Научная статья на тему 'Новые находки колчанных крюков сяньбийско-жужанского времени с территории Алтая'

Новые находки колчанных крюков сяньбийско-жужанского времени с территории Алтая Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
57
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙ / ЧОБУРАК-I / СЯНЬБИЙСКО-ЖУЖАНСКОЕ ВРЕМЯ / БУЛАН-КОБИНСКАЯ КУЛЬТУРА / СНАРЯЖЕНИЕ / КОЛЧАННЫЙ КРЮК / ХРОНОЛОГИЯ / ALTAI / CHOBURAK-I / XIANBEI-ROURAN TIME / BULAN-KOBINSKAYA CULTURE / EQUIPMENT / QUIVER HOOK / CHRONOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Серегин Н.Н., Тишкин А.А., Матренин С.С., Паршикова Т.С.

В статье осуществлена публикация трех колчанных крюков, обнаруженных в ходе раскопок курганов №31а, 32 и 34а погребально-поминального комплекса Чобурак-I. Обозначенный памятник располагается на правом берегу Катуни, в 3,6 км к югу от с. Еланда Чемальского района Республики Алтай. Представлена развернутая характеристика морфологии найденных изделий, а также приведены сведения об особенностях размещения данных предметов в погребениях. Суммирована информация об аналогиях колчанным крюкам с поперечной планкой из памятников булан-кобинской культуры, относящихся ко 2-й четверти I тыс. н.э. Вводимые в научный оборот материалы расширяют источниковую базу для разностороннего изучения снаряжения населения Алтая сяньбийско-жужанского времени, а также для продолжения исследований, направленных на детализацию этапов эволюции материальной культуры кочевников региона рубежа периода поздней древности и раннего средневековья.The article publishes three quiver hooks discovered during the excavations of barrows no.31a, 32, 34a of the funeral-memorial complex Choburak-I. This site is located on the right bank of the Katun river, 3.6 km to the south of the Elanda village in the Chemal district of the Altai Republic. The article presents a detailed description of the morphology of the products found, and the information on the features of the placement of these objects in burials. The authors provide information on the analogies to quiver hooks with a transverse bar from the sites of Bulan-Kobinskaya culture dating back to the 2nd quarter of the 1st millennium AD. The materials introduced into scientific use expand the source base for a comprehensive study of the equipment of the Altai population of the Xianbei-Rouran time and continue research on detailing the stages of the evolution of the nomads’ material culture in the region at the turn of the era of late antiquity and early Middle Ages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Серегин Н.Н., Тишкин А.А., Матренин С.С., Паршикова Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые находки колчанных крюков сяньбийско-жужанского времени с территории Алтая»

N.N. Seregin, N.F. Stepanova

Altai State University, Barnaul, Russia;

Institute of Archaeology and Ethnography SB RAS, Novosibirsk, Russia

GORNY-10 BURIAL GROUND (ALTAI FOOTHILLS): history of research and prospects for studying materials

The article presents the results and prospects of the study of the Gomy-10 burial ground, which at present can be considered as a reference archaeological complex to study the history of the tribes of the Forest-Steppe Altai in the era of the Turkic kaganates. The authors present a brief description of the process of researching of this site, the experience of interpreting the materials obtained, and further prospects for studying the available data. In the field seasons 1997, 2000-2003 expeditions under the leadership of M.T. Abdulganeev opened 75 graves of the early Middle Ages on the burials, located on the area of 2214 square meters. In addition, in 2014 a series of objects of the complex, some of which may also refer to a designated chronological period, was investigated by G.V. Kubarev. The accumulated materials demonstrate both the general and very specific characteristics of the funerary rites and the subject complex of the population that left the Gorny-10 burial ground. The implementation of a focused interdisciplinary study of available data will allow considering the historical fate of the early medieval tribes of the region on the new level in the context of complex processes that characterize the periphery of the nomadic empires of Central Asia in the era of the Turkic kaganates.

Key words: burial ground, the era of the Turkic kaganates, Forest-Steppe Altai, history of research, funeral rite, subject complex.

УДК 902(571.151)

Н.Н. Серегин1, А.А. Тишкин1, С.С. Матренин12, Т.С. Паршикова1

'Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия; 2Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия

НОВЫЕ НАХОДКИ КОЛЧАННЫХ КРЮКОВ СЯНЬБИЙСКО-ЖУЖАНСКОГО ВРЕМЕНИ С ТЕРРИТОРИИ АЛТАЯ

Работа выполнена при частичной финансовой поддержке РФФИ (проект №18-09-00536а, «Хронология археологических комплексов Алтая хуннуско-сяньбийского времени и раннего средневековья (II в. до н.э. - XI в. н.э.)»)

