С Т А Т Ь И
УДК 902:911:008(091)
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ЗНАКАМ-ТАМГАМ У ВОЛЖСКИХ БУЛГАР (АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
К.А. Руденко
Казанский государственный институт культуры Казань, Российская Федерация murziha@mail.ru
Резюме. Цель: введение в научный оборот новых материалов по знаковой системе и письменности Волжской Булгарии.
Материалы исследования: основным источником являются археологические артефакты, полученные в результате раскопок автора в начале XXI в. и археологические материалы из собрания Национального музея Республики Татарстан. Это фрагмент керамического сосуда и серебряный перстень булгар-ского производства.
Результаты и научная новизна: впервые было проведено детальное изучение и описание не известных ранее археологических артефактов с сохранившимися знаками-тамгами, свидетельствующие об их особой роли в различных социальных слоях булгарского общества, причем как городского, так и сельского. Помимо этого, определен круг аналогий знакам-тамгам которые были на этих артефактах. Большая часть этих знаков сопоставима с хорошо изученными клеймами и знаками (метками) на булгарской керамике. Кроме того, эти два артефакта хорошо датированы: фрагмент сосуда датирован концом XI - началом XII в., а перстень - XII в.
Если в предыдущих исследованиях речь шла преимущественно об артефактах, происходивших как правило из крупных булгарских городищ - прежде всего Билярского городища, то один из артефактов, который анализируется в статье, происходит с селища, то есть не городского поселения. Очевидно, что система знаков-тамг в центральной части Волжской Булгарии была распространена среди ремесленников разных профессий как в городах, так и в сельской местности.
В статье рассматриваются два артефакта, датированные концом XI-XП в.: перстень из серебра с чернью со знаками с обратной стороны щитка и фрагмент глиняного горшка, на поверхности которого были нанесены знаки-тамги. Причем знаки на этом горшке были сделаны по сырой поверхности глины, то есть когда его изготавливали. Можно предполагать, что их нанес гончар, который и изготовил этого горшок. Знаки наносились справа налево в две строки. Строки начинают два знака в виде буквы «А». Такой знак широко распространен как у булгар, так и в тюркской письменности Евразийских степей. Некоторые исследователи считают, что знак «А» принадлежал правящему роду в Волжской Булгарии и мог обозначать город Биляр и всю страну - Булгарию. Остальные знаки также встречены на булгарских изделиях XI-XИ вв.
Не очень понятно для чего были нужны эти знаки на данном сосуде. Они не имеют отношения к содержимому горшка, поскольку он был предназначен для приготовления пищи, а не для хранения продуктов. Горшок был покрыт нагаром и копотью, то есть его активно использовали на кухне. Они не обозначали имя владельца, поскольку такую посуду вряд ли ее хозяин мог отдавать или передавать кому-либо вне своего дома. Сомнительно, что это специальные тамги гончара так как на этом селище другие подобные надписи на горшках не обнаружены.
Серебряный перстень является типичным изделием ювелиров Волжской Булгарии, работавших в Биляре. На его обратной стороне специальным инструментом были вырезаны знаки. Они были расположены плотно друг к другу в одну строку и один знак был вынесен над строкой. Знаки были вырезаны в процессе изготовления так как после завершения работы их нанести было невозможно. Нанес их ювелир, который этот перстень и изготовил. Несмотря на завершенность композиции расшифровать значение этих знаков затруднительно.
Учитывая имеющиеся данные по знакам на различных изделиях булгар-ских ремесленников можно утверждать, что у булгар существовала своя система знаков, которая широко использовалась в быту и ремесленной деятельности.
Ключевые слова: Волжская Булгария, Биляр, тамги, Остолоповское селище, руническая письменность, ювелирное дело.
Для цитирования: Руденко К.А. Новые материалы по знакам-тамгам у волжских булгар (археологический аспект). Тюркологические исследования. 2019; 2(2): 5-14.
