Научная статья на тему 'НОВЫЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ГОРОДА МАДЖАРА (СТАВРОПОЛЬЕ)'

НОВЫЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ГОРОДА МАДЖАРА (СТАВРОПОЛЬЕ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ГОРОД МАДЖАРЫ / МУСУЛЬМАНСКИЙ ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / СРЕДНЕАЗИАТСКОЕ ВЛИЯНИЕ / СЫРЦОВЫЙ КИРПИЧ / ЯМЫ С ПОДБОЕМ / УСТУПЫ ВНУТРИ МОГИЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нарожный Евгений Иванович, Тищенко Игорь Борисович

Публикуются материалы десяти новых мусульманских захоронений ХIV в. из городища Маджары (Ставрополье), исследованных в 2020 г. между бетонными фундаментами будущего торгово-офисного здания в г. Будённовске. Периферийные ряды средневекового кладбища - ямы с подбоем или узкие ямы с вертикальными стенками, за исключением трех захоронений с перекрытием из сырцовых кирпичей. Захоронения разнополых взрослых людей, подростков и почти годовалого ребенка уложены головой на З, с легким поворотом или на правом боку, к Ю. Три погребения из десяти - простые грунтовые ямы со скелетами со следами их поворота в противоположную от Кыблы сторону, т.е. на С. Такое их положение, судя по аналогии с «языческим» могильником поселения «Железнодорожное-2» на Кубани, скорее всего, является реминисценцией традиционных домусульманских обрядов, сохраненных частью населения Маджара после ее исламизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MUSLIM BURIALS FROM THE GOLDEN HORDE CITY OF MADZHAR (STAVROPOL REGION)

The materials of ten new Muslim graves of the 14th century from the city of Madzhar (Stavropol region), investigated in 2020 between the concrete foundations of the future commercial and office building in Budennovsk, are published. The peripheral rows of the medieval cemetery are pits with lining, or narrow pits with vertical walls, with the exception of three burials with an overlap of raw bricks. The skeletons of heterosexual adults, teenagers and an almost one-year-old child are laid with their heads to the West, with a slight turn or on the right side, to the South. Three pits out of ten are simple ground pits, skeletons in which with traces of their turning in the opposite direction from the Qibla, i.e. to the North. This situation, judging by the analogy with the "pagan" burial ground of the settlement "Zheleznodorozhnoye-2" in the Kuban, is most likely a reminiscence of traditional, pre-Muslim rituals preserved by part of the population of Madzhar after its Islamization.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ГОРОДА МАДЖАРА (СТАВРОПОЛЬЕ)»

УДК 902.2/902/904 https://doi.Org/10.24852/pa2022.2.40.145.158

НОВЫЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ГОРОДА МАДЖАРА (СТАВРОПОЛЬЕ) © 2022 г. Е.И. Нарожный, И.Б. Тищенко

Публикуются материалы десяти новых мусульманских захоронений Х1У в. из городища Маджары (Ставрополье), исследованных в 2020 г. между бетонными фундаментами будущего торгово-офисного здания в г. Будённовске. Периферийные ряды средневекового кладбища - ямы с подбоем или узкие ямы с вертикальными стенками, за исключением трех захоронений с перекрытием из сырцовых кирпичей. Захоронения разнополых взрослых людей, подростков и почти годовалого ребенка уложены головой на З, с легким поворотом или на правом боку, к Ю. Три погребения из десяти - простые грунтовые ямы со скелетами со следами их поворота в противоположную от Кыблы сторону, т.е. на С. Такое их положение, судя по аналогии с «языческим» могильником поселения «Железнодорожное-2» на Кубани, скорее всего, является реминисценцией традиционных домусульманских обрядов, сохраненных частью населения Маджара после ее исламизации.

Ключевые слова: археология, Золотая Орда, Северный Кавказ, город Маджары, мусульманский погребальный обряд, среднеазиатское влияние, сырцовый кирпич, ямы с подбоем, уступы внутри могилы.

В 2020 г. ООО «Археолог» (г. Саратов) проводились археологические работы методом наблюдения1 на территории золотоордынского городища Маджары (современная территория г. Будённовска Ставропольского края) (рис. 1: 1). Исследования проводились во внутреннем пространстве между существующими бетонными фундаментами будущего торгово-офис-ного центра (ул. Кочубея, д. 226а) площадью в 300 м2. Во внутреннем пространстве прямоугольной формы (рис. 2: 1) было выявлено 10 грунтовых мусульманских захоронений Х1У в. - погр. № 1-8, 10-112, расположенных компактно (рис. 2: 1) в несколько рядов. Вероятно, что все они занимали периферийную (?) часть кладбища с основной частью за пределами раскопа. Захоронения вводятся в научный оборот впервые и представляют определенный научный интерес.

