Научная статья на тему 'НОВЫЕ МЕДИА КАК ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА'

НОВЫЕ МЕДИА КАК ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
359
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / НОВЫЕ МЕДИА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вырковский Андрей Владимирович, Колесниченко Александр Васильевич

Данная статья представляет результаты структурно-типологического анализа политического дискурса в России, Украине, Беларуси и Казахстане1. Авторы выявили наиболее крупные группы и каналы политической тематики на основных социальных площадках в упомянутых странах, определили владельцев/авторов наиболее популярных политических групп и блогов и провели мониторинг политического дискурса. Исследование показало, что политический дискурс в новых медиа данных государств существенно отличается: так, он сконцентрирован на различных площадках, формируется разными акторами и посвящен различным тематикам. Есть и более глубокие различия, связанные, в частности, со стилистическими особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ МЕДИА КАК ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

Новые медиа как площадки для политического дискурса в странах постсоветского пространства

Андрей Вырковский Александр Колесниченко

Данная статья представляет результаты структурно-типологического анализа политического дискурса в России, Украине, Беларуси и Казахстане1. Авторы выявили наиболее крупные группы и каналы политической тематики на основных социальных площадках в упомянутых странах, определили владельцев/авторов наиболее популярных политических групп и блогов и провели мониторинг политического дискурса. Исследование показало, что политический дискурс в новых медиа данных государств существенно отличается: так, он сконцентрирован на различных площадках, формируется разными акторами и посвящен различным тематикам. Есть и более глубокие различия, связанные, в частности, со стилистическими особенностями.

Ключевые слова: политический дискурс, постсоветское пространство, структурно-типологический анализ, новые медиа, социальные сети.

© Вырковский Андрей Владимирович доктор филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), a.v.vyrkovsky@gmail.com © Колесниченко Александр Васильевич кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), april-7@yandex.ru

Введение

Масштабная дигитализация кардинально изменила информационно-коммуникационную компоненту политических процессов. Речь прежде всего идет о роли новых медиа в распространении политической информации, формировании политических взглядов, организации политических действий и т.п. (Shirky, 2011; Bakker, de Vreese, 2011; Акопов, 2013). В настоящее время изучение новых медиа как фактора политического процесса является одним из самых популярных направлений в коммуникационных исследованиях, представляя весьма широкую палитру как методологических платформ, так и непосредственно эмпирических объектов. В числе популярных тем - связь социальных сетей и протестных акций (Pond, Lewis, 2019; Kharroub, Bas, 2016 и т.п.), использование социальных сетей до/во время/ после выборов (Segesten, Bossetta, 2017; Haleva-Amir, 2016 и др.), транслирование определенных политических идей через социальные сети (Rivero, 2019 и др.). При этом формы и стратегии использования новых медиа в политических целях не остаются неизменными - они быстро трансформируются вслед за меняющимися практиками медиапотребления и общесоциальным контекстом.

Безусловно, информационная глобализация позволяет применять инструменты новых медиа без привязки к определенной стране или региону: политический актор, находящийся в одной точке земного шара, может беспрепятственно работать с новыми медиа других городов, стран, регионов и т.п. Однако с точки зрения реализации основных политических интересов особую важность приобретает изучение новых медиа в их взаимосвязи с политическими процессами в соседних странах: любое онлайн-действие рано или поздно перетекает в офлайн и меняет контуры социальной жизни в конкретном государстве, затрагивая тем самым и соседей.

Именно поэтому для отечественной науки и политики чрезвычайно важно исследовать политическое «измерение» новых медиа в странах постсоветского пространства - как из-за их непосредственного территориального соседства, так и исторически сложившихся политических интересов в этих странах. Кроме того, ряд этих стран в последнее время переживает период интенсификации политических процессов, зачастую сопровождающийся сменой политических элит (Украина, Казахстан, Узбекистан, Молдова) и, соответственно, перенастройкой отношений с Российской Федерацией.

При этом исследований, направленных на анализ взаимосвязи новых медиа с общественно-политическими процессами на постсоветском пространстве, в России весьма немного. Исключение - исследования, посвященные Украине (такая же закономерность характерна и для мирового научного дискурса). Тематика работ в первую очередь связана с политическим кризисом 2013-2014 гг. - в них, в частности, рассматриваются стратегии формирования установок протестного поведения в Интернете; дисфункция деятельности традиционных СМИ по сравнению с новыми медиа в периоды протестных движений;

анализируются манипулятивные приемы в крупнейших украинских пабликах и на платформах (Сапунов, 2016). Часть исследований посвящена функционированию украинских интернет-изданий и групп в социальных сетях во время присоединения Крыма (Валиулина, 2015; Бобрышова, 2016), в контексте которого рассматривается реакция украинского и российского общества, основные информационные каналы, оценивается роль новых медиа в событии.

