Научная статья на тему '«Новые медиа» и тенденции развития мультимедийных жанров'

«Новые медиа» и тенденции развития мультимедийных жанров Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5721
692
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ МЕДИА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ЖАНРЫ / ИНТЕРНЕТ / КОНВЕРГЕНТНОСТЬ / NEW MEDIA / MEDIA GENRES / INTERNET / CONVERGENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Давлетшина С.Р.

Автор исследует тенденции развития мультимедийных жанров журналистики, их взаимосвязь с традиционными жанрами. В работе рассматриваются характеристики «новых медиа», в основе которых лежит технологическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«NEW MEDIA» AND TRENDS OF DEVELOPMENT OF MULTIMEDIA GENRES

The author explores the trends of development of multimedia journalistic genres, their relationship to traditional genres. The work considers the characteristics of the new media, which are based on technological development.

Текст научной работы на тему ««Новые медиа» и тенденции развития мультимедийных жанров»

УДК 070

Магнитогорский государственный технический университет им. Носова в г. Магнитогорске

студент магистратуры направления лингвистики (профессионально-деловая коммуникация в международном сотрудничестве (английский язык)) Давлетшина С.Р. Россия, г. Магнитогорск, тел. +79823324425 e-mail - lanadavletshina@mail.ru

Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk

masters student, Linguistics (ProfessionalBusiness Communication in the International Cooperation (the English language))

Davletshina S. R Russia, Magnitogorsk, + 79823324425

e-mail - lanadavletshina@mail.ru

С.Р. Давлетшина

«НОВЫЕ МЕДИА» И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЖАНРОВ

Автор исследует тенденции развития мультимедийных жанров журналистики, их взаимосвязь с традиционными жанрами. В работе рассматриваются характеристики «новых медиа», в основе которых лежит технологическое развитие.

Ключевые слова: новые медиа, мультимедийные жанры, интернет, конвергентность.

S.R. Davletshina

«NEW MEDIA» AND TRENDS OF DEVELOPMENT OF MULTIMEDIA GENRES

The author explores the trends of development of multimedia journalistic genres, their relationship to traditional genres. The work considers the characteristics of the new media, which are based on technological development.

Key words: new media, media genres, Internet, convergence.

С появлением интернета границы между жанрами стали подвижными. Одни исследователи указывают на формирование качественно новых мультимедийных жанров, другие вступают с первыми в полемику и рассматривают новые форматы как адаптацию к интернет-площадке традиционных жанров. В данной научной статье мы выявили признаки новых и традиционных жанров публицистики, их взаимосвязь.

Обратимся к названиям новых жанров: «web-репортаж», «web-статья», «web-колонка», «мультимедийный репортаж». Очевидно, начало традиционных жанров в них положено. Рассмотрим пример, web-репортаж «Арбату 520 лет», размещенный на сайте «РИА Новости», включающий в себя текстовый материал, фотографии, интерактивную карту и видеоинтервью [5]. Такое сочетание различных видов каналов и даже несколь-

Давлетшина С.Р., 2017

ких медиаплатформ предоставляет свободу выбора и повышает интерес аудитории к новости. Процесс формирования подобного комплекса не только адаптация, но и конвергенция жанров или жанровая «синергия», перетекание из одного жанра в другой. Концептуально новые характеристики жанров публицистики принято называть «новыми медиа», к которым можно отнести все мультимедийные интернет-проекты: интернет-версии газет, онлайн-вещание каналов, социальные сети, а также «^еЬ-документари», «^еЬ-репортаж» и т.п. Часто термины «новые медиа» и «мультимедийные интернет-проекты» используют как синонимы. Однако первый имеет более широкое значение и включает в себя значение второго. Именно признаки «новых медиа» тесно взаимосвязаны с жанрами публицистики вообще.

Итак, термин «новые медиа» появился в конце XX века. В первую очередь его связывают с развитием компьютерных технологий и распространением влияния интернета. В статье «Новые медиа как фактор модернизации СМИ» Е.Л. Вартанова ставит знак равенства между «новыми медиа» и интернетом [1; с. 37-39]. На сегодняшний день один комментарий способен в режиме онлайн изменить отношение других пользователей Сети к предмету разговора. В работе «Что это - новые медиа?» В. Кросби называет такой тип «многие - к многим», в то время как традиционные СМИ работают по схеме «один - к многим» [6]. Таким образом, интернет позволяет осуществлять индивидуализированную массовую и межличностную коммуникацию.

