Научная статья на тему 'НОВЫЕ МЕДИА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОММУНИКАЦИИ'

НОВЫЕ МЕДИА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
266
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новые медиа / средства массовой информации / коммуникация / манипулятивное влияние / new media / mass media / communication / manipulative influence

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Е.В. Везетиу, Е.В. Вовк

В данной статье рассматриваются основные процессы, которые происходят в период новых медиа. Проведен анализ исследуемой литературы о манипулятивном влиянии средств массовой информации (далее – СМИ) на аудиторию, осуществляемую на разных уровнях. Определены и описаны факторы эффективного манипулятивного воздействия СМИ. Авторы делают вывод о том, что на стыке межличностной коммуникации и массмедиа возникли новые медиа, которые благодаря технологическим средствам коммуникации позволяют пользователю не только мгновенно получать информацию, но и создавать информационный поток. У потребителя есть возможность принимать и размещать информацию в любых форматах: текстовом, звуковом, видео. Так формируется мультимедийность информационного потока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MEDIA AND MODERN PROCESSES IN COMMUNICATION

The article discusses the main processes that occur in the period of new media. The analysis of the studied literature on the manipulative influence of the mass media (hereinafter referred to as the media) on the audience, carried out at different levels, is carried out. Factors of effective manipulative influence of mass media are defined and described. The authors conclude that at the junction of interpersonal communication and mass media, new media have arisen, which, thanks to technological means of communication, allow the user not only to instantly receive information, but also to create an information flow. One of the signs of a new era is interactivity. Cyberspace is the electronic medium of computer networks where online communication takes place. High-speed and wireless Internet has made a person a mobile consumer of news. In addition, the consumer has the opportunity to receive and post information in any formats: text, sound, video. This is how the multimedia of the information flow is formed.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ МЕДИА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОММУНИКАЦИИ»

3. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. Санкт-Петербург, 1997.

4. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. Москва, 1990.

5. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. Санкт-Петербург, 1999.

6. Царукян И.В. Влияние стиля семейного воспитания на психоэмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста. Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2017; № 1819: 4-8.

7. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. Москва: Академический проспект, 2010.

8. Эйдемиллер Э.Г, Юстицкис В. Психология и психотерапия семь. Санкт-Петербург: Питер, 1999.

References

9. 1. Ablaeva L.R. Vliyanie stilya semejnogo vospitaniya na 'emocional'nuyu sferu mladshego shkol'nika. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya 2016; № 51-1: 269-276.

2. Garbuzov V.I. Vospitanierebenka vsem'e: Sovetypsihoterapevta. Sankt-Peterberg: KARO, 2015.

3. Zaharov A.I. Preduprezhdenieotklonenij vpovedeniirebenka. Sankt-Peterburg, 1997.

4. Kle M. Psihologiya podrostka: psihoseksual'noe razvitie. Moskva, 1990.

5. Mozhginskij Yu.B. Agressiya podrostkov: 'emocional'nyj i krizisnyj mehanizm. Sankt-Peterburg, 1999.

6. Carukyan I.V. Vliyanie stilya semejnogo vospitaniya na psiho'emocional'noe razvitie detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniya. 2017; № 1819: 4-8.

7. Shnejder L.B. Semejnaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij prospekt, 2010.

8. 'Ejdemiller 'E.G., Yustickis V. Psihologiya ipsihoterapiya sem'. Sankt-Peterburg: Piter, 1999.

