Молодин В. И. От древних культур к современным народам // Народы Западной Сибири / отв. ред. И. Н. Гемуев, В. И. Молодин, З. П. Соколова. М.: Наука, 2005. С. 18-56.
Новгородова Э. А. В стране петроглифов и эдельвейсов. М.: Знание, 1982. 80 с.
Окладников А. П. Петроглифы Монголии. Л.: Наука, 1981. 228 с. Полосьмак Н. В., Баркова Л. Л. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV-III вв. до н.э.). Новосибирск: ИНФОЛИО, 2005. 229 с.
Полосьмак Н. В. Всадники Укока. Новосибирск: Инфолио-Пресс, 2001.
336 с.
Пугачев М. И. Тофалария. Оленеводство. Питание оленевода. URL: http://www.tofalaria.ru/history-olenevodstvo_4.htm (дата обращения: 03.02.2020).
Рак И. В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. СПб.; М., 1999.
560 с.
Рассадин И. В. Особенности оленеводства у народов саянской горной страны в прошлом и настоящем // Вестник Новосибирского гос. университета. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 3. С. 136-141.
Тихонова М. В. Энцы // Народы Западной Сибири. М.: Наука, 2005. С. 493-501.
Тишкин А. А., Дашковский П. К. Социальная структура и система мировоззрения населения Алтая скифской эпохи. Барнуал: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2003. 430 с.
Тучкова Н. А. Селькупы. Материальная культура // Народы Западной Сибири. М.: Наука, 2005. С. 329-346.
Шнирельман В. А. Происхождение скотоводства (культурно-историческая проблема). М.: Наука, 1980. 334 с.
Сведения об авторе
Ямаева Елизавета Еркиновна
доктор исторических наук Горно-Алтайский государственный университет
Elizaveta E. Yamaeva
Doctor of Historical Sciences, Gorno-Altai State University
РСН: 10.37614/2307-5252.2020.1.18.006 УДК 903.27
В. А. Лихачёв
НОВЫЕ НАХОДКИ СКОПЛЕНИЙ ПЕТРОГЛИФОВ НА КАНОЗЕРЕ (ПЕРИОД 2017-2019)
Аннотация
За период 2017-2019 годов на скалах Канозера было выявлено пять новых групп петроглифов и значительное количество неизвестных ранее изображений в уже задокументированных скоплениях петроглифов. Обнаружению петроглифов
способствовало применение методики фотограмметрии, а также тщательная ночная фотосъемка скал с петроглифами. В данной публикации представлены находки пяти новых групп петроглифов. Общее количество выбивок в них (группах) более 40. Эти находки расширяют наши представления о стилистическом разнообразии петроглифов Канозера, о диапазоне высот, на которых выбивались стилистически близкие петроглифы. В данной работе вводятся в научный оборот новые мотивы и композиции наскальных изображений, как имеющие аналоги, так и ранее не характерные для Канозера. Ключевые слова:
Канозеро, петроглифы, наскальные рисунки, Фенноскандия, новые находки, археология, наскальное искусство, фотограмметрия, объекты культурного наследия.
Vadim A. Likhachev
NEW FINDINGS OF CLUSTERS OF PETROGLYPHES ON CANOZERO (PERIOD 2017-2019)
Abstract
For the period 2017-2019 five new groups of petroglyphs and a significant number of previously unknown ones in already documented panels of petroglyphs were revealed on the rocky islands of the Kanozero Lake. The discovery of petroglyphs was facilitated by the use of photogrammetric techniques, as well as careful night photographing of rocks with petroglyphs. This publication presents findings of five new panels with more than 40 petroglyphs in total. These findings expand our ideas about the stylistic diversity of the Kanozero petroglyphs, about the range of heights above level of the lake on which stylistically close petroglyphs were made. In this work, new motifs and compositions of rock carvings are introduced, both having analogues and previously not typical of Kanozero. Keywords
Kanozero, rock carvings, documentation of petroglyphs, new finds, rock art, photogrammetry, objects of cultural heritage.