Среди других важных характеристик «новых медиа» исследователи выделяют: кодирование данных, модульность, автоматизация процесса создания, распространения и доступа, изменчивость, транскодирование, «сетевая мобильность», мультимедий-ность, взаимосвязанность, конвергентность, интерактивность. Необходимо понимать, перечисленные выше характеристики раскрываются как нечто «новое» только в тесной взаимосвязи друг с другом. Поодиночке их можно причислить к традиционным жанрам СМИ.

Следует подробно рассмотреть характеристики «новых» жанров СМИ и связать их между собой. Первое, на что следует обратить внимание, это кодирование данных. Данная функция облегчает медиапрограммирование и представляет текст, изображение или видео в алгоритме цифр, происходит автоматизация процесса создания и распространения «новых медиа». Следующий компонент медиажанров - модульность, предполагающая самостоятельность каждого элемента, который составлен как единый медиапродукт, становится сущностным признаком в том случае, если модули, каналы и платформы взаимосвязаны. Механизм работы модуля можно представить как атомно-молекулярную теорию мультимедиа, где «...одна фотография - условный «инфоатом». Она может быть самостоятельным элементом и давать довольно подробную информацию пользователю. Три или пять фотографий, собранные в слайд-шоу составляют «ин-фомолекулу». При соединении такой «инфомолекулы» слайд-шоу с «инфомолекулой» текста, «молекулой» видеоиллюстрации, «инфомолекулой» графики выстраивается «тело» мультимедийного материала» [3; с. 131].

Кроме того, «новые медиа» гипертекстуальны, то есть составляют бесконечную систему взаимосвязанных текстов и знаков. Следует отметить, что в отличие от телевизионного выпуска программы или газеты медиаформа и её наполнение изменчивы, вариативны с имеющейся возможностью обновления и расширения контента, поэтому

«новые медиа» довольно часто употребляются со словом «проект», что раскрывает их постоянное развитие, незаконченность и открытость к изменениям.

Ключевым признаком «новых медиа» является использование одновременно нескольких каналов передачи информации - мультимедийности. Отметим, что и традиционные медиа воспринимаются человеком «мультимедийно»: мы ощущаем книги, слышим их; первые газеты, печатавшие изображения, сознательно отходили от моноканала и стремились воздействовать на аудиторию разными видами информации. Такое воздействие становится концептуальным: для каждого вида информации подбирается наиболее эффективный канал восприятия. Мультимедийность «новых медиа» тесно связана с транскодированием (Л. Манович в первую очередь выделяет влияние «компьютерной логики» на творческую) и конвергентностью [10].

При этом различают несколько уровней медиаконвергентности, А. Фагерйорд и Т. Сторсул выделили шесть интерпретаций этого термина: конвергенция сетей (из аналогового сигнала в цифровой), конвергенция терминалов (объединение устройств в одно, мультифункциональное), конвергенция услуг (предоставление прямо несвязанных услуг, например, интернет через телевидение и т.п.), конвергенция рынков (слияние телекоммуникационных компаний и медиакомпаний), конвергенция жанров и форм (проникновение жанров одной медиаплатформы в другую, например, интернет-колонка), конвергенция регулирования (объединение регулирующих органов) [2; с. 17-18].

Также сущностным качеством «новых медиа» является интерактивность, создаваемая благодаря компьютерным технологиям. Сохраняя интерактивные ресурсы и потенциал традиционных медиа, новые меняют функции и границы автора и аудитории медиапродукта. Пассивный пользователь интернета становится активным, соавтором материала, в то время как сам автор зачастую играет роль модератора. Таким образом, происходит стирание границ между готовым медиапродуктом и процессом его создания, задача журналистов - привлечь внимание к своему изданию как к творческой площадке, вовлечение в процесс наполнения контента самой аудиторией, отвечающего ее вкусам. Следовательно, «новые медиа» с одной стороны - это готовый продукт, а с другой - процесс «строительства».