Исследований, посвященных функционированию новых медиа в Киргизии, Казахстане и Беларуси, немного, еще меньше тех, которые были бы связаны с политическим контекстом. В единичных образцах (Гигин, 2016; Султанбаева, Лейман, 2018) затрагивается проблема противостояния власти и общества, отражающаяся в социальных сетях; влияние новых медиа на политические трансформации и демократизацию общества.

Также редки компаративистские иссле -дования политического «измерения» новых медиа в странах постсоветского пространства (см., напр., Быков, 2015; Громова, 2009). В то же время именно такие работы имеют особую ценность, поскольку позволяют сравнить технологии политической работы в странах с общим прошлым, сопоставимым культурным контекстом и имеющих тесные связи самого разного характера.

В данной статье анализируются базовые различия в организации политического дискурса в новых медиа некоторых странах постсоветского пространства, полученные результаты могут быть использованы для дальнейших исследований на соответствующие тематики.

Сразу же необходимо пояснить, что наш п одход к оп ределен ию границ и характера политического дискурса в новых медиа в целом соответствует принятому в отечественной дискурсологии. Так, мы понимаем под политическим дискурсом текст соответствующей тематики в его взаимодей-

ствии с многочисленными факторами: со- ИВ3. Кто является владельцами/авто-циокультурными, паралингвистическими, рами наиболее популярных политических психологическими и т.п. Поскольку данная блогов и групп в каждой из стран? Данный работа ориентирована на новые медиа, то вопрос направлен на анализ уровня инсти-очевидно, что анализу подвергаются тек- туционализации политического процесса в сты, репрезентированные в пространстве, странах постсоветского пространства. Оче-сформированном социальными площад- видно, что при наличии в стране разно-ками, блогами, мессенджерами и т.п. При образного политического поля наибольшей этом структура этого дискурса чрезвычайно популярностью будут являться площадки разнообразна (что детерминировано воз- наиболее популярных политиков и партий, можностями новых медиа): это и скопи- а также группы сторонников либо против-рованные тексты СМИ, и авторские посты ников этих политиков и партий. пользователей соцсетей и блогеров, и ком- Таким образом, авторы попытались хотя ментарии читателей, и перепосты, и знаки бы с помощью самой «грубой исследова-оценки («лайки» и т.п.). Виды данного по- тельской оптики», в первом приближении, литического дискурса также определены оценить взаимосвязи между интенсивно-мультимедийной сущностью новых медиа стью, тематикой и направленностью подтекст, фото, видео, аудио и т.п.). литического дискурса в социальных сетях

и мессенджерах, а также популярностью МетоДология исслеДования каждой из платформ как площадки для

Основными исследовательскими воп- дискурса и политической активностью в росами (ИВ) авторы данной статьи посчи- исследуемых странах. тали следующие: Поскольку целью данной статьи было

ИВ1. Отличается ли (и если да, то на- изучение русскоязычного (либо понятного сколько) относительная популярность соц- русскоязычным) дискурса в новых медиа сетей и мессенджеров как площадок для в постсоветских странах, было решено ог-политической активности в различных стра- раничиться четырьмя странами - Росси-нах постсоветского пространства? Как бы- ей, Украиной, Беларусью и Казахстаном. ло показано выше, в отечественной и ми- Они были выбраны по нескольким при-ровой науке не существует современных чинам: во-первых, минимум две из них исследований, показывающих, как струк- характеризуются крайней активизацией турирован политический дискурс в новых политического процесса в последние годы медиа постсоветских стран. В то же время (Украина, Казахстан), во-вторых, Украина, данное понимание необходимо как для Беларусь и Казахстан традиционно зани-оценки специфики современного поли- мали особое место в российской внешней, тического процесса, так и для прогнози- политике на постсоветском пространстве, рования его развития. в-третьих, принципиально было сосредо-

ИВ2. Насколько тематика наиболее по- точиться на странах с близким культурным пулярных политических блогов, групп, ка- и историческим наследием. Украина и Бе-налов отражает особенности политической ларусь - страны со значительной долей ситуации в стране? Данный вопрос направ- русскоязычного населения и с активным лен на оценку характера медиатизации использованием русского языка в повсе-политического процесса и представляет дневной практике. Кроме того, украинский собой вариант разработки традиционно- и белорусский языки близки к русскому и го для ученых положения о взаимосвязи интуитивно понятны русскоязычной аудито-медийной и реальной активности. рии. В Казахстане доля русских хотя и сни-

