной техники, а также преодолению критического устаревания, морального и физического износа основных фондов, цифровой модернизации производств. Наконец, оно стимулирует увеличение объемов инвестиций в экономику и позволяет создать базу для устойчивого роста хозяйственного комплекса региона.

Важным условием инновационного развития является повышение качества институтов, деловой среды и государственного управления в ДНР. Поскольку эволюция институтов и управления происходит медленно, можно утверждать, что в ближайшие годы инновационный машиностроительный сектор не сможет стать основным источником экономического роста в ДНР. Машиностроительная отрасль ДНР развивается в фарватере развития обрабатывающей промышленности РФ и находится в состоянии выхода из кризиса и восстановления производства. Однако, развиваясь крайне низкими темпами, она не может способствовать не только обеспечению прогресса других отраслей промышленности ДНР, в чем, собственно, и состоит задача машиностроения, но и достигнуть довоенного (2013) уровня производства (рис. 4).

Развитие машиностроительной отрасли возможно только при реализации системных подходов, эффективном использовании интеллектуального и производственного потенциалов с мобилизацией всех необходимых и доступных ресурсов государства. Прежде всего в рамках государственной политики необходимо отойти от декларативного провозглашения приоритета развития машиностроения к созданию преференций для отечественных субъектов предпринимательства, реально поддерживающих развитие этой отрасли. При этом государственная политика должна быть ориентирована на формирование равных условий деятельности для всех предприятий машиностроительной отрасли с целью становления естественной конкурентной среды.

16 п 14,42 12 -

0

2013

2014

2015

2016

2018

2019

2020

2021

Рис. 4. Объем реализованной продукции промышленных предприятий машиностроения ДНР в 2013-2021 гг., млрд руб.

Источник: расчетные данные Министерства экономического развития ДНР.

Перспективы развития машиностроительной отрасли ДНР связаны с развертыванием новых секторов экономики, являющихся ядром пятого и выше технологических укладов и основанных на использовании информационных технологий, био- и нанотехнологий, новых материалов и т.п. Это создаст возможность выхода машиностроительных предприятий ДНР на рынки других регионов РФ. Для стабилизации ситуации в промышленности и обеспечения роста основных показателей разработан ряд мероприятий в рамках Программы восстановления и развития ДНР [Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2023 ..., 2023]. Их основное направление - локализация производства, т.е. развитие импортозамещения с целью обеспечения потребностей республики продукцией промышленного назначения только за счет собственного производства.

Реализация пром. продукции, млрд руб. 400,0

300,0

200,0

100,0

215,4 213,6 206,9

^ ^ ^ ^ ^ ^ # ^ # & & # ^ ^ ^ ^ ^

Рис. 5. Динамика реализованной промышленной продукции ДНР до 2033 г.: фактическое состояние, прогнозы Источник: расчетные данные Министерства экономического развития ДНР.

Оценка текущего социально-экономического положения в ДНР на основе анализа динамики объемов реализованной продукции промышленных предприятий региона в течение последних десяти лет позволяет говорить о крайне умеренном восстановлении экономики, недостаточном для продуцирования устойчивого экономического роста. Вместе с тем такая оценка дает возможность осуществить прогнозные расчеты вариантов долгосрочного развития экономики ДНР до 2033 г. (рис. 5). Согласно этим прогнозам, существует возможность преодоления современной негативной ситуации, возвращения на траекторию роста и достижения объема реализации промышленной продукции на уровне более благополучных годов.

Оценивая перспективы до 2035 г., можно утверждать о высокой вероятности того, что геополитические трансформации [Глобальные тенденции ..., 2021], продолжение СВО, наблюдающееся сокращение производства, недостаточность доходов населения и, соответственно, потребительского и внешнего спроса, будут негативно влиять на темпы роста и формировать нисходящие тренды социально-экономического развития ДНР. В связи с этим признается, что восстановление и поступательное развитие экономики региона, а также обеспечение его промышленного суверенитета можно достичь путем реализации следующих приоритетов [Экономика промышленности: ..., 2022, с. 12-13]:

- развитие таких ключевых отраслей экономики ДНР, как металлургия, энергетика, машиностроение, агропромышленный комплекс и оборонно-промышленный комплекс, создание на их базе высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора. Использование новых возможностей государственного регулирования (в том числе применение прогрессивных инструментов и цифровых технологий), а также комплектование сектора квалифицированными кадрами позволят обеспечить новый уровень управления предприятиями и контроля за результатами их деятельности: отслеживать движения спроса и предложения, конкурентоспособность продукции, ее качество, т.е., в конечном итоге, управлять экономическими процессами;

- создание в ключевых отраслях экономики, особенно в обрабатывающей промышленности, условий для повышения производительности труда, роста фондовооруженности и внедрения новых информационных систем. Продуцирование инноваций, направленных на оптимизацию использования факторов производства и эффективную и комфортную организацию пространства - в формате интеллектуальных сетей, городов, производств, станков, рабочих мест;

- внедрение передовых технологий, прежде всего в промышленности, обеспечивающих симбиоз цифровых и промышленных преобразований: переход к созданию промышленных систем на основе сетей обмена данными в заводских процессах, внедрение самоорганизующихся и самооптимизирующихся роботизированных систем на уровне производства и управления ими;

- государственная поддержка развития новейших технологий в промышленности - объединение информационных технологий с нано-, био-, инфо- и когнитивными (НБИК-конвергенция1), - способствующая действенным положительным преобразованиям в отраслях промышленности;

- налаживание межотраслевой и межрегиональной кооперации в промышленности, развитие внутреннего рынка промышленной продукции на уровне, необходимом для решения проблем восстановления и роста промышленности региона;

- поддержка малого и крупного предпринимательства в промышленности: необходимо модифицировать среду ведения бизнеса в промышленности, способствовать распространению новых бизнес-моделей на основе современных сетевых платформ, создавать условия для развития наукоемкого бизнеса.

Заключение

Основные стратегические направления социально-экономического развития ДНР должны учитывать сложившиеся особые условия хозяйствования для восстановления и развития производительных сил региона, формирования новых технико-экономических отношений, отношений собственности и пр. Научно обоснованный подход предполагает также учет глобальных тенденций мирового развития и национальных целей России для выстраивания обоснованных принципов, приоритетов и задач долгосрочной стратегии развития ДНР как субъекта РФ, которые должны учитывать демографические параметры, показатели трудового потенциала, состояния окружающей среды, экономики и технико-технологической базы.

По мнению специалистов, к приоритетам развития промышленного сектора ДНР с учетом основных направлений устойчивого развития РФ относятся [Половян, Лепа, Гриневская, 2023, с. 25]:

- развитие отраслей и производств, конкурентоспособных на внутреннем и внешних (для Республики) рынках;

- усиление ориентации на развитие эффективных секторов промышленности в республике;

- наращивание существующего экономического потенциала территории для развития ее промышленной специализации;

- реализация на внешних рынках (или рынках других российских регионов) своей конкурентоспособной или уникальной продукции в максимальном объеме;

- ускорение интеграционных процессов с другими регионами РФ;

1 НБИК-конвергенция (NBIC-convergence) - гипотетическое ядро 6-го технологического уклада, основанное на объединении и синергетическом усилении достижений нано-, био-, информационных и когнитивных технологий (nano-, bio-, info-, and cogno, NBIC).

- поддержание спроса на продукцию ключевых отраслей экономической специализации территории;

- создание регионального (республиканского) резерва всего необходимого для жизнеобеспечения региона;

- активизация структурных преобразований в регионе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- совершенствование структуры промышленного производства и потребления с учетом имеющихся ресурсов - структурные изменения обеспечат устойчивое и ускоренное развитие промышленности региона;

- широкое внедрение достижений науки и техники на промышленных предприятиях республики;

- повышение конкурентоспособности промышленности путем рационального использования таких факторных условий, как природные и трудовые ресурсы, научно-технический и инновационный потенциалы, производственная и социальная инфраструктура;

- расширение масштабов частного среднего и малого бизнеса в промышленной сфере в регионе;

- создание благоприятных инвестиционных условий для развития промышленного сектора и сопутствующих условий для ведения предпринимательской деятельности, совершенствование рыночной инфраструктуры, увеличение емкости внутреннего рынка региона.

