Научная статья на тему 'Новые направления развития сельских территорий в Евросоюзе'

Новые направления развития сельских территорий в Евросоюзе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые направления развития сельских территорий в Евросоюзе»

моничное экономическое развитие сельской местности с осуществлением экспериментальных проектов. Главная цель также состоит в том, чтобы усилить общественное понимание и причастность к защите природных ресурсов посредством систем информации и образования. Создание таких парков также решает проблему занятости сельского населения.

Для России необходима такая модель устойчивого развития сельских территорий, при которой может быть достигнута большая часть положительных эффектов устойчивого развития с учетом отечественного и зарубежного опыта. Прежде всего, необходимо уделить внимание человеческим ресурсам как одному из главнейших факторов сельскохозяйственного производства. Оптимистический вариант решения проблем в аграрном секторе экономики России возможен при значительных государственных инвестициях в сельскохозяйственное производство, социальную инфраструктуру села, в стимулирование позитивных изменений в демографической ситуации.

Таким образом, разработка комплекса

мер по устойчивому развитию сельских территорий должна быть сосредоточена на:

- усилении социальной направленности экономики в аграрном секторе;

- обеспечении сельской местности средствами телекоммуникативной связи, создании благоприятных бытовых условий;

- внедрении инновационных технологи й и техники в сельскохозяйственное производство;

- поддержке местных сельхозтоваропроизводителей не только на общегосударственном, но и на региональном уровнях;

- обеспечении рационального использования ресурсов;

- сохранении культурно-исторического и природного наследия.

Литература

1. htpp: // mcx.ru / index. Html, he_id

2. Trends In Rural Policymaking And Institutional Frameworks, OECD, 1999.

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИИ В ЕВРОСОЮЗЕ

Н.В. Леонова, асп. Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева

На сельские территории стран ЕС приходится 90% площади, с каждым годом они становятся все более привлекательным местом для жизни горожан. Наряду с продолжающимся сокращением сельскохозяйственной занятости все большее количество людей переезжает из города в село жить и работать, в связи с чем усиление политики развития в этом направлении стало решающим приоритетом для ЕС в последние годы.

Ранее аграрная политика ЕС, главным образом, была направлена на инвестиционную поддержку сельского хозяйства. Она включала финансирование от производства и сбыта продовольствия до дальнейшего улучшения структуры сельского хозяйства и повышения его конкурентоспособности. Постепенно внимание стало уделяться еще и трудовому капиталу (преждевременный выход на пенсию, профессиональное обучение). В 70-е гг., в связи со сложившейся ситуацией в ЕС, появляются новые задачи: остановить миграцию из сельских территорий и сохранить окружающую среду и ландшафт. А в середине 90-х гг. ЕС предусматривает изменение структуры сельского хозяйства и развитие сельских территорий.

При разработке планов развития аграрной политики в «Повестке дня - 2000» были намечены мероприятия, призванные оживить экономику сельских районов: диверсификация

деятельности, инновации в сельскохозяйственном производстве, повышение качества продукции. Ставились задачи сделать сельское хозяйство более конкурентоспособным, а также выровнять уровень жизни в городе и на селе. Еще больший акцент на развитии сельских территорий был сделан при реформировании аграрной политики ЕС в 2003 г. Внимание стало уделяться не росту производства продовольствия, а улучшению качества продуктов питания, защите животных и охране окружающей среды.

На 2007-2013 гг. принята новая стратегия развития сельских территорий, которая ставит следующие цели:

- улучшение конкурентоспособности сельского и лесного хозяйства;

- содействие управлению территорией и улучшение окружающей среды;

- улучшение качества жизни и содействие диверсификации экономической деятельности.

В рамках данной реформы выделяют три тематические оси, соответствующие целям программы (рис. 1). В свою очередь, тематические оси дополняются «методической» - LEADER, которая направлена на объединение усилий населения по разработке стратегий продолжительного развития, улучшению системы управления и выявлению потенциалов роста сельских территорий.

Ось 1

Конкурентоспособность

1

Ось 2 Окружающая среда +

Управление территориями Рис. 1. Новые оси развития сельских территорий ЕС в 2007-2013 гг.