Введение
Наскальные рисунки Канозера расположены на островах озера Канозеро (озерное расширение реки Умба) в южной части Кольского полуострова (Мурманская область). Наряду с такими скоплениями, как Альта, Немфорсен, Винген, Беломорск и Онежское озеро, они относятся к крупным скоплениям петроглифов «охотничьей традиции» Фенноскандии [Шумкин, 2000; Poikalainen, 2004; Gjerde, 2010; Колпаков, Шумкин, 2012; Лобанова, 2015; Janik, 2017 и др.], количество рисунков в которых превышает 1000, и являются третьим известным на Кольском полуострове местом находки наскального искусства (рис. 1).
Петроглифы Канозера были обнаружены во время экспедиции краеведческого музея Ловозерского ГОКа (п. Ревда) волонтером музея Юрием Ивановым [Иванов, 2001; Лихачев, 2007, 2011]. С 1997 по июнь 1999 года петроглифы исследовались экспедициями музея Ловозерского ГОКа [Likhachev, 2018], с сентября 1999-го — Кольской археологической экспедицией (рук. В. Я. Шумкин).
Поиск и документация петроглифов ведется с момента их открытия в 1997 году. Некоторые результаты исследований публиковались в ряде статей и книг [Kolpakov еt al., 2008; Gjerde, 2010; Лихачёв, 2011]. Наиболее полным каталогом изображений Канозера является книга «Петроглифы Канозера» [Колпаков, Шумкин, 2012], где по состоянию на 2011 год определено более 1200 выбивок в 18 группах на трех островах и одном «материковом» скальном выходе [Колпаков, Шумкин, 2012: 16].
00
Рис. 1. Расположение некоторых скоплений петроглифов Северной Фенноскандии (охотничья традиция):
1 — Канозеро; 2 — Беломорск; 3 — Онежское озеро; 4 — Поной; 5 — Рыбачий; 6 — Альта; 7 — Форсельв; 8 — Немфорсен; 9 — Винген. Иллюстрация на основе космоснимка Google Earth В. Лихачёва
Летом 2017 года сотрудники музея «Петроглифы Канозера» начали работы по документации петроглифов, продолжив их летом 2018-го и летом и осенью 2019 года. За данный период были выявлены и задокументированы пять новых групп петроглифов (Каменный 8, Каменный 9, Каменный 10, Еловый 7, Горелый 5), открыты неизвестные ранее изображения практически во всех других группах на островах Каменный (Каменный 1, Каменный 3, Каменный 4, Каменный 5, Каменный 7), Еловый (Еловый 1, Еловый 3, Еловый 4, Еловый 6) и Горелый (Горелый 1, Горелый 2, Горелый 3, Горелый 4). Собран материал для уточнения деталей многих задокументированных ранее изображений и микрорельефа скал с петроглифами на всех известных скоплениях (рис. 2, 3).
Рис. 2. Карта Канозера. Иллюстрация В. Лихачёва
Рис. 3. Расположение групп на островах Канозера: Каменный (1); Еловый (2); Горелый (3). Иллюстрация на основе космоснимка Неге WeGo В. Лихачёва
Выявление новых изображений и уточнение старых во многом стало возможно благодаря применению новых методик документации, в первую очередь фотограмметрии [Лихачёв, 2017]. Успеху способствовал чрезвычайно низкий уровень воды в озере летом 2018 и 2019 годов, а также возможность работы на скоплениях в темное время суток в августе и сентябре.
Метод выявления
В качестве методов документации петроглифов использовались ночная фотосъемка и фотограмметрия.
Ночная фотосъемка выполнялась под разными углами по отношению к поверхности скалы с петроглифами в комбинации с освещением с различных сторон отдельного петроглифа или группы петроглифов.
Фотограмметрия представляет собой создание 3D-модели из серии фотографий поверхности скалы с петроглифами с помощью программного обеспечения [Rabitz, 2013; Meije, 2015; Лихачёв, 2017]. В данном случае использовалась программа Agisoft Photoscan. Дальнейший анализ 3D-моделей осуществлялся с помощью программы MeshLab.
Создание 3D-моделей и их последующий анализ позволяет запечатлеть значительные участки скал с петроглифами с точной фиксацией микрорельефа, расположения петроглифов относительно друг друга, сделать проекции контуров скал. Также данная методика вкупе с ночной съемкой дает возможность обнаружить и проследить слабые выбивки, наложения выбивок. Проанализированные в программе Meshlab модели с помощью программных фильтров (например, Radiance scale) позволяют выявить изображения при моделировании «эффекта протирки» (рис. 36). По снимкам, полученным в результате анализа 3D-моделей, можно делать прорисовки изображений в графических редакторах и выводить схемы для публикации. 3D-модели также можно использовать в компьютерных презентациях, в музейных программах презентации, для распечатывания объемных копий на 3D-принтерах с последующим их экспонированием.