жается, но все еще составляет около 20% тическому дискурсу, фамилиям наиболее

населения страны, при этом обществен- популярных политиков и названиям поли-

ныйдискурс организован в значительной тических партий. Также использовались

степени именно на русском языке. Кроме профессиональные рейтинги политиче-

того, Казахстан интересен как ближайший ских блогов, при этом все упомянутые в

союзник России в военно-политической и данных рейтингах блоги дополнительно

экономической сфере. изучались для уточнения тематики блога

Далее авторами был определен пере- и числа подписчиков. чень соцсетей и мессенджеров, которые Для корректировки рейтингов было могли бы быть использованы для полити- проведено несколько экспертных интерческой деятельности: вью со специалистами, вовлеченными в

• социальная сеть «ВКонтакте»; исследования медийной и политической

• социальная сеть «Одноклассники»; активности в данных странах. Исследова-

• социальная сеть Facebook; ние проводилось в апреле-мае 2019 г. Ко-

• социальная сеть Instagram; личество подписчиков блога фиксирова-

• социальная сеть LiveJournal; лось на момент проведения исследования.

• сервис видеохостинга YouTube; Сразу же следует оговорить, что дан-

• сервис микроблогов Twitter; ная статья - это только первый этап ком-

• мессенджер Telegram; плексного проекта по изучению взаимо-

• мессенджер WhatsApp; действия новых медиа и политического

• мессенджер Viber. процесса в постсоветских странах. В ней

На каждой из этих платформ авторами приведен только самый общий анализ и

была выявлена десятка самых популярных использованы самые очевидные, но недо-

политических блогов и групп (исходя из статочно совершенные исследовательские

числа подписчиков). При этом группы и инструменты. Примат качественной и опи-

блоги брались только «живые», регулярно сательной составляющей позволяет гово-

обновляемые. Из исследования исключа- рить лишь о самых ярких и важных тенден-

лись аккаунты общественно-политических циях в развитии политического процесса

СМИ, так как они использовались прежде на базе новых медиа постсоветских стран.

всего для продвижения материалов дан- Именно поэтому представленные резуль-

ного СМИ в соцсетях. Отметим, что иссле- таты необходимо использовать в дискус-

дование новых медиа в Казахстане охва- сионном ключе - как предмет для даль-

тывало только русскоязычные блоги, блоги нейшего профессионального обсуждения. на казахском языке не рассматривались.

К политическим группам и блогам было Результаты

решено относить те, основное содержание Как показало наше исследование, по-

которых - информирование о происходя- пулярность социальных сетей как площа-

щем в политической сфере и обсуждение док для политических групп существенно

этого. Ключевыми темами должны быть различается по странам. Если рассчитать

политическая борьба (выборы, интриги, суммарное число подписчиков у десяти

репрессии), деятельность политиков и по- наиболее популярных групп, то топ-5 пло-

литических партий, пропаганда либо по- щадок по каждой из стран будут совершен-

литическая сатира. но различными (см. табл. 1).

Для выявления популярных политиче- Различие между странами, как можно

ских групп и блогов использовался поиск видеть, достаточно велико. Так, лидер по

по ключевым словам, относящимся к поли- популярности в России Twitter даже не во-

51

Таблица 1. Топ-5 социальных сетей в политическом дискурсе

Страна Социальная сеть Кол-во подписчиков (млн)

Россия Twitter 15,22

YouTube 4,66

Instagram 3,99

Одноклассники 3,54

ВКонтакте 2,86

Украина YouTube 4,14

ВКонтакте 3,31

Facebook 3,15

Одноклассники 0,68

Twitter 0,47

Беларусь ВКонтакте 1,52

YouTube 0,78

Одноклассники 0,53

Instagram 0,42

Telegram 0,16

Казахстан Instagram 1,41

YouTube 1,28

ВКонтакте 0,46

Facebook 0,26

Одноклассники 0,21

шел в первую пятерку в Беларуси и в Ка- ларуси в самом популярном сообществе захстане. В свою очередь, на Украине и в в «ВКонтакте» «Беларусь сейчас»4 состоят Казахстане гораздо более активно для по- 2,9% населения, в Казахстане самый политической коммуникации используется пулярный канал БАСЕ привлек в подпис-соцсеть Facebook, сравнительно малопо- чики 2,5% населения. Эти различия могут пулярная в России. Также примечательна объясняться уровнем политизированности меньшая популярность российской соцсе- общества. Если Украина за последние пять ти «ВКонтакте» именно в России. Причем лет пережила смену двух президентов и суммарное число подписчиков наиболее гражданскую войну, то политическая ак-популярных политических групп в «ВКон- тивность в остальных трех странах суще-такте» на Украине оказалось даже больше, ственно ниже, а власть не менялась (если чем в России, при том, что «ВКонтакте» на считать Президента Казахстана Касыма-Украине заблокирована. Жомарта Токаева преемником и продол-