сь 3

Диверсификация экономики +

Качество жизни

Для каждой тематической оси существует определенный набор первоначальных мероприятий сельского развития, из которых страны ЕС выбирают наиболее им подходящие. При этом каждая программа должна включать, по меньшей мере, три больших мероприятия по трем тематическим осям. Чтобы каждое из направлений успешно развивалось, определен минимум финансирования для каждой оси: для осей 1 и 3 - от 10%, для оси 2 - от 25%. Для оси LEADER минимум составляет 5%, причем расходы LEADER относятся ко всем трем осям.

Мероприятия оси 1 направлены на улучшение конкурентоспособности и развитие сильного динамичного европейского аграрного и лесного сектора. Данная цель достигается при помощи внедрения инноваций и новых технологий, модернизации аграрного сектора, улучшения качества продукции, но при обязательном учете многообразия потенциала и особенностей сельских территорий.

Несмотря на то, что сельскохозяйственная деятельность в последнее время теряет свое экономическое значение, она продолжает оставаться важным фактором социально-экономического роста сельских районов. Вследствие этого эффективность и конкурентоспособность по-прежнему являются важными целями. При этом повышение конкурентоспособности обязательно предусматривает равновесие между рентабельностью производства, охраной окружающей среды и социальным аспектом. Мероприятия данной оси можно объединить по следующим направлениям:

1) трудовые ресурсы (поддержка молодых фермеров, содействие преждевременному выходу на пенсию, повышение квалификации и обучение, а также организация работы инфор-мационно-консультационных служб);

2) инвестиционный капитал (содействие в модернизации, внедрении новых технологий и инноваций, развитии нового продукта и инфраструктуры);

3) качество пищевых продуктов (поддержка фермеров в улучшении производства экологически качественной продукции);

4) переходные мероприятия для стран-участников (поддержка при переходе на новые, не включенные в национальные, стандарты ЕС).

Мероприятия оси 2 преследуют цель улучшения окружающей среды и ландшафта.

Для этого важны сохранение биологического разнообразия, развитие сельскохозяйственных, лесных и водных систем, учет климатических особенностей. Здесь выделяют два направления развития.

1. Долговременное ведение экологического сельского хозяйства. Фермеры, производящие высококачественную продукцию, будут в течение пяти лет ежегодно получать гранты ЕС в размере 3 тыс. евро [1]. В некоторых случаях могут устанавливаться более длительные периоды финансирования. Предусматриваются также платежи фермерам, информирующим потребителей о продаваемой ими продукции, произведенной в соответствии с экологическими требованиями (компенсируются до 70% затрат на рекламу и информационно-консультационные мероприятия). Мероприятия защиты окружающей среды в аграрном секторе являются обязательными и должны приниматься в каждой программе по развитию сельских территорий.

2. Лесное хозяйство это существенная составная часть сельских территорий. Леса являются основными поставщиками сырья, играют значительную роль в экономическом благосостоянии, обеспечивают сохранение многообразия видов, участвуют в цикле образования углерода, в водном балансе, помогают при контроле эрозии и при предотвращении стихийных бедствий. В этой связи предусматривается содействие лесоразведению, мероприятиям по восстановлению лесного потенциала, профилактическим мероприятиям, а также мероприятиям по защите окружающей среды леса.

Мероприятия оси 3. В рамках данной оси ставится важная задача повышения качества жизни на сельских территориях за счет диверсификации сельской экономики. Основные усилия в области диверсификации направлены на развитие мелкого бизнеса, связанного с производством, переработкой продукции, ремесленным производством, деревообработкой, торговлей, сферой услуг, а также на развитие сельского туризма. Для создания благоприятных условий жизни и сохранения привлекательности сельской местности для населения, особенно для молодежи, важными являются возможности получения образования, повышения квалификации, проведения культурных мероприятий, сохранение местных традиций и культурного наследия.