Новые группы
Во время полевого сезона 2017 года были обнаружены и задокументированы две новые группы с петроглифами (Каменный 8, Каменный 9). В июле 2018 года
была выявлена группа Еловый 7, в июне 2019 года — камень KS1 (Kamenniy Stone 1 ) с предполагаемой выбивкой на острове Каменный, 26 июля 2019 года — группа Каменный 10, а 28 сентября — группа Горелый 5.
Новые группы острова Каменный: Каменный 9, Каменный 8 и Каменный 10 (рис. 4, 5).
Рис. 4. Расположение новых выявленных групп с петроглифами. Иллюстрация на основе космоснимка Here WeGo В. Лихачёва
Рис. 5. Расположение новых выявленных групп с петроглифами. Фото В. Лихачёва
Каменный 8.
Документация петроглифов начата в июне 2017 года. Группа расположена на самой высокой точке острова Каменный — его скалистой вершине, на высоте 18 м от уровня озера. Устные сообщения о нахождении выбивок на данной скале поступали и ранее, но документального подтверждения опубликовано не было. На данный момент в группе выявлено шесть петроглифов: пять из них антропоморфных, одно изображение похоже на лодку. Об одном из петроглифов можно говорить с уверенностью, что это женский антропоморф. Два изображения образуют композицию.
Петроглифы тематически и по стилю близки к выбивкам на скале Одинокая и некоторым петроглифам острова Еловый (Еловый 3), острова Горелый (Горелый 1) и Каменный 7, Каменный 6. Петроглифы находятся на самой высокой точке острова Каменный, на высоте 18 м над уровнем зеркала озера (рис. 6-9).
Рис. 6. Вид на скопление петроглифов в северо-западном направлении. Фото П. Горбачёва, 2018 г.
Каменный 9.
Группа петроглифов выявлена в июле 2017 года. Выбивки представляют собой чашечные углубления (около 15 штук). Размер чашечного углубления варьирует от 2,5 до 4 см, глубина — 1,5-2 см. Характер выбивки: края сильно сглажены.
Петроглифы расположены на той же скале, что и группа Каменный 1, но на нижнем уступе у воды. Максимальная высота над уровнем зеркала озера, где встречаются выбивки, около 1,5 м.
Рис. 7. Схема скопления группы Каменный 8 на 3D-модели
Рис. 8. Некоторые петроглифы группы Каменный 8 на 3D-модели. 3Б-обработка В. Лихачёва
Рис. 9. Некоторые петроглифы группы Каменный 8. Ночная съемка. Фото В. Лихачёва
Возможно, рядом существовали другие менее глубокие выбивки, которые не сохранились, поскольку данный участок скалы сильно затирается весенними ледоходами. Рядом с чашечными углублениями выбиты надписи туристов, вероятно, поэтому данные петроглифы не были замечены ранее. Мы предполагаем, что данные чашечные углубления могли использоваться для небольших жертвоприношений. К скале можно было подплыть на лодке и оставить небольшую жертву, не поднимаясь к петроглифам, расположенным выше на других скалах.
Рис. 10. Общий вид на скалу. У подножия скалы, ближе к каменной косе, расположена группа Каменный 9. На верхней площадке скалы, перед соснами расположена группа Каменный 1. Фото В. Лихачёва, 2018 г.
Чашечные углубления встречаются среди петроглифов Канозера (например, в группах Каменный 1, Каменный 7, Каменный 4, Еловый 1).
По данным Кольской археологической экспедиции, всего их насчитывается 70 [Колпаков, Шумкин, 2012: 290]. Петроглифы данного типа являются самой распространенной выбивкой среди наскальных рисунков бронзового века Южной Фенноскандии (в особенности ее южной части). В этом регионе не редки находки групп петроглифов, состоящих исключительно из чашечных углублений (рис. 10-14).