Интерес к письменности, знакам и языку волжских булгар в целом, возник в начале XIX в. К настоящему времени накопилась достаточно обширная литература по этим вопросам, требующая особого осмысления. В ХХ в. было установлено, что у булгар была письменность как на основе арабской графики, так и руническая. Последняя была представлена уникальной надписью на ручке керамического сосуда из раскопок Билярского городища, отнесенной И.Л. Кызласовым к кубанскому варианту тюркской рунической письменности [4; 8, с. 5-18; 6, с. 128-131; 7, с.216,274-275, №К11; 9, 226-246]. Кроме того, было зафиксировано большое число тамгообразных знаков на различных изделиях - бытовой и специализированной керамике, каменных, костяных и бронзовых изделиях. Особо детально исследовались клейма на гончарной посуде, где эта категория знаков очень представительна [3, с. 69-92; 2].
Несмотря на разнообразие данных по булгарской письменности и системе знаков многие вопросы остаются пока мало разработанными. Среди них стоит отметить проблему распространения данной традиции за пределами крупных городских центров, например, Билярского городища или торговых поселений (Измерское I и Мурзихинское селища), где были обнаружены артефакты с надписями и различными знаками. Проблема заключается в редкости таких находок, даже при масштабных и регулярных археологических исследованиях.
Учитывая ценность для научных исследований в булгаристике таких материалов особый интерес вызывают новые находки с подобными знаками. В 2008 г. на Остолоповском селище Х1-Х11 вв. в Алексеевском районе РТ
на раскопе XIX, расположенном в южной части памятника, был обнаружен венчик (10х6х4 см) кругового глиняного горшка с примесью песка и шамота в тесте1 [10, с. 5-22; 12, с. 123-145] (рис.1: 1,1а). Он был найден поблизости от жилой постройки конца XI - рубежа XI-XИ вв. [11, с. 322].
Сосуд был небольших размеров: диаметр венчика - 13 см; горловины 11,5 см; диаметр наибольшего расширения тулова - 15 см.; общий объем его не превышал 1 л. (рис.1: 1б). Внешняя поверхность горшка закопчена, следы нагара и пригоревшего содержимого были зафиксированы и с внутренней его стороны. Близкие формы горшков встречены в материалах, опубликованных ранее Т.А. Хлебниковой из раскопок этого памятника [15, с. 61, 62, рис. 3-3,9; 16, с. 86]. В целом, такие керамические изделия, изготовленные с помощью гончарного круга или подправленные на круге, часто встречаются на памятниках Алексеевского-Курналинского археологического микрорегиона Х - XII вв., например, на Алексеевском городище [16, с. 88, 211, рис. 5,4; 119].
На плечике верхней части сосуда с внешней стороны частично сохранились две строчки тамгообразных знаков2. Нанесены они специальным инструментом (писалом) с острым окончанием с одной стороны и плоской лопастью шириной 0,4 см, с другой. Острым окончанием знаки процарапывались, а плоским оттискивались, причем, при нанесении знаков на данном сосуде использовались оба окончания писала.
Первая и вторая строчки начинаются (справа налево) со знака в виде буквы «А» с перекладиной в виде галочки острием вниз (№№1,4) (рис.1:1) - один из самых распространенных знаков на булгарской керамике [2, 157-161, тип 12]. При этом эти два знака несколько отличаются по внешнему виду. Верхний знак (№1) (рис.1:1-1) меньше по размеру: высота и ширина его 0,7 см. Левый штрих знака нанесен острым окончанием, которое разрезало поверхность сырой глины. Правый штрих выполнен надавливанием второго, плоского, окончания инструмента, им же сделана «перекладина-галочка» внутри буквы. Поэтому буква как бы составлена из небольших отрезков (за исключением левого штриха). При этом верхняя часть знака оказалась смазанной при заглаживании поверхности в этой части сосуда.
Нижний знак «А» (№4) (рис.1: 1-4) крупнее: 1х1 см и сделан видимо чуть позднее верхнего знака по уже заглаженной поверхности, поэтому сама линия четкая с ровными краями с невысоким бортиком: движение писалом давалось гончару легко, рука шла без усилий, свободно. Сначала гончар острием писала обозначил левый штрих знака, лопаточкой - остальные его части, но в отличие от верхнего знака «А», он этот знак не выдавливал, а вычерчивал: одним движением правый штрих, другим - левый, после чего двумя короткими отрезками нарисовал галочку-перекладину, тем самым завершив его форму.
