Научная статья на тему 'Новые материалы об экспедиции В. П. Налимова в Удмуртию (1926)'

Новые материалы об экспедиции В. П. Налимова в Удмуртию (1926) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИННО-УГРОВЕДЕНИЕ / ЭТНОГРАФИЯ / В.П. НАЛИМОВ / "ЗАБЫТЫЕ ТЕКСТЫ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Загребин Алексей Егорович, Шарапов Валерий Энгельсович

Статья посвящена одной из малоизученных страниц истории советского финно-угроведения. Летом 1926 года состоялась экспедиция к удмуртам известного коми этнографа В.П. Налимова, собранный полевой материал должен был быть положен в основание его монографии «К познанию удмуртов». Однако по причине «идеологической невыдержанности» представленный текст был изъят, а сам автор вскоре был подвергнут репрессиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Загребин Алексей Егорович, Шарапов Валерий Энгельсович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MATERIALS ON V.P. NALIMOVS EXPEDITION TO UDMURTIA (1926)

The article is devoted to one of the little-studied pages in history of the Soviet Finno-Ugric Study. In summer 1926 there was an expedition to Udmurtia of the famous Komi ethnographer V.P. Nalimov. The materials collected were assumed as a basis for his monograph «On the Perception of the Udmurts». However, due to the «ideological unevenness» the text submitted was removed and the author was shortly subjected to reprisals.

Текст научной работы на тему «Новые материалы об экспедиции В. П. Налимова в Удмуртию (1926)»

УДК 908(470.51)

ЗАГРЕБИН Алексей Егорович, доктор исторических наук, профессор, директор Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук (г. Ижевск). Автор более 100 научных публикаций

ШАРАПОВ Валерий Энгельсович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (г. Сыктывкар). Автор более 100 научных публикаций

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ В.П. НАЛИМОВА В УДМУРТИЮ (1926)*

Статья посвящена одной из малоизученных страниц истории советского финно-угроведения. Летом 1926 года состоялась экспедиция к удмуртам известного коми этнографа В.П. Налимова, собранный полевой материал должен был быть положен в основание его монографии «К познанию удмуртов». Однако по причине «идеологической невыдержанности» представленный текст был изъят, а сам автор вскоре был подвергнут репрессиям.

Финно-угроведение, этнография, В.П. Налимов, «забытые тексты»

В 2009 году в рамках программы фундаментальных исследований президиума Российской академии наук «Историко-культурное наследие и духовные ценности России» Удмуртским институтом истории, языка и литературы Уральского отделения РАН начал реализовываться исследовательский проект, ориентированный на введение в научный оборот новых источников по истории и культуре финно-угорских народов Среднего Поволжья и Приуралья1. Предусматривается выявление, систематизация и археографическая обработка этнографических описаний удмуртов, коми, коми-пермяков, мордвы и марийцев, сохранившихся в неопубликованных «забытых текстах». Одной из приоритетных задач является подготовка к публикации материалов,

датируемых первыми послеоктябрьскими десятилетиями.

Период, запомнившийся относительной свободой научного самовыражения, был временем институциализации отечественного этнографического финно-угроведения, ставшего совместной инициативой местных краеведческих обществ и центральных учреждений науки. В те годы был собран богатый этнографический материал, лишь частично введенный в научный оборот в силу наметившейся на рубеже 1920-х

- 1930-х годов тенденции к занижению роли этнографии. Смена политического курса, сопровождавшаяся усиленной централизацией, унификацией и постепенным свертыванием национально ориентированных проектов, привела к разгрому краеведения, минимизации экспедици-

© Загребин А.Е., Шарапов В.Э., 2010

* Публикация подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований президиума Российской академии наук «Историко-культурное наследие и духовные ценности России». Направление 8. Музейные и архивные фонды: изучение, введение в научный оборот, обеспечение нового качества доступа к культурному наследию. Проект «Новые источники по истории и культуре финно-угорских народов Среднего Поволжья и Приуралья».

онной деятельности и гибели многих финно-угроведов, чье научное наследие было утрачено, либо надежно скрыто в архивохранилищах.

Ярким представителем нарождавшейся финно-угорской интеллигенции, избравшем этнографию в качестве основного занятия, был Василий Петрович Налимов (1879-1939). Выходец из крестьян Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии, он последовательно окончил начальную и городскую школы, затем учился в фельдшерской школе в Москве. Следующие пять лет Налимов провел на родине, занимаясь не только лечением земляков, но и изучением традиционной культуры коми. В 1903 году В.П. Налимов переезжает в Москву, где начинает контактировать с ведущими этнографами страны, тогда же в «Этнографическом обозрении» были опубликованы его первые статьи по этнографии коми. Публикации Налимова заинтересовали финских ученых, и в 1907 году находившийся в Москве доцент Гельсингфорско-го университета В.И. Мансикка предложил ему сотрудничать с Финно-угорским обществом в деле изучения пермских народов2. Продолжая переписку с Финно-угорским обществом, Налимов присылает на его адрес многочисленные этнографические заметки, невольно закладывая основы «Налимовской коллекции» архива Об-щества3.