Полученную выборку захоронений можно разделить на четыре условных типа по характеру оформления их могильных ям (табл. 1).

В каждом типе захоронений, за исключением захоронений из «Типа 4», зафиксированы разные варианты

кирпичных закладов подбоя, одновременно являвшихся и перекрытиями ям (рис. 3: 2-3, 5; 4: 1, 3; 5: 8; 6: 2-3; 7: 2-3; 8: 1). В одних случаях кирпичи3 установлены двумя параллельными рядами от северной до южной стенки, которые поставлены «на ребро», опираясь на уступы. В других случаях кирпичи уложены плашмя и «на ребро», образуя невысокую «ступеньку» в два или три вертикальных ряда. Отмечены и узкие промежутки между кирпичами со следами использования глинистого раствора, которым обмазывали и горизонтальные поверхности закладов. Остатки раствора заметны между крайними кирпичами и южной стенкой, затем, вместе с фрагментами кирпичей, его куски попадали внутрь подбоев. Выявленные различия в способе укладки кирпичей закладов не совсем понятны и могут быть объяснены различиями размеров погребальных ям, предназначавшихся под захоронения людей разного возраста. Согласно известным рекомендациям погребального обряда Средневековья, заклады из сырцовых кирпичей, либо из камыша, или из дерева должны были предохранять могилу и находя-

Рис. 1. 1 - место расположения раскопа 2020 года в системе жилой застройки г. Буденновска (Ставропольский край).

Fig. 1. 1 - location of the excavation site in 2020 in the residential development system of Budennovsk

(Stavropol Territory).

Рис. 2. 1 - фрагмент плана раскопа 2020 года на Маджарах с участком раскопанных захоронений.

Fig. 2. 1 - a fragment of the plan of the excavation of 2020 on Madzhary with the site of the excavated burials.

Таблица 1

Типы ям и половозрастная характеристика погребенных в них

№ п/п Тип погребального сооружения № погребения Пол Возраст*

1. Тип 1. Грунтовая яма, вытянутая с З на В; с одним заплечиком у северной стенки ямы, подбой с южной стороны, заклад-перекрытие из сырцовых кирпичей. Погр. №№ 1 (рис. 3, 1-3), ? 10-12 лет

Погр. № 2 (рис. 3, 5-6) Муж. 35-45 лет

Погр. № 7 (рис. 6,1-3). ? 11-13 лет

2. Тип 2. Яма с широким уступом у С стороны и узкой погребальной ямой с вертикальными или косо расположенными стенками вдоль Ю стенки ямы Погр. №№ 3 (рис. 4, 1-3), Жен. 20-25 лет

Погр. № 10 (рис. 7, 1-4) Жен. 23-25 лет.

Погр. № 11 (рис. 8, 1-4). Жен. 23-25 лет.

3. Тип 3. Яма с уступом вдоль Ю стенки, яма, вдоль С стенки узкая яма (зеркально типу 2) Погр.6 (рис. 5, 7-28). Жен. 20-25 лет

4. Тип 4. Грунтовые ямы без подбоя, кирпичных закладов и уступов Погр. № 4 (рис. 5, погр.4, 1-3), Жен. 45-55 лет

Погр. № 5 (рис. 5, погр.5,1-3) Муж. 25-35 лет

Погр. № 8 (рис. 6, погр. 8, 1-3). ? 9-11 мес.

* Антропологические материалы, переданные на временное хранение в КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына, где эти материалы были обработаны н.с. музея Н.А. Абрамовой.

щиеся там захоронения от попадания земельной засыпки. Лишь в особых случаях, например, при рыхлом грунте, те же регламентации допускали сооружение погребальных ям только с уступами (Халикова, 1986, с. 44-46).

Захоронения, вынесенные в «Тип 1» (табл. 1: 1), можно считать не только традиционным типом мусульманских погребальных конструкций (Халикова, 1986, с. 44-45), а, по мнению других специалистов, даже элитарным в социальной структуре зо-лотоордынского общества. Этот тип погребений хорошо известен и среди мусульманских захоронений не только Маджара (Бабенко, 1996, с. 16-17), но, например, на Водянском и Сели-тренном городищах, где ямы с подбоями на момент исследований Л.Т. Яблонского составляли лишь «11,3% от общего числа учтенных погребений» (Яблонский, с. 271). Захоронения с подбоями известны и на других городских некрополях Золотой Орды (Васильев, 2007, прил. 5, тип Б1-1; Васильев, 2008, с. 190, тип Б1-1).

Захоронения «Типа 2» - погр. № 3 (рис. 4: 1-3), № 10 (рис. 7: 1-4) и № 11 (рис. 8: 1-4) аналогичны уже опубли-

кованным погребениям из Маджар (Маджар, 2016, с. 97, рис. 55). Как и единственное погребение № 6 в «Типе 3» (рис. 5: 7-8), все рассматриваемые погребальные комплексы не позволяют даже предполагать их этнокультурные истоки.