Следующий знак в верхней строчке - «ветка» или «дерево»3 в виде вертикальной линии с наклонно отходящими с обеих сторон от стержня в средней части двумя штрихами Верхняя часть линии имеет отходящую направо
1 Полевой шифр: 0.с.-8.2/4909. В настоящее время фрагмент находится в экспозиции археологического музея Билярского музея-заповедника (БГИАПМЗ, инв. №735).
2 Благодарю И.Л. Кызласова за консультацию и ценные замечания по знакам на этом артефакте.
3 Здесь и далее использованы названия знаков, разработанные Н.А. Кокориной.
наклонную ветвь. Этот знак процарапали острым окончанием инструмента, при этом линия получалась ровная и «выход» ее на поверхность при ослаблении нажима на инструмент уже чертился вскользь, оставляя тонкую линию и через несколько миллиметров сходя на нет. Представляется, что этот знак был нанесен чуть позже знака №1, по немного подсохшей поверхности сосуда, возможно в период сушки перед обжигом, поэтому края у контуров нечеткие, с микроскопическими комочками. Знак «ветка» был весьма распространен на билярской керамике XI - XII в. [2, с. 162, типы 63 и 64].
Последний знак (или часть знака) в верхней строке, нанесенный одновременно с предыдущем знаком - «черта» в виде вертикальной линии длиной 1,5 см (№3). На гончарных булгарских клеймах он встречается редко [2, с. 163, тип. 73].
В нижней строчке помимо знака А (№4) слева помещен еще один знак «черта», но в ином виде: два коротких горизонтальных отрезка длиной 0,7 см сходящиеся в левую сторону, между которыми посередине находится еще один отрезок такой же длины. Композиция напоминает схематически изображенный наконечник стрелы. Похожие, но не идентичные знаки встречаются на керамике Булгарского городища [2, с. 163, тип 84]. Этот знак на изучаемом фрагменте горшка нанесли одновременно со знаками №№2 и 3. В целом, знаки были нанесены на сосуд в следующей последовательности: 1-4 - (2, 3,5).
Очевидно, что знаки на данном сосуде, во-первых, не соотносилась с его содержимым, поскольку были нанесены в процессе изготовления горшка, при этом он изготавливался не для хранения чего-либо, а для приготовления различной пищи, при этом под копотью и нагаром знаки были не видны и заранее предвидеть это было невозможно; во-вторых, вряд ли горшок был изготовлен в гончарной мастерской в крупном городе, и скорее всего гончар жил непосредственно на этом селище. Отметим, что на Билярском городище известны лепные горшки с клеймами «А» на днище, но знаков в таком формате и композиции ни на них, ни на любых других сосудах не встречено [3, с. 86].
На Остолоповском селище встречены и другие знаки на керамике, например, прочерченный крест на ручке кувшина (раскоп XXIV). В этом случае - это метка собственности и не более того. Тем более, что практика ставить метки на личную глиняную посуду (чаще всего кувшины и кринки) или прясла, была распространена у булгар повсеместно, например, значительное число прочерченных или процарапанных знаков зафиксировано на керамических сосудах из Билярского городища, сводка которых по раскопкам 1970-х - 1980-х гг. опубликована А.Ф. Кочкиной [5, с.104-106, рис. 1-3].
Все находки о которых шла речь выше с Остолоповского селища имеют стратиграфические даты, а в целом изученная часть селища функционировала с начала XI до второй половины XII в. [14, с. 308]. Это важно для определения хронологических рамок бытования системы знаков в Волжской Булгарии.
Второй случай использования тамгообразных знаков связан с серебряным перстнем из Билярского городища из собрания Национального музея РТ1. Перстень датирован XII - началом XIII в. [13, с. 58, 363, ил. 95, кат.15]. Это кованое изделие с овальным щитком (2х2 см), на лицевой поверхности которого нанесен гравированный рисунок. Шинка диаметром 1,7 см, сломана в средней
1 НМ РТ, инв. №ЭО-99/51 (СУ-373).