Еще одной характеристикой, тесно связанной с возможностью участия аудитории в процессе создания и распространения медиапродукта, выступает партисипативность (participative). Партисипативность в отличие от интерактивности присуща не всем медиа. В книге «Convergence Culture: Where Old and New Media Collide» Г. Дженкинс говорит о формировании конвергентной культуры. Развивая свою мысль в последующих книгах, Дженкинс рассматривает эту культуру как площадку эффективного обучения, воспитания активной жизненной, гражданской позиции, стремление и возможность творческой самореализации. Конвергентная культура по Дженкинсу предполагает:

1. Относительно низкие барьеры для творческой реализации и выражения гражданской

позиции.

2. Поддержка совместного творчества.

3. Система неформального наставничества: самые опытные передают знания новичкам.

4. Участники, чувствующие сопричастность к общему делу, важность производства [8; с 5-6].

Наиболее наглядно принцип партисипативности представлен в социальных сетях, на форумах, сайтах фан-арта и т.п. Участие аудитории в создании контента СМИ становится все более отчетливым и популярным: сегодня форумы - это неотъемлемая часть интернет-изданий, а также интернет-версий традиционных СМИ, особенно интересны блоги, которые можно вести прямо на официальных сайтах (например, на сайте «Радио Эхо Москвы»). Еще недавно функционировали «гостевые книги», единственная возможность для пользователей оставить комментарии, например, на сайте «Первого канала».

Разумеется, когда мы говорим об интернет-версиях традиционных СМИ, то в первую очередь имеем ввиду адаптацию жанров под новые медиаплатформы. Справедливость этого утверждения доказывает Н.Л. Соколова, которая полагает, что в этом случае можно говорить о пересказывании одной «истории» языком другого медиума, приспособлении одного медиума к другому; это переложение одной линеарной истории также на линеарную, а не многолинеарную [4]. Однако в настоящий момент даже интернет-версия СМИ становится самостоятельным медиа, а не дублером газеты, телевидения или радио.

В интернете большая часть информации становится нелинейной благодаря интерактивности и принципу гиперссылки, а также трансмедийности повествования. Например, информационные статьи о каком-либо событии в интернете перекликаются с другими, поэтому у пользователя есть возможность от одного материала перейти к следующему, связанному одной темой с предыдущим. Порядок знакомства с информацией пользователь выбирает по своему усмотрению, что, конечно, влияет на его восприятие.

В некоторых жанрах мультимедиа форма нелинейного повествования выступает не только в качестве выразительного средства и инструмента воздействия, но и в роли концептуального основообразующего элемента. Так, автор документального интерактивного фильма Г. Эванс «Я люблю твою работу» выделяет отсутствие нарратива как одну из главных особенностей фильма: «Возможно, наиболее яркое в алгоритмическом подходе повествования - отсутствие режиссерского комментария, центрального сюжета, который бы объединил жизни женщин, никакого большого урока, который должен быть усвоен» [7]. Данный фильм реализован на web-площадке в виде лент жизни нескольких героинь. Съемки производились в течение двадцати четырех часов, однако в конечный вариант вошли только десять секунд каждых пяти минут. Нарезки пользователь может просматривать в любом порядке, несмотря на такую структуру фильм «Я люблю твою работу» - это «web-документари», то есть интерактивный документальный фильм.

Также следует отметить, что интерактивный фильм - это не изобретение интернета, а явление, существовавшее и вне сети как в кинематографе, так и в жанре экспериментальной документалистики. Первый опыт интерактивных фильмов относится к 1967 году, когда чешский режиссер Радуш Чинчер презентовал картину «One Man and his House» в специальном павильоне. В кресло каждого зрителя были встроены две кнопки: красная и зеленая. Пять раз показ фильма прерывался, и в эти моменты конферансье предлагал зрителям сделать выбор в пользу одного из двух предложенных вариантов развития событий. Фильм имел успех, но был запрещен по политическим причинам.