Наибольший интерес представляют сразу три захоронения «Типа 4», совершенные в простых грунтовых ямах без подбоев, кирпичных закладов и уступов - погребения № 4 (рис. 5: 1-3), № 5 (рис. 5: 4-6) и № 8 (рис. 6: 5-6). Исходя из того, что географически Кыбла по отношению к Маджару находится в южном направлении, подбои в мусульманских могилах этого городища (при ориентировке погребенных головой на запад) устраивались с южной стороны могилы. Разворот лица и туловища погребенных направлялись тоже на юг (Нарожный, 1988, с. 159-172), т. е. как это и регламентировали правила мусульманского погребального обряда (Халикова, 1986, с. 44-47).

Наличие закладов из кирпича, как предписывалось теми же требованиями обряда, должно было предохранять захоронения от попадания земли

Таблица 2

Специфические черты погребального обряда

№ п/п № погребения Тип ям Специфика

1 Погребение № 1 Тип 1 Еле заметный поворот туловища к югу

2 Погребение № 2 Тип 1 Разворот к югу

3 Погребение № 3 Тип 2 Слабый разворот к югу

4 Погребение № 4 Тип 4 ?

5 Погребение № 5 Тип 4 ?

6 Погребение № 6 Тип 3 На правом боку, разворот к югу

7 Погребение № 7 Тип 1 На правом боку, разворот к югу

8 Погребение № 8 Тип 4 На левом боку, разворот на север

9 Погребение № 10 Тип 2 На правом боку, к югу

10 Погребение № 11 Тип 2 На правом боку, к югу

внутрь ляхда. Однако наличие в подбоях грунта заполнения вперемешку с фрагментами кирпичей и глиняной обмазки, вероятно, можно объяснять процессом постепенного осыпания не совсем плотного грунта. Возможно, это одна из основных причин, не позволявших устроить в трех отмеченных выше погребениях «Типа 4» не только подбоев, но и узких «щелей» (ям с двумя уступами), как это допускалось упоминавшимся регламентом обряда. В результате указанные захоронения и были совершены в простых грунтовых ямах без подбоев, уступов и кирпичных закладов, что, вне всякого сомнения, требует объяснения возможных причин такого их своеобразия. Для этого сравним специфику положения погребенных внутри ям (табл. 2).

Таблица № 2 демонстрирует, что основная масса публикуемых погребений совершена с явным разворотом скелетов к югу (в сторону Кыблы); лишь в отдельных случаях этот разворот едва заметен (табл. 2). Резко отличаются от них уже отмечавшиеся выше захоронения № 4, 5 и 8; погребения № 4 и 5 демонстрируют положение скелетов, которое можно воспринимать различно. В погребении № 8 заметен явный разворот скелета, но не на юг

(на Кыблу), как в преобладающей части захоронений, а в противоположную от Кыблы сторону, т. е. на север (табл. 2). В погребении № 4 (рис. 5: 1) скелет уложен фактически «на спине», но лицевая часть его черепа повернута к северу. Верхние его ко -нечности, согнутые в локтевых суставах, кистями лежат на нижней части живота, но левое крыло таза на 1,5 см ниже правого, что, вместе с указанным поворотом черепа, можно расценивать как показатель изначального, хотя и слабого уклона скелета на север (?), т. е. как и в погр. № 8 (рис. 6: 4). Такой характер возможного изменения первоначального трупопо-ложения в погребении № 4 объясним, например, за счет зафиксированного в нем неровного (вогнутого) дна ямы (рис. 5: 2). Вероятно, это следы попытки сначала вырыть узкую яму с уступами (?), но из-за неплотного грунта затем снивелированную подсыпкой. А из-за последовавшей позднее просадки грунта подсыпки скелет и мог принять позу, напоминающую положение «на спине».

В захоронении № 5 (рис. 5: 4-6), как и в предыдущем (№ 4), череп скелета повернут к северу; к северу немного склонена и правая сторона грудной клетки. Левая рука

Рис. 3. 1-6 - погребения № 1 и № 2. 1-4 - планы погребений №№ 1 и 2; 2-6 - разрезы погребений №№ 1 и 2; 3, 5 - фото (3 - вид с севера, 4 - вид с юга) заклада-перекрытия из сырцового кирпича в погребении № 1 и фрагмента заклада в погребении № 2.

Fig. 3. 1-6 - burials No. 1 and No. 2. 1-4 - plans of burials No. 1 and 2; 2-6 - sections of burials No. 1 and 2; 3,5 - photos (3-view from the north, 4 - view from the south) laying-overlapping of mud bricks in burial No. 1 and a fragment of a pledge in burial No. 2.