Если рассматривать такой параметр, как жателем курса прежнего президента - Нур-соотношение численности наиболее попу- султана Назарбаева). лярных политических групп к численности Россия. Если анализировать наибо-населения страны, то здесь лидером будет лее популярные политические группы по Украина, где на самый популярный поли- отдельным странам, то применительно к тический блог - канал Анатолия Шария России бросается в глаза концентрированна YouTube2 подписаны 5,1% населения. ность этих групп вокруг Президента Вла-В России на самый популярный политиче- димира Путина и их полярность: это либо ский блог-страницу Президента Путина в сторонники Путина и антизападного курса Twitter3 подписаны 2,3% населения. В Бе- России, либо его радикальные противни-

ки. Например, в соцсети «Одноклассни- либо на инсайде, либо претензии как таки» пять самых популярных политических ковой (каналы «Незыгарь», «Депутатские групп - это группы сторонников В. Путина: будни», «Кремлевский мамковед»). Са-«Клуб друзей Путина» (849 тыс. участни- мые популярные политические каналы на ков), «Политическое обозрение. Мы за Пу- YouTube- это в основном персональные катина» (698 тыс. участников), «Я за Путина. налы знаменитостей (Алексея Навального, Я за Россию» (425 тыс. участников), «Группа Ксении Собчак, Александра Невзорова и в поддержку В.В. Путина» (327 тыс. участ- др.). В мессенджере Twitter наибольшей ников), «Я за Путина. Дискуссионный клуб» популярностью пользуются также личные (295 тыс. участников). страницы, но там в первой десятке лиде-

В соцсети «ВКонтакте» страница россий- ров - действующие политики и чиновни-ского президента «Владимир Владимиро- ки (Владимир Путин, Дмитрий Медведев, вич Путин» (625 тыс. подписчиков) - самая Алексей Кудрин, Владимир Жириновский, популярная среди страниц политической Алексей Навальный, Ксения Собчак). тематики, еще две группы сторонников Примечательно, что в соцсетях крайне Путина «Русское обозрение И Россия И слабо представлены политические пар-Путин» и «Мой Путин» занимают пятое и тии. Их группы малочисленны, и ни одна восьмое места по количеству подписчи- из них не вошла в десятку самых популяр-ков (293 тыс. и 172 тыс. соответственно). ных на какой-либо платформе. Если судить В свою очередь, четвертое и седьмое мес- по соцсетям, то российская политическая та по популярности занимают радикально коммуникация сводится прежде всего ли-антипутинские группы сторонников Алексея бо к пропаганде за Путина, либо к пропа-Навального «Роспил - война Коррупции - ганде против Путина, либо к изложению Алексей Навальный»5 (311 тыс. подписчи- происходящего глазами нескольких ярких ков) и «Команда Навального»6 (195 тыс.). фигур (Алексей Навальный, Ксения Соб-В соцсети Facebookиз десяти наиболее чак, Владимир Жириновский, Алексей Ве-популярных политических групп пять - это недиктов, Владимир Соловьев, Александр группы сторонников Владимира Путина Невзоров). Комментарии к записям (там, «Путин - президент» (официальная стра- где есть возможность комментирования) ница В.В. Путина, 503 тыс. подписчиков), сводятся или к поддержке, или к жесткой «Владимир Владимирович Путин - наш критике. Никакой конструктивной дискус-президент» (28 тыс.), «Партия поддержка сии в самых популярных российских по-Путина В.В.» (19 тыс.), «Владимир В. Пу- литических группах и блогах не происхо-тин» (10 тыс.) и «Владимир Путин - ми- дит, спектр представленных мнений крайне ротворец» (3,9 тыс.), а две группы - анти- узок, а информация, как правило, подает -путинские «Путин должен уйти!» (4,8 тыс.), ся в упрощенной и радикализированной «Путин - не наш президент» (3,8 тыс. участ- форме без корректных ссылок на источников). В соцсети Instagram также четыре ник сведений.

из десяти самых популярных блогов по- Украина. Иная ситуация в других иссле-священы Владимиру Путину, а на пятом и дуемых постсоветских странах. Так, боль-седьмом местах страницы Минобороны и шинство наиболее популярных украинских лично Сергея Шойгу. пабликов/каналов были созданы в период

Особенность мессенджера Telegram - подготовки и проведения Евромайдана в сфокусированность политических групп 2013 г. Вторая волна - подготовка к пре-либо на сатире (каналы «Сталингулаг», «Усы зидентским выборам на Украине в 2019 г. Пескова», «Караульный», «Методичка»), Данные политические события повлия-

53

ли на поляризацию ресурсов, позволив разделить их на про- и антироссийские площадки (характерно для ресурсов, созданных в 2013-2014 гг.), провластные и оппозиционные ресурсы (в преддверии президентских выборов).