Наряду с мерами замещения импортных технологий и промышленной продукции необходимо проводить преобразования, направленные на стратегические цели суверенного развития страны.

Так, до 2030 г. в проекты производства приоритетной промышленной продукции в России планируется направить свыше 10 трлн руб. (в 2023 г. на эти цели предполагалось привлечь не менее 2 трлн руб. инвестиций) [Президент РФ ..., 2023]. Среди мер поддержки промышленного сектора экономики - промышленная ипотека, обновленный режим работы промышленных кластеров, льготные кредиты для быстрого запуска проектов производства приоритетной продукции. Действенным институтом являются федеральный и региональные фонды развития промышленности, привлекающие государственные и частные инвестиции в реальный сектор экономики. Например, в 2022 г. в федеральный Фонд развития промышленности было направлено почти 120 млрд руб. и дополнительно 8,7 млрд руб. в региональные фонды для поддержки проектов и компенсации затрат предприятий на уплату процентов по кредитным договорам. В 2023 г. в региональные фонды планировалось направить более 3 млрд руб. «Эти меры были своевременными, но они обеспечили кредитную поддержку лишь ограниченному числу предприятий» [Президент РФ ..., 2023]. Поэтому признается необходимость расширения финансовых преференций и мер государственной поддержки для проектов, направленных на достижение технологического суверенитета, промышленного суверенитета, развитие ключевых научно-технологических направлений (сквозных технологий) [О долгосрочном ..., 2022].

Обеспечение технологического суверенитета является одним из целевых направлений стратегического развития РФ [Перечень поручений Президента ..., 2023]. Достижение этой цели позволит провести структурную адаптацию экономики к существующим реалиям [Евстафьев, 2021, с. 247]. На это также направлена обновленная Концепция внешней политики России [Указ Президента РФ от 31.03.2023 ..., 2023], в которой учтены изменения, произошедшие в мире за последние пять лет, и которая определяет векторы в сфере международных отношений страны.

В ДНР с целью увеличения объемов производства и реализации промышленной продукции, а также выполнения стратегических проектов предприятий создан Фонд развития промышленности [В Республике ..., 2022]. Его основными задачами являются разработка конкретных мер, направленных на сохранение и развитие производственного потенциала ДНР, восстановление и возобновление работы промышленных объектов (остановленных в связи с ведением боевых действий и разрывом хозяйственных связей), в том числе на освобожденных территориях, увеличение объемов производства и насыщение внутреннего рынка отечественной продукцией. Эффективная работа Фонда должна способствовать развитию промышленности ДНР, повышению уровня жизни населения, стабилизации внутренних и внешних экономических связей, укреплению самостоятельности органов власти в решении локальных проблем.

На текущий момент возможности развития промышленности ДНР определяются как позитивными (наличие сырьевых ресурсов и производственных мощностей, относительно высокое качество человеческого капитала), так и негативными факторами (институциональная неподготовленность, отсутствие инвестиций для модернизации промышленного производства, ограниченные возможности для структурного маневра в целях обновления и развития промышленного сектора). В то же время ведется работа по поддержке социально-экономического развития региона для обеспечения его выхода на общероссийский уровень к 2030 г. [Путин призвал вывести новые регионы ..., 2022]. Для этого выделяются средства на восстановление его экономики [Федеральный закон ..., 2022].

Политика, ориентированная на формирование условий для устойчивого роста экономики новых регионов, в том числе ДНР, должна быть направлена на снижение влияния негативных геополитических факторов [Россия и мир: ..., 2021] и максимизацию эффекта от использования преимуществ соответствующих территорий. Эффективное решение практических задач по включению промышленных производств республики в производственные цепочки России, облегчению процесса транспортировки товаров, поддержанию внутреннего спроса в ДНР и предотвращению его сжатия, а также других сложных вопросов восстановления экономики региона во многом зависит от качества управления и требует привлечения управленческого ресурса высшего уровня.