кистью положена под левое крыло таза (поверх таза - смещенная кость ребра грудной клетки) (рис. 5: 4, 6). Е.А. Халикова подобное положение кисти одной из рук под крылом таза рассматривала как еще один показатель изначального разворота туловища, указывающего на направление поворота, когда крыло таза «накрывало» кисть руки со стороны разворота (Ха-ликова, 1986, с. 44-47). К северу повернута и нижняя треть позвоночного столба. Стопа левой ноги почти под прямым углом повернута к стопе правой ноги; такая фиксация стала возможной при обертывании туловища умершего саваном перед его захоронением4, т. е. как этого требовали каноны «классического» мусульманского по-

гребального обряда (Халикова, 1986, с. 44-47). Стопа правой ноги повернута набок, пяточной костью к югу. Другими словами, и в этом захоронении отмечены признаки, демонстрирующие следы легкого разворота скелета на север. Таким образом, три погребальных комплекса, что фиксируется с разной степенью информативности, показывают: в момент совершения захоронений № 4 и 5 они были намеренно повернуты к северу, а погр. № 8 развернуто, но не юг, а также на север. При этом, напомним, указанные захоронения находились на том же самом мусульманском кладбище, что и другие захоронения, отличаясь от них не только разворотом скелетов в противоположную от Кыблы сторону,

Рис. 4. 1 - погребение № 3: 1 - фото (вид с юга, сверху) заклада-перекрытия из сырцового кирпича; 2-3 - план и разрез погребения. Fig. 4. 1 - burial No. 3 1 - photo (view from the south, from above) of the foundation-slabs of raw brick; 2-3 - plan and section of the burial.

но и захоронением в простых грунтовых ямах.

Причины использования столь нетипичного варианта погребальной обрядности объяснить довольно сложно. Вполне вероятно, что отмеченное положение погребенных могло быть связано не только с неплотным грунтом в этой части могильного поля, но и с погребальными традициями населения какого-то отдаленного от территории Маджара региона, по отношению к которому Кыбла могла находиться с северной стороны. Если это предположение получит подтверждение, тогда можно будет ставить вопрос о мигрантах, по каким-то причинам оказавшихся на территории золотоордынского Маджара, привнесших с собой и отмеченный вариант

(?) погребальных традиций. Однако следует указать и на другую возможность интересующей нас специфики, также связанной с возможной миграцией сюда части кочевого населения. С ней, вероятно, можно увязать известное нам почти тождественное, пока неопубликованное захоронение № 3 (головой на запад, на левом боку с разворотом к северу) с территории «языческого» могильника ХШ-Х1У вв. поселения «Железнодорожное-2» в Крымском районе Краснодарского края.

Публикуемые погребения № 4, 5 и 8 пока являются «эксклюзивными» среди других мусульманских захоронений, раскопанных на Маджарах. Впрочем, они не находят аналогий и среди захоронений Маджара, иссле-

Рис. 5. 1-8 - погребения № 4, № 5 и № 6. 1-4, 6-7 - план погребений; 3, 5, 8 - разрезы захоронений. Fig. 5. 1-8 - burials No. 4, No. 5 and No. 6: 1-4, 6-7 - plan (6 - photo, view from the north) of burials; 3, 5, 8 - sections of burials.

дованных в 1907 г. В.А. Городцовым (Городцов, 1911, с. 162-208; Нарожный, 1988, с. 159-172) или в 1990-х гг. Э.Д. Зиливинской5, которые больше известны по одной из работ В.А. Ба-бенко (Бабенко, 1997, с. 16-17; Мад-жар, 2015, с. 26, с. 86, рис. 54). Но на этом фоне особо интересными становятся наблюдения Е.А. Халиковой, и Л.Т. Яблонского, предполагавших присутствие среди населения Золотой Орды заметной доли мусульман из различных социальных групп, переселившихся сюда из нескольких регионов Средней Азии, являвшихся,

как правило «выходцами из Хорезма» (Яблонский, 2008, с. 270). Оказав-шиись в городах Золотой Орды, такие переселенцы преимущественно представляли собой основную массу мусульманских священнослужителей, торговцев и ремесленников. Ибн-Баттута среди «шафиитских мударри-сов» Сарая Берке упомянул и некоего «факиха, достойного имама Садрад-дина Аль-Лакзи» - одного «из превосходных людей» этого города. Некоторые исследователи рассматривают этого имама как выходца «из Лакза - средневековой области Дагестана»

Рис. 6. 1-6 - погребения № 7 и № 8. 1-4 - планы погребений; 2, 5-6 - разрезы погребения; 3 - фото (вид с севера) заклада-перекрытия из сырцового кирпича

погребения № 7.

