Научная статья на тему 'НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЖИВОПИСИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА'

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЖИВОПИСИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2148
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗМ / ЭКСПРЕССИОНИЗМ / ФОВИЗМ / ФУТУРИЗМ / КУБИЗМ / СЮРРЕАЛИЗМ / АВАНГАРДИЗМ / ДАДАИЗМ / ИСКУССТВО / ЖИВОПИСЬ / ХУДОЖНИК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамедова Ляман Аслан Кызы

ХХ век - век острых противоречий, век настойчивых исканий новых более совершенных путей развития общества. Он принёс с собой глубокие изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе культуре и искусстве. Никогда раньше живопись, скульптура и графика не были столь тесно и непосредственно связаны с реальной жизнью, никогда раньше не проявлялась в них так ясно критическая направленность, отрицание всего и вся. Бурно развивающееся искусство утрачивало свою прежнюю стилевую цельность, его развитие становилось всё более неравномерным, творческое взаимодействие отдельных видов искусства нарушалось, возрастали индивидуалистические тенденции. В начале ХХ века новые течения и школы рождались в искусстве едва ли не каждый год - художники искали новаторские способы выражения идей и эмоций. Для того чтобы лучше это понять (в том числе и исторические процессы первой половины ХХ века), нужно просматривать картины художников того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЖИВОПИСИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА»

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЖИВОПИСИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Мамедова Л.А.

Мамедова Ляман Аслан кызы - старший педагог, направление: искусствоведение, кафедра изобразительного искусства, Нахчыванский государственный университет, г. Нахчыван, Азербайджанская Республика

Аннотация: ХХ век - век острых противоречий, век настойчивых исканий новых более совершенных путей развития общества. Он принёс с собой глубокие изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе культуре и искусстве. Никогда раньше живопись, скульптура и графика не были столь тесно и непосредственно связаны с реальной жизнью, никогда раньше не проявлялась в них так ясно критическая направленность, отрицание всего и вся. Бурно развивающееся искусство утрачивало свою прежнюю стилевую цельность, его развитие становилось всё более неравномерным, творческое взаимодействие отдельных видов искусства нарушалось, возрастали индивидуалистические тенденции. В начале ХХ века новые течения и школы рождались в искусстве едва ли не каждый год - художники искали новаторские способы выражения идей и эмоций. Для того чтобы лучше это понять (в том числе и исторические процессы первой половины ХХ века), нужно просматривать картины художников того времени.

Ключевые слова: модернизм, экспрессионизм, фовизм, футуризм, кубизм, сюрреализм, авангардизм, дадаизм, искусство, живопись, художник.

На рубеже Х1Х-ХХ веков в культуре и искусстве царил декаданс - было огромное количество различных противоречивых течений, не имеющих между собой общих черт. Культура и искусство первой половины ХХ века имеет 2 основных направления: модерн и модернизм. Первый зародился в последней декаде XIX века и постепенно завершил своё существование с началом Первой Мировой войны (в 1914 году). А модернизм - это интереснейшее направление конца XIX - первой половины ХХ века. Настолько богат шедеврами живописи и графики, что делится на отдельные течения по характерным признакам. Часто модерн путают с модернизмом, хотя это принципиально разные вещи, имеющие мало общего между собой [1]. Перечислим отличительные черты модерна:

- поиск вдохновения в природе и в окружающем мире;

- приглушённые, блеклые тона;

- отказ от резких линий;

- воздушность, декоративность;

- наличие на картинах элементов природы.

А характерные черты модернизма это:

- поиск новых оригинальных идей;

- высокая роль внутреннего мира человека;

- огромное значение творческой интуиции;

- яркость, насыщенность красок, неповторимые темы.

Модернизм принёс с собой и новые направления. Мы рассмотрим и проанализируем основные некоторые из них: фовизм, экспрессионизм, футуризм, кубизм, дадаизм, сюрреализм.

Можно сказать, что первый авангардистский «изм», повлёкший появление всех остальных это был фовизм. Они первыми вступили на тот путь, который привёл к разрушению традиционного искусства [2]. Несмотря на всю свою непривычность, на решительный разрыв со сложившимся к тому времени пониманием искусства, живопись фовистов опиралась на серьёзные и основательные формальные приёмы

предшествующих эпох. Среди истоков нового стиля нужно назвать, в частности, Делакруа - от него фовисты позаимствовали экстатичность живописи, любовь к контрастным цветам и «кипящим» краскам. Кроме того, фовисты, с одной стороны, почитали импрессионистов, видя в них открывателей красоты банального, но, с другой - отрицали их живописный метод, в частности, применяли линии, чего у импрессионистов не было, и накладывали краску не мелкими разноцветными мазками, а как придётся, иногда даже большими пятнами одного цвета. В результате, добавив во всё это много своего, фовисты создали живопись, для которой, в принципе, совершенно не важен объект изображения, а важно сочетание элементов самой живописи - цвета, линии, пятна. То есть картина в их трактовке представляла собой такой же не зависимый ни от чего предмет, как, скажем, стул. «Она перестала быть рабом реальности, а это уже авангардизм».