В статье осуществлена публикация трех колчанных крюков, обнаруженных в ходе раскопок курганов №31а, 32 и 34а погребально-поминального комплекса Чобурак-1. Обозначенный памятник располагается на правом берегу Катуни, в 3,6 км к югу от с. Еланда Чемальского района Республики Алтай. Представлена развернутая характеристика морфологии найденных изделий, а также приведены сведения об особенностях размещения данных предметов в погребениях. Суммирована информация об аналогиях колчанным крюкам с поперечной планкой из памятников булан-кобинской культуры, относящихся

ко 2-й четверти I тыс. н.э. Вводимые в научный оборот материалы расширяют источниковую базу для разностороннего изучения снаряжения населения Алтая сяньбийско-жужанского времени, а также для продолжения исследований, направленных на детализацию этапов эволюции материальной культуры кочевников региона рубежа периода поздней древности и раннего средневековья.

Ключевые слова: Алтай, Чобурак-1, сяньбийско-жужанское время, булан-ко-бинская культура, снаряжение, колчанный крюк, хронология.

На сегодняшний день снаряжение кочевников Алтая представлено разнообразными и многочисленными категориями артефактов из археологических памятников поздней древности и средневековья. Среди них имеется серия находок, обозначаемых как «колчанные крюки». Такие изделия применялись главным образом для закрепления футляров, в которые помещалось стрелковое оружие (лук, стрелы). Кроме того, они могли выполнять функцию застежек для отдельных саадачных поясов.

В монографическом издании источников по воинскому снаряжению кочевников Алтая II в. до н.э. - V в. н.э., подготовленном одним из авторов статьи, учтено не менее 36 экземпляров колчанных крюков из 13 погребальных комплексов булан-кобинской культуры: Айрыдаш-1, Балык-тыюль, Белый-Бом-П, Булан-Кобы-1У Верх-Уймон, Дялян, Кам-Тытугем, Кокса, Кок-Паш, Кызыл, Тянгыс-Тыт, Степушка, Яломан-П [Матренин, 2017, с. 9-11]. Данные предметы входили в состав сопроводительного инвентаря относительно небольшой группы захоронений лиц мужского пола (в том числе подростков) и не встречались в могилах женщин и детей. Современная практика классификации и типологии колчанных крюков оказалась результативной для установления датировки памятников рассматриваемого региона сяньбийско-жужанского времени (П-У вв. н.э.). Некоторые модификации застежек приобрели статус хронологических индикаторов для обоснования стадий эволюции материальной культуры номадов [Мамадаков, 1990; Николаев, 2000; Матренин, 2011, 2017; Тишкин, Матренин, 2012; Тишкин, Матренин, Шмидт, 2018].

Несмотря на имеющийся к настоящему моменту репрезентативный корпус находок колчанных крюков булан-кобинской культуры, обнаружение новых экземпляров таких вещей в раскапываемых закрытых археологических комплексах имеет большое значение для продолжения разностороннего изучения снаряжения населения Алтая рубежа поздней древности и раннего средневековья.

В настоящей публикации в научный оборот вводятся колчанные крюки, обнаруженные в ходе исследования погребально-поминального комплекса Чобурак-1 на территории Северного Алтая. Обозначенный памятник располагается на правом берегу Катуни, в 3,6 км к югу от с. Еланда Чемальского района Республики Алтай (рис. 1). В полевые сезоны 2015-2019 гг. Чемальская археологическая экспедиция Алтайского государственного университета под руководством одного из авторов статьи исследовала более 30 объектов, отражающих особенности мате-

риальной и духовной культуры населения данной части региона в энеолите - раннем средневековье [Серегин, Горбунов, Тишкин, 2016; Серегин и др., 2018а-б; и др.]. Отдельную группу изученных сооружений демонстрирует серия погребений эпохи Великого переселения народов. Остатки саадачных поясов, представленные железными крюками-застежками, присутствовали в трех мужских захоронениях.