Список литературы

1. Афанасьев А.А. Технологический суверенитет: к вопросу о сущности и механизме достижения // Россия. Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. - Москва, 2023. -Вып. 18: Материалы XXII Национальной научной конференции с международным участием «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения», ч. 1 / РАН, ИНИОН, Отд. науч. Сотрудничества; отв. ред. В.И. Герасимов. - С. 28-32.

2. Болдыревский П.Б., Игошев А.К., Кистанова Л.А. Кластерный анализ и нейросетевое моделирование динамики индекса промышленного производства обрабатывающей промышленности России // Экономический анализ: теория и практика. - 2019. - Т. 18, № 11 (494). - С. 2158-2171.

3. В Республике создан Фонд развития промышленности // Правительство ДНР. - 2022. -18.07. - URL: https://pravdnr.ru/news/v-respublike-sozdan-fond-razvitiya-promyshlennosti/ (дата обращения 22.01.2024).

4. Валовый внутренний продукт // Росстат. Официальная статистка. Национальные счета. - 2024. - 05.04. - URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения 17.04.2024).

5. Вертакова Ю.В., Греченюк О.Н., Греченюк А.В. Оценка инновационного развития отраслей промышленности России с целью выявления точек кластерного роста // Теоретические основы формирования промышленной политики / под ред. А.В. Бабкина. - Санкт-Петербург: Изд-во Политех. ун-та, 2015. - С. 103-152.

6. Вертакова Ю.В., Клевцова М.Г., Положенцева Ю.С. Индикаторы оценки цифровой трансформации экономики // Экономика и управление. - 2018. - № 10 (156). - С. 14-20.

7. Глобальные тенденции 2040: более конкурентный мир // Росконгресс. - 2021. - 22.04. -URL: https://roscongress.org/materials/globalnye-trendy-2040-vse-bolee-konkurentnyy-mir/ (дата обращения 01.02.2024).

8. Голубев С.С., Щербаков А.Г. Методология управления промышленными технологиями. -Москва: Первое экономическое издательство, 2020. - 276 с.

9. Дементьев В.Е. Технологический суверенитет и приоритеты локализации производства // Terra Economicus. - 2023. - Том 21, № 1. - С. 6-18.

10. Евстафьев Д. Евразия 2030: вызовы сегодня для результата послезавтра // Точки роста: Евразийская повестка - 2030. Сборник экспертно-аналитических материалов Международного проекта в сфере публичной дипломатии «Точки Роста» 2020-2021 гг. / отв. ред. С.Ю. Пантелеев. - Москва: Институт Русского зарубежья. - 2021. - С. 240-248.

11. Инвестиции в 2023 году росли рекордными темпами, заявил Мишустин // РИА Новости. -2024. - 03.04. - URL: https://ria.ru/20240403/investitsii-1937546778.html (дата обращения 17.04.2024).

12. Мишустин М. заявил о необходимости построения промышленного суверенитета в сжатые сроки // Газета.га. - 2022. - 04.07. - URL: https://www.gazeta.ru/business/ news/2022/07/04/18061814.shtml?ysclid=lkkztumbfi742261494 (дата обращения 21.07.2023).

13. О долгосрочном научно-технологическом развитии России: монография / под ред. Д.Р. Белоусова, И.Э. Фролова. - Москва: Динамик принт, 2022. - 168 с. - (Научный доклад ИНП РАН).

14. Отобраны первые проекты технологического суверенитета России на Р234 млрд // Социальный фонд России. - 2023. - 25.12. - URL: https://sfr.gov.ru/press_center/z_ news/~2023/12/25/258744? ysclid=lslhkxqc9n199814221 (дата обращения 11.02.2024).

15. Перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. 26 января 2023 года // Президент России. Документы. -URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/70412 (дата обращения 06.03.2024).

16. Петров М.Н. Филиппов Я.С. Технологический суверенитет: основные принципы концепции национальной научно-технологической безопасности // Вопросы инновационной экономики. - 2023. - Т. 13, № 3. - С. 1185-1198.