Наибольшая часть пабликов по охвату аудитории, цитируемости в СМИ, влиятельности на политические процессы,по мнению экспертов и самих протестующих, сосредоточена в двух соцсетях - «ВКонтак-те» и Facebook, где суммарная аудитория топовых пабликов составляет несколько миллионов.

Аудитория всех топовых украинских политических пабликов в соцсети «ВКонтакте» растет, несмотря на ограничение доступа к социальной сети на Украине. Кроме того, в «ВКонтакте» два из трех наиболее популярных украинских политических пабли-ка «УКРА1НА LIVE - НОВИНИ / АТО / ООС» (617 тыс. подписчиков) и «Ф МИ ПАТР1О-ТИ УКРА1НИ Ф» (401 тыс.) заблокированы на территории Российской Федерации по требованию Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

По сравнению с «ВКонтакте» чуть менее популярны «Одноклассники» и Twitter. У последнего наибольшей популярностью пользуются страницы ключевых политических деятелей (В. Порошенко, А. Аваков, А. Яценюк), нежели страницы пабликов. Безусловно, и на Facebook у политиков есть свои страницы, однако по количеству подписчиков они в разы проигрывают Twitter (исключение - П. Порошенко, у которого оба канала имеют миллионную аудиторию). В Twitter также стоит выделить микроблог «Тетя Роза» (@Anakoyher, 184 тыс. подписчиков), в котором в юмористическом ключе отображаются как события внутри Украины, так и в России (например, прямая линия В.В. Путина 20 июня 2019 г.). Самые популярные группы на Facebook - «Свро-Майдан - EuroMaydan» (255 тыс. участников) и «Свромайдан SOS» (110 тыс.) посвя-

щены украинским политическим событиям, посты по другой тематике практически не встречаются.

Тематика пабликов на ключевых пло-щадках отражает события, происходящие офлайн (на данный момент - предвыборная кампания в Верховную Раду, отголоски президентских выборов, обсуждение действий В. Зеленского). Однако даже на фоне доминирования ключевой темы можно выделить спектр более узких подтем: международная политика (вступление в Евросоюз, отношения с Россией, США), военная проблематика (война на Донбассе, поставки американского оружия, вероятные возможности отвоевать Крым, военное противостояние с Россией), экономика (проблемы с поставками энергоресурсов, снижение уровня ВВП, рост внешнего долга), законодательные инициативы (закон о функционировании украинского языка и другие), социальная проблематика (бедность, снижение заработной платы, низкий уровень социальных выплат), культура (история, религия(киевские раскольники, томос), борьба с советскими памятниками, фальсификация истории победы СССР в Великой Отечественной войне и т.д.). Что касается тональности - доминирует негативная, практически в каждом паблике в саркастическом тоне (с использованием ярко выраженной экспрессивной лексики) обсуждаются происходящие события, действия украинских и российских властей. Позитивная тональность встречается гораздо реже (к примеру, в пророссийских пабликах - выдача российских паспортов жителям Донбасса, исторические связи россиян и украинцев...).

Беларусь. Одной из отличительных ч ерт белорусского сегмента «ВКонтакте» является специфическая подача и анализ политических новостей. Практически все популярные группы данной тематики публикуют посты по следующему шаблону - картинка (мем, фотография события и т.д.) и короткое опи-

сание новости в саркастической манере. отметить две самые крупные площадки -

Самым крупным пабликом политической «Мая Кража Беларусь» (19 тыс. участни-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

направленности на данной площадке явля- ков) и «За Еурапейскую Беларусь» (6,8 тыс.).

ется «Беларусь Сейчас» (276 тыс. участников). В сообществе «Мая Кража Беларусь» в

В описании группы присутствует следующая основном публикуются новости полити-

фраза: «Беларусь, которую мы заслужили». ческой и социальной направленности, не-

В группе можно увидеть посты, содержа- редко поданные в саркастической манере.

щие политический троллинг, объектами ко- Группа «За Еурапейскую Беларусь» посвя-

торого нередко становятся представители щена обсуждению политики федерального

власти. Вторым по популярности является уровня. Формат публикаций здесь несколь-

паблик «Твой Минск» (212 тыс. участников), ко иной - пользователи самостоятельно

здесь публикуются посты разной тематики, публикуют ссылки на новости политиче-

но наиболее часто встречаются сообще- ского характера из различных СМИ, до-

ния, посвященные региональной политике. бавляя собственный комментарий к ним

Важно также отметить паблик «Чай з ма- и тем самым начиная дискуссию.

линовым варэннем» (148 тыс. участником), Белорусский Telegram постепенно ста-

популярность которого вышла далеко за новится все более популярной площадкой.