На данном этапе развития аграрной политики ЕС основное внимание уделяет социальной и экологической функциям. Стимулируются виды деятельности, направленные на охрану природы и сохранение традиционных сельских ландшафтов. Экологические услуги, предоставляемые фермерами обществу, теперь оплачиваются. Поощряется участие местных жителей в работах по обновлению деревень, проявление ими различных инициатив по устойчивому развитию местности. В решении проблемы занятости и увеличения доходов сельского населения большое значение придается мероприятиям, позволяющим диверсифицировать производство. На проведение всех этих мероприятий из бюджета ЕС выделяются значительные денежные средства в размере 77,66 млрд евро в целом [2].

Все это позволит повысить конкурентоспособность продукции, производимой на сельских территориях ЕС, и осуществить преобра-

зования в сельской местности, приблизив уровень жизни на селе к уровню жизни в городе.

Данный опыт ЕС может послужить хорошим примером для развития сельских территорий в России, но при этом необходимо учитывать территориальные, экономические, социальные, демографические, национальные и экологические особенности нашей страны.

Литература

1. Покровская, С.Ф. Развитие сельской местности в свете реформ аграрной политики в странах Евросоюза/ С.Ф. Покровская// Агропромышленное производство: опыт, проблемы и тенденции развития. - 2006. - № 2.

2. Fact Sheet: die EU-Politik zur Forderung der Ent-wicklung des landlichen Raums 2007-

2013.//http://ec.europa.eu/agriculture/publi/fact/ru rdev 2007.

3. GAP - die Gemeinsame Agrarpolitik erklaert // http://ec.europa.eu/agriculture/publi/capexplained.

23.8. США

ОПЫТ США ПО РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ ШТАТА ОГАЙО

Е.П. Макарова, к.э.н., ст. науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики

им. А.А. Никонова

Вопросы развития сельских территорий и бедности на селе находятся в фокусе внимания американских властей начиная с 1950-х гг., когда была принята первая национальная программа. Позже президент Джонсон основал Национальную совещательную комиссию по сельской бедности, которая в своем докладе «Люди, оставленные позади», среди основных отрицательных явлений на селе указала бедность, плохое жилье, сравнительный недостаток социального и экономического развития. Другой доклад - «Новая жизнь на селе» был подготовлен по поручению Президента Никсона в 1970 г. После этого был принят широкий спектр законодательных актов, в основном, в виде законов о миграции труда, обеспечении жильем в сельской местности, специальных программах кредитования, а также ряд федеральных программ, направленных на улучшение экономического благосостояния сельских жителей. Другие законодательные акты обеспечивают широкий ряд программ по исследованиям и внедрению их результатов.

Минсельхоз США является ведущим федеральным ведомством в сфере развития сельских территорий в соответствии с законом 1980 г. «О политике развития сельских территорий». Тем не менее ряд других федеральный ведомств, включая Агентство защиты окружающей среды, Министерство городского развития и жилья, Министерство труда, Министерство торговли, Министерство здравоохранения,

Администрацию малого бизнеса и Департамент национальной безопасности, имеют свои значительные программы сельского развития.

Отдел Минсельхоза США по сельскому развитию был создан в 1935 г., во время депрессии, для стабилизации сельского хозяйства и, в частности, электрификации сельских территорий. В настоящее время в связи с тем, что сельская Америка значительно изменилась, разнообразна и динамична, отдел тоже меняется, его цель на будущее - компьютеризация и возобновляемые источники энергии.

Если в первых программах сельского развития Минсельхозу США отводилась роль выдачи займов, то к настоящему времени программы получили инвестиционный характер; они создают рабочие места, способствуют развитию бизнеса на селе и обеспечивают местные сообщества необходимыми коммуникациями и жильем. Текущая направленность деятельности Минсельхоза - построить жизнеспособные и устойчивые сельские сообщества.

Отдел Минсельхоза США по сельскому развитию определяет сельское развитие как улучшение всего комплекса условий сельского сообщества, включая экономические и другие показатели жизни, такие, как окружающая среда, здоровье, инфраструктура, жилье. Цель отдела состоит в улучшении экономических возможностей и качества жизни в сельской Америке. Минсельхоз США убежден, что сель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.