Рис. 11. Расположение группы Каменный 9 относительно группы Каменный 1. Скриншот с 3D-модели. Обработка В. Лихачёва
Рис. 12. Группа Каменный 9 и ее увеличенный фрагмент (стрелками показаны некоторые чашечные углубления). Скриншот 3D-модели. Обработка В. Лихачёва
Рис. 13. Чашечные углубления — основной тип выбивок группы Каменный 9. Фото В. Лихачёва
Рис. 14. Группа Каменный 9. Отдельное чашечное углубление. Фото В. Лихачёва
Каменный 10.
Группа выявлена 26 июля 2019 года. Данное скопление петроглифов расположено к северо-востоку от группы Каменный 4, между группами Каменный 4 и Каменный 6, на высоте около 3 м над уровнем зеркала озера, на 1 м выше ближайшего скопления Каменный 4. Каменный 10 и Каменный 4 отделены друг от друга озерными наносами (валуны и галечник, местами покрытые почвой и растительностью). Поверхность скалы сильно эродирована, поэтому выбивки плохо распознаваемы. Несколько петроглифов представляют собой веретенообразные контурные изображения, похожие на следы снегоступов в группе Каменный 1. Также угадываются антропоморфная фигура в фас, неясная фигура, похожая на лодку, и ряд чашечных углублений. Всего выявлено более десяти петроглифов (рис. 15-20).
Рис. 15. Расположение группы Каменный 10 относительно группы Каменный 4. Вид с северной стороны. Фото В. Лихачёва
Рис. 16. Скриншот с 3D-модели группы Каменный 10. В красном квадрате выделено место скопления петроглифов. Обработка В. Лихачёва
Рис. 17. Скриншот с 3D-модели группы Каменный 10. Фрагмент скалы с петроглифами. Обработка В. Лихачёва
Рис. 18. Группа Каменный 10. Фрагмент скалы с петроглифами. Ночное фото В. Лихачёва, 2019 г.
Рис. 19. Фрагмент группы Каменный10. «Веретенообразные» контурные фигуры. Ночное фото В. Лихачёва, 2019 г.
Рис. 20. Фрагмент группы Каменный 10. Неясная «антропоморфная» фигура и чашечное углубление. Ночное фото В. Лихачёва, 2019 г.
Отдельный валун KS1.
Выявлен в июне 2019 года. Расположен у воды между группами К5 и К2. Камень сильно эродирован: заглажен прибойной волной и покрыт шрамами от весенних ледоходов.
Горная порода — метаперидотит — подобна той, из которой состоят скалы острова. Предполагается, что на камне есть выбивка — «неровный овал с чашечным углублением посередине». Сделать уверенное экспертное заключение о том, что на камне есть петроглиф, либо опровергнуть это предположение на данный момент сложно. Камень расположен в прибойной зоне (рис. 21-23).
Рис. 21. Камень с предполагаемым петроглифом ^1. Общий вид. Фото В. Лихачёва, 2019 г.
Рис. 22. Камень с предполагаемым петроглифом :
слева — скриншот с 3D-модели; справа — предполагаемый рисунок обведен. Обработка В. Лихачёва, 2019 г.
Рис. 23. Камень с предполагаемым петроглифом ^1. Ночная съемка под различными углами освещения. Фото В. Лихачёва, 2019 г.
Еловый 7.
Группа обнаружена в августе 2018 года. Расположена на отдельном скальном выходе между группами Еловый 4 и Еловый 3.
В группе представлены изображения лодок с лосиноголовыми форштевнями и сцены морской охоты с них на белух. Размер изображений — от 20 до 60 см (лодки). На данный момент можно различить изображения шести лодок и четырех белух и одно неясное изображение с кругом. Глубина изображений 3-10 мм. Поверхность скалы сильно эродированная. Группа расположена близко к воде, поэтому часто заливается (рис. 24-32).
Рис. 24. Расположение групп с петроглифами. Остров Еловый. Фото и комментарии В. Лихачёва
Рис. 25. Расположение группы Еловый 7. Космоснимок. Иллюстрация на основе космоснимка Here WeGo В. Лихачёва
Рис. 26. Расположение групп Еловый 7 и Еловый 4. Фото И. Георгиевского. Иллюстрация В. Лихачёва
Рис. 27. Группы Еловый 4 и Еловый 7 с расположением петроглифов. Скриншот с 3D-модели. Обработка В. Лихачёва
Рис. 28. Петроглифы группы Еловый 7. Прорисовка на скриншоте с 3D-модели: сверху — с текстурой; снизу — без текстуры. Обработка В. Лихачёва
Рис. 29. Вид на скалу с группой Еловый 7 со скалы группы Еловый 4. Фото В. Лихачёва, 2018 г.
