Научная статья на тему 'НОВЫЕ МЕДИА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЁЖИ'

НОВЫЕ МЕДИА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ МЕДИА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЖУРНАЛИСТИКА / МАСС-МЕДИА / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кулакова Дарина Владленовна, Иовва Наталья Ивановна

В статье рассматривается тема формирования правовой культуры молодежи. Основным средством в разрешении вопроса предлагается использовать ресурс новых медиа, которые на сегодняшний день популярны в молодёжной среде. Именно новые медиа стали площадкой общения и обмена полезной информацией у молодых людей. Современные СМИ стараются говорить с молодежью на ее языке и на ее площадках. Эту тенденцию могут перенять себе и организации, заинтересованные в правовом просвещении молодежи. Повышение правовой культуры юных граждан можно осуществлять в социальных сетях и мессенджерах Instagram, Telegram, ВКонтакте, Twitter, Youtube и Facebook.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кулакова Дарина Владленовна, Иовва Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MEDIA IN THE FORMATION OF THE LEGAL CULTURE OF YOUTH

The article deals with the formation of the legal culture of youth. The main means in resolving the issue is to use the resource of new media, which are currently popular among the youth. It is the new media that have become a platform for communication and exchange of useful information among young people. Modern media try to speak with young people in their language and on their platforms. This trend can be adopted by organizations interested in legal education of young people. Improving the legal culture of young citizens can be carried out in social networks and messengers Instagram, Telegram, VKontakte, Twitter, Youtube and Facebook.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ МЕДИА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЁЖИ»

УДК 070.1:004.77

НОВЫЕ МЕДИА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЁЖИ

Кулакова Дарина Владленовна,

корреспондент Государственного учреждение «Приднестровская газета» (г. Тирасполь);

Иовва Наталья Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко (г. Тирасполь)

Аннотация. В статье рассматривается тема формирования правовой культуры молодежи. Основным средством в разрешении вопроса предлагается использовать ресурс новых медиа, которые на сегодняшний день популярны в молодёжной среде. Именно новые медиа стали площадкой общения и обмена полезной информацией у молодых людей. Современные СМИ стараются говорить с молодежью на ее языке и на ее площадках. Эту тенденцию могут перенять себе и организации, заинтересованные в правовом просвещении молодежи. Повышение правовой культуры юных граждан можно осуществлять в социальных сетях и мессенджерах Instagram, Telegram, ВКонтакте, Twitter, Youtube и Facebook.

Ключевые слова: новые медиа, правовая культура, журналистика, массмедиа, молодежь.

Annotation. The article deals with the formation of the legal culture of youth. The main means in resolving the issue is to use the resource of new media, which are currently popular among the youth. It is the new media that have become a platform for communication and exchange of useful information among young people. Modern media try to speak with young people in their language and on their platforms. This trend can be adopted by organizations interested in legal education of young people. Improving the legal culture of young citizens can be carried out in social networks and messengers Instagram, Telegram, VKontakte, Twitter, Youtube and Facebook.

Keywords: new media, legal culture, journalism, mass media, youth.

Постановка проблемы. Сегодня существуют различные формы и средства, с помощью которых происходит взаимодействие власти и общества. И в большей степени эти формы взаимодействия связаны со средствами массовой коммуникации. Отдельное внимание нужно уделить влиянию СМИ на правовую культуру, в частности, на вопрос формирования правосознания в молодых гражданах. Нынешние подростки и молодые люди чаще других пользуются социальными сетями и иными видами новых медиа. Среди молодежи лишь десяток смотрит телевизор, а единицы будут читают газеты и журналы. Современные СМИ стараются говорить с молодежью на ее языке и на ее площадках. Эту тенденцию могут перенять себе и организации, заинтересованные в правовом просвещении молодежи. Повышение правовой культуры юных граждан можно осуществлять в социальных сетях и мессенджерах Instagram, Telegram, ВКонтакте, Twitter, Youtube и Facebook.

Все чаще в глобальной сети Интернет стали появляться курсы правовой грамотности как от ведущих российский и зарубежных вузов, так и от частных юристов-практиков. Цель подобных тренингов - решить проблему низкой правовой грамотности населения, в частности, молодежи, которая порой оказывается не приспособленной к решению вопросов, находящихся в юридической сфере. Особо актуален этот вопрос для бывших школьников и студентов вузов, которые только начинают свою взрослую жизнь вдали от родителей. На них сваливается большой груз документов и норм, требующих немедленного решения. Молодежь теряется и не знает, как ей действовать в той или иной ситуации, а еще она просто не знает свои права, свободы и обязанности. Небольшой курс

общих лекций по основам политической власти не спасает в огромном море проблем, возникающих перед молодым человеком.