Статья поступила в редакцию 01.12.22

УДК 372

Vezetiu E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@bk.ru Vovk E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia), E-mail: viza_1986@bk.ru

NEW MEDIA AND MODERN PROCESSES IN COMMUNICATION. The article discusses the main processes that occur in the period of new media. The analysis of the studied literature on the manipulative influence of the mass media (hereinafter referred to as the media) on the audience, carried out at different levels, is carried out. Factors of effective manipulative influence of mass media are defined and described. The authors conclude that at the junction of interpersonal communication and mass media, new media have arisen, which, thanks to technological means of communication, allow the user not only to instantly receive information, but also to create an information flow. One of the signs of a new era is interactivity. Cyberspace is the electronic medium of computer networks where online communication takes place. High-speed and wireless Internet has made a person a mobile consumer of news. In addition, the consumer has the opportunity to receive and post information in any formats: text, sound, video. This is how the multimedia of the information flow is formed. Key words: new media, mass media, communication, manipulative influence.

The study was financially supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Priority 2030 Program № 075-15-2021-1323.

Е.В. Везетиу, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@bk.ru

Е.В. Воек, канд. пед. наук, доц., Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, E-mail: viza_1986@bk.ru

НОВЫЕ МЕДИА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОММУНИКАЦИИ

В данной статье рассматриваются основные процессы, которые происходят в период новых медиа. Проведен анализ исследуемой литературы о мани-пулятивном влиянии средств массовой информации (далее - СМИ) на аудиторию, осуществляемую на разных уровнях. Определены и описаны факторы эффективного манипулятивного воздействия СМИ. Авторы делают вывод о том, что на стыке межличностной коммуникации и массмедиа возникли новые медиа, которые благодаря технологическим средствам коммуникации позволяют пользователю не только мгновенно получать информацию, но и создавать информационный поток. У потребителя есть возможность принимать и размещать информацию в любых форматах: текстовом, звуковом, видео. Так формируется мультимедийность информационного потока.

Ключевые слова: новые медиа, средства массовой информации, коммуникация, манипулятивное влияние.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет - 2030» № 075-15-2021-1323

Новая эпоха в массовой коммуникации наступила на рубеже XIX и XX вв. с появлением радио. С приходом радио изменились принципы доставки информации. Она стала циркулировать быстрее, появилась возможность выпускать новости в прямом эфире. Живой звук, трансляция из студии создали эффект присутствия. Невероятно расширился круг потребителей, ведь для получения информации с помощью радио не нужно было быть грамотным. Появление телевидения усилило эффект присутствия за счет «живой» картинки, прямых включений, монтажа (фактически сжатия времени и пространства в кадре). Телевидение позволило объединить основные каналы восприятия человеком информации и действовать на них [1-6].

Цель данной статьи - теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме о манипулятивном влиянии средств массовой информации на аудиторию, осуществляемую на разных уровнях.

Основные задачи статьи видятся в следующем: определение доминирующих факторов эффективного манипулятивного воздействия средств массовой информации на аудиторию, осуществляемую на разных уровнях.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение.

Научная новизна статьи определяется выявлением факторов эффективного манипулятивного воздействия средств массовой информации на аудиторию,

осуществляемую на разных уровнях. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о значимости исследуемого междисциплинарного направления. Практическая значимость - в определении направления работы специалистов в эпоху персонализации информационных потоков.

Все медиа существуют благодаря определенным технологиям. Для традиционных медиа были характерны не только ресурсоемкие инструменты создания продукта, но и медиавещатели, ограниченные форматом доставки информации вещания, в связи с чем обратная связь от потребителей была растянута во времени, и этот канал был несравнимо уже против потока от СМИ к аудитории.

Российский ученый А.В. Федоров [6] говорит о манипулятивном влиянии средств массовой информации на аудиторию, осуществляемую на разных уровнях:

1. Психофизиологическом, который связан с эмоциями. Например, изменение восприятия мира, в котором действия персонажа фильма, сериала, телепередачи могут оправдать жестокость и насилие, что будет восприниматься как нечто естественное.

2. Социально-психологическом. Данный уровень основывается на том, что зритель получает иллюзию осуществления желаний посредством действий персонажа телепередачи.

3. Информационном. Суть данного уровня состоит в отражении актуальной для общества информации по типу «как избежать опасности», «как добиться успеха в работе», «как стать счастливым в отношениях», «как отстоять свои границы» и т. д.