Цвета фовисты брали чистые и яркие. «Исходный пункт фовизма, - писал Матисс,

- решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым жёлтым

- первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин». Отметим, что Анри Матисс стал вдохновителем творческой группы, получившей за своё обращение с цветом прозвище «фовисты» (от фр. Fauve - дикое животное). И ещё цвета были контрастные - синий с оранжевым, фиолетовый с жёлтым, зелёный с красным. Цвет - это главный «герой» фовистской живописи. А предметы у фовистов получались деформированными, силуэты - обобщёнными. Фовистов не интерисовала воздушная и линейная перспектива. Как говорится, фовистская картина - это «яркая жизнерадостная арабеска» [3].

Первая совместная выставка фовистов состоялась в Париже в 1905 году. Матисс и его последователи - Андре Дерен, Рауль Дюфи - заявили, что «полностью отказываются от подражательной цветопередачи». В результате предметы на их картинах оставались узнаваемыми, но были написаны красками такой фантастической силы и насыщенности, что становились вторичными по отношению к самому цвету. Отметим, что Матисс намеренно ушёл от светотени и других испытанных способов придания плоскому полотну пространственной глубины. Его уплощённые образы на ковре, и действительно, художник тщательно изучал восточные ковровые орнаменты для придания большей декоративности своим полотнам.

Фовизм как конкретное объединение художников просуществовал недолго - в 1908 году они выставились вместе последний раз. Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности.

Главные для истории авангардизма новации фовизма - это представление о независимости искусства от действительности и отношение к картине как к самостоятельному предмету [2].

Если Матисс был жизнеутверждающе декоративен и ярок, живопись экспрессионистов на первый взгляд представляла собой сплошной кошмар. Такое впечатление произвела на публику одна из первых картин в этом стиле - «Крик» норвежца Эдварда Мунка. «Крик» Мунка - одно из наиболее известных произведений экспрессионизма в живописи. В драматическом цветовом решении чувствуется влияние постимпрессионистов, а изогнутые линии и формы напоминают «удар бича»

- один из характерных орнаментов стиля «модерн». Как и у Матисса, интенсивность цвета доведена до предела, но, в отличие от Матисса, здесь всё подчинено сюжету. Пронзительные тона, пульсирующие языки красок, направление движения главного персонажа - в сторону и под нами, хотя лицо его обращено чётко к зрителю, - и безразличие двух удаляющихся фигур на заднем плане создают отчётливое ощущение панической тревоги.

Экспрессионизм - общий термин, применяемый к нескольким школам. Первая из них, «Мост», оформилась в Дрездене в 1905 году - в том же, что и группа фовистов. Экспрессионисты также использовали неестественно яркие цвета, но делали это, как и Мунк, для придания картине психологического напряжения. Самым известным

69

представителем группы «Мост» был Эрнст Людвиг Кирхнер, запечатлевший мир в кричащих красках и ломаных линий. Одно время к группе примыкал и Эмиль Нольде, чьи насыщенные цвета создавали таинственные, мистические образы.

Идеи экспрессионизма получили развитие в произведениях художников общества «Синий всадник», названного так по ранней работе самого влиятельного его представителя - Василия Кандинского. Увлёкшись выразительным потенциалом цвета, Кандинский выработал стиль, основанный на убеждении, что каждый цвет представляет эмоциональное состояние: синий - мир и покой, жёлтый - дерзость и напор и т.д. Эта теория заставила его уйти от передачи зримых образов внешнего мира ради создания «музыки в цвете». Так, в 1910 году из-под кисти Кандинского вышло произведение абстрактной живописи [4].

Наряду с живописью и скульптурой важное значение обрели станковая и книжная графика экспрессионизма с её гротескной системой и предельно концентрированными контрастами света и тени.

По всей Европе творческая молодёжь выдвигала - и спешила выплеснуть на холсты -всё более смелые теории и манифесты. Умберто Боччиони (ведущий представитель футуризма) и другие итальянские футуристы утверждали, что «движение и свет разрушают суть предметов», ещё разрушить рамки привычного и выразить энергию и движение как суть «века машин». В дальнейшем футуристы академизировали свою манеру или вплотную сблизились с абстрактным искусством. Отметим, что несмотря на изрядную долю модернистского позёрства, футуристам удалось создать ряд сильных и запоминающихся образов [5]. Футуризм вышел из кубизма - течения, созданного на основе теории, что пространство и форму можно рассматривать как набор геометрических плоскостей. Кажущуюся безжизненность этой идеи опроверг в своих лучших работах изобретательный Жорж Брак, а Марсель Дюшан умело развил калейдоскопический аспект кубизма в «Обнажённой, спускающейся по лестнице», где «модульная», словно собранная из осколков фигура тем не менее полна динамизма.