Fig. 6. 1-6 - burials No. 7 and No. 8. 1-4 - burial plans; 2, 5-6 - sections of the burial; 3 - photo (view from the north) of the mortgage-overlappings made of raw brick of burial No. 7.

(Шихсаидов, 2010, с. 40-44), что свидетельствует об обитании в городах Золотой Орды, включая и Маджары, мусульман не только среднеазиатского происхождения, переселенных из разных регионов Востока, олицетворявших собой самые разные половозрастные, этнокультурные и социальные группы населения. А некоторые из таких переселенцев какое-то время, как это демонстрируют, например, погребения № 4,5 и 8, продолжали придерживаться привычных, привнесенных сюда на Маджары своих «старых» традиций и обрядов.

Публикуемые захоронения важны не только своей информативностью. Представляя собой периферийную часть мусульманского кладбища (рис. 2), их топография заставляет вспомнить и давнюю версию Э.В. Ртвеладзе, сегодня поддержанную и другими авторами (Бабенко, 1997, с. 16-17; Мад-жар, 2015, с. 26). Исследованные В.А. Городцовым (1907 г.) и Э.Д. Зиливин-ской (1990 гг.) захоронения на Мад-жарах они связывают с территорией, якобы единого «городского кладбища», обозначенного «Э.В. Ртвеладзе на плане» Маджара (Маджар, 2015, с.

Рис. 7. 1-4 - погребение № 10: 1, 4 - план (4 - фото, вид с севера) погребения № 10; 2 - разрез погребения; 3 - фото (вид с севера, сверху) заклада-перекрытия из сырцовых кирпичей.

Fig. 7. 1-4 - burial No. 10: 1, 4 - plan (4 - photo, view from the north) of burial No. 10; 2 - section of the burial; 3 - photo (view from the north, from above) of the bookmark-overlappings

of raw bricks.

26). Э.В. Ртвеладзе действительно предположил существование в Мад-жаре «крупного городского кладбища», находившегося «примерно в центре города», т. к. здесь якобы еще «до начала захоронений» отсутствовал «культурный слой», что «свидетельствовало и о заранее продуманном размещении кладбища в плане города» (Ртвеладзе, 1975, с. 8-9). Однако

даже в кратких описаниях раскопок на Маджарах 1990-х гг., как и в нашем случае, речь идет о захоронениях в культурном слое городища, в т. ч. и со стратиграфическим перекрыванием ими отдельных хозяйственных ям (в т. ч. - с золотоордынской монетой внутри одной из них) (Бабенко, 1997, с. 16-17). Аналогичная ситуация отмечена и при исследовании публикуе-

Рис. 8. 1-4 - погребение № 11: 1 - фото (вид с севера, верху) заклада-перекрытия из сырцовых кирпичей; 2-3 - фото (вид с севера, сверху) и план погребения;

4 - разрез погребения. Fig. 8. 1-4 - Burial No. 11: 1 - photo (view from the north, top) of the foundation-slabs of raw bricks; 2-3 - photo (view from the north, top) and the burial plan; 4 - section of the burial.

мых нами захоронений, рядом с которыми выявлено почти полтора десятка различных «объектов» Х1У в. Все это создает впечатление существования не одного и заранее спланированного «городского кладбища» Маджара, а наличия на его территории нескольких некрополей, образовавшихся в разных частях городища. Слабо археологически изученный, данный город Золотой Орды находился, как спра-

ведливо отмечал еще Абу-л-Фида, называя его «Кумаджаром», «в государстве татар Берке», «на полпути между «Железными воротами» (Дербентом - Авт.) и ал-Азаком, к востоку от ал-Азака и к западу от «Железных ворот» с небольшим отклонением от них к югу» (Коновалова, 2009, с. 115). Он стал местом обитания значительного количества полиэтничного и поликонфессионального населения,

какая-то часть которого во многом обеспечивала то самое «среднеазиатское влияние» на его материальную культуру, которое в свое время выявлял и обосновывал Э.В. Ртвеладзе в своей кандидатской диссертации (Ртвеладзе, 1975). Но вместе и вперемешку с ними здесь, вероятно, обитали представители потомков населения различных групп «домонгольского» происхождения, на что, возможно, и указывают публикуемые погребения № 4, 5 и 8.