пределы страны. Данная площадка осве- Один из наиболее значимых каналов - NEXTA

щает все важные политические новости с (123 тыс. подписчиков) - рассказывает о

помощью мемов, элементов политической проступках чиновников, коррупционных

сатиры, иронии и т.д. скандалах и о всех тех политических ново-

Наиболее популярной группой в «Од- стях, которые не освещают традиционные

ноклассниках» является «Что происходит в СМИ. Канал «Беларусь головного мозга»

Беларуси. Будь в курсе!» (146 тыс. участни- (57 тыс. подписчиков) также специализи-

ков). В группе публикуется много новостей, руется на данной тематике. Третьим по по-

посвященных региональной политике, ко- пулярности является Telegram-канал од-

торые активно обсуждаются пользователя- ноименного паблика «ВКонтакте» - «Чай

ми в комментариях. Еще одно популярное з малинавым варэннем» (21,6 тыс. под-

сообщество - «Надоел нам этот Лукашенко» писчиков), который в основном дублирует

(45 тыс. участников) - выкладывает посты, свой контент на этой площадке.

которые прямо или косвенно критикуют В белорусском YouTube первым по попу-

политику Президента Республики Беларусь. лярности является канал «Art's Animations -

Белорусский Facebook характеризуется Countryballs | History of Belarus» (262 тыс. под-

прежде всего тем, что здесь наибольший писчиков), основной контент которого состав-

интерес представляют не крупные сообще- ляют анимационные сюжеты про политику.

ства (хотя они также есть), а персональные Следом за ним расположился канал NEXTA

страницы лидеров мнений, политических (261 тыс. подписчиков), где в рамках рубри-

активистов, нередко придерживающих- ки «Ну и новости» рассказывается о самых

ся оппозиционных взглядов. Так, одной важных политических событиях за неделю

из самых популярных является страница с небольшим авторским анализом. Стоит

белорусского блогера и фотографа Ан- также отметить канал Natasha Bogdanova

тона Мотолько (Anton Motolko, 13,6 тыс. (42 тыс. подписчиков), где под рубрикой

подписчиков), который делится своими «Серьезные стишули» автор выкладывает

фотоработами, обсуждает последние но- стихи собственного сочинения, посвящен-

вости, приглашает участвовать в полити- ные наиболее резонансным событиям из

ческих акциях. Говоря о пабликах, стоит мира белорусской политики.

55

Политический белорусский Instagram ражают радикальные взгляды на послед-как таковой отсутствует. Тем не менее круп- ние события, происходящие в стране. Четные сообщества, существующие на таких верка самых популярных оппозиционных площадках, как «ВКонтакте», «Одноклас- русскоязычных каналов выглядит следу-сники», YouTube, имеют там свои аккаунты ющим образом:

(например, @tvoyminsk, @nexta, @cpbelarus), - Канал БАСЕ (468 тыс. подписчиков) но не представляют собой никакой само- «принципиально выступает против дик-стоятельной ценности. Похожая ситуация таторского режима Назарбаева и всей его просматривается в белорусском сегменте клики. БАСЕ против олигархов и преступ-Twitter: многие популярные блогеры (Anton ников всех мастей» (так он себя позици-Motolko, Eduard Palchys и др.) имеют там онирует). Последние видео подтвержда-свои аккаунты, однако наибольший инте- ют направленность канала: «В Эмиратах рес представляют их страницы на Facebook нашли недвижимость Карима Масимова, и Telegram-каналы,авторами которых они Тимура Кулибаева и Нурали Алиева», «То-являются. каев - заложник Назарбаева. Провальная

Казахстан. Казахстан сейчас пережи- инаугурация неизбранного президента», вает процесс смены поколений полити- «Участники митинга в Астане выходят на ческих элит, который обычно сопрово- свободу несломленными». ждается повышением нестабильности - Канал Мухтара Аблязова (236 тыс. поди ростом политической напряженности. писчиков), лидера оппозиционного движе-В марте 2019 г. глава страны Нурсултан На- ния «Демократический выбор Казахстана», зарбаев подал в отставку, на внеочередных рассказывает о «преступном действующем выборах президента страны 9 июня 2019 г. режиме», призывает к подготовке обще-победу одержал Касым-Жомарт Токаев - национального протеста. В комментариях представитель партии «Нур Отан». Главны- к видео пользователи порой обращаются ми общественно-политическими темами с призывами к революции в Казахстане. в социальных сетях стали протесты, выз- - Канал «За нами уже выехали» (178 тыс. ванные нарушениями в ходе выборов, и подписчиков) также представляет радикаль-недовольство самим Токаевым - ставлен- ный взгляд на события в стране. Вот назва-ником Назарбаева. Также, хотя на фоне ние одного из последних роликов: «Чего протестной волны очень слабо, затраги- испугался Косанов7? Спектакль окончен, валась тема рокировок в правительстве. . занавес».