Рис. 1. Место расположения археологического комплекса Чобурак-1. Карта-схема

Предлагаемое ниже описание зафиксированных элементов воинской экипировки осуществлялось в рамках следующего набора морфологических показателей: материал изделия; оформление основания крюка (главная часть корпуса в виде стержня или пластины); наличие или отсутствие поперечной планки (перекладины) на язычке (резко загнутый конец основания крюка в виде стержня или пластины, предназначенный для фиксации свободного конца ремня); оформление поперечной планки (прямое, фигурное) и окончания язычка без планки (простое, зооморфное); конструкция щитка (место неподвижного соединения крюка с ремнем, четко выделенное или плавно переходящее в основание); форма (абрис) щитка. В дополнение к указанным параметрам учитывались размеры элементов конструкции рассматриваемых изделий.

Курган №31а. Железный крюк (рис. 2.-7) лежал около левого плеча человека в непосредственной близости от скопления наконечников стрел, помещенных в колчан (древки и органическая основа футляра

полностью истлели). Основание крюка выполнено из прогнутого стрежня (размерами 0,7*0,35 см), имеющего прямоугольное и трапециевидное поперечное сечение. Общая длина сохранившейся части изделия составляет 5,4 см. Окончание язычка снабжено У-образной поперечной планкой (перекладина имеет сильный прогиб посередине) длиной 3,3 см. Щиток представляет собой пластину плохой сохранности шириной 1,1 см, плавно переходящую в основание и фиксирующуюся к ремню с помощью вставного шпенька-заклепки. Абрис щитка напоминает трапецию с непараллельными длинными сторонами.

Рис. 2. Железные колчанные крюки из комплекса Чобурак-1: ' - курган №31а; 2 - курган №34а; 3 - курган №32

Курган №32. Железный крюк (рис. 2.-3) располагался на ребрах человека. Основание его выполнено из прямого стержня плохой сохранности. Длина сохранившейся части изделия - 4,7 см. Окончание язычка простое (без поперечной планки). Щиток сильно поврежден коррозией, что не позволяет говорить о его конструкции, форме и способе соединения с ремнем.

Курган №34а. Железный крюк (рис. 2.-2) зафиксирован у левого плеча человека. Рядом с данной застежкой размещался набор наконечников стрел (древки и органический материал колчана не сохранились). Основание крюка в виде прогнутой пластины (размерами 1,1*0,4 см) выполнено из двух скованных стержней, о чем свидетельствует сохранившийся продольный «желобок», идущий по всей длине основания. Общая длина предмета - 7 см. Окончание язычка имеет У-образную поперечную планку длиной 3,9 см. Щиток представляет собой сомкнутую петлю округлой формы диаметром около 2 см, ориентированную просветом на лицевую сторону основания.

Все публикуемые крюки зафиксированы отдельно от основных поясов. В двух случаях они лежали рядом с колчанами у левого плеча, что является достаточно редкой ситуацией размещения таких застежек в захоронениях булан-кобинской культуры Алтая. Отсутствие в погребениях кожаной основы и элементов колчана, выполненных из органи-

а

ческих материалов, не позволяет указать способ подвижного соединения крюка, пояса и футляра для стрел.

Полученные вещественные материалы из памятника Чобурак-I расширяют серию колчанных крюков с поперечной планкой булан-ко-бинской культуры до 24 экземпляров. Находки изделий данной группы за пределами Алтае-Саянской горной страны происходят преимущественно из комплексов IV-V вв. н.э. [Асеев, Кириллов, Ковычев, 1984, с. 170, табл. VI.-8; XVIII.-1-3, 6; XX.-10; XXIII.-2; Кожомбердиев, Худяков, 1987, рис. 2.-10, 11; Худяков, 1991, рис. 30.-1-3, 5-7, 9; Засецкая, 1994, табл. 5.-12; 37.-21; 46.-19; Левина, 1994, рис. 139.-37; Yu Junyu, 1997, fig. 9.-3; Троицкая, Новиков, 1998, рис. 23.-9; Кириллов И.И., Ковычев, Кириллов О.И., 2000, рис. 75.-5; 76.-2; 80.-10; Боталов, Таиров, Любчанский, 2006, с. 112, рис. 37.-6; Дашибалов, 2011, рис. 21.-10]. Изучение археологических источников Восточного Забайкалья (памятники дуройского типа), Тувы (могильники Аймырлыг-XXXI и Кокэль), предгорий Кузнецкого Алатау (Усть-Абинский могильник) и обширной коллекции предметов с территории Алтая позволяет предполагать более раннее их появление (по-видимому, в конце III в. н.э.). Период использования колчанных крюков с поперечной планкой населением булан-ко-бинской культуры приходится на 2-ю четверть I тыс. н.э. [Матренин, 2017, с. 12-13]. Верхнюю хронологическую границу бытования подобных изделий на Алтае маркирует появление памятников кызыл-ташско-го этапа (2-я половина V - 1-я половина VI в.) культуры тюрок [Тишкин, Горбунов, Горбунова, 2011, с. 9, 19-21; Тишкин, Серегин, 2011, с. 24].