Впрочем, последующие попытки повторения опыта чешского режиссера были неудачными: фильмы не становились популярными и не окупались. Первым интерактивным документальным фильмом считают «Мосс Ландинг» 1989 года: мультимедийный проект с интерактивными картами, видео, фотографиями. Суть проекта заключалась в представлении небольшого портового города, за которым можно наблюдать из любой точки земного шара. На сегодняшний день «^еЬ-документари», или сокращенно «^еЬ-док», достаточно развит за рубежом. В России подобные работы представлены в наименьшем количестве: в 2013 году «РИА Новости» опубликовали несколько документальных фильмов. Несмотря на перевес иностранных фильмов нового формата, <теЬ-доки» не стали популярными. Возможно, это связанно с тем, что классические жанры и их разновидности очень похожи и отличаются друг от друга лишь названием. Например, в России часто под термином «^еЬ-док» понимают web-репортажи, web-очерки, лонгриды, а также специальные проекты. Особенность web-доков состоит в том, что в них используется техника «сторителлинга», а именно связываются между собой все мультимедийные модули в одну увлекательную эмоционально насыщенную историю. Все ресурсы, весь интерактивный потенциал и технические новшества, а также способ организации связи между модулями направлены на вовлечение пользователя в организованное автором пространство, где первый обретает относительную свободу действий, что позволяет максимально использовать собранный материал - каждый кадр, каждая деталь встраивается в медиапродукт, при этом необязательно соблюдать правила конструирования нелинейной виртуальной реальности. К тому же web-доки заполняют ме-диапространство «бесшумно» и не всегда воспринимаются читателями именно как web-доки. Так на сайте «Коммерсантъ» фотослайды в рубрике «Фотогалерея» соотносятся с «^еЬ-документари»: иллюстрация и подпись образуют единую историю, возможность навигации позволяет перелистывать один слайд за другим - простейший пример «мультимедийного сторителлинга». Признак «нового медиа» заключается в том, что пользователь может знакомиться с информацией непоследовательно. Фотогалерея связана с другими рубриками и материалами издания таким образом, что с одной стороны, они независимы, а с другой, взаимосвязаны и дополняют друг друга. Например, к статье «Самое массовое самоубийство XX века» прикреплены фотографии, но пользователь может изучить только часть контента, а остальное отставить без внимания без потери смысла и ощущения незаконченности [9].

Из всего вышесказанного следует, что одной из основных и популярных на сегодняшний день тенденций интернета, как рабочей площадки СМИ, являются мультимедийные жанры, которые позволяют оживить их «предков» - традиционные. Мультиме-дия позволяет организовать информацию в виде историй, которые, в свою очередь, состоят из взаимосвязанных, но самостоятельных законченных модулей, что ослабляет границы жанров, платформ и форматов. Но справедливости ради следует отметить: мультимедийные жанры являются сочетанием жанров классических, их вариацией, поэтому говорить об исчезновении радио, газеты и телевидения, их способе предоставления информации, не представляется возможным. Чистые жанры - основа для синтетических, и их слияние только усиливает процесс воздействия на аудиторию, способствует увеличению просмотров.

Библиографический список

1. Вартанова Е.Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ. М.: ИРИО, 2008. 127 с.

2. Кирия И.В. Что такое мультимедиа? М.:, 2010. 200 с.

3. Лосева Н.Г. Конвергенция и жанры мультимедиа. М.:, 2010. 200 с.

4. Соколова Н.Л. Популярная культура в эпоху «новых» медиа: социальный анализ культурных практик: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Самара, 2010.

5. Ярыгина Д. Арбату 520 лет. Web-репортаж к юбилею самой знаменитой улицы // РИА Новости. 2016. URL: https://ria.ru/tv_interaction/20131001/966992113.html (дата обращения: 08.05.2017).

6. Crosbie V. What is New Media? // Sociology Central. 2002. URL: http://www.sociology.org.uk/as4mm3a.doc (дата обращения: 30.04.2017).

7. Flynn S. Are Interactive Films Transforming Modern Storytelling? Sundance's New Frontier Has the Answer // Indiewire. 2014. URL: http://www.indiewire.com/2014/01/are-interactive-films-transforming-modern-storytelling-sundances-new-frontier-has-the-answer-30702/ (дата обращения: 21.04.2017).

8. Jenkins H. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. Massachusetts: Massachusetts Institute of Technology, 2009. 146 с.

9. Johnston F. Самое массовое убийство XX века // Коммерсантъ. 2015. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2347175 (дата обращения: 16.04.2017).

10. Manovich L. Media Visualization: Visual Techniques for Exploring Large Media Collections. N.Y.: Wiley-Blackwell, 2012.