Несмотря на недавний скепсис и некоторую озабоченность по поводу необходимости организации и проведения на Маджарах разнообразных, в т. ч. «масштабных археологических исследований», исследователи вопрошают: «каковыми же должны быть их масштабы, чтобы они превзошли по площади сеть ирригационных каналов, которая покрывает многие километры» площади городища (Маджар,

2015, с. 24, прим. 1). Естественно, что, помимо таких каналов, часть Маджар-ского городища покрыта и современной застройкой (рис. 1), но, несмотря на это, городище необходимо исследовать хотя бы там, где это сегодня еще возможно. Подобную потребность наглядно документируют, например, результаты недавних результативных охранно-спасательных археологических исследований на территории городища, проведенных в т. ч. и силами ИА АН РТ (Бабенко, Сергеев, 2019, с. 161-170; Бочаров, Обухов, 2018, с. 125-133; Бочаров, Обухов, Ситдиков, 2018а, с. 404-406; Бочаров, Обухов, Ситдиков, 2018б, с. 31-38; Бочаров, Ситдиков, 2016, с. 192-197; Бочаров, Яворская, 2019, с. 184-199; Яворская, Антипина, 2017, с. 245-252; и др.). Отчасти это же демонстрируют и новые материалы, вводимые нами в научный оборот в данной публикации.

Примечания:

1 Держатель Открытого листа (№ 2896-2020) и руководитель работ И.Б. Тищенко. Публикуемые материалы даны по: Тищенко И.Б. «Отчет о проведении археологических исследований (археологических наблюдений) участка поврежденного культурного слоя территории объекта культурного наследия федерального значения «Городище Маджары» на площади 300 кв. м в границах объекта строительства «Торгово-офисное здание на существующем фундаменте площадью 300 кв. м, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 26:21:030207:143 по ул. Кочубея, д. 226а, г. Буденновска Буденновского района Ставропольского края (декабрь 2020 - январь 2021 г.)» - Саратов, 2021. - 190 с. // Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (г. Ставрополь, б/н). Вариант отчета, предоставленный для ОПИ И РАН, рассмотрен, утвержден и принят, однако и находится в стадии оформления для передачи в архив, из-за чего пока не получил ни номера хранения, ни соответствующего шифра.

2 Первоначально были сфотографированы пятна погребений № 9-11, однако, как выяснилось позднее, пятно, принятое за «погр. № 9» (рис. 2), от археологического объекта иного характера. По этой причине во всех описаниях «погребение № 9» отсутствует.

3 Размеры кирпичей 0,32-0,35х0,19-0,20х0, 0,07-0,7 м и 0,43x0,26x0,07 м.

4 Подобные примеры использования савана нами были встречены при охранно-спаса-тельных исследованиях более позднего мусульманского кладбища близ г Керчи в Ленинском районе Крыма.

5 Материалы этих раскопок 1990-х годов кратко пересказаны В. А. Бабенко (Бабенко, 1997, с. 16-17); опубликованы планы нескольких отдельных захоронений (Маджар, 2015). Остальные материалы, к сожалению, до сих пор не опубликованы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабенко В.А. Вклад Т.М. Минаевой в изучение средневекового г. Маджара и перспективы исследования // Материалы конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Т.И. Минаевой / Под ред. З.В. Доде. Ставрополь: СГУ 1997. С. 16-17.

2. Бабенко А.Н., Сергеев А.Ю. Археоботанические исследования городища Маджары // Поволжская археология. 2019. № 4. С. 161-170.

3. Бочаров С.Г., Обухов Ю.Д. Новая находка костяной накладки с изображением дракона на Маджарском городище // Поволжская археология. 2018. № 2. С.125-133 doi:10.24852/pa2018.2.24.125.133

4. Бочаров С.Г., Обухов Ю.Д., Ситдиков А.Г. Золотоордынский город Маджар в системе культурных связей Евразии. По материалам новых археологических исследований (2015-2017 гг.) // Кавказ в системе культурных связей Евразии в древности и средневековье. XXX "Крупновские чтения" по археологии Северного Кавказа. Материалы международной научной конференции. (Карачаевск, 22-29 апреля 2018 г.) / Отв. ред. УЮ. Кочкаров. Карачаевск: КЧГУ им. УД. Алиева, 2018а. С. 404-406.

5. Бочаров С.Г., Обухов Ю.Д., Ситдиков А.Г. Три года археологических исследований золотоордынского города Маджар (2015-2017). Итоги и перспективы // Археология Евразийских степей. 2018б. № 5. С. 31-38.

6. Бочаров С.Г., Ситдиков А.Г. Керамический комплекс города Маджар, по материалам исследований 2015 г. (Нижняя Волга и Северный Кавказ) // Материалы V Международной Нижневолжской археологической конференции / Отв. ред. П.М. Кольцов. Элиста: Изд. Калмыцкого университета, 2016. С. 192-197.

7. Бочаров С.Г., Яворская Л.В. К вопросу о кожевенном производстве в Золотой Орде: результаты археологического и археозоологического исследования на городище Маджары в 2017 году // Поволжская археология. 2019. № 4 (30). С. 185-200.

8. Васильев Д.В. Ислам в Золотой Орде. Историко-археологическое исследование. Астрахань: Астраханский университет, 2007. 192 с.