части. Рисунок выполнен в характерной для булгар композиции: поле разделено узким орнаментальным пояском, декорированным наклонными s-видными отрезками, имитирующими «плетенку»; в верхней и нижней части орнаментального поля симметрично размещены переплетающиеся стилизованные растительные побеги, оканчивающиеся трилистниками. Фон рисунка немного углублен и покрыт чернью (рис.1: 2,2а).
На обратной стороне щитка нанесены справа налево знаки, один из которых расположен отдельно, а остальные - в одну линию вплотную друг к другу. Высота их разная: самый крупный (№3) имеет высоту 0,7 см, самый низкий - (№1) - 0,3 см. Можно различить 5 тамгообразных и геометрических знаков (рис.1: 2в) расположенных по горизонтали. Они выгравированы тонким инструментом, тем же, что и рисунок на лицевой стороне щитка. Мастер предварительно сделал разметку для того чтобы знаки были ровными, использовав ее при нанесении самих знаков. Судя по одинаковым по следам инструмента при гравировке знаков и их взаимному расположению, все знаки нанесены в одно время.
Первый знак (№1) «песочные часы» оказался немного «сбитым»: мастер сначала выбил сам знак, а затем добавил поверх его верхнего правого угла маленькую полукруглую арочку, причем очень близко от края из-за чего здесь образовалась микротрещина (рис.1: 2г). Такой знак встречается на керамических сосудах XII - начала XIII в. из Биляра, а также из Болгарского городища и Ага-Базара [2, с. 177, тип №234, рис.106-234; 107]. Особенностью знака на билярском перстне является своеобразный завиток в его верхней правой части.
Второй знак (№2) в виде овала/круга с вписанным в него другим знаком в виде уголка острием налево. Похожий знак встречается на гончарных клеймах Билярского городища XI - начала XIII в. [2, с. 167, рис.106-171].
Третий знак (№3) - двухсторонний трезубец совмещает два знака встречающихся на билярской керамике: двухстороннего двузубца и одиночного трезубца (типы №№164 и 182) [2, с. 164]. Причем, на этом перстне ювелир выполнил его виртуозно: одним движением резца была изображена левая верхняя часть знака, потом, короткими линиями завершена верхняя его половина. Нижняя часть трезубца нанесена иначе: сначала ювелир выгравировал средний зубец, затем, правый, после чего, чуть зайдя на верхнюю часть средней линии, левый зубец.
Четвертый знак (№4) в виде горизонтальной линии с отростком, отходящим от левого конца линии под углом «45°. Возможно, что таким образом наносивший знак мастер показал окончание строки (а) и перенос еще одного знака на другую строку (б) (рис.1: 2в,г). Впрочем, в нем его можно видеть и знак «галочка», близкий формам клейм на керамике Биляра и Муромского городка [2, с. 172, тип 123]. Образовавшаяся условная горизонтальная борозда посередине мне кажется была результатом разметки при размещении знаков, поэтому она состоит из коротких отрезков два из которых слева и в центре были нанесены в первую очередь1 перед гравировкой знаков.
Последний знак - «корабль» образован дугой, обращенной верхней частью вниз, посередине которой помещена вертикальная линия. Левая часть знака дополнена маленькой арочкой. Этот знак имеет аналогии в керами-
1 При нанесении знака №2 край отрезка оказался чуть потревоженным.
ческом материале городища Муромский городок и Билярского городища и помимо их нигде больше на памятниках Волжской Булгарии не выявлен [2, с. 172, тип 179].
Плотность расположения знаков на билярском перстне объясняется видимо недостатком места на щитке не позволившее разместить все знаки в одну строчку. Если исходить из того, что знаки наносились справа налево, то последний знак (№5) оказался в верхнем регистре. Вполне очевидно, что знаки нанесены до того, как перстень был завершен: то есть запаяна шинка. Поэтому эти знаки нанесены в процессе изготовления ювелиром скорее всего по пожеланию заказчика, поскольку ни на одном другом таком перстне знаков не обнаружено.