В 1912 году окончив Московский университет, В.П. Налимов продолжает научную карьеру С 1918 по 1921 год он - профессор Нижегородского университета, а в следующем 1922 году этнограф перебирается в Москву С этого момента начинается десятилетие признания Налимова как ученого-практика и теоретика. Налимов выезжает в этнографические экспедиции к коми и удмуртам, часто выступает в печати, становится одним из лидеров краеведческого движения. Проблемы начались в начале 1930-х годов, когда прежние научные связи и теоретические воззрения были признаны пороч-ными4. В 1933-1935 годах В.П. Налимов отбывал ссылку как «буржуазный националист», к этому обвинению вскоре добавится подозрение в шпионаже в пользу Финляндии5. Краткое возвращение на свободу завершилось арестом

по делу «СОФИН» и гибелью в Сыктывкарской тюрьме.

К изучению этнической истории и культуры родственного удмуртского народа В.П. Налимов пришел, по всей видимости, не случайно, учитывая удмуртоведческие штудии другого коми-ученого - К.Ф. Жакова6. В начале 1920-х годов в Москве В.П. Налимов общался с находящимися на учебе в столице удмуртами, организовавшими научно-просветительское общество «Бцляк» («Соседство»). На заседаниях общества профессор Налимов выступал с докладами: «Роль малых народов на фоне общечеловеческой культуры», «Материальная культура угро-финских народов» и «Общественная жизнь вотяков»7. Возможно, в эти годы у него возникла идея проведения экспедиции к удмуртам, дополнившей бы его теоретические и историографические познания.

Несмотря на материальные трудности, летом 1926 года поездка к удмуртам Вотской автономной области и Закамья была совершена8 . Мало того, В.П. Налимов в предельно короткие сроки подготовил к печати книгу «К познанию удмуртов» и даже заключил договор с издательством на ее публикацию. Но книге не суждено было выйти в свет, поскольку стремительно менялись приоритеты советского государства. Получив на первых порах столь необходимую поддержку, центральное правительство выстраивало новую парадигму отношений с национальностями и автономными территориями, более известную как «сталинская национальная политика». Усмотрев в рукописи В.П. Налимова недостаточную «материалистическую выдержанность», чиновные критики не просто запретили публикацию - они, по большому счету, на долгие годы определили дальнейший ход этнографических исследований в крае, уложив их в прокрустово ложе идеологической догмы. В этой связи возрастает ценность в публикациях «этнографического архива» В.П. Налимова, представляющего читателю «другую этнографию» - живую, наполненную верой в человека, народ и культуру.

Предварительные поиски рукописи В.П. Налимова «К познанию удмуртов», пред-

принятые в прошлом году, дали некоторый результат - из архива Коми научного центра УрО РАН был получен план-проспект монографии с подробным изложением исследовательского замысла автора9. Дальнейшие поиски принесли еще одну находку. В рукописном фонде Научноотраслевого архива Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН было обнаружено архивное дело, состоящее из 197 страниц машинописи и озаглавленное «Налимов В.П. Отчет этнографической экспедиции за 1925 г.»10. При детальном рассмотрении оказалось, что, наряду с экспедиционными наблюдениями, рукопись содержит развернутые описания ряда конкретных сюжетов, ранее фигурировавших в плане-проспекте монографии. Разбитый на главы текст отличается от обычных полевых записей проработкой теоретико-методологических и историографических аспектов, а также освещением этнопсихологических, религиозно-мифологических и экологических сторон изучаемой проблематики. Приведем примерную структуру текста:

- Подозрительность вотяков;

- Замкнутость вотяков;

- Гостеприимство;

- Взаимоотношения русских с вотяками;

- Нищий вотяк;

- Алексей Николаев - крестьянин д. Абдес;

- На станции Агрыз;

- Вотяк, татарин, снова вотяк;

- Вотское национальное духовенство;

- Туно;

- Вотская интеллигенция;

- Боязливость вотяка;

- Бережливость вотской интеллигенции;

- Трудолюбие вотской интеллигенции;

- Отличается ли вотская интеллигенция хозяйственностью и деловитостью;

- Деревенская интеллигенция;

- Положение женщины;

- Ревность вотских девиц;

- Темные стороны в положении вотской женщины;

- Вотская большая семья:

- положение мужчин в семье;

- влияние соседей на семейный быт вотяка;

- Терминология родства Удмуртов;

- Характеристика психической природы вотяков по литературным данным;

- Вотяк - нежный отец, мягкий муж, добрый родственник и сосед;

- Религия и мораль;

- Вотяк в своих молитвах и культе предков:

- вотяк в утренней молитве;

- вечерняя молитва вотяка;

- благодарственная молитва;

- Вотяк в почитании своих предков:

- культ предков;

- возмездие в загробном мире;

- сравнительная часть;

- кормление мертвых;