17. Половян А.В., Лепа Р.Н., Гриневская С.Н. Экономика Донбасса: состояние, тренды развития, прогнозы // Проблемы прогнозирования. - 2022. - № 2 (191). - С. 58-68.

18. Половян А.В., Лепа Р.Н., Гриневская С.Н. Развитие промышленного сектора экономики: оценочные параметры // Вестник Института экономических исследований. - 2023. - № 3 (31). - С. 5-27.

19. Порошин А.И. Как инвестиции обеспечат технологический суверенитет России // Деловая Россия. - 2023. - 14.04. - URL: https://deloros.ru/press-centr/slovo-gensoveta/kak-investitsii-obespechat-tekhnologicheskiy-suverenitet-rossii/ (дата обращения 11.02.2024).

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2023 № 603 «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики России» // Правительство Российской Федерации. Документы. - Москва, 2023. - URL: http://static.government.ru/media/files/8JsiO5kSItJA1g5IHh Gd5qiQVACelECn.pdf (дата обращения 12.02.2024).

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2023 № 2255 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области»» // Правительство Российской Федерации. Новости и постановления. - 2023. - URL: https://постановление-пра-вительства.рф/docs/pravitelstvo-utverdilo-gosprogrammu-vosstanovleniya-i-soczialno-ekonomicheskogo-razvitiya-novyh-regionov/ (дата обращения 06.03.2024).

22. Президент РФ по видеосвязи провел заседание Президиума Государственного Совета, посвященное развитию промышленности страны в условиях санкционного давления // Президент России. События. - 2023. - 04.04. - URL: http://www.kremlin.ru/events/state-council/70860 (дата обращения 12.02.2024).

23. Путин призвал вывести новые регионы на общероссийский уровень // РБК.т. - 2022. -15.12. - URL: https://www.rbc.ru/politics/15/12/2022/639b20c29a794756b5db0dee (дата обращения 12.02.2024).

24. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.05.2023 №1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г.» // Правительство Российской Федерации. Новости. - 2023. - URL: http://government.ru/news/48570/ (дата обращения 11.02.2024).

25. Решетников М. Нужно увеличить бюджетное финансирование промышленных проектов технологического суверенитета // Министерство экономического развития РФ: новости. - 2023. - 23.08. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/maksim_ reshetnikov_nuzhno_uvelichit_byudzhetnoe_finansirovanie_promyshlennyh_proektov_

tehnologicheskogo_suvereniteta.html?ysclid=lslhne3nsc752097449 (дата обращения 18.02.2024).

26. Россия и мир: 2022. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / рук. проекта: А.А. Дынкин, В.Г. Барановский; отв. ред.: Г.И. Мачавариани, И.Я. Кобринская. - Москва: ИМЭМО РАН. - 2021. - 130 с.

27. Стратегирование развития отраслей обрабатывающей промышленности / Половян А.В., Лепа Р.Н., Трубчанин В.В., Гриневская С.Н. // Вестник Института экономических исследований. - 2023. - № 2 (30). - С. 78-88.

28. Судоргин О.А., Макаренко Е.И. Технологический суверенитет и подготовка будущей технической интеллигенции // Власть. - 2022. - № 5. - С. 145-150.

29. Указ Президента РФ от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Президент России. Документы. - 2023. - URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/49090 (дата обращения 21.12.2023).

30. Федеральный закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» // Президент России. Документы. - 2022. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48642 (дата обращения 15.01.2024).

31. Шацкий А.А. Промышленный суверенитет и импортозамещение на современном этапе развития российской экономики // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. -№ 44 (6). - С. 334-336.

32. Экономика промышленности: новые ориентиры развития / А.В. Половян, Р.Н. Лепа, Н.В. Шемякина, С.Н. Гриневская // Вестник Института экономических исследований. -2022. - № 4 (28). - С. 5-15.

33. Huntington S.P. The clash of civilizations and remaking of the world order. - New York: Simon & Schuster, 1996. - 367 p.

Статья получена: 26.02.2024 Одобрена к публикации: 28.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.