Е.П. Казаков отмечал, что знаки на перстнях встречались у булгар и ранее: в Больше-Тарханском могильнике второй половины VIII - первой половины IX в. из погребения 237 происходит серебряный перстень, на щитке которого выгравирована крестообразный знак. Ко второй половине IX в. относится перстень из погребения 877 Танкеевского могильника на квадратном щитке которого имеются выгравированные три знака - справа налево: прямая вертикальная линия, знак напоминающий английскую «и» и третий близкий по начертанию английской [1, с.179, рис.1-1; 2-2]. Однако в отличие от билярской находки эти знаки являются элементом дизайна данных артефактов.
Учитывая имеющиеся данные по знакам-тамгам на различных изделиях булгарских ремесленников и те сведения, которые были получены при анализе вышеописанных артефактов, можно утверждать, что у булгар существовала собственная система знаков, сформировавшаяся на основе тюркского рунического алфавита, знаков-тамг и геометрических меток, которая достаточно широко использовалась в быту и ремесленной деятельности в Волжской Булгарии с Х и до начала XIII в.
Список литературы
1. Казаков Е.П. Знаки и письмо ранней Волжской Болгарии по археологическим данным // СА. 1985. № 4, с. 178-185.
2. Кокорина Н.А. Керамика Волжской Булгарии второй половины XI-на-чала XV в. (К проблеме преемственности булгарской и булгаро-татарской культур). Казань: Институт истории АН РТ, 2002. 383 с.
3. Кочкина А.Ф. Гончарные клейма Билярского городища // Средневековые археологические памятники Татарии / отв. ред. А.Х. Халиков. Казань: ИЯЛИ КФАН СССР, 1983, с.69-92.
4. Кочкина А.Ф. Рунические знаки на керамике Биляра // Советская тюркология. 1985. № 4, с. 54-80.
5. Кочкина А.Ф. Знаки и рисунки на керамике Биляра // Ранние болгары в Восточной Европе / отв. ред. А.Х.Халиков. Казань: ИЯЛИ КФАН СССР, 1989, с. 97-107.
6. Кызласов И.Л. Древнетюркская руническая письменность Евразии (Опыт палеографического анализа). М.: ИА РАН, 1990. 180 с.
7. Кызласов И.Л. Рунические письменности евразийских степей. М.: Издат. фирма Восточная лит-ра, 1994. 327 с.
8. Кызласов И.Л. Руническая эпиграфика древних болгар // Татарская археология. 2000. № 1-2 (6-7), с. 5-18.
9. Кызласов И.Л. Серебряные монеты с легендами кубанского рунического письма // Проблемы археологии Кавказа. Группы по археологии Кавказа. Вып. 1 / отв. ред. Р.М. Мунчаев, С.Н. Кореневский. М.: ТАУС, 2012, с. 226-246.
10. Руденко К.А. Отчет об археологических исследованиях в Татарстане в 2008 г. Казань, 2009. 46 с.+117 ил.,3 табл. и 4 диаграммы в тексте // АИА РАН. Р-1, №44189.
11. Руденко К.А. К вопросу о булгарских жилищах домонгольского времени (по материалам Остолоповского селища в Алексеевском районе РТ) // Среднее Поволжье и Южный Урал: человек и природа в древности / отв. ред. М. Ш. Галимова. Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009а, с. 309-352.
12. Руденко К.А. О некоторых итогах исследования Остолоповского селища в Алексеевском районе Республики Татарстан // Поволжская археология. 2012. №2, с. 123-145.
13. Руденко К.А. Булгарское серебро. Древности Биляра. Т.Н. Казань: Заман, 2015. 528 с.
14. Руденко К.А. Стратиграфия Остолоповского селища XI - XII вв. в Алексеевском районе Татарстана // Средневековые археологические памятники Поволжья и Урала: проблемы исследований, сохранения и музеефика-ции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань: Издат. дом «Казанская недвижимость», ИА им А. Х. Халикова АН РТ, 2017, с.296-319.
15. Хлебникова Т.А. Некоторые итоги исследования булгарских памятников нижнего Прикамья // СА. 1974. № 1, с. 58-68.
16. Хлебникова Т.А. Керамика памятников Волжской Болгарии. К вопросу об этнокультурном составе населения. М.: Наука, 1984. 240 с.