Сегодня мир так устроен, что первым делом человек идет искать ответы на свои вопросы в Интернете, а не в словаре. Поэтому все ресурсы глобальной сети и должны стать ключом к решению данного вопроса.

Цель статьи - теоретически обосновать и исследовать влияние новых медиа на формирования правовой культуры. В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи: изучить понятия «новых медиа» и «правовая культура», рассмотреть правовую тематику в официальных социальных сетях приднестровских молодежных объединений.

Изложение основного материала. Развитие информационно-коммуникативных каналов действенным образом изменило систему традиционных СМИ. Цифровые медиа дали человечеству большие возможности интеграции в медиапространство. Сегодня к новым медиа, изобретенным в условиях повсеместной цифровизации, относятся сетевые издания, всевозможные средства взаимодействия в социальных сетях, многочисленные сайты, платформы, мобильные приложения для мгновенной коммуникации и т.д. Подобный мощный толчок в развитии интернет-технологий в медиасфере привел к появлению понятия «новые медиа».

Переход от традиционных СМИ к цифровым происходит по коммуникационных каналам, где основным средством выступает интернет, который обладает главными функциями, важными в XXI веке, а именно: интерактивность и цифровой способ передачи контента. Развитие современной медиасферы позволяет стереть не только социальные, но еще и территориальные границы между автором и адресатом, новый формат позволяет создать долгосрочные и лояльные отношения с аудиторией.

В современных реалиях «новыми медиа» принято считать электронные СМИ, предполагающие интерактивную коммуникацию потребителя информации и ее источника. Особая роль отдается Интернету в становлении новых медиа, ведь он позволяет использовать для передачи информации текст, видео, аудио и изображения одновременно [Амзин, 2016: 162].

Новые медиа как часть новых средств массовых коммуникаций облегчили доступ среднестатистического потребителя к фондам библиотек, университетов и музеев. Это позволило пользователям Интернета активизироваться и превратиться в создателей и распространителей полезного контента. Человек, владеющий смартфоном, приходит в разные уголки мира, окунается в абсолютно несхожие друг на друга культуры и вещает на тысячную аудиторию.

Для человека XXI века вопрос правового регулирования отношений в сети Интернет выходит на первый план, а все государства мира вводят новые законотворческие инициативы по проблемам идентификации, определения юрисдикции и ответственности информационных посредников. Вопросом формирования целостного представления о подходах к регулированию глобальной информационной-телекоммуникационной сети заняты не только правоведы, но и журналисты.

Появление и развитие в современном мире сетевых сообществ, социальных сетей, интернет-форумов вывели современное общество на совершенно новый уровень коммуникации. Это же естественным образом отразилось на правовой культуре, особенно молодого поколения. Большой пласт информации оказался в руках молодых людей, но определённого механизма работы с этим потоком или фильтрации специфических положений у молодежи не оказалось. Тем самым появилась тенденция к отторжению подобной информации и некоторым образовательным провалам в понимании правовой системы. В сложившихся условиях у государства и общества оказались ограниченные ресурсы для противодействия проблемной ситуации в быстро трансформирующейся среде. Таким образом, сегодня нет единого эффективного «рецепта» оптимизации ситуации в сфере регулирования информации в сетевом пространстве.

В рамках эволюции человеческих взаимоотношений происходит последовательное изменение правовой культуры общества. Это происходит в ключе модернизации и перестройки системы правовых ценностей и государственных институтов, принятых в обществе традиций и стереотипов поведения индивида. Этот аспект вносит разногласия в

среде исследователей теории правовой культуры, внушая все больший пессимистичный настрой по поводу концептуализации сущности, объекта и оценочной системы понятия «правовая культура». В современных реалиях понятие является междисциплинарным, а каждая наука трактует термин исходя из своей методологической базы.

После изучения доступных трактовок понятия, мы выявили дефиницию правовой культуры, предложенную ученым-правоведом Т.Н. Радько. Это понятие является наиболее подходящим для нашего исследования. По мнению ученого, правовая культура отражает идейно-нравственное состояние общества на определенном этапе его развития, она охватывает элементы всей юридической надстройки (знание права, умение его применять, функционирование всех элементов правовой системы общества и т.д.) [Радько, 2004:292]. Исследователь в своем определении объединяет несколько подходов, а также указывает на важный аспект правовой культуры - изменчивость с течением времени. Некоторые правовые обычаи и нормы поведения прошлого не приемлемы в настоящем времени и осуждаются современниками. Но нет никаких гарантий, что общество будущего будет следовать устоям и правилам настоящего, решив наши взгляды и мировоззрения устаревшими.