Творчество кубистов носило характер вызова стандартной красивости салонного искусства, туманным иносказаниям символизма, зыбкости живописи позднего импрессионизма. Кубисты сводили к минимуму, а зачастую и вовсе отказывались от изобразительно-познавательной функции искусства, стремились строить свои произведения из сочетания элементарных, «первичных» форм, тяготели к суровой аскетичности цвета, к простым, осязаемым формам, к элементарным мотивам.

Важно отметить, что возникновение кубизма относят к 1907 году, когда Пабло Пикассо написал картину «Авиньонские девицы», необычную по своей острой гротескности: деформированные, огрублённые фигуры изображены здесь без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объёмов [6]. Пикассо стоял за многими радикальными переменами как в живописи, так и в скульптуре и графике. В Париже, тогдашней столице мирового искусства. Здесь он выработал свой неповторимый стиль. Картины «голубого периода» (1901-04 гг.) написаны в сумрачной, холодной сине-зелёной гамме и посвящены несчастным и обездоленным. Следующий период его творчества называют «розовым» (1905-06 гг.). Это картины в розово-серых и розово-золотистых тонах с персонажами акробатов, танцоров т.д. А это неординарное произведение «Авиньонские девицы», даже по сегодняшним меркам, в начале ХХ века произвела переворот в живописи, и как уже сказано выше, возвестила о рождении кубизма.

В искусстве ХХ века дадаизм и сюрреализм также за собой потащили многих выдающихся художников. Дюшан был беспощадным критиком обычного искусства, и его идеи с готовностью подхватила группа художников. Их «поход» под знаменем «антиискусства» получил название дадаизм (от детского звукоподражания da-da -«лошадка»). Многие произведения дадаистов носили откровенно деструктивный характер. Некоторые дадаисты, например, Курт Швиттерс, представляли коллажи из самого обычного мусора.

Главная ценность дадаизма состояла в популяризации самых невероятных материалов и техник, и, когда в начале 1920-х годах объединение распалось, часть его членов стала в авангарде абстракционизма. Другие, наоборот, обратились к сюрреализму. В изобразительном искусстве основными приёмами сюрреализма были имитация черт первобытного искусства, вычленение конкретных объектов и естественной для них среды, их «эстетизация» с помощью отстранения от реальной функции или парадоксального сопряжения с иными объектами (коллажи, фотомонтажи, композиции из деталей механизмов, предметов утвари и т.п.), натуралистически осязаемое воспроизведение фантастических видений, органически несовместимые природные элементы. Искусство для сюрреалистов было способом освобождения от общепринятых правил. Сюрреалистические картины совмещали сон с реальность. Например, Рене Магритт помещал привычные предметы и образы в причудливые сочетания, создавая парадоксальные сцены, словно взятые из снов. А вызов обыденному, несомненно, был одной из движущих сил творчества Сальвадора Дали, чьи тщательно выписанные пейзажи - галлюцинации стали с годами «визитной карточкой» современного искусства [7].

Суждения, действия, картины Сальвадора Дали, всё носило лёгкий налёт безумия. Этот человек был не просто художником сюрреалистом, он сам был воплощением сюрреализма. Он сам говорил: «Сюрреализм это я». Тем не менее, Дали пришёл к сюрреализму не сразу. Творчество Дали начиналось с увлечения импрессионистов и изучения приёмов классической живописи. Постепенно он отошёл от импрессионизма и, вдохновлённым полотнами Пикассо, увлёкся кубизмом. А формирование собственно сюрреалистического стиля в картинах Дали началось примерно в одно время.

Картины Сальвадора Дали являются одним из ярчайших образов воплощения манифеста сюрреализма [8]. В его картинах, граничащих с безумием есть -неопределённость, хаотичность форм, соединение реальности со сновидениями, соединение продуманных образов с бредовыми идеями, сочетание невозможного с возможным. (Согласно его завещанию, забальзамированное тело художника покоится в склепе под куполом театра-музея Дали в городе Фигерас) [9].

Итак, мы проанализировали некоторые основные направления в живописи начала ХХ века. Рассмотрели основные тенденции, специфические особенности и дали общую характеристику каждому направлению.

Список литературы

1. КуликоваИ.С. Философия и искусство модернизма. М.: Наука, 1980. 272 с.

2. Бажанов Л.А., Турчин В.С. К суждению об авангардизме неоавангардизме // Советское искусствознание, 1978. № 1 (77). С. 415.

3. WhitfieldS. Fauvism. London: Thames and Hudson, 1996. 216 р.

4. Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. М.: Наука, 1978. 182 с.

5. Петрочук О. Футуризм // Модернизм: анализ и критика основных направлений: сборн. Москва: Искусство, 1980 С. 135.

6. Лифшиц М., Рейнгард Л. Кубизм // Модернизм. Анализ и критика: сборн. Москва: Искусство, 1980. С. 220.

7. Каптерева Т. Дадаизм и сюрреализм // Модернизм: сборн. Москва: Искусство, 1980. С. 400.

8. Маца И. Проблемы художественной культуры ХХ века. М.: Искусство, 1969. 208 с.

9. Популярная Художественная Энциклопедия. 2 кн. М.: Советская энциклопедия, 1986. 447 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.