Сокращения
АИА РАН - Архив института археологии Российской академии наук
БГИАПМЗ - Билярский государственный историко-археологический и природный музей-заповедник
ИА АН РТ - институт археологии академии наук Республики Татарстан
РТ - Республика Татарстан
СА - Советская археология
Сведения об авторе: Руденко Константин Александрович, доктор исторических наук, доцент, Казанский государственный институт культуры (420059, Россия, Казань, Оренбургский тракт, 3), e-mail: murziha@mail.ru
Дата поступления материала 18.02.2019.
Принят к публикации 14.03.2019.
NEW MATERIALS ON TAMGAS AT THE VOLGA BULGARIANS (ARCHAEOLOGICAL ASPECT)
K.A. Rudenko
The Kazan State Institute of Culture Kazan, Russian Federation murziha@mail.ru
Abstract. Purpose: introduction of new materials into the scientific circulation on the sign system and the writing of the Volga Bulgaria.
Research materials: the main source are archaeological artifacts obtained as a result of the author's excavations at the beginning of the XXI century and archaeological materials from the collection of the National Museum of the Republic of Tatarstan. This is a fragment of a ceramic vessel and a silver ring of Bulgarian origin.
Research results: for the first time, a detailed study and description of previously unknown archeological artifacts with preserved tamgas has been carried out, indicating their special role in various social circles of the Bulgarian society, both urban and rural. In addition, the circle of analogies to the tamgas that were on these artifacts was determined. Most of these signs are comparable with well-studied brands and marks on Bulgarian ceramics. In addition, these two artifacts are well dated: the fragment of the vessel is dated by the end of the XI - the beginning of the XII century, and the ring - by the XII century.
If in previous studies it was mainly about artifacts that occurred as a rule from large Bulgarian sites - first of all Bilyar hillfort, then one of the artifacts analyzed in the article comes from the village, that is, not the urban settlement. It is obvious that the spread of the sign-tamg system in the central part of the Volga Bulgaria was spread among artisans of various professions both in cities and in rural areas.
Two artifacts dated to the end of the 11th-12th centuries are considered: a ring from silver with black with signs on the back side of the flap and a fragment of a clay pot on which surfaces were inscribed tamgas. And the signs on this pot were made on a damp surface of clay, that is, when it was made. It can be assumed that they were inflicted by a potter, who made this pot. Signs were applied from right to left in two lines. The lines begin two characters in the form of the letter "A". This sign is widely distributed both among the Bulgars and in the Turkic writing of the Eurasian steppes. Some researchers believe that the sign "A" belonged to the ruling clan in Volga Bulgaria and could designate the city of Bilyar and the entire country - Bulgaria. The remaining signs were also found on the Bulgarian products of the 11th-12th centuries.
It is not very clear why these signs were needed on this vessel. They are not relevant to the contents of the pot, because it was intended for cooking, and not for storing food. The pot was covered in soot and soot, that is, it was actively used in the kitchen. They did not designate the name of the owner, since such a pottery was unlikely to be given or handed over to anyone outside his home. It is doubtful that these are potter's special tamgas since other similar inscriptions on pots were not found on this village.
Silver ring is a typical product of goldsmiths of the Volga Bulgaria, who worked in Bilyar. On its back side, special signs were cut out. They were located
tightly to each other in one line and one sign was placed above the line. Signs were cut in the manufacturing process because after the completion of the work they were impossible to apply. He brought them a jeweler who made this ring. Despite the completeness of the composition, it is difficult to decipher the meaning of these signs.
Given the available data on the signs on various products of the Bulgarian artisans, it can be argued that the Bulgars had their own system of signs that was widely used in everyday life and handicraft activities.
Keywords: Volga Bulgaria, Bilyar, tamgas, Ostolopov settlement, runic writing, jewelry business.
For citation: Rudenko K.A. New Materials on Tamgas at the Volga Bulgarians (Archaeological Aspect). Tyurkologicheskie issledovaniya =Turkological Studies. 2019; 2(2): 5-14. (In Russ.)