4. Эстетическом. Этот уровень рассчитан на определенную часть аудитории, для которой оправданием натуралистического изображения агрессии либо насилия может служить банальное мастерство разработчиков телепрограммы.

Эффективность манипулятивных воздействий СМИ на сознание молодежи достигается за счет того, что:

а) если перед СМИ стоит задача пропагандировать какое-либо явление, зачастую они вкладывают скрытый смысл в информационное сообщение, о котором трудно догадаться неподготовленному человеку;

б) если одна и та же информация повторяется в течение длительного времени, она сохраняется в сознании человека, а иногда фиксируется и на подсознательном уровне;

в) с целью подчеркнуть свою точку зрения или привлечь больше внимания масс СМИ преувеличивают вещи до определенной степени, не каждый способен отфильтровать этот элемент, поэтому люди склонны доверять массмедиа;

г) СМИ влияют на то, как общество думает и действует, люди пытаются отвечать требованиям, которые регламентируют массмедиа [3].

Успех рейтинговых телепередач заключается во многих факторах. Среди них можно выделить отсылки к фольклорным и мифологическим источникам, использование ярких метафор, комбинирование сверхъестественного и природного. Залогом высокого результата также можно считать способность воплотить наиболее устойчивые сюжетные схемы. Телевизионные шоу захватывают потоковые платформы, интуитивно угадывая подсознательные интересы аудитории посредством стандартизации различных идей, характеров, ситуаций и т. д.

Анализируя проблему манипулятивного влияния современных средств массовой информации на молодежь, Л.А. Иванова отмечает, что для утверждения системы универсальных ценностей обеспеченных слоев населения, которые пропагандируются детям и юношеству, существует два пути: восхваление беспринципности, желания разбогатеть любой ценой и создание образа пожилых людей, который является непривлекательным, часто они выступают в роли нищих, бедных, чудаков и т. д. [1].

Люди, которые лишены способности критически мыслить, поддаются ма-нипулятивным приемам. Зачастую телепередачи построены на динамическом изменении эпизодов. Каждый из них, обладая определенной информативностью, влияет на эмоционально-инстинктивную область сознания.

Общие тенденции в сфере новых медиа. Интернет - многоаспектный медиум. Это означает, что он содержит множество разных конфигураций коммуникации. Его разные формы демонстрируют связь межличностной коммуникации и массовой [2].

Интернет-коммуникация может принимать различные формы: от веб-страниц, контролируемых основными медиаорганизациями (например, интернет-представительствами телеканалов или газет), до интернет-сообществ, заинтересованных какими-то конкретными темами, и электронной переписки между коллегами и друзьями. Все эти коммуникативные формы Интернета можно истолковать как единый континуум.

Источники сообщений в Интернете также разнообразны: от одного человека в электронной переписке до социальных групп в интернет-сообществах и групп профессиональных журналистов на веб-страницах. Соответственно, и сами сообщения могут иметь как вполне традиционную для жанра журналистики форму новостей или статей, так и вид историй «с продолжением», созданных в течение длительного времени многими людьми; это может быть и просто разговор между группой пользователей какого-либо сайта или форума. То же касается и аудитории этих сообщений, что может варьироваться от одного лица (адресата электронного письма) до потенциально миллионов. К тому же представители аудитории интернет-сообщений могут менять свою роль с потребителей на производителей этих сообщений [6].

Достоверность. Традиционные массмедиа обычно устанавливают определенные требования и предоставляют определенные гарантии правдивости их информации. В Интернете такие гарантии значительно более проблематичны. В частности, в Интернете возможна ситуация, когда автор того или иного сообщения окажется даже не реальным лицом, а компьютерной программой.