Наиболее яркая оппозиционная актив- - Канал блогера и юриста, главы движе-ность прослеживается в социальных се- ния «Еркин казак» Ержана Тургумбай (130 тях YouTube, Facebook,Telegram. В Instagram, тыс. подписчиков) освещает и комменти-«ВКонтакте» и «Одноклассниках» полити- рует массовые задержания на оппозици-ческая тема затрагивается опосредованно. онных митингах и избиение протестующих. Главной площадкой для выражения сво- В Facebook активную деятельность де-боды слова в Казахстане является YouTube. монстрируют отдельные пользователи. По сути, он превращается в альтернативу Это, как правило, политические лидеры, телевизору, где главным образом ведется представители демократических сил, со-официальная пропаганда. Подача инфор- циалистического движения, их медийные мации на YouTube подталкивает граждан площадки, а также независимые блоге-выступать против «диктаторского режима» ры. Здесь высказываются личные мнения Назарбаева. На платформе представлены о проблемах в обществе, выкладываются информационные каналы, которые вы- частные видео с акций протеста, делают-

Таблица 2. Специфика политического дискурса в новых медиа в исследуемых четырех постсоветских странах

Страна Характеристика политического дискурса в новых медиа

Россия Зацикленность основных соцсетей на фигуре Президента Путина, радикализм путинской (антизападной и антиукраинской) и антипутинской пропаганды, доминирование ярких личностей и слабость политических партий, политическая сатира и политический инсайд сомнительной достоверности.

Украина Доминирование общенациональной (президентские и парламентские выборы) и международной (отношения с Россией и Евросоюзом) тематики. Острая саркастическая критика как российской власти, так и украинской. Высокая популярность блогов действующих политиков.

Беларусь Политическая сатира и троллинг, активное использование мультимедийных технологий (анимация), популярность коллективных каналов и сообществ, доминирование локальной тематики, умеренность оппозиционных настроений.

Казахстан Радикально-протестная тематика, УоиТиЬе как альтернатива государственному телевидению, фокусировка на прежнем и новом президентах, популярность оппозиционных «лидеров мнений», слабость провластных пропагандистских каналов.

ся перепечатки из СМИ. Мнения «лидеров захстанскими элитами идет политическая

толпы» активно обсуждаются. борьба, а митинги - это признаки подко-

Telegram - самая оперативная пло- верных интриг. щадка по распространению радикаль- На площадке «ВКонтакте» в Казахста-

ной информации разного толка. Именно не в основном представлены новостные

в Telegram пользователи агитируют участ- сообщества, тональность которых доста-

вовать в митингах. Например, канал Kaliyev точно нейтральна. Instagram весьма лоя-

channel - авторский канал политолога Та- лен к общественно-политической ситуа-

лагат Калиева (68 тыс. подписчиков), где ции в стране. Впрочем, в дни протестов на

представлены рассуждения автора на те- страницах появились событийные видео

мы выборов, внутренней политики, исто- (после чего соцсеть была заблокирована

рии. Канал Yedilov Online Ербола Едилова, в Казахстане с 12 июня 2019 г.). Социаль-

руководителя GR Consulting Group (38 тыс. ная сеть «Одноклассники» в Казахстане

подписчиков) публикует инсайды о внут- далека от политики в силу своей объеди-

ренних перестановках в правительстве, няющей дружеской тематики. Безусловно,

рейтингах, назначениях. политическая информация проскальзыва-

Особого внимания заслуживает канал ет, в том числе и радикального толка, но

«Страшный жуз» (11 тыс. подписчиков). Це- большей частью в аккаунтах - картинки,

лый ряд постов от авторов этого аноним- тесты, животные, поздравления. ного канала фактически разжигает соци- Мы отдаем себе отчет, что такого рода

альную и иную рознь, также авторов можно данные, скорее всего, представляют собой

заподозрить в распространении заведомо наблюдения, а не строгие научные выклад-

недостоверной информации о массовых ки. Тем не менее специфика эмпирическо-

арестах и фальсификациях итогов голосо- го объекта на данном этапе исследования

вания на президентских выборах. Канал делает эффективным и возможным при-

«Строгий Агашка» (11 тыс. подписчиков) менение лишь качественных, мониторин-

распространяет информацию о призывах говых методов, впрочем, традиционных

выходить на улицу и о том, что между ка- для отечественных исследований медиа.

57

Таким образом, мы можем выделить «на -циональные особенности» политического дискурса в исследуемых четырех постсоветских странах (см. табл. 2).

Заключение

На основании проведенного исследования можно обоснованно утверждать, что структуры политического дискурса в новых медиа избранных для анализа четырех стран действительно отличаются. Прежде всего речь идет о том, что акторы политического процесса выбирают для организации дискурса различные площадки - политическая активность концентрируется в различных социальных сетях. Во-вторых, даже краткий мониторинг показывает, что как тематика, так и стилистические особенности политического дискурса в различных странах существенно отличаются. Причем если тематические различия мож-

но объяснить особенностями политического процесса, то различия на иных уровнях требуют другого объяснения и, значит, дополнительного исследования. В-третьих, очевидно неравномерное вовлечение акторов политического процесса в дискурс на базе новых медиа. Например, соответствующее участие украинских политиков несопоставимо больше, чем белорусских.