Сегодня средства массовой информации обладают достаточно активным влиянием на отношение граждан к политике в целом.

Анализируя уже существующую практику, можно отметить большое наличие различных профессиональных сайтов, оказывающих помощь юристам-новичкам. На таких хостингах много полезных материалов для тех, кто в теме, а вот людям с неюридическим образованием очень сложно понять всевозможные сокращения и профессиональный сленг.

Цифровое пространство имеет неограниченный потенциал влиять на воспитание пользователей, формируя их отношение друг к другу, государственным устоям и правовым нормам, культуре активного взаимодействия между собой и с представителями других национальностей, верований и культур. Но в силу повсеместной открытости глобальной сети для всех пользователей это пространство также обладает определенной долей недостоверной информации, которая негативно влияет на перечисленные выше процессы._Как уравнять данные позиции, не навредив изменениями и не перегнув чашу весов в одну из сторон? Правильный подход с точки зрения профессиональных журналистов сможет помочь в достаточной мере очистить медиапространство и сформировать более четкую и понятную систему информирования.

Процесс формирования правовой культуры во многом опирается на установки и конструкты эклектичной, весьма противоречивой по своему содержанию, антисоциальной и асоциальной информации, транслируемой Интернетом и электронными СМИ. Возникающее состояние информационной перегрузки сознания молодежи не позволяет ей сформировать единое и непротиворечивое представление о значимости правовой культуры в жизни человека и общества, а антисоциальная информация, находящаяся в неконтролируемом доступе, формирует прямо противоположные установки относительно правой культуры [Рипл, 1972:11].

Говоря о том, как правовое воспитание реализуется в Приднестровье среди молодежи, необходимо обратиться к опыту таких общественных организаций: Молодежный парламент, Молодежная избирательная комиссия и Молодежное крыло политической партии «Обновление». Первые организации носят консультативный характер, а также предназначены для повышения правовой культуры молодежи. В составе Молпармента и Молизбиркома состоят молодые люди различных профессий: экономисты, филологи, журналисты, юристы, политологи и даже медики. Все те, кто интересуется современным положением дел и готов развивать молодежную политику республики.

Программа молодёжного движения «Обновление» включает в себя не только общественные-политические задачи, но и волонтерские проекты. Поэтому правовая тематика не носит постоянных характер распространения в социальных сетях организации, а больше является стихийным явлением.

Самым активным из трех анализируемых кандидатов оказался Молодежный избирком, который на постоянной основе информирует СМИ о проведенных ими мероприятиях. Нам же интересен опыт МИК Приднестровья в вопросах ведения

социальных сетей. Повышение правовой культуры будущих избирателей осуществляется посредством аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах Instagram, Telegram, ВКонтакте, Facebook, а также недавно организация появилась в TikTok.

Молизбирком Приднестровья на своих страничках размещает своевременную и необходимую информацию об основных этапах выборов, интересные факты об избирательных процессах, а также оповещает о работе ЦИК в молодежном направлении. Прямые эфиры, опросы мнений, видеоэкскурсии в музей выборов и референдумов, викторины и многое другое вовлекают молодежь в избирательные процессы, помогают различать и понимать термины не только в сфере избирательного права, но и в целом в юридической среде. Организация инициировала проведение несколько молодежных круглых столов, а итоги встречи были отражены на официальных страничках движения.

Молодежный парламент не отстает от своих коллег и делает большой упор на видеоработы, в рамках которых рассказывают о новых принятых решениях в сфере молодежной политики, подводят итоги заседаний и анонсируют новые проекты. Спектр интересов разнообразен: политическая, культурная, демографическая тематика мероприятий и акций.

Выводы. В современном мире традиционные СМИ обретают новую жизнь в электронном формате. Так в них могут сосуществовать различные виды информации: текст, видео, звук, статическое изображение. Современные цифровые устройства позволяют каждому обрабатывать и создавать своего рода современные медиа: Instagram-блоги, Youtube-каналы, различные группы на Facebook и в Twitter.

В результате стремительного развития цифровых, информационных и коммуникационных технологий, восприятие и подача информации существенно изменилась. Под воздействием цифровизации сегодня оказывается не только развлекательный контент, но и экономика, политика и культура. Традиционные СМИ превращаются в мультимедийные и повсеместно используют различные современные технологии в своей работе: цифровая обработка изображений, социальные медиа, каналы в мессенджерах, прямые трансляции в Интернет, лонгриды, мобильные приложения и многие другие.