Традиционные массмедиа решают проблему достоверности информации через привлечение к производству своих сообщений специалистов, на которых возлагают задачу проверять факты и ответственность за их правдивость [4]. В Интернете в зависимости от формы коммуникации и источника сообщений уровень достоверности информации может существенно варьироваться. Скажем, мы можем больше доверять информации с официальных веб-сайтов и меньше -из интернет-форумов с их анонимными источниками. В общем, в Интернете есть множество страниц, где источник сообщений остается потребителю неизвестным и не поддается установке. Соответственно, бремя принятия решений относительно того, что определенная информация стоит доверия, в значительной степени переводится на самого потребителя.

Веб 2.0 обычно ассоциируется со свободой обмена информацией, интеро-перационностью и сотрудничеством. Образцы Веб 2.0 - интернет-сообщества, социальные сети, сайты обмена файлами, блоги, Википедия. Все эти сайты

позволяют своим пользователям взаимодействовать друг с другом, изменять и создавать контент в противоположность неинтерактивным сайтам, где зрители ограничены только пассивным потреблением [5].

«Вики. Вики» - это веб-сайт, позволяющий каждому пользователю не просто добавлять свою, но и редактировать или удалять информацию, добавленную другими пользователями.

Самый известный вики-сайт - Википедия. Википедия - это онлайновая энциклопедия, над созданием которой работают не наемные эксперты, а сами пользователи. Проект Википедии, запущенный в 2001 году, продемонстрировал, что действительно огромное количество людей, обладающих знанием, стремятся им поделиться [5]. Благодаря сотрудничеству такого большого количества заинтересованных индивидуумов ошибки, которые допускают авторы статей, очень быстро обнаруживают и исправляют. Также над каждой темой могут работать все без исключения, кто в ней заинтересован и хорошо осведомлен, это обеспечивает максимально детализированное ее освещение. Соответственно, результат этого разветвленного взаимодействия - ресурс, более широкий и более совершенный, чем могла бы обеспечить ограниченная группа экспертов.

Социальные сети. Сайты социальных сетей созданы таким образом, чтобы самым разным людям дать средства связи с другими людьми, с самыми разными целями [2]. Некоторые сайты созданы для того, чтобы помогать пользователям завязывать и поддерживать дружбу. Для достижения этой цели пользователи могут создавать персональные страницы, содержащие информацию о них самих. Они имеют доступ к персональным страницам других людей и могут оставлять им уведомления. Другие социальные сети направлены на то, чтобы обеспечивать пользователям возможность выражать свои мнения и влиять на других или привлекать их к бизнес-операциям, проводя, например, операции купли-продажи. Еще другие направлены, прежде всего, на обмен контентом.

Таким образом, мы можем констатировать, что важный признак Веб 2.0, как следствие интерактивности - уязвимость конфиденциальных данных. Получая доступ к генерированию контента, пользователи оставляют о себе в сети множество информации, в частности частного характера. Фактически Веб 2.0 не отделен от сбора статистики о пользователях, их преференциях и интересах, личной жизни, карьере, друзьях и т. д. Стоит отметить, что такая открытость/незащищенность персональных данных - не просто побочный эффект интерактивной природы сети 2.0, а важная составляющая современной интернет-политики [2].

Интернет-медиа. В основу заложена периодичность. Каналы, относящиеся к массмедиа, характеризуются периодичностью обновления контента и устойчивой внутренней структурой. Специфика интернет-медиа заключается в том, что здесь обновление наполнения может происходить практически непрерывно, а также разноскоростно для отдельных частей сайта или портала. Например, новости почасово, тогда как комментарии медленнее. В общем, оперативность и скорость обновления информации - одна из ключевых характеристик интернет-медиа.

Отметим, что сама природа новой информационной среды, которая позволяет распространять информацию на неограниченные расстояния и в максимально короткие сроки, значительно повлияла на выполнение новых функций СМИ. Согласно исследованиям, публикации информационно-оперативного характера занимают большую часть материалов интернет-медиа.

Как показывают последние исследования, наибольшая часть материалов интернет-медиа приходится на публикации информационно-оперативного характера: новости, хроникальные ленты, репортажи, актуальные интервью.

