Научная статья на тему 'Новые ориентиры аграрной политики'

Новые ориентиры аграрной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
620
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЭКСПОРТ ПРОДУКЦИИ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ЭМБАРГО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Озерова Мария Георгиевна, Филимонова Наталья Георгиевна

Статья посвящена вопросам изменений, вносимых в Государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.». Отмечается, что происходящее обусловлено новыми драйверами аграрной политики, а именно переходу от импортозамещения к реализации направлений увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции, формированию нового механизма субсидирования с повышением роли регионов за финансирование приоритетных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROVALS OF AGRARIAN POLICY

The article is devoted to the issues of changes introduced to the State Program "Agricultural Development and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Foodstuffs Markets for 2013-2020". It is noted that what is happening is due to the new drivers of the agrarian policy, namely, the transition from import substitution to the implementation of the directions for increasing agricultural exports, the formation of a new subsidy mechanism with the increased role of regions for financing priority programs.

Текст научной работы на тему «Новые ориентиры аграрной политики»

УДК 338.262.7

DOI 10.1555/2409-3203-2017-0-10-34-37

НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ

Озерова Мария Георгиевна

к.э.н., доцент кафедры организации производства, управления и предпринимательства на

предприятиях АПК ФГБОУ ВО Красноярский государственный аграрный университет

Россия, г. Красноярск ozerova_m71@mail.ru Филимонова Наталья Георгиевна д.э.н., профессор кафедры организации производства, управления и предпринимательства

на предприятиях АПК ФГБОУ ВО Красноярский государственный аграрный университет

Россия, г. Красноярск natali_f08@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена вопросам изменений, вносимых в Государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.». Отмечается, что происходящее обусловлено новыми драйверами аграрной политики, а именно переходу от импортозамещения к реализации направлений увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции, формированию нового механизма субсидирования с повышением роли регионов за финансирование приоритетных программ.

Ключевые слова: аграрная политика, импортозамещение, экспорт продукции, Всемирная торговая организация, продовольственное эмбарго.

NEW APPROVALS OF AGRARIAN POLICY Mariya G. Ozerova

PhD, Associate Professor of Production, Management and Entrepreneurship at the enterprises of

agroindustrial complex HSBEI HE Krasnoyarsk state agrarian university Russia, s. Krasnoyarsk ozerova_m71@mail.ru Nataliya G. Filimonova PhD, Professor of Production, Management and Entrepreneurship at the enterprises of

agroindustrial complex HSBEI HE Krasnoyarsk state agrarian university Russia, s. Krasnoyarsk natali_f08@mail.ru

Abstract: The article is devoted to the issues of changes introduced to the State Program "Agricultural Development and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Foodstuffs Markets for 2013-2020". It is noted that what is happening is due to the new drivers of the agrarian policy, namely, the transition from import substitution to the implementation of the

directions for increasing agricultural exports, the formation of a new subsidy mechanism with the increased role of regions for financing priority programs.

Keywords: Agrarian policy, import substitution, export of products, World Trade Organization, food embargo

С 2013 г. следует начать отсчет нового этапа аграрной политики, реализация которого связана с международными ограничениями, а именно вступлением России в ВТО и введением в 2014 г. международных санкций. Начало данного периода было ознаменовано проведением мероприятий в области повышения уровня конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, так как членство в ВТО привело к жестокой конкуренции между отечественным и импортным продовольствием. Особенно сильно тарифная политика отразилась на производителях продукции свиноводства: снижение тарифа на живых свиней, свинину, отсутствие тарифа внутри квоты. Отчасти эта причина, а также внутреннее перепроизводство повлекли за собой снижение цен в начале 2013 г. на 35 %, что привело в свою очередь к убыточности предприятий в среднем на 20 %. Рост импорта свинины был приторможен введенными ветеринарными ограничениями.

Требования ВТО изменили подходы к формированию Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.». Были введены новые направления государственной поддержки, а именно: оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, возмещение части затрат на уплату страховой премии, гранты в рамках ведомственных целевых программ «Начинающий фермер», «Развитие семейных животноводческих ферм крестьянских (фермерских) хозяйств», реализация перспективных инновационных проектов, проведение мелиоративных работ, проекты развития социальной среды, формирование системы оптово-распределительных центров. Однако, не все меры «зеленой корзины» были использованы полностью.