Колчанный крюк из кургана №31а памятника Чобурак-I по конструкции и форме щитка обнаруживает сходство с находками из Восточного Забайкалья (позднесяньбийский могильник Дурой-I, не ранее

III в. н.э.) и Северного Китая (погребение из Чаояна начала IV в. н.э.) [Yu Junyu, 1997, fig. 7.-3; Зюзин, 2008, с. 168]. Близкие по облику крюки, но снабженные прямой планкой, имеются в погребениях 2-й половины

IV - V в. н.э. памятников Степушка-I (курган №19) и Яломан-II (курган №31) [Тишкин, Матренин, 2012; Матренин, 2017, с. 11, рис. 2.-8, 9; Тишкин, Матренин, Шмидт, 2018, табл. 14.-2].

Колчанный крюк из кургана №34а комплекса Чобурак-I обнаруживает максимальное сходство с экземплярами из памятников Восточного Забайкалья, Тянь-Шаня и Восточного Приаралья, датирующихся не ранее IV в. н.э. [Кожомбердиев, Худяков, 1987, рис. 2.-10; Худяков, 1991, рис. 30.-5; Левина, 1994, рис. 139.-37]. В материалах булан-кобинской культуры близкие по оформлению образцы, отличающиеся абрисом щитка, происходят из погребения 2-й половины IV - V в. н.э. некрополя Яломан-II (курган №29) и скального захоронения на р. Кам-Тытугем [Худяков, Эбель, Кочеев, 1998; Тишкин, Матренин, 2012; Матренин, 2017, с. 11, рис. 2.-10, 11].

Железный крюк без поперечной планки с простым окончанием язычка из кургана №32 памятника Чобурак-I имел обломанный щиток.

Сравнительное изучение крюков с подобным оформлением язычка даже хорошей сохранности демонстрирует их невыразительность в плане хронологической интерпретации. Известные находки таких предметов происходят из памятников булан-кобинской культуры, датирующихся II-V вв. н.э. Данные изделия генетически не связаны с местными гарнитурами скифо-сакского времени.

В заключение следует отметить, что вещественные материалы из комплекса Чобурак-I в очередной раз подтверждают популярность у населения Алтая сяньбийско-жужанского времени крюков c поперечной планкой. Данные застежки являются одним из хронологических индикаторов поздней стадии бело-бомского этапа (конец III - середина IV в. н.э.), а также показательным элементом воинской экипировки верх-уймон-ского (2-я половина IV - V в. н.э.) этапа булан-кобинской культуры.

Библиографический список

Асеев И.В., Кириллов И.И., Ковычев Е.В. Кочевники Забайкалья в эпоху средневековья (по материалам погребений). Новосибирск, 1984. 201 с.

Боталов С.Г., Таиров А.Д., Любчанский И.Э. Курганы с «усами» урало-казахстанских степей. Челябинск, 2006. 232 с.

Дашибалов Б.Б. Древности хори-монголов: хунно-сяньбийское наследие Байкальской Сибири. Улан-Удэ, 2011. 174 с.

Засецкая И.П. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (конец IV - V в. н.э.). СПб., 1994. 224 с.

Зюзин А.В. Предметы вооружения из сяньбийского могильника Дурой-I в Восточном Забайкалье // Этнокультурная история Евразии: современные исследования и опыт реконструкций. Барнаул, 2008. С. 168-169.

Кириллов И.И., Ковычев Е.В., Кириллов О.И. Дарасунский комплекс археологических памятников. Восточное Забайкалье. Новосибирск, 2000. 176 с.

Кожомбердиев И.К., Худяков Ю.С. Комплекс вооружения кенкольского воина // Военное дело древнего населения Северной Азии. Новосибирск, 1987. С. 75-106.

Левина Л.М. Могильники Алтынасар-4 // Низовья Сырдарьи в древности. Вып. IV: Джетыасарская культура. Ч. 3-4: Могильники Алтынасар. М., 1994. 312 с.

Мамадаков Ю.Т. Культура населения Центрального Алтая в первой половине I тыс. н.э.: дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 1990. 317 с.