При этом чрезвычайно важно выявить причины этих различий, что позволит определить закономерности взаимодействия новых медиа и политического процесса. Так, очевидно, что некоторые отличия в онлайн-дискурсе детерминируются различиями в самом политическом процессе. Возможно, имеют значение также и культурные, и языковые, и технологические особенности постсоветских государств. Впрочем, чтобы доказать это, требуется ряд дальнейших комплексных исследований.

Примечания

1 В исследовании принимали участие: Галкина М.Ю. - кандидат филологических наук, научный сотрудник проблемной научно-исследовательской лаборатории комплексного изучения актуальных проблем журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; Горбунова А.С. - аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; Давлетшина М.И. - аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; Зуйкина К.Л. - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; Образцова А.Ю. - научный сотрудник проблемной научно-исследовательской лаборатории комплексного изучения актуальных проблем журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; Соколова Д.В. - кандидат филологических наук, научный сотрудник кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; Фомичёва И.Д. - доктор филологических наук, профессор кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.

2 https://www.youtube.com/user/SuperSharij/videos

3 @KremLinRussia

4 https://vk.com/of.beLarusian

5 «Роспил - война Коррупции - Алексей Навальный». Режим достпа: https:// vk.com/rospiL

6 «Команда Навального». Режим доступа: https://vk.com/teamnavalny

7 Амиржан Косанов - оппозиционный кандидат на выборах президента Казахстана в июне 2019 г.

Библиография

Акопов ГЛ. Интернет и политика. Модернизация политической системы на основе инновационных политических интернет-коммуникациий: моногр. М.: КНОРУС, 2013.

Бобрышова А.С. Референдум о статусе Крыма как объект информационного внимания пользователей «ВКонтакте» // Гуманитарные и юридические исследования. 2016. № 2. С. 204-210.

Быков И.А. Mass media и режимные трансформации на постсоветском пространстве: Россия, Белоруссия и Украина в 1991-2011 гг. СПб: ФГБОУ ВПО «СПГУТД», 2015.

Валиулина Т.А. Опыт оценки влияния медиапропаганды на содержание интернет-дискуссий (на примере анализа полемик о присоединении Крыма) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 5 (129). С. 158-166.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гигин В.Ф. Новые медиа как фактор политики: стереотипы и тенденции // Вестн. ВЭГУ. 2016. № 3 (83). С. 132-139.

Громова А.В. Роль и место масс-медиа в подготовке и проведении «цветных революций»: дис. ... канд. филол. наук. М., 2009.

Сапунов В.И. Некоторые методы современной украинской медиапропаганды в информационной войне против России // Вестн. Воронежск. гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. 2016. № 2. С. 141-143.

Султанбаева Г.С.,Лейман Е.В. Политические информационные тенденции Казахстана и их влияние на процессы демократизации общества // Век информации. 2018. № 2 (2). С. 123-124.

Bakker T. P., de Vreese C. H. (2011) Good News for the Future? Young People, Internet Use, and Political Participation. Communication Research 38 (4): 451-470. DOI: 10.1177/0093650210381738

Haleva-Amir S. (2016) Not All about That Facebook: Political Campaigns and Civic Engagement in the 2015 Elections. Israel Affairs 22 (3-4): 711-726. DOI: 10.1080/13537121.2016.1174375 Kharroub T., Bas O. (2016) Social Media and Protests: An Examination of Twitter Images of the 2011 Egyptian Revolution. New Media and Society 18 (9): 1973-1992.

Pond P., Lewis J. (2019) Riots and Twitter: Connective Politics, Social Media and Framing Discourses in the Digital Public Sphere. Information Communication and Society 22 (2): 213-231. DOI: 10.1080/1369118X.2017.1366539

Rivero G. (2019) Preaching to the Choir: Ideology and Following Behaviour in Social Media. Contemporary Social Science 14 (1): 54-70. DOI: 10.1080/21582041.2017.1325924 Segesten A.D., Bossetta M. (2017) A Typology of Political Participation Online: How Citizens Used Twitter to Mobilize During the 2015 British General Elections. Information Communication and Society 20 (11): 1625-1643. DOI: 10.1080/1369118X.2016.1252413 Shirky C. (2011) The Political Power of Social Media: Technology, the Public Sphere, and Political Change. Foreign Affairs January/February. Режим доступа: https://www.foreignaffairs. com/articles/2010-12-20/political-power-social-media

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.