References

1. Vartanova E.L. New media as a factor of modernization of the media. M.: Irio 2008. 127 p.

2. Kiriya I V. What is the media? M.:, 2010. 200 p.

3. Losev N.G. The convergence of genres and media. M.:, 2010. 200 p.

4. Sokolova N.L. Popular culture in the age of new media: social analysis of cultural practices: author. dis. ... d-ra filos. sciences. Samara, 2010.

5. Yarygin D. Arbat 520 years. Web reporting for the anniversary of the most famous street // RIA Novosti. 2016. URL: https://ria.ru/tv_interaction/20131001/966992113.html (date accessed: 08.05.2017).

6. Crosby V. What is new Media? // Sociology Central. 2002. URL: http://www.sociology.org.uk/as4mm3a.doc (date accessed: 30.04.2017).

7. Flynn C. Interactive Films Transforming Modern History? New frontiers «Sundance» was the response // Indiewire. 2014. URL: http://www.indiewire.com/2014/01/are-interactive-films-transforming-modern-storytelling-sundances-new-frontier-has-the-answer-30702/ (date accessed: 21.04.2017).

8. Jenkins H. Convergence culture: where old and new media collide. Massachusetts: Massachusetts Institute of Technology, 2009. 146 c.

9. Johnston F. The mass murder of the twentieth century // Kommersant. 2015. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2347175 (date accessed: 16.04.2017).

10. Manovich, L. Media visualization: visual techniques for exploring large media collections. N.Y.: Wiley-Blackwell, 2012.

Правила оформления статей в Научном вестнике

Уважаемые авторы, пожалуйста, следуйте правилам оформления статей для опубликования в Научном вестнике.

Статьи представляются в электронном виде. Объем статей должен составлять не менее 4 и не более 10 страниц формата А4. Статья должна включать:

1) УДК;

2) Сведения об авторах на русском и английском языках (оформляются в виде таблицы без видимых границ, шрифт Times New Roman высотой 12, курсив): место работы, должность, ученая степень (если есть), фамилия и инициалы, страна, город, телефон;

3) Инициалы и фамилии авторов (шрифт Times New Roman высотой 12, обычный, выравнивание по центру);

4) Название статьи на русском и английском языках (шрифт Times New Roman высотой 12, жирный, прописные буквы, выравнивание по центру, переносы не допускаются);

5) Аннотацию на русском и английском языках (шрифт Times New Roman высотой 10, выравнивание по ширине);

6) Ключевые слова на русском и английском языках (шрифт Times New Roman высотой 10, выравнивание по ширине);

7) Основной текст (шрифт Times New Roman высотой 12 пунктов с одинарным интервалом);

8) Библиографический список на русском и английском языках (шрифт Times New Roman высотой 12 пунктов).

Поля слева и справа - по 2 см, снизу и сверху - по 2 см. Выравнивание текста -по ширине. Для обеспечения однородности стиля не подчеркивайте текст. Отступ первой строки абзаца - 1 см. Не допускается для оформления статьи использовать Open Office. Просим, при наборе текста используйте клавишу «ПРОБЕЛ» только по основному назначению - для отделения одного слова от другого, для этого достаточно нажать клавишу «Пробел» 1 раз. Пожалуйста, не используйте клавишу «Пробел» для создания абзацных отступов (используйте меню «Абзац» на панели инструментов), а также для выравнивания текста (для этого используйте функцию «Выровнять по ширине» на панели инструментов).

Иллюстрации выполняются в векторном формате в графическом редакторе Corel Draw либо в любом из графических приложений MS Office. Графики, рисунки и фотографии монтируются в тексте после первого упоминания о них в удобном для автора виде. Название иллюстраций (10 пт., обычный) дается под ними по центру после слова Рис. c порядковым номером (10 пт., обычный). Если рисунок в тексте один, номер не ставится. Точка после подписи не ставится. Между подписью к рисунку и текстом - 1 интервал.

Все рисунки и фотографии должны иметь хороший контраст и разрешение не менее 300 dpi. Избегайте тонких линий в графиках (толщина линий должна быть не менее 0,2 мм).

Рисунки в виде ксерокопий из книг и журналов, а также плохо отсканированные не принимаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.