Матренин С.С. Колчанные крюки кочевников Алтая хуннуско-сяньбий-ско-жужанского времени (II в. до н.э. - V в. н.э.): классификация и типология // Известия Алтайского государственного университета. Сер.: История, политология. 2011. №4/2 (72). С. 141-149.

Матренин С.С. Снаряжение кочевников Алтая (II в. до н.э. - V в. н.э.). Новосибирск, 2017. 142 с.

Николаев Н.Н. Поясные наборы могильника Кокэль // Мировоззрение. Археология. Ритуал. Культура. СПб., 2000. С. 70-85.

Серегин Н.Н., Горбунов В.В., Тишкин А.А. Раскопки ритуальных объектов на комплексе Чобурак-I (Северный Алтай) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 2016. Вып. XXII. C. 174-182.

Серегин Н.Н., Тишкин А.А., Горбунов В.В., Лянжэнь Ч., Паршикова Т.С. Продолжение археологических работ в урочищах Чобурак и Бике (Северный Алтай) // Полевые исследования на Алтае, в Прииртышье и Верхнем Приобье

(археология, этнография, устная история). 2017 год. Горно-Алтайск, 2018а. Вып. 13. С. 70-75.

Серегин Н.Н., Тишкин А.А., Горбунов В.В., Матренин С.С. Начало исследований некрополя сяньбийско-жужанского времени на комплексе Чобурак-I (Северный Алтай) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 20186. Вып. XXIV. C. 136-144.

Тишкин А.А., Горбунов В.В., Горбунова Т.Г. Алтай в эпоху средневековья: иллюстрированный исторический атлас. Барнаул, 2011. 136 с.

Тишкин А.А., Матренин С.С. Колчанные крюки булан-кобинской культуры из памятника Яломан-II (Центральный Алтай) // Вестник НГУ Сер.: История, филология. 2012. Т. 11, №7. С. 125-133.

Тишкин А.А., Матренин С.С., Шмидт А.В. Алтай в сяньбийско-жужан-ское время (по материалам памятника Степушка). Барнаул, 2018. 368 с. (Археологические памятники Алтая. Вып. 3).

Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Предметный комплекс из памятников кызыл-ташского этапа тюркской культуры (2-я половина V - 1-я половина VI в. н.э.): традиции и новации // Теория и практика археологических исследований. Барнаул, 2011. Вып. 6. С. 14-32.

Троицкая Т.Н., Новиков А.В. Верхнеобская культура в Новосибирском Приобье. Новосибирск, 1998. 152 с.

Худяков Ю.С. Вооружение центральноазиатских кочевников в эпоху раннего и развитого средневековья. Новосибирск, 1991. 190 с.

Худяков Ю.С., Эбель А.В., Кочев В.А. Лук и стрелы из погребения на реке Кам-Тыттукем в Горном Алтае // Актуальные вопросы истории Сибири. Научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина. Барнаул, 1998. С. 279-288.

Yu Junyu. Relics of the Former Yan Unearthed at Sanhecheng, Chaoyang // Wenwu. 1997. №11. Р. 42-48 (на кит. яз.).

N.N. Seregin1, А.А. ^sh^n1, S.S. Ма^ш^2, XS. Parshikova1

'Altai State University, Barnaul, Russia;

2Barnaul Law Institute of the Russian Interior Ministry, Barnaul, Russia

NEW FINDS OF QUIVER HOOKS OF XIANBEI-ROURAN TIME FROM THE TERRITORY OF ALTAI

The article publishes three quiver hooks discovered during the excavations of barrows no.31a, 32, 34a of the funeral-memorial complex Choburak-I. This site is located on the right bank of the Katun river, 3.6 km to the south of the Elanda village in the Chemal district of the Altai Republic. The article presents a detailed description of the morphology of the products found, and the information on the features of the placement of these objects in burials. The authors provide information on the analogies to quiver hooks with a transverse bar from the sites of Bulan-Kobinskaya culture dating back to the 2nd quarter of the 1st millennium AD. The materials introduced into scientific use expand the source base for a comprehensive study of the equipment of the Altai population of the Xianbei-Rouran time and continue research on detailing the stages of the evolution of the nomads' material culture in the region at the turn of the era of late antiquity and early Middle Ages.

Key words: Altai, Choburak-I, Xianbei-Rouran time, Bulan-Kobinskaya culture, equipment, quiver hook, chronology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.