9. Васильев Д.В. Исламизация и погребальные обряды в Золотой Орде (археолого-статистическое исследование. Астрахань: Астраханский университет, 2009. 179 с.

10. Городцов В.А. Результаты археологических исследований на месте развалин города Маджар в 1907 году // Труды четырнадцатого археологического съезда в Чернигове, 1909 г. Т. III / Под ред. графини Уваровой. М., 1911. С. 162-208.

11. Коновалова И.Г. Восточная Европа в сочинениях арабских географов XIII-XIV вв. М.: Восточная литература, 2009. 226 с.

12. Маджар и Нижний Джулат. Из истории золотоордынских городов Северного Кавказа / Отв. ред. Б.Х. Бгажноков. Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2015. С. 7-108.

13. Нарожный Е.И. К этносоциальной атрибуции городского населения Терско-Кумского междуречья (по материалам мусульманских захоронений эпохи Золотой Орды) // Погребальный обряд древнего и средневекового населения Северного Кавказа / Отв. ред. Т.Б. Тургиев. Орджоникидзе: СОГУ 1988. С. 159-172.

14. Ртвеладзе Э.В. Из истории городской культуры на Северном Кавказе в ХШ-XIV вв. и ее связей со Средней Азией. Автореф. дисс.... канд. ист. наук. Ташкент, 1975. 24 с.

15. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии X - начала XIII в. Казань: Изд-во КГУ 1986. 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Шихсаидов А.Р. Распространение ислама в Дагестане // Исламоведение. 2010. № 1. С. 40-44.

17. Яблонский Л.Т. К палеоантропологии средневекового населения Поволжья // Степи Европы в эпоху средневековья. Т. 6. Золотоордынское время / Гл. ред А.В. Ев-глевский Донецк: ДонНУ. С. 269-286.

18. Яворская Л.В., Антипина Е.Е. Золотоордынский город Маджар: первые результаты исследования археозоологической коллекции из ремесленного квартала (раскоп X(10) - 2014 г.) // Аналитические исследования лаборатории естественнонаучных методов. Вып. 4 / Отв. ред. и сост. В.И. Завьялов, С.В. Кузьминых. М.: ИА РАН, 2017. С. 245-252.

Информация об авторах:

Нарожный Евгений Иванович, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории, Карачаево-Черкесский государственный университет им. УД. Алиева (г. Карачаевск, Россия); [email protected]

Тищенко Игорь Борисович, главный специалист ООО «Археолог» (г. Саратов, Россия), [email protected]

E.H. Hapownbiu, H.E. Tu^eNKO

NEW MUSLIM BURIALS FROM THE GOLDEN HORDE CITY OF MADZHAR (STAVROPOL REGION) E.I. Narozhny, I.B. Tishchenko

The materials of ten new Muslim graves of the 14th century from the city of Madzhar (Stavropol region), investigated in 2020 between the concrete foundations of the future commercial and office building in Budennovsk, are published. The peripheral rows of the medieval cemetery are pits with lining, or narrow pits with vertical walls, with the exception of three burials with an overlap of raw bricks. The skeletons of heterosexual adults, teenagers and an almost one-year-old child are laid with their heads to the West, with a slight turn or on the right side, to the South. Three pits out of ten are simple ground pits, skeletons in which with traces of their turning in the opposite direction from the Qibla, i.e. to the North. This situation, judging by the analogy with the "pagan" burial ground of the settlement "Zheleznodorozhnoye-2" in the Kuban, is most likely a reminiscence of traditional, pre-Muslim rituals preserved by part of the population of Madzhar after its Islamization.

Keywords: archaeology, Golden Horde, North Caucasus, the city of Madzhar, Muslim funeral rite, Central Asian influence, raw brick, pits with lining, ledges inside the grave.

REFERENCES

1. Babenko, V. A. 1997. In Dode, Z. V. (ed.). Materialy konferentsii, posvyashchennoy 100-letiyu so dnya rozhdeniya T.I. Minaevoy (Materials of the Conference Dedicated to the 100th Anniversary of the Birth of T. I. Minaeva). Stavropol: Stavropol State University Publ., 16-17 (in Russian).

2. Babenko, A. N., Sergeev, A. Yu. 2019. In Povolzhskaya arkheologiya (Volga River Region Archaeology) 30 (4), 161-170 (in Russian).

3. Bocharov, S. G., Obukhov, Yu. D. 2018. In Povolzhskaya arkheologiya (Volga River Region archaeology). 4(14), 125-133 (in Russian).

4. Bocharov, S. G., Obukhov, Yu. D., Sitdikov, A. G. 2018. In Kochkarov, U. Yu. (ed.). Kavkaz v sisteme kul'turnykh svyazey Evrazii v drevnosti i srednevekov'e. XXX «Krupnovskie chteniya» po arkheologii Severnogo Kavkaza» (The Caucasus in the System of Cultural Relations of Eurasia in the ancient time and the Middle Ages - XXX Krupnov Readings on the Archaeology of the North Caucasus). Karachaevsk: Karachay-Cherkess State University Publ., 404-406 (in Russian).