Традиционные СМИ уже не способны удовлетворить потребности людей в оперативном распространении информации, поэтому в настоящее время фокус печатных изданий сместился с хроникальных новостных материалов в сторону аналитики.

Ареал распространения. Традиционные представления о расстояниях и границах не могли не попасть под влияние Интернета. Большая часть сайтов находится в режиме открытого доступа для пользователей (исключение составляют только те, доступ к которым происходит через систему подписки). Соответственно, в Интернете есть, в общем, два препятствия к получению информации: невозможность доступа к сети и язык общения. Возможности веб-технологий позволяют расширять и усовершенствовать структурные и композиционные элементы издания. Благодаря этому в электронной версии издания появляются новые рубрикации, которые открывают новые коммуникативные возможности для читателя, удовлетворяя его потребности [5].

Интернет-медиа предоставляют ресурсы для установки дистанционной синхронной обратной связи по одному интернет-каналу [5]. Такое информационное участие - важная часть социального участия - привлечение граждан во взаимодействие между собой, с журналистами, органами власти, бизнес-структурами и тому подобное для обсуждения, выработки решений, контроля и участия в их реализации.

Киберпространство - это электронный медиум компьютерных сетей, где происходит онлайновая коммуникация. Киберпространство еще называют виртуальной реальностью [4]. С позиции социального опыта киберпростран-ство - это возможность для индивидов взаимодействовать, обмениваться идеями, делиться информацией, осуществлять социальную поддержку, бизнес, направлять действия, создавать произведения искусства, играть в игры, приобщаться к политическим дискуссиям и т. д. в глобальной сети Интернет.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что начало XXI века открыло новую эпоху в коммуникации. Современный потребитель получает новости мгновенно, практически в режиме реального времени, и эти новости находят его повсюду и приходят отовсюду. Это стало возможным с развитием Интернета. Скоростной и беспроводной Интернет сделал человека мобильным потребителем новостей. На стыке межличностной коммуникации и массмедиа возникли новые

Библиографический список

медиа, которые благодаря технологическим средствам коммуникации позволяют пользователю не только мгновенно получать информацию, но и создавать информационный поток. Одним из признаков новой эпохи стала интерактивность. Кроме того, у потребителя есть возможность принимать и размещать информацию в любых форматах: текстовом, звуковом, видео. Так формируется мультиме-дийность информационного потока.

1. Иванова Л.А. Роль средств массовой коммуникации в воспитании и социальном формировании подрастающего поколения. Вопросы педагогического образования. 2005; № 16: 251-259.

2. Интернет-СМИ: теория, история, практика: учебное пособие. Москва, 2010.

3. Кириллова Н.Б. Медиакультура. Теория, история, практика: учебное пособие. Москва, 2008.

4. Лукина М.М. СМИ в пространстве Интернета: учебное пособие. Москва: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.

5. Медийный сегмент Интернета: новое осмысление: учебное пособие. Москва, 2010.

6. Федоров А.В. Массовое медиаобразование в СССР и России: основные этапы: монография. Москва: Информация для всех, 2014. References

1. Ivanova L.A. Rol' sredstv massovoj kommunikacii v vospitanii i social'nom formirovanii podrastayuschego pokoleniya. Voprosy pedagogicheskogo obrazovaniya. 2005; № 16: 251-259.

2. Internet-SMI: teoriya, istoriya, prakiika: uchebnoe posobie. Moskva, 2010.

3. Kirillova N.B. Mediakul'tura. Teoriya, istoriya, praktika: uchebnoe posobie. Moskva, 2008.

4. Lukina M.M. SMI vprostranstve Interneta: uchebnoe posobie. Moskva: Fakul'tet zhurnalistiki MGU im. M.V. Lomonosova, 2005.