References
1. Kazakov E.P. Znaki i pis'mo rannej Volzhskoj Bolgarii po arheologiches-kim dannym. SA. 1985. № 4, s. 178-185. (In Russian)
2. Kokorina N.A. Keramika Volzhskoj Bulgarii vtoroj poloviny Xl-nachala XV v. (K probleme preemstvennosti bulgarskoj i bulgaro-tatarskoj kul'tur). Kazan': Institut istorii AN RT, 2002. 383 s. (In Russian)
3. Kochkina A.F. Goncharnye klejma Bilyarskogo gorodishcha // Sredneve-kovye arheologicheskie pamyatniki Tatarii / otv. red. A.H. Halikov. Kazan': IYALI KFAN SSSR, 1983, s.69-92. (In Russian)
4. Kochkina A.F. Runicheskie znaki na keramike Bilyara. Sovetskaya ty-urkologiya. 1985. № 4, s. 54-80. (In Russian)
5. Kochkina A.F. Znaki i risunki na keramike Bilyara // Rannie bolgary v Vostochnoj Evrope / otv. red. A.H.Halikov. Kazan': IYALI KFAN SSSR, 1989, s. 97-107. (In Russian)
6. Kyzlasov I.L. Drevnetyurkskaya runicheskaya pis'mennost' Evrazii (Opyt paleograficheskogo analiza). M.: IA RAN, 1990. 180 s. (In Russian)
7. Kyzlasov I.L. Runicheskie pis'mennosti evrazijskih stepej. M.: Izdat firma Vostochnaya lit-ra, 1994. 327 s. (In Russian)
8. Kyzlasov I.L. Runicheskaya ehpigrafika drevnih bolgar. Tatarskaya arhe-ologiya. 2000. № 1-2 (6-7), s. 5-18. (In Russian)
9. Kyzlasov I.L. Serebryanye monety s legendami kubanskogo runicheskogo pis'ma // Problemy arheologii Kavkaza. Gruppy po arheologii Kavkaza. Vyp. 1 / otv. red. R.M. Munchaev, S.N. Korenevskij. M.: TAUS, 2012, s. 226-246. (In Russian)
10. Rudenko K. A. Otchet ob arheologicheskih issledovaniyah v Tatarstane v 2008 g. Kazan', 2009. 46 s.+117 il.,3 tabl. i 4 diagrammy v tekste // AIA RAN. R-1, №44189. (In Russian)
11. Rudenko K. A. K voprosu o bulgarskih zhilishchah domongol'skogo vre-meni (po materialam Ostolopovskogo selishcha v Alekseevskom rajone RT) // Sred-nee Povolzh'e i YUzhnyj Ural: chelovek i priroda v drevnosti / otv. red. M. SH. Galimova. Kazan': Izd-vo «Fehn» AN RT, 2009a, s. 309-352. (In Russian)
12. Rudenko K. A. O nekotoryh itogah issledovaniya Ostolopovskogo selish-cha v Alekseevskom rajone Respubliki Tatarstan. Povolzhskaya arheologiya. 2012. №2, s. 123-145. (In Russian)
13. Rudenko K.A. Bulgarskoe serebro. Drevnosti Bilyara. T.II. Kazan': Za-man, 2015. 528 s. (In Russian)
14. Rudenko K. A. Stratigrafiya Ostolopovskogo selishcha XI - XII vv. v Alekseevskom rajone Tatarstana // Srednevekovye arheologicheskie pamyatniki Povolzh'ya i Urala: problemy issledovanij, sohraneniya i muzeefikacii. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan': Izdat. dom «Kazanskaya nedvizhimost'», IA im A. H. Halikova AN RT, 2017, s. 296-319. (In Russian)
15. Hlebnikova T.A. Nekotorye itogi issledovaniya bulgarskih pamyatnikov nizhnego Prikam'ya. SA. 1974. № 1, s. 58-68. (In Russian)
16. Hlebnikova T.A. Keramika pamyatnikov Volzhskoj Bolgarii. K voprosu ob ehtnokul'turnom sostave naseleniya. M.: Nauka, 1984. 240 s. (In Russian)
About the author: Rudenko Konstantin, Dr. habil. (History), The Kazan State Institute of Culture (420059, Kazan, Russian Federation, the Orenburg path, 3), e-mail: murziha@mail.ru
Received February 18, 2019.
Accepted for publication March 14, 2019.