5. Bocharov, S. G., Obukhov, Yu. D., Sitdikov, A. G. 2018. In Arkheologiya Evraziiskikh stepei (Archaeology of Eurasian Steppes) 5. 31-38 (in Russian).

6. Bocharov, S. G., Sitdikov, A. G. 2016. In Kol Materialy VMezhdunarodnoi Nizhnevolzhskoi arkheologicheskoi konferentsii (Proceedings of the 5th International Lower Volga Archaeological Conference). Elista: Kalmyk State University. 192-197 (in Russian).

7. Bocharov, S. G., Yavorskyaya, L. V. 2019. In Povolzhskaya arkheologiya (Volga River Region Archaeology) 30 (4), 185-200 (in Russian).

8. Vasil'ev, D. V. 2007. Islam v Zolotoi Orde: Istoriko-arkheologicheskoe issledovanie (Islam in the Golden Horde: Historical-Archaeological Research). Astrakhan: "Astrakhanskii universitet" Publishing House (in Russian).

9. Vasil'ev, D. V. 2009. Islamizatsiia i pogrebal'nye obriady v Zolotoi Orde (arkheologo-statisticheskoe issledovanie) (Islamization and Funerary Rites in the Golden Horde: Archaeological and Statistical Research). Astrakhan: "Astrakhanskii universitet" Publishing House (in Russian).

10. Gorodtsov, V. A. 1909. In Uvarova, P. S. (ed.). Trudy XIV arkheologicheskogo s"ezda v Chernigove (Proceedings of the Fourteenth Archaeological Congress in Chernigov, 1909). Moscow, 162-208 (in Russian).

11. Konovalova, I. G. 2009. Vostochnaya Evropa v sochineniyakh arabskikh geografov XIII-XIV vv. (Eastern Europe in the Works of Arab Geographers of the 13'h-14'h Centuries). Moscow: "Vostochnaia literatura" Publ. (in Russian).

12. In Bgazhnokov, B. Kh. (ed.). 2015. Madzhar i Nizhniy Dzhulat. Iz istorii zolotoordynskikh gorodov Severnogo Kavkaza (Madzar and Lower Dzhulat from the History of the Golden Horde Towns of the North Caucasus). Nal'chik: Publications department of KBIHR, 7-108 (in Russian).

13. Narozhny, E. I. 1988. In: Turgiev T. B. (ed.). Pogrebal'nyy obryad drevnego i srednevekovogo naseleniya Severnogo Kavkaza. (The Funeral Rite of the Ancient and Medieval Population of the North Caucasus). Ordzhonikidze: North Ossetian State University Publ., 159-172 (in Russian).

14. Rtveladze, E. V. 1975. Iz istorii gorodskoy kul'tury na Severnom Kavkaze v XIII-XIV vv. i ee svyazey so Sredney Aziey (From the History of Urban Culture in the North Caucasus in the 13"' -14th Centuries and its Relations with Central Asia). PhD Thesis. Tashkent (in Russian).

15. Khalikova, E. A. 1986. Musul'manskie nekropoli Volzhskoi Bulgarii X - nachala XIII vv. (Muslim Necropolises in Volga Bulgaria in 10th - early 13th Centuries). Kazan: Kazan State University (in Russian).

16. Shikhsaidov, A. R. 2010. Islamovedenie (Islamic Studies) 1. 40-44 (in Russian).

17. Yablonsky, L. T. 2008. In Evglevskii, A. V (ed.-in-chief). Stepi Evropy v epokhu srednevekov'ia (Steppes of Europe in the Middle Ages) 6. Zolotoordynskoe vremia (Golden Horde Time). Donetsk: Donetsk National University Publ., 269-286 (in Russian).

18. Yavorskaya, L. V., Antipina, E. E. 2017. In Zav'ialov, V. I., Kuz'minykh, S. V. (eds.). Analiticheskie issledovaniia laboratorii estestvennonauchnykh metodov (Analytical Studies of the Laboratory of Natural Scientific Methods) 4. Moscow: Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences, 245-252 (in Russian).

About the Authors:

Narozhny Evgeny I. Doctor of Historical Sciences, Professor. Karachay-Cherkess, U. D. Aliyev State University. Lenin str., 29, Karachayevsk, 369202, Karachay-Cherkess Republic, Russian Federation; [email protected]

Tishchenko Igor B. Limited Liability Company "Archeologist". Ipatov str., 49, Stavropol, 355008, Russian Federation; [email protected]

Статья принята в номер 01.06.2022 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.