Рис. 30. Петроглифы группы Еловый 7:
слева — в момент открытия до расчистки скалы ото мха; справа — после расчистки скалы ото мха. Фото В. Лихачёва, П. Горбачёва, 2018 г.
Рис. 31. Некоторые петроглифы группы Еловый 7 после расчистки скалы. Ночная съемка. Фото В. Лихачёва, август 2018 г.
Рис. 32. Петроглифы группы Еловый 7. Скриншот с 3D-модели:
слева — без текстуры с тенями; справа — с фильтром radiance scaling. Обработка В. Лихачёва
Горелый 5.
Группа Горелый 5 расположена в северной части острова. В группе представлена контурная фигура; предполагается, что это изображение лодки. Размер фигуры около 50 см. Рядом, возможно, фрагменты выбивок других фигур. Петроглиф расположен в прибойной зоне, поэтому не был выявлен ранее. Обнаружение стало возможным вследствие чрезвычайно низкого уровня озера в сентябре 2019 года. Аналогов данной выбивке на Канозере ранее не выявлено (рис. 33-37).
Рис. 33. Расположение группы Горелый 5. Иллюстрация на основе космоснимка Неге WeGo В. Лихачёва
Рис. 34. Вид на скалу с группой Горелый 5. Фото В. Лихачёва, 2019 г.
Рис. 35. Вид на скалу с группой Горелый 5. Петроглиф в центре кадра. Длина линейки 1 м. Фото В. Лихачёва, 2019 г.
Рис. 36. Контурный петроглиф «лодка» (?). Группа Горелый 5. Скриншот с 3D-модели: 1 — с текстурой, 2 — без текстуры с подкраской, 3 — без текстуры с тенями. Обработка В. Лихачёва, 2019 г.
Рис. 37. Фрагмент контурного петроглифа «лодка» (?), задняя часть. Группа Горелый 5. Скриншот с 3D-модели: слева — с текстурой (линейка в см); справа — без текстуры. Обработка В. Лихачева, 2019 г.
Некоторые выводы
Несмотря на значительную обследованность скал островов Канозера, выявление новых групп оказалось возможным в силу ряда причин, среди них:
1) падение уровня воды в озере;
2) применение новых методик — фотограмметрии и тщательной ночной фотосъемки;
3) непредвзятость в отношении таких выбивок, как «чашечные углубления», что позволило выявить группу Каменный 9. К сожалению, данный тип выбивок нередко выпадает из внимания российских исследователей.
Обнаруженные скопления рисунков имеют аналоги среди ранее выявленных. Высотные данные о расположении групп петроглифов могут быть полезны в выстраивании относительной хронологии и периодизации петроглифов.
Самая высокая на данный момент группа Каменный 8 (18 м) имеет аналоги с относительно низко расположенной группой скалы Одинокая (высота 1-1,5 м). Крупные изображения лодок и композиции морской охоты группы Еловый 7 (0,3-0,5) также имеют аналоги на различных высотах (группы Каменный 1 — выше 4 м, Каменный 7 — выше 8 м). Данные наблюдения свидетельствуют о том, что выбивание стилистически близких петроглифов происходило на высотных отметках в весьма широких диапазонах — от 0 до 8 м и от 1,5 до 18 м.
Выявленные группы необходимо поставить на учет, выделить охранные зоны. Камень с предполагаемым петроглифом возможно вывезти в музей. Работы по документации выявленных групп необходимо продолжить.
Благодарности
Благодарю за помощь в выявлении и документации новых наскальных рисунков специалиста музея «Петроглифы Канозера» Павла Горбачёва, директора музея Владимира Перевалова, а также волонтеров, работавших на Канозере летом 2017 и 2018 годов: Григория Ильина, Дмитрия Канунникова, Наталью Мальцеву, Ирину Йохна, Анастасию Ильину и других. За помощь в редактировании статьи благодарю археолога Надежду Лобанову (ИЯЛИ КарНЦ РАН).