Роль традиционных СМИ в вопросах продвижения правовой культуры среди населения важна и ее заслуги нельзя недооценивать. Ведь средства массовой информации - это основной источник информирования граждан, в частности, о правовых нормах и принимаемых реформах в этой сфере. Правовое просвещение населения в СМИ становится актуальным вопросом и у государственных деятелей, которые видят в этом прямой путь к становлению правовой культуры населения. Правосознание граждан, в частности молодежи, является важным фактором формирования культуры населения, уважения взаимных прав и свобод граждан не только одной страны, но и в вопросах межгосударственного взаимодействия.

Список литературы:

1. Амзин А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. -Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - 304 с.

2. Иовва. Н.И. Новые медиа как феномен журналистики цифровой эры [Текст] / Медиаисследования 2020 / под ред. Т.А. Семилет, И.В. Фотиевой. - Барнаул: изд-во АлтГУ, 2020. - С. 132-138.

3. Курносенко А.А. Интернет в процессе формирования правовой культуры молодежи в условиях трансформирующегося российского общества: диссертация кандидата социологических наук: 22.00.04 [Текст] / А.А. Курносенко. - Краснодар, 2016. - С. 11.

4. Riepl W. Das Nachrichtenwesen des Altertums. - Hildesheim: Olms, 1972. - S. 4.

УДК 659.4

ГЕЙМИФИКАЦИЯ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ: ПОЧЕМУ БАНКИ ЗАИГРЫВАЮТ

С ЦЕЛЕВЫМИ АУДИТОРИЯМИ?

Курганова Екатерина Борисовна,

кандидат филологических наук, доцент Воронежский государственный университет (г. Воронеж)

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и прикладные вопросы геймификации, определяются перспективы ee развития в решении актуальных проблем и задач компаний банковского сектора. В последнее время банки все чаще используют новейшие технологии, предлагая потребителям новый геймифицированный опыт взаимодействия с продуктами и сервисами, решая задачи по удержанию сотрудников и повышению их мотивации. Автор иллюстрирует теоретические тезисы преимущественно российскими кейсами использования геймификации для повышения лояльности внешних и внутренних целевых аудиторий банков.

Ключевые слова: геймификация, геймификация контента, банковская сфера, лояльность, Ь2с-коммуникация, Ь2р-коммуникация.

Annotation. The article deals with theoretical and applied issues of gamification, determines the prospects for its development in solving urgent problems and tasks of companies in the banking sector. Recently, banks have increasingly taken advantage of the latest technology, offering consumers a new gamified experience of interacting with products and services, solving the problems of retaining employees and increasing their motivation. The author illustrates theoretical theses mainly with Russian cases of using gamification to increase the loyalty of external and internal target audiences of banks.

bywords: gamification, content gamification, banking, loyalty, b2c communication, b2p communication.

Постановка проблемы. Российская банковская система достаточно динамично преодолевает пандемию и мировой экономический кризис: растут объемы вкладов, увеличиваются объемы кредитования юридических и физических лиц. Банковские услуги пополняются новыми, инновационными идеями, которые нуждаются в нестандартной упаковке при доведении информации о них до целевых аудиторий. Сегодня в связи с масштабными изменениями в демографии и конкурентной среде, многие компании нередко делают выбор в пользу геймифицированных форматов упаковки контента.

Цель статьи - определить перспективы использования геймификации для решения внешних и внутренних задач компаний банковского сектора.

Изложение основного материала. Геймификация контента - это использование игрового формата для упаковки идеи/информации с целью привлечь интерес, повысить вовлеченность аудитории, сформировать лояльность к бренду. Понятие «геймификация» связано с использованием игровых идей, программ лояльности и поведенческой экономики.

Следует отметить, что геймификация - не просто актуальный, но и перспективный инструмент. По оценкам экспертов, к 2016 году рынок геймифицированных услуг достиг примерно 2,8 мрд долларов и стал весьма эффективным методом взаимодействия между компаниями и аудиторией. В 2019 году глобальный рынок геймификации оценивался экспертами в 6 млрд долларов США, а согласно прогнозам специалистов, к 2025 году он вырастет более чем в два раза, до 14,5 млрд долларов США [2].

Современные российские практики (в частности, Илья Есин, основатель креативного агентства Shiva-Marketing) выделяют следующие тренды геймификации:

1. Внедрение в инновационные проекты.

2. Рост KPI-показателей сотрудников.

3. Новые способы образования (подачи материала).

4. Применение новых методов вовлечения потребителей.

Исходя из предложенной классификации, геймификацию условно можно разделить по векторам воздействия - на внешнюю и внутреннюю среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.