5. Medijnyj segment Interneta: novoe osmyslenie: uchebnoe posobie. Moskva, 2010.

6. Fedorov A.V. Massovoe mediaobrazovanie v SSSR i Rossii: osnovnye 'etapy: monografiya. Moskva: Informaciya dlya vseh, 2014.

Статья поступила в редакцию 01.12.22

УДК 378

Magomedova Z.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: zamira-m69@mail.ru

Khacharoeva A.Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Preschool Psychology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: asya.khacharoeva@mail.ru

Turlova F.S., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Cell Biology, Morphology and Microbiology, A.A. Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: turlova.fatima@yandex.ru

FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF YOUNG PEOPLE FOR FAMILY LIFE. The article deals with professional self-determination of young people in modern conditions of a metropolis. The question of the qualitative orientation of young people to an active search for a field of activity in which a person can realize his talents, interests and skills and achieve professional self-realization arose with a change in the social system in a number of countries and the emergence of relative freedom in managing their lives. Professional self-determination is a socially significant problem, as it requires a young person to find his place in life, keeping a balance between the real needs and demands of society, taking into account the rapid changes in social and technological progress. The authors come to conclusion that it is possible to provide modern full-fledged provision of vocational guidance and social self-determination of high school students through a systemic, network partnership between educational institutions and professional educational organizations, which in turn will establish ties with vocational guidance centers and directly with employers both in the industrial-commercial sphere and in the scientific-research sphere.

Key words: professional self-determination, youth, modern conditions, metropolis, students, education.

З.Ш. Магомедова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: zamira-m69@mail.ru А.Х. Хачароева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: asya.khacharoeva@mail.ru

Ф.С. Турлова, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: turlova.fatima@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА

В статье рассматривается профессиональное самоопределение молодежи в современных условиях мегаполиса. Вопрос качественной ориентации молодежи на активный поиск сферы деятельности, в которой человек сможет реализовать свои таланты, интересы и навыки и добиться профессиональной самореализации, возник с изменением социальной системы в ряде стран и появлением относительной свободы в распоряжении своей жизнью. Профессиональное самоопределение является общественно значимой проблемой, так как требует от молодого человека найти свое место в жизни, соблюдая баланс реально существующей потребности и запросов общества с учетом стремительного изменения социального и технического прогресса. Авторы пришли к выводу о том, что современную полноценную профессиональную ориентацию и социальное самоопределение учеников старших классов возможно обеспечить через системную сетевую партнёрскую связь образовательных учреждений между собой и профессиональными образовательными организациями, которые, в свою очередь, будут налаживать связи с центрами профессиональной ориентации, и непосредственно работодателями как в промышленно-ком-мерческой сфере, так и в научно- исследовательской области.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, молодежь, современные условия, мегаполис, учащиеся, образование.

Актуальность исследования профессионального определения учащихся привлекает пристальное внимание педагогов и психологов, социологов и экономистов. Вопрос качественной ориентации молодежи на активный поиск сферы деятельности, в которой человек сможет реализовать свои таланты, интересы и навыки и добиться профессиональной самореализации, возник с изменением социальной системы в ряде стран и появлением относительной свободы в распоряжении своей жизнью [1-7]. Жизненные, практические основания для ее постановки - это, прежде всего, два постоянно воспроизводящихся несоответствия, рассогласование между потребностями общества в притоке трудовых ресурсов в те или иные области труда, с одной стороны, и профессиональными

планами, устремлениями, интересами подростков, выбирающими профессию, с другой. Исторически молодые люди являлись одной из самых активных социальных групп, которая играет ключевую роль в формировании социально-профессиональной структуры общества. Появление новых профессий, усложнение глобальных и региональных производственных и логистических процессов, новые достижения в ряде научных дисциплин еще больше повышают значение данной социальной группу и накладывают ответственность за поддержание и формирование здоровой социальной системы. В настоящее время очевидно, что профессиональное самоопределение является общественно значимой проблемой, так как требует от молодого человека найти свое место в жизни, соблюдая баланс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.