Список сокращений
ГОК — горно-обогатительный комбинат
ИЯЛИ КарНЦ РАН — Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук
Список литературы
Иванов Ю. О. Некоторые проблемы изучения наскальных рисунков Кольского полуострова // Наука и бизнес на Мурмане. 2001. № 4: [Великая каменная летопись (новая находка наскальных изображений на Кольском полуострове)]. С. 23-25.
Колпаков Е. М., Шумкин В. Я. Петроглифы Канозера. СПб.: Искусство России, 2012. 424 с.
Лихачёв В. А. Петроглифы Канозера // Наука и бизнес на Мурмане. 2001. № 4: [Великая каменная летопись (новая находка наскальных изображений на Кольском полуострове)]. С. 5-20.
Лихачёв В. А. Петроглифы Канозера: новые методы изучения и новые находки // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. 2017. № 9, вып.12. С. 113-120.
Лихачёв В. А. Петроглифы оз. Канозеро: история открытия // Кольский сборник. СПб.: Ин-т истории материальной культуры РАН, 2007. С. 146-154.
Лихачёв В. А. Рисунки Канозера: открытие, изучение, сохранение / Кольский центр охраны дикой природы; Кольская археологическая экспедиция ИИМК РАН. Апатиты, 2011. 126 с.
Лобанова Н. В. Петроглифы Онежского озера. M.: Русский фонд содействия образованию и науке. 2015. 440 с.
Шумкин В. Я. Новые петроглифы Кольского полуострова // Археологические открытия 1998 года. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 68-69.
Шумкин В. Я. Отчет Кольской археологической экспедиции ИИМК РАН о работах на наскальном комплексе «Петроглифы Канозера» в Мурманской области в 2008 г. / Ин-т истории материальной культуры РАН. СПб., 2009. 21 с.
Gjerde J. Rock Art and Landscapes: studies of Stone Age rock art from Northern Fennoscandia. PhD: University of Troms0. 2010. URL: https://www.researchgate.net/publication/47421062_Rock_art_and_landscapes_studie s_of_Stone_Age_rock_art_from_northern_Fennoscandia (accessed 14.01.2020).
JanikL. Rock art as an independent evidence of prehistoric marine hunting: the case of harpoon and float in the rock art of Eastern Scandinavian Peninsula, Russia and Bangudae, Korea // Whale on the rock / S. Lee (ed.). Ulsan: Ulsan petroglyphs museum. 2017. P.101-109.
Kolpakov E., Murashkin A., Shumkin V. The Rock Carvings of Kanozero // Fennoscandia Archaeologica XXV. 2008. P. 86-96.
Likhachev V. Kanozero petroglyphs: history of discovery and investigation. Adoranten // Yearbook of the Scandinavian Society for Prehistoric Art (Sweden) / Museum of Rock Carvings. Tanum. 2018. P. 48-71. URL: http://www.rockartscandinavia.com/kanozero-petroglyphs-history-of-discovery-and-investigation-by-vadim-likhachev-aa141.php (accessed 14.01.2020).
Meijer E. Structure from Motion as documentation technique for Rock. Adoranten // Yearbook of the Scandinavian Society for Prehistoric Art (Sweden) / Museum of Rock Carvings. Tanum. 2015. P. 66-73. URL: http://www.rockartscandinavia.com/structure-from-motion-as-documentation-technique-for-rock-art-by-ellen-meijer-aa110.php (accessed 14.01.2020).
Poikalainen V. Rock art of Lake Onega. Tartu, 2004. 63 p. Rabitz M. Photogrammetric scanning of rock carvings. Adoranten // Yearbook of the Scandinavian Society for Prehistoric Art (Sweden) / Museum of Rock Carvings. Tanum. 2013. P. 110-115. URL: http://www.rockartscandinavia.com/photogrammetric-scanning-of-rock-carvings-by-mette-rabitz-aa90.php (accessed 14.01.2020).
Сведения об авторе
Лихачёв Вадим Алексеевич
аспирант факультета дизайна и искусств Университета Лапландии (Рованиеми, Финляндия); специалист по сохранению объектов культурного наследия МАУК музей-заповедник «Петроглифы Канозера», пос. Умба
Vadim A. Likhachev
Post-graduate student of the Faculty of Design and Arts of the University of Lapland (Rovaniemi, Finland). The specialist for preservation of the cultural heritage, The Kanozero Petroglyphs museum, Umba town