Наметившийся спад производства в силу острой конкурентной борьбы и недостаточного стимулирования отечественных товаропроизводителей, был сопровожден введением в 2014 году международных санкций, а также наступлением экономического кризиса, что осложнило положение аграриев и потребовало решительных действий от государства. Продовольственное эмбарго поставило на повестку дня вопрос перехода к реализации политики импортозамещения, наращиванию мощностей сельскохозяйственных товаропроизводителей для удовлетворения потребностей населения в отечественном продовольствии. Проводимые государством усиленные меры по поддержанию отрасли дали стартовый рывок для мощного развития сельского хозяйства, однако, данный процесс не может носить долговременный характер. Кроме того, отмена эмбарго может замедлить аграрные преобразования, так как сельскохозяйственные товаропроизводители вновь столкнуться на рынке с более конкурентоспособной импортной продукцией.

В этой связи требуется изменения подходов к совершенствованию аграрного производства, которые должны поставить целью замену политики импортозамещения, как выполнившую свою задачу, на повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынке. Это предопределило формирование проекта измененной Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.», в которой по мимо уже существующих направлений государственной поддержки предлагается добавить подпрограммы «Развитие отраслей АПК», «Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса», «Стимулирование

35

инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе», «Приоритетный проект «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» [2].

Слово «импортозамещение» мы уже не встретим и в новой редакции задач программы, а первостепенным будет являться решение вопроса увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции.

Новый программный документ особо отметил в основных задачах сохранение традиционного уклада жизни и поддержание занятости народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также реализацию экспортного потенциала отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [1].

Очень важно отметить, что по сравнению с предшествующей программой заметно изменились объемы финансирования. Если на ее реализацию в 2017 г. предполагалось выделение средств в объеме 300,2 млрд. руб., то в измененной редакции этот размер составил 215,9 млрд. руб.

Снижение объемов государственной поддержки сопровождается уменьшением целевых индикаторов программы. Так, скорректированы уровни самообеспеченности продуктов питания в сторону их уменьшения по зерну - 99,3 % (в прежней программе -99,7 %); растительному маслу - 83,9 % (87,7 %); картофелю - 97,6 % (98,7 %); мяса и мясопродуктов - 90,2 % (91,5 %) [1, 2].

Планируется значительное снижение удельного веса молока и молокопродуктов в общих ресурсах продовольственных товаров с 90,2 % до 80,6 % [1, 2]. Причины вызваны происходящей стагнацией отрасли. Так, по сравнению с 2009 годом, количество коров сократилось на 8,6 %, объемы производства молока упали на 5,7 %.

Тем не менее, министерство сельского хозяйства в целом планирует увеличить объемы производства продукции к 2020 году в новой редакции программы на 25,9 %, против прошлого показателя - 24,8 %. Четко определен уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций 15 %, в то время как в предыдущей программе был определен интервал от 10 до 15 % [1, 2].

Совсем исчез пункт обеспечения среднегодового темпа прироста инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, который составлял 3,1 %, что связано с определенными трудностями финансирования.

Государственная программа в части структуры и механизмов субсидирования претерпевает постоянные изменения, так в 2014 г. в связи с продовольственным эмбарго были сформированы условия, позволяющие в срочном порядке повысить объемы производства продукции, в 2017 г. программа изменяет требования к льготному кредитованию, способы предоставления государственной поддержки, изменяет коэффициенты расчетов распределения денежных средств в пользу территорий Дальнего Востока. Это не может не сказаться на деятельности аграриев, которые подчас до конца не знают объемы финансирования на следующий год.

Также нельзя не отметить, что пока не все направления получили содержательного и ресурсного подкрепления, а это значит, что реализация Государственной программы носит частичный характер и не представляет собой комплексный документ. При всем этом новая редакция программы позволяет ответить на новые вызовы времени, а именно перейти от импортозамещения на новую стадию - завоевание аграрных рынков, развитие экспорта сельскохозяйственной продукции, что крайне необходимо в рамках развития евразийской интеграции..

Список литературы:

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. /

Постановление Правительства РФ № 717 от 14.07.2012. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/36971..htm (дата обращения: 10.03.2017).

2. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». URL: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/36971..htm (дата обращения: 10.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.