- Религия. Философская мысль. Религиозно-социальная система:

- культ луда;

- рассказ Евдокии Чернышевой (60 лет);

- культ воды и растений;

- культ воды народа Коми (Зырян и Пермяков);

- обряд «Ен вугурт»;

- моление воде;

- воршуд;

- тотемизм - социально-религиозная система вотяков;

- леший;

- божество леса Нюлес мурт. Быдзым нюня;

- упадок культа Быдзым нюня;

- моление Пуж меру;

- моление Тол пери;

- Инмар;

- Общественные моления:

- место моления;

- село Гондырево;

- село Варзи-Ятчи;

- Дэмен вось;

- Булда вось;

- Малый Гондырь Уральской волости;

- культ Акташа;

- село Варзи-Ятчи;

- Мукылчин;

- Дэмен вось в с. Варзи-Ятчи.

Таким образом, в нашем распоряжении оказался интереснейший источник по традицион-

ной культуре удмуртского народа, включающий в себя информацию о тех инновациях, что вошли в жизнь этноса в первые десятилетия советской власти. На основании работы профессора В.П. Налимова можно отметить, что длительный процесс формирования финно-угорских исследований в России в 1920-х годах достиг той стадии, когда ценность народной культуры и значимость ее научного изучения была осознана самими российскими финно-уграми, когда из среды вчерашних просвещаемых выделились собственные просветители, для которых этнография стала тем средством, с помощью которого можно было заявить о себе научному миру.

Безусловно, вполне оправданно обращение исследователей к источникам этого периода,

поскольку серьезная исследовательская работа требует появления новых «нехрестоматийных» данных. В этом отношении значительный интерес представляют этнографические описания, анкетные сводки и экспедиционные тетради, по разным причинам не ставшие достоянием научной печати и, как следствие, не раскрывшие своей интерпретативной способности. Смена методологической парадигмы и идеологические корректировки привели к тому, что немало перспективных работ было положено «под сукно» либо репрессировано вместе с их авторами. Многие этнографические тексты 1920-х и начала 1930-х годов долгое время оставались вне поля зрения историографов, что актуализирует задачу по их выявлению, археографической обработке и публикации.

Примечания

1 Шарапов В.Э., Власова В.В. Символическое структурирование пространства у современных православных коми // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2009. №9 3. С. 45-50.

2 См. подробнее: Загребин А.Е., Шарапов В.Э. К истории «Пермской экспедиции» У Т. Сирелиуса // Этнограф. обозр. 2008. №> 1. С. 110-117.

3 Терюков А.И. Рукописные материалы В.П. Налимова по коми-зырянам в Архиве Финно-Угорского Общества Финляндии // Электронная энциклопедия «Налимовские чтения» (CD). Сыктывкар, 2005.

4 В 1926 г. по результатам этнографическую экспедиций по Вотской автономной области В.П. Налимов подготовил рукопись монографии «К познанию удмуртов», в которой высказал ряд нетривиальных мыслей по теории этнографической науки. Однако уже готовая к печати книга была изъята из типографии по требованию местных партийных органов по причине «недостаточной проработки темы классовой борьбы в удмуртской деревне».

5 Несанелис Д.А., Семенов В.А. Профессор Василий Налимов - «финский шпион» // Родники Пармы. Сыктывкар, 1996. Вып. 4. С. 194-201.

6ЖаковК.Ф. Вотяки. Этнографический очерк // Науч. обозр. 1902. №9 11. С. 93-102; Его же. Некоторые черты из исторической и психической жизни вотяков // Живая старина. 1903. №9 1-2. С. 172-187.

7 Куликов К.И. Дело «СОФИН». Ижевск, 1997. С. 260.

8 Чураков В. С. Этнографическое изучение удмуртов в первые послереволюционные десятилетия // Финно-угры -славяне - тюрки: опыт взаимодействия (традиции и новации). Ижевск, 2009. С. 439.

9 См. подробнее: Загребин А.Е. В.П. Налимов в Удмуртии: к истории одного незавершенного научного проекта // Ежегодник финно-угорских исследований. 2009. С. 192-198.

10 НОА УИИЯЛ УрО РАН (Науч.-отраслев. арх. Удмурт. ин-та истории, языка и литературы Урал. отд-я Рос. академии наук). Оп. 2-Н. Д. 420.

Zagrebin Alexey, Sharapov Valery

NEW MATERIALS ON V.P. NALIMOV’S EXPEDITION TO UDMURTIA (1926)

The article is devoted to one of the little-studied pages in history of the Soviet Finno-Ugric Study. In summer 1926 there was an expedition to Udmurtia of the famous Komi ethnographer V.P. Nalimov. The materials collected were assumed as a basis for his monograph «On the Perception of the Udmurts». However, due to the «ideological unevenness» the text submitted was removed and the author was shortly subjected to reprisals.

Контактная информация: Шарапов Валерий Энгельсович e-mail: sharapov@online.ru

Рецензент - Теребихин Н.М., доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и религиоведения Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.